Битва при Раз-де-Сейн
Битва при Раз-де-Сейн | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() Яростный бой между HMS Mars и французским Hercule '74 у Бреста 21 апреля 1798 года , Джон Кристиан Шетки. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 линейный корабль | 1 линейный корабль | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
90 убитых и раненых |
290 убитых и раненых 1 линейный корабль захвачен |
Битва при Раз-де-Сейн — морское сражение при блокаде Бреста лорда во время Французских революционных войн между Франции и Королевского флота линейными кораблями 21 апреля 1798 года. Британский блокадный флот под командованием адмирала Бридпорта отплыл из Сент-Хеленс 12 апреля и утром 21 апреля пересекал пролив Ируаз, когда на востоке были замечены паруса. В погоню были отправлены три корабля во главе с 74-пушечным линейным кораблем HMS Mars под командованием капитана Александра Худа . Когда британские корабли приблизились к своей карьере, на юго-востоке, недалеко от береговой линии, был замечен третий парус, движущийся на север, в сторону Бреста.
Этим кораблем был 74-пушечный «Геркюль» под командованием капитана Луи Леритье , недавно вошедший в строй в Лорьяне и направлявшийся в Брест, чтобы присоединиться к основному французскому флоту, и британская эскадра немедленно изменила направление, чтобы перехватить новую цель. Столкнувшись с превосходящими силами противника, Л'Эритье попытался бежать через узкий проход Раз-де-Сейн , но обнаружил, что прилив против него, и поэтому бросил якорь в устье прохода, чтобы дождаться нападения британцев. В 21:15 Марс достиг Геркулеса , попав под шквальный огонь, когда Худ маневрировал на позиции, в результате чего его корабль разбился рядом с французским судном. Более часа корабли стреляли прямо друг в друга, так близко, что их орудия нельзя было выбросить, а стрелять приходилось изнутри кораблей. Повреждения и потери были серьезными с обеих сторон, в том числе Худ, который был смертельно ранен в разгар боя.
В конечном итоге Геркулес был вынужден сдаться после того, как попытки высадиться на Марс потерпели неудачу. Оба корабля были разбиты и сожжены, при этом французы потеряли не менее 290 человек, а британцы - 90. После этого «Эркюль» был доставлен в Великобританию, а затем отремонтирован и служил в Королевском флоте до 1810 года. И Л'Эритье, и покойный Худ были высоко оценены. хвалят за их поведение во время боя, что отмечено как очень редкий в этот период пример сражения двух примерно равных по силе кораблей без какого-либо внешнего воздействия.
Фон
[ редактировать ]Во время войн за независимость Франции Королевский флот оказывал господство на море над своими континентальными соперниками, прежде всего над французским флотом , основной флот которого базировался в Бресте на бретонском побережье Бискайского залива . Чтобы сдержать этот флот, британцы применили стратегию тесной блокады ; поддержание флота у Бреста всякий раз, когда погодные условия позволяли препятствовать прорыву французского флота в Атлантический океан . [ 1 ] Эти силы блокады также ограничивали французскую торговлю и морские коммуникации, атакуя торговые суда и отдельные военные корабли, стремясь пополнить запасы или усилить основной французский флот. Это сделало французские морские путешествия чрезвычайно опасными даже в прибрежных водах: в июне 1795 года основной французский флот потерпел поражение от блокадных сил в битве при Гройа на подступах к порту Лорьян . [ 2 ] а в бою 13 января 1797 г. самостоятельно шедший 74-пушечный линейный корабль «Права человека» был выброшен на берег и уничтожен на подступах к Бресту двумя фрегатами блокадной эскадры. [ 3 ]
12 апреля 1798 года британский блокадный флот под командованием адмирала лорда Бридпорта отплыл с зимней стоянки в Сент-Хеленс на острове Уайт и направился к побережью Бретона. Бридпорт собрал десять линейных кораблей для дежурства в Бресте, хотя отряды флота курсировали в этом регионе с 25 января, и с уведомлением он мог вызвать 28 линейных кораблей. [ 4 ] В первые годы войны французский флот потерпел ряд неудач: помимо потерь в Гроуа, семь кораблей были потеряны в Славное первое июня 1795 года, а еще больше кораблей потерпело крушение во время неудавшейся Croisière du Grand Hiver операции . 1795 года и Ирландская экспедиция 1796 года. [ 5 ] Чтобы восполнить эти потери, французский флот строил новые корабли на своих основных базах флота, и в апреле 1798 года в Лорьяне был сдан в эксплуатацию корабль: « Геркюль» , 74-пушечный корабль водоизмещением 1876 тонн, спущенный на воду в июле 1797 года под командованием опытного Капитан Луи Л'Эритье , ветеран «Славного Первого июня», с экипажем в 680 человек, на 20 человек не хватает полного состава. [ 6 ]
Преследование
[ редактировать ]20 апреля L'Héritier было приказано взять Hercule в свое первое путешествие, короткое путешествие на северо-запад вдоль побережья, чтобы присоединиться к основному флоту под командованием вице-адмирала Морара де Галля в Бресте, где команда будет увеличена до полного состава. На борту находились излишки военно-морских припасов, в том числе полный комплект такелажа для линейного корабля с разрушенного корабля Quatorze Juillet , который загорелся в Лорьяне в начале месяца. [ 7 ] Экипаж L'Héritier был неопытен, и капитан не собирался предпринимать действия, оставаясь недалеко от береговой линии в течение первого дня путешествия. Когда его корабль пересекал залив Одиерн между мысом Пенмарк и Пуэнт-дю-Раз , однако на северо-западе были замечены паруса. [ 4 ]
Эти паруса принадлежали трем кораблям Бридпортского флота. В 11:00 21 апреля британский флот курсировал по проливу Ируаз, когда примерно в 12 морских милях (22 км) к востоку были замечены два паруса. Бридпорт приказал трем своим самым восточным кораблям отсоединиться и исследовать паруса: 74-пушечным линейным кораблям HMS Mars под командованием капитана Александра Худа , HMS Ramillies под командованием капитана Генри Инмана и 38-пушечному фрегату HMS Jason под командованием капитана Чарльза Стирлинга . [ 8 ] Сильные ветры благоприятствовали большим линейным кораблям, преследующим странные паруса. [ 9 ] которые были идентифицированы как французские, пока в 14:00 они не шли в ногу с ними, когда примерно в 15 морских милях (28 км) к юго-востоку был замечен третий парус, идущий близко к берегу. [ 4 ]
Этот новый парус был намного больше, чем другие, замеченные ранее в тот же день, и отделенная эскадра отказалась от прежней погони и повернула к вновь прибывшему, Геркулесу . К 17:45 Леритье был в полном полете, за ним растянулись британские силы, а остальная часть флота Бридпорта находилась далеко на западе. [ 10 ] Джейсон лидировал, Марс немного отставал, хотя Инман на Рамиллисе потерял фок-стеньгу и отступил. [ 11 ] Худ, опытный офицер и племянник как Бридпорта, так и ветерана адмирала лорда Худа , продвигал свой корабль вперед и постепенно догнал Джейсона и Геркулеса . [ 12 ] Л'Эритье знал, что в открытой воде его поймают и захлестнут, и вместо этого попытался спастись через узкий и опасный канал Раз- де-Сейн . [ 8 ] скалистый проход между Иль-де-Сен и Пуэнт-дю-Раз: во время Ирландской экспедиции французский линейный корабль Седуизан потерпел крушение в Раз-де-Сен, унеся жизни 680 человек. [ 13 ]
Когда «Геркулес» подошел к каналу, Худ повернул Марс на правый галс , обогнав Джейсона и направившись на французский корабль. [ 10 ] В 20:30 Л'Эритье осознал, что течение слишком сильное, чтобы Геркюль мог успешно пройти по Раз-де-Сейн , и вместо этого встал на якорь в устье канала с помощью пружины на тросе - системы крепления носового якоря, повышающей устойчивость. и позволил Л'Эритье развернуть залп лицом к врагу, находясь на месте, [ 9 ] примерно в 2 морских милях (3,7 км) к юго-западу от Пуэнт-де-Раз и примерно в 21 морской миле (39 км) от пункта назначения в Бресте. [ 10 ]
Боевой
[ редактировать ]
