Большой Лось
Большой Лось | |
---|---|
Онтопанга | |
![]() Отпечаток Большого Лося | |
Рожденный | 1765-1775 |
Умер | 1846-1848 |
Место отдыха | Кладбище Бельвью |
Национальность | Омаха |
Известный | Вождь индейцев Омахи, воин, оратор. |
Преемник | Джозеф ЛаФлеш |
Дети | Стоящий Лось (сын) Митен (дочь) Меумбане (дочь) |
Большой Лось , также известный как Онтопанга (1765/75–1846/1848), в течение многих лет был главным вождем племени Омаха в верховьях реки Миссури . Он известен своей речью, произнесенной на похоронах Черного Буйвола , деда по материнской линии Бешеного Коня , в 1813 году.
Большой Лось руководил своим народом во времена нарастающих перемен, связанных с угрозами со стороны сиу, войн, болезней и европейско-американского вторжения. Он создавал альянсы, чтобы защитить свой народ и подготовиться к будущему, которое, по его мнению, зависело от более тесных отношений с Соединенными Штатами. Он был готов обменять землю на обещание защиты своего народа, но часто разочаровывался неудачами правительства США.
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |

Большой Лось изо всех сил пытался защитить свой народ от посягательств американцев европейского происхождения, но, что более важно, от войны со стороны сиу. Омаха пострадала от эпидемий оспы в начале девятнадцатого века и была уничтожена из-за плохого иммунитета к занесенной европейцами болезни, а также из-за спорадических программ иммунизации коренных народов, хотя они подвергались наибольшему риску. Большой Лось был среди коренных американцев, союзников Соединенных Штатов во время войны 1812 года , благодаря своим отношениям с французским креольским торговцем Люсьеном Фонтенелем из Нового Орлеана, который работал переводчиком. Вождь также искал помощи Соединенных Штатов для защиты от сиу.
Большой Лось восхищался некоторыми аспектами европейско-американской культуры и заключил стратегические союзы посредством браков своих дочерей: двое вышли замуж за известных европейско-американских торговцев мехом . Его внук смешанной расы Логан Фонтенель США работал с индейским агентом в качестве переводчика в Омахе с 15 лет. Поскольку в Омахе существовала система родства по отцовской линии , Логан Фонтенель не считался принадлежащим к племени, потому что его отец был белым, человек франко-американского происхождения из Нового Орлеана. Омаха классифицировала Фонтенеля как белого человека. [ 1 ]
В 1843 году вождь Биг Лось назначил своего приемного сына Джозефа Лафлеша своим преемником ; ЛаФлеш был метисов торговцем мехом понка и франко-канадского происхождения, который много лет жил с Омахой. Лафлеш, хорошо ассимилированный с племенем, поскольку Большой Лось научил его его культуре и роли вождя, был главным вождем с 1853/1855 по 1888 год. Он был одним из шести вождей, подписавших договор 1854 года с США, по которому уступались последние крупные части земель Омахи. Он призвал жителей Омахи получить образование и перенять некоторые европейско-американские традиции.
Логан Фонтенель приобретал все большее значение для Омахи после 1853 года, работая переводчиком во время переговоров о продаже земли. Фонтенель служила переводчиком вождям в Вашингтоне, округ Колумбия, во время переговоров по их последнему договору. Он был одним из семи сторон, подписавших договор 1854 года, возможно, потому, что он был единственным говорящим в Омахе, который свободно говорил по-английски. [ 1 ] По этому договору Омаха уступила большую часть своей земли Соединенным Штатам в обмен на аннуитеты и товары. Белые считали Фонтенеля вождем, но, как отмечалось выше, омаха даже не считали его членом племени. В 1855 году он был убит членами вражеского отряда сиу во время охоты с мужчинами из Омахи.
Брак и семья
[ редактировать ]
Большой Лось был женат на женщине из Омахи. У них был сын Стэндинг Лось и несколько дочерей, в том числе Митайн и Ме-ум-бейн.
Как и многие другие индейские племена, омаха привыкли принимать пленников, сирот и почетных союзников в свою культуру в качестве приемных членов. Точно так же Большой Лось устроил или разрешил двум своим дочерям выйти замуж за известных европейско-американских торговцев мехом , с которыми он хотел заключить союзы, чтобы укрепить связи своей семьи. Он восхищался некоторыми аспектами американской культуры и верил, что сможет помочь своему народу с помощью этих союзов.
В 1814 году, во время войны 1812 года между Соединенными Штатами и Великобританией , его дочь Митен (также пишется Митане ) вышла замуж за Мануэля Лизу , недавно назначенного губернатором территории Миссури США индейским агентом на реке Верхний Миссури. [ 2 ] В течение многих лет он был известным торговцем мехом на территории Омахи, основав форт Лиза на территории нынешней Северной Омахи, штат Небраска . Лиза вернулась к торговле мехом после окончания войны. Митен была его «деревенской женой», и они жили вместе, когда он зимовал на территории Омахи. В то время Лиза была в законном браке с американкой европейского происхождения в Сент-Луисе , где она жила постоянно. После ее смерти в 1817 году он женился на второй женщине европейского происхождения в Сент-Луисе. [ 3 ]
У Лизы и Митена родились дочь Розали и сын Кристофер. [ 4 ] [ 5 ] В 1819 году Лиза забрала Розали с собой в Сент-Луис для обучения в католической школе, но Митен отказался передать ему опеку над Кристофером. В этом ее поддержал Большой Лось. [ 5 ]
Около 1823–24 годов дочь Большого Лося Ме-ум-бейн вышла замуж за торговца мехом Люсьена Фонтенеля из богатой французской креольской семьи в Новом Орлеане . Он основал торговый пост на реке Миссури недалеко от того места, где сейчас находится Бельвью, штат Небраска , и постоянно жил на этой территории. У них было пятеро детей. Их первый сын Логан Фонтенель родился в 1825 году. Он стал переводчиком в Омахе, начав работать на индейского агента США после смерти своего отца в 1840 году. Некоторые историки утверждают, что младший Фонтенель был избран главой Омахи в 1853 году; Было зарегистрировано, что он работал переводчиком вождям во время проходивших переговоров о продаже земли. В то время как 60 вождей Омахи провели совет для переговоров с агентом Гринвудом в январе 1854 года, Фонтенель сопровождал делегацию из семи вождей, которые позже в том же году отправились в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы завершить переговоры по договору с Соединенными Штатами. Он был одним из двух переводчиков и единственным из жителей Омахи, владевшим английским языком. Омаха уступила большую часть своей земли в обмен на ренту и товары, а также на переселение в резервацию на территории нынешней северо-восточной Небраски.
Большой Лось официально усыновил торговца Джозефа ЛаФлеша своим сыном, тем самым включив его в состав Омахи. (Его мать Ваувинчча была понка и считалась родственницей Большого Лося. [ 6 ] ) ЛаФлеш был сыном Джозефа ЛаФлеша, французско-канадского торговца мехом из Американской меховой компании , который много лет работал с Омахой и другими народами между реками Платт и Небраска. Младший ЛаФлеш начал сопровождать своего отца в торговых поездках в 10 лет и начал работать в AFC в 16 лет. [ 6 ] В 1843 году Большой Лось назначил ЛаФлеша своим преемником, и ЛаФлеше серьезно изучил племенные уклады и обычаи, чтобы подготовиться к вожденству. ЛаФлеш, по-видимому, присоединился к совету племени примерно в 1849 году, после того как он поселился у омахи в агентстве Бельвью. [ 6 ]
ЛаФлеш был высоко ассимилированным и культурным человеком и женился на Мэри Гейл, дочери американского хирурга и его жене из Айовы . ЛаФлеш был главным вождем Омахи с 1855 по 1888 год. В этот период серьезных преобразований после того, как племя перебралось в резервацию, он призвал Омаху получить образование на английском языке, принять христианство и принять некоторые европейско-американские образы жизни. Он и Мэри поощряли образование своих детей, и некоторые из них пошли в школу и колледж на Востоке. Они стали видными реформаторами и лидерами среди Омахи: одна из дочерей стала первой индейской женщиной- врачом , другая стала активисткой и реформатором за права Омахи, а третья стала финансовым менеджером племени. После смерти Мэри примерно в 1855 году ЛаФлеш женился на Тэнн , женщине из Омахи. Их сын Фрэнсис Ла Флеше (род. 1857) также получил образование. Он работал этнологом в Смитсоновском институте в тесном сотрудничестве с антропологом Элис Флетчер ; он писал книги и исследования об Омахе и Осейджи и помогли сохранить их традиции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мелвин Рэндольф Гилмор, «Настоящий Логан Фонтенель» , Публикации Исторического общества штата Небраска, Vol. 19, под редакцией Альберта Уоткинса, Историческое общество штата Небраска, 1919, стр. 64–65, в GenNet, по состоянию на 25 августа 2011 г.
- ^ Читтенден, Хирам Мартин (1902), Американская торговля мехом на Дальнем Западе , Нью-Йорк: FP Harper Co., стр. 133
- ^ Читтенден, 134
- ^ Читтенден, 127
- ^ Перейти обратно: а б Кира Гейл, «Побег от смерти и месть сестры: дочери вождя Большого лося из Омахи». Архивировано 9 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Lewis and Clark Road Trips, 13 апреля 2007 г., по состоянию на 21 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джозеф Ла Флеш: Очерк жизни главного вождя Омахи» (Банкрофт, Небраска) , впервые опубликованный в журнале ; перепечатано в The Friend , 1889 г., по состоянию на 23 августа 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джудит А. Баутер, Предательство нации Омаха, 1790–1916 гг ., University of Oklahoma Press, 1998 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]