Битва при Генуе (1795 г.)
Битва при Генуе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть военно-морских операций во время войны Первой коалиции | |||||||
![]() «Агамемнон вступает в бой с Ча Ирой, 13 марта 1795 года». Николас Покок , 1810 год. НММ. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
14 линейных кораблей ( ООБ ) | 13 линейных кораблей ( ООБ ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
74 убитых 254 раненых |
400–750 убитых и раненых [Примечание А] 2 линейных корабля захвачены |
Битва при Генуе (также известная как битва при мысе Ноли и по -французски как Bataille de Gênes ) — морское сражение между французскими и союзными англо-неаполитанскими войсками 14 марта 1795 года в Генуэзском заливе , большом заливе в Лигурийском море. Море у берегов Генуэзской Республики во время французских революционных войн . Французский флот возглавлял контрэмирал Пьер Мартен и состоял из 14 (позже 13) линейных кораблей, в то время как британский Королевский флот и Неаполитанский флот под командованием вице-адмирала Уильяма Хотэма насчитывали 13 линейных кораблей. Битва закончилась незначительной англо-неаполитанской победой и захватом двух французских кораблей.
Сражение было частью военно-морской кампании весной 1795 года, во время которой Мартин стремился установить французский контроль над водами южной Франции. Фактически они были переданы британцам 18 месяцев назад, когда британцы захватили французскую средиземноморскую военно-морскую базу Тулон . Хотя он был отбит в ходе последовавшей осады , основной французский средиземноморский флот был сожжен в гавани. Лишь половину флота можно было спасти, и поскольку в Тулоне продолжался ремонт, британцы использовали свое превосходство, чтобы вторгнуться и захватить остров Корсика в 1794 году. К началу 1795 года достаточное количество французских кораблей находилось в боевом состоянии, и Мартин почувствовал себя способным совершать ограниченные круизы по Лигурийское море. В начале марта 1795 года он отплыл в Геную , встретив и захватив британский линейный корабль по пути . У Генуи Мартина преследовал флот Хотэма, и после двух дней маневров в безветренную погоду французский адмирал повернул обратно к французскому побережью.
Хотэм преследовал его, и 13 марта его передовые корабли поймали французский арьергард. В течение двух дней самые задние корабли Мартина провели серию постоянных боев с британским флотом, в которых несколько кораблей с обеих сторон были серьезно повреждены. Флагман Мартина, 120-пушечный Sans Culotte, в одночасье потерял связь с боем и после непродолжительного возобновления боя на следующее утро отдал приказ отступить. Два французских корабля, «Ка Ира» и «Ценсер» , были оставлены, разбиты и вынуждены сдаться британцами. , убеждал Хотэма Его подчиненный, капитан Горацио Нельсон продолжить преследование, но он отказался и отвел свой флот на ремонт. Один британский корабль, HMS Illustrious , позднее потерпел крушение у итальянского побережья. Мартен отправил свои поврежденные корабли в Тулон для ремонта, а остальной флот поставил на якорь на островах Йер , готовясь к дальнейшим операциям; четыре месяца спустя флот провел второе сражение, битву у Йерских островов , которая также закончилась незначительной победой британцев.
