Jump to content

Французский корабль «Народный мститель»

Координаты : 47 ° 24'00 ″ с.ш. 17 ° 28'00 ″ з.д.  /  47,4 ° с.ш. 17,4667 ° з.д.  / 47,4; -17,4667
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Народный мститель
Модель Vengeur du Peuple в образе Марселя , выставленная в Музее морской пехоты и экономики Марселя.
История
Прапорщик ВМС Франции Прапорщик ВМС ФранцииФранция
Имя
  • Марсельуа (1766–94)
  • Народный мститель (1794–94)
Тезка
Заказал 16 января 1762 г. [2]
Строитель Верфь в Тулоне , план Кулона , здание Шапель. [3]
Заложен февраль 1763 г. [1]
Запущен 16 июля 1766 г. [1]
В эксплуатации ноябрь 1767 г. [1]
Судьба Затоплен 1 июня 1794 года во время славного первого июня.
Общие характеристики
Смещение 1550 тонн [1]
Длина 54,28 метра (178,1 футов) [3]
Луч 13,98 метра (45,9 футов) [3]
Черновик 6,83 метра (22,4 фута) [3]
План паруса Полностью оснащенный корабль
Дополнить
  • 731 человек [4] (кампания 1778–1779 гг.):
  • 9 офицеров, один хирург, один священник
  • 8 военно-морских гвардейцев [5]
Вооружение
Броня Древесина

Vengeur du Peuple («Мститель народа») — 74-пушечный линейный корабль ВМС Франции . Финансируемый пожертвованием des vaisseaux Don Торговой палаты Марселя как , он был спущен на воду в 1766 году Marseillois . [Примечание 1]

Она принимала участие в военно-морских операциях в американской войне за независимость в составе эскадры адмирала д'Эстена , сражаясь с Престоном в бою на одном корабле 11 августа 1778 года, принимая участие в Чесапикской битве , где она сражалась с HMS Intrepid и поддерживая флагманский корабль «Виль де Пари» в битве при Сенте . Она также приняла участие в битве при Сент-Китсе .

После потери 74-пушечного французского корабля Vengeur (спущен на воду в 1789 г.) в июне 1793 г., 28-летний Marsellois был переименован в Vengeur du Peuple . в феврале 1794 г. [Примечание 2] и под этим именем она приняла участие в битве Славного Первого июня . Там он был выведен из строя после яростной дуэли с HMS Brunswick и сдался, потеряв надежду на спасение французским кораблем. Через несколько часов, когда британские корабли начали спасательные операции, она накренилась и затонула, унеся с собой почти половину своего экипажа. Таким образом, она носила имя Vengeur du Peuple всего несколько недель по сравнению с ее 28 годами службы в качестве Марселлуа .

Затопление Vengeur du Peuple было использовано в качестве пропаганды Национальным собранием и Бертраном Барером , которые породили легенду о том, что команда погибла вместе с кораблем в бою, а не сдалась. Шотландский историк Томас Карлайл повторил эту историю в своей книге «Французская революция: история» , дав опровержение контр-адмиралу Джону Гриффитсу , который был свидетелем этих событий. Несмотря на то, что эта легенда была дискредитирована в кругах военно-морской истории, она продолжала жить как народная сказка, вдохновляя на многочисленные изображения и художественный рассказ Жюля Верна в «Двадцати тысячах лье под водой» .

Французский флот потерял 29 кораблей во время Семилетней войны , причем потери были особенно высоки в битве при Лагосе и битве при заливе Киберон . Чтобы восполнить эти потери, в 1761 году герцог Шуазель запустил подписку, названную don des vaisseaux , согласно которой французские частные лица и организации могли жертвовать Короне средства, необходимые для строительства и оснащения военного корабля. Было собрано 13 миллионов ливров и построено 18 кораблей, в том числе два трехпалубных, названных в честь своих покровителей. « Марсельуа» финансировался торговой палатой Марселя 000 на сумму 500 ливров . [2] [Примечание 3]

Марсельуа был заказан 16 января 1762 года, первоначально предполагалось построить в Тулоне по проекту инженера Жозефа-Мари-Блеза Кулона и в тот же день назвал его Людовиком XV по просьбе своих покровителей. Торговая палата Марселя далее потребовала, чтобы корабль был построен в Марселе, но Куломб решил, что гавань слишком мелкая для спуска на воду 74-пушечного корабля, и заказ на Марсельуа в конечном итоге был перенесен в Тулон. Там нехватка древесины на верфях, которые уже были заняты строительством Лангедока , Зеле и Бургундии , задержала строительство Марселя до 1764 года. [2] Ее проектированием и строительством руководил инженер Жозеф-Вероник-Шарль Шапель . [3] [6]

Она была спущена на воду 16 июля 1766 года и быстро завершена, украшенная скульптурами, вырезанными Пьером Одибером. [1] После ее завершения ее вывели в резерв , где она пробудет 11 лет. [3] 1 февраля 1778 года «Марсельуа» был спущен на воду для технического обслуживания и ремонта корпуса, который оказался в «очень хорошем состоянии», хотя его киль провис на 38 сантиметров (15 дюймов); [Примечание 4] техническое обслуживание завершилось через два дня, и он был введен в эксплуатацию под командованием капитана Луи-Армана де ла Пойп де Вертрие . [3]

