Разграбление Польши во Второй мировой войне.
Разграбление польских культурных ценностей и промышленной инфраструктуры во время Второй мировой войны осуществлялось нацистской Германией и Советским Союзом одновременно после вторжения в Польшу в 1939 году. Значительная часть культурного наследия Польши, оцениваемая в полмиллиона предметов искусства, была разграблена. оккупационными державами. Занесенные в каталог предметы до сих пор время от времени находят в других странах мира и возвращают в Польшу.
К бесценным произведениям искусства, которые до сих пор считаются пропавшими или найденными в других музеях, относятся работы Бернардо Беллотто , Анны Билинской-Богданович , Юзефа Брандта , Лукаса Кранаха Старшего , Лукаса Кранаха Младшего , Альбрехта Дюрера , Антониса ван Дейка , Ганса Гольбейна Младшего , Якоба Йорданса. , Франс Люикс , Яцек Мальчевский , Рафаэль , Рембрандт ван Рейн , Питер Пауль Рубенс , Генрик Семирадский , Фейт Штосс , Альфред Веруш-Ковальский , Леон Вычулковский , Ян Матейко , Анри Гервекс , Людвиг Буххорн , Юзеф Зиммлер , Анри-Пьер Данлу , Ян Минсе Моленар и многие другие. [ 1 ]
В рамках усилий по поиску и возвращению пропавших предметов искусства Министерство культуры и национального наследия создало базу данных военных потерь. По состоянию на 2013 год он содержал более 63 000 записей. [ 2 ] Список, опубликованный министерством, передается в Национальный институт музеологии и защиты коллекций, в посольства Польши и в Центральный реестр информации о разграбленных культурных ценностях 1933-1945 годов (lootedart.com). Его периодически рассылают в более чем 100 аукционных домов по всему миру. [ 2 ] Кроме того, министерство также создало веб-сайт «Потерянный музей» — виртуальный музей, содержащий исторические фотографии многих пропавших без вести предметов искусства. [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В начале вторжения в Польшу в 1939 году польское межвоенное правительство пыталось скрыть самое ценное культурное наследие страны, такое как королевские сокровища Вавельского замка в Кракове . Королевские аксессуары, в том числе ягеллонские гобелены, были тайно отправлены в Западную Европу, а затем, среди других мест, в Канаду. В конце войны два параллельных польских правительства: поддерживаемое Западом польское правительство в изгнании и поддерживаемое Советским Союзом правительство коммунистической Польши предъявили претензии на эти национальные сокровища. Культурные артефакты были переданы Канадой Польской Народной Республике в феврале 1961 года. [ 4 ] [ 5 ]
Нацистская Германия
[ редактировать ]После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года и оккупации Польши немецкими войсками нацистский режим попытался подавить польскую культуру . [ 6 ] В рамках этого процесса нацисты конфисковали польское национальное наследие и значительную часть частной собственности. [ 7 ] [ 8 ] Действуя на основании юридических декретов от 19 октября и 16 декабря ( Verordnung über die Beschlagnahme Kunstgegeständen im Generalgouvernement ), несколько немецких ведомств начали процесс разграбления польских музеев и других коллекций, якобы считавшихся необходимыми для «обеспечения» немецких национальных интересов. [ 9 ]
Нацистское грабеж включал частные и государственные коллекции произведений искусства, артефакты, драгоценные металлы, книги и личные вещи. Гитлер и Геринг, в частности, были заинтересованы в приобретении награбленных произведений искусства из оккупированной Европы. [ 10 ] первый планировал использовать украденные произведения искусства для заполнения галерей планируемого музея фюрера (музея лидера), [ 11 ] и последний для его личной коллекции. Геринг, лишив почти всю оккупированную Польшу произведений искусства в течение шести месяцев после вторжения Германии, в конечном итоге собрал коллекцию стоимостью более 50 миллионов рейхсмарок. [ 12 ]
Тысячи предметов искусства были разграблены, поскольку нацисты выполняли план, разработанный еще до начала боевых действий. [ 13 ] За мародерством руководили специалисты подразделений СС — Аненербе , айнзацгруппы , отвечавшие за искусство; и экспертами Haupttreuhandstelle Ost , которые отвечали за конфискацию предприятий и более обыденных объектов. [ 8 ] Нацистские чиновники, ответственные за реализацию плана, включали Ганса Поссе , Йозефа Мюльмана и его сводного брата Каэтана (он же Кай, оба из СС ), [ 9 ] [ 14 ] [ 15 ] под руководством Дагоберта Фрея , историка СС, родом из Австрии, выбранного Берлином для подтверждения статуса Польши как «тевтонской земли» без евреев. [ 16 ] Помимо официальных грабежей нацистских властей, некоторые грабежи совершались и отдельными лицами, действовавшими по собственной инициативе; Фактически, Мюльман еще 6 октября 1939 года жаловался, что многие предметы, которые ему было поручено обеспечить, уже были перемещены или просто украдены. [ 13 ] [ 15 ] Хотя нацисты хранили обширную документацию по вновь приобретенным награбленным произведениям искусства, система не была надежной, и они потеряли учет большей части награбленных товаров во время все более бессистемной эвакуации немцев из Центральной и Восточной Европы в 1944 году. [ 15 ]
Большая часть важных произведений искусства в польских государственных и частных коллекциях была «захвачена» нацистами в течение шести месяцев после вторжения 1939 года. К концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» произведений искусства, ранее находившихся в Польше, находились в их владении. [ 8 ] Некоторые произведения искусства были отправлены в немецкие музеи, такие как запланированный музей Фюрера в Линце , в то время как другие произведения искусства стали частной собственностью нацистских чиновников. [ 8 ] В 1940 году Гитлер получил «подарок» от Ганса Франка , губернатора оккупированной Польши , — коллекцию, подготовленную Мюльманом, из 521 предмета ценнейшего искусства. [ 15 ] Франк с помощью оберфюрера Мюльмана, знатока искусства, собрал большую коллекцию произведений искусства из польских коллекций. [ 15 ] Общая стоимость кражи и уничтожения нацистами польского искусства оценивается в 11,14 миллиарда долларов (в долларах 2001 года). [ 17 ]
Было изъято более 516 000 отдельных предметов. [ 13 ] Точное количество неизвестно, поскольку не все произведения искусства были каталогизированы или зарегистрированы, особенно в частных руках, а также большая часть документации была утеряна. [ 13 ] [ 15 ] Оценка потерь началась уже во время Второй мировой войны под эгидой польского правительства в изгнании и Польского подпольного государства . В 1944 году Кароль Эстрайхер первую работу на эту тему « Культурные потери Польши» . опубликовал в Лондоне [ 13 ] По оценкам 2010 года, доля культурного наследия, потерянного Польшей во время войны, составила 75%. Оценка охватывает как разрушенное, так и утраченное культурное наследие. [ 3 ] [ 9 ] Украденное искусство включает в себя:
- 11 000 картин польских художников.
- 2800 картин других европейских художников.
