Советский ВМФ
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2020 г. ) |
Советский Военно-Морской Флот [ а ] — морской форменный род войск Советских Вооружённых Сил . Его часто называют Красным Флотом . [ б ] Советский военно-морской флот составлял значительную часть Советского Союза на стратегического планирования случай конфликта с противостоящей сверхдержавой , Соединенными Штатами , во время холодной войны (1945–1991). [ 2 ] Советский военно-морской флот сыграл большую роль во время холодной войны, либо противодействуя Организации Североатлантического договора в Западной Европе , либо проецируя силу для сохранения своей сферы влияния в Восточной Европе . [ 3 ]
Советский ВМФ был разделен на четыре основных флота: Северный , Тихоокеанский , Черноморский и Балтийский флоты, а также Ленинградскую военно-морскую базу , которой командовали отдельно. У него также были меньшие силы, Каспийская флотилия , которая действовала в Каспийском море , а за ней следовал более крупный флот, 5-я эскадра , в Средиземном море . В состав ВМФ СССР входили морская авиация , морская пехота и береговая артиллерия .
Советские Вооруженные Силы |
---|
Компоненты |
Звания советских воинов |
История советской армии |
Советский Военно-Морской Флот был сформирован из остатков Императорского Российского Флота во время Гражданской войны в России . После распада Советского Союза в 1991 году Российская Федерация унаследовала большую часть советского ВМФ и преобразовала его в ВМФ России , а меньшие части стали основой военно-морских сил новых независимых постсоветских государств .
Ранняя история
[ редактировать ]Гражданская война в России (1917–1922)
[ редактировать ]Основу Советского Военно-Морского Флота составляли республиканские военно-морские силы, сформированные из остатков Императорского Российского Флота , почти полностью уничтоженного в ходе двух революций 1917 года (февральской и октябрьско-ноябрьской) во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.), после Гражданской войны в России (1917–1922 гг.) и Кронштадтского восстания 1921 г. В революционный период русские моряки по своему желанию покидали свои корабли и вообще пренебрегали своими обязанностями. Офицеры были разогнаны (некоторые погибли в результате красного террора , некоторые присоединились к « белым » (антикоммунистическим) противостоящим армиям, а другие просто ушли в отставку), а большинство матросов ушли и покинули свои корабли. Работы остановились на верфях, где недостроенные корабли быстро приходили в негодность.
У Черноморского флота дела обстоят не лучше, чем у Балтийского . Большевистская ( коммунистическая ) революция полностью разрушила его личный состав массовыми убийствами офицеров; кораблям было позволено прийти в негодность. В конце апреля 1918 года немецко-императорские войска двинулись вдоль побережья Черного моря , вошли в Крым и начали продвижение к Севастопольской военно-морской базе. Наиболее боеспособные корабли были переброшены из Севастополя в Новороссийск , где по ультиматуму Германии были затоплены по Владимира Ленина приказу .
Корабли, оставшиеся в Севастополе, были захвачены немцами, а затем, после более позднего перемирия от 11 ноября 1918 года на Западном фронте , положившего конец войне, дополнительные российские корабли были конфискованы британцами. 1 апреля 1919 года, во время последовавшей Гражданской войны в России , когда войска Красной Армии захватили Крым , эскадра британского Королевского флота была вынуждена отойти, но перед уходом они повредили все оставшиеся линкоры и потопили тринадцать новых подводных лодок.
Когда противостоящая царской Белой армии захватила Крым в 1919 году, она спасла и восстановила несколько частей. В конце гражданской войны флот Врангеля , Белая флотилия, двинулся на юг через Черное море, Дарданеллы проливы и Эгейское море к Средиземному морю в Бизерту во французском Тунисе на побережье Северной Африки , где был интернирован.
Первым кораблем революционного флота можно считать мятежный императорский русский крейсер «Аврора» постройки 1900 года, экипаж которого примкнул к коммунистам-большевикам. Моряки Балтийского флота служили боевой силой большевиков во главе с Владимиром Лениным и Львом Троцким во время Октябрьской революции ноября 1917 года против демократического временного правительства Александра Керенского, созданного после первой февральской революции против царя . Некоторые императорские суда продолжали служить и после революции, хотя и под другими названиями.
Советский Военно-Морской Флот был создан как « Рабоче-Крестьянский Красный Флот ». [ с ] По декрету нового Совета Народных Комиссаров 1918 года , созданного в качестве временного российского революционного правительства, оно было не готово к службе в межвоенные годы с 1918 по 1941 год.
Поскольку внимание страны было в основном направлено внутрь страны, у ВМФ не было большого финансирования и подготовки. Показателем его репутации было то, что Советы не были приглашены к участию в переговорах по Вашингтонскому военно-морскому договору 1921–1922 годов, который ограничивал размер и возможности самых мощных военно-морских сил – британского, Американский, японский, французский, итальянский. Большая часть старого флота была продана советским правительством в послевоенную Германию на металлолом.