Американская война за независимость

[ редактировать ]

Начало американской войны за независимость привело к ухудшению отношений между Францией и Великобританией, и 16 марта 1778 года дипломатические отношения были разорваны. Адмирал д'Эстен принял командование эскадрой из тринадцати линейных кораблей и четырех фрегатов в Тулоне. Марсельуа была назначена в этот флот, и это была первая действующая служба, которую она увидела. [7] Флот отправился в плавание 18 апреля 1778 года, пересек Гибралтар 16 мая и прибыл в устье реки Делавэр 8 июля. [8]

Кампания 1778–1780 гг., Ла Пойп де Вертрие.

[ редактировать ]
Прибытие эскадры д'Эстена в Ньюпорт 8 августа. Гравюра Пьера Озанна .

Французская эскадра без сопротивления прибыла к Нью-Йорку 8 июля. [8] Британские силы там насчитывали эскадру из девяти меньших линейных кораблей и двух фрегатов под командованием адмирала лорда Хоу ; чтобы избежать сражения с более многочисленными и мощными французскими кораблями, Хоу отступил под защиту сильной обороны Нью-Йорка. Д'Эстен хотел продолжить атаку, но его пилоты сообщили, что гавань слишком мелка для его кораблей, поэтому эскадра провела две недели на якоре, блокируя Хоу, пополняя запасы и совещаясь с американским правительством. [9] 22 июля он отправился в Ньюпорт , чтобы присоединиться к американским революционерам , куда он прибыл 28 июля и поставил свой флот на якорь за пределами гавани, чтобы лучше координировать свою атаку с атакой сухопутных войск революционеров. [9] «Марсельуа» с большей частью флота бросили якорь перед главным каналом, в то время как «Фантаск» , «Сагиттер» и фрегаты блокировали реку Саконне , а «Протектор» и «Прованс» блокировали реку Коннектикут . [10]

8 августа французская эскадра вошла в гавань Ньюпорта, «Марсельуа» заняла шестое место в строю. [10] Они начали высадку войск на следующий день, когда эскадрилья Хоу прибыла из Нью-Йорка. Д'Эстен обнаружил, что его стоящие на якоре корабли теперь уязвимы для атак наземных батарей, военных кораблей и боевых кораблей , и отменил высадку, выйдя в море, чтобы бросить вызов Хоу в бою. [11] Войска Хоу двинулись, преследуемые французами. 11 августа французы приблизились, и два флота маневрировали, готовясь к битве, но около 16:00 северо-восточный разразился шторм, рассеявший оба флота. «Марсельуа» получил повреждение такелажа, потерял бизань и бушприт и был отрезан от основной части французской эскадры. [11] На следующий день, около 20:00, только что установив такелаж , он был атакован 50-пушечным HMS Preston под командованием Уильяма Хотэма . Два корабля в нерешительности сражались в течение часа, прежде чем расстаться. [11] Марсельцы воссоединились с французским флотом 14 августа. [12]

Марсельцы приняли участие в битве при Сент-Люсии в сентябре, заняв третье место во французской боевой линии. [13] и присутствовал при других столкновениях с британским флотом во время англо-французской войны . В следующем году, 6 июля 1779 года, «Марсельуа» принял участие в битве при Гренаде , находясь в тылу французского флота. Позже в том же году она приняла участие в осаде Саванны , где была восьмой в боевой линии. [14]

Французский флот понес повреждения при осаде Саванны и в конце концов вернулся в Европу. Марсельуа вернулся в Тулон с Зеле , Стрельцом , Протектором и Экспериментом . [15] За время похода погибли 46 членов ее экипажа; из них только трое погибли в бою. [5]

Ла Пойп де Вертрие написал свой отчет и рекомендации по переоборудованию Марселя 24 декабря 1779 года; он нашел ее проходимым кораблем, но ее высокий ют мешал ей плавать при движении , и рекомендовал улучшить артиллерийские порты замков, которые были заграждены и позволяли использовать только две пушки на квартердеке и одну на баке. Кроме того, требовался капитальный ремонт такелажа, а также нагрев корпуса для уничтожения червей. Ла Пойп де Вертри писала: «Похоже, что Марсельуа никогда не станет исключительным моряком, но я убежден, что она доставит удовлетворение». [16] [Примечание 5]

Кампания 1780 года, Альбер де Рионс

[ редактировать ]

После завершения ремонта капитан д'Альбер де Рион получил командование «Марсельуа» . Она была назначена в эскадру из двух кораблей под командованием Сюффрена , флаг которого находился на Зеле . 19 мая 1780 года они отправились в плавание для патрулирования побережья Португалии соединились с дивизией контр-адмирала де Боссе в Кадисе . и 17 июня [17]

6 ноября «Марсельуа» покинула Кадис с объединенным франко-испанским флотом под командованием адмирала д'Эстена и направилась в Брест , куда она прибыла 3 января 1781 года. [17]

Кампания 1781–82 гг., Кастеллан Махастр.