В 20:45, когда Джейсон был далеко позади в темноте, Марс поднялся, и Худ попытался занять эффективную позицию, с которой можно было бы атаковать ожидающего Геркулеса . Однако капризы течения в проходе Раз-де-Сейн не позволили Худу эффективно управлять своим кораблем, и вместо этого он решил подвести Марс прямо к борту и сражаться бортовым залпом. [ 14 ] В 21:15 Марс был в пределах досягаемости, и Л'Эритье открыл огонь, на что Худ ответил немедленно. В течение десяти минут мачты и такелаж « Марса» и фок-мачта были повреждены попали под обстрел, бушприт немного опередить «Геркулес» и бросить якорь. , в то время как Худ продолжал пытаться удержать свою огневую позицию против течения, прежде чем в 21:25 [ 9 ] Левый носовой якорь зацепился за якорь правого борта « Геркулеса» , и британский корабль резко врезался в французский корабль, сила столкновения вывела из строя четыре артиллерийских порта на Марсе . [ 10 ]
Сцепившись таким образом, оба капитана приказали своим кораблям обливать друг друга огнем. Они были настолько тесно связаны, что многие пушки на обоих кораблях нельзя было запустить, и вместо этого приходилось стрелять изнутри кораблей. [ 10 ] Жар от этой продолжительной бомбардировки был настолько сильным, что древесина начала чернеть и гореть, когда тяжелые снаряды пробили зияющие дыры в бортах каждого корабля: во время боя рваные дыры, прорванные в боку «Геркулеса», были настолько обширными, что обшивка между орудийные порты были оторваны, оставив широкие шрамы по бортам корабля. [ 6 ] Потери были тяжелыми с обеих сторон: через 20 минут после начала боя мушкетная пуля попала Худу в бедро, перерезав ему бедренную артерию . Смертельно раненого и истекающего кровью Худа унесли вниз, и командование перешло к лейтенанту Уильяму Баттерфилду. Потери французов были значительно выше, чем британцев, из-за гораздо более высокой скорострельности, достигнутой хорошо обученным экипажем Худа. [ 15 ]
Понимая, что его корабль понес наибольшие потери, Леритье приказал своим людям попытаться подняться на борт линейного британского корабля, но сначала одна, а затем другая попытка сделать это была отброшена с тяжелыми потерями. [ 16 ] Освещение «Эркюля» погасло в начале боя, в результате чего ее команда была в замешательстве, и в результате только около 40 человек ответили, когда Л'Эритье приказал абордаж; [ 17 ] сам он был ранен дважды: в голову саблей и в бедро пикой , возглавляя штурм. [ 18 ] В 10:30, после часа непрерывной бомбардировки, «Л'Эритье» сдался: корпус «Эркюля » был разорван, пять орудий были демонтированы, остальные повреждены, а более двух пятых экипажа убиты или ранены. [ 6 ] Джейсон быстро приближался, а остальная часть флота Бридпорта была достаточно близко, чтобы видеть дульные вспышки боя. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]
Л'Эритье сдал свой меч Баттерфилду, и он был подарен умирающему Худу, который принял его перед смертью. [ 12 ] В 22:50 прибыл Джейсон , и Стирлинг взял на себя задачу вывоза пленных из «Эркюля» и начал долгий процесс вывода двух потрепанных линейных кораблей из опасного канала Раз-де-Сейн . [ 7 ] Потери на французском корабле после боя не были точно зафиксированы, но по некоторым данным, они достигали 400 человек, хотя выжившие французские офицеры дали более реалистичную оценку в 290 жертв. [ 6 ] Британские потери составили три офицера и 19 человек убитыми, восемь человек пропали без вести (предположительно утонули после падения за борт, сопротивляясь попыткам Л'Эритье подняться на абордаж). [ 14 ] ) и еще 60 раненых. [ 19 ] Погода была, к счастью, спокойной, поскольку ни Марс , ни «Геркулес» не были в состоянии пережить шторм, и 27 апреля «Геркулес» с большой осторожностью был доставлен в Плимут , и был начат ремонт с намерением вернуть корабль в рабочее состояние. Стоимость этого ремонта составила 12 500 фунтов стерлингов (эквивалент 1 662 000 фунтов стерлингов по состоянию на 2024 год). [ 20 ] [ 7 ] но HMS Hercule в конечном итоге был принят в состав Королевского флота и прослужил до 1810 года. [ 15 ]
