Действия от 6 ноября 1794 г.
Действия от 6 ноября 1794 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() ГМС Александр. . . Незадолго до того, как принести знамя французской эскадре, 6 ноября 1794 года , Уильям Шейер | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
5 линейных кораблей 3 фрегата 1 корвет | 2 линейных корабля | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
10 раненых |
28 убитых 30 раненых 1 линейный корабль захвачен |
Действия 6 ноября 1794 года (известные на французском языке как Combat du 16 Brumaire III ) были военно-морским сражением во время французских революционных войн . Два британских линейных корабля , HMS Alexander и HMS Canada, были перехвачены при возвращении в Великобританию через Кельтское море большой французской эскадрой . В октябре французская эскадра вышла из Бреста в поисках направлявшегося внутрь британского конвоя, но вместо этого столкнулась с двумя британскими кораблями, возвращавшимися после сопровождения направлявшегося наружу конвоя. Предупреждения о приближении французов не было, поскольку британские силы, назначенные для наблюдения за Брестом, отсутствовали в Плимуте из-за политики дистанционной блокады .
Британские корабли разделились и попытались уйти, но французский командующий контрэмирал Жозеф-Мари Ньелли в ответ просто разделил свои силы, и хотя Канада в конечном итоге смогла убежать от преследования, Александр был медленнее и был пойман несколькими французскими кораблями подряд. Первые два противника были отброшены, но третьему удалось приблизиться и в ожесточенной и рукопашной дуэли вынудить капитана Ричарда Родни Блая сдать свой корабль перед лицом превосходящих сил противника. Это сражение было редкой победой французов, лежащей между значительными победами британцев в Славном первом июня и битвой при Гроа в кампании Королевского флота против французского флота в Бресте.
Фон
[ редактировать ]В феврале 1793 года, после нескольких лет растущей напряженности, Французская Республика , возникшая в результате Французской революции, объявила войну Королевству Великобритании . [ 1 ] Для Королевского флота одной из самых насущных задач было сдерживание французского Атлантического флота, базировавшегося в хорошо укреплённой гавани Бреста в Бретани . Этот порт был идеально расположен для того, чтобы препятствовать торговым конвоям, проходившим через Кельтское море и Бискайский залив по пути в Великобританию со всего мира, и поэтому было крайне важно, чтобы французскому флоту не разрешалось выходить в море без предварительного уведомления. бросил вызов. Для французов Брест был жизненно важным портом для получения поставок зерна из Америки, поэтому французский флот регулярно выполнял миссии по сопровождению этих конвоев в гавань и срыву британских конвоев, входящих в Ла-Манш . [ 2 ] [ 3 ]
В мае 1794 года большой французский флот вышел в море, чтобы обеспечить безопасность американского зернового конвоя, и был перехвачен далеко в Атлантике в славное первое июня британским флотом под Ла-Маншем , самым мощным из флотов Королевского флота и силы, назначенные для ограничения передвижения французов из Бреста. Французы потерпели серьёзное поражение, потеряв семь кораблей, но сумели отойти в целости и сохранности и сохранили обоз с зерном. [ 4 ] Позже, в июне 1794 года, британский флот снова вышел в море, но попал в шторм, и многие корабли были сильно повреждены. Его командующий лорд Хоу удалился со своим флотом на якорную стоянку в Торбее , и, таким образом, в конце октября в море не было британского флота, когда мощная французская эскадра вышла из Бреста с намерением атаковать большой торговый конвой, шедший из Лиссабона в Великобританию. [ 5 ] В состав сил под командованием контр-адмирала Жозефа-Мари Ньелли входили 74-пушечные линейные корабли «Марат» , «Тигре» , «Права человека» , «Пеллетье» и «Жан Барт» с фрегатами «Шаранта» , «Фратерните » , «Жантиль» и корветом. Бабочка . [ 6 ]
Помимо лиссабонского конвоя, в этом регионе находился ряд других уязвимых британских целей, в том числе второй конвой из Средиземного моря под командованием контр-адмирала Филипа Косби, направлявшийся в Великобританию, и первоклассный HMS Victory , который шел самостоятельно с Лорд Худ на борту. [ 7 ] У Нилли была информация об этих перемещениях, и он курсировал по схеме, предназначенной для прикрытия западных подходов к Ла-Маншу. Французские войска курсировали в Кельтском море несколько дней, пока 6 ноября в 02:30 на северо-восточном горизонте не были замечены два неопознанных корабля. Этими судами были британские 74-пушечные линейные корабли HMS Alexander под командованием капитана Ричарда Родни Блая и HMS Canada под командованием капитана Чарльза Пауэлла Гамильтона , возвращавшиеся на северо-восток, чтобы воссоединиться с флотом Ла-Манша после сопровождения конвоя, направлявшегося в Лиссабон и Средиземное море, в безопасную широту. [ 8 ]
Гнаться
[ редактировать ]Заметив французские силы, британские капитаны сначала попытались установить личность странных кораблей, укоротив парус и повернув влево, чтобы они могли приблизиться к эскадре. В 04:00 они находились на расстоянии около 0,5 морских миль (0,93 км; 0,58 мили) и приказали своим командам поднять паруса, готовые попытаться сбежать, если выяснится, что эскадра принадлежит французам. [ 9 ] В 05:00 наблюдатели на британских кораблях обнаружили, что эскадра, имевшая попутный ветер, быстро приближалась, и это убедило Блая и Гамильтона, что неопознанные корабли настроены враждебно. Блай приказал Гамильтону отделиться в надежде, что он сможет уйти без более медленного Александра . [ 10 ] Гамильтон меняет курс на более северное направление. Нилли сознательно стремился скрыть национальность своей эскадры , пытаясь заманить британцев достаточно близко, чтобы он мог поймать и сокрушить их. Ловушка успешно сработала, когда три линейных корабля преследовали Александра, в то время как два линейных корабля, включая флагман Нилли, и два фрегата последовали за Канадой . Чтобы продолжить обман, Нилли приказал своим кораблям поднять флаг Союза в 07:30, на что британские корабли ответили в 08:15 поднятием своего, сместив направление полета на восток, чтобы лучше использовать имеющиеся ветер. [ 6 ]
Поднятие британских флагов на Александре и Канаде было для Нилли явным индикатором того, что британцы знали о его личности, и вместо этого он приказал своей эскадре поднять французский триколор , наконец отказавшись от уловки , согласно которой его корабли были британскими. [ 6 ] В течение предшествующих трех часов дивизия французской эскадры, преследовавшая Александра, постепенно сокращала разрыв между кораблями, Александр в ответ открыл огонь по преследователям из преследователей. Французские корабли в ответ открыли огонь из своих преследователей по британскому судну. [ 9 ] В 09:00 Канада тоже подошла к цели, Нилли приказал своему флагману «Марат» открыть огонь по кораблю Гамильтона, выстрел пролетел над судном и безвредно упал в море. Гамильтон ответил огнем своих преследователей за кормой, и Блай подал сигнал Александру и Канаде выстроиться в линию, Канада впереди, чтобы британские корабли могли взаимно поддерживать друг друга. [ 11 ]
Однако Нилли осознал намерения Блая, как только Канада начала двигаться, и вставил свою дивизию так, чтобы они заблокировали маневр Гамильтона, причем оба корабля дивизии теперь стреляли по кораблю Гамильтона. [ 11 ] Таким образом, Блай оказался в изоляции, а Александр еще больше отстал от Канады . В 11:00 французский корабль «Жан Барт» смог подобраться к «Александру» достаточно близко , чтобы произвести основной залп по британскому кораблю. Два корабля в течение 30 минут вели ожесточенную дуэль, оба получили повреждения. В 11:30 «Жан Барт» отошел от боя при помощи французского фрегата, и его место занял следующий французский корабль « Тигре» . Тигре не мог идти прямо рядом с кораблем Блая, но все же был в состоянии атаковать британский корабль шквальным огнем, получив, в свою очередь, удар, который отстрелил грот-мачты и мизенские стеньги французского корабля и нанес серьезные повреждения его снастям. [ 8 ]
Тигре тоже отвернулся примерно в 12:00, и его снова заменил третий корабль французской линии, «Марат» бил уже поврежденный «Александр» , получая в свою очередь повреждения. , который подтянулся к борту и в течение часа [ 12 ] В 13:00, когда его такелаж и паруса были порваны, мачты прорваны, корпус разрушен, а на борту бушевало несколько пожаров, Блай сдал Александра перед лицом превосходящих сил французов, когда дивизия Нилли подтянулась в пределах досягаемости и начала стрелять по его кораблю. [ 9 ] Гамильтон в Канаде смог опередить Ньелли и уйти, при этом большая часть французских выстрелов пролетела над британским кораблем: нападение на Канаду было настолько неэффективным , что Гамильтон вообще не сообщил о каких-либо повреждениях или жертвах. [ 11 ]
Последствия
[ редактировать ]Закрепив свой потрепанный трофей, Нилли приказал своей эскадре вернуться в Брест, не дожидаясь британских конвоев, которые были его намеченными целями: французы не знали, что и Лиссабонский, и Средиземноморский конвои находились на расстоянии менее 180 морских миль (330 км; 210 миль). вдали от действия. [ 7 ] «Александр» находился в тонущем состоянии, и лишь с трудом корабль удалось вернуть в порт на плаву. Захваченный экипаж был распределен по французской эскадре, в результате чего Блай не смог составить полный список потерь. Позже он оценил потери примерно в 40 человек убитыми или ранеными на борту «Александра» . [ 9 ] хотя французские отчеты сообщают о 28 убитых и 30 раненых. [ 13 ] Британские историки сообщают о огромных потерях французов в бою: 450 человек убитыми и ранеными. [ 11 ] [ 12 ] хотя, как заметил в 1868 году французский историк Шарль Рувье, это абсурдно завышенная цифра: Рувье назвал потери французов 10 ранеными, и все на Марате . [ 13 ] Блай был возвращен в Брест под опеку капитана Жана Франсуа Ренодена , который командовал кораблем Vengeur du Peuple в Славное первое июня, пока его корабль не был потоплен. Блай, который, без его ведома, был произведен в контр-адмиралы во время пребывания на море, позже похвалил Ренодена за его поведение, пока Блай был в плену, и написал в Адмиралтейство , что с ним обращались с «большой добротой и человечностью». [ 9 ] Однако историк Эдвард Пелэм Брентон сообщил в 1825 году, что в Бресте:
«Население оскорбляло заключенных, когда они шли к месту заключения: офицеры и солдаты делили одну и ту же долю; им было отказано в самом обычном пайке продовольствия, и их доводили до голодной смерти. Несчастную собаку, пробравшуюся в камеры, убили, а его одна только голова была продана за доллар, чтобы удовлетворить жажду природы: заключенный в состоянии бреда бросился в колодец внутри тюремных стен, и его мертвое тело, пролежав некоторое время, было вынесено, но никакой другой воды людям пить не разрешалось».
- «присутствовавшие офицеры», цитируется Эдвардом Пелэмом Брентоном, «Военно-морская история Великобритании» , том 1, 1825 г., [ 10 ]
Блая обменяли вскоре после боя, и он вернулся в Великобританию. 27 мая 1795 года он предстал перед военным трибуналом , что было стандартной практикой, когда корабль Королевского флота погиб в бою, и был с честью оправдан вины за гибель Александра . [ 12 ] Во Франции Национальное собрание похвалило Ньелли за его победу, а захваченный корабль был отремонтирован и принят в состав ВМС Франции, присоединившись к Атлантическому флоту. [ 13 ] Однако он был плохим моряком и в июне 1795 года находился в составе французского флота, участвовавшего в отступлении Корнуоллиса и битве при Гройа : в последнем бою Александр был захвачен британским флотом и отбит, снова присоединившись к Королевскому флоту. [ 14 ] Историческую оценку пленения Александра резюмировал историк Роберт Гардинер, написавший в 1996 году: «Захват 74-го британского самолета был редким событием во время этих войн – потеряно было всего пять... природа конфликта не была очевидна в 1794 году, и то, что было названо «привычкой к победе» Королевского флота, еще не утвердилось». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вудман, с. 2
- ^ Вудман, с. 7
- ^ Гардинер, стр. 27.
- ^ Гардинер, с. 39
- ^ Jump up to: а б Гардинер, стр. 44.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 183
- ^ Jump up to: а б Трейси, с. 114
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 241
- ^ Jump up to: а б с д и «№13748» . Лондонская газета . 31 января 1795 г. с. 113.
- ^ Jump up to: а б Брентон, с. 224
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, с. 184
- ^ Jump up to: а б с Клоуз, с. 242
- ^ Jump up to: а б с Рувье, с. 187
- ^ Гардинер, с. 49
Библиография
[ редактировать ]- Брентон, Эдвард Пелхэм (1837) [1825]. Военно-морская история Великобритании, Том. Я. Лондон: К. Райс.
Эдвард Пелэм Брентон.
- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 9781840673630 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Рувье, Шарль (1868). «Круиз по Ла-Маншу». История французских моряков при республике с 1789 по 1803 год . Париж: Морская библиотека в Scientifique. п. 205 .
Бой с Гройксом.
- Трейси, Николас, изд. (1998). «Взятие Александра». «Морская хроника», том 1, 1793–1798 гг . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-091-4 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .