Jump to content

Битва при Ульсане

Координаты : 35 ° 4,36' с.ш., 129 ° 56,64' в.д.  /  35,07267 ° с.ш., 129,94400 ° в.д.  / 35,07267; 129,94400
Битва при Ульсане
Часть русско-японской войны

Затопление русского крейсера "Рюрик" в Ульсанском сражении, 1904 год, с современной пропагандистской открытки.
Дата 14 августа 1904 г.
Расположение
Ульсан , Корея
( 35 ° 4,36' с.ш., 129 ° 56,64' в.д.  /  35,07267 ° с.ш., 129,94400 ° в.д.  / 35,07267; 129,94400 )
Результат

Победа Японии

  • Русская диверсионная эскадра потерпела поражение
Воюющие стороны
Японская империя Японская империя  Российская Империя
Командиры и лидеры
Японская империя Камимура Хиконодзё Российская Империя Карл Джессен
Сила
4 броненосных крейсера
2 защищенных крейсера
3 броненосных крейсера
Жертвы и потери
44 убитых
71 раненый
1 крейсер слегка поврежден
343 убитых
652 раненых
1 броненосный крейсер потоплен
2 броненосных крейсера повреждены

морская битва при Ульсане (яп. 蔚山沖海戦 Urusan'oki kaisen ; русский: Бой в Корейском проливе, Boi в Корейском проливе ), также известная как битва в Японском море или битва в Корейском проливе 14 августа состоялась . 1904 год между крейсерскими эскадрами Императорского Российского флота и Императорского японского флота во время Русско-японской войны , через четыре дня после битвы на Желтом море .

В начале русско-японской войны большая часть российского Тихоокеанского флота была заблокирована в пределах Порт-Артура Императорским флотом Японии . Однако российская вспомогательная военно-морская база во Владивостоке, хотя и была обстреляна японской эскадрой под командованием вице-адмирала Дэва Сигэто в марте 1904 года, осталась практически неповрежденной. Во Владивостоке располагался гарнизон в составе легкого крейсера «Богатырь» и вспомогательного крейсера « Лена» , а также более сильная Владивостокская отдельная крейсерская эскадра в составе броненосных крейсеров «Россия» , «Рюрик» и «Громобой» . Этими силами командовали контр-адмирал Карл Йессен с 15 марта по 12 июня 1904 г., вице-адмирал Петр Безобразов с 12 июня по 16 октября 1904 г. и снова из Йессена с 15 октября 1904 г. до конца войны. [ 1 ]

Торгово-рейдерские операции

[ редактировать ]

Владивостокская отдельная крейсерская эскадра в 1904 году совершила из Владивостока шесть вылетов на торговые рейды , потопив в общей сложности 15 транспортов. [ 1 ] Первый рейд состоялся с 9 по 14 февраля вдоль побережья Японии, в ходе которого был потоплен единственный транспорт. Второй прошел с 24 февраля по 1 марта вдоль побережья Кореи без каких-либо результатов. Однако во время третьего рейда с 23 по 27 апреля российская эскадра устроила засаду на японские транспорты с войсками, приближавшиеся к Генсану в Корее, причинив значительный ущерб. Четвертый рейд с 12 по 19 июня потопил несколько транспортов в Цусимском проливе в результате так называемого « с Хитачи Мару инцидента » и привел к захвату британского транспорта « Аллантаун» . Затем последовал пятый рейд с 28 июня по 3 июля, снова в Цусимском проливе, в ходе которого британский транспорт «Челтнем» был захвачен . Наконец, с 17 июля по 1 августа русская эскадра совершила набег на тихоокеанское побережье Японии, потопив один британский и один немецкий грузовой корабль. [ 2 ] В результате этих операций японцы были вынуждены выделить 2-й флот IJN под командованием вице-адмирала Камимуры Хиконодзё со значительными ресурсами в попытке обнаружить и уничтожить русскую эскадру. Неспособность Камимуры сделать это несколько раз вызвала негативную реакцию общественности в Японии.

