Jump to content

Разграбление Польши во Второй мировой войне.

Разграбление Польши во время Второй мировой войны
Немцы грабят музей Захента в Варшаве летом 1944 года.
Ящики из Национального музея в Кракове упакованы для отправки в Германию, 1942 год.
Картина Помпео Батони « Аполлон и две музы» , украденная в 1944 году, вернулась в Польшу в 1997 году.
Картина Александра Геримского « Еврейка с апельсинами» обнаружена 26 ноября 2010 года на художественном аукционе в Букстехуде , Германия.
Источник: Затерянный музей Министерства культуры и национального наследия.

Разграбление польских культурных ценностей и промышленной инфраструктуры во время Второй мировой войны осуществлялось нацистской Германией и Советским Союзом одновременно после вторжения в Польшу в 1939 году. Значительная часть культурного наследия Польши, оцениваемая в полмиллиона предметов искусства, была разграблена. оккупационными державами. Занесенные в каталог предметы до сих пор время от времени находят в других странах мира и возвращают в Польшу.

К бесценным произведениям искусства, которые до сих пор считаются пропавшими или найденными в других музеях, относятся работы Бернардо Беллотто , Анны Билинской-Богданович , Юзефа Брандта , Лукаса Кранаха Старшего , Лукаса Кранаха Младшего , Альбрехта Дюрера , Антониса ван Дейка , Ганса Гольбейна Младшего , Якоба Йорданса. , Франс Люикс , Яцек Мальчевский , Рафаэль , Рембрандт ван Рейн , Питер Пауль Рубенс , Генрик Семирадский , Фейт Штосс , Альфред Веруш-Ковальский , Леон Вычулковский , Ян Матейко , Анри Гервекс , Людвиг Буххорн , Юзеф Зиммлер , Анри-Пьер Данлу , Ян Минсе Моленар и многие другие. [ 1 ]

В рамках усилий по поиску и возвращению пропавших предметов искусства Министерство культуры и национального наследия создало базу данных военных потерь. По состоянию на 2013 год он содержал более 63 000 записей. [ 2 ] Список, опубликованный министерством, передается в Национальный институт музеологии и защиты коллекций, в посольства Польши и в Центральный реестр информации о разграбленных культурных ценностях 1933-1945 годов (lootedart.com). Его периодически рассылают в более чем 100 аукционных домов по всему миру. [ 2 ] Кроме того, министерство также создало веб-сайт «Потерянный музей» — виртуальный музей, содержащий исторические фотографии многих пропавших без вести предметов искусства. [ 2 ] [ 3 ]

В начале вторжения в Польшу в 1939 году польское межвоенное правительство пыталось скрыть самое ценное культурное наследие страны, такое как королевские сокровища Вавельского замка в Кракове . Королевские аксессуары, в том числе ягеллонские гобелены, были тайно отправлены в Западную Европу, а затем, среди других мест, в Канаду. В конце войны два параллельных польских правительства: поддерживаемое Западом польское правительство в изгнании и поддерживаемое Советским Союзом правительство коммунистической Польши предъявили претензии на эти национальные сокровища. Культурные артефакты были переданы Канадой Польской Народной Республике в феврале 1961 года. [ 4 ] [ 5 ]

Нацистская Германия

[ редактировать ]

После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года и оккупации Польши немецкими войсками нацистский режим попытался подавить польскую культуру . [ 6 ] В рамках этого процесса нацисты конфисковали польское национальное наследие и значительную часть частной собственности. [ 7 ] [ 8 ] Действуя на основании юридических декретов от 19 октября и 16 декабря ( Verordnung über die Beschlagnahme Kunstgegeständen im Generalgouvernement ), несколько немецких ведомств начали процесс разграбления польских музеев и других коллекций, якобы считавшихся необходимыми для «обеспечения» немецких национальных интересов. [ 9 ]

Нацистское грабеж включал частные и государственные коллекции произведений искусства, артефакты, драгоценные металлы, книги и личные вещи. Гитлер и Геринг, в частности, были заинтересованы в приобретении награбленных произведений искусства из оккупированной Европы. [ 10 ] первый планировал использовать украденные произведения искусства для заполнения галерей планируемого музея фюрера (музея лидера), [ 11 ] и последний для его личной коллекции. Геринг, лишив почти всю оккупированную Польшу произведений искусства в течение шести месяцев после вторжения Германии, в конечном итоге собрал коллекцию стоимостью более 50 миллионов рейхсмарок. [ 12 ]

Тысячи предметов искусства были разграблены, поскольку нацисты выполняли план, разработанный еще до начала боевых действий. [ 13 ] За мародерством руководили специалисты подразделений СС Аненербе , айнзацгруппы , отвечавшие за искусство; и экспертами Haupttreuhandstelle Ost , которые отвечали за конфискацию предприятий и более обыденных объектов. [ 8 ] Нацистские чиновники, ответственные за реализацию плана, включали Ганса Поссе , Йозефа Мюльмана и его сводного брата Каэтана (он же Кай, оба из СС ), [ 9 ] [ 14 ] [ 15 ] под руководством Дагоберта Фрея , историка СС, родом из Австрии, выбранного Берлином для подтверждения статуса Польши как «тевтонской земли» без евреев. [ 16 ] Помимо официальных грабежей нацистских властей, некоторые грабежи совершались и отдельными лицами, действовавшими по собственной инициативе; Фактически, Мюльман еще 6 октября 1939 года жаловался, что многие предметы, которые ему было поручено обеспечить, уже были перемещены или просто украдены. [ 13 ] [ 15 ] Хотя нацисты хранили обширную документацию по вновь приобретенным награбленным произведениям искусства, система не была надежной, и они потеряли учет большей части награбленных товаров во время все более бессистемной эвакуации немцев из Центральной и Восточной Европы в 1944 году. [ 15 ]

Большая часть важных произведений искусства в польских государственных и частных коллекциях была «захвачена» нацистами в течение шести месяцев после вторжения 1939 года. К концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» произведений искусства, ранее находившихся в Польше, находились в их владении. [ 8 ] Некоторые произведения искусства были отправлены в немецкие музеи, такие как запланированный музей Фюрера в Линце , в то время как другие произведения искусства стали частной собственностью нацистских чиновников. [ 8 ] В 1940 году Гитлер получил «подарок» от Ганса Франка , губернатора оккупированной Польши , — коллекцию, подготовленную Мюльманом, из 521 предмета ценнейшего искусства. [ 15 ] Франк с помощью оберфюрера Мюльмана, знатока искусства, собрал большую коллекцию произведений искусства из польских коллекций. [ 15 ] Общая стоимость кражи и уничтожения нацистами польского искусства оценивается в 11,14 миллиарда долларов (в долларах 2001 года). [ 17 ]

Было изъято более 516 000 отдельных предметов. [ 13 ] Точное количество неизвестно, поскольку не все произведения искусства были каталогизированы или зарегистрированы, особенно в частных руках, а также большая часть документации была утеряна. [ 13 ] [ 15 ] Оценка потерь началась уже во время Второй мировой войны под эгидой польского правительства в изгнании и Польского подпольного государства . В 1944 году Кароль Эстрайхер первую работу на эту тему « Культурные потери Польши» . опубликовал в Лондоне [ 13 ] По оценкам 2010 года, доля культурного наследия, потерянного Польшей во время войны, составила 75%. Оценка охватывает как разрушенное, так и утраченное культурное наследие. [ 3 ] [ 9 ] Украденное искусство включает в себя:

  • 11 000 картин польских художников.
  • 2800 картин других европейских художников.
  • 1400 скульптур
  • 75 000 рукописей
  • 25 000 карт
  • 22 000 книг, напечатанных до 1800 года ( стародруки )
  • 300 000 отпечатков и работ на бумаге
  • сотни тысяч других предметов, имеющих художественную и историческую ценность. [ 17 ]

