Битва за Йерские острова
Битва за Йерские острова | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции | |||||||
![]() Карта Западного Средиземноморья Место боя. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
23 линейных корабля 2 фрегата 1 корвет 3 брига 1 резак ( OOB ) |
19 линейных кораблей 7 фрегатов 1 корвет 4 брига ( ООБ ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
11 убитых 28 раненых |
в. 300 убитых и раненых 1 линейный корабль уничтожен |
Битва при Йерских островах — военно-морское сражение между объединенным британским и неаполитанским флотом и французским средиземноморским флотом 13 июля 1795 года во время Французских революционных войн . С начала войны в 1793 году французский флот потерпел ряд разрушительных поражений и был ограничен ограниченными операциями у французского побережья Средиземного моря перед лицом решительной блокады союзников . Французский флот под командованием Пьера Мартена пытался проверить блокаду в 1795 году и в марте был пойман британцами под командованием Уильяма Хотэма в Генуэзском заливе . В последовавшей битве при Генуе два французских корабля были захвачены, прежде чем Мартин смог отступить на безопасную якорную стоянку.
Весной Мартин и Хотэм получили подкрепление от своих атлантических флотов: британский адмирал отплыл от Менорки , а Мартин был вынужден подавить мятеж среди своих моряков. К июню Хотэм вернулся в Лигурийское море , стоя на якоре в заливе Сан-Фьоренцо , когда французский флот снова отплыл. В начале июля флот Мартина был обнаружен у мыса Корс британской летной эскадрильей под командованием капитана Горацио Нельсона , и с некоторой задержкой Хотэм отправился в погоню. Мартен отступил к безопасной стоянке на островах Йер , но 13 июля его отставшие корабли были пойманы британским авангардом. В коротком бою британцы отрезали последний корабль «Алсид» и заставили его сдаться.
Олси загорелся во время боя и вскоре после этого взорвался с тяжелыми человеческими жертвами. Хотэм имел возможность атаковать уцелевший французский флот, но отказался, к разочарованию своих офицеров и критике более поздних историков. Британцы сохранили свою блокаду, и Мартин больше не оспаривал ее до конца года. Это была последняя операция флота в Средиземноморье перед тем, как британский флот был вынужден отступить в конце 1796 года. Следующим крупным сражением в регионе стала битва на Ниле в 1798 году.
Фон
[ редактировать ]В начале Французских революционных войн британский Средиземноморский флот захватил весь французский Средиземноморский флот в начале осады Тулона в августе 1793 года. [ 1 ] Незадолго до того, как французские войска отбили город в декабре, абордажные отряды попытались сжечь французский флот, но из-за неудач испанских войск была уничтожена только половина французских кораблей. [ 2 ] В 1794 году, когда французы ремонтировали свои корабли, британцы вторглись и захватили остров Корсика , впоследствии используя залив Сан-Фьоренцо в качестве якорной стоянки, с которой они могли блокировать Тулон . [ 3 ]
Хотя французский флот под командованием контрэмираля Пьера Мартена совершил короткую вылазку из порта в июне 1794 года, только в марте 1795 года он обрел силы, необходимые для крупномасштабного круиза. [ 4 ] Отправившись из Тулона 3 марта, флот встретил и захватил британский корабль HMS Berwick у мыса Корс . [ 5 ] но затем был преследован совместным британско-неаполитанским флотом в Генуэзском заливе . Отступая к Тулону, французы не смогли уклониться от британского флота под командованием вице-адмирала Уильяма Хотэма , а 13 марта в битве при Генуе самый задний корабль был отрезан и сильно поврежден. [ 6 ] На следующий день этот корабль, « Ка Ира» , и его спутник «Цензур » были вынуждены сдаться, поскольку Мартин и остальные его корабли бежали на запад. [ 7 ]
Хотэм отплыл на якорную стоянку у Ла Специи , где один корабль потерпел крушение, а затем вернулся в Сан-Фьоренцо для ремонта. [ 8 ] В апреле он направил флот в Ливорно , где узнал о своем повышении до адмирала Синего моря , а затем отправился в расширенный круиз к мысу Мола у Маона на Менорке . Там он встретился 14 июня с крупным подкреплением, отправленным из Великобритании, состоящим из девяти линейных кораблей под командованием контр-адмирала Роберта Манна . [ 9 ] Хотэм был обеспокоен тем, что в его отсутствие французский флот мог снова отплыть, и отправил небольшую эскадру фрегатов под командованием капитана Джорджа Генри Таури обратно в Лигурийское море на поиски Мартина. Вместо этого эта эскадра столкнулась с эскадрой французских фрегатов, выполнявшей ту же миссию, и в последовавшей за этим битве 24 июня 1795 года французский фрегат «Минерв» был захвачен. [ 10 ]
Большую часть весны французы не могли плавать; Первоначально Мартин был занят сбором своих кораблей и проведением ремонта на своей якорной стоянке на островах Йер у французского побережья. [ 11 ] Он отправил свои наиболее поврежденные корабли обратно в Тулон, и 4 апреля к ним присоединилось подкрепление из шести линейных кораблей под командованием контрэмираля Жана Франсуа Ренодена , отправленное из Бреста 22 февраля. Вскоре после этого Мартин присоединился к этим силам, но в мае его флот был охвачен серьезным мятежом. Моряки флота Мартина, хотя и не входили в недавно прибывшую эскадру Ренодена, отказались от дальнейшей службы, и только усилия представителя в миссии Жозефа Ниу убедили восставших моряков вернуться в строй, заставив Ниу пообещать «отмыть свое преступление в кровь врагов [Французской] республики». [ 9 ]
Преследование
[ редактировать ]По настоянию Ниу Мартин 7 июня снова вывел свой флот в море, его силы состояли из 17 линейных кораблей и шести фрегатов. [ 9 ] Хотэм оставался у Менорки до 24 июня, а затем направился вдоль восточного побережья Корсики и Сардинии и прибыл в Сан-Фьоренцо 29 июня. [ 9 ] По пути сообщения, отправленные Тоури на катере «Фокс», достигли Хотэма, предупреждая, что пленные, взятые с Минервы, сообщают, что Мартин находится в море. [ 12 ] Хотэм решил, что французы проводят учения, а не наступательную операцию, и решил не вмешиваться, приказав своим кораблям переоборудовать и пополнить запасы. Он не выставлял охранные фрегаты и не отправлял разведчиков на поиски войск Мартина. [ 13 ] 4 июля Хотэм выделил небольшую эскадру во главе с капитаном Горацио Нельсоном на HMS Agamemnon с фрегатом HMS Meleager и меньшими кораблями HMS Ariadne , HMS Moselle и HMS Mutine . [ 9 ] Нельсону было приказано поддерживать связь с австрийским генералом Йозефом Николаусом Де Винсом для проведения операций против позиций Французской армии Италии на северо-западе Италии. [ 13 ] а также патрулировать у Генуи , а затем пройти вдоль французского побережья на запад. [ 9 ]
В 16:00 7 июля у мыса дель Мелле отряд Нельсона обнаружил французский флот. Мартин посетил Геную, где Фердинанд III, великий герцог Тосканы, недавно подписал мирные соглашения с Францией, а затем отправил Mercure и Guerrier обратно в Тулон. [ 14 ] Увидев Нельсона, Мартин осознал небольшой размер британских сил и повел свой флот в погоню, Нельсон отступал в сторону Сан-Фьоренцо, а Мозель следовал за остальной частью эскадры. [ 15 ] На следующее утро в 07:20 Агамемнон начал стрелять из сигнальных орудий в надежде предупредить Хотэма о присутствии французов, а в 09:30 ведущие французские корабли увидели британский флот на якоре. [ 16 ] Хотя британцы были неподготовлены и уязвимы для нападения, Мартен немедленно приказал своему флоту повернуть на запад, в сторону Тулона. [ 13 ] Ветер дул с запада, и Мартину и Хотэму помешали. [ 17 ] Британский флот находился в состоянии неготовности, и только в 21:00 Хотэм смог вывести из бухты 23 линейных корабля, включая «Агамемнон» и два союзных неаполитанских корабля, в погоню за французами, которые воспользовался задержкой, чтобы сбежать на север. [ 18 ]
Четыре дня Хотэм искал французов, преодолевая ветер, дувший с юго-запада. Поздно вечером 12 июля, примерно в 24 морских милях (44 км) к востоку от Иль-дю-Леван , небольшой фрегат HMS Cyclops узнал от проходящих судов, что французы недавно прошли мимо на юг. [ 19 ] Хотэм дал сигнал «готовиться к бою» и повел свой флот на юго-запад в ожидании встречи с французами. Ночью шторм с северо-запада повредил паруса ряда кораблей, но на рассвете 13 июля французы были замечены всего в 5 морских милях (9,3 км) с подветренной стороны и широко разбросаны. [ 15 ]
В 03:45 Хотэм отдал приказ построить свои корабли и пошёл по левому борту, пытаясь отрезать французов от суши. Мартин использовал это время для организации своего флота, и к 08:00 французы двинулись в боевой порядок обратно к Йерским островам. [ 20 ]
Боевой
