HMS Бриллиант (1757 г.)
![]() блестящий
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Бриллиант |
Заказал | 29 июля 1756 г. |
Строитель | Томас Бакнелл, верфь Плимута |
Заложен | 28 августа 1756 г. |
Запущен | 27 октября 1757 г. |
Завершенный | 20 ноября 1757 г. |
Введен в эксплуатацию | Октябрь 1757 г. |
Выведен из эксплуатации | Март 1763 г. |
Не работает | 1776 |
Почести и награды |
|
Судьба | Продано в Дептфорде 1 ноября 1776 г. |
![]() | |
Имя | блестящий |
Владелец | сэр Уильям Джеймс |
Приобретенный | 1 ноября 1776 г. |
В эксплуатации | 1781 |
Судьба | Разбитый 1782 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | «Венера» типа пятого ранга Фрегат |
Тонны нагрузки | 703 70 ⁄ 94 , [ 3 ] или 704, [ 2 ] или 718 38 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч |
|
Глубина захвата |
|
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Лодки и пристань судно перевозилось | |
Дополнить | 240 |
Вооружение |
HMS Brilliant — 36-пушечный «Венера» класса пятого ранга фрегат Британского Королевского флота , принимавший действительную службу во время Семилетней войны с Францией. Он хорошо показал себя против французского флота в битве при Бишопс-Корт в 1760 году и в битве у мыса Финистерре в 1761 году , но был менее боеспособен при использовании для бомбардировки вражеских портов. За шесть лет пребывания в море она также захватила восемь французских каперов и потопила еще два. Королевский флот вывел «Бриллиант» из эксплуатации в 1763 году. Военно-морской флот продал его в 1776 году, и он стал Ост-Индийцем Британской Ост-Индской компании (EIC). Бриллиант потерпел крушение в августе 1782 года на Коморских островах при переправке войск в Индию.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]
Дизайн
[ редактировать ]Томас Слейд , инспектор военно-морского флота и бывший главный корабел на верфи Дептфорда, был проектировщиком Венера» 36-пушечных фрегатов класса « . Наряду со своим меньшим родственником, 32-пушечным «Саутгемптон» классом , класс «Венера» представлял собой эксперимент в конструкции корабля; быстрый, средний по размеру и тяжеловооруженный, способный ремонтировать небольшие суда и в одиночку поражать вражеские крейсеры или крупные каперы. [ 5 ] В качестве еще одного нововведения Слэйд позаимствовал дизайн современных французских кораблей, удалив артиллерийские порты нижней палубы и разместив корабельные пушки исключительно на верхней палубе. Это позволяло нести более тяжелые артиллерийские орудия без существенного увеличения размеров корпуса, которое потребовалось бы для того, чтобы нижние орудийные порты оставались постоянно выше ватерлинии. [ 6 ] На нижней палубе находились дополнительные запасы, позволяющие фрегатам класса «Венера» оставаться в море в течение более длительного времени без пополнения запасов. [ 7 ]
Спроектированный в 1756 году, он был построен Томасом Бакнолом на верфи Плимута. [ 8 ] Спущенный на воду в следующем году, Venus был одним из первых кораблей Королевского флота, построенных по классической конструкции фрегата с одной орудийной палубой и упором на скорость. Ее основная роль заключалась в охоте за французскими каперами . Один военно-морской историк назвал фрегаты класса «Венера» , включая «Бриллиант» , «лучшими британскими боевыми крейсерами» своего времени. Однако они по-прежнему немного уступали ее французским аналогам как по скорости, так и по весу вооружения.
