Суринамские мароны
Общая численность населения | |
---|---|
117,567 (2012) 21,7% населения Суринама [1] | |
Языки | |
Сарамаккан , Аукан , Квинти , Матавай , Сранан Тонго , голландский | |
Религия | |
Христианство , Винти | |
Родственные этнические группы | |
Афро-суринамский |
Суринамские мароны (также марроны , бусиненге или бушиненге , что означает чернокожие лесные жители ) — потомки порабощенных африканцев, сбежавших с плантаций и поселившихся во внутренних районах Суринама . Культура суринамских маронов является одним из наиболее хорошо сохранившихся объектов культурного наследия за пределами Африки . Колониальные войны, захваты земель, стихийные бедствия и миграция оставили след в истории маронов. В Суринаме можно отличить друг от друга шесть групп или племен маронов.
Демография
[ редактировать ]Существует шесть основных групп суринамских маронов: [2] которые расселились по разным берегам рек:
- Алуку (или Бони) на реке Коммевейне, позже на реке Маровейне ,
- Квинти у реки Коппенам ,
- Матавай – река Сарамакка ,
- Ндюка (или Аукан) на реках Маровейне и Коммевейне
- Паамака (Парамаккан) на реке Маровейне
- Саамака (Сарамаккан) на реке Суринам
Распределение
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Источниками словарного запаса суринамских маронов являются английский язык , португальский , некоторые голландские и различные африканские языки . От 5% до 20% словарного запаса имеет африканское происхождение. Его фонология наиболее близка к фонологии африканских языков. У суринамских маронов сложилась система смыслоразличительной интонации, распространенная в Африке.
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия суринамских маронов называется Винти . Это синкретизация различных африканских религиозных верований и практик, принесенная в основном порабощенными народами Акан и Фон . Винти типичен для Суринама, откуда он и зародился. В религии существует пантеон духов под названием Винти . Почитание предков занимает центральное место. У него нет ни письменных источников, ни центрального органа. Практика Винти была запрещена законом почти сто лет. С 1970-х годов многие мароны переехали в города и стали евангелистами. На рубеже тысячелетий Винти набрала обороты. Он становится все более популярным, особенно в диаспоре маронов. [ нужна ссылка ]
Религия суринамских маронов (2012) [3] | ||
---|---|---|
Религия | Количество приверженцев | % |
христианство | 74,392 | 63.3% |
Католик | 27,626 | 23.5% |
Пятидесятник | 21,746 | 18.5% |
Моравская церковь | 19,093 | 16.2% |
Другой христианин | 5,927 | 5.1% |
Нет религии | 25,270 | 21.5% |
Винти | 9,657 | 8.2% |
Нет ответа | 5,116 | 4.4% |
Другой | 1,755 | 1.5% |
Не знаю | 1,377 | 1.2% |
Общий | 117,567 | 100.0% |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистика переписи населения 2012 года» (PDF) . Главное статистическое бюро Суринама (Генеральное статистическое бюро Суринама) . п. 76. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ См. «Языки Гайаны» под руководством Одиль РЕНО-ЛЕСКЮР и Лоуренса ГУРИ, Монпелье, IRD, 2009.
- ^ Таблица 7.3. Общая численность населения по вероисповеданию/религии и этническим группам [1] . Архивировано 5 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бетиан, Десмо; Бетаин, Вемо; Кокл, Аня (2000). Парлонс Сарамака . Л'Харматтан. ISBN 978-2-7384-9835-9 .
- Биндо, Мишель (1993). Французско-бушиненге и буси-ненге-французский лексикон . Гран-Санти: Мишель Биндо. OCLC 463856989 . БнФ 35706051м . [ самостоятельный источник ]
- Дакан, Филипп (2003). Напи туту: ребенок, флейта и дьявол: сказка алуку: сказки устной традиции Гайаны . CRDP Гайаны. ISBN 978-2-908931-47-1 .
- Годон, Элизабет (2008). Дети реки. Речные школы во Французской Гвиане: путь психолога (на французском языке). Харматтан. ISBN 978-2-296-19243-0 .
- Гури, Лоуренс (2003). Ндюка: креольский язык Суринама и Французской Гвианы . Париж: L'Harmattan. ISBN 978-2-7475-4314-9 .
- Гури, Лоуренс; Мигге, Беттина (2003). Грамматика ненги: введение в языки алуку, ндьюка и памака . Париж: ИРД. ISBN 978-2-7099-1529-8 .
- Уроки паука Ананши, сказка бушиненге (на французском языке). SCEREN-CRDP Гайаны. 2007. ISBN 978-2-908931-83-9 .
- Прайс, Ричард (1991). Впервые: историческое видение афроамериканского народа . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-2984-0 .
- Прайс, Ричард (1994). Первые дни: концепция истории маронов Сарамака (на французском языке). Порог. ISBN 978-2-02-014754-5 .
- Ван Лиер, Виллем Ф. (1939). Заметки о духовной и общественной жизни джука (беженцев из черной ауки) в Суринаме (на французском языке). Перевод Кусбрука, HR Universiteit Leiden. hdl : 1887.1/предмет:970471 .
- Вернон, Дайан (1992). Изображения тела чернокожих маронов Нджука из Суринама и Французской Гвианы (PDF) . ОРСТОМ. ISBN 2-7099-1106-Х .