Бонно Тоден ван Вельцен
Бонно Тоден ван Вельцен | |
---|---|
Рожденный | Хендрик Ульбо Эрик Тоден ван Вельцен 5 апреля 1933 г. |
Умер | 26 мая 2020 г. | ( 87 лет
Национальность | Голландский |
Род занятий | Антрополог, писатель |
Хендрик Ульбо Эрик «Бонно» Тоден ван Вельцен (5 апреля 1933 — 26 мая 2020) — голландский антрополог , суринамист и африканист .
Жизнь
[ редактировать ]Тоден ван Вельцен родился 5 апреля 1933 года во Флиссингене . [1] Его отец был рулевым торгового флота и преподавателем в Рейкснормальной школе в городе Девентер . Его предки — протестантские пасторы из района Эмдена в Восточной Фризии , которая сейчас является частью немецкой федеральной земли Нижняя Саксония . Во время Второй мировой войны он переехал вместе со своими родителями, братьями и сестрами в Утрехт из-за того, что немецкий Хеер объявил город Флиссинген и его окрестности Шперргебитом . Среднюю школу он закончил в индонезийском городе Батавия (ныне Джакарта ), а затем во Флиссингене. После трех лет военной службы он начал изучать социологию в Амстердамском университете. [1] в 1955 году. Во время учебы он встретил свою спутницу жизни Инеке ван Ветеринг , с которой отправился в Суринам для обучения в аспирантуре в обществе маронов после его первого окончания. Он впервые был в поле с мая 1961 года по ноябрь 1962 года, изучая ндьюка , самую большую группу маронов. [2] [3]
В 1966 году он получил докторскую степень под руководством профессора А.Й.Ф. Кёббена, защитив диссертацию на тему: «Политическое доминирование в обществе Джука. Исследование неполного баланса сил». [1] В том же году он стал сотрудником Afrika-Studiecentrum Leiden и провел три года в Танзании . [3] В 1971 году он стал профессором культурной антропологии Утрехтского университета . [1] и сменил семидесятилетнего профессора Фишера. Свою последнюю статью о Танзании он написал в 1977 году, после чего посвятил свою работу обществу Ндюка в Суринаме. Тоден ван Вельцен покинул Утрехтский университет в 1991 году, когда его должность была потеряна в результате реорганизации. [1] С 1991 года и до выхода на пенсию в 1999 году Тоден ван Вельзен был профессором Амстердамской школы социальных исследований . [3] В 1990 году он был избран членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук . [4] Свою последнюю статью Тоден ван Вельцен написал в сотрудничестве со своей женой Вильгельминой ван Ветеринг. Книга под названием Een Zwarte Vrijstaat в Суринаме была опубликована в 2013 году. Ближе к концу своей жизни он работал над книгой « Пророки судьбы: история ауканских маронов» , которая будет опубликована издательством Brill Publishers . [5]
Он умер 26 мая 2020 года. [3]
Библиография
[ редактировать ]- Место жительства, власть и внутрисоциальная агрессия», в: Международный архив этнографии 49, 1960, стр. 169–200 [совместно с В. ван Ветерингом].
- Политический контроль в обществе Джука: исследование неполного доминирования власти. (Академическая диссертация, Амстердамский университет, 1966 г.).
- Нехватка земли и сельское неравенство в Танзании: некоторые случаи из района Рунгве (совместно с премьер-министром ван Хеккеном). Гаага: Мутон, 1972.
- Антропологи в поисках сильного человека (Оратион), 1973 год.
- «Робинзон Крузо и Пятница: сила и слабость парадигмы большого человека», в: Man, Journal of the Royal Anthropological Institute 8, 1973: 592-612.
- «О политическом влиянии пророческого движения в Суринаме», в: WEA van Beek и JH Scherer (ред.), Исследования в области антропологии религии; Очерки в честь Яна ван Баала. (Труды Королевского института лингвистики, земли и этнологии 74). Гаага: Мартинус Нийхофф, 1975, с. 215-233 [в сотрудничестве с: В. ван Ветерингом].
- «Коалиции и сетевой анализ», в: Дж. Буассевейн и Дж. К. Митчелл (ред.), Сетевой анализ: исследования человеческого взаимодействия. Ден Хааг: Мутон, 1973.
- «Контролеры в сельской Танзании», в: Дэвид Паркин (ред.), Город и деревня в сельской Танзании. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1975, стр. 178-189.
- «Персонал, кулаки и крестьяне», в: Л. Клифф, Дж. С. Коулман и М. Р. Дорнбос (ред.), Правительство и развитие сельских районов в Восточной Африке. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1977, с. 223-250.
- «Региональные культы негров Буша: материалистическое объяснение», в: Р. П. Вербнер (ред.), Региональные культы. Лондон: Академик Пресс, 1977, стр. 93-118.
- «Пророческие движения негров Буша: религии отчаяния?», в: «Вклад в язык, географию и этнологию», 133, 1977, стр. 100–135 (с Крисом де Битом).
- «Истоки движения Гаан Гаду негров Буша Суринама», в: Nieuwe West-Indische Gids 52, 1978, вып. 3/4, стр. 81–130 (совместно с В. ван Ветерингом).
- «Религиозная реакция женщин на процветание мужчин в негритянских обществах Буша на рубеже веков», в: New West Indian Guide 56, 1982, стр. 43–68 (совместно с В. ван Ветерингом)
- «Процветание, страхи и демоны», в: Anthropological Explorations 1, 1982, с. 85-118.
- «Цивилизация Аукана (Джука)», в: Социологический справочник 29, 1982, вып. 3-4, с. 243-278.
- «Религии процветания и бедности во внутренних районах Суринама», в: Гленн Виллемсен (ред.), Суринам: косоглазая независимость. Амстердам: De Arbeiderspers, 1983, с. 37-74.
- «Богатство, лишения и расцвет религиозных движений негров Буша», в: «Вклад в язык, географию и этнологию», 139, 1983, стр. 99–139 (совместно с В. ван Ветерингом).
- «Пища для антропологов»; введение в Зигмунда Фрейда, Тотем и табу, в: Голландское издание Зигмунда Фрейда, серия «Культура и религия», том. 4 (под ред. Пола Бирса и Уилфреда Оранжа). Меппель/Амстердам: Бум, 1984, с. 9-18.
- «Ирма у окна: четвертый сценарий образца сна Фрейда», в: American Imago 41, №. 3, 1984, с. 245-293.
- «Культ Гаан Гаду: материальные силы и социальное производство фантазий», в: Social Compass 32, nr. 1, 1985, с. 93-109.
- «Навязчивые воспоминания: прошлое в афро-суринамском обществе», в: Социологический журнал 14, № 3, стр. 407–436 (совместно с В. ван Ветерингом)
- «Изнасилование Ирмы: сравнение герменевтики структурализма и психоанализа», в: Л.Б. Бойер и С.А. Грольник (ред.), Психоаналитическое исследование общества 12, 1988, стр. 1-36.
- Великий Отец и опасность: религиозные культы, материальные силы и коллективные фантазии в мире суринамских маронов. Дордрехт: Foris Publications, 1988 (совместно с В. ван Ветерингом).
- «Чистота, жадная идеология», в: Уолтер ван Бик (ред.), В поисках чистоты. Амстердам: Мутон Де Грюйтер, 1988, с. 1-35 (совместно с Уолтером Э.А. ван Биком).
- «Пуританские движения в Суринаме и Танзании», в: там же, с. 217-245.
- «Демонология и очарование современной жизни», в: Социологический справочник 36, 1989, № 3/4, с. 155-186.
- «Социальный фетишизм среди суринамских маронов», в: Etnofoor 3, № 1, 1990, с. 77-95.
- «Антропология и язык снов», в: Этнофор 4, вып. 2, 1991, с. 21-41.
- «Ревенанты, которых невозможно поколебать: коллективные фантазии в маронском обществе», в: Американский антрополог 97, № 4, 1995, стр. 722-732.
- «Опасные предки: двойственные взгляды на лидеров восточных маронов Суринама восемнадцатого и девятнадцатого веков», в: Стефан Палмье (ред.), Рабские культуры и культура рабства, Ноксвилл: University of Tennessee Press, 1995, стр. 112-144.
- «Подземная жизнь: интерфейс между психоанализом и антропологией», в: Йост Банеке и Роланд Пьерлот (ред.), Психоанализ и антропология. Амстердам: Thela Thesis, 1998.
- «Опасные существа и очарование современной жизни», в: П. Клаф и Дж. П. Митчелл (ред.), Силы добра и зла: мораль, товары и народные убеждения. Нью-Йорк/Оксфорд: Берган, 2001, с. 17–42 [совместно с В. ван Ветерингом].
- «Ндюка», в: Мелвин Эмбер, Кэрол Р. Эмбер и Ян Скоггард (ред.), Энциклопедия мировых культур, Приложение. Нью-Йорк: MacMillan Reference USA, 2002, стр. 224–227 [совместно с В. ван Ветерингом].
- Колониальная драма. Великая забастовка мароновских грузовых судов, 1923 год. Утрехт, 2003 год [Источники по изучению Суринама, часть 23].
- В тени оракула: религия как политика в обществе суринамских маронов. Лонг-Гроув (Иллинойс): Waveland Press, 2004 [совместно с В. ван Ветерингом].
- «Мудрые советчики и разрушители: проблема устных традиций», в: Питер Мил и Ханс Рамсоед (ред.), «Я петух с короной на голове». Умиротворение и сопротивление в колониальном и постколониальном Суринаме. Амстердам: Берт Баккер, 2007, с. 75-91.
- «Жестокие искатели ведьм и приостановление социального порядка в обществе суринамских маронов», в: Роб ван Гинкель и Алекс Стартинг (ред.), «Дикость и сенсация: антропология зловещего и чувственного мира». Апелдорн/Антверпен: Het Spinhuis, 2007, с. 157–176 [совместно с В. ван Ветерингом].
- «Со странником в дебатах: цивилизация и варварство в обществах без государства», в: Аннет Муйдж, Дэвид Бос и Соня ван 'т Хоф (ред.), «Безгранично любопытно: эссе об Абраме де Сваане и о нем». Амстердам: Берт Баккер, 2007, с. 198-207.
- Черное свободное государство в Суринаме. Общество Окан в XVIII веке. Лейден: KITLV Uitgeverij, 2011 (совместно с Вимом Хугбергеном).
- Черное свободное государство в Суринаме. Общество Окан в XIX и XX веках. Лейден: Э. Дж. Брилл, 2013 (совместно с В. ван Ветерингом).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Профессор доктор Хюэ Тоден ван Вельцен (1933-)» (на голландском языке). Утрехтский университет. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года.
- ^ Дирк Власблом (7 декабря 2013 г.). «Черные суринамцы веками были свободны в Тапанахони» . NRC (на голландском языке). НРК Хандельсблад . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Памяти профессора Бонно Тодена ван Вельзена» . Лейденский университет. 2 июня 2020 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 г.
- ^ «ХЮЭ Тоден ван Вельцен» . Королевская Нидерландская академия искусств и наук. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года.
- ^ «Памяти профессора Бонно Тодена ван Вельзена» . Карибский вид . Проверено 3 июня 2020 г.