Историк Роберт Гардинер отметил, что этот «классический бой» был необычным, поскольку велся между двумя одиночными линейными кораблями одинаковой силы и размера без внешнего влияния. [ 11 ] а Эдвард Пелхэм Брентон писал в 1823 году, что «встреча двух линейных кораблей является обстоятельством редкого происшествия, а ее решение в нашу пользу — блестящим украшением нашей военно-морской истории»: он мог назвать только три других подобных инцидента в британском военно-морском флоте. история. [Примечание А] [ 21 ] Изучение относительных размеров и силы бойцов показывает, что они были хорошо подобраны: соответствующий вес залпов составлял от 984 фунтов на Марсе до 985 фунтов на Геркулесе ; Геркулес с массой 1876 тонн весил всего на 34 тонны больше, чем Марс . [ 22 ] а недоукомплектованный экипаж " Геркулеса " в 680 человек все равно был на 46 человек больше, чем на борту Марса. [ 6 ] Британский экипаж также принимал активное участие во время мятежа в Спитхеде в 1797 году, во время которого Худ был временно свергнут с поста капитана. [ 12 ] Оба были относительно новыми кораблями: «Геркюль» находился в море всего 24 часа, а «Марс» был названием корабля «Марс» класса , построенного в 1794 году в начале Французских революционных войн. [ 23 ] Подводя итог, историк Уильям Джеймс указывает, что больший опыт команды Худа и присутствие поблизости других британских кораблей дали Марсу небольшое преимущество, но что «действия Марса и Геркулеса были такими, которые в их поведении на всем протяжении отражали о равной доле кредита для обеих противоборствующих сторон». [ 7 ]
Хотя в некоторых британских исторических источниках сообщается, что Л'Эритье скончался от ран после боя, [ 12 ] это было не так; По возвращении во Францию после обмена Леритье предстал перед военным трибуналом за потерю своего корабля, был с честью оправдан и получил письмо с похвалой за его сопротивление от министра морской пехоты, контр-адмирала Этьена Эсташа Брюи . [ 7 ] В Британии Баттерфилд получил звание командующего . [ 16 ] и Худ был посмертно награжден, Бридпорт написал в своей официальной депеше, что «Никакая моя похвала не может добавить ни одного луча блеска к выдающейся доблести капитана Александра Худа». [ 24 ] Его тело было возвращено в Англию и похоронено возле его дома в Батли , Сомерсет, под памятником, предоставленным его семьей. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание A: Другими инцидентами, выявленными Брентоном, были действия 13 августа 1761 года , когда HMS Bellona захватила Куражо , действия 21 апреля 1782 года , когда HMS Foudroyant захватил Пегас , и действия 22 февраля 1812 года , когда HMS Victorious захватил Риволи . [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вудман, с. 100
- ^ Клоуз, с. 261
- ^ Вудман, с. 89
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 107
- ^ Клоуз, с. 553
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 109
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс, с. 110
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 336
- ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 101
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс, с. 108
- ^ Jump up to: а б Гардинер, стр. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и Худ, Александр , Оксфордский национальный биографический словарь , Дж. К. Лотон и AWH Пирсолл , (требуется подписка), дата обращения 30 марта 2013 г.
- ^ Джеймс, с. 6
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 337
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 101
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 102
- ^ Женат, стр.126.
- ^ Квинтин, стр. 242–243.
- ^ «№15011» . Лондонская газета . 28 апреля 1798 г. с. 355.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Брентон, с. 387
- ^ Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 . Стр. 161, 217.
- ^ Лавери, с. 184
- ^ «№15010» . Лондонская газета . 24 апреля 1798 г., стр. 342–343.
- ^ Брентон, с. 388
Библиография
[ редактировать ]- Брентон, Эдвард Пелхэм (1837) [1825]. Военно-морская история Великобритании, Том. II . Лондон: К. Райс. п. 387 .
Геркулес Марс Брентон.
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 2, 1797–1799 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-906-9 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль - Том 1: Развитие линейного флота 1650–1850 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-252-8 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Лондон: Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции . Полет. 3. Париж: Шаламель бузинный. стр. 125–127.
- Квинтин, Даниэль и Бернар (2003). Словарь капитанов кораблей Наполеона . Париж: СПМ, стр. 242–243. ISBN 2-901952-42-9 .