Фон
[ редактировать ]Французские революционные войны значительно расширились в феврале 1793 года, когда Национальный съезд новообразованной Французской Республики объявил войну Королевству Великобритании . [ 1 ] Для защиты британских коммерческих интересов в Средиземном море блокады французского был собран флот Королевского военно-морского флота, который был направлен для Средиземноморского флота в его главном порту Тулон на южном побережье Франции. [ 2 ] По прибытии в августе 1793 года британский флот обнаружил, что Тулон находится в состоянии волнений из-за правления террора , и британский командующий лорд Худ убедил граждан выступить на стороне французских роялистов и позволить британским войскам захватить город и французский флот. [ 3 ] Республиканские силы осадили город, после чего последовали четыре месяца тяжелых боев, пока 18 декабря роялисты и их союзники не были изгнаны. Во время хаотичной эвакуации города большая часть французского средиземноморского флота была подожжена британскими и испанскими абордажными отрядами. [ 4 ]
После этого британцы начали вторжение на Корсику , а французы приступили к восстановлению своего флота. [ 5 ] Из-за неудач испанских десантов многие военно-морские запасы в Тулоне уцелели в огне, как и более половины флота, хотя многие корабли были серьезно повреждены. [ 6 ] Большую часть 1794 года уцелевшие французские корабли оставались в гавани, а новый командующий Контре-амирал Пьер Мартен провел в июне короткую вылазку с семью линейными кораблями , которые были вынуждены укрыться в заливе Гуржан, чтобы избежать нападения флота лорда Худа. [ 7 ] Проблемы, возникшие в результате Французской революции несколькими годами ранее, означали, что французский флот серьезно потерял опыт и моральный дух по сравнению с британским флотом. [ 8 ]
К 1795 году полная численность французского Средиземноморского флота была восстановлена: Мартин собрал 15 линейных кораблей и шесть фрегатов для операции в Лигурийском море . Цель этой операции неясна; в отчете Комитета общественной безопасности Национальному съезду говорилось, что флот находился в море для обеспечения безопасности судоходных линий в Средиземном море, [ 9 ] в то время как другие источники указывают, что высадка десанта целью была на Корсике. Такая операция упоминается в переписке представителя Национального собрания Этьена-Франсуа Летурнера , посланного для осуществления политического надзора за флотом. На этот план указывало также количество военных кораблей, собиравшихся в Тулоне. [ 9 ] хотя эти суда во время операции не покидали гавань. Историк Адольф Тьер предположил, что целью могла быть демонстрация силы против Рима после линчевания французского посла Николя Бассвиля двумя годами ранее. [ 10 ]
Круиз Мартина
[ редактировать ]Мартин не хотел покидать Тулон, пока не убедился, что слабая британская блокада порта временно снята. [ 5 ] В конце 1794 года Худа сменил его заместитель вице-адмирал Уильям Хотэм базировал свои корабли в заливе Сан-Фьоренцо на северном побережье Корсики. , который зимой [ 11 ] Там они предприняли попытку частичного ремонта, и один корабль, HMS Berwick , был сильно поврежден из-за плохого управления во время шторма . В конце февраля «Хотэм» отправился на более масштабный ремонт в Ливорно в Великом герцогстве Тоскана , оставив Бервик позади. [ 5 ] Мартин получил известие об отъезде Хотэма в начале марта и отплыл из Тулона 3 марта. [ 12 ]
Французский флот столкнулся с серией штормов, и ему потребовалось четыре дня, чтобы достичь корсиканского побережья; Во время перехода два корабля были частично лишены мачт. [ 13 ] Там разведчики Мартина обнаружили поврежденный «Бервик», хромающий вокруг мыса Корс с присяжными мачтами . Признавая свое превосходство, Мартин выделил эскадру фрегатов и линейных кораблей, чтобы преследовать Бервика , и завязалась короткая битва , в которой бегущий Бервик сражался с фрегатом Альцест . [ 14 ] Оба корабля получили повреждения в бою, но когда «Альцеста» отступила, выстрел в штангу оторвал голову капитану Адаму Литтлджону на Бервике . [ 13 ] Поскольку в зону действия приближались другие корабли, Бервик не смог сбежать, а их капитан погиб, выжившие офицеры решили сдаться. Мартин приказал захваченному «Бервику» и поврежденному «Альцесте» отойти на защищенную якорную стоянку в заливе Гуржан, а его флот продолжил движение на восток, в Генуэзский залив . [ 15 ]
