Французский корабль «Отважный» (1753 г.)
![]() HMS Carnatic , первый из Carnatic класса семидесятчетверок , построенный по точному образцу Courageux.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Храбрый |
Строитель | Брест |
Запущен | 11 октября 1753 г. |
Захваченный | 13 августа 1761 года, Королевский флот. |
![]() | |
Имя | Храбрый |
Приобретенный | 13 августа 1761 г. |
Судьба | Затонул у Гибралтара, 18 декабря 1796 г. |
Общие характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |
Класс и тип | 74-пушечный третьего ранга линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1,721 30 ⁄ 94 bm |
Длина | 172 фута 3 дюйма (52,5 м) (палуба) |
Луч | 48 футов 3 ⁄ дюйма (14,6 м) |
Глубина захвата | 20 футов 10 + 1 ⁄ 2 дюйма (6,4 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
Courageux — 74-пушечный линейный корабль ВМС Франции , спущенный на воду в 1753 году. Был захвачен Королевским флотом в 1761 году и принят на вооружение как HMS Courageux . В 1778 году она присоединилась к флоту Ла-Манша , а позже была частью эскадры под командованием коммодора Чарльза Филдинга , которая захватила голландский конвой 31 декабря 1779 года в ходе так называемого « Дела Филдинга и Биландта» . 4 января 1781 года Куражо отбил Минерву в ближнем бою к западу от Ушана , который длился более часа. В апреле того же года Куражо присоединился к конвою под командованием Джорджа Дарби , который успешно снял Великую осаду Гибралтара .
В начале войн Французских революционных Куражё приняла участие в блокаде и последующей оккупации Тулона в 1793 году. В сентябре того же года она была отправлена с эскадрой под командованием Роберта Линзи для поддержки восстания на Корсике и приняла участие в неудачном нападении на Сан. Фьоренцо . Когда Тулон был эвакуирован, «Куражё» находился в аварийном состоянии и был вынужден отойти от швартовки без руля направления, но смог завершить ремонт, спасая союзные войска с набережной. В битве при Генуе в марте 1795 года он сыграл важную роль в захвате французских кораблей «Ка Ира» и «Ценсёр» , но в последующей битве у Йерских островов он так медленно вступал в бой, что к моменту прибытия был отдан приказ о выходе из боя.
В декабре 1796 года «Куражё» находился в составе Средиземноморского флота бухте , стоявшего на якоре в Гибралтарской , когда сильный шторм оторвал его от причала и погнал на скалы берберийского побережья . Из 593 офицеров и матросов, находившихся на борту, спаслись только 129: пятеро с помощью катера, а остальные, перебравшись по упавшей грот-мачте на берег.
Дизайн
[ редактировать ]

Courageux — 74-пушечный линейный корабль Королевского флота Франции . Ее киль 140 feet 1+1⁄8 inches (42.7 m) was laid down at Brest in April 1751, and her dimensions as built were 172 feet 3 inches (52.5 m) along the gun deck, with a beam of 48 feet 3⁄4 inch (14.6 m) and a depth in the hold of 20 feet 10+1⁄2 inches (6.4 m). At 1,721 30 ⁄ 94 Весом тонны , ее размер был типичным для французских 74-х, которые были как минимум на 100 тонн больше, чем их британские аналоги. [ 2 ] В полностью укомплектованном виде на борту могло находиться 650 человек. [ 2 ]
Находясь на французской службе, Courageux нес тридцать 36-фунтовых (16 кг) орудий на нижней палубе и такое же количество 18-фунтовых (8,2 кг) орудий на верхней палубе. Ее верхние орудия были оснащены шестнадцатью 8-фунтовыми (3,6 кг) орудиями. [ 1 ] После ее захвата ее основные орудия уменьшились как в весе, так и в количестве. Ее нижнюю палубу переоборудовали двадцатью восемью 32-фунтовыми орудиями (15 кг), а количество 18-фунтовых орудий на верхней палубе также сократили до двадцати восьми. Вооружение ее верхних сооружений было увеличено до восемнадцати 9-фунтовых (4,1 кг) орудий: четырнадцати на юте и четырех на полубаке. [ 2 ]
С окончанием Семилетней войны произошло сокращение расходов, что привело не только к сокращению количества заказываемых кораблей Королевского флота, но и к тому, что Адмиралтейство отдало предпочтение существующим проектам перед новыми. [ 2 ] К 1783 году промышленность снова начала процветать, и предложение о новом Карнатик классе было одобрено. Четыре корабля этой серии были построены по точному образцу Courageux и поэтому были заметно крупнее других британских 74-х, находившихся в то время в производстве. [ 3 ]
