Корсаковская битва
Корсаковская битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть русско-японской войны | |||||||
![]() Российский защищенный крейсер «Новик». | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
Крейсер Титосэ Крейсер Цусима | Крейсер Новик | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Цусима повреждена | Новик затоплен |
— Корсаковское сражение морское сражение в ходе Русско-японской войны — произошло 20 августа 1904 года у южного побережья острова Сахалин . Битва сорвала попытку Императорского флота России защищенного крейсера «Новик» покинуть Порт-Артур русских крейсеров и присоединиться к эскадре во Владивостоке , Россия , после того, как русская Тихоокеанская эскадра была рассеяна в битве на Желтом море .
Предварительные ходы
[ редактировать ]Новик входил в состав эскадры Императорского российского флота, блокированной в гавани Порт-Артура, Маньчжурия , Китай , силами Императорского флота Японии с начала русско-японской войны в феврале 1904 года. Когда русская эскадра наконец попыталась вырваться из порта Артура и достичь Владивостока, Россия, где он мог соединиться с базировавшейся там эскадрой русских крейсеров. Он потерпел поражение в битве на Желтом море 10 августа 1904 года. Русская эскадра распалась во время боя, и некоторые корабли вернулись в Порт-Артур. а другие бегут на юг, в Желтое море , в поисках убежища в китайских портах. «Новик» был среди кораблей, бежавших на юг.
11 августа «Новик» столкнулся с российским защищенным крейсером «Диана которого », командир намеревался отправиться в Сайгон во французской Кохинхине , и эсминцем «Грозовой» в Желтом море, а «Новика » командир сообщил двум другим российским кораблям, что он намерен сразиться с ними. уголь и продовольствие в Цзяочжоу на немецкой концессии в заливе Каочжоу в Китае, а затем двигайтесь по востоку Японии во Владивосток. Командир « Дианы » полагал, что такое путешествие приведет к захвату японскими войсками, и по-прежнему намеревался отправиться в Сайгон. [ 1 ] Diana and Grozovoi put into port at Shanghai , China, [ 1 ] и Новик расстался с ними и пошел дальше один.


Японцы имели ограниченную информацию о местонахождении «Новика » до 14 августа 1904 года, когда они получили сообщение о том, что он покинул Цзяочжоу на рассвете 12 августа и что нейтральное торговое судно заметило крейсер, похожий на «Новик» , в Восточно-Китайском море на полпути между Шанхаем и Шанхаем. Нагасаки , Япония , в 10:15 13 августа и что он, очевидно, направлялся в пролив Ван-Димен (пролив Осуми) к югу от Кюсю . [ 2 ] Японцы первоначально приказали защищенным крейсерам «Ниитака» и «Цусима» проследовать в пролив Цугару , чтобы поймать «Новик», если он попытается достичь Владивостока по этому маршруту, но затем отменили приказ, определив, что два крейсера необходимы в районе Шанхая для поиска российского корабля. защищенный крейсер «Аскольд» . [ 3 ] Это решение дало «Новику» возможность беспрепятственно плыть на север, к востоку от Японии. Он прошел к югу от Якусимы на островах Осуми в 05:30 14 августа и вошел в Тихий океан , повернув на север. [ 4 ]
японское торговое судно заметило «Новик» , проходивший мимо Якусимы. Утром 14 августа [ 4 ] и когда утром 15 августа известие о наблюдении дошло до японского военно-морского командования, они наконец смогли организовать преследование. [ 4 ] Они приказали защищенным крейсерам «Титосэ» и «Цусима» под общим командованием командира «Титосэ» на всей скорости проследовать на север к проливу Цугару и уничтожить «Новик» , если он попытается войти в Японское море из Тихого океана через этот пролив. [ 4 ] Цусима получила приказ быстро и, не имея возможности связаться с Титосэ , самостоятельно двинулась на север через Японское море. Титосэ получил приказ только на закате 15 августа и не смог следовать за Цусимой до 03:30 16 августа. [ 4 ]
Цусима прибыла в Хакодатэ , Япония, в пролив Цугару около заката 17 августа 1904 года, и Титосэ встретил ее там около 13:00 18 августа. [ 4 ] Они получили приказ патрулировать Японское море у западной стороны пролива Цугару до 08:00 19 августа. Если Новик не появится к этому времени, они должны были разделиться: Титосэ продолжит наблюдать за проливом Цугару, в то время как Цусима пойдет на север, чтобы исследовать пролив Лаперуза . [ 5 ] не было видно Когда Новика , они, как было приказано, расстались. [ 6 ]
Примерно через час после того, как «Цусима» направилась на север, пришло известие, что «Новик» прошел через пролив Фриза между Уруппу и Эторофу на Курильских островах и вошел в Охотское море . [ 6 ] Японцы предположили, что «Новик» намеревался пройти через пролив Лаперуза по пути во Владивосток и ему придется добывать уголь в Корсакове на южном побережье острова Сахалин , и приказали Титосэ присоединиться к Цусиме в проливе Лаперуза. [ 6 ] Цусима начала обыск пролива около 08:00 20 августа 1904 года, а Титосэ присоединился к ней около 10:00. [ 6 ] Не видя никаких признаков «Новика» , командир «Читосэ» приказал «Цусиме» войти в залив Анива и проверить, находится ли «Новик» в Корсакове. [ 6 ]