В тот же день, когда был взят Бервик французы прошли остров Сент-Маргерит , направляясь на восток. , новости об отбытии французов из Тулона достигли Хотэма в Ливорно из Генуи, при этом сообщалось, что 6 марта [ 12 ] Это подтвердил разведывательный шлюп HMS Moselle , который доложил о том, что французы идут на северо-запад и направляются на юг. Через день флот Хотэма был готов к отплытию и покинул гавань ранним утром 9 марта. [ 16 ] Хотэм полагал, что целью французов была Корсика, и послал бриг HMS Tarleton под командованием командира Чарльза Брисбена, чтобы предупредить Литтлджона и организовать встречу с Бервиком у мыса Корс. Вечером 9 марта Тарлтон вернулся с известием о захвате Бервика , в результате чего Хотэм повернул на северо-запад. [ 16 ] На следующий день фрегаты, ведущие разведку впереди британского флота, обнаружили флот Мартина у мыса Ноли в Генуэзском заливе, направлявшийся на запад, обратно в сторону Тулона. [ 17 ]
Гнаться
[ редактировать ]Погода была спокойной, и только 11 марта корабли основных сил британского флота заметили французов, находившихся теперь южнее и с наветренной стороны от британцев. Головным кораблем флота Хотэма в то время был HMS Princess Royal , возглавлявший авангард примерно на 5 или 6 морских миль (11 км) впереди основных сил флота. [ 15 ] Контакт на время был потерян, но восстановлен 12 марта, когда Мартин привел свой флот. Мартин продвинулся на расстояние 3 морских миль (5,6 км) от Princess Royal, а затем повернул на левый борт . [ 17 ] Погода оставалась спокойной, море было неспокойным, что очень затрудняло маневрирование и не позволяло ни одному флоту приблизиться к бою; когда ему представилась возможность атаковать, Мартин отказался. [ 18 ]
Вечерний южный ветерок дал Хотэму возможность выстроить свой флот в боевую линию с авангардом на западе и французами на юго-западе. [ 15 ] Ночь характеризовалась сильными шквалами , и французский корабль «Меркурий» потерял стеньгу; поврежденный корабль отделился, чтобы присоединиться к Бервику в заливе Гуржан, в сопровождении фрегата, продолжая направлять свой флот на запад, подальше от британцев. [ 19 ] На следующее утро в 08:00 другой корабль Мартина, большой 80-пушечный « Ка Ира» из арьергарда французского флота, столкнулся с соседним «Виктуаром» , и его носовая и главная стеньги рухнули за борт. [ 7 ]
К утру 13 марта Хотэму стало ясно, что Мартин не намерен вступать в бой с британским флотом, и британский адмирал решил санкционировать генеральную погоню, позволив своим капитанам вырваться из строя и преследовать французов в меру сил. возможности своих кораблей. [ 20 ] Ведущим кораблем погони был фрегат, 36-пушечный HMS Inconstant под командованием капитана Томаса Фримантла , который достиг поврежденного Ча Ира в течение часа после столкновения и открыл огонь с близкого расстояния по левому борту. [ 19 ]
Увидев, что Ча Ира находится под угрозой, французский фрегат « Вестале» атаковал «Инконстант» с расстояния, прорвался мимо британского корабля и прикрепил буксирный трос к хромающему линейному кораблю. [ 15 ] Фримантл развернул свой корабль и снова открыл огонь по Ча Ире , но на этот раз подвергся основному залпу французского корабля и подвергся артиллерийскому обстрелу, в результате чего трое убитых и 14 раненых, а также значительный ущерб. Не имея возможности продолжать бой, Фримантл отступил на ремонт. [ 21 ] Атака «Инконстанта» позволила другим британским кораблям присоединиться к действию, так что в 10:45 64-пушечный HMS « Агамемнон» под командованием капитана Горацио Нельсона смог открыть огонь по французскому кораблю. [ 19 ]