[ редактировать ]

В Бресте командование «Марселуа» перешло к капитану Анри-Сезару де Кастеллан Мажастре , и он вошёл в состав эскадры под командованием адмирала Франсуа Жозефа Поля де Грасса . Шампмартен был первым офицером, [18] а молодой Пьер-Шарль Вильнев служил на борту прапорщиком. [19] 22 марта 1781 г. [17] флот направился в Америку, чтобы подкрепить тамошние силы Д'Эстена, и прибыл у Мартиники 29 апреля. Там флот встретился с британскими войсками под командованием адмирала Худа, и разразилась битва при Форт-Рояле , безрезультатная дальнобойная артиллерийская дуэль, которая продолжалась до тех пор, пока на следующий день британцы не отступили из-за повреждений, полученных HMS Intrepid , Centaur и Russell . [20]

Де Грасс отправился в плавание 5 июля и направился в Сен-Доминго, куда прибыл 16 июля. В Кап-Франсэ флот соединился с фрегатом « Конкорд » под командованием капитана де Тануарна, который принес новости о состоянии и планах Континентальной армии . В письмах Вашингтона и Рошамбо предлагалось, чтобы де Грасс отплыл либо в Нью-Йорк, либо в Чесапикский залив . Укрепив свой флот эскадрой адмирала де Монтейя и 3300 солдатами, взятыми из гарнизонов острова, де Грасс решил плыть к Чесапику. [21]

5 сентября 1781 года французская и британская эскадры встретились в Чесапикском сражении . Марсельуа был в авангарде французской эскадры и обменялся первыми выстрелами дня с 64-пушечным HMS Intrepid под командованием капитана Энтони Моллоя . [22] В начале апреля марсельцы приняли участие в четырёхдневной битве при Сенте . Она шла в тылу флота, и французские и британские корабли уже десять минут обменивались выстрелами, когда она заняла свою позицию на боевой линии. [23] Позже во второй половине дня она сохраняла позицию в строю перед флагманским кораблем « Вилль де Пари» и поддерживала ее, пока она не подняла свой флаг . [24] в этот момент адмирал де Водрей приказал флоту перегруппироваться и следовать за ним в Сен-Доминго. Флот несколькими волнами достиг Кап-Франсэ, основные силы прибыли 25 апреля; Марсельуа вместе с Эркюлем , Плутоном и Эвей прибыл 11 мая. [25]

25 и 26 января 1782 года «Марсельуа» приняла участие в битве при Сент-Китсе , где занимала 5-ю позицию в боевой линии. [26] В какой-то момент 1782 года «Марсельуа» вернулся во Францию, где 1 сентября его числили для списания. [17]

Кампания 1782–83, Ломбард.

[ редактировать ]

В октябре 1782 года ее спустили на землю и омеднили . [17] Затем он был повторно введен в строй в декабре 1782 года в Бресте под командованием шевалье де Ломбард и входил в состав эскадры из двух кораблей вместе с Protecteur . [27]

Переговоры о мире с Англией начались в январе 1783 года, а «Марсельуа» был выведен из эксплуатации в Рошфоре 13 февраля 1783 года. В этом состоянии он оставался до 1794 года, некоторые ремонтные работы проводились в 1785 и 1788 годах. [27]

Французская революционная война

[ редактировать ]
Капитан Жан Франсуа Реноден , капитан Vengeur du Peuple . [28]

К февралю 1794 года все еще выведенный из эксплуатации Marseillois был переименован в Vengeur du Peuple , вероятно, в ответ на участие города Марселя в восстаниях федералистов 1793 года. [27] Он был повторно введен в строй в Рошфоре, и 24 марта 1794 года капитан Жан Франсуа Реноден . командование принял [29] 1 апреля 1794 года она отплыла в Иль-д'Экс , где соединилась с Пеллетье , а 11 апреля эскадра снова отправилась дальше, достигнув Бреста 18 апреля, к которой по пути присоединился Жеммапес . [27] По прибытии корабли были приписаны к флоту под командованием адмирала Вилларе де Жуайеза . [27]

Славное первое июня

[ редактировать ]

16 мая 1794 года флот вышел из Бреста с задачей прикрыть конвой кораблей, везущих продовольствие во Францию, положив начало атлантической кампании мая 1794 года . 1 июня французская эскадра столкнулась с британским флотом в бою, известном как « Славное первое июня» . Венгер был третьим во французской боевой линии после флагманского корабля «Монтань» и между Ахиллом и Нортумберлендом . [30]

Британский флот подошел к французской линии наклонно, что привело к отдельным боям, поскольку британские корабли пытались прорваться в нескольких точках. Около 9:30 британский флагман HMS Queen Charlotte перерезал французскую линию в кормовой части Монтани , выпустив разрушительный бортовой залп, в результате которого погиб Монтани командир , капитан Базир. Корабль «Якобинец» за кормой помешать Монтани попытался королеве Шарлотте прорваться, ускорившись, чтобы сократить разрыв между ней и ее флагманом; это оставило позади нее разрыв между Якобинцем и Ахиллом , который HMS Brunswick под командованием капитана Джона Харви попытался использовать, чтобы перерезать линию обороны и помочь королеве Шарлотте . «Ахилл» ускорился и сократил разрыв, а «Брансуик» направила огонь на «Венджер» , в то время как «Ахилл» вступил в бой с HMS Ramillies и «Валиант» . [31]

HMS Brunswick одновременно вступает в бой с Vengeur du Peuple и Achille . Николас Покок .