- 1400 скульптур
- 75 000 рукописей
- 25 000 карт
- 22 000 книг, напечатанных до 1800 года ( стародруки )
- 300 000 отпечатков и работ на бумаге
- сотни тысяч других предметов, имеющих художественную и историческую ценность. [ 17 ]
Число разграбленных или уничтоженных книг оценивается в 1,5 миллиона. [ 17 ] до 15 [ 9 ] или 22 миллиона. [ 13 ] забрали даже экзотических животных Из польских зоопарков . [ 18 ]
Во время кампании геноцида против польских евреев , кульминацией которой стала операция, известная как «Актион Рейнхард» в 1942 году, повальное вымогательство и массовые грабежи стали частью экономического плана нацистской Германии. Это не ограничивалось нацистской политикой в отношении художественного наследия Польши. [ 19 ]
Грабежи польских евреев и разграбление их имущества стали нормой. В каждом городе и селе евреев заставляли сдавать не только золото, валюту и другие ценности, но и практически все предметы потребления, включая мебель и одежду. Были украдены даже такие предметы, как птичьи клетки, дверные ручки и грелки. Любое оправдание или его отсутствие становилось поводом для вымогательства. [ 19 ]
Советский Союз
[ редактировать ]После того как Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 года, он также занялся грабежом и уничтожением польского культурного наследия. [ 9 ] [ 21 ] По оценкам, вскоре после вторжения около половины польских музеев и аналогичных общественных учреждений были демонтированы на территориях, оккупированных Советским Союзом. Многие предметы были отправлены в советские музеи, такие как Московский исторический музей и Центральный антирелигиозный музей (также в Москве). [ 9 ] Остальные коллекции были просто уничтожены. Например, во время ликвидации Львовского исторического музея в начале 1940 года его фонды были перенесены в подвал Черного дома (польский: Czarna Kamienica ), подальше от общественного внимания, и там систематически уничтожались. [ 20 ]
После советского наступления на оккупированную Германией территорию Польши грабежи и разграбление всего ценного продолжались до 1947 года, хотя теоретически эти территории уже были переданы союзной коммунистической Польше . [ 9 ] [ 22 ] [ 23 ] Советские войска занимались особенно масштабными грабежами на бывших восточных территориях Германии , которые позже должны были быть переданы Польше, лишая их всей техники, оставленной бегущим/депортированным населением. [ 9 ] [ 13 ] [ 24 ] [ 25 ] Даже польские коммунисты были обеспокоены масштабами своих преступлений. В 1945 году будущий председатель Польского государственного совета генерал Александр Завадский беспокоился, что «насилия и грабежи со стороны Советской армии спровоцируют гражданскую войну». [ 26 ]
Промышленный грабеж
[ редактировать ]В начале 1946 года деятельность «военных трофейных бригад» регулировалась подробными приказами заместителя министра обороны СССР Николая Булганина . [ 27 ] не менее 239 тысяч железнодорожных вагонов До 1948 года эти бригады отправили в СССР для перевозки природных ресурсов, комплектных заводов и отдельных машин. Только город Быдгощ потерял 30 заводов и 250 кораблей. В Грудзёндзе армия конфисковала все оборудование заводов, независимо от их размера. В Торуни были взяты все мельницы , что привело к временной нехватке хлеба. Blachownia Śląska потеряла крупную установку немецкого производства по производству синтетического топлива , перевезенную в СССР в 10 000 вагонах поездов. Аналогичная производственная линия в Полиции была перевезена в 14 тысячах вагонов. Гливице потеряли трубный завод, Бобрек и Лабенды лишились железных печей. Полные электростанции были демонтированы и вывезены из Меховице , Забже , Здзешовице , Микульчице , Блаховни-Слёнской и Хелмска-Слёнски . Небольшие предприятия также были конфискованы в Сосновце , Домбровой-Гурнице , Ченстохове , Згоде, Хожуве , Семяновице , Познани , Быдгоще , Грудзёндзе , Торуни , Иновроцлаве , Влоцлавеке. , Хойнице , Лодзь , Дзедзице и Освенцим .
Сельскохозяйственные животные также подвергались грабежам: до 1 сентября 1945 года Красная Армия конфисковала 506 000 коров, 114 000 овец и 206 000 лошадей. Только за февраль 1945 года было вывезено более 72 тысяч тонн сахара. В Торуньском районе за этот период было вывезено 14 000 тонн зерна, 20 000 тонн картофеля и 21 000 тонн красной свеклы. Эти цифры представляют собой всего лишь грабежи, поскольку польское правительство также официально поставляло в то время продовольствие Красной Армии, в том числе 150 000 тонн зерна, 250 000 тонн картофеля, 25 000 тонн мяса и 100 000 тонн соломы.