Агамемнон при непродолжительной поддержке HMS капитана под командованием капитана Сэмюэля Рива сохранил контакт с Ча Ирой , стреляя по французскому кораблю с большого расстояния в течение трех с половиной часов. [ 21 ] Нельсон смог расположить свой корабль у кормы «Ка Ира» и лавировать взад и вперед за французским кораблем, открывая разрушительный обстрел . [ 22 ] В результате нападения 110 членов экипажа французского корабля погибли или были ранены, а также были повреждены мачты и такелаж. В ходе боя у Нельсона было ранено всего семь человек. [ 23 ] Попытки Сан-Кюлотта и Барры вмешаться были отбиты, а Ча Ира был серьезно поврежден огнем Агамемнона . В конце концов часть французского центра отступила, чтобы оказать поддержку, и Хотэм приказал Нельсону отступить, чтобы не рисковать быть разбитым. [ 24 ] Пока этот бой продолжался, подошли другие британские корабли, HMS Bedford и HMS Egmont вступили в бой с тремя французскими кораблями, включая Тимолеон и флагман Мартина, 120-пушечный Sans Culotte . [ 21 ] Бою «Эгмонта» помешал взрыв разорвавшейся пушки на нижней палубе, в результате чего среди артиллерийских расчетов погибло около 30 человек. [ 25 ] Однако флот Хотэма не смог полностью вступить в бой с отступающими французами в течение дня, и когда наступила ночь, оба флота продолжили движение на запад, французы отступили, преследуя британскую линию. [ 20 ]
Битва возобновилась
[ редактировать ]Ночью Мартен и Летурнер перебрались из Сан-Кюлотта на фрегат «Фрипонн» , что позволяло им легче перемещаться по флоту и более эффективно руководить операциями, а также было частью французского постоянного приказа во время сражения флота. [ 26 ] Французскому флоту, находившемуся в настоящее время в полном отступлении к Тулону, был отдан приказ плыть близко к ветру по левому галсу в сторону от британцев. [ 21 ] По необъяснимым причинам Sans Culotte не выполнил этот приказ и ночью покинул флот. [ 19 ] в то время как Ча Ира все дальше и дальше отставал от основных сил французских войск. Чтобы лучше защитить поврежденный корабль, «Вестале» был отозван и заменен линейным кораблем «Цензура» , буксировавшим «Ка Ира» обратно в Тулон. [ 21 ]
Утром флот маневрировал в 21 морской миле (39 км) к юго-западу от Генуи, британцы приближались к французской линии на западе. Са Ира и Ценсер отступили далеко от французского флота, и Хотэм послал в погоню свои самые быстрые корабли, гонимые северо-западным бризом. К 06:30 Бедфорд и Капитан догнали отставших французов, Капитан лидировал, сражаясь с обоими в течение 15 минут, прежде чем Бедфорд вышел на бой. [ 21 ] Капитан получил серьезные повреждения такелажа, парусов и мачт, к 07:50 стал неуправляемым, вышел из строя и был отбуксирован в безопасное место. [ 27 ] Вскоре после этого Бедфорд тоже был вынужден отступить, так как парусное вооружение было серьезно повреждено. Оба французских корабля также были сильно повреждены и вышли из-под контроля, не имея возможности соединиться с основным флотом Мартина. [ 20 ]
Мартин стремился защитить свои осажденные самые задние корабли и отдал приказ носить свою линию последовательно , чтобы прорваться между британским флотом и сильно поврежденными «Ка Ира» и «Ценсер» , которым теперь угрожали недавно прибывшие HMS Illustrious и HMS Courageux . [ 28 ] К этому моменту оба флота были окружены периодом штиля, который затруднил маневры, и поворот французов застал врасплох HMS Lowestoft , фрегат внезапно попал под огонь ведущего французского корабля Duquesne под командованием капитана Закари Аллемана . [ 28 ] Аллеманд открыл огонь по фрегату, и капитан Бенджамин Хэллоуэлл , понимая, что не сможет эффективно ответить, отправил всю свою команду под палубу, чтобы защитить их от французского артиллерийского огня. Лоустофт был сильно поврежден парусами и такелажем, но от дальнейших потерь его спасло прибытие неаполитанского фрегата «Минерва» , который заступился за Дюкена . [ 27 ]