Услуга
[ редактировать ]Захватывать
[ редактировать ]Поздним вечером 13 августа 1761 года Куражо находился у Виго в компании фрегатов «Малисьеза» и «Гермиона» , когда были замечены 74-пушечный британский корабль HMS Bellona и фрегат «Бриллиант» . Приняв их за линейные корабли, Куражо и ее соотечественники попытались скрыться во тьме. Однако луна была яркой, и британцы смогли преследовать ее. [ 4 ]
На следующее утро капитан «Куражё» решил, что «Беллона» — это 50-пушечный корабль, и, полагая, что у него превосходящие силы, приказал фрегатам атаковать Бриллианта, в то время как он повернулся, чтобы сблизиться с «Беллоной» . [ 4 ] Когда корабли оказались на расстоянии мушкетного выстрела, Куражо открыл огонь и за девять минут сбил бизань-мачту «Беллоны» и настолько сильно порезал ее снасти, что кораблем стало трудно управлять. Капитан «Беллоны» , видя опасность, приказал поднять абордаж, но Куражо ускользнул. С трудом британский корабль смог выйти из строя и, подойдя к правому борту Куражо , нанес серию сокрушительных бортовых залпов. Кураже был сильно поврежден, около 200 человек были убиты и еще 100 ранены, и они ударили по ее знаменам. Два французских фрегата отошли. [ 5 ]
Courageux был куплен Адмиралтейством 2 февраля следующего года за 9 797,16,4 пенсов и принят в состав Королевского флота как третьеразрядный HMS Courageux . начался большой ремонт Еще 22 380 фунтов стерлингов 11,4 пенсов были вложены в июле, когда в Портсмуте , который завершился до середины июня 1764 года. Дальнейший капитальный ремонт был произведен в период с января 1772 года по июль 1773 года, цена которого составила 16 420 фунтов стерлингов 19,10 пенсов. В июле 1776 года «Куражё» был принят в строй под командованием капитана Сэмюэля Худа , а в ноябре 10 132,6,2 фунта стерлингов было потрачено на его оснащение в качестве сторожевого корабля в Портсмуте. [ 2 ]
Флот канала
[ редактировать ]Courageux входил в состав адмирала Огюста Кеппеля флота Ла-Манша в 1778 году и участвовал в захвате 32-пушечного французского фрегата Licorne и французского люггера Coureur 17 июня. [ 6 ] На следующий день Courageux был отправлен вместе с HMS Foudroyant и HMS Robust в погоню за другим французским судном. Вскоре к погоне присоединились и другие британские корабли, которые завершились 19 июня, когда приз — 32-пушечный «Паллада ». был доставлен [ 7 ] Кураже получил долю призовых еще за три поимки в сентябре и еще за пять в октябре. [ 8 ] В период с апреля по май 1779 года он прошел еще один ремонт, который включал обшивку корпуса медью стоимостью 7 468,7 пенсов. [ 2 ] Затем она вернулась во флот Ла-Манша, к тому времени под командованием сэра Чарльза Харди . Флот Харди продолжал брать призы в Ла-Манше, а Куражо разделил награды: в июне HMS Southampton взял испанский корабль Purísima Concepción, Ambuscade отбил 14-пушечный HMS Helena , а американскую шхуну Marmy взял HMS Milford . [ 9 ]
31 декабря 1779 года Куражо входил в состав эскадры под командованием коммодора Чарльза Филдинга , захватившей голландский конвой перед объявлением войны. В ходе того, что позже стало известно как « Дело Филдинга и Биландта» , британцы остановили конвой в Ла-Манше с целью поиска контрабанды. Запрос был отклонен, и началась акция, закончившаяся капитуляцией голландцев после символического сопротивления. Англичане взяли захваченные корабли в качестве призов, а Куражё получила свою долю. [ 10 ] [ 11 ]
Куражо находился на западных подходах 12 марта 1780 года в компании еще семидесяти четырех кораблей, HMS Alexander , когда на юго-востоке был замечен большой фрегат. Александр пустился в погоню и через восемнадцать часов оказался достаточно близко, чтобы открыть огонь из ее преследующих орудий. Еще через два часа, когда она ремонтировала свою добычу, у Александра сломалась носовая мачта. К этому времени Куражо догнал его и продолжил погоню, в конечном итоге вынудив французский фрегат сдаться. Призом стал «Месье» , капер из Гранвилля с 40 орудиями и экипажем из 362 человек. [ 12 ]