Не имея возможности перерезать французскую линию впереди Ахилла , HMS Brunswick развернулся и попытался пересечь корму от него, между Ахиллом и Венгером . Увидев маневр, Реноден также ускорился, чтобы закрыть этот новый разрыв, и Brunswick и Vengeur столкнулись, якорь Brunswick запутался в снастях Vengeur . Венгер произвела залп в упор, но затем не смогла снова открыть огонь из своих главных батарей, поскольку корабли находились так близко, что не позволяли французским артиллеристам таранить боеприпасы в свои орудия; Напротив, британские артиллеристы использовали досылатели с полужесткими веревочными рукоятками вместо деревянных и могли перезаряжать и поддерживать непрерывный огонь, проделывая Венгер дырами. [32] Бой продолжался четыре часа, пока «Брансуик» , сломав руль « Венджера» , чтобы помешать ей маневрировать, не отделился в 12:45. [33] Ее огонь также открыл большую дыру в корпусе Vengeur . [33]

Во время дуэли между Vengeur и Brunswick неповрежденный HMS Ramillies приблизился и занял выгодную позицию, чтобы разграбить Vengeur , и ждал, пока Brunswick отделится, чтобы открыть огонь. Когда она это сделала, Рамиллис произвел два бортовых залпа, оставив Венджеру стоять только фок-мачту, которая упала через полчаса. [32] Рамиллис сама получила некоторые повреждения. [34] Вскоре после этого морская вода затопила туалетную комнату «Венджера» , лишив его всех средств защиты, и 250 членов его экипажа выбыли из строя. [35] Trente -et-un Mai закрылся примерно в 3:30. [36] пытался оказать помощь, но близость нескольких британских парусов поставила ее под угрозу, и в конце концов она уплыла. [37]

Реноден, видя плачевное состояние своего корабля, около 14:00 приказал приспустить свои флаги в знак капитуляции и бедствия. [35] [38] но после ее капитуляции ни одному британскому кораблю не удалось взять на борт людей и завладеть им. В результате немногим оставшимся невредимым экипажам Венгера . пришлось попытаться спасти все, что они могли В конце концов корабельные насосы вышли из строя, и «Венджер» начал тонуть. Только своевременное прибытие лодок с неповрежденных HMS Alfred и Culloden , а также услуги куттера Rattler спасли кого-либо из экипажа «Венджера» от утопления, эти корабли сняли между собой почти 500 моряков. [39] лейтенант Джон Винн из Рэттлера . Особую похвалу за эту опасную работу удостоился [40] К 18:15 «Венджер» явно не подлежал спасению, и на борту остались только самые тяжелые из раненых и мертвых, хотя некоторые, возможно, остались на борту в надежде, что их спасет французский корабль, а не британский, и они смогут избежать плена. [41]

Альфред спас около 100 человек; Рэттлер , около 40 лет; и Каллоден , 127 лет, включая капитана Ренодена, который покинул свой корабль и уехал на первой же британской лодке. [42] Его отвезли в Каллоден и накормили в офицерской столовой; когда он обедал со своим сыном и другими французскими и британскими офицерами, послышался шум; Мчась к галерее Каллодена , группа стала свидетелем того, как «Венджер» затонул вместе с оставшимися на борту ранеными. [43] Цифры потерь на Венгере точно не известны, но составляют примерно 250 убитых в ходе боя, 106 утонувших при затоплении и 367 спасенных британцами. [42] [Примечание 6]

Наследие

[ редактировать ]
Рисунок Озанна . В оригинальной подписи упоминается, что флаг неправильный и должен быть белым с трехцветным кантоном. Есть и другие ошибки: у Венгера все еще есть бизань-мачта, а британский корабль слева неправильно назван Тигре . [44]

Затопление Vengeur du Peuple было использовано во Франции в политических целях, поскольку, как говорят, несколько моряков кричали « Vive la Nation, vive la République! » («Да здравствует нация, да здравствует республика») с носа корабля. корабль, когда он затонул; это было непропорционально раздуто французскими политиками, которые добавили, что моряки размахивали триколором , бросали вызов «Марсельезе» и даже продолжали стрелять из орудий, пока вода не достигла их, пока корабль затонул, чтобы в конечном итоге затонуть вместе с ним, а не сдаться. [45] Они также предположили, что весь экипаж исчез вместе с « Венджером» , но это утверждение было опровергнуто возвращением захваченных членов экипажа, которые были быстро освобождены из британского плена. [46] [47]

Происхождение легенды - речь Бертрана Барера на Национальном съезде 21 Мессидора (9 июля) «Отчет о героизме республиканцев, садящихся на корабль «Мститель»» [47] [48] где он утверждал, что Венгер отказалась сдаться, прибив свой флаг , и что все моряки погибли вместе с кораблем, издавая последний крик «Да здравствует Республика!» и размахивая всевозможными флагами и вымпелами, пока корабль исчез. [47]