Поворачивая, Аллеманд не смог эффективно следовать приказам, а это означает, что вместо того, чтобы пройти с подветренной стороны от британских кораблей, между противником и Ча Ирой и Ценсером , он прошел с наветренной стороны, плывя по другой стороне британского авангарда. [ 25 ] Хотэму удалось вставить свои корабли между разбитыми французскими кораблями и основным флотом Мартина, и казалось, что ближний общий бой был неизбежен. [ 29 ] В 08:00 Аллеманд вступил в бой с Илластриусом , а затем с Куражё , Дюкен присоединился к атаке Виктуар и Тоннан . [ 25 ] и британские корабли, поддерживаемые на более отдаленном расстоянии Агамемноном и королевской принцессой . [ 30 ] В течение часа французский и британский авангард вели шквальный огонь, причем Илластриус взял на себя худшую часть перестрелки и вышел из боя с тяжелыми повреждениями; грот-мачта рухнула на бизань-мачту, и обе упали за борт, а экипаж корабля потерял 90 человек. [ 31 ] Courageux : он также потерял две мачты и разбил корпус французским выстрелом. Следующим пострадал [ 27 ] Экипаж капитана Огастеса Монтгомери потерял около 50 моряков убитыми и ранеными. [ 31 ] Сообщалось, что французские корабли в этой перестрелке стреляли горячими выстрелами , хотя это мало повлияло на бой. [ 7 ] Затем фургонная эскадра Аллеманда оторвалась от дрейфующих британских кораблей, которые не были поддержаны застывшим британским флотом. [ 27 ]
Остальная часть французского флота не последовала за Аллеманом и отвернулась, а фургон последовал за ним. В результате потрепанные Ча Ира и Ценсер оказались в ловушке на дальней стороне британского флота, а Мартин бросил их на произвол судьбы. Изолированные, эти корабли сдались в 10:05. [ 30 ] Без преследования британцев согласованная стрельба на дальние дистанции наконец прекратилась в 14:00; Хотэм решил, что устранение серьезных повреждений его фургонов и получение призов важнее, чем продолжение боевых действий, и отвел свой флот подальше от быстро исчезающих кораблей Мартина. Нельсон считал, что, отказавшись от призов и вышедших из строя кораблей и внимательно следуя за французами, Хотэм может форсировать действия, которые могут уничтожить весь французский флот. Британский капитан был настолько убежден, что отправился на лодке к флагманскому кораблю Хотэма HMS Britannia, чтобы попытаться убедить адмирала. Хотэм отказался, ответив: «Мы должны быть довольны, мы справились очень хорошо». [ 30 ] Никакие призывы Нельсона или контр-адмирала Сэмюэля Гудолла к принцессе Рояль не могли побудить Хотэма продолжить действия, и вскоре французы скрылись из поля зрения. [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]Хотэм собрал свои призы, снял с кораблей мачты и повернул на восток, чтобы стать на якорную стоянку в заливе Ла Специя . [ 32 ] Вся его боевая линия участвовала в боевых действиях и понесла потери, причем самые тяжелые потери были на борту сильно поврежденных и частично лишенных мачт «Илластриес» и «Кураже» . Капитан , Бедфорд , Эгмонт и HMS Windsor Castle также были повреждены, все потеряли более 20 человек. [ 31 ] Общие потери британцев и неаполитанцев составили 74 убитых и 284 раненых. Потери французов после битвы не были полностью учтены, хотя общее количество разбитых «Ка Ира» и «Ценсер» в британских отчетах составило около 400 жертв. [Примечание А] Потери среди уцелевших французских кораблей точно неизвестны, но все «Дюкен» , «Виктуар» , «Тоннан» и «Тимолеон» были зарегистрированы как сильно поврежденные. [ 31 ]
Корабли Хотэма после боя бросили якорь в заливе Ла Специя, а 17 марта попали в сильный шторм, во время которого поврежденный Illustrious порвал буксирный трос фрегата HMS Meleager и начал дрейфовать к побережью. [ 33 ] Мачты корабля были потеряны за бортом, а из множества дыр в корпусе внутрь корабля хлынула вода. В 13:30 положение корабля ухудшилось, когда заряженная пушка случайно выстрелила, взорвав орудийный порт и проделав большую дыру в корабле изнутри. Это сделало «Илластриус» неуправляемым, и к 14:00 на востоке стало ясно видно итальянское побережье. Его корабль опасно дрейфовал к берегу, в 14:30 капитан Томас Фредерик передал управление находившемуся на борту моряку, который утверждал, что путешествовал по региону и знал безопасную якорную стоянку. [ 32 ] Пять часов Illustrious изо всех сил пытался избежать катастрофы, но в 19:30 корабль сел на мель возле Авензы . Фредерик попытался встать на якорь, пытаясь спасти корабль, но это не удалось из-за боевых повреждений, а также сильного ветра и волн в 22:30 оторвало руль. [ 34 ]
На следующее утро Тарлтон подошел к непоправимо поврежденному «Илластриусу» , хотя только 20 марта погода достаточно улучшилась, чтобы можно было начать эвакуацию. Тарлтон , Лоустофт , HMS Romulus и команды корабельных лодок успешно удалили весь экипаж и большую часть корабельных запасов без потерь. После того, как затонувший корабль был расчищен, его подожгли и бросили. [ 35 ] Уцелевший флот оставался в Специи в течение недели, производя капитальный ремонт, а затем 25 марта отплыл в Сан-Фьоренцо. Ремонт продолжался до 18 апреля, после чего Хотэм вернулся в Ливорно. [ 33 ] Обе награды были переданы Королевскому флоту в Сан-Фьоренцо под своими первоначальными названиями, хотя ни одна из них не имела долгой карьеры; Ценсер был отправлен для сопровождения конвоя в Великобританию в конце лета 1795 года, все еще в поврежденном состоянии, и был атакован, изолирован и отбит французской эскадрой у мыса Сент-Винсент в бою 7 октября 1795 года . [ 36 ] Ча Ира прожила лишь немного дольше: случайно загорелась, стоя на якоре у Сан-Фьоренцо 11 апреля 1796 года, и была полностью разрушена, хотя только четверо из 600 членов экипажа погибли. [ 37 ]
После битвы Мартен отступил в Йер, к которому вскоре после этого присоединились поврежденные корабли из залива Гуржан и флагманский корабль из Генуи. [ 34 ] После отделения в ночь на 13 марта «Сан-Кюлот» попытался воссоединиться с французским флотом, но был замечен и преследован испанской эскадрой, которая укрывалась в нейтральном порту до тех пор, пока путь обратно во Францию не был свободен. [ 34 ] Мартен отправил наиболее поврежденные корабли обратно в Тулон для ремонта, оставаясь на якоре у Йера с 11 линейными кораблями до апреля, когда он тоже вернулся в порт вместе с подкреплением из французского Атлантического флота. [ 38 ] Капитаны Sans Culottes , Mercure и Duquesne были объявлены Мартином выговором за невыполнение его приказов, но впоследствии оправданы в проступках судом присяжных, который также высоко оценил капитанов Ca Ira и Censeur . [ 39 ] Он не выходил в море до июня, а в начале июля был снова пойман Хотэмом. Отступая к Йеру, французский флот преследовался британцами, а последний корабль «Алсид» был захвачен и уничтожен в битве у Йерских островов . [ 40 ]
Хотя битва была победой британцев, Нельсон в частном порядке резко раскритиковал отказ Хотэма возобновить действия, написав, что «я никогда не мог бы назвать это хорошо сделанным ». [ 30 ] Сэр Уильям Гамильтон , британский посол в Неаполитанском королевстве , разделял мнение Нельсона, написав: «Я могу, между прочим , заметить, что мой старый друг Хотэм недостаточно проснулся для такого командования, как командование королевским флотом в Средиземном море. " [ 41 ] Хотэм считал, что его действия оправданы предотвращением возможной высадки французов на Корсике, и был озабочен событиями на суше, где мирный договор между Францией и Тосканой поставил под угрозу доступ к гавани Ливорно. [ 42 ] Историки раскритиковали робость Хотэма. Уильям Лэрд Клоуз, писавший в 1900 году, заявил, что «это была неудовлетворительная победа. Хотэм взял два линейных корабля, но не получил большого признания, видя, что он мог и должен был сделать гораздо больше». [ 43 ] Спустя более чем пять десятилетий после битвы Адмиралтейство наградило это сражение застежкой, прикрепленной к Медали за военно-морскую службу , вручаемой по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание A: Потери французов в битве неизвестны. Уильям Джеймс сообщает о цифре в 400 убитых и раненых только на Ча Ире и Ценсере и отмечает, что дальнейшие потери на французских кораблях были неизбежны, но непредсказуемы. [ 31 ] Его цифры поддерживает Уильям Лэрд Клоуз . [ 43 ] В своей биографии Нельсона Джеффри Беннетт записывает в общей сложности 750 потерь на захваченных кораблях. [ 41 ] эта цифра предположительно взята из Эрнла Брэдфорда оценки в 400 человек на Ча Ира и 350 на Ценсере . [ 45 ] В книге Дигби Смита о наполеоновской статистике, очевидно опирающейся на Джеймса и Клоуза, приводятся гораздо более высокие цифры: 600 убитых и 1000 раненых. [ 46 ] Это может быть связано с историей Франции; Онесим-Жоахим Труд сообщает, что в бою погибло 600 французских моряков. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гардинер, стр.14.