Число разграбленных или уничтоженных книг оценивается в 1,5 миллиона. [ 17 ] до 15 [ 9 ] или 22 миллиона. [ 13 ] забрали даже экзотических животных Из польских зоопарков . [ 18 ]

Во время кампании геноцида против польских евреев , кульминацией которой стала операция, известная как «Актион Рейнхард» в 1942 году, повальное вымогательство и массовые грабежи стали частью экономического плана нацистской Германии. Это не ограничивалось нацистской политикой в ​​отношении художественного наследия Польши. [ 19 ]

Грабежи польских евреев и разграбление их имущества стали нормой. В каждом городе и селе евреев заставляли сдавать не только золото, валюту и другие ценности, но и практически все предметы потребления, включая мебель и одежду. Были украдены даже такие предметы, как птичьи клетки, дверные ручки и грелки. Любое оправдание или его отсутствие становилось поводом для вымогательства. [ 19 ]

Советский Союз

[ редактировать ]
Фонды Львовского исторического музея были перевезены в подвал Черного дома и уничтожены за закрытыми дверями. [ 20 ]

После того как Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 года, он также занялся грабежом и уничтожением польского культурного наследия. [ 9 ] [ 21 ] По оценкам, вскоре после вторжения около половины польских музеев и аналогичных общественных учреждений были демонтированы на территориях, оккупированных Советским Союзом. Многие предметы были отправлены в советские музеи, такие как Московский исторический музей и Центральный антирелигиозный музей (также в Москве). [ 9 ] Остальные коллекции были просто уничтожены. Например, во время ликвидации Львовского исторического музея в начале 1940 года его фонды были перенесены в подвал Черного дома (польский: Czarna Kamienica ), подальше от общественного внимания, и там систематически уничтожались. [ 20 ]

После советского наступления на оккупированную Германией территорию Польши грабежи и разграбление всего ценного продолжались до 1947 года, хотя теоретически эти территории уже были переданы союзной коммунистической Польше . [ 9 ] [ 22 ] [ 23 ] Советские войска занимались особенно масштабными грабежами на бывших восточных территориях Германии , которые позже должны были быть переданы Польше, лишая их всей техники, оставленной бегущим/депортированным населением. [ 9 ] [ 13 ] [ 24 ] [ 25 ] Даже польские коммунисты были обеспокоены масштабами своих преступлений. В 1945 году будущий председатель Польского государственного совета генерал Александр Завадский беспокоился, что «насилия и грабежи со стороны Советской армии спровоцируют гражданскую войну». [ 26 ]

Промышленный грабеж

[ редактировать ]

В начале 1946 года деятельность «военных трофейных бригад» регулировалась подробными приказами заместителя министра обороны СССР Николая Булганина . [ 27 ] не менее 239 тысяч железнодорожных вагонов До 1948 года эти бригады отправили в СССР для перевозки природных ресурсов, комплектных заводов и отдельных машин. Только город Быдгощ потерял 30 заводов и 250 кораблей. В Грудзёндзе армия конфисковала все оборудование заводов, независимо от их размера. В Торуни были взяты все мельницы , что привело к временной нехватке хлеба. Blachownia Śląska [ pl ] потеряла крупную установку немецкого производства по производству синтетического топлива , перевезенную в СССР в 10 000 вагонах поездов. Аналогичная производственная линия в Полиции была перевезена в 14 тысячах вагонов. Гливице потеряли трубный завод, Бобрек и Лабенды [ pl ] лишились железных печей. Полные электростанции были демонтированы и вывезены из Меховице , Забже , Здзешовице , Микульчице [ пл ] , Блаховни-Слёнской [ пл ] и Хелмска-Слёнски . Небольшие предприятия также были конфискованы в Сосновце , Домбровой-Гурнице , Ченстохове , Згоде, Хожуве , Семяновице , Познани , Быдгоще , Грудзёндзе , Торуни , Иновроцлаве , Влоцлавеке. , Хойнице , Лодзь , Дзедзице и Освенцим .

Сельскохозяйственные животные также подвергались грабежам: до 1 сентября 1945 года Красная Армия конфисковала 506 000 коров, 114 000 овец и 206 000 лошадей. Только за февраль 1945 года было вывезено более 72 тысяч тонн сахара. В Торуньском районе за этот период было вывезено 14 000 тонн зерна, 20 000 тонн картофеля и 21 000 тонн красной свеклы. Эти цифры представляют собой всего лишь грабежи, поскольку польское правительство также официально поставляло в то время продовольствие Красной Армии, в том числе 150 000 тонн зерна, 250 000 тонн картофеля, 25 000 тонн мяса и 100 000 тонн соломы.

Кроме того, отдельным красноармейцам разрешили отправлять домой «боевые трофеи», количество которых зависело от их звания. Результатом стали массовые грабежи частных домов, в том числе продукты питания, одежда, обувь, радиоприемники, украшения, посуда, велосипеды и даже керамические унитазы. Беспрецедентные масштабы индивидуального грабежа можно оценить на примере российского города Курска , который в январе 1945 года получил всего 300 личных передач от солдат, но в мае их число достигло 87 тысяч.

После прекращения таких перевозок Красная Армия приступила к грабежам железнодорожной инфраструктуры, ремонтных мастерских подвижного состава, сигнальных установок и рельсов: было разграблено около 5,5 тыс. км рельсов.

В 1946 году польские власти оценили масштабы грабежа в 2,375 миллиарда долларов 1938 года (что эквивалентно 54 миллиардам долларов в долларах 2015 года). [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

Усилия по поиску и возвращению украденных произведений искусства

[ редактировать ]
Рафаэля Сообщается, что « Портрет молодого человека» спрятан в секретном банковском хранилище.

После войны Министерство культуры и искусства Польши взяло на себя работу по составлению списка утраченных предметов искусства, их поиску и восстановлению. [ 13 ] Бюро возмещения ущерба ( Buro Rewindykacji i Odszkodowań ) действовало с 1945 по 1951 год. [ 13 ] Реалии « холодной войны» затруднили возвращение разграбленного культурного наследия, и только в 1980-х и 1990-х годах ситуация изменилась. [ 32 ] В 1991 году с этой целью был сформирован новый орган - Бюро представителя правительства по вопросам польского культурного наследия за рубежом , действующее при Министерстве культуры и искусства. [ 13 ] В 1999 году инициатива получила поддержку Министерства иностранных дел Польши . [ 33 ] Как только украденное произведение искусства обнаружено, польское правительство направляет запрос на его реституцию, и, как отмечается на сайте министерства, все запросы на сегодняшний день были успешными. [ 33 ] По состоянию на октябрь 2012 г. Министерство перечислило 30 ценных предметов, которые были найдены в период с 2001 по 2012 год. [ 34 ] Среди найденных произведений искусства — Александра Герымского картина « Еврейская женщина» , неожиданно найденная в Евы Алдаг аукционном доме в Букстехуде она была возвращена в Национальный музей Варшавы и отреставрирована. в ноябре 2010 года . В конце июля 2011 года [ 35 ]

1 августа 2012 года Министерство иностранных дел Польши объявило, что одно из самых известных пропавших произведений искусства из польской коллекции, « картина Рафаэля Портрет молодого человека », была найдена «в банковском хранилище в неизвестном месте». . Представитель министерства был уверен, что картина в конечном итоге будет возвращена в Польшу. [ 36 ] В апреле 2014 года Франческо Гварди была восстановлена ​​лестница дворца . [ 37 ]

В настоящее время Польша планирует построить виртуальный музей « ( Затерянный музей» Muzeum Utracone [ pl ] ), в котором будут представлены предметы утраченного искусства. [ 3 ]

И в Германии, и в странах бывшего Советского Союза до сих пор хранится много польских материалов, награбленных во время Второй мировой войны. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Возвращение украденных произведений искусства из бывших государств Советского Союза, таких как Россия, оказывается особенно трудным. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]