В Балтийском море осталось всего три заброшенных линкора, два крейсера, около десяти эсминцев и несколько подводных лодок. Несмотря на такое положение дел, Балтийский флот оставался значимым военно-морским соединением, а Черноморский основу для расширения давал и флот. Существовало также около тридцати боевых флотилий малых водных путей.
Межвоенный период (1922–1941)
[ редактировать ]В 1930-е годы, по мере продолжения индустриализации Советского Союза , были разработаны планы превратить Советский Военно-Морской Флот в один из самых мощных в мире. Программа военно-морского кораблестроения, одобренная Советом труда и обороны в 1926 году, включала в себя планы постройки двенадцати подводных лодок; первые шесть стали известны как декабристов класс . [ 4 ] С 4 ноября 1926 года Техническое бюро № 4 (бывшее Управление подводных лодок, до сих пор секретное) под руководством Б. М. Малинина руководило работами по строительству подводных лодок на Балтийском заводе . [ 4 ]
В последующие годы по проектам, разработанным под руководством Малинина, было построено 133 подводные лодки. Дополнительные события включали формирование Тихоокеанского флота в 1932 году и Северного флота в 1933 году. [ 5 ] Силы должны были быть построены вокруг мощных «Советский Союз» линкоров класса . Эта программа строительства находилась только на начальной стадии к тому времени, когда немецкое вторжение вынудило ее приостановить в 1941 году.
К концу 1937 года самым крупным флотом был Балтийский флот , базировавшийся в Ленинграде: два линкора, один учебный крейсер, восемь эсминцев, в том числе один лидер эсминца, пять сторожевых кораблей, два тральщика и еще несколько старых тральщиков. [ 6 ] В состав Черноморского флота в Севастополе входили один линкор, три крейсера, один учебный крейсер, пять эсминцев, два сторожевых корабля и четыре тральщика. Северный флот, действовавший с берегов Кольского залива и Полярного , состоял из трех эсминцев и трех сторожевых кораблей, Тихоокеанский флот имел два эсминца, переброшенных на восток в 1936 году, и шесть сторожевых кораблей, собранных на Дальнем Востоке.
Советский Военно-Морской Флот участвовал в Зимней войне против Финляндии в 1939–1940 годах на Балтийском море. Оно ограничивалось в основном крейсерами и линкорами, ведущими артиллерийские дуэли с финскими фортами. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война: Великая Отечественная война (1941–1945).
[ редактировать ]Строительство советского флота было национальным приоритетом, но многие старшие офицеры были убиты во время Великой чистки в конце 1930-х годов. [ 7 ] Доля военно-морского флота в национальном бюджете вооружений упала с 11,5% в 1941 году до 6,6% в 1944 году. [ 8 ]
Когда Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, во время операции «Барбаросса» в июне 1941 года, первоначально миллионы солдат были взяты в плен, многие матросы и корабельные орудия были отправлены для усиления Красной Армии ; эти перераспределенные военно-морские силы сыграли особенно значительную роль на суше в боях за Одессу , Севастополь , Сталинград , Новороссийск , Туапсе и Ленинград . Балтийский флот был блокирован в Ленинграде и Кронштадте минными полями , но подводные лодки сумели уйти. Надводный флот боролся с противовоздушной обороной города и бомбардировал немецкие позиции. [ 9 ]
В состав советских флотов в 1941 году входили: [ 10 ]
- 3 линкора,
- 7 крейсеров
- 59 destroyers (including 46 modern Gnevny -class and Soobrazitelny -class destroyers),
- 218 подводных лодок,
- 269 миноносцев,
- 22 патрульных корабля,
- 88 тральщиков,
- 77 охотников за подводными лодками ,
- и ряд других судов меньшего размера.
В разной степени готовности находилось еще 219 судов, в том числе 3 линкора, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев и 91 подводная лодка.
В приведенные выше итоги включены некоторые корабли до Первой мировой войны ( эсминцы типа «Новик» , некоторые крейсеры и все линкоры), некоторые современные корабли, построенные в СССР и Европе (например, эсминец итальянского производства « Ташкент »). [ 11 ] и частично достроенный немецкий крейсер Lützow ). В годы войны многие суда на стапелях в Ленинграде и Николаеве были уничтожены (в основном авиацией и минами ), однако советский ВМФ получил трофейные румынские эсминцы и по ленд-лизу малые суда из США, а также старые Королевские ВМФ. линкор HMS Royal Sovereign (переименован в «Архангельск» ) и ВМС США крейсер USS Milwaukee (переименован в «Мурманск» ) в обмен на советскую часть захваченного итальянского флота.
На Балтийском море после взятия Таллинна надводные корабли были блокированы минными полями в Ленинграде и Кронштадте , где участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции. Одним из примеров советской находчивости был линкор «Марат» , стареющий корабль еще до Первой мировой войны, затопленный на якоре в гавани Кронштадта немецкими самолетами Юнкерс Ju 87 в 1941 году. До конца войны непогруженная часть корабля оставалась в использовать в качестве заземленной батареи. Подводные лодки, хотя и понесли большие потери из-за противолодочных действий Германии и Финляндии, сыграли важную роль в войне на море, нарушив судоходство стран Оси в Балтийском море.
