Nadezhda (1802 Russian ship)
![]() Шлюп « Надежда»
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Леандер |
Тезка | Леандер |
Владелец | Т. Хаггинс |
Запущен | 1799 |
Судьба | Продано 1802 г. |
![]() | |
Имя | Nadezhda |
Тезка | Russian : Надежда, "Hope" |
Владелец | Российско-Американская Компания (РАК) |
Приобретенный | 1802 |
Судьба | Раздавленный льдом, декабрь 1808 г. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | 425, или 429, или 430 [ 1 ] бм |
Дополнить |
|
Вооружение |
«Надежда» (или «Надежда» , или «Надешада» ) — трёхмачтовый шлюп , бывший британский торговый и невольничий корабль «Леандер» , спущенный на воду в 1799 году. Французский капер захватил его в 1801 году, но он быстро вернулся в руки британцев. Частные русские лица приобрели ее в 1802 году для первого русского кругосветного плавания (1803-1806) и переименовали. Хотя часто встречаются упоминания о « фрегате Надежда », это был шлюп, а не фрегат, и он никогда не был военным кораблем. После исследовательского путешествия он служил торговым судном своего владельца, Русско-Американской компании , и затерялся в 1808 году.
Карьера
[ редактировать ]Британское торговое судно
[ редактировать ]Leander был спущен на воду в Лондоне в конце 1799 года как торговый шлюп. 3 декабря 1799 года ее хозяин К. Андерсон получил каперскую грамоту . [ 2 ] В выпусках Lloyd's Register 1800 и 1801 годов год ее запуска указан как 1799, Андерсон - как ее хозяин, Т. Хаггинс - как ее владелец, а ее торговля - как Лондон-Африка.
Порабощающее путешествие (1800 г.): капитан Кристофер Андерсон отплыл из Лондона 21 января 1800 г. Леандер приобрел пленников в Бонни . Она прибыла в Кингстон, Ямайка, 10 октября и доставила туда 361 пленника. 29 ноября она отплыла в Лондон. [ 3 ] Она так и не прибыла в Лондон, потому что 17 января 1801 года французский капер с 22 орудиями и 160 людьми захватил Леандера , когда он приближался к Англии. [ 4 ]
В 1801 году было потеряно 23 британских поработительных корабля. Источник этих данных не указывает на то, что какие-либо суда были потеряны на обратном пути своего рейса. [ 5 ] но при отсутствии подробной информации об отдельных судах трудно отличить вернувшегося жителя Вест-Индии от вернувшегося гвинейца . В период с 1793 по 1807 год война, а не морские опасности или сопротивление пленников, была основной причиной потерь среди британских невольничьих судов. [ 6 ]
1801 года В Регистре Ллойда была пометка «Захвачен», но она была зачеркнута. На нем также было показано, что О. Браун является хозяином, заменив Андерсона, П. Кэмпбелл - владельцем, заменив Хаггинса, и ее торговлю - Гренадой, заменив Лондон-Африку. [ 1 ] Как Леандер вернулся в руки британцев, по состоянию на декабрь 2022 года неясно.
Российский исследовательский корабль
[ редактировать ]В 1802 году Юрий Фёдорович Лисянский приобрел «Леандра» и ещё одно торговое судно «Темзу » для своего запланированного исследовательского плавания. Оба судна вместе стоят 17 000 фунтов стерлингов, плюс дополнительные расходы на ремонт составляют 5 000 фунтов стерлингов. [ 7 ]
Два судна покинули Англию и направились на Балтику в мае 1803 года и пришвартовались в Кронштадте 5 июня. [ 8 ] Там русские переименовали Леандр в Надежду , а Темзу в Неву . Их имена выбрал царь Александр 1 , но эти два корабля никогда не входили в состав российского флота.
Оба корабля приняли участие в первом российском кругосветном плавании, при этом «Надежда» была флагманом адмирала Крузенштерна . [ 9 ] Однако экспедиции не удалось достичь двух своих главных целей: установить дипломатические отношения с Японией и обеспечить торговые права в Кантоне. [ 7 ]
Крузенштерн и капитан Юрий Невельской с Невы готовились к путешествию, сначала служив в британском королевском флоте с 1793 по 1799 год, чтобы развить свои военно-морские навыки. [ 7 ] «Надежда» имела экипаж из 58 человек и несла 16 орудий. [ 10 ] Судя по всему, она плавала под эгидой Российско -Американской компании (РАК). В рамках своего кругосветного плавания она доставила груз РАК на Камчатку и первое российское посольство под руководством Николая Резанова в Японию . [ 10 ] Другим пассажиром был дворянин и авантюрист Федор Иванович Толстой . Ему удалось так рассердить капитана и команду, что Крузенштерн в конце концов оставил его на Камчатке.