[ редактировать ]Понимая, что французы теперь могут сбежать, Хотэм отдал приказ начать общую погоню, давая своим самым быстрым кораблям возможность превзойти французов в меру своих возможностей. [ 19 ] К полудню французы опережали британцев на 0,75 морских миль (1,39 км) на северо-востоке, а флот Хотэма был разбросан по морю на 8 морских миль (15 км). [ 21 ] В 12:30 смена ветра с юго-запада на север заставила французов развернуться так, что борта последних трех французских кораблей могли направиться на приближающихся британцев. ведущие британские корабли HMS Culloden , HMS Cumberland и HMS Victory . Под обстрел попали [ 20 ]
Смена ветра пошла на пользу британцам, позволив им быстро опередить французов. [ 13 ] Вскоре британские корабли смогли открыть ответный огонь, нацелившись на самый медленный французский корабль «Алсид» . Хотя Каллоден был вынужден отступить после потери стеньги, Олси вскоре был сильно поврежден и изолирован. В 14:00, находясь под угрозой поражения, капитан Леблон Сен-Илер поднял знамя и сдал свой корабль Камберленду . [ 21 ] Капитан Бартоломью Роули не признал капитуляцию, перейдя к атаке следующего в очереди французского корабля, а французские фрегаты «Альцест» и «Справедливость» попытались передать Олси буксирный трос и утащить его от британского флота. [ 22 ] Корабельная шлюпка, перевозившая канат, была потоплена огнем с «Победы» , а фрегаты оторвались под шквальным огнем. [ 23 ] Попытка Аквилона добраться до Олси была прекращена, когда стало ясно, что сданный корабль горит. [ 24 ]
К 14:42 еще больше британских кораблей, в том числе «Агамемнон» , « Бленхейм» , » « Капитан и » « Дефенс , теперь находились в пределах дальней дистанции и вели перестрелку с самыми последними французскими кораблями «Женерё» , «Бервик» , «Тиранницид» и «Аквилон» . [ 24 ] которым Камберленд . теперь активно занимался [ 23 ] Затем Хотэм внезапно подал сигналы флага , приказывая своим капитанам прекратить действия и вернуться на флагманский корабль HMS Britannia . В этот момент Хотэм находился в 8 морских милях (15 км) от места боя и не мог видеть, что его корабли готовы атаковать основной французский флот, обеспокоенный тем, что его рассредоточенные корабли были уязвимы для огня французского флота и береговых батарей. [ 13 ] Адмиралу Манну на «Победе» пришлось дважды повторить приказ, прежде чем Роули признал его и вышел из боя. [ 23 ] В этот момент сражающиеся корабли находились примерно в 12 морских милях (22 км) к юго-востоку от мыса Ру, к которому теперь плыли французы, получив данные о погоде благодаря сдвигу ветра на восток. [ 22 ]
Огонь охватил сдавшегося Олси на форштабе, вероятно, из-за взрыва гранаты . [ 17 ] К 14:15 он вышел из-под контроля, охватив корабль от края до края. [ 25 ] Экипаж бросился в море, спасаясь от огня, и около 300 человек были подобраны лодками с проходивших мимо британских кораблей, но, как полагают, по меньшей мере 300 человек погибли в результате взрыва корабельных магазинов в 15:45. [ 26 ] Капитан Леблон Сент-Илер был среди погибших. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]За исключением тяжелых человеческих жертв на «Алсиде» , о потерях французов не сообщается, хотя несколько других французских кораблей принимали активное участие в боевых действиях. Потери британцев были небольшими: на пяти кораблях было 11 убитых и 28 раненых. Камберленд , наиболее активно задействованный британский флот, вообще не понес потерь. «Виктори» , «Камберленд» и «Каллоден» получили повреждения парусов и такелажа, но ни одного серьезного повреждения. [ 25 ]
Мартин повел свои уцелевшие корабли в бухту у Фрежюса и бросил там якорь к 19:00. [ 19 ] Позднее французский флот смог вернуться в Тулон вдоль побережья без вмешательства со стороны Хотэма и оставался в гавани до 14 сентября, когда поступил приказ Национального собрания, предписывающий Мартину отправить шесть линейных кораблей и три фрегата обратно Атлантическому флоту в Брест, чтобы восполнить потери, понесенные в битве при Гроа в июне. [ 27 ] Этими силами командовал контрэмирал Жозеф де Ришери , и 7 октября они столкнулись и атаковали сопровождаемый британский конвой у мыса Сент-Винсент , захватив линейный корабль и 30 торговых судов. [ 27 ]
