Цейлон (корабль 1803 г.)
![]() Цейлон (справа), переименованный в Цейлан , в битве при Гранд-Порте.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Цейлон |
Владелец |
|
Оператор | Ост-Индская компания |
Маршрут | Англия-Индия |
Строитель | Питчер, Нортфлит [ 2 ] |
Заложен | 1802 |
Запущен | апрель 1803 г. |
Судьба | В плену 3 июля 1810 г. |
![]() | |
Имя | Газель [ 3 ] |
Приобретенный | Июль 1810 г. путем взятия в плен. |
Захваченный | декабрь 1810 г. |
![]() ![]() Великобритания | |
Имя | Цейлон |
Владелец | Кеннард Смит |
Оператор | Ост-Индская компания, затем новые владельцы |
Маршрут | Англия-Индия |
Приобретенный | Декабрь 1810 г. путем повторного захвата. |
Судьба | Продано 1815 г. |
Общие характеристики [ 4 ] | |
Тип | Восточный Индианец |
Тонны нагрузки | 818 26 ⁄ 94 , [ 2 ] или 843, [ 5 ] или 867 [ 6 ] |
Длина |
|
Луч | 36 футов 5 дюймов (11,1 м) |
Глубина захвата | 14 футов 9 дюймов (4,5 м) |
Движение | плыть |
Экипаж | |
Вооружение |
Цейлон был Ост-Индским кораблем , спущенным на воду в 1803 году. Он совершил четыре рейса для Британской Ост-Индской компании (EIC). Во время ее четвертого путешествия французы захватили ее в бою 3 июля 1810 года ; затем она приняла участие в битве при Гранд-Порте . Британцы отбили ее при вторжении в Иль-де-Франс (ныне Маврикий). Она совершила свое четвертое плавание, а затем владельцы продали ее. Она была транспортом, пока в 1815 году владельцы не продали ее новым иностранным владельцам.
Карьера
[ редактировать ]Путешествие EIC № 1 (1803-04)
[ редактировать ]Капитан Томас Хадсон покинул Даунс 27 апреля 1803 года и направился в Бомбей , Бенгалию и Мадрас . Он отплыл по каперской грамоте, выданной 27 июня 1803 г., т. е. уже после отъезда. [ 5 ]
Цейлон достиг Бомбея 24 августа, Телличерри 27 сентября и Андженго 5 октября, а затем прибыл в Даймонд-Харбор 18 ноября. Направляясь домой, она была в Саугоре 24 декабря, Визагапатаме 27 января 1804 года, Мадрасе 21 февраля и острове Святой Елены 28 июня. [ 4 ]
Цейлон отправился со острова Святой Елены в конвое с лондонским Сити , Принцем Уэльским , Калькуттой и Уиндхемом , двумя судами из Южных морей, Лайвли и Стервятником , а также Роллой , которые перевозили осужденных в Новый Южный Уэльс. Их эскортом был HMS Courageaux . [ 7 ] По пути конвой столкнулся с суровой погодой, в результате чего «Принц Уэльский» затонул, все находившиеся на борту погибли.
Цейлон прибыл в Северный флот 15 октября. [ 4 ]
Путешествие EIC № 2 (1805-06)
[ редактировать ]Капитан Томас Хадсон покинул Портсмут 8 марта 1805 года и снова направился в Мадрас, Бенгалию и Бомбей. Цейлон прибыл в Мадрас 17 июля и достиг Даймонд-Харбора 10 августа. Направляясь домой, она была в Саугоре 7 ноября, Коломбо 20 декабря, Бомбее 19 января 1806 года, Телличерри 3 марта, Килоне 5 марта и Андженго 9 марта. Она достигла острова Святой Елены 14 мая и прибыла в Лонг-Рич 22 июля. [ 1 ]
Путешествие EIC № 3 (1807-09)
[ редактировать ]Капитан Томас Хадсон покинул Портсмут 4 марта 1807 года и направился в Мадрас, Бенгалию и Пенанг. Цейлон достиг Мадраса 9 сентября и Даймонд-Харбора 3 октября. Она была в Саугоре 22 ноября и прибыла на Пенанг 15 декабря. Она снова была в Саугоре 8 февраля 1808 года и в Киддерпоре 30 марта. Она снова была в Саугоре 11 мая, но уже направляясь домой, достигла Мадраса 25 июля. [ 4 ]
В ноябре Цейлон вместе с восемью другими индийцами находилась в конвое, когда попала в ураган. В этом путешествии она потеряла 46 человек из 110, с которыми она отправилась: 41 человек был задавлен различными кораблями Королевского флота, шесть умерли от болезней, шесть дезертировали, двое утонули в Даймонд-Харборе и один присоединился к армии. Хадсон, который к этому времени знал, что умирает от «бенгальской лихорадки», пополнил свою численность за счет ласкаров и некоторых датчан, однако пополнение было более низкого качества, чем потерянные люди, особенно те, которых требовал ВМФ. 21 ноября Цейлон перевернулся на балках и чуть не перевернулся; к счастью, погода временно улучшилась, и она выздоровела. Когда погода снова ухудшилась, фор-стеньга сломалась, но ее не удалось убрать. Цейлон начал набирать воду, и насосы не успевали за ней. Когда Гудзон спустился вниз, он обнаружил, что ласкары и датчане были парализованы страхом или фатализмом и не хотели управлять насосами. Пассажиры-мужчины, армейские офицеры и солдаты-инвалиды работали на насосах, в то время как работающие члены экипажа выбрасывали оружие за борт. Около 18:00. 23 ноября погода улучшилась и Цейлона Насосы смогли начать снижать уровень воды в корабле. В какой-то момент вечером одна из пассажирок, жена армейского офицера, родила ребенка. Когда «Цейлон», хромая, приближался к Кейптауну, по судну прошла лихорадка, унесшая жизни ребенка, родившегося 11 ноября, пяти солдат и трех членов экипажа. [ 8 ]
Цейлон достиг мыса 19 января 1809 года. [ 4 ] Там двое ее пассажиров поженились. [ 8 ] Она прибыла на остров Святой Елены 7 марта. 17 марта, через несколько дней после отплытия с острова Святой Елены, Гудзон умер, когда Цейлон находился в море. [ 9 ] Она прибыла в Даунс 19 мая. [ 4 ]
Путешествие EIC № 4 (1810-11)
[ редактировать ]Капитан Генри Меритон покинул Портсмут 14 марта 1810 года и направился в Мадрас и Бенгалию. [ 4 ] Цейлон покинул мыс 13 июня. [ 1 ] Он тоже плавал по каперской грамоте, выданной 27 января 1810 года. [ 5 ]
В июле она отплывала от Коморских островов в компании с Windham и Astell . Конвой столкнулся с эскадрой французских фрегатов под командованием Ги-Виктора Дюперре , что привело к бою 3 июля 1810 года , где Минерв захватила ее. Французы также захватили Виндхем , а Астеллу удалось бежать. EIC оценила груз на борту Цейлона в 15 995 фунтов стерлингов . [ 10 ]
Лейтенант Винсент Мулак принял командование Цейлоном , переименованным в Цейлан , и эскадра фрегатов вернулась на Иль-де-Франс со своими призами. Прибыв, эскадра встретилась с эскадрой британских фрегатов, что привело к битве при Гранд-Порте , где британцы ненадолго отбили Виндхэм, прежде чем французы вернули его; Джейлан помог поддержать французскую эскадру, которая уничтожила три британских фрегата, последний из которых сдался, когда вторая эскадра французских фрегатов прибыла, когда подкрепление отрезало путь отступления британскому фрегату.
С сентября 1810 года ее похитители использовали Цейлон в качестве корабля-тюрьмы . Британцы отбили ее 3 декабря во время вторжения на остров Франс . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] После того, как британцы отбили ее, они отправили ее в путешествие. В этот момент она перешла под командование Джона Стюарта. [ 4 ]
Цейлон покинул Порт-Луи 4 апреля 1811 года. Он достиг острова Святой Елены 21 мая и прибыл в Даунс 8 августа. [ 4 ]
Судьба
[ редактировать ]По возвращении в Великобританию в 1811 году владельцы продали ее. Ее новые владельцы использовали ее в качестве транспорта до 1815 года. Цейлон внесен в Регистр судоходства за 1813 год на дополнительных страницах с Морсом, капитаном, и Карлинг и компания в качестве владельца. Ее профессией были перевозки в Лондоне. [ 14 ] В Регистре судоходства за 1815 год ее хозяином указан Холл. Остальная информация не меняется. [ 6 ]
Затем компания Carling & Co. продала ее иностранным покупателям и 18 сентября 1815 года аннулировала ее регистрацию. [ 2 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Цейлон , Национальный архив (Великобритания) — по состоянию на 6 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хэкман (2001) , с. 80.
- ^ Женат (1867) , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Британская библиотека: Цейлон .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Каперская грамота, стр. 55 – по состоянию на 25 июля 2017 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Регистр судоходства (1815 г.), след. №390.
- ↑ «Таймс» , 12 октября 1804 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор (2012) .
- ↑ Джентльменский журнал и Историческая хроника, Часть 1 (июнь 1809 г.), стр.579.
- ^ Палата общин (1830) , с. 977.
- ^ Список Ллойда , 15 февраля 1811 г. [1] - по состоянию на 23 ноября 2013 г.
- ^ Демерлиак (2003) , с. 154, № 1273.
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 381.
- ^ Регистр судоходства (1813 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Демерлиак, Ален (2003). Номенклатура французских кораблей (на французском языке). Полет. 1800–1815. Ницца: издания ANCRE
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-96-7 .
- Палата общин, парламент, Великобритания (1830 г.). Отчеты Специального комитета Палаты общин, назначенного для расследования нынешнего состояния дел Ост-Индской компании, вместе с протоколами доказательств, приложением к документам и общим указателем . Том. 2. Напечатано по заказу уважаемого совета директоров Дж. Л. Кокса.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Тейлор, Стивен (2012). Шторм и завоевание: Битва за Индийский океан, 1808-10 гг . Фабер и Фабер. ISBN 978-0571224678 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 1. Старец Халламель.
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .