Китайский авианосец Ляонин
![]() Авианосец Ляонин в Гонконге в 2017 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Даляньская судостроительная промышленность |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Киев класс |
Преемник | Тип 002 Шаньдун |
Завершенный | 1 |
История | |
![]() ![]() | |
Имя | Riga (1988) then Varyag (1990) |
Тезка | Город Рига , Латвия (1988 год), затем «Варяг» , названный в честь варягов (1990 год), имя «Варяг» затем было принято другим крейсером . |
Заказал | 1983 |
Строитель |
|
Заложен | 6 декабря 1985 г. |
Запущен | 4 декабря 1988 г. |
Завершенный | Заброшенный (завершено 68%) [ 1 ] |
Судьба |
|
![]() | |
Имя |
|
Тезка | Ляонин Провинция |
Строитель | Даляньская судостроительная промышленность |
Расходы | 120 миллионов долларов США (бывшая Украина) |
Завершенный | 2011 |
Введен в эксплуатацию | 25 сентября 2012 г. |
Девиз | ( Упрощенный китайский : Защищай Родину, стремись быть первым): Защищай Родину, стремись быть первым. [ 2 ] |
Статус | На действительной службе |
Значок | ![]() |
Общие характеристики Варяга в первоначальном исполнении | |
Класс и тип | Тип 001, «Кузнецов». типа авианосец |
Тип | СТОБАР Авианосец |
Смещение | |
Длина | |
Луч | |
Установленная мощность | Пар |
Движение |
|
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 3850 миль (7130 км; 4430 миль) на скорости 32 узла |
Выносливость | 45 дней |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Общие характеристики Ляонина после ремонта | |
Класс и тип | Тип 001 Авианосец |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Ляонин ( 16 ; китайский : 辽宁舰 ; пиньинь : Liáoníng Jiàn ) — китайский типа 001 авианосец . Первый авианосец , вошедший в состав надводных сил ВМС Народно-освободительной армии . Первоначально он классифицировался как учебный корабль , предназначенный для того, чтобы ВМФ мог экспериментировать, тренироваться и знакомиться с операциями авианосца. После модернизации и дополнительной подготовки в конце 2018 года китайские государственные СМИ объявили, что в 2019 году корабль перейдет на боевую роль. [ 9 ]
Первоначально заложенный в 1985 году для ВМФ СССР как «Кузнецов» типа авианосец «Рига» , он был спущен на воду 4 декабря 1988 года и переименован в «Варяг» в 1990 году. [ 10 ] После распада Советского Союза в 1991 году строительство было остановлено и корабль был выставлен на продажу Украиной . Разобранный корпус был куплен в 1998 году и после большой задержки отбуксирован на военно-морскую верфь Даляня на северо-востоке Китая и прибыл туда в 2002 году.
Корабль был перестроен и принят в состав ВМС Народно-освободительной армии (ПЛАН) под названием «Ляонин» 25 сентября 2012 года. Его китайское обозначение класса корабля - Тип 001. В ноябре 2016 года политический комиссар Ляонина коммодор Ли Дунъю заявил, что «Ляонин» был боевым кораблем. -готовый. [ 10 ]
Классификация
[ редактировать ]Корабли типа «Кузнецов» первоначально обозначались советским ВМФ как « тяжёлый авианесущий крейсер » ( тяжёлый авианесущий крейсер , ТАКР или ТАВКР), что означает «тяжёлый авианесущий крейсер ». Помимо самолетов, корабли были предназначены для перевозки П-700 «Гранит» противокорабельных крылатых ракет «Киров» , которые также составляют основное вооружение линейных крейсеров типа . Эта многоцелевая способность позволила кораблям избежать классификации как авианосцы, что позволило им проходить через Турецкие проливы между Черным и Средиземным морями . Согласно Конвенции Монтрё , авианосцам водоизмещением более 15 000 тонн не разрешается проходить через Проливы, но не существует ограничений по водоизмещению для других типов крупных кораблей черноморских держав. [ 11 ] [ 12 ]
Напротив, ВМС Народно-освободительной армии считают Ляонин авианосцем. [ 13 ] Поскольку Китай не расположен на Черном море и, следовательно, не считается черноморской державой в соответствии с Конвенцией Монтрё, он не нуждается и не может использовать освобождение от тоннажа для крупных кораблей, не являющихся авианосцами. Корабль строился как авианосец, крылатые ракеты так и не были установлены. Ляонин оснащен только средствами ПВО и должен использовать свою авиацию для надводных атак.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Корабль был заложен как «Рига» на ССЗ № 444 (ныне «Николаев Южный») в городе Николаеве Украинской ССР 6 декабря 1985 года. [ 14 ] [ 15 ] Проектные работы выполняло Невское проектно-конструкторское бюро . [ 16 ] Спущенный на воду 4 декабря 1988 года, авианосец был переименован в «Варяг» в конце 1990 года, в честь предыдущего крейсера с таким же названием, спущенного на воду в 1989 году. Когда в 1991 году распался Советский Союз , корабль был готов только на 68%. [ 1 ] Строительство было остановлено, а корабль выставлен на продажу. Название «Варяг» затем принял другой крейсер, спущенный на воду в 1983 году.
