Действия от 24 октября 1798 г.
53 ° 05'58 "N 4 ° 48'31" E / 53,099528 ° N 4,808667 ° E
Действия от 24 октября 1798 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() Захват Ярости и Бдительности, октябрь. 23-го числа 1798 г. Томас Уиткомб | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 фрегат |
1 фрегат 1 корвет | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 раненый |
8 убитых 14 раненых 1 фрегат захвачен 1 корвет захвачен |
Действия 24 октября 1798 года были незначительным морским сражением во время Французских революционных войн , в котором участвовали фрегат Британского Королевского флота и два корабля Батавского флота . Голландские корабли были перехвачены в Северном море через несколько часов после выхода из порта, в 30 морских милях (56 км) к северо-западу от Текселя , британским кораблем HMS Sirius . Оба голландских судна перевозили большое количество военных грузов и французских солдат , подкреплений для французских и ирландских войск, участвовавших в ирландском восстании 1798 года . Хотя восстание было подавлено месяцем ранее, весть о британской победе еще не достигла европейского континента, и голландские войска предназначались для дополнения более крупной французской эскадры, отправленной ранее в октябре. Французы уже потерпели поражение в битве у острова Тори , а голландцы постигли аналогичный исход: оба корабля, в свою очередь, были побеждены более крупным и лучше вооруженным британским судном.
Капитан Ричард Кинг на Сириусе обнаружил голландские корабли рано утром 24 октября, когда они были разделены 2 морскими милями (3,7 км) и, таким образом, не могли поддерживать друг друга. Нацелившись на меньший корабль «Ваакзаамхейд» , Кинг смог обогнать его за час и заставить сдаться без боя. Обратив свое внимание на более крупное судно, «Фьюри» , Кинг быстро осмотрел и его и открыл шквальный огонь, на который Фьюри смог лишь неэффективно ответить. Через полчаса она тоже сдалась. Оба корабля были доставлены в Великобританию, отремонтированы и приняты на вооружение Королевского флота. Поражение положило конец последней попытке континентальных стран высадить солдат в Ирландии и ознаменовало последнее действие ирландского восстания.
Фон
[ редактировать ]После Французской революции была образована политическая организация 1789 года в Ирландии под названием « Общество объединенных ирландцев» . Пересекая социальные и религиозные границы, эта организация придерживалась республиканских принципов с заявленной целью устранения контроля британского правительства в Ирландии. [ 1 ] Когда Великобритания вступила в войну с Французской Республикой в 1793 году, организация была объявлена незаконной и вынуждена была работать под прикрытием, а многие из ее высокопоставленных членов отправились в изгнание в Европу или Америку. Эти люди продолжали призывать к вооруженному сопротивлению британскому правительству и в 1796 году убедили французскую Директорию начать Ирландскую экспедицию — крупномасштабное вторжение в Ирландию. Экспедиция обернулась катастрофой: тысячи французских солдат утонули, и ни один человек не высадился на берег. [ 2 ] Впоследствии контролируемое французами правительство Батавской республики , бывшей Голландской республики , было убеждено совершить покушение на Ирландию в октябре 1797 года, но их флот был перехвачен и разгромлен адмиралом Адамом Дунканом в битве при Кампердауне . [ 3 ]
В мае 1798 года арест ряда лидеров Объединённых ирландцев спровоцировал Ирландское восстание 1798 года — широкомасштабное восстание по всей Ирландии. Восстание застало британские власти врасплох, но ввод регулярных войск британской армии быстро разгромил ирландские армии, и последнее сопротивление было прекращено в сентябре капитуляцией небольшого французского отряда в битве при Баллинамуке . [ 4 ] Французские власти также были застигнуты врасплох восстанием и, следовательно, оказались неподготовленными: развернутые ими силы были недостаточны для противостояния гораздо более крупным британским армиям, действовавшим в то время в Ирландии. [ 5 ] Весть об этом поражении еще не достигла континента к октябрю, когда выступили вторые силы французского вторжения. Под пристальным наблюдением Королевского флота, как только она покинула Брест , эскадра потерпела поражение 12 октября 1798 года в битве у острова Тори : менее трети французских кораблей вернулись во Францию. [ 6 ]
Голландцев также убедили послать подкрепление Соединенным ирландцам во время восстания, но, как и французы, они не были готовы к внезапному восстанию, и их помощь не была готова до 24 октября. Двум голландским кораблям было приказано взять войска и припасы: 36-пушечный фрегат «Фьюри» под командованием капитана Бартоломеуса Плетца и 24-пушечный корвет «Ваакзаамхейд» под командованием капитана Мейндерта ван Нейропа, который принял на себя командование экспедицией. [ 7 ] Хотя оба корабля были небольшими и плохо вооруженными, на каждом из них было несколько французских солдат для службы в Ирландии: «Фьюри» погрузил на борт 165 человек, а «Ваакзаамхейд» — 122. Кроме того, корабли перевозили более 6000 единиц оружия и большое количество других военных припасов для вооружения. ирландские нерегулярные силы, с которыми они ожидали встретиться. [ 8 ]
