Сефевидский императорский гарем
Царский гарем правителя Сефевидов сыграл важную роль в истории Сефевидской Персии (1501-1736).
Иерархия и организация
[ редактировать ]Гарем Сефевидов состоял из матерей, жен, наложниц-рабынь и родственниц и был укомплектован рабынями и евнухами, которые действовали в качестве их охранников и каналов связи с остальным миром. [1] По оценкам, при дворе шаха Султана Хоссейна (годы правления 1694–1722) насчитывалось пять тысяч рабов; мужчины и женщины, черные и белые, из которых сто были черными евнухами. [2]
Супруги
[ редактировать ]Монархи династии Сефевидов предпочитали производить потомство через наложниц-рабынь, что нейтрализовало бы потенциальные амбиции родственников и других родственников и защитило бы наследие. [1] Наложницы-рабыни (а позже и матери) шаха в основном состояли из порабощенных черкешенок , грузинок и армянок , захваченных в качестве военной трофеев, купленных на невольничьем рынке (см. Крымская работорговля ) или полученных в дар от местных властителей. [3]
Рабынь-наложниц иногда заставляли принять шиитский ислам при входе в гарем, и это называли каниз . [4] [5]
В отличие от распространенного в исламских судах обычая, позволяющего только женщинам-немусульманкам становиться наложницами в гареме, в гареме Сефевидов также содержались наложницы-мусульманки, поскольку некоторые свободные персидские дочери-мусульманки были подарены своими семьями или взяты королевским двором в гарем в качестве подарка. наложницы. [6]
Эти женщины получили хорошее образование, а затем либо стали супругами, либо служили служанками супругов. Одной из женщин, получивших образование в императорском гареме, была знаменитая Тереза Сампсония . [7]
Порабощенные женщины гарема могли добиться большого влияния, но есть и примеры обратного: шах Аббас II (годы правления 1642–1666) сжег заживо трех своих жен-рабынь (наложниц), потому что они отказались пить с ним; [8] а также еще одну жену за то, что она солгала о своем периоде менструации, [9] а Шах Сафи (годы правления 1629–1642) зарезал свою жену за непослушание. [8]
Принцы
[ редактировать ]В ранний период Сефевидов молодые принцы были переданы под опеку лала ( высокопоставленного вождя кызылбашей , который выступал в качестве опекуна) и в конечном итоге получили управление важными провинциями. [10] Хотя эта система имела опасность поощрения региональных восстаний против шаха, она дала принцам образование и подготовку, которые подготовили их к династической преемственности. [10]
Эта политика была изменена шахом Аббасом I (1571-1629), который «в значительной степени изгнал» принцев в гарем, где их социальные взаимодействия были ограничены дамами гарема и евнухами. [11] Это лишило их административной и военной подготовки, а также опыта общения с аристократией королевства, что, вместе со снисходительным воспитанием принцев, делало их не только неподготовленными к выполнению королевских обязанностей, но часто и незаинтересованными в этом. [11]
Заключение царских принцев в гарем было важным фактором, способствовавшим упадку династии Сефевидов . [10] [12]
Персонал
[ редактировать ]Управление королевским гаремом представляло собой самостоятельную ветвь двора, укомплектованную преимущественно евнухами. [13] Первоначально это были черные евнухи, но белые евнухи из Грузии. со времен Аббаса I стали привлекаться и [13]
Рабы-евнухи выполняли различные задачи на многих уровнях гарема, а также при общем дворе. Евнухи имели должности при общем дворе, например, в королевской казне, а также в качестве наставников и приемных отцов некастрированных рабов, выбранных в качестве рабов-солдат ( гильман ), а также внутри гарема и служили каналом между уединенными женщины гарема, а также внешний двор и мир, что давало им потенциально влиятельную роль при дворе. [1]
Гарем как общественно-политический институт
[ редактировать ]Матери конкурирующих князей вместе с евнухами участвовали в дворцовых интригах, пытаясь посадить на престол своего кандидата. [10] С середины XVI века соперничество между грузинскими и черкешенками в царском гареме породило династическую борьбу этнического характера, ранее неизвестного при дворе. [14] Когда в 1666 году умер Шах Аббас II , дворцовые евнухи организовали преемственность Сулеймана I и фактически захватили контроль над государством. [15] [16]
Сулейман учредил в гареме тайный совет, в который вошли самые важные евнухи, лишив тем самым традиционные государственные институты их функций. [15] Влияние евнухов на военные и гражданские дела сдерживалось только их внутренним соперничеством и религиозным движением во главе с Мухаммадом Бакиром Маджлиси . [16] Королевский гарем достиг таких размеров при султане Хусейне (1668–1726), что поглощал значительную часть государственных доходов. [16]
После падения династии Сефевидов, которое произошло вскоре после этого, евнухи больше никогда не смогли добиться значительного политического влияния как класс в Персии. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сьюзан Бабайе, Кэтрин Бабаян, Ина Багдиантц-Маккейб, Муссуме Фархад: Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана, Bloomsbury Academic, 2004 г.
- ^ Рикс, Томас. 2001. Рабы и работорговля в шиитском Иране, 1500–1900 гг. н.э. Журнал азиатских и африканских исследований 36: 407–18.
- ^ Сьюзан Бабаи, Кэтрин Бабаян, Ина Багдиантц-Маккейб, Муссуме Фархад: Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана, Bloomsbury Academic, 2004. с. 20-21
- ^ Форан, Джон (1992). «Долгое падение династии Сефевидов: выход за рамки стандартных взглядов». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 24 (2): 281–304. дои : 10.1017/S0020743800021577 . JSTOR 164299 . S2CID 154912398 .
- ^ Тахери, Аболгасем. 1970. Политическая и социальная история Ирана от смерти Теймура до смерти шаха Аббаса II. Тегеран: Хабиби. (на персидском языке)
- ^ Хамид, Усман. 2017. Рабыни только по имени: свободные женщины как королевские наложницы в позднетимуридском Иране. В «Наложницах и куртизанках: Женщины и рабство в истории ислама». Под редакцией Мэтью С. Гордона и Кэтрин А. Хейн. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Путешествие и труд: женщины раннего Нового времени, английская драма и широкий мир. (2019). США: Небраска. п. 32
- ^ Перейти обратно: а б Шерли, Энтони, Роберт Шерли и Томас Шерли. 1983. Путешествие братьев Шерли. Перевод Аванса. Тегеран: Нега. (на персидском языке).
- ^ Шарден, Джон. 1993. Путешествие Шардена по Персии. Перевод Эгбала Ягмаи. Тегеран: Публикация Тоос. (на персидском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Пикантный 1977 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 1986 , стр. 277–278.
- ^ Ремер 1986 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Пикантный 1986 , с. 355.
- ^ Пикантный 1986 , с. 363.
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 1986 , с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ламбтон, АКС «Кхаши (II.—В Персии)». В Bearman et al. (1978) , с. 1092.
Источники
[ редактировать ]- Бирман, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П., ред. (1978). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл.
- Фишер, Уильям Бейн; Джексон, Питер; Локхарт, Лоуренс, ред. (1986). Кембриджская история Ирана . Том. 6. Издательство Кембриджского университета.
- Ремер, HR «Период Сефевидов». Фишер , Джексон и Локхарт (1986) .
- Савори, РМ (1977). «Сефевидская Персия». В ПМ Холт; Энн К.С. Лэмбтон; Бернард Льюис (ред.). Кембриджская история ислама. Центральные исламские земли от доисламских времен до Первой мировой войны . Том. 1А. Издательство Кембриджского университета.
- Савори, Р.М. «Административная система Сефевидов». Фишер , Джексон и Локхарт (1986) .