Распродажа
[ редактировать ]Украина обратилась к Китаю , Индии и России как к потенциальным покупателям. [ 1 ] В 1992 году Китай направил делегацию высокого уровня, которая сообщила, что корабль находится в хорошем состоянии, и рекомендовала его приобрести. Однако китайское правительство отказалось приобрести корабль из-за международной дипломатической ситуации на тот момент. [ 17 ] Не найдя покупателя, Украина оставила корабль ветшать в стихии. [ 18 ]
В 1998 году ржавеющий корпус был продан на аукционе за 20 миллионов долларов компании Agencia Turistica E Diversões Chong Lot Limitada из Макао . Чонг Лот предложил отбуксировать «Варяг» в Макао под предлогом превращения его в плавучий отель и казино стоимостью 200 миллионов долларов; [ 19 ] Западные наблюдатели отнеслись к сделке с подозрением, поскольку у компании Chong Lot не было указанного номера телефона, она не располагалась по указанному адресу и управлялась бывшими офицерами ВМС Китая. Власти Макао также отклонили заявку Чонг Лота на управление казино. Однако аналитики отметили, что «Варяг» слишком сильно ухудшился, чтобы его можно было использовать в качестве боевого корабля, и указали, что ВМС Китая концентрируются на подводных лодках. [ 15 ] [ 18 ] Советские авианосцы «Киев» и «Минск» также были проданы Китаю как туристические достопримечательности.
В январе 2015 года дополнительные подробности появились в интервью с гонконгским бизнесменом Сюй Цзэнпином газете South China Morning Post . Сюй, бывший военный баскетболист, сообщил, что ПЛАН поручил ему приобрести судно от его имени, а плавучий отель и казино служили прикрытием. Его предупредили, что у ВМС Китая нет бюджета на покупку корабля, а правительство Китая не поддержало покупку. Однако Сюй был настолько впечатлен осмотром корабля, что решил купить его на свои личные средства. В прошлом году Сюй занял 230 миллионов гонконгских долларов у друга по бизнесу из Гонконга, потратив 6 миллионов гонконгских долларов на создание Chong Lot в качестве подставной корпорации в Макао . Он описал мучительные переговоры в Киеве , смазанные взяточничеством и спиртным, которые помогли добиться победы на аукционе. В качестве меры предосторожности он отправил 40 тонн чертежей перевозчика в Китай по суше на восьми грузовиках. [ 17 ] [ 20 ]
Трансфер в Китай
[ редактировать ]
Проезд из Украины в Китай оказался еще более хлопотным, чем покупка. В июне 2000 года «Варяг» был взят на буксир. Когда буксир приблизился к Босфору , Турция отказала кораблю в проходе, сославшись на риск того, что порыв ветра развернет судно по ширине и заблокирует весь пролив. Следующие 16 месяцев «Варяг» буксировался по Черному морю, получая за буксировку 8500 долларов в день, поскольку «Чонг Лот» перестал платить по счетам. Оператор буксира сравнил его судьбу с Желтым флотом , застрявшим в Суэцком канале на восемь лет, а французские любители острых ощущений даже посадили на корабль вертолет. [ 18 ] Тем временем китайские чиновники вели переговоры с Турцией, предлагая торговые и туристические уступки. [ 21 ]
В августе 2001 года Турция уступила и согласилась пропустить корабль. 1 ноября 2001 года Босфор был освобожден от всего движения транспорта во время «Варяга» . буксировки [ 21 ] [ 22 ] 2 ноября «Варяг» прошел Дарданеллы также без происшествий . 4 ноября «Варяг» попал в шторм силой 10 баллов и плыл по течению, проходя мимо греческого острова Скирос . Корабль был снова взят на буксир 6 ноября после того, как один матрос погиб при попытке прикрепить буксирные тросы. [ 23 ] [ 24 ]
