Пантеи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2014 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Мьянма и Китай | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Хуэйцы , Чин Хоу , Дунгани |
Пантайс ( бирманский : ပန်းသေးလူမျိုး ; MLCTS : pan:se:lu myui: ; Китайцы : 潘泰人 ) — китайские мусульмане в Мьянме . Пантайцы — одна из старейших групп мусульман в Бирме . Точная доля китайской мусульманской группы в местном китайском населении остается неизвестной из-за отсутствия данных. Однако они сконцентрированы особенно в северной части Мьянмы, ближе к Юннани, Китай, откуда исторически произошли пантайцы. В частности, они проживают в городах Таньян , Маймё , Могок и Таунгги в Мандалае и штате Шан .
Этимология
[ редактировать ]Имя Пантай — это бирманское слово, которое, как говорят, идентично шанскому слову « Панг хсе» . [ 1 ] Это было имя, которым бирманцы называют китайских мусульман, пришедших с караванами в Бирму из китайской провинции Юньнань . Это имя не использовалось и не было известно в самой Юньнани. [ 2 ] Преобладающей мусульманской этнической группой, проживающей в Юньнани, являются хуэй ( китайский : 回族 ), которые идентифицируют себя как хуэй или хуэйхуэй ( китайский : 回回 ), но никогда как Пантай. [ 3 ] [ 4 ] Примечательно, что восстание Пантай в Юньнани в середине 19 века по-китайски называется либо восстанием Ду Вэньсю, либо королевством Пиннань. [ 5 ]
Предлагается несколько теорий его происхождения, но ни одна из них не является достаточно сильной, чтобы опровергнуть другие. Бирманцы Старой Бирмы называли своих коренных мусульман пати , слово, происходящее от персидского языка . Оно применялось ко всем мусульманам, кроме китайских мусульман. Примерно в это же время датируется термин «Пантхай», используемый для обозначения юньнаньских мусульман; он широко использовался британскими путешественниками и дипломатами в регионе примерно с 1875 года. [ нужна ссылка ]
Еще одна теория заключается в том, что Пантай - это сокращенная версия бирманской фразы «Таруп Пасе», что означает китайский мусульманин. Затем это было английский язык Слейденом переведено на в его экспедиции 1868 года в Денъюэ , Юньнань. Термин Пантай получил широкое распространение в период британского правления и по сей день остается названием, под которым китайская мусульманская община Мьянмы обычно обозначается в англоязычных источниках. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Во время восстания Пантайского султан Сулейман (Ду Вэньсю) стремился установить тесные и дружественные отношения с соседними государствами. Он воспользовался возможностью, чтобы установить китайскую мусульманскую мечеть в столице бирманского короля. Он послал полковника Мах Ту-ту, одного из своих старших офицеров, в качестве своего специального посланника и агента в Мандалай с важной миссией. На строительство мечети ушло около двух лет, и она была открыта в 1868 году как вторая мечеть, построенная в королевской столице. Сегодня, 134 года спустя, мечеть Пантай по-прежнему остается второй старейшей мечетью в Мандалае. [1]
Никакая комплексная перепись оставшегося населения Пантай в Бирме не проводилась с 1931 года, поскольку перепись 1941 года была отменена. Ограничения на поездки для иностранцев в сочетании со слабым контролем центрального правительства над окраинами холмов Шан и Качин, где проживает много пантай, сделали попытки подсчитать численность пантай в 1980 году практически невозможными. По оценкам, в Бирме проживало 100 000 пантайцев. Бирманская ежедневная газета Hanthawaddi , 1960 год. [ нужна ссылка ] .
Легко узнаваемые сообщества Пантай продолжают существовать в нескольких областях, таких как Янгон , Мандалай , Таунгги . Согласно новому отчету, у пантаев есть общины в Кенгтунге , Бхамо , Могоке , Лашио , Пьин-Оо-Лвине и в Таньяне, недалеко от Лашио. [ 6 ] Везде, где они поселились в достаточном количестве, пантайцы основали свои собственные мечети и медресе . Некоторые из этих мечетей построены в «псевдо-могольском» стиле, очевидно, на них повлияли вкусы и стили индийских мусульман , в то время как другие (особенно в Мандалае) имеют китайские архитектурные особенности.
Как и хуэй в Китае, бирманские пантай — исключительно мусульмане, придерживающиеся ханафитской школы мысли . Лишь немногие владеют арабским языком , кроме самых элементарных фраз , и довольно часто, когда имам Пантай не может заботиться о духовном благополучии сообщества, мусульманин из Южной Азии и зербади вместо него нанимается . Зербади — это потомковая община, возникшая в результате смешанных браков между иностранными мужчинами -мусульманами ( Южной Азии и Ближнего Востока ) и бирманскими женщинами. [ 7 ]
Караванщики Пантай
[ редактировать ]В доколониальные времена пантайи стали превосходными караванщиками на дальние расстояния в южном Китае и северной части Юго-Восточной Азии. они практически доминировали во всей караванной торговле Юньнани К тому времени, когда в Юньнань прибыли первые пионеры французского и британского империализма, . К середине XIX века караваны юньнаньских торговцев распространились по территории, простирающейся от восточных границ Тибета через Ассам, Бирму, Таиланд , Лаос и Тонгкин (ныне часть Вьетнама) до южных китайских провинций Сычуань , Гуйчжоу и Гуанси . . Доминирование китайских мусульман в сети караванов Юньнани продолжалось и в 20 веке. [ нужна ссылка ]
Китайские мусульмане Юньнани были известны своим торговым мастерством. В Юньнани мусульманское население преуспело в качестве торговцев и солдат — эти два качества сделали их идеально подходящими для суровых условий сухопутной торговли в труднопроходимых горных регионах и заслуживающими вознаграждения за это. В этом им могла бы помочь их религия Ислам, которая с момента своего зарождения процветала как религия торговая . Религиозное требование совершить паломничество в хадж также помогло им основать сухопутную дорогу между Юньнанью и Аравией еще в первой половине 14 века. [ 8 ]
Товары, привезенные из Юньнани караванщиками Пантая, включали шелк , чай, металлическую посуду, необработанное железо, войлок, готовые предметы одежды, грецкие орехи, опиум, воск, консервированные фрукты и продукты, а также сушеное мясо нескольких видов. Бирманские товары, доставленные обратно в Юньнань, включали хлопок-сырец, шелк-сырец и обработанный шелк, янтарь, нефрит и другие драгоценные камни, бархат, орехи бетеля, табак, листовое золото , консервы, бумагу, краску для дерева, лак для карандашей, слоновую кость и специализированные товары. пищевые продукты, такие как слизни, съедобные птичьи гнезда и многое другое. [ 9 ] сырец Хлопок- , который был зарезервирован как королевская монополия , пользовался большим спросом в Китае. существовала обширная торговля этим товаром Между династией Конбаунг и Юньнань . Товары перевозились вверх по реке Иравади в Бхамо , где продавались китайским купцам и доставлялись частично по суше, частично по воде в Юньнань, а оттуда в другие провинции Китая. Большинство караванов состояло из пятидесяти-сто мулов, в которых работало от десяти до пятнадцати погонщиков. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Мусульмане в Юньнани
[ редактировать ]История пантай в Бирме была неразрывно связана с историей Юньнани , места их происхождения. В Юньнани китайское мусульманское население преуспело в качестве торговцев и солдат, что делало их идеально подходящими для суровых условий сухопутной торговли в горных регионах. Коммерческие и культурные контакты между плато Юньнань-Гуйчжоу , дельтой Иравади и низовьями реки Салуин, вероятно, предшествовали значительной миграции ханьских китайцев или популяций Бамара в обе области.
В VIII веке Ийское государство Наньчжао [ 11 ] была доминирующей державой в регионе, и эту позицию и она, и ее преемник, Королевство Дали , занимали до монгольского завоевания региона пять столетий спустя. [ нужна ссылка ] . Несмотря на политическую независимость Наньчжао, китайское культурное влияние проникало в приграничный регион во времена династий Тан и Сун . Вполне возможно, что в середине периода Тан – примерно в 801 году – сдались мусульманские солдаты, описанные в Китайских Анналах как Хейи Даши ( китайский : 黑依大使 ; пиньинь : Хэйи Даши , «Одетый в черное Тайи » , термин имея в виду черные флаги Аббасидского халифата [ 12 ] ) впервые поселились в провинции Юньнань. [ нужна ссылка ]
По крайней мере, несомненно, что мусульмане центральноазиатского происхождения сыграли важную роль в юаньском завоевании и правлении Юго-Западного Китая . В результате к концу 13 века в Юньнани возникла отдельная мусульманская община. Одним из важных солдат-администраторов был Сайид Аджал Шамс ад-Дин Омар , тюркский придворный чиновник и генерал, который стал юаньским губернатором Юньнани в 1274–1279 годах. Его сын Насир ад-Дин отвечал за дорожную систему Юньнани и командовал первым монгольским вторжением в Бирму в 1277 году. [ 13 ] Шамс ад-Дин представлен как мудрый и великодушный правитель, который успешно «усмирил и утешал» жителей Юньнани и которому приписывают строительство храмов Конфуция, а также мечетей и школ. [ нужна ссылка ] Во время его правления значительное количество солдат-мусульман среднеазиатского происхождения было переброшено в Юньнань, которая все еще была практически незаселена ханьскими китайскими поселенцами. Потомки этих мусульманских гарнизонных войск составляют ядро современного китайского мусульманского населения как в Юньнани, так и в Бирме. [ нужна ссылка ]
В Юньнани мусульманское население хуэй процветало на протяжении периодов Юань и Мин. В начале династии Юань Марко Поло во время своего визита отметил присутствие «сарацинов» среди населения. Персидский историк Рашид-ад-Дин Хамадани аналогичным образом записал в « Джами ат-таварих» , что «великий город Ячи» в Юньнани был населен исключительно мусульманами. Рашид ад-Дин, возможно, имел в виду регион вокруг Дали, который был первым центром поселения Хуэй в Юньнани.
Пантайс в период Конбаунг
[ редактировать ]В 19 веке, в период Конбаунгов , пантайцы начали селиться в королевской столице Мандалае, особенно во время правления короля Миндона . Хотя их число было невелико, некоторые из них проникли во двор в качестве оценщиков нефрита . Они жили бок о бок с китайцами-немусульманами в китайских кварталах ( бирманский : တရုတ်တန်း ; тайоке тан ), которые были определены королем Миндоном как жилой район для китайцев. Китайцы-немусульмане начали селиться здесь значительно раньше. Таким образом, к приходу Пантай в Мандалае уже существовала китайская община со своим банком, компаниями и складами, а также организованной социальной и экономической жизнью. [ нужна ссылка ]
Случилось так, что на службе у короля уже были китайские оценщики нефрита. Соперничество между китайцами и оценщиками нефрита Пантай в поисках королевской благосклонности, естественно, привело к ссоре между двумя группами, что привело к множеству смертей. [ 14 ] Король Миндон не слишком серьезно задумывался о религиозных и социальных различиях между пантайцами и китайцами. Но после ссоры в Чайнатауне король начал понимать разумность разделения этих двух групп. [ нужна ссылка ]
Король Миндон предоставил пантайцам королевской столицы землю, на которой они могли поселиться как отдельная община. Цель состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшие ссоры между ними и китайцами. Пантеям была предоставлена редкая возможность выбрать собственное место жительства в пределах королевской столицы, и они выбрали место, на котором расположен современный комплекс Пантай. Он был ограничен на севере 35-й улицей, на юге 36-й улицей, на востоке 79-й улицей и на западе 80-й улицей. Это место было выбрано потому, что оно было местом стоянки караванов мулов из Юньнани, которые регулярно приходили в столицу по маршруту Хсенви . [ нужна ссылка ]
Король также разрешил построить мечеть на предоставленном участке, чтобы у Пантай было собственное место поклонения. Не имея средств для предприятия такого масштаба, Пантайи Мандалая обратились с этим вопросом к султану Юньнани . Султан Сулейман уже открыл коммерческое предприятие ( хао ) в Мандалае и был рад воспользоваться этой возможностью.
Пантайское восстание
[ редактировать ]Согласно книге Мин Гуанши «История Пантай» , Пантай происходят из семей некоторых верных помощников самопровозглашенного султана Юньнани - хуэйского генерала Ду Вэньсю ( китайский : 杜文秀 ). Эти семьи бежали в штат Ва на севере штата Шан после провала восстания Пантай под руководством Ма Линь-Ги ( китайский : 馬靈驥 ). Ма Линь-Ги развелся со своей женой по фамилии Юань и женился на вдове по фамилии Тин. Позже у них родилось два сына: старший по имени Мах Мей-Тин (馬美廷), родившийся в 1878 году, и второй сын по имени Мах Шен-Тин (馬陞廷), родившийся в 1879 году. Старший сын позже стал лидером общины Пантай в Мьянме.
В начале 19 века мусульмане хуэй и другие меньшинства Юньнани столкнулись с возросшим демографическим давлением в результате миграции ханьских китайцев в провинцию. Негодование по поводу такого развития событий в сочетании с растущей враждебностью по отношению к правлению Цин привело к восстанию Пантай в 1855 году. Мусульманские шахтеры в регионе Цзяньшуй стали отправной точкой восстания. В течение двух лет центр восстания распространился на запад под руководством Ду Вэньсю . Ду был хуэйцем, родившимся в Юнчэне . Отец Ду Вэньсю был ханьцем, принявшим ислам. [ 15 ]
Неблагоприятная дискриминация, с которой относились к хуэй, лежала в основе их восстаний. [ 16 ] Однако восстание не носило религиозного характера, поскольку к мусульманам присоединились немусульманские группы Шан и Кахьен . [ 17 ] Кроме того, лояльные мусульманские силы помогли Цин сокрушить восставших мусульман. [ 18 ]
В течение следующих пятнадцати лет, вплоть до завоевания Цин, Дали оставался столицей самопровозглашенного королевства Пиннань, «Страны мирного Юга», провозглашенного «Исламским королевством Юньнань». Ду построил Запретный город, носил ханфу Мин в знак отказа от власти Цин и принял мусульманское имя и титул «Султан Сулейман». [ нужна ссылка ] Султанат, созданный по образцу ближневосточных султанатов, просуществовал в Юньнани более десяти лет, достигнув своего расцвета в 1860 году. Губернаторства Пантай были также созданы в нескольких важных городах, таких как Момейн ( Тэнчонг ), недалеко от бирманского приграничного города Бхамо . [ нужна ссылка ]
Цин тайно преследовал толпу богатых Пантай, спровоцировал беспорядки против хуэй и спровоцировал разрушение их мечетей. [ 19 ] Пантеи отбивали бессистемные атаки и захватывали город за городом. [ 19 ] Древний священный город Дали пал под властью Пантай в 1857 году. С захватом Дали господство мусульман в Юньнани стало установленным фактом. [ нужна ссылка ]
В этот период султан Сулейман, направляясь в Мекку в качестве паломника , посетил Рангун , предположительно через Кенгтунг . Оттуда он отправился в Калькутту , где ему представилась возможность увидеть мощь британских колонистов. [ 20 ] Он также основал компанию в Мандалае, разместившуюся в одноэтажном кирпичном здании, расположенном в современном Тарьедане на западной стороне 80-й улицы, между 36-й и 37-й улицами. [ 21 ] Хао . вел бизнес с драгоценными камнями, нефритом, хлопком, шелком и другими товарами как китайского, так и бирманского происхождения
Власть Пантая пришла в упадок после 1868 года. Китайскому императорскому правительству удалось возродить себя. К 1871 году он начал кампанию по уничтожению Пантеев. Города быстро пали, и султан Сулейман оказался запертым у стен своей столицы. Он обратился к британским колонистам за военной помощью, но безуспешно. [ 22 ] Не видя выхода, султан Сулейман попытался покончить с собой еще до падения Дали, но был обезглавлен прежде, чем яд успел подействовать. Голову султана сохранили в меде и отправили императорскому двору как трофей решающей победы. [ 23 ]
Исход
[ редактировать ]Разрозненные остатки войск Пантея продолжают сопротивление после падения Дали. Но когда Момьен в следующий раз был осажден и штурмован имперскими войсками в мае 1873 года, их сопротивление полностью сломилось. Многие приверженцы дела Пантай подверглись преследованиям со стороны Цин. Многие пантайцы бежали со своими семьями через бирманскую границу и нашли убежище в штате Ва , где в 1875 году они основали исключительно пантайский город Панглонг . [ 24 ]
Распад султаната разрушил надежды всего их собственного исламского королевства в Юньнани . В течение примерно десяти-пятнадцати лет после краха хуэйское меньшинство провинции подвергалось широкой дискриминации. В эти годы беженцы хуэй, расселившиеся через границу в пределах Бирмы, постепенно утвердились в своих традиционных профессиях – торговцы, караванщики, шахтеры, рестораторы, а также некоторые контрабандисты и наемники. Через 15 лет после падения Султаната первоначальные поселения Пантай разрослись и включили в себя множество шанцев и других горных народов. [ нужна ссылка ]
Мандалай
[ редактировать ]полковник Мах Ту-ту В такой же ситуации оказался и . Когда султанат пал, Мах Ту-ту застрял в Мандалае . Для человека его ранга и положения возвращение к Дали означало верную казнь со стороны цинских властей. В ноябре 1868 года он купил у принцессы Хунит Ива-са участок земли с домом на нем за 80 монет достоинством в один кьят. [ 25 ] 7 июня 1873 года Мах Ту-ту женился на Шве Гве, женщине из деревни Сагьин-ва недалеко от Амарапуры , которая оказалась дочерью принцессы Манипура , привезенной в Мандалай в качестве пленницы бирманским королем. [ 26 ] Мах Ту-ту провел последние годы своей жизни в комплексе Пантай со своей бирманской женой. [ нужна ссылка ]
После массового исхода из Юньнани количество пантай, проживающих в Мандалае, постепенно увеличивалось. Новоприбывшие, обычно семьями, прибывали через Бхамо или через штат Ва . подарил землю Пантайам Когда король Миндон , на ней было несколько домов и несколько старых могил. [ 27 ] Это место представляло собой заброшенное кладбище. В годы сразу после завершения строительства мечети в комплексе Пантай насчитывалось менее двадцати домов. В других частях Мандалая также проживало от десяти до двадцати семей Пантай. [ нужна ссылка ]
Основание мечети Пантай в 1868 году ознаменовало появление Пантай как отдельной общины в Мандалае. Хотя число этого первого поколения Пантай оставалось небольшим, мечеть ознаменовала начало первого Пантай Джамаат (Конгрегации) в Мандалае Ратанабон Нейпьидо. [ нужна ссылка ]
Панлун
[ редактировать ]В течение следующих тридцати лет или около того Пантай из Панлонга в штате Ва продолжал процветать. возникла вражда К началу 1920-х годов между ними и племенем Ва в соседнем Пангкхаме . В 1926 году это переросло в местную «Ва-Пантхайскую войну». Пантай вышел победителем, и Панлонг отказался от вассальной зависимости от Пангкхама и укрепил свое господство в торговле в этом районе.
Помимо законной торговли, Пантай из Панлонга также стали известны как «аристократы опиумного бизнеса» в регионе, ныне известном как Золотой Треугольник . Компания Panthay оставила рискованный бизнес по продаже этого высокодоходного товара на местном уровне китайским дилерам Шаня и Хань. Вместо этого они направляли большие, хорошо вооруженные караваны на дальние расстояния далеко в Сиам , Лаос , Тонкин и Юньнань . Каждый мул охранялся двумя винтовками.
Когда Харви посетил Панлонг в 1931 году, он обнаружил, что численность Пантея возросла до 5000 (включая местных рекрутов) и что они финансировались сингапурскими китайцами , имели 130 винтовок Маузера и 1500 мулов и экспортировали центнерами опиум во Францию, Сиам и Британская территория. В отличие от оценки Харви, по официальным оценкам, население Пантай в Бирме в 1911 году составляло 2202 человека (1427 мужчин и 775 женщин), в то время как по переписи населения Индии 1921 года оно сократилось до 1517 (1076 мужчин и 441 женщина), а к 1931 году - до 1106 (685 мужчин и 421 женщина).
Британская Бирма
[ редактировать ]Другие пантайцы двинулись дальше в Бирму, первоначально как горняки, стремившиеся разработать рубиновые рудники Могока ; серебряные рудники Болдуина в Намту в штате Северный Шан, нефритовые рудники Могаунга в штате Качин. Множество рестораторов и трактирщиков Пантая, купцов и торговцев поселились в городских центрах горной Бирмы – главным образом в Лашио , Кенгтунге , Бхамо и Таунгги – для обслуживания нужд этих шахтеров, проходящих караванщиков и местных жителей. Другие поселения, в основном посвященные торговле с коренным населением Шан и Карен, возникли вдоль реки Салуин . Некоторые переехали в крупные городские центры бирманской низменности, особенно в Мандалай и Рангун , где они процветали как торговцы и посредники, представители Панлонга и других поселений «сухопутных китайцев» в Верхней Бирме и общины «заморских китайцев» равнинные портовые города. Бассейн и Моулмейн, должно быть, также привлекли какое-то поселение Пантай, причем последний порт сам по себе является конечной станцией сухопутной караванной торговли из Юньнани по северному тайскому торговому пути через Кенгтунг , Чиангмай и Мае Сарианг
На протяжении большей части британского правления в Бирме эти поселенцы Пантай процветали, специализировавшись на всех уровнях торговли: от международных рынков драгоценных камней до магазинов и содержания гостиниц, разведения мулов и уличной торговли . Юньнаньские торговцы проникли в неуправляемые и недоступные горные массивы «Треугольника» между реками Мали-Хка и Нмаи-Хка , к северу от Мьичкины . За пределами городских центров бирманской низменности пантайцы продолжали участвовать в караванной торговле с Юньнанью, перевозя шелк , чай, металлические изделия и продукты питания из Китая в Бирму, а также привозя обратно европейские промышленные товары, такие как сукно, специализированные продукты питания и, прежде всего, , хлопок-сырец, в Юньнань.
Вторая мировая война и независимость
[ редактировать ]Традиционное доминирование Пантая в торговле приграничного региона Бирмы и Юньнани было подорвано строительством Бирманской дороги между Лашио и Куньмином в 1937–38 годах. [ нужна ссылка ]
Во время Второй мировой войны главное поселение Пантай в Панглонге было разрушено в 1941 году в результате японского вторжения в Бирму . Многие Пантай бежали в Юньнань или пересекли границу джунглей в Таиланд и Лаос , чтобы избежать преследований со стороны Японии. [ 28 ] Японцы разрушили Панглун, сожгли его и изгнали более 200 семей хуэй в качестве беженцев в Юньнань и Коканг. [ 29 ]
Ма Гуангуй , хуэй, стал лидером отряда самообороны Хуэй Паньлун. Гвардия была создана гоминьдановским правительством Китайской Республики для борьбы с японским вторжением в Паньлун в 1942 году. [ 29 ] Отчет о нападении японцев на Паньлонг был написан и опубликован в 1998 году в «Брошюре Панлун». [ 29 ]
Исход тысяч юннаньских беженцев и гоминьдановских войск после захвата власти китайскими коммунистами в 1949 году. В результате этих событий, которые привели к потоку преимущественно ханьцев, а не хуэйцев, «сухопутных китайцев» в бирманские штаты Шан. Многие жители Пантай, похоже, решили мигрировать в северный Таиланд, где их общины продолжают процветать.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (Скотт, 1900, 607)
- ^ (Юл и Бернелл, 1968, 669)
- ^ Уильям Джон Гилл (1883). Река золотого песка, краткое изложение Э. К. Бабера, изд. Х. Юла . п. 251. ИСБН 0-582-80671-2 . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Этническая группа Хуэй» . China.org.cn . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Нотар, Бет (2001). «Ду Вэньсю и политика мусульманского прошлого» . Китай двадцатого века . 26 (2). дои : 10.1179/tcc.2001.26.2.64 .
- ↑ Сообщение Маунг Ко Гаффари, главного редактора журнала Light ofИслам, Бирма, февраль 2007 г.
- ^ Хукер, Майкл Бэрри (1 января 1983 г.). Ислам в Юго-Восточной Азии . Архив Брилла. ISBN 9004068449 . Проверено 17 августа 2018 г. - через Google Книги.
- ^ (Форбс, 1987, 292)
- ^ (Андерсон, 1876, 4)
- ^ (Форбс, 1987, 293)
- ^ Аунг-Твин, Майкл А. (2005). Туманы Раманьи: легенда о Нижней Бирме . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 7. ISBN 0-8248-2886-0 .
- ^ Биран, Михал (2001). «Караханидские исследования» . Центральное Каье д'Ази . 9 :77–89 . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ (Ба Шин, 1961, 2)
- ^ (Интервью с У Аунг Мьинтом)
- ^ «杜文秀» [Ду Вэньсю]. www.shijiemingren.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 31 марта 2017 г. }
- ^ Этвилл, Дэвид Г. (2005). Китайский султанат: ислам, этническая принадлежность и восстание Пантай на юго-западе Китая, 1856-1873 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-5159-5 .
- ^ Фитч, Альберт (1878). Бирма в прошлом и настоящем . ЛОНДОН: С. К. Пол и компания . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Джозеф Мицуо Китагава (2002). Религиозные традиции Азии: религия, история и культура. Рутледж. п. 283. ИСБН 0-7007-1762-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б (Андерсон, 1876, 233)
- ^ (Андерсон, 1876, 242)
- ^ (Интервью с Хаджи У Ба Тхи, псевдонимом Хаджи Адам (родился 11 октября 1908 г.), старейшиной Пантай, который много лет служил председателем фонда «Мечеть Пантай», 15 октября 1997 г.)
- ^ (Таунг, 1961, 481)
- ^ (Таунг, 1961, 482)
- ^ (Скотт, 1901, 740)
- ^ (Семья Парабайк)
- ^ (Тан Тун, 1968, 19)
- ^ (Интервью с Хаджи У Ба Тхи)
- ^ Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (декабрь 2015 г.). « « Сахарат Тай Доем » Таиланд в штате Шан, 1941–45» . ЦПА Медиа .
- ^ Перейти обратно: а б с Вэнь-Чин Чанг (16 января 2015 г.). За пределами границ: истории юньнаньских китайских мигрантов из Бирмы . Издательство Корнельского университета. стр. 122–180. ISBN 978-0-8014-5450-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Джон, Мандалай и Момьен: рассказ о двух экспедициях в Западный Китай 1868 и 1875 годов (Лондон: Macmillan, 1876).
- Ба Шин, подполковник, «Приход ислама в Бирму до 1700 года нашей эры», Азиатский исторический конгресс (Нью-Дели: Азад Бхаван, 1961).
- Forbes, Эндрю Д.В., «Роль мусульман хуэй в традиционной караванной торговле между Юньнанью и Таиландом», Азиатские торговцы и бизнесмены в Индийском океане и Китайском море: 13-20 века (французский журнал, опубликованный под руководством Дениса Ломбард и Жан Обен) (Париж: Школа высших исследований социальных наук, 1987).
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Трейдеры Золотого Треугольника . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B006GMID5K
- Кэй, Дж.В., Отчет майора Слейдена о маршруте Бхамо (В продолжение парламентского документа № 251, сессия 1868–9), (Лондон: Индийское управление, 1871 г.), копия микрофильма.
- Скотт, Дж. Джордж, GUBSS, 1, i (Правительственная типография Рангуна, 1900).
- Таунг, доктор, «Пантхайская интерлюдия в Юньнани: исследование перипетий с помощью бирманского калейдоскопа», JBRS Fifth Anniversary Publications № 1 (Рангун Сарпи Бейкман, 1961).
- Юл, полковник Генри и Бернелл, AC, Хобсон-Джобсон - Глоссарий разговорных англо-индийских слов и фраз, а также родственных терминов, этимологический, исторический, географический и дискурсивный (Дели-Мунширан Манохарлал, 1968), переиздание.
- Тан Тун, доктор (профессор истории), History on Tour, 111, (В Бирме) (Янгонский дом Нанты, август 1968 г.).
- Парабайк от 13 ноября 1868 года, содержащий краткий отчет о покупке Мах Тоо-ту земли и дома у принцессы Хунит Ива-са (семейного парабайка писателя).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Panthays, на Викискладе?
- Пристли, Гарри (январь 2006 г.). «Аутсайдеры» . Иравади . Архивировано из оригинала 27 ноября 2006 г. Проверено 7 июля 2006 г.