Боевой
[ редактировать ]Отправившись в ночь с 23 на 24 октября, голландские корабли быстро продвинулись вперед и в 08:00 находились в 30 морских милях (56 км) к северо-западу от Текселя , направляясь на запад в сторону Ла-Манша . Однако в поле зрения голландских кораблей находился британский фрегат HMS Sirius , новый корабль водоизмещением 1049 длинных тонн (1066 т), рассчитанный на 38 орудий, но на самом деле несущий 44. [ 9 ] Ею командовал капитан Ричард Кинг , принимавший участие в кампании против Ирландской экспедиции двумя годами ранее. [ 10 ] Сириус был размещен у Текселя, чтобы следить за передвижениями голландцев и перехватывать любые корабли меньшего или равного размера, входящие или выходящие из водного пути. Хотя эскадра ван Нейропа превосходила по численности корабль Кинга, британское судно было намного крупнее и быстрее, а голландцам также мешало их положение: два корабля находились на расстоянии более 2 морских миль (3,7 км) друг от друга, слишком далеко, чтобы оказать взаимную поддержку против их противника. противник. [ 7 ]
Первой целью Кинга был меньший и медленный Ваакзаамхейд , который находился с наветренной стороны от Фьюри и поэтому должен был плыть против ветра, чтобы соединиться с кораблем Плетца. Кинг быстро приблизился к корвету, избегая контакта с более крупным Фьюри при этом . В 09:00 Сириус подошел к Ваакзаамхейд и выстрелил в нее из пистолета, что побудило ван Нейропа немедленно сдаться. Фьюри не пытался прийти на помощь флагману, и сопротивление гораздо более крупному Сириусу было бы бесполезным. [ 7 ] Кинг отправил лодки с призовой командой и вывез большую часть пленников из Ваакзаамхейда , поместив их под палубу Сириуса . Как только приз был получен, Кинг немедленно отправился в погоню за Фьюри , которая пыталась бежать на запад и почти исчезла за горизонтом. В течение оставшейся части дня преследование продолжалось, Фьюри не смог уйти от более быстрого британского корабля, который во второй половине дня постепенно приближался, пока в 17:00 не оказался в пределах досягаемости голландского фрегата. [ 9 ]
Огонь Кинга был сильным, но Плетц сопротивлялся, отвечая своей пушкой и продолжая попытки к бегству. Бой продолжался полчаса, расстояние между кораблями менялось по мере того, как Плетц пытался выйти за пределы досягаемости Кинга. [ 11 ] Британский экипаж был лучшим артиллеристом, чем голландский, а стрельба французских солдат на борту мало повлияла на Сириус , поскольку расстояние между кораблями было слишком велико, чтобы мушкеты были эффективными. В результате ущерб и жертвы на борту «Фьюри» возросли, хотя Сириус почти не пострадал: только один выстрел попал в бушприт и один человек был ранен. Примерно в 17:30 Плетц сдался, потеряв восемь человек убитыми и 14 ранеными, а его корабль был сильно поврежден. Кинг перевел пленников и разместил призовую команду на Фьюри, прежде чем вернуться на свою базу в Норе со своими призами. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Захват голландских кораблей положил конец последней попытке континентальной страны высадить войска в Ирландии во время Французских революционных войн и наполеоновских войн . последовавших за ними [ 12 ] Фьюри и Ваакзаамхейд были куплены для Королевского флота, Фьюри вернулась к своему довоенному имени Вильгельмина и Ваакзаамхейд под тем же именем. Корвет был модернизирован, а количество орудий на борту было сокращено до 20, поскольку его корпус считался недостаточно прочным, чтобы нести 24. [ 8 ] Ричард Кинг оставался на Сириусе до 1802 года, а впоследствии командовал линейным кораблем HMS Achille , участвовавшим в Трафальгарском сражении в 1805 году. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пакенхэм, с. 27
- ^ Джеймс, с. 4
- ^ Приходите, с. 186
- ^ Смит, с. 141
- ^ Риган, с. 88
- ^ Джеймс, с. 144
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 516
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 241
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 240
- ^ Лотон, Дж. К. «Король, сэр Ричард» . Оксфордский национальный биографический словарь . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Клоуз, с. 517
- ^ Гардинер, с. 115
- ^ Уэрхэм, с. 129
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 . OCLC 59659759 .
- Пойдем, Дональд Р. (зима 1952 г.). «Французская угроза британским берегам, 1793–1798». Военное дело . 16 (4): 174–88. дои : 10.2307/1982368 . ISSN 3703-2240 . JSTOR 1982368 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-363-Х . OCLC 50264868 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 2, 1797–1799 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-906-9 . OCLC 255340498 .
- Пакенхэм, Томас (2000) [1997]. Год Свободы: История Великого ирландского восстания 1798 года (Переизданная ред.). Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-11252-7 . OCLC 59362609 .
- Риган, Джеффри (2001). Книга морских ошибок Джеффри Ригана . Андре Дойч. ISBN 0-233-99978-7 . OCLC 49892294 .
- Уэрхэм, Том (2001). Звездные капитаны, командование фрегатами в наполеоновских войнах . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-169-4 .