Jump to content

Действия от 4 августа 1800 г.

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Действия от 4 августа 1800 г.
Часть французских революционных войн
Дата 4 августа 1800 г.
Расположение
У берегов Бразилии
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Франция
Командиры и лидеры
Генри Меритон Жан Ландольф
Сила
1 линейный корабль
7 торговых судов
1 китобойный корабль
3 фрегата
Жертвы и потери
Никто 2 фрегата захвачены

Действия 4 августа 1800 года представляли собой весьма необычное военно-морское сражение , произошедшее у берегов Бразилии во время Французских революционных войн . Французский фрегат , совершавший набег на британскую торговлю у Западной Африки, приблизился и попытался атаковать конвой ценных жителей Восточной Индии (большие и хорошо вооруженные торговые суда, идущие из Великобритании в Британскую Индию и Китай), два корабля, направлявшиеся в залив Ботани, и китобойное судно, плывущее на китовый промысел в Южных морях. Небольшой британский линейный корабль HMS Belliqueux сопровождал конвой, которому в противном случае приходилось полагаться на индивидуальное вооружение кораблей для защиты от нападения. Из-за их большого размера ост-индцев на расстоянии можно было принять за линейные корабли, а французский командующий коммодор Жан-Франсуа Ландольф нервничал, когда конвой выстроился в боевую линию . Предположив, что его целью является флот мощных военных кораблей, он обратился к бегству, и британский командующий капитан Роули Балтил немедленно приказал преследовать его. Чтобы сохранить впечатление военных кораблей, он также приказал четырем своим самым могущественным жителям Ост-Индии присоединиться к погоне.

Беллико быстро обогнал флагманский корабль Ландольфа «Конкорд» , не оставив Ландольфу иного выбора, кроме как сдаться без серьезного сопротивления. Остальная часть французской эскадры продолжала бежать ночью отдельно, преследуемая двумя жителями Восточной Индии. После полутора часов преследования, с наступлением темноты, «Ост-Индийский Эксетер» подошел к французскому фрегату «Меде» , создавая с помощью огней впечатление, что «Эксетер» был большим линейным кораблем. Считая себя превосходящим в вооружении, капитан Жан-Даниэль Куден из «Меде» сдался, обнаружив истинную личность нападавшего только тогда, когда поднялся на борт «Эксетера» . Это единственный случай за всю войну, когда британское торговое судно захватило большой французский военный корабль.

К 1800 году британцы и французы находились в состоянии войны уже семь лет, и британцы доминировали на море после ряда значительных побед над французским, голландским и испанским флотами. [ 1 ] У каждого французского порта большие эскадры британских линейных кораблей и фрегатов ждали движения французов и, когда это было возможно, перехватывали и уничтожали французские торговые и военные корабли. В то время как британские торговые суда путешествовали большими, хорошо вооруженными конвоями, французские корабли были вынуждены курсировать между гаванями, чтобы избежать британской блокады . Чтобы противодействовать британскому контролю на морях, французы периодически отправляли эскадры кораблей для рейдов на британские торговые пути, особенно у Западной Африки и в Южной Атлантике, где растянутый Королевский флот имел лишь минимальные силы. [ 2 ]

Крупные конвои жителей Восточной Индии были одной из главных целей любого французского рейдера. Эти огромные корабли отправлялись из Британии с генеральным грузом или часто с военными запасами и войсками в Индию или другие порты Индийского океана, Юго-Восточной Азии или Китая. Там они продавали свой груз и приобретали специи, чай, шелк и другие предметы роскоши, прежде чем отправиться обратно в Британию. Путешествие туда и обратно занимало больше года, и житель Восточной Индии, направлявшийся в Великобританию, обычно вез с собой торговых товаров на сотни тысяч фунтов; один большой конвой, отплывший из Кантона в январе 1804 года, стоил более 8 миллионов фунтов стерлингов. [ 3 ] Жители Восточной Индии были хорошо защищены, имели на вооружении до 30 орудий и обычно путешествовали большими конвоями, в которых корабли могли обеспечивать взаимную защиту друг друга. Такие конвои часто сопровождались эскортом Королевского флота, обычно включавшим линейный корабль. [ 4 ]