В 1781 году «Куражё» находился под командованием лорда Малгрейва , и в бою 4 января 1781 года он и HMS Valiant отбили Минерву , примерно в 5 милях к западу от Ушанта . [ 13 ] Накануне Минерва отплыла в компании из Бреста в двухнедельный круиз вокруг островов Силли . «Куражё» вел перестрелку с близкого расстояния более часа, за это время все мачты «Минервы» были выведены из строя и ее корпусу был нанесен серьезный ущерб, пятьдесят членов ее команды были убиты и еще двадцать три ранены. [ 13 ] Бизань, фок-мачта и бушприт Courageux были повреждены, десять членов ее экипажа были убиты и семеро ранены. Тем временем Валиант отправился в погоню за другим кораблем. Куражё отбуксировала свой приз в Спитхед , прибыв туда утром 8 января. [ 13 ]

В апреле Куражо входил в состав конвоя под командованием Джорджа Дарби, посланного для снятия Великой осады Гибралтара , поддерживаемого французскими и испанскими войсками с июня 1779 года. Кураже разделил призовые деньги для французских бригов Дюк де Шартр и Труа Эмис , а также испанских. фрегат Санта-Леукадия, захваченный во время похода. [ 14 ]
Ремонт стоимостью 8 547,17,7 пенсов был проведен в апреле 1782 года. Затем, в июне 1787 года, потребовался более масштабный ремонт стоимостью 30 369,13,4 пенсов и продлившийся до июля 1789 года. После спора с Испанией по поводу территориальных прав вдоль пролива Нутка , Куражо был введен в эксплуатацию в апреле 1790 года при графине Георге для испанского вооружения . [ 2 ] Кризис был в значительной степени разрешен посредством серии соглашений, подписанных в период с октября 1790 года по январь 1794 года. В феврале 1791 года Алан Гарднер командовал, когда Куражо был повторно введен в строй для российского вооружения . Опять же, дело было улажено до того, как ее призвали в действие, и она расплатилась в сентябре того же года. [ 2 ]
Тулон и Корсика
[ редактировать ]Франция объявила войну Великобритании и Голландской республике в феврале 1793 года, и Кураж под командованием Уильяма Уолдегрейва был отправлен с другими британскими кораблями для блокады французского флота в Тулоне . [ 15 ] К середине августа эти британские силы под командованием Худа на 100-пушечном HMS Victory выросли до двадцати одного линейного корабля. [ 16 ] прибыла депутация французских роялистов 23 августа на борт « Победы» , чтобы обсудить условия условной сдачи города, а 27 августа было высажено 1500 солдат, чтобы убрать республиканцев, оккупировавших форты, охраняющие порт. [ 17 ] Высадки прикрывали Кураж , Мелеагр , Тартар , Эгмонт и Робуст . [ 18 ] Как только форты были захвачены, остальная часть флота Худа в сопровождении семнадцати только что прибывших линейных испанских кораблей вошла в гавань. [ 19 ]
В сентябре 1793 года, во время оккупации, Куражо присоединился к эскадре под командованием Роберта Линзи , которая была отправлена на Корсику для поддержки тамошнего восстания. Генерал Паскуале Паоли , лидер повстанческой партии, заверил Худа, что небольшая демонстрация силы — это все, что нужно, чтобы заставить остров сдаться. [ 20 ] Однако это оказалось не так, и апелляции Линзи к находившимся там французским гарнизонам были отклонены. Его силы, состоявшие из трех линейных кораблей и двух фрегатов, были слишком малы, чтобы блокировать остров, поэтому атаковать Сан-Фьоренцо . было решено [ 20 ]
Двум фрегатам, Lowestoffe и Nemesis , было поручено разрушить башню Мартелло в Форнейли , в двух милях от города, которая охраняла единственную безопасную якорную стоянку в заливе. [ 21 ] Получив несколько залпов с кораблей, французский гарнизон дезертировал, и британцы высадили десант для обеспечения безопасности форта. Эскадра Линзи вошла в залив, но встречный ветер не позволил ей атаковать батареи Сан-Фьоренцо. Ночью HMS Ardent занял позицию, где в 03:30 1 октября он смог атаковать батареи и прикрыть подход других британских кораблей. [ 22 ] [ 23 ] Полчаса спустя HMS Alcide попытался занять станцию поблизости, но из-за внезапной смены ветра его отнесло к скалам, и его пришлось отбуксировать. Тем временем Куражо прикрывал корму Олси, встав между ней и огнем редута на берегу. [ 22 ] В конце концов Олси заняла позицию, где она могла присоединиться к бою, и три корабля бомбардировали редут до 08:15, когда, поскольку признаков повреждений было мало, Линзи отдала приказ отступить. [ 24 ] [ 23 ] Куражё принял на себя основную тяжесть боевых действий, подвергнувшись обстрелу из города и четыре раза загоревшись после попадания горячей пули . [ 25 ]
В том же месяце французские войска осадили город Тулон , а в декабре находившиеся там союзные войска были изгнаны. [ 26 ] Когда был отдан приказ об отходе, «Courageux» находился в ремонте и был без руля направления , но смог выйти из гавани и помочь в эвакуации союзных войск с набережной. Был доставлен запасной руль, подвешен между двумя корабельными шлюпками и установлен позже. [ 27 ]
Битва при Генуе
[ редактировать ]
«Куражё» был одним из тринадцати линейных кораблей, которые вместе с семью фрегатами, двумя шлюпами и катером стояли на якоре на рейде Ливорно 8 марта 1795 года. На следующий день британский разведчик, 24-пушечный шлюп «Мозель» , принесло известие о том, что французский флот из пятнадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух бригов был замечен у островов Сент-Маргерит . [ 30 ] Вице-адмирал Уильям Хотэм немедленно отправился в погоню, и 10 марта передовые британские фрегаты заметили на некотором расстоянии французский флот, возвращавшийся в Тулон против ветра. [ 31 ] Двумя днями позже, в ночь на 12 марта, разразился шторм, серьезно повредивший два линейных французских корабля. Эти корабли сопровождались в залив Гуржан двумя французскими фрегатами, в результате чего противоборствующие флоты были примерно равны по силе и численности. [ 32 ] [ 33 ]
На следующее утро Хотэм попытался привести свои корабли в боевой порядок , но, не увидев ответа со стороны французского флота, изменил свой приказ на общую погоню . В 08:00 80-пушечная « Ка Ира» сзади столкнулась с «Виктуар» , и ее носовая и главная стеньги рухнули за борт. [ 32 ] Ведущим британским кораблем был 36-пушечный фрегат HMS Inconstant под командованием капитана Томаса Фримантла , который достиг поврежденного Ча Ира в течение часа после столкновения и открыл огонь с близкого расстояния, вызвав дальнейшие разрушения. Видя опасность, французский фрегат Вестале открыл огонь по Инконстанту издалека, прежде чем взять на буксир хромающую Ча Иру . [ 33 ] Вскоре после этого к действию присоединился HMS Agamemnon под командованием капитана Горацио Нельсона , пока несколько наступающих французских кораблей не вынудили его вернуться на свою позицию в строю. [ 34 ]
В течение дня и следующей ночи британский фургон время от времени вступал в бой с французским арьергардом, при этом Ча Ира отставала еще дальше от основных сил французских войск. Чтобы лучше защитить поврежденный корабль, французский адмирал Пьер Мартен приказал линейному кораблю «Ценсер» заменить «Вестале» в качестве буксирного корабля. [ 28 ] К утру флот находился в 21 морской миле (39 км) к юго-западу от Генуи , при этом британцы быстро продвигались вперед. Са Ира и Ценсер еще больше отстали, и Хотэм послал за ними два своих самых быстрых корабля. Капитан и Бедфорд прибыли не одновременно, и оба были отброшены, хотя при этом отставшим французским войскам был нанесен дальнейший урон. [ 28 ] Мартин приказал носить свою линию последовательно и встать между британским флотом и сильно поврежденными «Ка Ира» и «Ценсер» , которые тем временем подверглись новой угрозе со стороны недавно прибывших «Куражё» и HMS «Иллюстриес» . Внезапное ослабление ветра затруднило маневры, и ведущий французский корабль «Дюкен» под командованием капитана Закари Аллемана оказался на противоположной стороне британского авангарда. [ 35 ]
В 08:00 Дюкен был в состоянии вступить в бой с Illustrious и Courageux , которые, пытаясь достичь Ча Иры и Ценсера , теперь находились далеко впереди и с подветренной стороны от своей линии. [ 36 ] Два других французских корабля, «Виктуар» и «Тоннан» , присоединились к бою, и в течение часа французский и британский авангард вели шквальный огонь. Оба британских корабля были сильно повреждены: Illustrious выбыл из боя, потеряв главную и бизань-мачты за борт, а у Courageux также были сломаны две мачты, а его корпус сильно пробит французским выстрелом. [ 37 ] [ 38 ] Затем « Дюкен» , «Виктуар» и «Тоннан» обменялись проходящими выстрелами с приближающимися британскими кораблями, прежде чем развернуться и оставить Ча Иру и Ценсера на произвол судьбы. Хотэм, учитывая состояние своих авангардных кораблей и довольный своей добычей, не стал преследовать его. [ 38 ]
Действия у Йера