В Черном море многие корабли были повреждены минными полями и авиацией Оси , но они помогали защищать военно-морские базы и снабжать их во время осады, а также позже эвакуировать их. Тяжелые военно-морские орудия и моряки помогали защищать портовые города во время длительных осад армий Оси . В Северном Ледовитом океане советские эсминцы Северного флота ( классы «Новик» , «Тип 7» и «Тип 7У») и корабли меньшего размера участвовали в противовоздушной и противолодочной обороне конвоев союзников, осуществляющих перевозки грузов по ленд-лизу. На Тихом океане Советский Союз не воевал с Японией до 1945 года, поэтому часть эсминцев была передана Северному флоту. [ 9 ]
С начала боевых действий советская морская авиация обеспечивала авиационную поддержку морских и наземных операций с участием советского ВМФ. Эта служба отвечала за эксплуатацию гидросамолетов дальнего действия берегового базирования, летающих лодок , самолетов катапультного и корабельного базирования, а также самолетов наземного базирования, предназначенных для использования на море.
В качестве послевоенной добычи Советы получили несколько итальянских и японских военных кораблей, а также большое количество немецкой военно-морской инженерной и архитектурной документации.
Холодная война (1945–1991)
[ редактировать ]In February 1946, the Red Fleet was renamed and became known as the Soviet Navy ( Russian : Советский Военно-Морской Флот , romanized : Sovyetsky Voyenno-Morskoy Flot , lit. 'Soviet Military Maritime Fleet'). [ 12 ] После войны Советы пришли к выводу, что им нужен военно-морской флот, который мог бы нарушить линии снабжения и продемонстрировать небольшое военно-морское присутствие развивающемуся миру. [ 13 ] Поскольку необходимые Советскому Союзу природные ресурсы были доступны на территории Евразии, ему не требовался военно-морской флот для защиты большого торгового флота, на что были рассчитаны западные военно-морские силы. [ 13 ] Позднее противодействие морским средствам доставки ядерного оружия стало еще одной важной задачей ВМФ и толчком к его расширению. [ 13 ]
Советский Военно-морской флот был построен вокруг подводных лодок и небольших маневренных тактических судов. [ 13 ] Программа советского судостроения заставляла верфи строить подводные лодки, основанные на времен Второй мировой войны немецкой Кригсмарине проектах , которые с большой частотой спускались на воду в первые послевоенные годы. Впоследствии, благодаря сочетанию местных исследований и технологий, полученных в результате шпионажа от нацистской Германии и западных стран, Советы постепенно улучшили конструкции своих подводных лодок.
Советы поспешили оснастить свой надводный флот ракетами различных типов. Действительно, особенностью советской разработки стало размещение больших ракет на относительно небольших, но быстрых ракетных катерах , в то время как на Западе такой подход никогда не считался бы тактически осуществимым. Советский ВМФ также располагал несколькими очень большими и хорошо вооруженными ракетными крейсерами , такими как крейсеры классов «Киров» и «Слава» . К 1970-м годам советские технологии подводных лодок были в некоторых отношениях более продвинутыми, чем на Западе, и некоторые из их типов подводных лодок считались превосходящими своих американских конкурентов. [ 14 ]
The 5th Operational Squadron ( ru:5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ ) [ 15 ] действовал в Средиземном море . Основная функция эскадры заключалась в предотвращении крупномасштабного проникновения военно-морских сил в Черное море , что могло бы обойти необходимость вторжения на территорию Евразии. [ 13 ] Флагманом эскадры долгое время был «Свердлов» крейсер типа «Жданов» .
Авианосцы и авиация
[ редактировать ]В стратегическом планировании, заложенном советскими стратегами, авианосцы считались относительно неважными и им уделялось мало внимания, поскольку Москва сосредоточилась на военно-морской стратегии, направленной на нарушение морских коммуникаций . Тем не менее, советский военно-морской флот реализовал программу создания авианосцев как способ разжечь конкуренцию с ВМС США . [ 13 ]
Перед советским ВМФ по-прежнему стояла задача противостоять западным подводным лодкам, что создавало потребность в крупных надводных кораблях с противолодочными вертолетами. В 1968 и 1969 годах «Москва» класса были впервые развернуты вертолетоносцы , а в 1973 году на смену им пришел первый из четырех авианесущих крейсеров класса Киев» « . Оба типа были способны использовать вертолеты противолодочной обороны, а класс «Киев» также имел систему вертикального взлета и посадки. самолеты ( например , Як-38 «Форджер» ); они были разработаны для защиты флота, прежде всего в пределах досягаемости самолетов советской морской авиации наземного базирования.
В 1970-х годах Советский Союз начал проект 1153 «Орел» («Орел»), заявленной целью которого было создание авианосца, способного базировать истребители для защиты развернутого флота. Проект был отменен на этапе планирования, когда стратегические приоритеты снова изменились.
В 1981 году ВМФ СССР заказал свой первый настоящий авианосец « Тбилиси» , впоследствии переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» . [ 16 ] на борту которого находятся истребители Су-33 «Фланкер-Д» и МиГ-29 , а также вертолеты Ка-27 .
Отличительной особенностью советских авианосцев было их наступательное ракетное вооружение (а также зенитное вооружение большой дальности), снова представляющее собой оперативную концепцию обороны флота, в отличие от западного акцента на нанесении ударов по берегу с удаленного развертывания. . Второй авианосец (предварительное название « , которая унаследовала часть Варяг») находился в стадии строительства, когда Советский Союз распался в 1991 году. Строительство остановилось, и корабль был позже продан в неполном виде Китайской Народной Республике Украиной старого советского флота после распад СССР. он был принят на вооружение ВМС Народно-освободительной армии В 2012 году под названием « Ляонин» .
Вскоре после спуска на воду второго корабля класса «Кузнецов» ВМФ СССР приступил к строительству авианосца улучшенной конструкции « Ульяновск» , который должен был быть немного крупнее корабля класса «Кузнецов» и иметь атомную энергетическую установку. Проект был прекращен, а те небольшие постройки, которые были начаты в строительстве, были списаны.
Частично для выполнения функций, обычных для палубной авиации, ВМФ СССР развернул большое количество стратегических бомбардировщиков на море в составе Авиации Военно-Морского флота (АВ-МФ, или Служба морской авиации). Стратегические бомбардировщики, такие как Ту -16 «Барсук» и Ту-22М «Бэкфайр», были оснащены высокоскоростными противокорабельными ракетами . Ранее считалось, что эти самолеты являются перехватчиками НАТО конвоев снабжения , курсирующих по морским коммуникациям через Северную Атлантику между Европой и Северной Америкой. Основная роль этих самолетов заключалась в защите материковой части Советского Союза от атак авианосных групп США. [ 17 ]
Подводные лодки
[ редактировать ]Из-за географического положения Советского Союза подводные лодки считались крупными кораблями ВМФ. Подводные лодки могли преодолевать попытки блокады либо в стесненных водах Балтийского и Черного морей, либо в отдаленных уголках западной Арктики СССР, тогда как надводные корабли явно было гораздо легче обнаружить и атаковать. СССР вступил во Вторую мировую войну с большим количеством подводных лодок, чем Германия, но география и скорость немецкого нападения не позволили ему эффективно использовать свой более многочисленный флот в своих интересах. Из-за мнения, что «количество имеет свое качество» и по настоянию адмирала флота Сергея Горшкова , советский ВМФ продолжал эксплуатировать множество ракетных подводных лодок первого поколения, построенных в начале 1960-х годов, вплоть до конца 1960-х годов. Холодная война в 1991 году.
В некоторых отношениях, включая скорость и реакторную технологию, советские подводные лодки добились уникальных успехов, но на протяжении большей части эпохи отставали от своих западных коллег по общим возможностям. Помимо относительно высоких скоростей и большой рабочей глубины, они были трудными для уничтожения целями противолодочной борьбы (ПЛО) из-за большого количества отсеков, большого запаса плавучести и особенно конструкции с двойным корпусом. [ 18 ]
Их основными недостатками были недостаточное шумоподавление (американские лодки были тише) и примитивная гидролокационная технология. Акустика была особенно интересным типом информации, которую Советы искали о западных методах производства подводных лодок, и давно действующая шпионская сеть Джона Энтони Уокера, возможно, внесла большой вклад в их знание о них. [ 18 ]
Советский ВМФ располагал многочисленными специально построенными подводными лодками с управляемыми ракетами , такими как подводная лодка класса «Оскар» , а также множеством подводных лодок с баллистическими ракетами и ударными подводными лодками; их «Тайфун» класс — крупнейшие подводные лодки в мире. Хотя западные военно-морские силы предполагали, что советские ударные подводные лодки предназначены для перехвата конвоев НАТО, советское руководство никогда не готовило свои подводные лодки к такой миссии. [ 19 ] За прошедшие годы советские подводные лодки потерпели ряд аварий, особенно на нескольких атомных лодках. Самые известные инциденты включают класса «Янки» подводную лодку К-219 и класса «Майк» подводную лодку «Комсомолец» , обе погибшие в результате пожара, а также гораздо более опасную утечку ядерного реактора на подводной лодке класса «Отель» К-19 , которую едва удалось предотвратить ее капитану. . недостаточная ядерная безопасность Типичными причинами аварий были , плохой контроль повреждений и проблемы контроля качества во время строительства (особенно на более ранних подводных лодках). Несколько раз имели место предполагаемые столкновения с американскими подводными лодками. Однако ни одно из этих утверждений не было официально подтверждено ВМС США. 28 августа 1976 года К-22 ( «Эхо II») столкнулась с фрегатом USS Voge в Средиземном море. [ 20 ]
Переход
[ редактировать ]После распада СССР и окончания «холодной войны» советский ВМФ, как и другие виды Вооружённых Сил, со временем уступил часть своих подразделений бывшим советским республикам и остался без финансирования. Некоторые корабли были переданы странам бывшего СССР:
- Балтийское море: ВМС Эстонии , ВМС Латвии и ВМС Литвы . Все три страны вступили в НАТО в 2004 году.
- Черное море: ВМС Украины и ВМС Грузии . ВМС Грузии потерпели поражение от ВМС России в бою у Абхазии в 2008 году. Большая часть кораблей ВМС Украины была захвачена еще во время аннексии Крыма Российской Федерацией в 2014 году.
- Каспийское море: ВМС Азербайджана , ВМС Казахстана и ВМС Туркменистана .
Инвентарь
[ редактировать ]В 1990 году в составе ВМФ СССР имелись: [ нужна ссылка ]
- 9 вспомогательных подводных лодок
- 7 авианосцев / вертолётоносцев :
- 30 крейсеров :
- 45 эсминцев :
- 113 фрегатов :
- 124 корвета :
- 42 десантных корабля :
- ≈425 патрульных катеров
Советская морская авиация
[ редактировать ]Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году. Они участвовали в Гражданской войне в России , сотрудничая с кораблями и армией в боях под Петроградом , на Балтийском , Чёрном морях , Волге , Каме , Северной Двине. и на Онежском озере . Новорожденная советская военно-морская авиация состояла всего из 76 устаревших гидросамолетов. Скудный и технически несовершенный, он в основном использовался для пополнения запасов кораблей и армии.
Во второй половине 1920-х годов боевой порядок морской авиации начал расти. Он получил новые разведывательные гидросамолеты, бомбардировщики и истребители. В середине 1930-х годов Советы создали Военно-воздушные силы на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. К 1938–1940 годам значение морской авиации значительно возросло, и она стала одним из основных компонентов советского ВМФ. К этому времени в Советском Союзе были созданы соединения и части торпедно-бомбовой авиации.
Советская морская пехота
[ редактировать ]Во время Великой Отечественной войны на суше сражались около 350 000 советских моряков. В начале войны ВМФ имел в составе Балтийского флота только одну военно-морскую бригаду , но начал формировать и обучать другие батальоны. В конечном итоге это были:
- 6 полков морской пехоты (650 морских пехотинцев в двух батальонах)
- морской пехоты 40 бригад по 5–10 батальонов, сформированных из лишних экипажей кораблей. Пяти бригадам присвоен статус « Гвардии ».
- Многочисленные более мелкие единицы
- 1-я дивизия — 55-я дивизия морской пехоты , бывшее соединение Красной Армии.
Военная обстановка требовала развертывания большого количества морской пехоты на сухопутных фронтах, поэтому морская пехота внесла свой вклад в оборону Москвы , Ленинграда , Одессы , Севастополя , Сталинграда , Новороссийска и Керчи . Морская пехота провела более 114 десантов, большая часть из которых была осуществлена взводами и ротами. Однако в целом морская пехота служила обычной пехотой без какой-либо десантной подготовки.
Они провели четыре крупных операции: две во время битвы за Керченский полуостров , одну во время Кавказской кампании и одну в рамках Высадки при Моонзунде , на Балтике . За время войны пять бригад и два батальона морской пехоты получили статус гвардейских. Девять бригад и шесть батальонов были награждены наградами, многим присвоены почетные звания. Звания Героя Советского Союза удостоены 122 военнослужащих частей морской пехоты.
Советский опыт десантной войны во Второй мировой войне способствовал развитию советских общевойсковых операций. Многие военнослужащие морской пехоты прошли парашютную подготовку, провели больше десантирований и успешных парашютных операций, чем советские воздушно-десантные войска (ВДВ) .
В 1947 году Морская пехота была расформирована, а некоторые подразделения переданы в состав Береговых войск обороны .
В 1961 году Морская пехота была реформирована и стала одним из действующих боевых родов ВМФ. Каждому флоту было присвоено подразделение морской пехоты размером в полк (а позже и бригаду). Морская пехота получила амфибийные варианты стандартной боевой бронированной машины , в том числе танки, используемые Советской Армией .
К 1989 году морская пехота насчитывала 18 000 морских пехотинцев, организованных в дивизию морской пехоты и 4 отдельные бригады морской пехоты;
- 55-я дивизия морской пехоты , во Владивостоке ( Тихоокеанский флот )
- 61-я Киркенесская бригада морской пехоты в Печенге ( Северный флот )
- 175th Naval Infantry Brigade, at Tumanny (Northern Fleet)
- 336-я гвардейская бригада морской пехоты в Балтийске ( Балтийский флот )
- 810-я бригада морской пехоты , в Севастополе ( ЧФ ).
К концу « холодной войны » советский ВМФ имел более восьмидесяти десантных кораблей , а также два «Иван Рогов» десантных корабля типа . Последний мог перевезти один пехотный батальон с 40 бронемашинами и их десантными средствами . (Один из кораблей Рогова с тех пор списан.)
Советский Союз располагал крупнейшим в мире парком боевых десантных кораблей на воздушной подушке , насчитывавшим 75 единиц . Кроме того, многие из 2500 судов советского торгового флота ( «Морфлота» ) могли разгружать оружие и припасы во время высадки десанта.
18 ноября 1990 года, накануне Парижского саммита, на котором были подписаны Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венский документ о мерах доверия и безопасности (МДБ), советские данные были представлены в рамках так называемого первоначального документа. обмен данными. Это показало довольно внезапное появление трёх так называемых дивизий береговой обороны (в том числе 3-й в Клайпеде в Прибалтийском военном округе , 126-й в Одесском военном округе и, казалось бы, 77-й гвардейской мотострелковой дивизии в составе Северного флота ), а также трёх артиллерийские бригады/полки, подчиненные ВМФ СССР, ранее неизвестные НАТО как таковые . [ 21 ]
Большая часть техники, которую обычно считали ограниченной договором (TLE), была объявлена частью морской пехоты. Советский аргумент заключался в том, что из ДОВСЕ исключены все военно-морские силы, включая их компоненты постоянного наземного базирования. Советское правительство в конце концов пришло к убеждению, что свою позицию невозможно сохранить.
Постановление советского правительства от 14 июля 1991 года, которое позже было принято его государствами-преемниками, предусматривало, что вся «ограниченная договором техника» (танки, артиллерия и бронетехника), переданная морской пехоте или силам береговой обороны, будет учитываться общее право по договору.
Главы советских военно-морских сил
[ редактировать ]Командующие Военно-Морскими Силами
[ редактировать ]Командующие Военно-Морскими Силами РСФСР («КоМорСи»)
- Василий Михайлович Альтфатер [ 22 ] (15 октября 1918 г. - 22 апреля 1919 г.),
- Евгений Андреевич Беренс (24 апреля 1919 – 5 февраля 1920),
- Aleksandr Vasiliyevich Nemits (5 February 1920 – 22 November 1921).
Помощник главнокомандующего по морским делам (с 27 августа 1921 г.)
Главнокомандующий Военно-Морскими Силами СССР («НаМорСи») (с 1 января 1924 г.)
- Эдуард Самойлович Панцержанский (22 ноября 1921 - 9 декабря 1924),
- Vyacheslav Ivanovich Zof (9 December 1924 – 23 August 1926),
- Romuald Adamovich Muklevich (23 August 1926 – 11 June 1931),
- Флагман флота 1 ранга [ 23 ] Vladimir Mitrofanovich Orlov (11 June 1931 – 15 August 1937),
- Флагман флота 2 ранга [ 23 ] Лев Михайлович Галлер (10 июля - 15 августа 1937 г.) исполняющий обязанности,
- Fleet Flag-officer 1st Rank Mikhail Vladimirovich Viktorov (15 August 1937 – 30 December 1937).
Народный Комиссар ВМФ СССР («НарКом ВМФ СССР») (с 1938).
- Армейский комиссар 1-го ранга Петр Александрович Смирнов (30 декабря 1937 - 5 ноября 1938),
- Army Commander 1st Rank Mikhail Petrovich Frinovsky (5 November 1938 – 20 March 1939),
- Адмирал [ 24 ] Nikolai Gerasimovich Kuznetsov (from 27 April 1939).
Главнокомандующий ВМФ СССР («ГлавКом ВМФ») (с 1943 г.)
- Fleet Admiral Nikolai Gerasimovich Kuznetsov (to January 1947),
- Admiral Ivan Stepanovich Yumashev (17 January 1947 – 20 July 1951),
- Адмирал Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов (20 июля 1951 г. - 5 января 1956 г.), второй срок,
- Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков (5 января 1956 г. - 8 декабря 1985 г.), считается офицером, наиболее ответственным за реформирование Советского ВМФ.
- Fleet Admiral Vladimir Nikolayevich Chernavin (8 December 1985 – December 1991; CIS Navy through August 1992).
Начальники Генерального штаба ВМФ
[ редактировать ]Начальник Генерального штаба ВМФ
- Behrens, Evgeny Andreevich (1 November 1917 – 22 May 1919)
- Vecheslov, Vladimir Stepanovich (wreed, 22 May – 11 September 1919)
- Melentyev, Alexander Nikolaevich (11 September 1919 – 27 August 1921)
Начальник штаба командующего Военно-морскими силами Республики
- Радзиевский Борис Степанович (22 июля 1919 - 3 июля 1920)
Начальник штаба Всереспубликанских морских сил
- Radzievsky, Boris Stepanovich (3 July 1920 – 11 January 1921)
- Dombrovsky, Alexey Vladimirovich (11 January 1921 – 27 August 1921)
Начальник Военно-морского штаба республики
- Dombrovsky, Alexey Vladimirovich (27 August 1921 – 23 December 1923)
Начальник штаба РККФ
- Dombrovsky, Alexey Vladimirovich (23 December 1923 – 17 December 1924)
- Stepanov, Georgy Andreevich (wreed, 17 December 1924 – 2 January 1925)
- Blinov, Sergei Pavlovich (17 December 1924 – 31 August 1926)
Начальник управления подготовки УВМС Красной Армии
- Toshakov, Arkady Alexandrovich (31 August 1926 – 23 August 1927, vred until 29 October 1926)
- Петров Михаил Александрович (23 августа 1927 – 12 октября 1930)
- Лудрый, Иван Мартынович (28 ноября 1930 – 9 марта 1932)
- Panzerzhansky, Eduard Samuilovich (13 April – 4 October 1932)
Начальник 1-го управления УВМС Красной Армии
- Gorsky, Mikhail Emelyanovich (4 October 1932 – 20 January 1935)
Начальник 2-го управления УВМС Красной Армии
- Panzerzhansky, Eduard Samuilovich (4 October 1932 – 20 January 1935)
Начальник 1-го отдела Управления Военно-Морских Сил Красной Армии
- Panzerzhansky, Eduard Samuilovich (20 January 1935 – 5 March 1937), 1st rank flagship
Начальник штаба Военно-Морских Сил Красной Армии
- Стасевич Павел Григорьевич (20 марта - 19 августа 1937), капитан 1 ранга.