6 марта 1799 года французская эскадра отплыла из Рошфора . Состоявший из фрегатов «Конкорд» под командованием коммодора Жана-Франсуа Ландольфа , «Меде » под командованием капитана Жана-Даниэля Кудена и «Франшиза» под командованием капитана Пьера Жюриена , это была мощная сила, способная нанести значительный ущерб слабозащищенному торговому судоходству. [ 5 ] Ускользнув от сил блокады Рошфора, эскадра двинулась на юг, пока не достигла побережья Западной Африки. Там корабли Ландольфа начали расширенную торговую рейдовую операцию, нанеся серьезный ущерб торговле Западной Африки в оставшуюся часть года. [ 6 ] В конце концов напряжение службы в тропических водах сказалось на кораблях, и все три были вынуждены пройти обширный ремонт на ближайших доступных верфях союзников, которые располагались в контролируемом испанцами районе Ривер Плейт в Южной Америке. [ 6 ] Ремонт продолжался шесть месяцев, пока Ландольф не счел эскадру вновь готовой к плаванию в начале лета 1800 года. Эскадра практически сразу захватила американскую шхуну , которую оборудовала в качестве тендера . [ 7 ] В то время Франция и США уже два года вели квазивойну .

В состав британского конвоя входили корабли Ост-Индии «Бомбей Касл» , «Эксетер» , «Дорсетшир» , «Куттс» и «Нептун» , корабли Ботани Бэй «Ройял Адмирал» и «Анна» и китобойное судно «Серингапатам» . [ 8 ] Единственным британским военным кораблем был «Белликё» . [ 9 ] 4 августа они находились недалеко от острова Триндади у побережья Бразилии. Оттуда жители Восточной Индии поймали бы западные пассаты , которые доставили бы их к острову Святой Елены , мысу Доброй Надежды и к месту назначения.

В 07:00 4 августа, когда французская эскадра крейсировала у берегов Бразилии, наблюдатели заметили на горизонте паруса. Неуверенные в личности странных кораблей, французы в течение утра постепенно сокращали дистанцию. Ландольф увидел семь больших кораблей и три корабля поменьше, все безошибочно британские. Однако он не смог сказать, были ли это линейные военные корабли или жители Восточной Индии. [ 6 ] Сначала он подумал, что это могут быть торговые корабли, но в полдень он заметил два ряда артиллерийских портов вдоль бортов каждого корабля и отменил атаку, отвернувшись и подав знак своей эскадре разделиться, полагая, что противник - это большие военные корабли, легко боеспособные. уничтожить его небольшой отряд. Капитан Жюриен опротестовал приказ Ландольфа, настаивая на том, что конвой состоит из торговых, а не военных кораблей, но Ландольф отклонил протесты Жюриена. [ 10 ] На самом деле Юриен был прав.

Когда французы были в бегстве, Балтил решил продолжить уловку, согласно которой его конвой состоял из военных кораблей. Пока он и Беллико преследовали Конкорд , он дал знак своим крупнейшим жителям Восточной Индии следовать за другими французскими кораблями, чтобы гарантировать, что они не вернутся и не контратакуют конвой, пока Белликё занят. Эксетер под командованием капитана Генри Меритона и Бомбейский замок под командованием капитана Джона Гамильтона должны были следовать за Меде, в то время как Куттс под командованием капитана Роберта Торина и Нептун под командованием капитана Натаниэля Спенса должны были следовать за Франшизой . Все четыре судна имели водоизмещение более 1200 тонн ( БМ ) и имели по 30 пушек каждое, но ни одно из них не имело на борту более 130 человек экипажа и не могло конкурировать в точности или скорострельности с 315 людьми на борту каждого из французских кораблей. [ 11 ] В течение всего дня погоня продолжалась: Белликё постепенно догонял французский флагман, а Франшиза в сопровождении американской шхуны догоняла преследователей. В 17:20 Балтил находился в пределах досягаемости от корабля Ландольфа, который, когда это было возможно, открывал ответный огонь. В ходе перестрелки ни одна из сторон не пострадала и не пострадала, но линейный корабль явно догонял фрегат, и через десять минут Ландольф сдался, вместо того чтобы увидеть, как его корабль был уничтожен, а его люди убиты в неравном бою. [ 5 ]

К 19:00 Франшиза сбросила за борт свои спасательные шлюпки, а также большое количество оружия и припасов, что облегчило корабль настолько, что он смог значительно опередить преследование. С наступлением ночи французский фрегат полностью ускользнул от британских войск. [ 12 ] Однако Меде не удалось сбежать. Хотя Бомбейский замок находился на много миль позади и был виден лишь издалека на горизонте, Эксетер смог внимательно следить за фрегатом. Меритон знал, что французский военный корабль намного сильнее, чем его собственное торговое судно, но понимал, что, поскольку фрегат не предпринял никаких усилий для ведения боя, ее командир, должно быть, считал «Эксетер» линейным кораблем. Чтобы усилить этот образ в быстро приближающейся темноте, Меритон расположил огни за каждым орудийным портом, независимо от того, есть ли в нем пушка, создавая эффект, описываемый как «устрашающий, злобный фонарь из тыквы». [ 11 ] Когда его корабль приблизился к французскому фрегату, Меритон окликнул палубу противника, призвав его сдаться. Напуганный этим большим и, казалось бы, могущественным противником, Куден решил, что его единственный выход — поднять свой флаг и подняться на борт британского корабля, чтобы официально сдаться. [ 12 ] Прибыв на борт, он был удивлен, увидев гораздо меньше орудий и меньших по размеру, чем обычно имеется на военном корабле. Когда Куден спросил, кому он сдался, Меритон, как говорят, ответил: «Торговому судну». Потрясенный, Куден потребовал, чтобы ему разрешили вернуться на свой корабль и провести официальный морской бой, но Меритон отказался. [ 11 ]