- ^ Джеймс, стр.65
- ^ Ирландия, стр.178.
- ^ Гардинер, стр.105.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, стр.254
- ^ Клоуз, стр.212
- ^ Jump up to: а б с Шторы, стр.116
- ^ Ирландия, стр.74
- ^ Jump up to: а б Женат, стр.425
- ^ Тьер, История революции , т.7.
- ^ Клоуз, стр.267
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.268
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.255
- ↑ Женат, стр.426.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, стр.257
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.256
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.269
- ^ Форестер, стр.73
- ^ Jump up to: а б с д Клоуз, стр.270
- ^ Jump up to: а б с «№13766» . Лондонская газета . 7 апреля 1795 г. с. 305.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс, стр.258
- ^ Беннетт, стр.89
- ^ Форестер, стр.74
- ^ Беннетт, стр.42
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, стр.260
- ^ Женат, т., с. 427
- ^ Jump up to: а б с д Клоуз, стр.271
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.259
- ^ Jump up to: а б Форестер, стр.75
- ^ Jump up to: а б с д Беннетт, стр.43
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, стр.261
- ^ Jump up to: а б Джеймс, стр.264
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.273
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, стр.265
- ^ Грокотт, стр.11
- ^ Джеймс, стр.274
- ^ Грокотт, стр.33
- ^ Джеймс, стр.266
- ^ Jump up to: а б Женат, с.431
- ^ Мостерт, стр.163
- ^ Jump up to: а б Беннетт, стр.44
- ^ Мостерт, стр.162
- ^ Jump up to: а б Клоуз, стр.272
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
- ^ Брэдфорд, стр.116
- ^ Смит, стр.102
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2002) [1972]. Нельсон Командир . Лондон: Пингвин. ISBN 0-141391-29-4 .
- Брэдфорд, Эрнл (1999) [1977]. Нельсон: главный герой . Посуда: Военная библиотека Вордсворта. ISBN 1-84022-202-6 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том III . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-012-4 .
- Форестер, CS (2001) [1929]. Нельсон . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-178-3 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Лондон: Caxton Editions. ISBN 1-84067-363-Х .
- Грокотт, Теренс (2002) [1997]. Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпохи . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-164-5 .
- Ирландия, Бернард (2005). Падение Тулона: последняя возможность победить Французскую революцию . Касселл. ISBN 0-3043-6726-5 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Мостерт, Ноэль (2007). Линия на ветру: величайшая война на море под парусами 1793–1815 гг . Винтажные книги. ISBN 9-78071-260-9272 .
- Смит, Дигби (1998). Книга данных наполеоновских войн . Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-276-9 . OCLC 231766509 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции (на французском языке). Полет. 2. Старец Халламель. стр. 424–431.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с морским сражением при Генуе (1795 г.) на Викискладе?
44 ° 02' с.ш. 08 ° 28' в.д. / 44,033 ° с.ш. 8,467 ° в.д.
- 1795 г. в Генуэзской республике.
- Битвы войны Первой коалиции
- Конфликты 1795 года
- Военная история Генуи
- Морские сражения Французских революционных войн с участием Франции
- Морские сражения Французских революционных войн с участием Великобритании.
- Морские сражения с участием Неаполитанского королевства