[ редактировать ]Флот пополнял запасы продовольствия в заливе Сан-Фьоренцо 8 июля 1795 года, когда подошла небольшая эскадра под командованием коммодора Горацио Нельсона , преследуемая французским флотом из Тулона . Британский флот не смог немедленно выйти в море из-за встречного ветра, но был замечен французами, которые прекратили погоню. [ 39 ] Хотэм закончил переоборудование и снабжение своих кораблей и, наконец, сумел отправиться вслед за своей карьерой в 21:00, почти двенадцать часов спустя. [ 40 ] В ночь на 12 июля британские корабли попали в шторм и на следующее утро все еще проводили ремонт, когда французский флот снова был замечен. В 03:45 Хотэм отдал приказ сделать все возможное, чтобы преследовать своего врага, который к тому времени находился на расстоянии 5 морских миль (9,3 км ) и направлялся в сторону Фрежюса . [ 41 ]
К 08:00 французы выстроили плотную боевую линию, но британские корабли были растянуты на расстоянии 8 морских миль (15 км). Ведущие британские корабли «Виктори» , «Каллоден» и «Камберленд » 3 ⁄ . мили (1,4 км) оказались в пределах досягаемости и открыли огонь Через шесть часов, когда прибыло еще несколько кораблей, нанес удар один из последних французских кораблей, «Алсид» . Прежде чем британцы смогли завладеть ею, она загорелась и взорвалась. [ 41 ] Куражё под командованием Бенджамина Хэллоуэлла и некоторое время назад не смог вступить в бой до того, как Хотэм, полагая, что флоту не хватает морского пространства, подал сигнал о выходе из боя. [ 42 ]
Судьба
[ редактировать ]В декабре 1796 года «Куражё» стоял вместе с флотом Святого Винсента бухте на якоре в Гибралтарской , когда сильный шторм оторвал его от причала и повалил на скалы. Источники расходятся относительно того, в какой день это произошло и сколько жизней погибло. Уильям Джеймс записывает, что 10 декабря французская эскадра под командованием адмирала Вильнева покинула Средиземное море, но британцы не смогли преследовать ее из-за сильного ветра с подветренной стороны. Погода ухудшилась, и той ночью несколько кораблей перерезали или оборвали тросы, в том числе HMS Culloden и HMS Gibraltar . [ 43 ]
Когда Courageux оторвался от якоря, капитан Бенджамин Хэллоуэлл находился на берегу в Гибралтаре, служа в военном трибунале, а командовал лейтенант Джон Берроуз. [ 44 ] [ 45 ] Корабль дрейфовал по заливу почти под прицелом испанских батарей. [ 46 ] [ 45 ] после чего его отнесло к берберийскому побережью под близкими рифами марселями; Берроуз не хотел бежать через Проливы, опасаясь встречи с кораблями Вильнёва. [ 46 ] К вечеру ветер и дождь усилились до ураганной силы, и вскоре после 20:00 экипаж, утомленный попытками вывести корабль из беды, был отправлен на ужин; внизу ушли и офицеры, кроме вахтенного поручика. В 21:00, когда была замечена земля, было слишком мало людей, чтобы предотвратить столкновение «Куражё» со скалами у подножия горы Абила на африканском побережье. [ 46 ] Она развернулась в сторону, потеряв мачты за борт, и вода быстро вошла в нее, когда волны и ветер обрушились на нее. [ 45 ] Из 593 офицеров и матросов, находившихся на борту, спаслись только 129: пятеро с помощью корабельного катера, а остальные перебрались по упавшей грот-мачте к берегу. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
В «Списке Ллойда» говорилось, что она потерялась во время шторма 12 декабря, в результате чего несколько транспортных и торговых судов были выброшены на берег, а испанцы захватили транспорты. Lloyd's List сообщил, что только пять человек были спасены от Куражо . [ 48 ] В первых тиражах своей книги « Военно-морская история Великобритании, том I» (1793–1796) Джеймс указал дату крушения 17 декабря, но со второго издания она изменена на 10-е число. [ 46 ] Дэвид Хеппер говорит, что это произошло 18-го числа. [ 45 ] как и Дэвид Стил в книге Стила «Военно-морской летописец: от начала войны в 1793 году до конца 1800 года» . Джон Маршалл в своей Королевской военно-морской биографии (том I, часть II) сообщает, что крушение произошло 19 числа. [ 46 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дермерлиак п. 39
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уинфилд (2008), с. 47
- ^ Уинфилд (2008), с. 57
- ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с. 306
- ^ Клоуз (Том III) с. 307
- ^ «№12015» . Лондонская газета . 18 сентября 1779 г. с. 2.
- ^ «№11886» . Лондонская газета . 23 июня 1778 г. с. 2.
- ^ «№12015» . Лондонская газета . 18 сентября 1779 г. стр. 2–3.
- ^ «№12311» . Лондонская газета . 6 июля 1782 г. с. 3.
- ^ «№12236» . Лондонская газета . 23 октября 1781 г. с. 2.
- ^ Битсон (Том IV), стр. 573–574.
- ^ «№12066» . Лондонская газета . 14 мая 1780 г. с. 1.
- ^ Jump up to: а б с «№12151» . Лондонская газета . 6 января 1781 г. с. 1.
- ^ «№12260» . Лондонская газета . 8 января 1782 г. с. 4.
- ^ Джеймс (Том I), стр. 65–66.
- ^ Джеймс (Том I) с. 65
- ^ Джеймс (Том I), стр. 67–69.
- ^ «№13572» . Лондонская газета . 16 сентября 1793 г. с. 799.
- ^ Джеймс (Том I) с. 69
- ^ Jump up to: а б Джеймс (Том I), с. 85
- ^ Джеймс (Том I), стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б «№13591» . Лондонская газета . 10 ноября 1793 г. с. 996.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (Том I), с. 86
- ^ «№13591» . Лондонская газета . 10 ноября 1793 г. с. 997.
- ^ Джеймс (Том I), стр. 86–87.
- ^ Джеймс (Том I) с. 77
- ^ Джеймс (Том I) с. 80
- ^ Jump up to: а б с Джеймс (Том I), с. 258
- ^ Клоуз (Том III) с. 270
- ^ Джеймс (Том I), стр. 256–257.
- ^ Джеймс (Том I) с. 256
- ^ Jump up to: а б «№13766» . Лондонская газета . 7 апреля 1795 г. с. 305.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (Том I), с. 257
- ^ Джеймс (Том I), стр. 257–258.
- ^ Джеймс, с. 259
- ^ Джеймс (Том I), стр. 259–260.
- ^ «№13766» . Лондонская газета . 7 апреля 1795 г. с. 306.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (Том I), с. 260
- ^ Джеймс (Том I), стр. 266–267.
- ^ Джеймс (Том I), с. 267
- ^ Jump up to: а б Джеймс (Том I), с. 268
- ^ Джеймс (Том I), с. 269
- ^ Джеймс (Том I), стр. 315–316.
- ^ Джеймс (Том I) с. 315
- ^ Jump up to: а б с д и Хеппер (1994), с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс (Том I), с. 316
- ^ Клоуз (Том IV) с. 289
- ^ Список Ллойда №2886.
Ссылки
[ редактировать ]- Битсон, Роберт (1790). Военно-морские и военные мемуары Великобритании: от 1727 года до наших дней, Том IV . Лондон: Дж. Страчан. OCLC 1003934064 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том III . Лондон: Издательство Chatham Publishing . ISBN 1-86176-012-4 .
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Демерлиак, Ален (2004). Военно-морской флот Людовика XVI: Номенклатура французских кораблей с 1774 по 1792 год (на французском языке). Издания Анкра. ISBN 2-906381-23-3 .
- Хеппер, Дэвид Дж (1994). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1650–1859 гг . Ротерфилд: Жан Будрио. ISBN 0-948864-30-3 .
- Джеймс, Уильям (1837) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том I, 1793–1796 гг . Лондон: Ричард Бентли . OCLC 634321885 .
- Лавери, Брайан (2003). Линейный корабль — Том 1: Развитие боевого флота 1650–1850 гг . Лондон: Conway Maritime Press . ISBN 0-85177-252-8 .
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .