Бора (ветер)
Бора с севера на северо-восток — стоковой ветер в районах вблизи Адриатического моря . Аналогичная номенклатура используется для северо-восточных ветров в других прибрежных районах восточного Средиземноморья и бассейнов Черного моря .
Имя
[ редактировать ]Оно известно на греческом языке как μπόρα ( mpóra , произносится как бора ) и на итальянском языке как бора . имя Бора . В английском языке используется [1] [2] Сербско -хорватское название «бура» и словенское «буржа» этимологически не связаны с борой ; они происходят от общеславянского бурья «буря» (от глагола * burĭti ), а значение «бора» развилось позже. [3]
Тот же корень, что и бора, встречается в имени греческого мифологического персонажа Борея (Βορέας) и в новогреческом слове, обозначающем северный ветер, βοράς . Исторические лингвисты предполагают, что название может происходить от протоиндоевропейского корня * g. В orh x — «гора», давшая начало славянскому gora и санскритскому giri- , оба — «гора». [4]
Функции
[ редактировать ]Изменчивую бору часто можно почувствовать по всей Адриатической Хорватии , Черногорскому Приморью , Словенскому Приморью , Триесту и остальной части восточного побережья Адриатики. Дует порывами. Бора чаще всего встречается зимой. Он поражает прибрежные районы и ослабевает в открытом море.
Сильнее всего он дует, когда полярная область высокого давления расположена над покрытыми снегом горами внутреннего плато за динарским прибрежным горным хребтом, а спокойная область низкого давления находится южнее, над более теплой Адриатикой . [5] Поскольку ночью воздух становится еще холоднее и, следовательно, плотнее, бора увеличивается. Его начальная температура настолько низка, что даже при потеплении, вызванном его спуском, он достигает низменностей в виде холодного ветра. [6]
Ветер принимает два разных традиционных названия в районах Италии и Хорватии в зависимости от связанных с ним метеорологических условий: «световая бора» ( итальянский : bora chiara ) — это бора при ясном антициклоническом небе, тогда как циклонные облака собираются на вершинах холмов и движутся. по направлению к морю с дождем или снегом характерна «темная бора» (итальянский: bora scura , хорватский : škura bura ). [7]
Затронутые районы
[ редактировать ]Район, где дуют одни из самых сильных ветров бора, — это горный массив Велебит в Хорватии . Эта приморская горная цепь протяженностью 145 км представляет собой огромный погодный и климатический разрыв между резко континентальным климатом внутренних районов, характеризующимся значительными перепадами дневных и ночных температур в течение года, и Адриатическим побережьем со средиземноморским климатом . Бора возникает потому, что эти две разделенные погодные системы встречаются и имеют тенденцию выравниваться на горном хребте.
Плавание во время боры может быть сложным и требует осторожности в отношении готовности как лодки, так и ее команды. Его характеристики — короткие высокие волны с белыми гребнями, что затрудняет навигацию. Мелкие капли, образуемые ветром, создают так называемый «морской дым», значительно снижающий видимость. У опытных моряков есть пословица: «Когда бора плывет, тебя нет!» [8] может быть чрезвычайно опасным для неопытного мореплавателя, Плавание под парусом в проливе Велебит поскольку в ясный и безветренный день ветер может начаться внезапно и привести к серьезным проблемам, часто влияющим и на дорожное движение.
Рядом с городами Сень , Стара-Новаля , Карлобаг и южным порталом туннеля Свети-Рок в Хорватии он может развивать скорость до 220 км/ч. 21 декабря 1998 года скорость порыва ветра на мосту Масленица (к северу от Задара ) была зафиксирована на рекордной скорости 69 м/с или 248 км/ч. [9] [10] На этом участке шоссе были установлены ветрозащитные экраны. [11] С 22 по 25 декабря 2003 года на шоссе А1 возле туннеля Свети Рок была зафиксирована скорость 304 км/ч, но это не считается официальным рекордом, поскольку приборы не были откалиброваны на такую скорость. [7]
Инциденты, когда Адриатическое море покрывалось льдом во время шторма бура, были зафиксированы в 1956 году в Сене и в 1963 году в Макарске . [12] составила 67–68 часов Максимальная продолжительность постоянных сильных ветров бура в Далмации . [12] В феврале 2012 года, во время волны холода в Европе в начале 2012 года , береговая линия в Сене замерзла, и образовался снег после того, как бора со скоростью 150 км / ч упала температура до -14 ° C, а волны высотой 7 метров. Бора вырвала деревья из почвы и разрушила крыши домов. [13] На острове Паг Бора выбросила рыбу из моря. Во многих прибрежных городах Хорватии внутри труб замерзла пресная вода. [14]
Ветер также является неотъемлемой особенностью словенской долины Випава и, в меньшей степени, Карстового плато (известного по-итальянски как Карсо ), области известняковых высот над Триестским заливом , простирающейся к полуострову Истрия . Поскольку этот регион отделяет нижнее побережье Адриатического моря от хребта Юлийских Альп , здесь часто дуют сильные ветры бора. Они повлияли на традиционный образ жизни и архитектуру региона. Города на побережье, где часто встречается бора, застроены плотно, с узкими улицами, отчасти из-за ветра. В нескольких городах и деревнях в Словении и провинции Триест ( Италия ) крыши зданий покрыты камнями, чтобы черепицу не сдуло ветром. Цепи и веревки время от времени протягиваются вдоль тротуаров в центре Триеста , Италия, чтобы облегчить движение пешеходов – порывы ветра в городе обычно превышают 120 км/ч, достигая максимальной скорости около 200 км/ч. О сильной боре часто сообщают в новостях итальянского телевидения. Словенские города, где встречается самая сильная бора: Айдовщина , Випава и, в меньшей степени, Новая Горица . В Словении наиболее пострадавшим участком обычно является верхняя часть Випавской долины, простирающаяся от Айдовщины до Поднаноса , где скорость ветра может превышать 200 км/ч. [15]
Сильные ветры бора также наблюдаются в Цемесском заливе Черного моря недалеко от российского порта Новороссийск , где они известны как нордост («северо-восточные»). [16] Они могут развивать скорость до 220 км/ч.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бора» . Мерриам-Вебстер . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ Стефано Зекетто; Франческо Де Биасио; Марко Баджо (2005). «Особенности скаттерометрических наблюдений за ветром в Адриатическом море». У Флетчера, Кэролайн А.; Спенсер, Том (ред.). Наводнения и экологические проблемы Венеции и ее лагуны: уровень знаний . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 53–58.
- ^ Сной, Марко (2003). Словенский этимологический словарь (2-е изд.). Любляна: Модрижан. п. 66. ИСБН 961-6465-37-6 .
- ^ Дж. П. Мэллори; Д.К. Адамс (24 августа 2006 г.). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . ОУП Оксфорд. стр. 121–. ISBN 978-0-19-928791-8 .
- ^ Ф. фон Врангель, «Die Ursachen der Bora в Новороссийске», Repertorium für Meteorologie 40 (1876:238-40); Бора Карста была описана Ф. Зейделем, «Bermerkungen über die Karstbora», '' MZ 8 (1891:232-35), отмечено Юлиусом (фон) Ханном, Справочник по климатологии Роберта ДеКурси Уорда , тр. (1903): см. Петра Зайберт, «Термодинамический фен Ханна. В адриатической традиции бора происходит из трех устьев: Триеста, Риеки и Сеня. Теория и ее представление в метеорологических учебниках с течением времени». Архивировано 26 октября 2020 г. на сайте Wayback. Машина .
- ^ в. Он в 1903 г.
- ^ Jump up to: а б Тумпич, Марино (17 января 2017 г.). «Скура бура» . Региональный экспресс . Пула, Хорватия: Express Agency doo . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Ветер в Хорватии – Советы по парусному спорту – Парусный спорт по Европе» . Парусный спортЕвропа .
- ^ Баич и др. 2001 , с. 501.
- ^ Радич, Шавор и Пуж 2018 .
- ^ Сесар и Кречак 2005 .
- ^ Jump up to: а б Воларич и Николич 2014 , стр. 93.
- ^ «Посмотрите, как было вчера в Сене: буря все сносит, даже крыши поднимает!» .
- ^ «Шторм выбрасывает рыбу на берег, пациенты перевезены в больницу Риеки» .
- ^ «Команды находятся в постоянной боевой готовности» .
- ^ «Книга о боре» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года . Проверено 6 декабря 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Баич, Алика; Перос, Бернардин; Вучетич, Вишня; Жибрат, Звонко (2001). «Ветровая нагрузка – метеорологическая основа хорватских стандартов». Строитель (на хорватском языке). 53 (8). Хорватская ассоциация инженеров-строителей. ISSN 1333-9095 .
- Радич, Юре; Шавор, Златко; Пуж, Горан (23 марта 2018 г.). «Отчет: Экстремальное влияние ветра и соли на Адриатические мосты». Международный структурный инжиниринг . 13 (4): 242–245. дои : 10.2749/101686603777964487 . S2CID 107402023 .
- Сесар, Петар; Кречак, Ана (1 января 2005 г.). «Воздействие ветра на хорватские автомагистрали и мосты». Отчет о симпозиуме IABSE . 90 (11): 23–29. дои : 10.2749/222137805796270469 .
- Воларич, Божена; Николич, Давор (2014). « Обледенение моря на восточном побережье Адриатики». Хорватский метеорологический журнал . 48/49 (48/49). Хорватское метеорологическое общество. ISSN 1849-0700 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ханн, Юлиус. (1903). Справочник по климатологии (Роберт ДеКурси Уорд, тр.). Нью-Йорк: Макмиллан. ОСЛК 3592809