Телеграмма Первой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре прибыла во Владивосток во второй половине дня 11 августа 1904 года, в которой говорилось, что адмирал Вильгельм Витгефт решил попытаться прорвать японскую блокаду , и поэтому вице-адмиралу Йессену было приказано совершить боевой вылет Владивостокской крейсерской эскадры на помогать. Однако уже 5 августа 1904 года была получена телеграмма от Витгефта о намерении погибнуть вместе с Порт-Артуром, поэтому владивостокским крейсерам потребовалось время, чтобы подготовиться к действию. Из-за задержки отплытия было мало надежды на помощь Первой Тихоокеанской эскадре в решающем проходе Цусимского пролива; однако, предполагая, что Витгефт добьется успеха, две эскадрильи планировали встретиться в Японском море .

Боевые корабли Владивостокской крейсерской эскадры выстроились в линию с интервалом в 4 морских мили (7,4 км) и направились на юг со скоростью 14 узлов (26 км/ч), ежечасно ожидая обнаружения Порт-Артурской эскадры. Однако на следующее утро Порт-Артурскую эскадру так и не заметили. Когда Владивостокская крейсерская эскадра приблизилась к Пусану , Йессен сообщил своим капитанам, что не намерен пытаться пройти Цусимский пролив, и приказал эскадре вернуться во Владивосток.

Рюрик
Идзумо
Молнии
Иватэ
Россия
Токива
Азума
Нанива

2-й японский флот под командованием адмирала Камимуры состоял из четырёх броненосных крейсеров «Идзумо» , «Адзума» , «Токива» , «Иватэ» и двух защищенных крейсеров «Нанива» и «Такачихо» . Японская эскадра прошла очень близко к русской эскадре в темноте предыдущей ночи на противоположных курсах, но ни одна из них не заметила друг друга. С 01:30 14 августа 1904 года Камимура возвращался из района ночного патрулирования по курсу, который вёл его прямо к русской эскадре. Когда Йессен начал свой поворот обратно во Владивосток, он увидел четыре японских броненосных крейсера.

Ситуация была идеальной для японской стороны. Был рассвет погожего летнего дня, и противник находился в Японском море настолько далеко от Владивостока, насколько это было возможно, а японская эскадра находилась между русскими и их далекой базой.

В 05:20 14 августа 1904 года флот приблизился на расстояние 7800 метров (8500 ярдов), и японцы открыли огонь первыми. По неизвестным причинам Камимура приказал сосредоточить огонь на Рюрике , последнем и самом слабом в русской колонне. Подвергнутая вдвое большей бомбардировке, чем ее более сильные товарищи, Рюрик за короткое время потеряла большую часть своих офицеров и, хотя и была сильно повреждена, осталась на плаву, а уменьшающееся число выживших продолжало до последнего стрелять из немногих оставшихся орудий, храбро ведя огонь. проявление классического героизма, вызвавшее восхищение японцев.

На восточном пути японские корабли получили несколько ударов, но ничего сравнимого с тем, что они нанесли. Предполагалось, что, когда русские отойдут в сторону, Камимура еще сильнее воспользуется своим преимуществом. По необъяснимым причинам этого не произошло. Камимура странным образом держал курс во время поворота русских, и когда через несколько минут он приказал своим войскам повернуть, именно на новый галс фактически удлинил, а не сузил дальность.

Оставшиеся русские крейсеры попытались прикрыть «Рюрик» , но с увеличением ущерба Ессен решил в 08:30 затопить «Рюрик» , а остальные свои корабли спасти, направившись обратно во Владивосток. Японские крейсеры некоторое время преследовали, и стрельба продолжалась, при этом русские крейсеры получили больший ущерб, а Ивате и Адзума были небольшими . Русские находились в гораздо худшем состоянии, чем японцы, но Камимура тогда принял еще одно спорное решение: после всего трех часов преследования, все еще находясь в открытом море, и с длинным световым днем ​​между японскими крейсерами и Владивостоком, в 11:00: 15 декабря он прекратил погоню и повернул обратно в сторону Пусана.