- Kalachev, Vladimir Petrovich (19 August 1937 – 3 February 1938), Captain 1st Rank
Начальник Главного штаба ВМФ
- Галлер, Лев Михайлович (10 января 1938 — 23 октября 1940), флагман флота 2-го ранга.
- Исаков Иван Степанович (23 октября 1940 — 21 апреля 1945), адмирал, с 1944 адмирал флота.
- Alafuzov, Vladimir Antonovich (Wreed, July 1942 - March 1943), Rear Admiral
- Stepanov, Georgy Andreevich (Wreed, March 1943 - July 1944), Vice Admiral
- Alafuzov, Vladimir Antonovich (Wreed, July 1944 - April 1945), Vice Admiral, from 1944 Admiral
- Кучеров Степан Григорьевич (21 апреля 1945 — 18 февраля 1946), адмирал.
Начальник Главного штаба ВМФ
- Исаков Иван Степанович (18 февраля 1946 — 19 февраля 1947), адмирал флота.
- Golovko, Arseny Grigorievich (19 February 1947 – 10 February 1950), Admiral
Начальник Генерального штаба ВМФ
- Golovko, Arseny Grigorievich (10 February 1950 – 6 August 1952), Admiral
- Eliseev, Ivan Dmitrievich (interim, 6 August 1952 – 10 March 1953), Vice Admiral
Начальник Генерального штаба ВМФ
- Eliseev, Ivan Dmitrievich (interim, 15 March – 11 May 1953), Vice Admiral
- Fokin, Vitaly Alekseevich (11 May 1953 – 16 March 1955), Vice Admiral, from 1953 Admiral
Начальник Главного штаба ВМФ
- Fokin, Vitaly Alekseevich (16 March 1955 – 19 February 1958), Admiral
- Zozulya, Fyodor Vladimirovich (19 February 1958 – 25 May 1964), admiral, died on 21 April 1964.
- Сергеев Николай Дмитриевич (13 июня 1964 - 1 июля 1977), вице-адмирал, адмирал с 1965 г., адмирал флота с 1970 г.
- Егоров Георгий Михайлович (1 июля 1977 г. - 18 ноября 1981 г.), адмирал флота.
- Чернавин Владимир Николаевич (16 декабря 1981 г. - 29 ноября 1985 г.), адмирал флота.
- Макаров Константин Валентинович (30 декабря 1985 г. - 12 сентября 1992 г.), адмирал, с 1989 года адмирал флота.
См. также
[ редактировать ]- Военно-морская история Второй мировой войны
- 1966 г., кругосветное плавание советской подводной лодки.
- Список кораблей ВМФ СССР
- Список флагов советского военно-морского флота
- Список русских адмиралов
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Советская военная мощь 1984 г. – Глава III – Силы театра военных действий» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Готфрид, Курт; Бракен, Пол (2019). Перестройка европейской безопасности: от конфронтации к сотрудничеству (Google книги) . Рутледж. ISBN 978-1-000-30934-8 .
- ^ Jump up to: а б Периоды деятельности (1926–1941) , Online (дата обращения: 24.05.2008). Архивировано 8 февраля 2008 года в Wayback Machine , ГП ЦКБ МТ «Рубин» . Архивировано 16 сентября 2007 года в Wayback Machine , Россия, Санкт-Петербург.
- ^ Хилл, Александр (2007). «Рождение Советского Северного флота 1937–42». Журнал славянских военных исследований . 16 (2): 65–82. дои : 10.1080/13518040308430560 . S2CID 143506251 .
- ^ Юрген Ровер; Михаил Монаков (ноябрь 1996 г.). «Океанский флот Советского Союза, 1935–1956» . Обзор международной истории . 18 (4): 848. JSTOR 40107569 .
- ^ Юрген Ровер и Михаил С. Монаков, Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935–1953 (Psychology Press, 2001)
- ^ Марк Харрисон, «Объем производства советских боеприпасов, 1937–1945: переоценка», Журнал экономической истории (1990), 50 № 3, стр. 569–589, стр. 582.