Лорд Хоу полностью отрицает эту версию, утверждая, что этого никогда не было. [49] этой позиции придерживаются многие британские источники. [43] [50] Томас Карлейль первоначально включил эту легенду в свою книгу «Французская революция: история» . [51] что побудило контр-адмирала Джона Гриффитса , который в то время был лейтенантом HMS Culloden и был очевидцем затопления, публично оспорить рассказ Карлайла. Карлайл намеревался докопаться до сути истории и в конечном итоге раскопал официальный отчет капитана Венгера Ренодена. Карлайл пришел к выводу, что Барер сочинил «хитроумно придуманную басню», и изменил свой отчет о затоплении «Венджера » в последующих изданиях. [52] [Примечание 7]

Три наиболее серьезных отчета о событиях — это отчет Жана Франсуа Ренодена, капитана «Венжера» , написанный в плену 1 Мессидора II (19 июня 1794 г.), подписанный Реноденом, Жаном Южином, Луи Руссо, Пеле, Труве, Люссо и другие, находившиеся тогда под стражей в Великобритании в Тавистоке; [53] [54] отчет Сиприена Ренодена , первого офицера «Венжера» (и двоюродного брата Жана Франсуа Ренодена), [55] который был найден около 1929 года в семейных архивах; [56] и более поздние отчеты, написанные в 1838 году контр-адмиралом Джоном Гриффитсом , который был свидетелем этого события 44 годами ранее. [57]

Команда Vengeur du Peuple раскрашивает цвета . Это элемент более поздней пропаганды вокруг этого события, которого исторически не произошло.

На французских рисунках Венгер часто изображается летающим на Триколоре , который, согласно Конвенту, недавно приказал летать в качестве боевого флага ; однако из-за отсутствия флагов в Бресте Вилларе не смог распространить этот флаг на все свои корабли, и поэтому Венгер, вероятно, все еще носил белый флаг с кантоном из трех равных колонн красного, белого и синего цветов. [58]

Представление о том, что корабль прибил бы свой флаг и никогда бы не сдался, как утверждал Барер, никогда не учитывается ни в одном из отчетов. Хотя Жан Франсуа Реноден никогда прямо не заявляет, что сдался, он упоминает, что его флаг был приспущен во время бедствия, когда он был окружен британскими кораблями, что указывает на то, что он просил помощи у врага. [59] [60] Гриффитс отмечает, что Венджер был лишен мачты до такой степени, что в любом случае не было ничего, к чему можно было бы прибить флаг, и Джеймс упоминает, что Венджер поднял Юнион Джек в знак подчинения. [33]

Точная причина затопления также была предметом споров. В отчете Барера описывается , как Венгер затонула от выстрелов, пробивших ее корпус; вообще-то Сиприен Реноден упоминает только о двух таких дырах в нижней части корпуса Vengeur [61] и шум «подобный сильному водопаду» на корме, который он не мог идентифицировать; [62] это согласуется с рассказом Джеймса о том, что « Брансуик » несколькими точными выстрелами расколол руль «Венджера» и разбил его ахтерштевень, а также проделал большую дыру в его стойке, через которую в большом количестве хлынула вода. " [33] В любом случае, надстройки были очень сильно повреждены, что побудило лейтенанта Ротерама из Каллодена сообщить, что он «не мог разместить правило двух футов ни в каком направлении, как он думал, которое не касалось бы двух пробоин». [63] Клод Фаррер объясняет затопление некомпетентностью экипажа, который не смог закрыть поврежденные нижние орудийные порты. [64] Более позднее исследование, проведенное капитаном Диасом де Сориа в 1950-х годах, предполагает, что вода действительно попала из артиллерийских портов нижней батареи, оторванной при столкновении с Каллоденом и разбитой артиллерийским огнем, и что экипажу не удалось помешать им с помощью временных приспособлений. . [61] Паникующий экипаж усугубил бы ситуацию, не сумев укомплектовать насосы, объясняя, почему Vengeur потребовалось четыре часа , чтобы затонуть между ее капитуляцией около 14:00 и до ее затопления между 18:00 и 18:30. [42]

Наиболее спорным моментом являются патриотические крики, которые, как иногда утверждается, сопровождались пением « Марсельезы» . Гриффитс полностью отрицает эти крики, но упоминается во французских отчетах. В отчете Ренодена утверждается, что моряки кричали « Vive la République », но они были в отчаянии из-за невозможности добраться до британского корабля; однако в нем не упоминается какое-либо конкретное неповиновение в намерении, а также не упоминаются флаги или «Марсельеза» ; [53] этой позиции придерживается Труд [53] и Фаррер . [64] Герен предлагает вариант: зная, что они обречены, моряки, оставшиеся на Венжере, перед смертью в последний раз проявили патриотический и политический пыл. [65] Уильям Джеймс предлагает альтернативную теорию, предполагая, что любой человек, который вел себя таким образом на пострадавшем корабле, действовал под воздействием алкоголя; [40] Труд, которая в остальном очень критически относилась к рассказу Барера, категорически отвергла эту идею. [66]