Суэцкий канал не допускает прохода «мертвых» кораблей – тех, у которых нет бортового источника энергии – поэтому остов был отбуксирован через Гибралтарский пролив , вокруг Пуэнт-де-Алмадье и мыса Доброй Надежды , мимо мыса Игольный и в сторону Суэцкого канала. Индийский океан и через Малаккский пролив со средней скоростью 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль в час) на протяжении 15 200 морских миль (28 200 км; 17 500 миль). Флот буксиров затребовал припасы по пути в Пирей , Греция; Лас-Пальмас, Канарские острова ; Мапуту , Мозамбик; и Сингапур . «Варяг» вошел в воды Китая 20 февраля 2002 года и прибыл 3 марта на военно-морскую верфь Далянь на северо-востоке Китая. Затраты включали 25 миллионов долларов украинскому правительству за корпус, почти 500 000 долларов за транзит и 5 миллионов долларов за 20 месяцев буксировки. [ нужна ссылка ]
В 2015 году Сюй Цзэнпин подсчитал, что его общие расходы составили не менее 120 миллионов долларов США. Он настаивал на том, что китайское правительство так и не возместило ему долги, и последние 18 лет он потратил на погашение своих долгов, отчасти за счет продажи недвижимости, такой как его дом. Источник, знакомый с приобретением, пояснил, что военно-морской чиновник Цзи Шэндэ, который инициировал миссию, находился в тюрьме из-за контрабанды. [ 25 ]
Вопреки первоначальным сообщениям об отсутствии двигателей на корабле, Сюй сообщил, что все четыре оригинальных двигателя остались неповрежденными на момент покупки, но были остановлены и законсервированы в смазочных уплотнениях. [ 26 ] В 2011 году ремонт восстановил их рабочее состояние.
Модернизация и реконструкция
[ редактировать ]701-му институту было поручено перепроектировать «Варяг» , а Чжу Инфу (朱英富) и У Сяогуан (吴晓光) были назначены генеральным конструктором и заместителем генерального конструктора соответственно. Ван Чжиго (王治国) был назначен главным системным инженером, а Ян Лэй (杨雷) — генеральным руководителем. [ 27 ] Объем работ по переоборудованию «Варяга» в боевое использование был эквивалентен постройке десяти новых эсминцев. [ 27 ] «Варяг» был переведен в июне 2005 года в сухой док в Даляне ( 38 ° 56'06 "N 121 ° 36'51" E / 38,935 ° N 121,6141 ° E ). Ее корпус подвергся пескоструйной очистке корабля , возведены леса, а остров был окрашен красной морской грунтовкой для защиты от коррозии металла. [ 28 ]

Наблюдатели отметили установку РЛС с Тип 348 активной антенной решеткой (АФАР) (четыре решетки) и РЛС Sea Eagle . [ нужна ссылка ] Система ПВО состоит из CIWS Type 1130 и ракетного комплекса HQ-10 . Трубы противокорабельных ракет не будут использоваться, что освободит внутреннее пространство для ангара или склада. Россия исследовала аналогичные модификации своего однотипного корабля «Адмирал Кузнецов» . [ 29 ]
В 2011 году аналитик DigitalGlobe (позже Maxar ) заметил в «Ляонине» авианосец. [ 30 ]
8 июня 2011 года генерал Чэнь Биндэ впервые публично признал факт ремонта корабля. [ 31 ] 27 июля 2011 года министерство обороны Китая объявило, что переоборудует судно для «научных исследований, экспериментов и тренировок». [ 32 ]
В 2018 году газета Asia Times сообщила, что Сунь Бо , генеральный менеджер Китайской корпорации судостроительной промышленности , якобы передал технические детали Ляонина Центральному разведывательному управлению . Сунь был генеральным директором верфи Даляня, где проводился ремонт корабля. [ 33 ]