Во время своего путешествия к востоку от Японии «Новик» шел на экономичной скорости, но японцы были правы в том, что ему, тем не менее, требовалась остановка для угля в Корсакове, прежде чем он смог продолжить путь во Владивосток. [ 6 ] Она прибыла в Корсаков на рассвете 20 августа 1904 года, ее командир намеревался запастись углем и водой, прежде чем пройти через пролив Лаперуза под покровом темноты в ночь с 20 на 21 августа. [ 6 ] Однако в течение дня радиостанция «Новика » обнаружила признаки активности близлежащей японской радиосвязи, а во второй половине дня «Новика экипаж . » заметил дым Цусимы [ 6 ] Опасаясь, что он может оказаться в ловушке в Корсакове, Новика » во второй половине дня 20 августа решил пересмотреть свои планы, приостановить добычу угля и немедленно отправиться во Владивосток через пролив Лаперуза. командир « [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]«Цусима» подошла к Корсакову в 16:00 20 августа 1904 года и заметила дым, поднимающийся из гавани, установив, что это был «Новик» . [ 6 ] Затем в 16:30 она заметила «Новик» , идущий на юг от Корсакова, и открыла по нему огонь. [ 6 ] «Новик» ответил, и в течение чуть более получаса произошла резкая, но односторонняя схватка, в ходе которой более тяжеловооруженная «Цусима» несколько попаданий нанесла по «Новику» , пять из них ниже ватерлинии , что вывело половину ее котлов из строя и затопило ее рулевое отделение. [ 6 ] Новик повернул обратно к Корсакову , преследуя Цусиму , но примерно через полчаса, в 17:40, Новик попадание нанес по Цусиме по ватерлинии, которое затопило два отсека и заставило Цусиму так сильно крениться, что ей пришлось отказаться от погони. и остановиться, чтобы сделать срочный ремонт. [ 7 ] Новик вернулся в гавань Корсакова. [ 8 ]
Пока «Цусима» устраняла повреждения, Титосэ . на место прибыла [ 8 ] Два японских крейсера всю ночь с 20 на 21 августа наблюдали за Корсаковым на случай, если «Новик» предпримет еще одну попытку прорыва. [ 8 ] Однако рулевое устройство « Новика » было повреждено и не подлежало ремонту, и его командир, заметив по игре прожекторов в сторону моря, что прибыл второй японский крейсер, решил, что его невозможно спасти. ночью [ 8 ] Он приказал «Новик» затопить на мелководье. [ 8 ]
На рассвете 21 августа «Титосэ» вошла в гавань и обнаружила «Новик» затонувшим на песчаной отмели , а ее лодки и катера вокруг нее унесли команду и ценное снаряжение. Титосэ приблизился к обломку « Новика » и открыл по нему огонь с дальности 9300 ярдов (8500 метров). На дистанции 4400 ярдов (4000 метров) она нанесла 20 попаданий. [ 8 ] Продолжая приближаться к дистанции 2700 ярдов (2500 метров), русские командир Титосэ решил, что Новик , и отступил. смогут спасти не [ 8 ]

Последствия
[ редактировать ]Титосэ и Цусима отошли на юг. [ 8 ] В конце августа 1904 года японские вспомогательные крейсеры «Гонконг Мару» и «Ниппон Мару» отправились на север от Японии для патрулирования пролива Лаперуза, и в ходе этих операций их экипажи очистили затонувший « Новик » от всего съемного снаряжения и орудий, прежде чем вернуться в Японию, где они начали операции из Хакодате 7 сентября 1904 года. [ 9 ] Тем временем шестьдесят членов экипажа « Новика » были прикомандированы к отряду Императорской Российской армии численностью около 500 человек, базирующемуся в Корсакове, с приказом вести партизанскую войну против любых сил Императорской японской армии , высадившихся на южном острове Сахалин . [ 10 ]
В августе 1905 года, незадолго до окончания русско-японской войны, в Корсаков прибыла японская инженерная группа, чтобы спасти «Новик» в качестве военного трофея . После длительных попыток снять ее с мели японцы отбуксировали ее в Военно-морской арсенал Йокосука в Йокосуке , Япония, где она была отремонтирована. 20 августа 1906 года, во вторую годовщину Корсаковской битвы, он был зачислен в состав Императорского флота Японии как ависо Судзуя . второго класса Переклассифицированный в корабль береговой обороны в 1912 году, «Сузуя» был продан на слом в 1913 году.
В популярной культуре
[ редактировать ]Корсаковское сражение изображено в романах «Порт-Артур» (ливийско-ливийский) Александра Степанова и «Каторга » (ливийский) Валентина Пикуля .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Корбетт, с. 429.
- ^ Корбетт, Том. я, с. 452.
- ^ Корбетт, Том. Я, стр. 452-454.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Корбетт, Vol. я, с. 454.
- ^ Корбетт, Том. Я, стр. 454-455.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Корбетт, Vol. я, с. 455.
- ^ Корбетт, Том. Я, стр. 455-456.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Корбетт, Vol. я, с. 456.
- ^ Корбетт, Том. II, с. 55.
- ^ Корбетт, Том. II, с. 353.
Ссылки
[ редактировать ]- Корбетт, Джулиан С., Морские операции в русско-японской войне, Том I , Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994, ISBN 1-55750-129-7 .
- Корбетт, Джулиан С., Морские операции в русско-японской войне, Том II , Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994, ISBN 1-55750-129-7 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг., Том 1 . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253352149 .
46 ° 50'00 "N 143 ° 00'00" E / 46,83333 ° N 143,00000 ° E