- ^ Jump up to: а б Сергей Георгиевич Горшков, Красная звезда, восходящая на море (Аннаполис: Издательство Военно-морского института, 1974)
- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 гг.
- ^ "Лидер "Ташкент" Черноморского Флота" . Archived from the original on 16 May 2006 . Retrieved 30 September 2006 . reference
- ^ "Красный Флот (Советский Военно-Морской Флот) 1943–1955 гг" . army.armor.kiev.ua . Archived from the original on 14 July 2011.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исследовательская служба Конгресса (октябрь 1976 г.). «Советское освоение океанов» . 94-й Конгресс, 2-я сессия . Типография правительства США. 69-315 ВАШИНГТОН: 1976 г. Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Дж. Э. Мур, «Современный советский флот», в: Советская военная мощь , изд. Р. Бондс (Корги, 1982)
- ↑ Майкл Холм, 5-я оперативная эскадрилья. Архивировано 25 мая 2013 г. в Wayback Machine , по состоянию на 16 февраля 2012 г.
- ^ « Самостоятельная организация высокой надежности: полеты авианосцев в море. Архивировано 17 августа 2000 года в Wayback Machine ». Рохлин, Дж.И.; Ла Порт, ТР; Робертс, К. Х. Сноска 39. Обзор военно-морского колледжа . Осень, 1987, Том. ЛИ, № 3.
- ^ Токарев, Максим (2014). «Камикадзе: Советское наследие» . Обзор военно-морского колледжа . 67 (1): 9.
- ^ Jump up to: а б Норман Полмар, Путеводитель по советскому военно-морскому флоту , 4-е изд., (1986), Военно-морской институт США, Аннаполис, Мэриленд, ISBN 0-87021-240-0
- ^ Полмар, Норман; Уитмен, Эдвард (2016). Охотники и убийцы: Том 2: Противолодочная борьба, 1943 год . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 85–88. ISBN 978-1-61251-897-8 .
- ^ «Столкновение с советской подводной лодкой» . Государственный департамент США . 29 августа 1976 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ IISS Военный баланс 1991–1992 , стр. 30–31.
- ↑ Воинские звания упразднены в 1918–1935 гг.
- ^ Флаг-офицер флота 2-го ранга с 17 января 1938 г., адмирал (июнь 1940 г.), адмирал флота (февраль 1944 г.), контр-адмирал (1948 г.), адмирал флота (1953 г.), адмирал флота Советского Союза ( март 1955 г.), вице-адмирал (февраль 1956 г.), Адмирал Флота Советского Союза (1988 г., посмертно).
Библиография
[ редактировать ]- Гольдштейн, Лайл; Жуков, Юрий (2004). «Повесть о двух флотах: российский взгляд на военно-морское противостояние 1973 года в Средиземноморье» . Обзор военно-морского колледжа .
- Гольдштейн, Лайл; Джон Хаттендорф ; Жуков Юрий. (2005) «Холодная война на море: международная оценка» . Журнал стратегических исследований . ISSN 0140-2390
- Горшков Сергей Георгиевич. Красная звезда, поднимающаяся в море (Аннаполис: Издательство Военно-морского института, 1974)
- Модсли, Эван (1990). «Судьба сталинской военно-морской программы». Военный корабль Интернешнл . XXVII (4): 400–405. ISSN 0043-0374 .
- Нильсен, Томас; Кудрик, Игорь; Никитин, Александр (1996). Отчет 2: 1996: Северный флот России . Осло/Св. Петербург: Фонд «Беллона» . ISBN 82-993138-5-6 . Глава 8 «Аварии на атомных подводных лодках».
- Оберг, Джеймс (1988). Раскрытие советских катастроф . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-56095-7 .
- Ровер, Юрген и Михаил С. Монаков, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935–1953 (Psychology Press, 2001)
- Соколов, Алексей Николаевич (2010). « Наши амбициозные планы»: советские кораблестроительные программы послевоенных десятилетий». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 191–256. ISSN 0043-0374 .
- Соколов, Алексей Николаевич (2012). « Наши амбициозные планы»: программы советского судостроения послевоенных десятилетий, часть III: 1981–1990 и 1986–1995 годы». Военный корабль Интернешнл . XLIX (3): 245–269. ISSN 0043-0374 .
- Зонтаг, Шерри; Дрю, Кристофер; Дрю, Аннет Лоуренс (1998). Блеф вслепую: нерассказанная история американского подводного шпионажа . Харпер. ISBN 0-06-103004-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ВМФ России
- Admiral Gorshkov and the Soviet Navy
- Советские подводные лодки
- Красный Флот
- Флаги и растяжки. Архивировано 23 июня 2022 года в Wayback Machine.
- Список военных кораблей
- Оружие ВМФ России. Архивировано 21 января 2016 года в Wayback Machine.
- Все советские военные корабли - Полный список кораблей (на английском языке)
- Все советские подводные лодки - Полный список кораблей (на английском языке)
- Понимание советских военно-морских разработок.