Ходовые испытания
[ редактировать ]
Корабль провел свои первые ходовые испытания с 10 по 15 августа 2011 года. [ 34 ] 29 ноября 2011 года авианосец покинул порт для второй серии испытаний. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Авианосец завершил свои восьмые ходовые испытания с 7 по 21 июня 2012 года и вернулся в Далянь. В июле 2012 года корабль отправился на самые длительные на данный момент испытания — 25 дней. [ 38 ] Авианосец завершил ходовые испытания в начале августа 2012 года и загрузил самолеты Shenyang J-15 и ракеты KJ-88, YJ-83K и YJ-91 в рамках подготовки к испытаниям систем вооружения. [ 39 ]
Во время ходовых испытаний «Ляонин» испытал паровой взрыв в моторном отсеке, что вынудило экипаж эвакуировать некоторые части корабля, и корабль потерял мощность. В конечном итоге проблема была решена, и электроснабжение было восстановлено, хотя военные чиновники не сообщили о продолжительности проблемы. [ 40 ]
Передача ВМФ
[ редактировать ]23 сентября 2012 года авианосец был передан ПЛАНу и вступил в строй 25 сентября 2012 года. [ 41 ] На церемонии ввода в эксплуатацию авианосец получил официальное название «Ляонин» , в честь провинции , в которой он был модернизирован. [ 42 ] [ 43 ] 26 декабря 2012 года газета People's Daily потребуется четыре-пять лет, сообщила, что Ляонину чтобы выйти на полную мощность. [ 44 ] был учебным кораблем, он Поскольку до 2018 года «Ляонин» не входил ни в один из действующих флотов Китая. [ 45 ]
По мнению геополитических аналитиков, Китай может использовать Ляонин и его будущие авианосцы для запугивания других стран, имеющих территориальные претензии в Южно-Китайском море , а также для расширения воздушного контроля южнее спорного региона. [ 46 ] В декабре 2016 года корабль провел учения в западной части Тихого океана, в том числе прошел через пролив Мияко между японскими островами Миякодзима и Окинава . [ 47 ] [ 48 ] 18 апреля 2018 года Ляонин принял участие в учениях ВМФ с боевой стрельбой в Южно-Китайском море, в которых приняли участие 76 истребителей, 48 боевых кораблей и подводных лодок. Учения прошли после крупной военной демонстрации под председательством верховного лидера Китая Си Цзиньпина и были осуждены Тайванем как «военное запугивание». [ 49 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Тип 001 построен на базе недостроенного корпуса типа «Кузнецов» авианосца « Варяг» . В отличие от советского «Адмирала Кузнецова» , китайские корабли Типа 001 спроектированы исключительно как авианосцы. Пусковые установки крылатых ракет так и не были установлены, а база пусковой установки была удалена во время ремонта, чтобы включить в нее более крупный ангар. В состав системы ПВО входят FL-3000N зенитно-ракетные комплексы и CIWS Type 1130 . [ 50 ] [ 51 ]
В августе 2014 года китайскоязычная газета Shanghai Morning Post сообщила, что CNS Liaoning будет нести 36 самолетов: 24 истребителя Shenyang J-15 , шесть вертолетов Changhe Z-18 F противолодочных , четыре вертолета дальнего обнаружения Changhe Z-18J. вертолеты и два спасательных вертолета Harbin Z-9 C. Инвентаризация китайской авианосной авиации аналогична сбалансированному подходу к боевой и вспомогательной авиации, предназначенному для советских авианосцев, которые поддерживали атомные подводные лодки, крупные надводные боевые корабли и ударные бомбардировщики наземного базирования, выполняющие функции предотвращения доступа.
Советская линия имеет свои ограничения. Воздушному крылу не хватает радиолокационной станции дальнего действия и противолодочных самолетов, поэтому ему необходима поддержка самолетов берегового базирования, таких как противолодочные самолеты Ту-154 и Shaanxi Y-8 самолеты ДРЛО . Министерство обороны США отметило, что дальность полета и вооружение J-15 при полете с авианосца будут ниже нормального из-за ограничений, налагаемых системой взлета с трамплина . [ 52 ] Отсутствие на борту самолета-носителя, такого как Grumman C-2 Greyhound ВМС США (USN), также ограничивает логистические возможности. Ляонину потребуется обширная наземная поддержка, чтобы противостоять ударной группе авианосцев ВМС США; однако он был бы силен против ВМС Вьетнама и ВМС Филиппин . Недостатки, вероятно, будут исправлены с помощью будущих авианосцев, которые, как ожидается, будут больше по размеру, с обычными взлетными палубами и катапультным запуском для более тяжелых истребителей, а также радарами с неподвижным крылом и противолодочными патрульными самолетами. [ 53 ]
Операционная история
[ редактировать ]Порт приписки
[ редактировать ]Ляонин виден на спутниковых снимках, регулярно стоящих у большого причала военно-морской базы Ючи (недалеко от Хуандао ) в китайской Шаньдун провинции с 2013 года; Сообщается, что это порт приписки. [ 54 ] [ 55 ]
Обслуживание
[ редактировать ]В августе 2018 года газета South China Morning Post сообщила, что Ляонин был пришвартован в Даляне и проходил первый ремонт с момента его ввода в эксплуатацию в 2012 году. Было отмечено, что радар над мостом Ляонин . и система управления воздушным движением в задней части надстройки острова были повреждены сняты, а вокруг командного центра также были отмечены строительные леса. [ 56 ] Ремонт был завершен в январе 2019 года, на него ушло около шести месяцев. Надстройка корабля была изменена, улучшена конструкция, полностью разобрана и отремонтирована полетная палуба. [ 57 ]
Обучение и обслуживание самолетов
[ редактировать ]
4 ноября 2012 года на веб-сайте Народно-освободительной армии ( китайский : 中国军网 ) сообщалось, что Shenyang J-15 провели тренировку с авианосцем. [ 58 ] [ 59 ] 25 ноября 2012 года Китай объявил, что J-15 совершили пять успешных задержанных посадок на Ляонин . [ 60 ] [ 61 ] начался второй этап летных испытаний В июне 2013 года на борту CNS Liaoning , в ходе которого персонал военно-воздушных сил ВМС Бразилии обеспечивал поддержку авианосной подготовки ВВС ВМС Народно-освободительной армии, эксплуатирующих J-15. [ 62 ] [ 63 ]
В августе 2014 года на основании статьи китайских государственных СМИ западные новостные агентства сообщили, что два пилота погибли при испытаниях самолетов, которые должны были летать из Ляонина . [ 64 ] [ 65 ] Китайские военные чиновники заявили, что такие сообщения вводят в заблуждение, и пояснили, что смертельные случаи на самом деле не связаны с испытаниями на авианосце. [ 66 ] [ 67 ] В оригинальной китайской статье агентства Синьхуа также не упоминается связь между гибелью J-15 и потерями таких самолетов. [ 68 ]
авианосец «Ляонин» , эсминцы «Чэнду» , «Тайюань» , «Наньчан» , фрегат «Хуанган» и корабль снабжения «Хулунху» были замечены 5 апреля 2021 года между Окинавой и островом Мияко . [ 69 ]
В декабре 2021 года авианосная группа «Ляонин» была развернута в Желтом , Восточно-Китайском морях и западной части Тихого океана . [ 70 ]
В мае 2022 года «Ляонин» и его авианосная ударная группа провели учения в Восточно-Китайском море и были замечены возле острова Мияко японскими морскими силами самообороны . [ 71 ] Японские аналитики отметили очень высокие темпы боевых действий из Ляонина , что свидетельствует о растущей уверенности и зрелости Китая в операциях авианосцев. [ 72 ] [ 73 ]
См. также
[ редактировать ]- Список авианосцев
- Список авианосцев России и Советского Союза
- INS Vikramaditya , авианосец класса «Киев» , который также изначально был построен для ВМФ СССР, а затем продан Индии в 2004 году.
- Лю Чжэ , капитан Ляонина
- Китайский авианосец Фуцзянь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Украинцы распилили авианосец «Ульяновск». Новости обороны . 21–27 сентября 1992 г.
Второй авианосец готов на 68 процентов, ему не хватает электроники, систем вооружения и самолетов, но продажа авианосца Индии или Китаю "является сказочным сценарием", сказал Антонов. Россия является единственным реальным потенциальным покупателем.
- ^ «Более пристальный взгляд на эмблему корабля Фуцзянь открывает много тайн. Миссия отмечена, и ее значение имеет далеко идущие последствия . NetEase. Архивировано из оригинала 22 июня 2022 г. Проверено 22 22 июня 2022 г. июня 2022 г.» .
- ^ "Admiral Flota Sovetskogo Soyuza Kuznetsov" . Rusnavy.com. Archived from the original on 7 October 2017 . Retrieved 22 December 2014 .
- ^ «Кузнецов: Проект 1143.5» . Globalsecurity.org. 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 г. Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ляонин: первый авианосец Китая» (на упрощенном китайском языке). Клиент новостей CCTV, 26 апреля 2017 г. Проверено 10 февраля 2022 г. .
- ^ "Источник: Новые котлы российского производства для адмирала Кузнецова, которые будут служить 25 лет" .
- ^ Рик Джо (20 мая 2021 г.). «Китайский палубный истребитель J-15: подведение итогов конкуренции» . Дипломат . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Авианосец Ляонин (Варяг) – SinoDefence» . Архивировано из оригинала 29 марта 2016 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Пекин заявляет, что Ляонин теперь является «боевым авианосцем» » . Азия Таймс . 25 апреля 2019 года . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Как выглядит первый китайский авианосец?» . CSIS China Power. 9 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ 14 Сан-Диего L. Rev. 681 (1976–1977) Киев и Конвенция Монтрё: авианосец, который стал крейсером, чтобы протиснуться через турецкие проливы ; Фроман, Ф. Дэвид
- ^ «Тбилиси и Конвенция Монтрё» . Osaarchivum.org. Архивировано из оригинала 1 июня 2012 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Тао, Чжан (20 октября 2015 г.). «Капитан делегации ВМС США посещает китайский авианосец «Ляонин»» . Министерство национальной обороны Китайской Народной Республики . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ Рохлин, Г.И.; Ла Порт, TR; Робертс, Х. (осень 1987 г.). «Самопроектируемая организация высокой надежности: выполнение полетов авианосцев на море» . Обзор военно-морского колледжа . ЛИ (3). Военно-морское училище. Сноска 39. Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Стори, я; Джи, Ю (зима 2004 г.). «Амбиции Китая в отношении авианосцев: в поисках истины от слухов» . Обзор военно-морского колледжа . 57 (1). Военно-морское училище. Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 года.
