Югославский фрегат Сплит
![]() Сплит пришвартовался в Которском заливе в 2008 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Сокол |
Строитель | Зеленодольский судостроительный завод , Зеленодольск , СССР |
Заложен | Январь 1978 г. |
Запущен | 21 апреля 1979 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 ноября 1979 г. |
Судьба | Передан ВМС Югославии в 1980 г. |
![]() | |
Имя | Расколоть |
Тезка | Город Сплит |
Приобретенный | 1980 |
Судьба | Введен в состав ВМФ РФ Югославии/Сербии и Черногории в 1992 г. |
![]() | |
Имя | РФ-31 |
Приобретенный | 1992 |
Выведен из эксплуатации | 17 августа 2001 г. |
Судьба | Списан в 2013 году |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Кони» (проект 1159) Фрегат |
Смещение | 1590 т (1565 длинных тонн ) (полная загрузка) |
Длина | 96,5 м (316 футов 7 дюймов) |
Луч | 12,5 м (41 фут 0 дюймов) |
Черновик | 4,1 м (13 футов 5 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 27–28 узлов (50–52 км/ч; 31–32 миль в час) |
Диапазон | 1800 миль (3300 км; 2100 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 123 |
Вооружение |
|
«Сплит» ( вымпельный номер ВПБР-31) — класса «Кони», фрегат находившийся на вооружении ВМС Югославии (JRM). Заложенный и достроенный в конце 1970-х годов как «Сокол» ВМФ СССР , это был четвёртый корабль этого класса , строившийся на Зеленодольском судостроительном заводе преимущественно для экспорта различным дружественным флотам. Судно было приобретено JRM в 1980 году и введено в эксплуатацию как «Сплит» , став вторым судном в составе JRM, названным в честь города Сплит . Вскоре за ним последовал второй корпус класса Кони, «Копер» (VPBR-32), принятый на вооружение JRM в 1982 году. Обозначенный как большой патрульный катер ( сербско-хорватский : Veliki Patrolni Brod JRM Сплита - VPBR), оригинальное вооружение . состоящий из корабельных орудий, противолодочных ракетных установок и зенитных ракет, был дополнительно усовершенствован за счет добавления четырех П-20. противокорабельных ракет , что делало его самым универсальным кораблем в арсенале JRM на тот момент.
После начала хорватской войны за независимость в 1991 году Сплит участвовал в обеспечении морской блокады хорватского побережья. В середине ноября он служил командирским кораблем тактической группы, контролировавшей воды вокруг одноименного города Сплит. 14 ноября хорватские военно-морские коммандос атаковали и повредили патрульный катер «Мукос» (PČ-176) , что привело к морскому сражению, которое впоследствии стало известно как « Битва за Далматинские каналы» . На следующее утро Сплит и остальная часть его тактической группы открыли огонь по островам Шолта и Брач, а также по самому городу Сплит. Столкнувшись с хорватского флота береговой артиллерии ответным огнем , Сплит начал отступать на восток, направляясь через канал Корчула к контролируемому JRM острову Вис .
Когда Югославская народная армия завершила свою кампанию в Хорватии в начале 1992 года, Сплит и остальная часть флота JRM были передислоцированы в Черногорию , где он будет преобразован в Военно-морской флот Союзной Республики Югославии (RMVJ). В RMVJ Сплит был переименован в RF-31 и, возможно, переименован в Белград , хотя источники по этому вопросу противоречивы. Корабль был выведен из эксплуатации 17 августа 2001 года и следующие несколько лет провел на якоре в Которском заливе . После двух безуспешных попыток продать его как целый военный корабль в 2013 году он был продан на металлолом и разобран.
Фон
[ редактировать ]В течение 1960-х и 1970-х годов югославский военно-морской флот ( сербско-хорватский : Югославенска ратна морнарика - JRM) вывел из эксплуатации ряд крупных надводных кораблей времен Второй мировой войны . В их число входил эсминец «Сплит» (переведенный в статус стационарного учебного корабля в 1970-х годах и выведенный из эксплуатации в 1980 году). [ 1 ] британской постройки ), два эсминца W-класса (оба пострадали в 1971 году) и четыре бывших больших торпедных катера Regia Marina (эскортные эсминцы) классов Ariete и Ciclone . [ 2 ] В этот период основная огневая мощь JRM состояла из быстроходных ударных кораблей в виде десяти класса «Оса» ракетных катеров и четырнадцати торпедных катеров класса «Шершень» . Однако на этих кораблях не было адекватных радаров , систем связи и противовоздушной обороны , а также полностью отсутствовали какие-либо противолодочные возможности. По этой причине JRM стремилась ввести в эксплуатацию большие многофункциональные суда, которые могли бы заполнить этот пробел. Было принято решение приобрести два класса «Кони» фрегата советской постройки , которые вскоре материализуются в виде «Сплита» (ВПБР-31) и его родственного корабля «Копер» (ВПБР-32). [ 3 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]«Сплит» был заложен в январе 1978 года на ССЗ им. А.М. Горького в Зеленодольске как четвертый корабль своего класса (проект 1159). Спущен на воду 21 апреля 1979 года, временно принят в состав ВМФ СССР 30 ноября 1979 года под названием «Сокол» . 10 марта 1980 года он был приобретен JRM за 18,27 миллиона долларов , получил новое название Split и классифицирован как VPBR ( хорватский : Veliki Patrolni BRod ; букв. « Большой патрульный катер » ). [ 3 ] [ 4 ]
Сплит имел длину 96,51 метра (316,6 футов), ширину 12,56 м (41,2 фута) и водоизмещение 1590 тонн (1560 длинных тонн) при полной загрузке. Как и другие фрегаты класса Koni, он использовал силовую установку типа CODAG , сочетающую одну газовую турбину M-8G мощностью 20 000 л.с. и два дизельных двигателя мощностью 8000 л.с., что обеспечивало ему максимальную скорость 27–28 узлов (50–52 км / ч; 31–32 миль в час). ) [ 3 ] Электроэнергию также обеспечивали один дизель-генератор мощностью 200 кВт и два дизель-генератора мощностью 300 кВт . [ 4 ] Корабль имел дальность плавания 4500 миль (8300 км; 5200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) и автономность 10 дней. [ 4 ]
Противолодочное вооружение включало две РБУ-6000 установленные рядом пусковые установки , управляемые системой управления огнем «Буря» с дополнительными 120 снарядами на хранении, а также двенадцать ББ-1 обычных глубинных бомб . Пушечное вооружение состояло из двух 76-мм спаренных пушек АК-726, установленных на носу и корме корабля, а также двух АК-230, БИР размещенных по бортам и управляемых СУО МР-104 «Рис». ПВО обеспечивала единая сдвоенная установка для комплекса 4К33 «Оса-М» с 20 дополнительными ракетами. [ 4 ] [ 3 ]
Четыре кормовые пусковые установки П-20 противокорабельных ракет были установлены вскоре после сдачи корабля в состав JRM. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]
На ранних этапах хорватской войны за независимость часто «Сплит», который ошибочно называют эсминцем , служил командным кораблем TG Kaštela (военно-морской тактической группы), которая вместе с двумя другими тактическими группами («Плоче» и «Вис») была ему было поручено обеспечить военно-морскую блокаду хорватского побережья и островов, а также играть командную роль в Каштелской тактической военно-морской группе ВМС Югославии. В знак возмездия за потопление сторожевого катера «Мукос» (PČ-176) днем ранее в утренние часы 15 ноября «Сплит» , действовавший под кодовым названием «Сава», вместе с другими кораблями тактической группы открыл огонь по город Сплит и острова Брач и Шолта. [ 3 ] [ 6 ] 16 ноября ТГ «Каштела» и «Плоче» предприняли еще один удар в проливе Корчула , но хорватские батареи береговой артиллерии несколько раз поразили корабли JRM, потопив два тральщика и повредив другие подразделения, включая «Сплит» . Югославский флот был вынужден отойти к Вису . [ 3 ] [ 7 ]
19 ноября Сплит был вызван для спасения моряков с двух амфибийных лодок, затонувших у Виса. Они были частью конвоя перегруженных кораблей JRM, который шел из Пулы на Вис через открытое море во время сильного юго-западного ветра. При спасении экипажа одного из десантных катеров двое моряков погибли из-за того, что лестница, брошенная им из Сплита , случайно задела их, в результате чего они утонули. [ 3 ]
После вывода всех сил югославского флота из Хорватии Сплит был переименован в Белград. был передислоцирован в Черногорию, где в 1993 году [ 4 ] с изменением его обозначения на RF-31 (старший ракетна фрегата; англ. ракетный фрегат).
Вывод из эксплуатации и последствия
[ редактировать ]17 августа 2001 года Министерство обороны Югославии вывело корабль из эксплуатации, объявив его ненужным. [ 8 ] Корабль находился на территории капитального ремонта верфи «Сава Ковачевич» в Тивате до 2008 года, когда был поставлен на стоянку возле военного объекта на Луштице . Из-за отсутствия какого-либо обслуживания части корпуса подверглись коррозии, что привело к появлению нескольких пробоин, поэтому время от времени приходилось откачивать морскую воду. [ 9 ] [ 10 ]
в последний раз В 2004 году «Сплит» ходил самостоятельно во время демонстрации для представителей ВМС Шри-Ланки, заинтересованных в покупке корабля. Хотя сделка была близка к завершению, катастрофическое цунами 2004 года и последующий ущерб побудили шри-ланкийцев прекратить приобретение всей новой военной техники, включая покупку Сплита . [ 10 ] В 2009 году «Сплит» вместе с тремя другими фрегатами продавался по цене 3,2 миллиона евро каждый. [ 11 ] В мае 2011 года цена Сплита была снижена до 1 миллиона евро, но сделок опять заключено не было. [ 8 ]
В 2010 году дайверы из Герцег-Нови предложили договориться с Хорватией и затопить Сплит на морской границе двух стран, где он станет местом для дайвинга. Этот акт также должен был иметь символическое значение мира, поскольку корабль стал печально известным в Хорватии после нападения на город, в честь которого он был назван. [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ]
В октябре 2011 года правительство Черногории приняло документ, в котором говорилось, что попытки продать корабль как полноценный военный корабль прекратятся, и вместо этого он будет продан на металлолом. [ 8 ] [ 14 ] Перед сломом с корабля были сняты системы вооружения, радиосвязи и другое электрооборудование, а также два дизель-генератора МТУ 8В396, установленные в 1997 и 1999 годах. [ 15 ] 19 августа 2013 года «Сплит» был отбуксирован на верфь в Дурресе после того, как был продан албанской компании за 400 000 евро. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чернуски и О'Хара 2005 , стр. 107–08.
- ^ Гардинер 1995 , с. 643–646.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бернадич 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д и Русские корабли .
- ^ Елавич 2003 .
- ^ Барас и 14 ноября 2011 г ..
- ^ Крнич и 15 ноября 2013 г ..
- ^ Jump up to: а б с Правительство Черногории и 10 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Лукович и 21 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Лукович и 30 октября 2011 г.
- ^ Крнич и 30 октября 2009 г.
- ^ Биоча и 14 сентября 2010 г.
- ^ Калайджич и 13 декабря 2010 г ..
- ^ Seebiz и 30 октября 2011 г.
- ^ Лукович и 10 апреля 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-85177-605-7 .
- Чернуски, Энрико; О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Конвей. стр. 97–110. ISBN 1-84486-003-5 .
Бернадич, Степан (11 октября 2013 г.). «Прощание без звуков сирен» [Прощание без звуков сирен] (PDF) . Хорватский солдат . Хорошо. 432. Министерство обороны . стр. 38–41. ISSN 1333-9036 . Проверено 15 января 2021 г.
- Новостные репортажи
- Лукович, Синиша (21 августа 2013 г.). «Последнее плавание «Сплита» » . Новости .
- Барас, Франко (14 ноября 2011 г.). «HRT: Разрушитель Сплит разара Сплит» [Разрушитель Сплит уничтожает Сплит!]. ЗГТ .
- Чолпа, Мария (8 октября 2010 г.). «Осуждение за все злодеяния» [Осуждение за все злодеяния]. Monitor.me .
- Крнич, Денис (15 ноября 2013 г.). « эсминца огонь по гражданскому населению, расстреляли и школы» Они приказали открыть с Балдасар отдает дань Ловринацу, венок возлагается в море]. Свободная Далмация .
- Лукович, Синиша (30 октября 2011 г.). «Самый сильный военный корабль Югославии будет потоплен или продан на металлолом» [Самый сильный военный корабль Югославии будет потоплен или продан на металлолом]. Новости . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- Крнич, Денис (30 октября 2009 г.). «Корабль смерти – Черногория продаст убийцу жителей Сплита» . Свободная Далмация .
- Биоча, Марко (14 сентября 2010 г.). «Разрушитель на морском дне: Палач Сплитса станет подводным аттракционом для дайвинг-туризма» . Национальный .
- Калайджич, Ахмет (13 декабря 2010 г.). «Звонок из Черногории: «Керум, мы приготовили для вас взрывчатку, потопите эсминец Сплит» » [Звонок из Черногории: Керум, взрывчатка готова, потопите эсминец Сплит]. Свободная Далмация .
- «Правительство Черногории объявляет военный корабль «Сплит» второстепенным сырьем» [Правительство Черногории объявляет военный корабль «Сплит» на слом]. SEEbiz.eu . 30 октября 2011 г.
- Лукович, Синиша (10 апреля 2012 г.). «Ракетный фрегат «Сплит» готовится в последний путь». Новости .
- Другие источники
- «Prijedlog za rješavanje statusa broda Raketne fregate RF-31» [Предложение по решению статуса корабля «Ракетный фрегат RF-31»] (PDF) . gov.me. 10 декабря 2013 г.
- «Сторожевые корабли — проект 1159» . russian-ships.info.
- Елавич, Тино (декабрь 2003 г.). «Соображения относительно ЮНА». Полемос (на хорватском языке). VI (11–12): 167. ISSN 1331-5595 .