В военно-морском регистре сообщалось, что капитан Реноден доплыл до безопасного места. [67] [68] Фактически он покинул свой корабль вместе с первой британской лодкой, оставив своих людей, пренебрегая военными обычаями и постоянным приказом 1765 года, согласно которому капитаны должны были покидать корабль последними. [56] [Примечание 8] и хотя в его рассказе намекает, что он находился на лодке недалеко от Венгера, когда она затонула, [67] на самом деле он обедал в кают-компании Каллодена в момент затопления. [43] В 1795 году Лутербург изобразил спасение Венгера команды британскими кораблями на своем большом полотне «Битва», « Действие лорда Хоу» или «Славное первое июня» .

Современные реакции во Франции

[ редактировать ]
Песня Побед (отрывок)

Поднимитесь, выйдите из морских глубин,
дымящийся труп Венгера !
Ты, кто видел победу французов
Англичане, огни и волны!
Откуда берутся эти крики?
Что это за великодушные голоса?
Они храбрые умирают
Пение из глубины
Слава французскому народу!

Шенье [Примечание 9] [69]

Речь Барера от 9 июля на Национальном съезде воспламенила нацию и, поскольку она специально поощряла художников превозносить эту историю, таких поэтов, как Понсе Дени Экушард Лебрен. [70] и Мари-Жозеф Шенье сочинили панегирики в память об этом событии, написали новые слова для существующих песен, [71] и даже поставил оперу в трёх действиях. [72]

21 июня 1794 года на Национальном съезде Барера был принят следующий декрет:

Искусство. 1. Модель корпуса линейного корабля «Венгер» вывешивается на куполе Пантеона, а имена отважных республиканцев, входивших в состав экипажа этого корабля, должны быть начертаны на колонне Пантеона.

2. Для этого военно-морским агентам гаваней Бреста и Рошфора незамедлительно направить список экипажа корабля « Венгер» .
3. Линейный трехпалубный корабль, строящийся в крытом бассейне Бреста, носить наименование «Венгер». [Примечание 10] Комиссар ВМФ отдаст скорейший приказ ускорить постройку этого корабля.

4. Национальное собрание призывает художников, живописцев, скульпторов и поэтов объединиться, чтобы передать потомкам возвышенную черту республиканской самоотверженности гражданина, составившего команду «Венджера» . Награды будут вручены в национальный праздник художникам и поэтам, которые наиболее достойно прославят славу этих республиканцев. [Примечание 11] [73]

Новое появление якобы затонувшего экипажа, [74] и термидорианская реакция помешали завершению этой программы. [75]

капитан Реноден был посмертно произведен в контрамиралы ; 29 августа 1794 года [76] Позже его обменяли на капитана HMS Thames капитана Джеймса Коутса. [77] 10 сентября 1794 года Жан-Жак Бреар заявил перед съездом:

Мне очень приятно сообщить Конвенту, что весь экипаж « Венджера» не погиб (аплодисменты). Капитан вернулся в Брест и был назначен командиром «Джеммапеса » . На этом корабле он надеется восполнить потерю «Венджера» (аплодисменты). [78]

Несмотря на эти факты, миф продолжал жить: в своей «Истории французской революции » Адольф Тьер написал отчет, повторяющий версию Барера, в которой Венгер отказался сдаться. [79] В 1847 году Альфонс де Ламартин даже выдумал историю о том, что Реноден был героически убит, разрезанный пополам пушечным выстрелом, как Дюпети-Туар . [80]

Некоторые сообщения, однако, указывают на то, что легенда не была принята всерьез: Карлейль предполагает, что одно свидетельство французского очевидца представляло собой «не отречение от нахальной удивительной лжи, а некий смутный слабый ропот или хныканье признания того, что это, вероятно, ложь». [81] Капитан Диас де Сориа рассказывает историю, возможно, апокрифическую, о том, что в 1840 году принц Жуанвиль , награждая предполагаемого последнего выжившего Венгера , сказал бы ему: «Мы делаем это ради легенды, мой добрый человек: в конце концов, народы, живут только легендами». [58] В 1857 году Герен писал: «Интересно, как после этого история могла оставаться такой доверчивой». [74] [Примечание 12]

Изображение Жюля Верна

[ редактировать ]
Капитан Немо затонувший корабль Vengeur du Peuple . показывает профессору Аронаксу

В книге «Двадцать тысяч лье под водой» , опубликованной в 1870 году, Жюль Верн описал этот инцидент с революционным уклоном:

Что это был за корабль? Почему Наутилус пришел навестить ее могилу? Разве не случайная авария унесла корабль под воду?

Я не знал, что и подумать, когда услышал вблизи себя, как капитан Немо сказал медленным голосом:
Когда-то этот корабль назывался «Марселье» . Он имел 74 орудия и был спущен на воду в 1762 году. В 1778 году, 13 августа, под командованием Ла Пойп-Ветриё, он смело сражался против Престона . В 1779 году, 4 июля, она вместе с эскадрой адмирала д'Эстена наблюдала захват Гренады. В 1781 году, 5 сентября, она приняла участие в бою графа де Грасса в Чесапикском заливе. В 1794 году Французская Республика сменила название. 16 апреля того же года она присоединилась в Бресте к эскадре Вилларе-Жуайеза, отвечавшей за сопровождение конвоя пшеницы, идущего из Америки под командованием адмирала Ван Стабеля. 11 и 12 прериаля II года эскадра встретилась с английскими кораблями. Сэр, сегодня 13 прериаля, 1 июня 1868 года. Семьдесят четыре года назад, в этот самый день, в этом самом месте, на 47°24' широты и 17°28' долготы, этот корабль после героический бой, лишенный всех трех мачт, вода в корпусе, треть экипажа выведенная из строя, предпочитавшая затонуть со своими тремястами пятьдесятю шестью матросами, чем сдаться, и, прибив флаг к корме, она исчезла под водой. волны под крик «Да здравствует Республика!»
Мститель ! - воскликнул я.

- Да! сэр. Мститель ! Красивое имя", - пробормотал капитан Немо, скрестив руки на груди. [83]

как минимум две модели Vengeur du Peuple Известны . Одна из них, модель скримшоу , созданная военнопленным, выставлена ​​в Морском музее Ванкувера . [84] [85]