- ^ «Авианосец Варяг» . Russiafile.com. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 9 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Минни Чан (19 января 2015 г.). «Внутренняя история «Ляонина»: как Сюй Цзэнпин заключил сделку на первый китайский авианосец» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон, Джон Уорд (22 июля 2001 г.). «Турки держат корабль кругами» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Компания Макао отрицает покупку авиаперевозчика для Китая» . Утусан Онлайн . 11 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Минни Чан (29 апреля 2015 г.). « "Невезучий парень" получил задание купить китайский авианосец: Сюй Цзэнпин» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Jump up to: а б «Гигантское судно перекрывает Босфор» . Новости Би-би-си . 1 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2017 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Холланд, Бен (1 ноября 2001 г.). «Через 16 месяцев Турция позволила недостроенному авианосцу пройти через Босфор» . AP Worldstream . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «ЮПИ Инсайдер» . Чикаго Сан-Таймс . Медиа-группа Сан-Таймс. 9 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Варяг выходит из бури» . Киев Почта . 8 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ Минни Чан (20 января 2015 г.). «Миссия невыполнима 2: битва за возвращение китайского авианосца домой» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Минни Чан (19 января 2015 г.). «Миссия невыполнима: Как один человек купил Китаю первый авианосец» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Дизайнеры» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ «Восходящий морской дракон в трансформации азиатских варягов» . Джеффхед.com. 4 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 г. Проверено 9 мая 2011 г.
- ^ «Модернизация Адмирала: российский Кузнецов» . Ежедневник оборонной промышленности . 8 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Китайский перевозчик подтвержден генералом» . Rheinische Post / rp-online.de (на немецком языке). 6 апреля 2022 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Китайский перевозчик подтвержден генералом» . Новости Би-би-си . 8 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 8 июня 2011 г.
- ^ Ли Ган (27 июля 2011 г.). «Китай переоборудует корпус авианосца для исследований и тренировок» . Информационное агентство Синьхуа. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Чен, Фрэнк (21 июня 2018 г.). «Опальный менеджер судостроительной компании якобы «продал ЦРУ информацию о китайском авиаперевозчике» » . Азия Таймс . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ «Первый китайский авианосец завершил ходовые испытания» . Информационное агентство Синьхуа. 15 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ «Первый китайский авианосец приступает к вторым испытаниям» . Морская Безопасность.Азия. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ АФП (30 ноября 2011 г.). «Первый китайский авианосец приступает ко второму испытанию | Мир» . Manilatimes.net. Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Агентства (15 декабря 2011 г.). «Американский спутник запечатлел первый китайский авианосец в море | Мировые новости | Guardian.co.uk» . Лондон: Гардиан. Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Ян, Цзянь (12 июля 2012 г.). «Самолеты J-15 на палубе, когда авианосец отправляется на самые длительные ходовые испытания» . Шанхай Дейли . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Первый авианосец Китая готов войти в строй: репортаж» . Китай Таймс . 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Проблема китайского авианосца: выброс пара и потеря мощности» . 22 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2014 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ «Первый китайский авианосец вступил в строй» . Новости Би-би-си . 25 сентября 2012 г.
- ^ Чанг, Феликс К. (октябрь 2012 г.). «Вызывает волну: дебаты по поводу первого китайского авианосца» (PDF) . Институт исследований внешней политики. п. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2013 года . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Пан Ли (10 сентября 2012 г.). «Китай назовет свой первый авианосец «Ляонин» » . China.org.cn . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «Авианосец «Ляонин» выйдет на полную мощность через 4–5 лет» . AirForceWorld.com . 26 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Уолдрон, Грег (24 апреля 2013 г.). «Китайский офицер намекает на планы страны по созданию большого авианосца» . Флайтглобал . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Гольдштейн, Лайл (декабрь 2011 г.). «Китайская военно-морская стратегия в Южно-Китайском море: много шума и дыма, но мало огня». Современная Юго-Восточная Азия . 33 (3). Институт исследований Юго-Восточной Азии : 324. doi : 10.1355/cs33-3c . JSTOR 41446233 .
- ^ Бланшар, Бен (29 декабря 2016 г.). Бирсель, Роберт (ред.). «Приходите и посмотрите, — говорит Китай, поскольку авианосец обходит Японию» . Рейтер . Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года.
Построенный в СССР корабль «Ляонин» в сопровождении нескольких военных кораблей на этой неделе прошел через проход между японскими островами Мияко и Окинава и вышел в Тихий океан для проведения, как Китай назвал, обычных учений.