Кроме того, отдельным красноармейцам разрешили отправлять домой «боевые трофеи», количество которых зависело от их звания. Результатом стали массовые грабежи частных домов, в том числе продукты питания, одежда, обувь, радиоприемники, украшения, посуда, велосипеды и даже керамические унитазы. Беспрецедентные масштабы индивидуального грабежа можно оценить на примере российского города Курска , который в январе 1945 года получил всего 300 личных передач от солдат, но в мае их число достигло 87 тысяч.
После прекращения таких перевозок Красная Армия приступила к грабежам железнодорожной инфраструктуры, ремонтных мастерских подвижного состава, сигнальных установок и рельсов: было разграблено около 5,5 тыс. км рельсов.
В 1946 году польские власти оценили масштабы грабежа в 2,375 миллиарда долларов 1938 года (что эквивалентно 54 миллиардам долларов в долларах 2015 года). [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Усилия по поиску и возвращению украденных произведений искусства
[ редактировать ]После войны Министерство культуры и искусства Польши взяло на себя работу по составлению списка утраченных предметов искусства, их поиску и восстановлению. [ 13 ] Бюро возмещения ущерба ( Buro Rewindykacji i Odszkodowań ) действовало с 1945 по 1951 год. [ 13 ] Реалии « холодной войны» затруднили возвращение разграбленного культурного наследия, и только в 1980-х и 1990-х годах ситуация изменилась. [ 32 ] В 1991 году с этой целью был сформирован новый орган - Бюро представителя правительства по вопросам польского культурного наследия за рубежом , действующее при Министерстве культуры и искусства. [ 13 ] В 1999 году инициатива получила поддержку Министерства иностранных дел Польши . [ 33 ] Как только украденное произведение искусства обнаружено, польское правительство направляет запрос на его реституцию, и, как отмечается на сайте министерства, все запросы на сегодняшний день были успешными. [ 33 ] По состоянию на октябрь 2012 г. [update]Министерство перечислило 30 ценных предметов, которые были найдены в период с 2001 по 2012 год. [ 34 ] Среди найденных произведений искусства — Александра Герымского картина « Еврейская женщина» , неожиданно найденная в Евы Алдаг аукционном доме в Букстехуде она была возвращена в Национальный музей Варшавы и отреставрирована. в ноябре 2010 года . В конце июля 2011 года [ 35 ]
1 августа 2012 года Министерство иностранных дел Польши объявило, что одно из самых известных пропавших произведений искусства из польской коллекции, « картина Рафаэля Портрет молодого человека », была найдена «в банковском хранилище в неизвестном месте». . Представитель министерства был уверен, что картина в конечном итоге будет возвращена в Польшу. [ 36 ] В апреле 2014 года Франческо Гварди была восстановлена лестница дворца . [ 37 ]
В настоящее время Польша планирует построить виртуальный музей « ( Затерянный музей» Muzeum Utracone ), в котором будут представлены предметы утраченного искусства. [ 3 ]
И в Германии, и в странах бывшего Советского Союза до сих пор хранится много польских материалов, награбленных во время Второй мировой войны. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Возвращение украденных произведений искусства из бывших государств Советского Союза, таких как Россия, оказывается особенно трудным. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Агнешка Сурал (2013). » « Самые ценные произведения искусства, пропавшие со времен Второй мировой войны . Culture.pl (на польском языке) (2013–08–13). Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Музеум Утраконе (2013). «О затерянном музее» . www.muzeumutracone.pl . Музей Утраконе . Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Утерянные польские произведения искусства вы увидите в онлайн-музее — ГП GazetaPrawna — Gazeta Prawna — партнёр работодателя, инструмент специалиста » . Газетаправна.пл. 10 апреля 2010 года . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Алоизиус Балавидер, «Одиссея польских сокровищ», 1978, издательство Университета Св. Франциска Ксавьера.