Другая представляет собой модель арсенала в масштабе 1/55, созданную мастером Бубенеком в период с 1951 по 1952 год под руководством капитана Диаса де Сориа. Он был построен по чертежам корпуса и стропила корабля, хотя скульптуры не были задокументированы, и их пришлось воссоздавать по чертежам. [86] В настоящее время он экспонируется в Музее морской пехоты и экономики Марселя. [87]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имя иногда пишется Marseillais , что является современной орфографией. см . в словаре французских боевых кораблей - Общие замечания. Архивировано 16 мая 2012 г. на Wayback Machine . Подробности
  2. ^ Имя часто сокращается до Vengeur . см . на французском корабле Vengeur . Подробности
  3. ^ При Людовике XVI французский ливр содержал 0,29 грамма чистого золота [1] ; Таким образом, Марселя стоимость составляет 145 килограммов (320 фунтов) золота. Для 110-пушечного корабля типа «Бретань » сырая древесина стоила уже 490 000 ливров, а общая стоимость постройки составила 1 150 000 ливров (см. Les Européens et les espaces océaniques au XVIIIe siècle , стр.17 ).
  4. ^ нередкий показатель для кораблей той эпохи
  5. ^ В переводе с оригинала: « Очевидно, что у Марсельуа никогда не будет выдающегося курса, но я убежден, что мы будем довольны им, когда будем плыть по нему на расстоянии тридцати дюймов и избегать слишком большого скопления грузов на его передней части. Оригинальная цитата из Диаса де Сориа, Марсельуа , стр. 51.
  6. Кюно (стр. 432) приводит данные о 267 выживших, включая Ренодена, его брата и двух их сыновей, которые служили на Венгере еще мальчиками; 250 человек убиты; и 206 человек утонули в результате крушения.
  7. В более поздних выпусках книги «Французская революция: история» Карлайл добавил абзац, опровергающий его предыдущий отчет. См., например, Centenary Edition, стр. 242.
  8. Герен (том 6, стр.46) предполагает, что Реноден покинул свой корабль в знак того, что он передает его под опеку британцев.
  9. ^ Поднимись, выйди из морских глубин,
    Дымящийся труп Мстителя!
    Вы, видящие победу французов
    Англичане, огни и волны!
    Откуда берутся эти душераздирающие крики?
    Кто эти великодушные голоса?
    Это храбрые, умирающие
    Кто поет на дне пропасти:
    Слава французскому народу!
  10. заложенный как Peuple Корабль, , будет спущен на воду как Vengeur в 1803 году.
  11. ^ Ст. 1. К своду Пантеона будет подвешена форма линейного корабля «Мститель», а на колонне Пантеона будут начертаны имена отважных республиканцев, составляющих экипаж этого корабля.
    2. Для этой цели морские агенты портов Брест и Рошфор безотлагательно направят список экипажа судна Le Vengeur.
    3. Трехпалубное судно, строящееся в Брестском крытом бассейне, будет называться Vengeur. Комиссар ВМФ отдаст самые оперативные распоряжения об ускорении строительства этого судна.
    4. Национальный съезд призывает художников, живописцев, скульпторов и поэтов соревноваться за передачу потомкам возвышенной черты республиканской преданности граждан, составляющих команду Vengeur. Она будет вручена в национальный праздник, наградами художникам и поэтам, наиболее достойно прославившим славу этих республиканцев.
  12. ^ « Если требуются комментарии, после этого, l'histoire a pu rester si crédule ». Под «этим» (« cela ») Герен имеет в виду повторное появление экипажа «Венгера» , который, как сообщается, затонул вместе с их кораблем.
  1. ^ Jump up to: а б с д и Рош, Строительный словарь , с. 299
  2. ^ Jump up to: а б с Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 9.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 10.
  4. ^ Суда, отплывшие 12 апреля 1778 года из Тулона.
  5. ^ Jump up to: а б Список экипажа
  6. ^ Дешен
  7. ^ Амеде Греан, Морская Франция , стр.300
  8. ^ Jump up to: а б Троуд, «Морские сражения» , с. 12.
  9. ^ Jump up to: а б Троуд, «Морские сражения» , с. 13.
  10. ^ Jump up to: а б Троуд, «Морские сражения» , с. 14.
  11. ^ Jump up to: а б с Троуд, «Морские сражения» , с. 15
  12. ^ Троуд, Морские сражения , с. 16.
  13. ^ Троуд, Морские сражения , с. 19
  14. ^ Троуд, Морские сражения , с. 42
  15. ^ Троуд, Морские сражения , с. 46
  16. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 51.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 11.
  18. ^ Контенсон (1934) , с. 155.
  19. ^ Вильнев, вице-эмирал
  20. ^ Троуд, Морские сражения , с. 102
  21. ^ Троуд, Морские сражения , с. 105.
  22. ^ Моррисси, стр.55
  23. ^ Троуд, Морские сражения , с. 156
  24. ^ Троуд, Морские сражения , с. 155
  25. ^ Троуд, Морские сражения , с. 158
  26. ^ Троуд, Морские сражения , с. 215
  27. ^ Jump up to: а б с д и Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 12.
  28. ^ Друзья наполеоновского наследия
  29. ^ Бартелеми, стр. 288 и далее.
  30. ^ Троуд, Морские сражения , с. 338
  31. ^ Троуд, Морские сражения , с. 348.
  32. ^ Jump up to: а б Троуд, «Морские сражения» , с. 354
  33. ^ Jump up to: а б с д Джеймс, Военно-морская история , с. 163
  34. ^ Туде, Морские сражения , с. 349.
  35. ^ Jump up to: а б Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 17.
  36. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 16.
  37. Отчет капитана Ренодена, цитируемый Диасом, Le Marseillois , стр. 22
  38. ^ Троуд, Морские сражения , с. 355.
  39. ^ Гардинер, Битва флота и блокада , с. 33
  40. ^ Jump up to: а б Джеймс, Военно-морская история , с. 164
  41. ^ Геродот.нет
  42. ^ Jump up to: а б с Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 26
  43. ^ Jump up to: а б с Фрейзер, стр.365
  44. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 39.
  45. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 13.
  46. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 34.
  47. ^ Jump up to: а б с Барер, Отчет... , стр.4
  48. ^ Всемирно известные речи
  49. ^ Трейси, с. 95
  50. ^ Джейн, с. 95
  51. ^ Карлайл, Французская революция: история , том 2, стр.391
  52. Письмо Мэри Рич. Архивировано 13 июля 2010 г. в Wayback Machine.
  53. ^ Jump up to: а б с Троуд, «Морские сражения» , с. 357.
  54. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 19 и последующие
  55. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 52–58
  56. ^ Jump up to: а б Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 27.
  57. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 29.
  58. ^ Jump up to: а б Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 36
  59. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 24
  60. ^ Герен, том 6, стр.505, примечание 37.
  61. ^ Jump up to: а б Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 25
  62. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 28
  63. Цитируется Гриффитсом в письме Томасу Карлайлу, воспроизведенном в «Произведениях Томаса Карлайла» , том 6, стр. 215.
  64. ^ Jump up to: а б Фаррер, с. 271
  65. ^ Герен, том 6, стр.46
  66. ^ Женат, Марсельуа , с. 356–357.
  67. ^ Jump up to: а б Диас де Сориа, «Марсельуа» , с. 30
  68. Герен, том 6, стр.505, примечание 38.
  69. ^ Дюси и Шенье, том 2, стр.691
  70. ^ Экушард-Лебрен
  71. Chansonnier de la République за III год.
  72. ^ Молин
  73. ^ histoirepassion.eu
  74. ^ Jump up to: а б Герен, т.6, стр.506, примечание 39
  75. ^ Революционные военно-морские войны
  76. ^ РЕНОДЕН Жан-Франсуа.Контр-Адмирал
  77. ^ Герен, том 6, стр.505, примечание 39.
  78. Перепечатка старого Moniteur , том 21, стр.712.
  79. ^ Тьер, том 10, стр.53
  80. ^ Ламартин, том 2, стр.331–332.
  81. ^ Работы Томаса Карлейля , т.29, стр.20
  82. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 40
  83. ^ Жюль Верн, стр. 407–415.
  84. ^ Художественная библиотека Бриджмена
  85. ^ «Ванкуверморской музей.com» . Архивировано из оригинала 24 октября 2013 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  86. ^ Диас де Сориа, Марсельуа , с. 7
  87. ^ «Марсель-изображения.нет» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 4 апреля 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

47 ° 24'00 ″ с.ш. 17 ° 28'00 ″ з.д.  /  47,4 ° с.ш. 17,4667 ° з.д.  / 47,4; -17,4667

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df11865e32a2a1dc48f4b4b31e7472c8__1714981320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/c8/df11865e32a2a1dc48f4b4b31e7472c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French ship Vengeur du Peuple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)