- ^ «Первый китайский авианосец в учениях в западной части Тихого океана» . Би-би-си онлайн . 25 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ CNBC (21 апреля 2018 г.). «Китайские военно-морские учения в Тихом океане на фоне роста напряженности в отношениях с Тайванем» . cnbc.com . Архивировано из оригинала 23 мая 2018 года . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ «Авианосец Тип 001 Ляонин» . Китайская оборона . 14 января 2017 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «БПЛА нового поколения H/PJ-14 (Тип 1130) авианосца ВМС Китая Ляонин» . Признание ВМФ . 21 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Годовой отчет Конгрессу: Развитие вооруженных сил и безопасности Китайской Народной Республики, 2013 г. (PDF) (Отчет). Канцелярия министра обороны. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ «Предполагаемое авиакрыло китайского авиаперевозчика считается правдоподобным, но ограниченным» . Новости обороны . 7 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Авианосец Ляонин прибывает на базу Циндао» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 28 февраля 2013 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Джим Сьютто (7 апреля 2014 г.). «Чак Хейгел становится первым иностранцем, посетившим китайский авианосец» . CNN . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Лю Чжэнь (28 августа 2018 г.). «Китайский авианосец «Ляонин» получил новый командный центр» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Вавассер, Ксавье (24 января 2019 г.). «Авианосец «Ляонин» возвращается в море после ремонта» . Военно-морские новости .
- ^ «Прыжок с трамплина 14 °: Угол возвышения ВМС Китая» . People's Liberation Army Daily , Пекин, 4 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г.
- ^ «The People's Liberation Army Daily восстанавливает момент, когда китайский авианосный самолет врезался в корабль и обошел его (фото)» . China News Network , 4 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2012 г. Проверено 24 ноября. 2012 .
- ^ «J-15 успешно приземлился на китайский авианосец «Ляонин » . Информационное агентство Синьхуа. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Еще фотографии двух J-15, приземляющихся и взлетающих на Ляонине » . 新华网 (на китайском языке). Пекин. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ ЛаГрон, Сэм (19 июня 2013 г.). «Китайский авиаперевозчик начинает второй раунд испытаний реактивных самолетов» . Новости USNI . Военно-морской институт США. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
Китайцев обучает авианосной авиации (самым сложным операциям военной авиации) группа бразильских пилотов-авианосцев.
- ^ Уолдрон, Грег (4 июля 2013 г.). «Китай сертифицирует первых пилотов авианосцев» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ ЛаГрон, Сэм (8 сентября 2014 г.). «Два пилота НОАК погибли при испытаниях истребителей китайского авианосца» . Новости USNI . Военно-морской институт США. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Китай сообщил о гибели двух летчиков-испытателей авианосца – Yahoo!7» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Китай опровергает сообщения о гибели пилотов при испытаниях J-15» . Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Военные отрицают, что два пилота, погибшие при исполнении служебных обязанностей, погибли во время испытаний авианосца» 7 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 г. Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Председатель Центрального военного совета Си Цзиньпин подписал приказ о присвоении почётных званий 1 подразделению и 1 человеку» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2014 года . Проверено 13 января 2015 года .
- ^ «Китайский эсминец типа 055 впервые вошел в состав авианосной группы» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 6 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Махадзир, Дзирхан (31 декабря 2021 г.). «Китайская авианосная ударная группа Ляонин возвращается из боевой готовности» . Новости USNI .
- ^ «Китайская авианосная ударная группа теперь действует в Восточно-Китайском море» . 23 мая 2022 г.
- ^ Немото, Ре (11 мая 2022 г.). «Китайский авианосец осуществил более 100 взлетов возле островов Окинава» . Никкей Азия .
- ^ Саттон, Гавайи (17 июня 2022 г.). «Китай спустил на воду первый авианосец, который может конкурировать с ВМС США» . Военно-морские новости .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- varyagworld.com
- Превращение «Варяга» в ПЛАНОВЫЙ авианосец
- Статья «Авианосец «Варяг»» на сайте sinodefence.com
- физическое местоположение в мире
- Спутниковая фотография Варяга в Даляне, Китай, с Google Maps
- Операции китайских перевозчиков
- «Китайский авианосец стоит на якоре в военном порту», Слайд-шоу, People's Daily Синьхуа, 10:14, 27 февраля 2013 г.