- ^ Гордон Свогер, Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961 , ISBN 1-55002-515-5 , 2004 г., Дандурн
- ^ Олсак-Гласс, Джудит (январь 1999 г.). «Обзор польского Холокоста» Пиотровского . Сарматское обозрение . Проверено 24 января 2008 г.
- ^ Ребекка Кнут (2003). Либрицид: спонсируемое режимом уничтожение книг и библиотек в двадцатом веке . Издательская группа Гринвуд. п. 86. ИСБН 978-0-275-98088-7 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мадайчик 1970 , стр. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Е28. Ясинский Г» . Polishresistance-ak.org . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего Рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 945. ИСБН 978-0-671-62420-0 .
- ^ Споттс, Фредерик (2002). Гитлер и сила эстетики . Нью-Йорк: Не обращайте внимания на прессу. стр. 377–378. ISBN 978-1-58567-345-2 .
- ^ Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего Рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 945. ИСБН 978-0-671-62420-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Военные потери» . Msz.gov.pl. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Министерство культуры и искусства; и Министерство национальной реконструкции. «Варшавские обвинения» (PDF) . Путеводитель по выставке, организованной Бюро реконструкции Варшавы в сотрудничестве с Национальным музеем в Варшаве (на польском языке). Национальная типография, М-01526. Архивировано из оригинала (прямая загрузка PDF, 91,8 КБ) 15 июля 2014 г. Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Локомобиль. «Исторические потери» . Забытки.пл . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Департамент искусства, истории искусств и визуальных исследований Университета Дьюка. «Фрей, Дагоберт» . Словарь искусствоведов . Проверено 4 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Дариуш Мательски (2005). Политика Германии в отношении польских культурных ценностей в ХХ веке . Издатель Адам Маршалек. стр. 160. ISBN 978-83-7441-173-8 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Вернон Н. Кислинг (18 сентября 2000 г.). История зоопарков и аквариумов: от коллекций древних животных до зоологических садов . ЦРК Пресс. п. 122. ИСБН 978-0-8493-2100-9 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б АРК (2006). «Акция Рейнхард Экономика» . Кеш Гугла . Действия Рейнхарда . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Яцек Милер (2000). «Львовские коллекции (VI). Исторический музей города Львова» (PDF) . Драгоценный. Бесценно. Потерянный. Архив (3/2000) (на польском языке). Национальный институт музеев, Варшава . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «Претензии СССР на культурные ценности после Второй мировой войны (Часть I)» (PDF) . Нимос.пл . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Норман Дэвис , Божья площадка , История Польши , издательство Колумбийского университета, 2005, ISBN 0231128193 , стр.359
- ^ Ричард К. Раак, Движение Сталина на Запад, 1938–1945: истоки холодной войны , Stanford University Press, 1995, ISBN 0804724156 , стр.90
- ^ «MIĘDZY MODERNZACJĄ A MARNOTRAWSTWEM» (на польском языке). Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 21 марта 2005 г. См. также другие копии в Интернете. Архивировано 26 апреля 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ «КРАСНАЯ АРМИЯ В НИЖНЕЙ СИЛЕЗИИ» (на польском языке). Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 21 марта 2005 г.
- ^ Норман Дэвис , Божья площадка , История Польши , издательство Колумбийского университета, 1982, ISBN 0231053525 , стр.558
- ^ "ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Первоисточники ]-- Приказы народного комиссара обороны СССР (1943-1945)" . militera.lib.ru . Retrieved 2015-05-11 .