Последствия

[ редактировать ]

В бою 4 августа 1800 г. ни одна из сторон не убила и не ранила ни одного человека; Эти действия все же нанесли серьезное морское поражение мощному французскому фрегату, положив конец его успешной рейдерской карьере. Капитан Журьен из «Франшизы» провел еще три недели у берегов Бразилии, прежде чем вернуться во Францию. [ 10 ] 9 августа он встретил торговое судно «Уэлсли» , направлявшееся к мысу , но после часового боя британскому кораблю удалось отогнать нападавшего. [ 13 ] Джуриен следовал за Уэлсли в течение двух дней, но затем отказался от погони; [ 13 ] Затем он не видел другого паруса, пока не покинул этот район. [ 10 ]

Конвой Балтила продолжил путь, остановившись в Рио-де-Жанейро для пополнения запасов. 12 августа [ 8 ] Затем жители Восточной Индии отправились на остров Святой Елены по пути в Азию. [ 14 ] Два корабля из залива Ботани отправились в Австралию, а китобойное судно «Серингапатам» направилось в Южные моря.

Захваченные фрегаты были ценными призами , но Королевский флот приобрел только Medée , который принял на вооружение как HMS Medee ; Военно-морской флот так и не сдал «Меди» в эксплуатацию , а вместо этого несколько лет использовал ее в качестве тюремного корабля, прежде чем продать ее в 1805 году. [ 15 ] Фрегаты вошли в порт незадолго до Амьенского мира и поэтому считались лишними для потребностей ВМФ. Корабли, их запасы и оборудование были проданы в частные руки; Выручка от продажи была выплачена в качестве призовых денег в феврале 1803 года. Британские экипажи также получили денежные выплаты - финансовую награду за каждого французского моряка, захваченного во время боя. [ 16 ]

Балтил и Меритон получили высокую оценку. Меритону предстояло принять участие еще в двух морских сражениях против французов, участвуя в успешной защите китайского флота в битве при Пуло-Ауре в феврале 1804 года. Он был тяжело ранен и взят в плен эскадрой французских фрегатов после ожесточенной обороны при действиях 3 июля 1810 года . [ 17 ]

  1. ^ Нельсон против Наполеона , Гардинер, стр.11.
  2. ^ Нельсон против Наполеона , Гардинер, с. 12
  3. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 88.
  4. ^ Победа морской державы , Гардинер, с. 101
  5. ^ Перейти обратно: а б Вудман, с. 149
  6. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Том. 3, с. 45
  7. ^ Нельсон против Наполеона , Гардинер, с. 148.
  8. ^ Перейти обратно: а б Список Ллойда , [1] – по состоянию на 11 ноября 2013 г.
  9. ^ Вудман, с. 148.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Клоуз, с. 532
  11. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, с. 155
  12. ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Том. 3, с. 46
  13. ^ Перейти обратно: а б Грант (1803), с. 52.
  14. ^ «№15328» . Лондонская газета . 13 января 1801 г., стр. 68–69.
  15. ^ Уинфилд (2008) , с. 209.
  16. ^ «№15563» . Лондонская газета . 1 марта 1803 г. с. 232.
  17. ^ Джеймс, Том. 5, с. 264.
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Издательство Чатем. ISBN  1-86176-013-2 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Нельсон против Наполеона . Кэкстон Издания. ISBN  1-86176-026-4 .
  • Грант, Джеймс (1803) Рассказ о путешествии открытий: Совершенном в 1800, 1801 и 1802 годах в Новый Южный Уэльс... (Эгертон).
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN  1-84067-359-1 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 3, 1800–1805 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-907-7 .
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  0-85177-909-3 .
  • Миллер, Рассел (1988) [1980]. Жители Ост-Индии . Амстердам: Книги Time-Life. ISBN  0-7054-0635-0 .
  • Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN  1-86176-246-1 .
  • Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN  1-84119-183-3 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0e3c03d0cbd3e1715542f59dfb35351__1721477760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/51/d0e3c03d0cbd3e1715542f59dfb35351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Action of 4 August 1800 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)