Торпедный катер проекта 664.
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |
ОРП Спрауни в 1980-х годах
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Торпедный катер проекта 664. |
Строители | Северная верфь , Гданьск |
Операторы | ![]() |
Построен | 1961-1972 |
В комиссии | 1965-1980-е годы |
Завершенный | 8 |
Ушедший на пенсию | 8 |
Списано | 7 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Торпедный катер |
Смещение |
|
Длина | 24,76 м (81 фут 3 дюйма) |
Луч | 7,79 м (25 футов 7 дюймов) |
Черновик | 1,61 м (5 футов 3 дюйма) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 410 миль (760 км; 470 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 20 офицеров и зачислены |
Датчики и системы обработки | РЛС наблюдения и управления торпедным огнем МР-102 |
Вооружение |
|
Класс проекта 664 ( по классификации НАТО «Висла ») — польские торпедные катера, спроектированные в Польше в 1970-х годах. Это были одни из немногих судов такого размера, оснащенные газовой турбиной и способные развивать большую скорость.
Разработка
[ редактировать ]В конце 1950-х годов ВМС Польши решили разработать быстроходные торпедные катера собственной разработки в дополнение к советским торпедным катерам проекта 183 (П-6). В качестве двигательной установки было решено использовать газовую турбину и вооружить четырьмя торпедными аппаратами. Из-за отсутствия предыдущего опыта проектирования подобных кораблей разработка затянулась. Для отработки технологии был построен единственный опытный торпедный катер проекта 663Д — ORP Błyskawiczny . Ее строительство началось в 1961 году, а в строй она поступила в 1965 году. Испытания выявили некоторые неисправности, и были проведены дальнейшие доводочные работы. В результате получились лодки финального проекта 664. Они имели схожий силуэт, форму корпуса и силовую установку из 4 дизелей и газотурбинного двигателя ТМ-1 в компоновке CODAG . Сама газовая турбина представляла собой адаптацию лицензионного авиационного реактивного двигателя «Климов ВК-1» . Газовая турбина используется на скорости выше 12 узлов.
было построено восемь лодок С 1968 года на Stocznia Północna (Северной верфи) в Гданьске . Им были присвоены номера от КТД-452 до КТД-459 (сокращение от kuter torpedowy duży — «торпедный катер большой») и имена.
Услуга
[ редактировать ]Лодки поступили на вооружение ВМС Польши в 1971–1972 годах и были приписаны к 3-й флотилии ВМФ (вместе с ОРП «Блыскавичный» ).
В целом проект оказался неудачным. Прежде всего, корпуса, изготовленные из гидроналия ( алюминиевого сплава ), имели ограниченную долговечность, особенно при плавании на большой скорости в бурном море, что приводило к образованию трещин. Силовая установка также была неоптимальной, газовая турбина не отличалась топливной экономичностью, ограничивающей дальность полета, были проблемы с передачей спаренных двигателей. Лодки были очень компактными, неудобными для экипажей, тесными, шумными и подверженными вибрации. Однако их преимущество в очень высокой максимальной скорости было ограничено морскими условиями.
Из-за проблем с обслуживанием и износа лодки проекта 664 сравнительно быстро были выведены из эксплуатации в 1980-х годах, прослужив всего 9–14 лет.

Единственным сохранившимся был ОРП Одважный — в 1990 году он был передан музею Белого орла в Скаржиско-Каменне . Однако его первоначальная спаренная 30-мм пушка АК-230 заменена спаренной 25-мм пушкой 2М-3М.
Список лодок
[ редактировать ]Число | Имя | Заложен | Запущен | С- миссия |
Дети- миссия |
---|---|---|---|---|---|
КТД-452 | ОРП Битни | 15 августа 1968 г. | 15 сентября 1969 г. | 20 января 1972 г. | 31 января 1986 г. |
КТД-453 | ОРП Быстрый | 20 февраля 1969 г. | 29 марта 1970 г. | 20 января 1972 г. | 31 декабря 1983 г. |
КТД-454 | ОРП Дзельный | 15 декабря 1969 г. | 20 октября 1970 г. | 22 июля 1972 г. | 31 декабря 1981 г. |
КТД-455 | ОРП Дзерски | 16 июня 1970 г. | 30 ноября 1971 г. | 20 октября 1972 г. | 31 декабря 1984 г. |
КТД-456 | ОВП в рабочем состоянии | 23 ноября 1970 г. | 29 мая 1972 г. | 13 января 1973 г. | 15 ноября 1986 г. |
КТД-457 | ОВП Быстрый | 16 декабря 1971 г. | 29 сентября 1972 г. | 28 апреля 1973 г. | 31 августа 1984 г. |
КТД-458 | ОРП Одзива | 7 апреля 1972 г. | 21 февраля 1973 г. | 15 сентября 1973 г. | 31 января 1986 г. |
КТД-459 | ОВП устойчивый | 8 августа 1972 г. | 31 мая 1973 г. | 17 ноября 1973 г. | 15 ноября 1986 г. |

Ссылки
[ редактировать ]- Теодор Маковский, Роберт Рохович: Польские торпедные катера - серийные единицы в: Morze, Statki i Okręty, № 2/2006 (польский язык).