- ^ «ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ» . www.polska-armna.pl . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ "Самое большое ограбление в истории Померании и Куявии - Экспресс Быдгоски - Быдгощ, Куявы и Поморье - новости, информация, статьи, события" . express.bydgoski.pl . 17 июня 2005 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Ненавистная Красная Армия в Лодзи — Dzienniklodzki.pl» . www.dzienniklodzki.pl . 26 февраля 2012 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Россия должна нам 54 миллиарда долларов. Узнайте правду о том, как Советы ограбили Польшу» . Исторические курьезы . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Ревиндикация доброй культуры» . Msz.gov.pl. 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Деятельность Министерства иностранных дел в сфере реституции культурных ценностей» . Msz.gov.pl. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ «Восстановленные произведения искусства» . Msz.gov.pl. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Конрад Ничинский (март 2011 г.). «Александр Герымский «Еврейка с апельсинами» » . Culture.pl Институт Адама Мицкевича . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ «Вновь открыт «Портрет молодого человека» Рафаэля» . Панармениан.Нет . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Фрай, Мэдди (01 апреля 2014 г.). «Германия возвращает украденное польское искусство 1939 года» . Время.com . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ (на польском языке) Россияне возвращают украденные произведения искусства , Gazeta Wyborcza, 14 октября 2007 г.
- ^ Рп.пл (26 сентября 2011 г.). «Рукопись Словацкого, найденная в России» . рп.пл. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ «Россия готова вернуть Польше архивы, захваченные во время Второй мировой войны» . Онет.пл. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ "Русские не будут возвращать украденные произведения искусства. Но будут сотрудничать - WPROST" . Wprost.pl. 23 февраля 2012 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Имя *. «Восстановление памятников | Пшеглёндский еженедельник » . Przeglad-tygodnik.pl . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Патрисия Кеннеди Гримстед (осень 2002 г.). «Возвращение военных трофеев: реституция США разграбленных нацистами культурных ценностей СССР, 1945–1959 гг., Часть 1» . Пролог . 34 (3).
Ссылки
[ редактировать ]- Мадайчик, Чеслав (1970), Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Том II (Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Часть вторая) (на польском языке), Państwowe Wydawnictwo Naukowe
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Из Смитсоновского института избранной библиографии о происхождении награбленных произведений искусства :
- Эстрайхер, Кароль . Культурные потери Польши: Индекс польских культурных потерь во время немецкой оккупации. Лондон, 1944 год.
- Голос, Ежи и Агнешка Каспшак-Милер, ред. Потери во время войны: исторические колокола, потерянные между 1939 и 1945 годами в границах Польши после 1945 года. Познань, Министерство культуры и искусства, 2000 г.
- Кудельски, Дж. Роберт. Тайны грабежа нацистами коллекций польского искусства. Варшава: Tower Graphics, 2004.
- Ласкажевская, Ханна, изд. На память: Варшавские научные библиотеки во время оккупации, 1939–1945 гг. Варшава, Издательство Национальной библиотеки, 2004.
- Pro Memoria - исследовательские библиотеки Варшавы во время оккупации - 1939–1945 гг. Варшава: Национальная библиотека, 2004.
- Романовская-Задрожна, Мария и Тадеуш Задрожны . Потери военного времени: зарубежная живопись: картины маслом, пастелью, акварелью, утраченные между 1939 и 1945 годами в границах Польши после 1945 года, за исключением западных и северных территорий). Познань, Министерство культуры и искусства, 2000 г.
- Дариуш Мательски , Судьба польских культурных ценностей в России и СССР, Познань, 2003 г.
- Дариуш Мательски, Политика Германии в отношении польских культурных ценностей в 20 веке, Торунь, 2005 г. (2-е изд., Торунь, 2007 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с искусством, потерянным в Польше во время Второй мировой войны, на Викискладе?
- Каталог разграбленного польского искусства, хранящийся Польским национальным институтом музеев и защиты искусства.
- Конфискованные произведения искусства в Генерал-губернаторстве ( текст , иллюстрации ) - каталог награбленных польских произведений искусства, подготовленный для Адольфа Гитлера.