13 июля 1756 года Адмиралтейство утвердило проект класса «Венера» и заказало три корабля. [ 6 ] [ б ] [ 9 ] Brilliant был последним из них и единственным, построенным на верфи Плимута. [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]Томас Бакнелл, главный корабел ВМФ в Плимуте, руководил строительством, которое началось с закладки киля 28 августа 1756 года. Судно было официально названо «Бриллиант» 17 марта 1757 года. Проверка Адмиралтейством Плимутской верфи в 1755 году показала его неэффективным. плохо укомплектован персоналом и страдает от «пресловутого пренебрежения» [ 10 ] но работа над «Бриллиантом» шла быстрыми темпами, и она была завершена к началу октября 1757 года. [ 9 ]
Экипаж
[ редактировать ]Ее назначенный состав составлял 240 человек, в том числе четыре офицера - капитан и три лейтенанта - под надзором 50 прапорщиков и старшин , 108 военно-морских рядов , 44 морских пехотинцев и 34 слуг и других чинов. [ 11 ] [ с ] Среди этих других званий было пять должностей, зарезервированных для вдов – фиктивных членов экипажа, чья зарплата должна была быть перераспределена семьям моряков, погибших в море. [ 11 ] [ 9 ]
Вооружение
[ редактировать ]Основное вооружение « Бриллианта » состояло из 26 чугунных двенадцатифунтовых пушек , расположенных вдоль его верхней палубы. Орудия были специально сконструированы с короткими стволами, поскольку традиционные 12-фунтовые пушки были слишком длинными, чтобы поместиться в узкую балку фрегата. [ 12 ] Каждая пушка весила 28,5 центнеров (3200 фунтов или 1400 кг). [ 9 ] с длиной ствола орудия 7 футов 6 дюймов (2,29 м) по сравнению с их эквивалентом 8 футов 6 дюймов (2,59 м) на более крупных кораблях Королевского флота. [ 12 ]
12-фунтовые орудия поддерживались десятью 6-фунтовыми орудиями, восемью на квартердеке и двумя на баке, каждое весом 16,5 центнеров (1800 фунтов или 800 кг) и длиной ствола 6 футов (1,8 м). [ 6 ] В совокупности 12-фунтовая и 6-фунтовая пушки обеспечивали бортовой вес 189 фунтов (86 кг). [ 1 ] Он также был оснащен двенадцатью ½-фунтовыми поворотными пушками для противопехотных целей. [ 9 ] Эти поворотные орудия устанавливались в фиксированных положениях на юте и полубаке. [ 12 ]
Служба Королевского флота
[ редактировать ]
Охотник за каперами
[ редактировать ]«Бриллиант» был введен в строй в октябре 1757 года под командованием пост-капитана Хайда Паркера и поступил на военную службу на ранних этапах Семилетней войны против Франции. [ 9 ] [ 1 ]
Ее первое сражение произошло 19 декабря 1757 года, когда в компании с 28-пушечным HMS Coventry она столкнулась с французским капером Даймондом . построенное в Квебеке, описывалось В одном из современных отчетов судно «Даймонд», как «прекрасное судно» водоизмещением 200 тонн , на борту которого находились 14 лафетов и груз мехов. Даймонд открыл огонь по «Бриллиант», когда она приблизилась, но прежде чем британцы смогли нанести ответный удар, французское судно взорвалось и затонуло. Предполагалось, что детонация была вызвана искрами, отлетевшими от орудий капера и воспламенившими ее пороховой погреб . Только 24 из Diamond 70 членов экипажа пережили взрыв. Эти люди были доставлены на борт «Бриллианта» и «Ковентри» как военнопленные. [ 13 ]
24 декабря Бриллиант и Ковентри столкнулись со своим вторым капером, 24-пушечным Le Dragon. Произошла короткая перестрелка, в которой четыре французских моряка были убиты и до 12 ранены, против шести раненых на борту «Ковентри». После того, как французское судно, у которого было меньше вооружения, подняло флаг, британцы взяли в плен его выжившие 280 членов экипажа. На следующий день появился третий французский корабль, « Интрепид» , 14-пушечный капер со снеговым вооружением . После непродолжительной погони она оказалась в пределах досягаемости Бриллианта орудий ; Французы открыли огонь первыми, ранив одного британского моряка. Ответный бортовой залп «Бриллианта» перевернул «Интрепид» и убил десять человек из ее экипажа из 120 человек. Выжившие были взяты в плен на борту «Бриллианта» и переданы британским властям в Плимуте. [ 13 ]
В марте 1758 года один только Бриллиант захватил еще два французских судна, 20-пушечный капер « Ле Нимфа» и 12-пушечный «Ле Венжер» . [ 1 ] [ 14 ] 8 апреля эти два захваченных судна были отправлены в Плимут. [ 14 ]
Прибрежные рейды
[ редактировать ]В конце 1758 года Бриллиант присоединился к эскадре Королевского флота, поддерживающей десантные рейды вдоль побережья Франции. Вместе с другими фрегатами он защищал транспорты флота и бомбардировочные корабли, а также участвовал в береговой бомбардировке в битве при Сен-Касте 11 сентября 1758 года. [ 9 ] [ 15 ] Основоположник Королевского географического общества Джеймс Реннелл в этот период был гардемарином на борту «Бриллианта» и составил свою первую карту побережья, пока фрегат находился у острова Сен-Каст. [ 15 ] Бриллиант сыграла в этом сражении незначительную роль, поскольку ее осадка была слишком глубокой, чтобы она могла приблизиться к берегу. К полудню боя он был достаточно близко к пляжу, чтобы ее команда могла стать свидетелем окружения и поражения британской гренадерской гвардии , но был слишком далеко, чтобы направить свои орудия на нападавших французов. [ 15 ]
Бриллиант Весной 1759 года возобновила охоту на каперов. 17 апреля она встретила и вынудила сдаться 22-пушечное французское судно «Баск» примерно в 700 милях (1100 км) к западу от мыса Клир . Как и в случае с предыдущими захватами каперов, захваченный французский корабль и его команда были доставлены в Плимут и переданы властям ВМФ. [ 16 ]
Капитан Паркер покинул «Бриллиант» в 1759 году, получив звание капитана 74-пушечного HMS Norfolk . [ 17 ] Командование «Бриллиантом» временно передано капитану Джону Лендрику, а фрегат приписан к эскадре адмирала Джорджа Родни для прибрежного рейда на Гавр . [ 9 ] Рейд состоялся 3 июля, когда «Бриллиант» защищал бомбардировщики и транспортные корабли эскадрильи с некоторого расстояния от берега. [ 15 ] Впоследствии Лендрика заменил Джеймс Логи, который оставался с «Бриллиант» до тех пор, пока он не был выведен из эксплуатации в 1763 году. [ 1 ]
Битва при Епископском суде
[ редактировать ]
Битва при Епископском дворе сменила Бриллианта фокус внимания с захвата французских каперов на прямое столкновение с вражеской военно-морской эскадрой. отряд из трех французских кораблей: 44-пушечного Maréchal de Belle-Isle , 36-пушечного Blonde и 30-пушечного Terpsichore . Между 21 и 26 февраля 1760 года к берегам Ирландии прибыл [ 18 ] Под командованием капера Франсуа Тюро они высадили 600 французских солдат и захватили город Каррикфергюс . [ 19 ] Турот удерживал город пять дней. [ 20 ]
Бриллиант и ее однотипный корабль HMS Pallas находились в порту Кинсейл на юге Ирландии. [ д ] и были отправлены на север, чтобы перехватить силы Турота. [ 20 ] В море к ним присоединился HMS Aeolus , капитан которого Джон Эллиот принял на себя общее командование эскадрой. [ 22 ] Три фрегата Королевского флота достигли Дублина утром 26 февраля, но плохая погода не позволила им войти в Белфаст-Лох . В тот же день Тюро снова высадил свои войска и вышел в море, уклоняясь от британских судов и стремясь вернуться на юг, во Францию. [ 23 ]
После двух дней поисков три фрегата Королевского флота столкнулись с силами Турота в 4 часа утра 28 февраля между Малл-оф-Гэллоуэй и островом Мэн . [ 24 ] Завязалась всеобщая погоня, когда Бриллиант отремонтировал 36-пушечную «Блондинку» и вступил с ней в бой около 9 часов утра у берега Бишопскорта, остров Мэн . [ 25 ] Блондинка быстро сдалась, как и Терпсихора , обстрелянная Палладой . Флагман Туро «Маршал де Бель-Иль» в одиночку сражался против всех трех кораблей Королевского флота, а ее команда неоднократно предпринимала попытки подняться на абордаж и захватить Эола . После девяноста минут ближнего боя Тюро был убит выстрелом в шею, а Маршал де Бель-Иль была настолько избита артиллерийским огнем, что начала тонуть. [ 23 ] Ее выживший экипаж сдался и попал в плен. Затем «Бриллиант» , «Паллада» и «Эол» бросили якорь у острова Мэн, чтобы устранить повреждения снастей и мачт, прежде чем отправиться в Портсмут со своими призами. [ 24 ] [ 26 ]
Французы потеряли в бою 300 человек. [ 27 ] Еще 1000 человек были взяты в плен, включая солдат и экипаж. Потери британцев были небольшими: у Эола четыре убитых и 15 раненых; Паллас один убит и пятеро ранено, Бриллиант сбежал, никто не погиб и 11 человек были ранены. [ 24 ]
Битва у мыса Финистерре
[ редактировать ]
14 августа 1761 года «Бриллиант» сопровождал 74-пушечный HMS Bellona из Лиссабона в Англию, когда они встретили Courageux , 74-пушечный французский линейный корабль и два фрегата, Malicieuse и Hermione . После некоторого маневрирования британская и французская эскадры наконец вступили в бой в 6.00 утра 14 августа у берега мыса Финистерре . [ 28 ]
Беллона открыла огонь по Коражо, в то время как Бриллиант вступил в бой с Мэлисезой и Гермионой . Благодаря умелому плаванию Логи смог сдержать оба французских фрегата и не смог помочь Куражо , который сдался Беллоне после девяноста минут боя. В 7.30 утра Малисеза и Гермиона отплыли и отступили, а Бриллиант был слишком поврежден, чтобы преследовать его. Потери британцев в бою составили шесть убитых и 28 раненых на «Беллоне» и пять убитых и 16 раненых на «Бриллианте» . С французской стороны потери только на Куражё составили 240 человек убитыми и 110 ранеными. [ 28 ] Историк Уильям Лэрд Клоуз предположил, что гораздо более высокий уровень потерь французов был результатом различий в тактике. Французские артиллерийские расчеты тренировались вести огонь по мачтам и снастям вражеского корабля, чтобы вывести его из строя перед попыткой абордажа. Напротив, британские экипажи были обучены вести огонь по корпусам вражеских кораблей. [ 29 ]
Позднее обслуживание
[ редактировать ]одержал несколько небольших побед В течение 1761 года «Бриллиант» : захват 6-пушечных каперов «Ле Малуэн» и «Ле Кюрье» из Сен-Мало и 8-пушечный «Ла Миньон» из Байонны. [ 9 ] После периода переоборудования в Портсмуте, в январе 1763 года «Бриллиант» был отправлен в Дублин, чтобы помочь в расчистке запасов и транспортировке экипажа с 66-пушечного HMS Devonshire , который находился в порту после повреждения в море. [ 30 ] Позже в том же году она одержала свою последнюю победу на море, отремонтировав и вынудив сдаться небольшой 8-пушечный капер L'Esperance . [ 9 ]
Война с Францией к тому времени подходила к концу, и в марте 1763 года Логи доставила «Бриллиант» на верфь Дептфорд, где она была выведена из эксплуатации, а ее команда заплатила за то , чтобы присоединиться к другим судам. [ 1 ]
Ост-Индская компания и потери
[ редактировать ]«Бриллиант» оставался в Дептфорде до 1776 года, когда ВМС выставили его на продажу как излишек потребностей ВМФ. Сэр Уильям Джеймс купил ее 1 ноября 1776 года за 800 фунтов стерлингов. [ 1 ] [ 31 ] Он сохранил ее имя и превратил ее в жительницу Восточной Индии в 1781 году. Капитан Чарльз Мирс отплыл «Бриллиант» 5 мая 1782 года из Портсмута в Индию, где она должна была остаться. [ 2 ]
Ее карьера в частных руках была недолгой. Она едва избежала катастрофы 26 января 1782 года, когда она ударила и сильно повредила HMS Albemarle под командованием капитана Горацио Нельсона , стоявший на якоре у побережья Кента . [ 32 ] [ 33 ]
5 мая 1782 года капитан Чарльз Мирс отплыл «Бриллиант» из Портсмута, направляясь с войсками в Индию и оставаясь там. 28 августа она ударилась о камень у Джоанны на Коморских островах и потерялась. [ 2 ] Большая часть экипажа выжила после крушения, но более 100 солдат и три офицера 15-го Ганноверского полка утонули. [ 34 ] [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Историк военно-морского флота Уильям Клоуз описал фрегаты класса «Венера» , включая «Бриллиант» , как «лучшие британские боевые крейсеры времен, предшествовавших восшествию на престол Георга III ». [ 35 ] Несмотря на это, они были медленнее своих французских аналогов, поскольку были построены из гораздо более тяжелой древесины и с менее гибкими соединениями. Это оказалось существенным дефектом для судна, предназначенного для погони; В 1759 году капитан Королевского флота Уильям Хотэм описал захваченный французский фрегат такого же размера как имеющий «значительное преимущество перед Aeolus или Brilliant » в скорости и маневренности. [ 36 ] Адмиралтейство обычно считало «Бриллиант» и его родственные корабли лучшими только в качестве сопровождения конвоев и в боях на коротких дистанциях. [ 37 ]
Адмиралтейство также сочло «Бриллиант» слишком легковооруженным для своих размеров. Его вес составлял дополнительные 50 тонн по сравнению со стандартным 32-пушечным фрегатом, но нес еще только четыре пушки. [ 35 ] [ 37 ] По этим причинам «Бриллиант» был последним судном, построенным в классе «Венера» . Последующие поколения фрегатов Королевского флота сохранили элементы ее конструкции, но с удлиненным корпусом, позволяющим иметь дополнительные орудийные порты и нести более крупное вооружение, включая 18-фунтовую длинную пушку . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В письме Военно-морского совета от 19 июня 1765 года фрегаты класса «Венера» описываются как несущие катер вместо яла. [ 4 ]
- ^ Другими «Венера» судами класса были HMS Pallas и HMS Venus .
- ↑ В состав корабля вошли 34 слуги и других чинов, в том числе 23 личных слуг и канцелярского персонала, пять помощников плотников, помощник парусника и пять вдовьих людей. В отличие от военно-морских рядов, слуги и другие чины не принимали участия в плавании или управлении кораблем. [ 11 ]
- ↑ «Бриллиант» повредил фок-мачту во время шторма и отправился в порт Кинсейл для ремонта. [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Британский фрегат пятого ранга «Бриллиант» (1757 г.)» . сайт Threedecks.org . 2016 . Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Британская библиотека: блестяще
- ^ Jump up to: а б Хэкман (2001) , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Гардинер (1992) , стр. 67–68.
- ^ Клоуз (1898) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Уинфилд (2007) , стр. 189–191.
- ^ Jump up to: а б Лион (1993) , с. 62.
- ^ «Томас Бакнелл» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уинфилд (2007) , стр. 191–193.
- ↑ Протоколы Адмиралтейства, 27 февраля 1755 г. Цитируется в Middleton 1988, p. 111
- ^ Jump up to: а б с Роджер (1986) , стр. 348–351.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер (1992) , стр. 81.
- ^ Jump up to: а б «№9755» . Лондонская газета . 7 января 1758 г. с. 2.
- ^ Jump up to: а б «Пост вторника» . Лидс Интеллиджер . Гриффит Уайт. 11 апреля 1758 г. с. 2 . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Родд, Реннелл (апрель 1930 г.). «Майор Джеймс Реннелл». Географический журнал . 75 (4). Королевское географическое общество: 290. JSTOR 1784813 .
- ^ «Адмиралтейство, 11 мая» . Дерби Меркьюри . Дерби, Великобритания: С. Дрюри. 11 мая 1759 г. с. 3.
- ^ Уинфилд (2007) , с. 58.
- ^ Харрисон (1873) , стр. 67–70.
- ^ Маклинн (2011) , с. 385.
- ^ Jump up to: а б Маклеод (2012) , стр. 161–64.
- ^ «С борта « Элоуса» , стоящего на Рэмси-роуд, остров Мэн, 28 февраля 1760 года» . Каледонский Меркурий . Эдинбург: Уолтер Раддиман, Джон Ричардсон и компания. 22 марта 1760 г. с. 3 . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Лотон. «Эллиот, Джон (1732–1808)». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б «Эдинбург: отрывок из письма из Лондона» . Каледонский Меркурий . Эдинбург: Уолтер Раддиман, Джон Ричардсон и компания. 3 марта 1760 г. с. 2 . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дублин» . Дублинский курьер . Дублин: Джеймс Поттс. 3 марта 1760 г. с. 1 . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Харрисон (1873) , с. 71.
- ^ «Сельские новости» . Дерби Меркьюри . Эдинбург: С. Дрюри. 28 марта 1760 г. с. 2 . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Робсон (2016) , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б «№10136» . Лондонская газета . 1 сентября 1761 г. с. 2.
- ^ Клоуз (1898) , с. 307.
- ^ «Дублин» . Дублинский курьер . Дублин: Джеймс Поттс. 28 января 1763 г. с. 2 . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ Кордани, Андреа. «Блестящий ID 861» . Суда Ост-Индской компании . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
- ^ Гудвин (2002) , с. 102.
- ^ Найт (2005) , с. 564.
- ^ «Лондон, 8 апреля» . Манчестер Меркьюри . Джозеф Харроп. 15 апреля 1783 г. с. 1 . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Клоуз (1898) , стр. 7–8.
- ^ Маклеод, Энн Бирн. Военно-морской флот середины восемнадцатого века с точки зрения капитана Томаса Бернетта и его коллег (Диссертация). Университет Эксетера. стр. 116–118. OCLC 757128667 .
- ^ Jump up to: а б Гардинер, Роберт (1975). «Первые английские фрегаты». Зеркало моряка . 61 (2): 168. дои : 10.1080/00253359.1975.10658020 .
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1898). Королевский флот: история с древнейших времен до наших дней . Том. 3. Лондон: Сэмпсон, Лоу, Марстон и компания. OCLC 645627800 .
- Гардинер, Роберт (1992). Первые фрегаты . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0851776019 .
- Гудвин, Питер (2002). Корабли Нельсона: история судов, на которых он служил: 1771–1805 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0811710076 .
- Хэкман, Роуэн (2001). Корабли Ост-Индской компании . Грейвсенд: Всемирное судоходное общество. ISBN 0905617967 .
- Найт, Роджер (2005). В погоне за победой: жизнь и достижения Горацио Нельсона . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 046503764X .
- Лион, Дэвид (1993). Список парусного флота . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0851776175 .
- Маклеод, AB (2012). Британские военно-морские капитаны Семилетней войны: вид с квартердека . Нью-Йорк: Бойделл Пресс. ISBN 9781843837510 .
- Маклинн, Фрэнк (2011). 1759: Год, когда Британия стала властителем мира . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 9781446449271 .
- Миддлтон, Ричард (1988). «Военно-морское управление в эпоху Питта и Энсона, 1755–1763». В черном, Джереми; Вудфайн, Филип (ред.). Британский флот и использование военно-морской мощи в восемнадцатом веке . Лестер: Издательство Лестерского университета. ISBN 0718513088 .
- Робсон, Мартин (2016). История Королевского флота: Семилетняя война . Лондон: IB Taurus. ISBN 9781780765457 .
- Роджер, НАМ (1986). Деревянный мир: Анатомия ВМС Грузии . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0870219871 .
- Харрисон, Уильям, изд. (1873). Сборник Моны: Подборка пословиц, поговорок, баллад, обычаев, суеверий и легенд, характерных для острова Мэн . Остров Мэн: Общество острова Мэн. OCLC 729306735 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1714–1792 гг . Лондон: Сифорт. ISBN 978-1844157006 .