Хотэм вернулся в Сан-Фьоренцо, а затем в Ливорно. В августе он ненадолго совершил круиз у Тулона, прежде чем снова уйти в отставку, хотя Нельсон был выделен с эскадрильей для действий против движений французской армии на побережье Средиземного моря, атакуя прибрежные позиции возле Алассио . [ 28 ] В сентябре Хотэм послал отряд в погоню за Ричери, но эти силы опоздали, чтобы предотвратить уничтожение конвоя в октябре. [ 27 ] Позже в том же году другая французская эскадра была отправлена с миссией в Смирну , покинула Тулон под командованием капитана Оноре Гантома и нанесла серьезный ущерб британскому торговому судоходству в Восточном Средиземноморье. [ 29 ] Хотэм ушел со своего поста в Ливорно 1 ноября, передав командование Средиземноморским флотом адмиралу сэру Джону Джервису . [ 30 ] Мартин больше не вывел флот в море во время средиземноморской кампании, но в конце 1796 года победы французов на суше в Италии вывели британских союзников из войны, что сделало содержание флота у Тулона непрактичным. Средиземноморский флот был вынужден отойти к Тахо , уступив Средиземноморский театр военных действий Франции. [ 31 ]
В то время Хотэма подвергли резкой критике за его поведение во время битвы: серия задержек и колебаний позволила французам бежать, хотя их можно было легко уничтожить. [ 22 ] Говорят, что его заместитель Сэмюэл Гудолл в ярости пнул шляпу через палубу из-за приказа Хотэма отступить. [ 32 ] Нельсон писал о решении отступить: «До полудня у нас были все шансы захватить все корабли флота, а в полдень было почти наверняка, что у нас будут шесть ближайших кораблей». Он также критиковал Мартина, написав: «Я уверен, что французский адмирал не мудрый человек и не офицер: он не определился, сражаться или бежать». [ 17 ] Более поздние историки резко критиковали неспособность Хотэма заставить Мартина действовать раньше и энергичнее; К.С. Форестер писал по поводу морских сражений 1795 года, что «французский флот снова ускользнул из-за недостатка энергии и усердия со стороны британского адмирала». [ 33 ] Историк Ноэль Мостерт описывает нерешительность Хотэма как «катастрофическую неудачу» и связывает упущенную возможность нанести крупное поражение французам непосредственно с уходом британцев из Средиземного моря в следующем году. [ 34 ] Ни один крупный британский военно-морской флот не вернулся в Средиземное море до средиземноморской кампании 1798 года . [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ирландия, стр.178.
- ^ Гардинер, стр.105.
- ^ Ирландия, стр.145
- ^ Джеймс, стр.254
- ^ Клоуз, стр.267
- ^ Беннетт, стр.89
- ^ Форестер, стр.75
- ^ Клоуз, стр.273
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс, стр.266
- ^ Джеймс, стр.289
- ^ Джеймс, стр.265
- ^ «№13801» . Лондонская газета . 1 августа 1795 г., стр. 804–805.
- ^ Jump up to: а б с д и Мостерт, стр.163
- ↑ Женат, стр.434.
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.274
- ^ Джеймс, стр.267
- ^ Jump up to: а б с Брэдфорд, стр.118.
- ^ Беннетт, стр.45
- ^ Jump up to: а б с «№13802» . Лондонская газета . 4 августа 1795 г. с. 816.
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.275
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.268
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, стр.276
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, стр.269
- ^ Jump up to: а б с Женат, с.435
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.271
- ^ Клоуз, стр.277
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, стр.273
- ^ Беннетт, стр.46
- ^ Джеймс, стр.275
- ^ Мостерт, стр.173
- ^ Мостерт, стр.188
- ^ Роджер, стр.434
- ^ Форестер, стр.78
- ^ Мостерт, стр.164
- ^ Мостерт, стр.245
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2002) [1972]. Нельсон Командир . Лондон: Пингвин. ISBN 0-141391-29-4 .
- Брэдфорд, Эрнл (1999) [1977]. Нельсон: главный герой . Посуда: Военная библиотека Вордсворта. ISBN 1-84022-202-6 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том III . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-012-4 .
- Форестер, CS (2001) [1929]. Нельсон . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-178-3 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-363-X .
- Ирландия, Бернард (2005). Падение Тулона: последняя возможность победить Французскую революцию . Касселл. ISBN 0-3043-6726-5 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Мостерт, Ноэль (2007). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами 1793–1815 гг . Винтажные книги. ISBN 9-78071-260-9272 .
- Роджер, НАМ (2004). Командование океана . Аллан Лейн. ISBN 0-71399-411-8 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 2. Старец Халламель. стр. 424–431.
43 ° 17' с.ш., 06 ° 48' в.д. / 43,283 ° с.ш., 6,800 ° в.д.