Надежда и Нева покинули Кронштадт 7 августа 1803 года. Они проплыли по Балтийскому морю , через Атлантический океан, мимо Канарских островов и Бразилии . После этого они обогнули мыс Горн и отправились через Тихий океан, сделав остановки на Маркизских , Алеутских и Сандвичевых (Гавайских) островах , а также на Камчатке .
Затем они расстались на Сандвичевых островах . Надежда отплыла в Японию, чтобы доставить российского посла, а Нева отправилась посетить русские поселения на северо-западном побережье Америки. [ 11 ] Одним из пассажиров на борту «Надежды» был Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен , который между 1819 и 1821 годами возглавил второе кругосветное плавание русских. Другим пассажиром был Отто фон Коцебу , пасынок сестры Крузенштерна.
В 1805 году швейцарец Иоганн Каспар Горнер и прусский Георг Генрих фон Лангсдорф , двое учёных, путешествовавших на «Надежде» , сделали воздушный шар из японской бумаги ( васи ), чтобы продемонстрировать новую технологию примерно 30 японским делегатам. [ 12 ]
После посещения Японии Надежда отплыла в Китай и Макао . Надежда и Нева ненадолго воссоединились, затем Надежда обогнула Африку и вернулась через Балтийское море в Кронштадт, прибыв туда 19 августа 1806 года.
Судьба
[ редактировать ]В 1808 году американский купец Д. Мартин зафрахтовал «Надежду» для перевозки грузов РАК из Кронштадта в Нью-Йорк . Во время путешествия в декабре он застрял во льду недалеко от Дании и был разрушен. [ 10 ] Lloyd's List сообщил, что « Надежда ... захвачена датчанами и потеряна у Мальмё ». [ 13 ]
Имя
[ редактировать ]Ее именем названы тезка залива и пролива Надежды в Охотском море , четырех мысов в Японском море и Татарском проливе , а также острова Надежды ( округ Ситка , Аляска ) в Тихом океане . [ 10 ]
Памятные монеты
[ редактировать ]
В 1993 году Россия выпустила три монеты в память о первом кругосветном путешествии русских. Одна из них была платиновой монетой номиналом 150 рублей с изображением Надежды и Невы на реверсе. Две другие были палладиевыми монетами номиналом 25 рублей: одна «Надежда» , другая — « Нева» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это 26-пушечное вооружение получено из каперского свидетельства. [ 2 ] Это почти наверняка ошибка, поскольку это было бы тяжелое вооружение для военно-морского шлюпа и потребовало бы гораздо большего экипажа, чем 45 человек. Более вероятно, что владельцы фактически установили или намеревались установить вооружение, состоящее из двадцати четырех 18-фунтовых и двух 9-фунтовых карронад.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Регистр Ллойда (1801 г.), №103.
- ^ Jump up to: а б с Каперское свидетельство, [1] - по состоянию на 14 мая 2011 г.
- ^ База данных Трансатлантической работорговли - рейс Леандера № 82246.
- ↑ Список Ллойда от 27 января 1801 г., № 4120.]
- ^ Иникори (1996) , с. 62.
- ^ Иникори (1996) , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Фишер и Джонстон (2011) , стр. 99–100.
- ^ Барратт (1987).
- ^ Барратт (1988).
- ^ Jump up to: а б с д «Учебный парусник «Надежда» – историческая справка»
- ^ Адамс (1832) , с. 205.
- ^ Иван Федерович Крузенштерн. «Кругосветное путешествие в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах по приказанию Его Императорского Величества Александра Первого на судах «Надежда» и «Нева».
- ^ Список Ллойда , № 4333. - по состоянию на 5 апреля 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям (1832). Современный путешественник и путешественник по Европе, Азии, Африке и Америке: Америка . Х. Фишер, Сон и П. Джексон.
- Барратт, Глинн (1987). Открытие русскими Гавайев: этнографические и исторические данные . Издания ограниченные. ISBN 978-0-915013-08-1 .
- Барратт, Глинн (1988). Русские и Австралия (Россия и южная часть Тихого океана 1696-1840) (Том I) . Университет Британской Колумбии . ISBN 978-0-7748-0291-8
- Фишер, Робин; Джонстон, Хью (2011). От карт к метафорам: Тихоокеанский мир Джорджа Ванкувера . ЮБК Пресс. ISBN 9780774804707 .
- Иникори, Джозеф (1996). «Измерение неизмеримой опасности работорговли в Атлантике: документы, касающиеся британской торговли». Французское ревю заграничной истории . 83 (312): 53–92.
- Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-058-1 .