Jump to content

Югославский фрегат Сплит

Сплит пришвартовался в Которском заливе в 2008 году.
История
Советский Союз
Имя Сокол
Строитель Зеленодольский судостроительный завод , Зеленодольск , СССР
Заложен Январь 1978 г.
Запущен 21 апреля 1979 г.
Введен в эксплуатацию 30 ноября 1979 г.
Судьба Передан ВМС Югославии в 1980 г.
СФР Югославия
Имя Расколоть
Тезка Город Сплит
Приобретенный 1980
Судьба Введен в состав ВМФ РФ Югославии/Сербии и Черногории в 1992 г.
FR Югославия/Сербия и Черногория
Имя РФ-31
Приобретенный 1992
Выведен из эксплуатации 17 августа 2001 г.
Судьба Списан в 2013 году
Общие характеристики
Класс и тип класса «Кони» (проект 1159) Фрегат
Смещение 1590 т (1565 длинных тонн ) (полная загрузка)
Длина 96,5 м (316 футов 7 дюймов)
Луч 12,5 м (41 фут 0 дюймов)
Черновик 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
Движение
  • CODAG приводит в действие три вала:
  • 1 × газовая турбина
  • 2 × дизельных двигателя
Скорость 27–28 узлов (50–52 км/ч; 31–32 миль в час)
Диапазон 1800 миль (3300 км; 2100 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час)
Дополнить 123
Вооружение

«Сплит» ( вымпельный номер ВПБР-31) — класса «Кони», фрегат находившийся на вооружении ВМС Югославии (JRM). Заложенный и достроенный в конце 1970-х годов как «Сокол» ВМФ СССР , это был четвёртый корабль этого класса , строившийся на Зеленодольском судостроительном заводе преимущественно для экспорта различным дружественным флотам. Судно было приобретено JRM в 1980 году и введено в эксплуатацию как «Сплит» , став вторым судном в составе JRM, названным в честь города Сплит . Вскоре за ним последовал второй корпус класса Кони, «Копер» (VPBR-32), принятый на вооружение JRM в 1982 году. Обозначенный как большой патрульный катер ( сербско-хорватский : Veliki Patrolni Brod JRM Сплита - VPBR), оригинальное вооружение . состоящий из корабельных орудий, противолодочных ракетных установок и зенитных ракет, был дополнительно усовершенствован за счет добавления четырех П-20. противокорабельных ракет , что делало его самым универсальным кораблем в арсенале JRM на тот момент.

После начала хорватской войны за независимость в 1991 году Сплит участвовал в обеспечении морской блокады хорватского побережья. В середине ноября он служил командирским кораблем тактической группы, контролировавшей воды вокруг одноименного города Сплит. 14 ноября хорватские военно-морские коммандос атаковали и повредили патрульный катер «Мукос» (PČ-176) , что привело к морскому сражению, которое впоследствии стало известно как « Битва за Далматинские каналы» . На следующее утро Сплит и остальная часть его тактической группы открыли огонь по островам Шолта и Брач, а также по самому городу Сплит. Столкнувшись с хорватского флота береговой артиллерии ответным огнем , Сплит начал отступать на восток, направляясь через канал Корчула к контролируемому JRM острову Вис .

Когда Югославская народная армия завершила свою кампанию в Хорватии в начале 1992 года, Сплит и остальная часть флота JRM были передислоцированы в Черногорию , где он будет преобразован в Военно-морской флот Союзной Республики Югославии (RMVJ). В RMVJ Сплит был переименован в RF-31 и, возможно, переименован в Белград , хотя источники по этому вопросу противоречивы. Корабль был выведен из эксплуатации 17 августа 2001 года и следующие несколько лет провел на якоре в Которском заливе . После двух безуспешных попыток продать его как целый военный корабль в 2013 году он был продан на металлолом и разобран.

В течение 1960-х и 1970-х годов югославский военно-морской флот ( сербско-хорватский : Югославенска ратна морнарика - JRM) вывел из эксплуатации ряд крупных надводных кораблей времен Второй мировой войны . В их число входил эсминец «Сплит» (переведенный в статус стационарного учебного корабля в 1970-х годах и выведенный из эксплуатации в 1980 году). [ 1 ] британской постройки ), два эсминца W-класса (оба пострадали в 1971 году) и четыре бывших больших торпедных катера Regia Marina (эскортные эсминцы) классов Ariete и Ciclone . [ 2 ] В этот период основная огневая мощь JRM состояла из быстроходных ударных кораблей в виде десяти класса «Оса» ракетных катеров и четырнадцати торпедных катеров класса «Шершень» . Однако на этих кораблях не было адекватных радаров , систем связи и противовоздушной обороны , а также полностью отсутствовали какие-либо противолодочные возможности. По этой причине JRM стремилась ввести в эксплуатацию большие многофункциональные суда, которые могли бы заполнить этот пробел. Было принято решение приобрести два класса «Кони» фрегата советской постройки , которые вскоре материализуются в виде «Сплита» (ВПБР-31) и его родственного корабля «Копер» (ВПБР-32). [ 3 ]

Описание и конструкция

[ редактировать ]

«Сплит» был заложен в январе 1978 года на ССЗ им. А.М. Горького в Зеленодольске как четвертый корабль своего класса (проект 1159). Спущен на воду 21 апреля 1979 года, временно принят в состав ВМФ СССР 30 ноября 1979 года под названием «Сокол» . 10 марта 1980 года он был приобретен JRM за 18,27 миллиона долларов , получил новое название Split и классифицирован как VPBR ( хорватский : Veliki Patrolni BRod ; букв. « Большой патрульный катер » ). [ 3 ] [ 4 ]

Сплит имел длину 96,51 метра (316,6 футов), ширину 12,56 м (41,2 фута) и водоизмещение 1590 тонн (1560 длинных тонн) при полной загрузке. Как и другие фрегаты класса Koni, он использовал силовую установку типа CODAG , сочетающую одну газовую турбину M-8G мощностью 20 000 л.с. и два дизельных двигателя мощностью 8000 л.с., что обеспечивало ему максимальную скорость 27–28 узлов (50–52 км / ч; 31–32 миль в час). ) [ 3 ] Электроэнергию также обеспечивали один дизель-генератор мощностью 200 кВт и два дизель-генератора мощностью 300 кВт . [ 4 ] Корабль имел дальность плавания 4500 миль (8300 км; 5200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) и автономность 10 дней. [ 4 ]

Противолодочное вооружение включало две РБУ-6000 установленные рядом пусковые установки , управляемые системой управления огнем «Буря» с дополнительными 120 снарядами на хранении, а также двенадцать ББ-1 обычных глубинных бомб . Пушечное вооружение состояло из двух 76-мм спаренных пушек АК-726, установленных на носу и корме корабля, а также двух АК-230, БИР размещенных по бортам и управляемых СУО МР-104 «Рис». ПВО обеспечивала единая сдвоенная установка для комплекса 4К33 «Оса-М» с 20 дополнительными ракетами. [ 4 ] [ 3 ]

Четыре кормовые пусковые установки П-20 противокорабельных ракет были установлены вскоре после сдачи корабля в состав JRM. [ 5 ]

Примерные позиции кораблей ВМС Югославии, включая «Сплит» , 15 ноября во время битвы в Далматинских каналах.

На ранних этапах хорватской войны за независимость часто «Сплит», который ошибочно называют эсминцем , служил командным кораблем TG Kaštela (военно-морской тактической группы), которая вместе с двумя другими тактическими группами («Плоче» и «Вис») была ему было поручено обеспечить военно-морскую блокаду хорватского побережья и островов, а также играть командную роль в Каштелской тактической военно-морской группе ВМС Югославии. В знак возмездия за потопление сторожевого катера «Мукос» (PČ-176) днем ​​ранее в утренние часы 15 ноября «Сплит» , действовавший под кодовым названием «Сава», вместе с другими кораблями тактической группы открыл огонь по город Сплит и острова Брач ​​и Шолта. [ 3 ] [ 6 ] 16 ноября ТГ «Каштела» и «Плоче» предприняли еще один удар в проливе Корчула , но хорватские батареи береговой артиллерии несколько раз поразили корабли JRM, потопив два тральщика и повредив другие подразделения, включая «Сплит» . Югославский флот был вынужден отойти к Вису . [ 3 ] [ 7 ]

19 ноября Сплит был вызван для спасения моряков с двух амфибийных лодок, затонувших у Виса. Они были частью конвоя перегруженных кораблей JRM, который шел из Пулы на Вис через открытое море во время сильного юго-западного ветра. При спасении экипажа одного из десантных катеров двое моряков погибли из-за того, что лестница, брошенная им из Сплита , случайно задела их, в результате чего они утонули. [ 3 ]

После вывода всех сил югославского флота из Хорватии Сплит был переименован в Белград. был передислоцирован в Черногорию, где в 1993 году [ 4 ] с изменением его обозначения на RF-31 (старший ракетна фрегата; англ. ракетный фрегат).

Вывод из эксплуатации и последствия

[ редактировать ]

17 августа 2001 года Министерство обороны Югославии вывело корабль из эксплуатации, объявив его ненужным. [ 8 ] Корабль находился на территории капитального ремонта верфи «Сава Ковачевич» в Тивате до 2008 года, когда был поставлен на стоянку возле военного объекта на Луштице . Из-за отсутствия какого-либо обслуживания части корпуса подверглись коррозии, что привело к появлению нескольких пробоин, поэтому время от времени приходилось откачивать морскую воду. [ 9 ] [ 10 ]

в последний раз В 2004 году «Сплит» ходил самостоятельно во время демонстрации для представителей ВМС Шри-Ланки, заинтересованных в покупке корабля. Хотя сделка была близка к завершению, катастрофическое цунами 2004 года и последующий ущерб побудили шри-ланкийцев прекратить приобретение всей новой военной техники, включая покупку Сплита . [ 10 ] В 2009 году «Сплит» вместе с тремя другими фрегатами продавался по цене 3,2 миллиона евро каждый. [ 11 ] В мае 2011 года цена Сплита была снижена до 1 миллиона евро, но сделок опять заключено не было. [ 8 ]

В 2010 году дайверы из Герцег-Нови предложили договориться с Хорватией и затопить Сплит на морской границе двух стран, где он станет местом для дайвинга. Этот акт также должен был иметь символическое значение мира, поскольку корабль стал печально известным в Хорватии после нападения на город, в честь которого он был назван. [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ]

В октябре 2011 года правительство Черногории приняло документ, в котором говорилось, что попытки продать корабль как полноценный военный корабль прекратятся, и вместо этого он будет продан на металлолом. [ 8 ] [ 14 ] Перед сломом с корабля были сняты системы вооружения, радиосвязи и другое электрооборудование, а также два дизель-генератора МТУ 8В396, установленные в 1997 и 1999 годах. [ 15 ] 19 августа 2013 года «Сплит» был отбуксирован на верфь в Дурресе после того, как был продан албанской компании за 400 000 евро. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
Книги
  • Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Издательство Военно-морского института . ISBN  978-0-85177-605-7 .
  • Чернуски, Энрико; О'Хара, Винсент О. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Конвей. стр. 97–110. ISBN  1-84486-003-5 .

Бернадич, Степан (11 октября 2013 г.). «Прощание без звуков сирен» [Прощание без звуков сирен] (PDF) . Хорватский солдат . Хорошо. 432. Министерство обороны . стр. 38–41. ISSN   1333-9036 . Проверено 15 января 2021 г.

Новостные репортажи
Другие источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3825a8a5749affe8ffe9554e30d1a6b__1720784820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/6b/c3825a8a5749affe8ffe9554e30d1a6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav frigate Split - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)