Сара Джейн Вудсон Ранняя
Сара Джейн Вудсон Ранняя | |
---|---|
Рожденный | 15 ноября 1825 г. Росс Каунти, Огайо, США |
Умер | 15 августа 1907 г. (82 года) |
Образование | Оберлин-колледж , 1852 г. |
Занятия |
|
Сара Джейн Вудсон Эрли , урожденная Сара Джейн Вудсон (15 ноября 1825 — август 1907), была американским педагогом, чернокожим националистом , активистом трезвости и писателем. Выпускница Оберлин-колледжа , где она специализировалась на классической литературе, она была принята на работу в Университет Уилберфорса в 1858 году в качестве первой чернокожей женщины-преподавателя колледжа, а также первой чернокожей американки, преподававшей в исторически сложившемся чернокожем колледже или университете (HBCU). [ 1 ]
Она также много лет преподавала в общественных школах. Выйдя замуж в 1868 году и переехав в Теннесси со своим мужем-министром Джорданом Уинстоном Эрли , она была директором школ в четырех городах. Эрли работал национальным суперинтендантом (1888–1892) черного отделения Женского христианского союза воздержания (WCTU) и прочитал более 100 лекций в пяти штатах. Она написала биографию своего мужа и его выход из рабства, которая включена в число после Гражданской войны рассказов о рабах .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сара Джейн Вудсон, пятая дочь и младший из одиннадцати детей Джемаймы (Риддла) и Томаса Вудсонов (1790–1879), родилась свободной в Чилликоте, штат Огайо , 15 ноября 1825 года. Ее родители переехали в свободный штат Огайо. в 1820 году после того, как ее отец купил свободу всей семьи за 900 долларов (~ 27 038 долларов в 2023 году). [ 2 ] Они покинули округ Гринбриер, штат Вирджиния , где Вудсоны были одной из двух свободных чернокожих семей в округе. [ 3 ]
Они основали первую черную методистскую церковь к западу от Аллегенис . [ 3 ] В 1830 году Вудсоны были среди основателей отдельной общины чернокожих фермеров под названием « Берлинский перекресток» . Почти два десятка семей, проживавших там к 1840 году, основали собственную школу, магазины и церкви. Ее отец и некоторые братья стали черными националистами, что повлияло на политические взгляды Сары Вудсон во взрослом возрасте. [ 3 ] Кроме того, Берлинский перекресток был заметным местом на подземной железной дороге , где Вудсоны открыли свой дом для многих беглых рабов . [ 4 ]
Отец Вудсона считал, что он был старшим сыном Салли Хемингс и президента Томаса Джефферсона ; эта традиция стала частью устной истории семьи. [ 5 ] По мнению профессиональных историков, это не было подтверждено известными историческими свидетельствами. [ 6 ] В отчете 1998 года указывалось, что тесты образцов ДНК потомков мужских линий Джефферсона, Хемингса и Вудсона убедительно показали, что между линиями Джефферсона и Вудсона не было совпадений; мужская линия Вудсона действительно имела западноевропейское происхождение по отцовской линии. [ 7 ] Семья Вудсон отклонила отчет о ДНК по этическим соображениям, поскольку доктор Фостер потерял контроль над созданным им проектом тестирования, нарушил обещания, данные им донорам ДНК, и не знал, отражает ли отчет фактические результаты. К удивлению Фостера, люди, которых он не знал, взяли под свой контроль публичное объявление об отчете о ДНК, хотя он думал, что это все еще секрет. [ 8 ] По словам историков из Монтичелло, никакие документы не подтверждают утверждение о том, что Вудсон был первым ребенком Хемингс, поскольку он, похоже, родился раньше любого известного ее ребенка. Историк Аннетт Гордон-Рид не сообщила в своей книге, получившей Пулитцеровскую премию, что журналист Джеймс Каллендер в своей статье от 1 сентября 1802 года назвал «Тома» сыном Джефферсона и Хемингса и что Томас Гиббонс написал письмо, которое подтвердило версию Каллендера. Письмо Гиббонса поднимается до уровня четкого и независимого доказательства, поскольку оно дает некоторую информацию, которую Каллендер не предоставил. Лауреаты Пулитцеровской премии Дюма Мэлоун и Джозеф Эллис также написали ошибочные истории в этой области. Фаун Броди была законным ученым, Броди собрал множество улик. Мэлоун и Гордон-Рид раскритиковали Броуди, не предоставив обоснования. Мэлоун, Эллис и Гордон-Рид не смогли понять концепцию подтверждения. Томас Вудсон родился в 1790 году, и на этот раз это время также совпадает с годом рождения сына по имени Том, приписываемого Салли Хемингс. Джеймс Каллендер . [ 6 ]
Сара Джейн Вудсон родилась в Чилликоте, округ Росс, штат Огайо, но выросла на ферме своих родителей в округе Джексон, штат Огайо . Томас Вудсон расширил ферму до 382 акров (155 га). Газеты аболиционистов в Цинциннати и Питтсбурге сообщали о размерах и процветании фермы. У него было 400 голов крупного рогатого скота, 150 свиней и «прекрасные лошади». [ 9 ]
Сообщается, что Вудсон проявила интерес к образованию в раннем возрасте, запоминая каждый гимн, который исполняла ее семья в три года, и длинные отрывки из Библии в пять лет. [ 10 ] В 1839 году Сара Вудсон присоединилась к Африканской методистской епископальной церкви (AME), основанной в 1816 году как первая независимая чернокожая деноминация в Соединенных Штатах. Ее братья Льюис, Томас и Джон были служителями церкви. [ 3 ] Семья Вудсон придавала большое значение образованию всех своих детей. Сара Джейн и ее старшая сестра Ханна поступили в Оберлин-колледж в 1852 году. Через год после его основания Оберлин получил финансовую поддержку от богатых аболиционистов. Школа приложила усилия, чтобы привлечь чернокожих американских студентов. Несколько лет спустя Оберлин принял женщин, став первым колледжем совместного обучения в стране. Сообщество Оберлина было ядром Второго Великого Пробуждения. Сара Джейн закончила университетскую программу по специальности «классические исследования». [ 11 ] а Ханна записалась на подготовительную программу и ушла примерно через год. [ 12 ] Сара окончила колледж в 1856 году, став одной из первых афроамериканских женщин, окончивших колледж. Оберлин была одной из школ, рекомендованных Африканской методистской епископальной церковью (AME). [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]В 1849/50 году аболиционисты взяли под свой контроль политику и правительство в Огайо. В 1856 году Салмон Чейз был избран губернатором. В Южном Огайо были открыты школы для чернокожих детей из Огайо. За десять лет до Гражданской войны ни один другой штат в стране не поддерживал образование чернокожих студентов так решительно, как Огайо. До и после окончания Оберлина Вудсон в течение нескольких лет преподавал в «обычных школах» для чернокожих в таких городах, как Серклвилл и Зейнсвилл. [ 13 ]
Когда в 1858 году ее приняли на работу в Университет Уилберфорса , Вудсон стала первой афроамериканской женщиной-преподавателем колледжа. [ 3 ] Она также была первой чернокожей американкой, преподававшей в исторически черном колледже или университете (HBCU), и единственной чернокожей американкой, преподававшей в колледже или университете до гражданской войны. [ 14 ] Университет Уилберфорс расположен в округе Грин, штат Огайо, недалеко от Ксении. Ее брат, преподобный Льюис Вудсон , был попечителем и основателем колледжа. [ 3 ] Он был основан в 1856 году для обучения чернокожей молодежи в результате сотрудничества белых и черных лидеров конференции Цинциннати методистской и церкви AME в Огайо соответственно. Уилберфорс закрылся на два года во время Гражданской войны из-за возникшего хаоса и финансовых проблем. В начале войны он потерял большую часть своих почти 200 студентов, обучавшихся по подписке, поскольку в основном это были дети смешанной расы богатых плантаторов с Юга, которые в то время забрали их. [ 15 ] Во время войны Методистская конференция Цинциннати не могла предложить прежний уровень финансовой поддержки, поскольку она была призвана заботиться о солдатах и семьях.
Вудсон покинул Уилберфорс. Она стала первым директором государственной школы в Ксении, штат Огайо . [ 3 ] Она преподавала и в других городах. В 1863 году она выступила с «Обращением к молодежи» перед Ассоциацией цветных учителей Огайо, одной из многих речей, которые она произнесла после Прокламации об освобождении рабов , призывая афроамериканскую молодежь присоединиться к «политическим и социальным революциям». [ 3 ] Она призвала их сделать карьеру в сфере образования и науки, чтобы возглавить свою расу. [ 3 ]
Церковь AME приобрела колледж и вновь открыла его в 1863 году; это был первый колледж, которым владели и управляли афроамериканцы. [ 16 ] По возвращении Вудсон в Уилберфорс она была назначена «наставницей английского и латыни, а также директором школы и надзирательницей». [ 2 ] что сделало ее известным учителем английского и латыни0. [ 17 ]
Вудсон уехал из Огайо, чтобы преподавать в новой школе для чернокожих девочек, основанной Бюро вольноотпущенников в Хиллсборо, Северная Каролина . [ 18 ] Вудсон был полон решимости дать образование детям вольноотпущенников. Она была не одна: многие выпускники Оберлина обеих рас, благодаря приверженности школы идеологии и активизму против рабства, действовали согласно схожим обязательствам. [ 19 ] Чтобы переехать из Огайо на юг в то время, поскольку Юг был жестоким, потребовались не только преданность делу, но также смелость и рвение. Бывшие солдаты Конфедерации устроили жестокие восстания, чтобы помешать вольноотпущенникам голосовать.
В 1893 году Вудсон выступила на Всемирном конгрессе представительных женщин в Чикаго. Ее речь называлась «Организованные усилия цветных женщин Юга по улучшению своего положения». Вудсон была одной из пяти афроамериканок, приглашенных выступить на этом мероприятии, наряду с Фанни Барьер Уильямс , Анной Джулией Купер , Холли Куинн Браун и Фанни Джексон Коппин . [ 20 ]
Она умерла в возрасте 82 лет 15 августа 1907 года.
Брак и семья
[ редактировать ]24 сентября 1868 года Вудсон, которой тогда было 42 года, вышла замуж за преподобного Джордана Уинстона Эрли , министра AME, вышедшего из рабства. У Сары и Джордана Эрли не было детей. [ 3 ] Джордан Эрли ушел с активных министерских должностей в 1888 году. [ 21 ] Сара Эрли помогала своему мужу в его служении, а также преподавала в общественных школах. В общей сложности она преподавала в школе почти четыре десятилетия, поскольку считала, что образование имеет решающее значение для развития расы. [ 3 ] Она также работала директором крупных школ в четырех городах. [ 18 ]
Реформаторская деятельность
[ редактировать ]В 1888 году Вудсон Эрли была избрана на четырехлетний срок национальным суперинтендантом Цветного отделения Женского христианского союза трезвости (WCTU). [ 22 ] Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер занимала должность суперинтенданта Эрли. Когда Эрли занял эту должность, WTCU начал оплачивать командировочные расходы суперинтенданта. Она часто путешествовала и произнесла более 100 речей перед группами по всему региону, состоящему из пяти штатов. [ 3 ] Она также была представителем Партии сухого закона в Теннесси. [ 23 ] Цветное отделение WCTU было первой организацией, которая объединила чернокожих американок на национальной платформе. [ 24 ]
Работает
[ редактировать ]- Речь Вудсона 1863 года была собрана и опубликована епископом Дэниелом Пейном , под ред. «Полустолетие и ретроспектива африканской методистской епископальной церкви» , Балтимор: Шервуд, 1868.
- Сара Дж. В. Эрли, Жизнь и труды преподобного Дж. В. Эрли, одного из пионеров африканского методизма на Западе и Юге (1894 г.), биография ее мужа. Его отнесли к числу рассказов о рабах после Гражданской войны , поскольку она освещала выход Эрли из рабства на протяжении десятилетий его миссионерской деятельности в церкви AME.
Наследие и почести
[ редактировать ]- В 1888 году Вудсон Эрли была назначена суперинтендантом цветного отделения Женского христианского союза трезвости (WCTU). [ 25 ]
- В 1893 году Вудсон Эрли была названа «Женщиной года» на Всемирной выставке в Чикаго (Всемирная Колумбийская выставка).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Однако она не была первым чернокожим человеком, преподававшим в колледже. До гражданской войны трое чернокожих американцев преподавали в Центральном колледже Нью-Йорка, в том числе Джордж Б. Вашон, выпускник Оберлинского колледжа. Школа была основана Геритом Смитом и закрылась незадолго до начала Гражданской войны. Университет Уилберфорса, где преподавал Вудсон, продолжает работать (по состоянию на 2018 год). Бенджамин Куорлз, Черные аболиционисты , Нью-Йорк/Лондон: Oxford University Press, 1969.
- ^ Jump up to: а б Лоусон, Эллен Никкензи (1984). Три Сары: документы довоенных чернокожих женщин-студенток . Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . стр. 157. ИСБН 0-88946-536-3 . Лоусон сообщил, что отец С. Дж. Вудсона купил свободу своей семье. У Лоусона действительно был источник информации. Источник ошибся. Никаких доказательств такой покупки не существует. Отец С. Дж. Вудсона обрел свободу, когда подростком покинул Монтичелло. Мать С. Дж. Вудсона, Джемайма, обрела свободу, приехав в округ Гринбриер и присоединившись к своей матери. Свобода ни одного из родителей не была куплена, и они не были официально освобождены, хотя мать Джемаймы, мулатка по имени Ханна, была официально освобождена в округе Гринбриер. Томас Вудсон был октороном и белым человеком по законам Вирджинии. Белые люди не порабощали людей, которые выглядели такими же белыми, как они, поэтому цвет его кожи гарантировал ему свободу. Томас Вудсон женился на Джемайме, которая была коричневой. Они жили вместе как «свободные цветные».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фонер, Филип Шелдон ; Бранхам, Роберт Джеймс, ред. (1998). Поднимите каждый голос: афроамериканское ораторское искусство, 1787–1900 гг . Исследования в области риторики и коммуникации. Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. стр. 384–385. ISBN 978-0-8173-0906-0 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ «Ранняя Сара Джейн Вудсон» . История американских женщин . 29 марта 2015 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Вудсон, Байрон В., Президент в семье, Praeger, 2001, с. 86. Спустя более двухсот лет после того, как в газетах Вирджинии появились сообщения о существовании сына Салли Хемингс по имени Том, предположительно сына Томаса Джефферсона, профессиональные историки, такие как Аннет Гордон-Рид, проигнорировали существование некоторых газетных сообщений и критически важное содержание тех, которые они признали. Гордон-Рид и другие «прячут яйца» - практика, за которую Гордон-Рид раскритиковала других историков в своей книге « Томас Джефферсон и Салли Хемингс».
- ^ Jump up to: а б «Томас Джефферсон и Салли Хемингс: краткий отчет» , «Плантации и рабство» , Монтичелло, Цитата: «Исследование ДНК не выявило связи между потомками Филда Джефферсона [проверено, поскольку у Томаса Джефферсона не было прямых потомков мужского пола] и Томаса К. Вудсона. ... Но в записях Джефферсона нет никаких указаний на ребенка, родившегося у Хемингса до 1795 года, и нет никаких известных документов, подтверждающих, что Томас Вудсон был первым ребенком Хемингса. ", по состоянию на 6 марта 2011 г. Вудсон, президент в семье , 215–17.
- ^ Фостер, Юджин А.; Джоблинг, Массачусетс; Тейлор, П.Г.; Доннелли, П.; де Книфф, П.; Миреме, Рене; Зержал, Т.; Тайлер-Смит, К. (ноябрь 1998 г.). «Джефферсон стал отцом последнего ребенка раба». Природа . 396 (6706): 27–28. Бибкод : 1998Natur.396...27F . дои : 10.1038/23835 . ПМИД 9817200 . S2CID 4424562 .
- ^ Байрон Вудсон, Президент в семье (Вестпорт, Коннектикут, Прегер, 2001), 221–235. Байрон Вудсон был одним из доноров ДНК. Он свидетель из первых рук. Доктор Фостер, организатор тестирования, пообещал донорам ДНК, что историки будут держаться подальше от процесса ДНК. Историки никогда не относились к истории честно. Тестирование и лабораторная работа, возможно, и были идеальными, но отчеты были похищены историком Джозефом Эллисом и другими. Доктор Фостер обезумел , когда узнал, что потерял контроль. После того, как Вудсон узнал, что дела пошли не так, Фостер честно отвечал на острые вопросы Вудсона и никогда не упускал возможности ответить на телефонный звонок. Фостер не знал Эллиса. Когда Эллис и новостные агентства, такие как US News и World Report, готовили пресс-релизы, Фостер думал, что результаты ДНК все еще секретны. Эллис появился в качестве звезды массовой мультимедийной свалки, сообщив об известных результатах анализа ДНК 1 и 2 ноября 1998 года. Эллис появился в программе PBS News Hour 2 ноября 1998 года, объявив о «...научных доказательствах того, что донорам ДНК было обещано, что историки будут держаться подальше от этого процесса, зная об их ненадежном послужном списке. Фостер отправил письмо с возражением против рассмотрения этого вопроса в Nature журнал , и газета Washington Post сообщила, что (06.01.99), что Фостер подал письменное возражение, сказал Вудсону: «Я не знаю», когда его проект был нарушен, поэтому Фостер не знал, сообщает ли статья в журнале о реальных результатах или нет. --- Переходя к другому подходу, фильм «Салли Хемингс» транслировался в 2000 году. Двадцать миллионов человек одновременно смотрели фильм на канале CBS. Продюсер приобрел «права» на книгу Броди, чтобы «владеть основным материалом». Эндрюс, Салли Хемингс, 55) Руководители CBS, руководители продюсерской компании и сценарист - умные, опытные люди, и они решили воспользоваться доказательствами Броди, а не украденным отчетом о ДНК. Почему они сделали такой выбор, избегая ответа в 4000 слов? - потому что они взрослые. Они решили не присоединяться к историкам, как Аннетт Гордон-Рид, бросая исторические рекорды под автобус. История слишком сильно меняется, когда из нее вырывают Тома и Каллендера. Они хотели, чтобы фильм имел смысл. Наконец, между CBS и историками существовала неприязнь, поскольку в предыдущие десятилетия историки препятствовали производству фильма.
- ^ Минни С. Вудсон, Справочник по Вудсону (Вашингтон, округ Колумбия, самостоятельно опубликованный, 1978), стр. 32. (LOC 1984).
- ^ Монро Альфус Мейджорс, 1864–1960; в «Выдающихся негритянских женщинах: их триумфы и деятельность» (Джексон, Теннесси: издательство MV Lynk, 1893), 102–103.
- ^ Браун, Халли К. (1925). Наши женщины в прошлом, настоящем и будущем . Экерле. OCLC 40566703 . [ нужна страница ]
- ^ Лоусон, Эллен Никкензи (1984). Три Сары: документация довоенных чернокожих женщин-студенток . Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . стр. 156. ИСБН 0-88946-536-3 .
- ^ Майорс, Монро А. (1893). Известные негритянки: их триумфы и деятельность . Донохью и Хеннеберри. OCLC 1244556648 . [ нужна страница ]
- ↑ Если племянница Горация Манна считается первой американкой, которая преподавала в аккредитованном колледже, то Вудсон была первой женщиной, которая сделала это, сама окончив четырехлетний колледж. Ребекка Пеннелл окончила обычную школу, то есть двухлетнюю школу высшего образования. Это запутанное соображение, поскольку трудно определить статус и качество первых женских колледжей, которые редко назывались колледжами, а назывались женскими семинариями и так далее. И Антиохия, где преподавал Пеннелл, и Уилберфорс были школами с совместным обучением, что повышало их воспринимаемый статус или «аккредитацию».
- ↑ Джеймс Т. Кэмпбелл, Песни Сиона , Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995, стр. 259–260, по состоянию на 13 января 2009 г.
- ^ Гораций Талберт, «Сыновья Аллена: вместе с очерком подъема и прогресса Университета Уилберфорса, Уилберфорс, Огайо», 1906 г. , в «Документировании Юга», 2000 г., Университет Северной Каролины, по состоянию на 25 июля 2008 г.
- ^ Браун, Халли К. (1937). Ручные рисунки пионеров Уилберфорса . Альдин. OCLC 613201440 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Джесси+Карни+Смит%22&source=gbs_navlinks Джесси Карни Смит, «Ранняя Сара Джейн Вудсон» , Известные чернокожие американки , VNR AG, 1996, стр. 198–200, по состоянию на 6 марта 2011 г.
- ^ Нат Брандт, Город, который начал гражданскую войну: правдивая история сообщества, которое противостояло рабству и навсегда изменило нацию (Crystal Lke, IL, Delta, 1991).
- ^ Хейрстон, Эрик Эшли (2013). Эбеновая колонна . Ноксвилл: Университет Теннесси Press. п. 121. ИСБН 978-1-57233-984-2 .
- ^ Сара Дж. В. Эрли, Жизнь и труды преподобного Джордана В. Эрли, одного из пионеров африканского методизма на Западе и Юге , Нэшвилл: Издательство AME Church Sunday School Union, 1894, опубликовано в журнале « Документирование американского Юга» , Университет Северная Каролина, по состоянию на 6 марта 2011 г.
- ^ «Сара Джейн Эрли Вудсон: первая афроамериканка, ставшая профессором университета» . Черный тогда . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Бойд, Херб (17 октября 2019 г.). «Ранняя Сара Джейн Вудсон, известный учитель и член WCTU» . Нью-Йорк Амстердам Новости . Проверено 21 июня 2021 г.
- ↑ Нил Энтони В. (18 февраля 2016 г.) «Жозефина Сен-Пьер Раффен, пионер движения клубов чернокожих женщин» Знамя штата Бэй, получено 6 июня 2024 г. Встреча 1895 года объединила клубы чернокожих американских женщин на национальной платформе и известен как первый в своем роде.
- ^ «Сара Джейн Эрли боролась за образование для чернокожих женщин» . Афроамериканский реестр . Проверено 18 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоусон, Эллен Н. (лето 1981 г.). «Ранняя Сара Вудсон: «сестра» черных националистов девятнадцатого века ». Умоджа: научный журнал исследований чернокожих . 5 : 15–26.
- Эллен Лоусон и Марлен Меррилл, Три Сары: документы довоенных чернокожих женщин-студенток , Edwin Mellen Press , 1984
- Байрон В. Вудсон-старший, президент в семье, Томас Джефферсон, Салли Хемингс и Томас Вудсон (Вестпорт, Коннектикут, Прегер, 2001 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сара Дж. В. Эрли, Жизнь и труды преподобного Джордана В. Эрли, одного из пионеров африканского методизма на Западе и Юге , Нэшвилл: Издательство AME Church Sunday School Union, 1894, опубликовано в журнале «Документирование американского Юга» , Северный университет. Каролина
Видео о книжном телевидении C-SPAN — https://www.c-span.org/video/?165070-1/a-president-family
Ссылки на фильм Салли Хемингс на YouTube, который состоит из двух частей. Первоначально фильм был показан на канале CBS в 2000 году. Двадцать миллионов американцев одновременно посмотрели фильм, когда он впервые вышел в эфир. В фильме объясняется происхождение семьи Вудсонов. Считается, что фильмы являются вымышленными. Тем не менее, позиция семьи Вудсон, по мнению известного писателя Байрона Вудсона, заключается в том, что этот фильм менее вымышленный, чем книги, написанные Аннетт Гордон Рид, писательницей, лауреатом Пулитцеровской премии. Сценарий основан на исследовании, проведенном Фаун Броди.
https://www.youtube.com/watch?v=E2CkUMBKYqI Часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=bE1beAraNJY&t=531s
- 1825 рождений
- 1907 смертей
- Выпускники Оберлинского колледжа
- Жители округа Грин, штат Огайо
- Жители Чилликота, штат Огайо
- Преподаватели Университета Уилберфорс
- Люди, написавшие рассказы о рабах
- Афроамериканские ученые XIX века
- Американские женщины-учёные XIX века
- Афроамериканские преподаватели XIX века
- Американские ученые XIX века
- Афроамериканские писательницы XIX века
- Афроамериканские писатели XIX века.
- Американские писатели XIX века
- Американские писательницы XIX века
- Педагоги из Огайо
- Американские женщины-педагоги XIX века
- Американские педагоги XIX века
- Афроамериканцы 20-го века
- Афроамериканки 20-го века
- Люди из Ксении, Огайо