Несмотря на то, что Камимуре не удалось уничтожить два оставшихся русских крейсера, в Японии его провозгласили героем. Хотя двум из трех русских крейсеров удалось спастись, их ущерб был больше, чем могли выдержать ограниченные ремонтные базы во Владивостоке, и Владивостокская крейсерская эскадра больше никогда не угрожала японскому судоходству.

Русская точка зрения

[ редактировать ]

С точки зрения Императорского флота России, «Рюрик» был затоплен собственным экипажем, а не по решению адмирала Джессена. «Рюрик» получил попадание снаряда в небронированную корму, разрушен рулевой механизм, обездвиживший руль направления в поднятом положении. Таким образом, максимальная скорость «Рюрика» была значительно снижена, и ее рулевое управление пришлось осуществлять за счет уменьшения оборотов каждого из ее винтов. Джессен успешно отвлек все четыре японских броненосных крейсера и надеялся, что Рюрик сможет выстоять против Нанивы и Такачихо . Однако состояние Рюрика было довольно плохим. Капитан первого ранга Трусов, ее командир и все старшие офицеры погибли. Наконец, лейтенант Иванов (тринадцатый по старшинству) приказал «Рюрика» затопить .

«Россия» и «Громобои» успешно отразили атаку крейсеров Камимуры ценой серьезных повреждений, но моряки IRN, все еще находясь под обстрелом, смогли отремонтировать основные 203-мм (8 дюймов) орудия и продолжить бой с ними. Столкнувшись с возрастающей скорострельностью русских крейсеров и почти исчерпанными запасами боеприпасов, адмирал Камимура решил прекратить преследование.

Очень тяжелые потери русских в бою стали результатом двух факторов: разрывными зарядами японских снарядов был порох шимозе (тринитрофенол), который при детонации превращал снаряды в очень большое количество осколков. Кроме того, на российских кораблях отсутствовали защитные орудийные щиты для экипажей.

Боевой порядок

[ редактировать ]
Порядок доставки соответствует их положению в очереди.

Владивостокский крейсерский отряд - контр-адмирал Карл Йессен:

2-й флот — вице-адмирал Камимура Хиконодзё.

  • 2-й отряд: броненосные крейсера:
    • Идзумо , флагман, слегка поврежден; 20 попаданий, 2 убийства, 17 убийств.
    • Азума , слегка поврежденный; 10 просмотров, 8 WIA.
    • Токива , слегка поврежденный; несколько попаданий, 3 WIA.
    • Иватэ , слегка поврежденный; более 10 попаданий, 40 убийств, 47 убийств.
  • 4-й отряд: защищенные крейсеры:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Каунер, Исторический словарь Русско-японской войны , с. 412.
  2. ^ Вествуд, Россия против Японии , с. 90.
  3. ^ С.Сулига ( S. Suliga ): Корабли русско-японской армии. Часть 1. Российский флот ( Корабли Русско-Японской войны. Часть 1. Российский флот ), Арсенал
  4. ^ С.Сулига ( S. Suliga ): Корабли русско-японской армии. Часть 2. Японский флот ( Корабли России - Японская война. Часть 2. Японский флот ), Арсенал

Источники

[ редактировать ]
  • Брук, Питер, «Броненосный крейсер против броненосного крейсера, Ульсан, 14 августа 1904 года», в журнале Warship 2000–2001 , Conway's Maritime Press, ISBN   0-85177-791-0
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. ISBN  0-8108-4927-5 .
  • Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0887061915 .
  • Уорнер, Денис и Пегги (1974). Прилив на рассвете: история русско-японской войны 1904–1905 годов . Нью-Йорк.
  • Мельников Р. М. «Рюрик» был первым. — Л.: Судостроение, 1989. (Melnikov R. M. The Rurik was first , Leningrad, Sudostroenie Publishing Company, 1989)
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 093c8177c3e1d57709ce602182ac77ce__1717653240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/ce/093c8177c3e1d57709ce602182ac77ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle off Ulsan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)