  1. ^ Агнешка Сурал (2013). » « Самые ценные произведения искусства, пропавшие со времен Второй мировой войны . Culture.pl (на польском языке) (2013–08–13). Варшава: Институт Адама Мицкевича . Проверено 22 августа 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Музеум Утраконе (2013). «О затерянном музее» . www.muzeumutracone.pl . Музей Утраконе . Проверено 22 августа 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Утерянные польские произведения искусства вы увидите в онлайн-музее — ГП GazetaPrawna — Gazeta Prawna — партнёр работодателя, инструмент специалиста » . Газетаправна.пл. 10 апреля 2010 года . Проверено 3 октября 2012 г.
  4. ^ Алоизиус Балавидер, «Одиссея польских сокровищ», 1978, издательство Университета Св. Франциска Ксавьера.
  5. ^ Гордон Свогер, Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961 , ISBN   1-55002-515-5 , 2004 г., Дандурн
  6. ^ Олсак-Гласс, Джудит (январь 1999 г.). «Обзор польского Холокоста» Пиотровского . Сарматское обозрение . Проверено 24 января 2008 г.
  7. ^ Ребекка Кнут (2003). Либрицид: спонсируемое режимом уничтожение книг и библиотек в двадцатом веке . Издательская группа Гринвуд. п. 86. ИСБН  978-0-275-98088-7 . Проверено 2 октября 2012 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Мадайчик 1970 , стр. 122.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Е28. Ясинский Г» . Polishresistance-ak.org . Проверено 3 октября 2012 г.
  10. ^ Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего Рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 945. ИСБН  978-0-671-62420-0 .
  11. ^ Споттс, Фредерик (2002). Гитлер и сила эстетики . Нью-Йорк: Не обращайте внимания на прессу. стр. 377–378. ISBN  978-1-58567-345-2 .
  12. ^ Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего Рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 945. ИСБН  978-0-671-62420-0 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Военные потери» . Msz.gov.pl. ​Проверено 3 октября 2012 г.
  14. ^ Министерство культуры и искусства; и Министерство национальной реконструкции. «Варшавские обвинения» (PDF) . Путеводитель по выставке, организованной Бюро реконструкции Варшавы в сотрудничестве с Национальным музеем в Варшаве (на польском языке). Национальная типография, М-01526. Архивировано из оригинала (прямая загрузка PDF, 91,8 КБ) 15 июля 2014 г. Проверено 4 августа 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Локомобиль. «Исторические потери» . Забытки.пл . Проверено 3 октября 2012 г.
  16. ^ Департамент искусства, истории искусств и визуальных исследований Университета Дьюка. «Фрей, Дагоберт» . Словарь искусствоведов . Проверено 4 августа 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Перейти обратно: а б с Дариуш Мательски (2005). Политика Германии в отношении польских культурных ценностей в ХХ веке . Издатель Адам Маршалек. стр. 160. ISBN  978-83-7441-173-8 . Проверено 2 октября 2012 г.
  18. ^ Вернон Н. Кислинг (18 сентября 2000 г.). История зоопарков и аквариумов: от коллекций древних животных до зоологических садов . ЦРК Пресс. п. 122. ИСБН  978-0-8493-2100-9 . Проверено 2 октября 2012 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б АРК (2006). «Акция Рейнхард Экономика» . Кеш Гугла . Действия Рейнхарда . Проверено 30 июля 2014 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Яцек Милер (2000). «Львовские коллекции (VI). Исторический музей города Львова» (PDF) . Драгоценный. Бесценно. Потерянный. Архив (3/2000) (на польском языке). Национальный институт музеев, Варшава . Проверено 12 октября 2012 г.
  21. ^ «Претензии СССР на культурные ценности после Второй мировой войны (Часть I)» (PDF) . Нимос.пл . Проверено 3 октября 2012 г.
  22. ^ Норман Дэвис , Божья площадка , История Польши , издательство Колумбийского университета, 2005, ISBN   0231128193 , стр.359
  23. ^ Ричард К. Раак, Движение Сталина на Запад, 1938–1945: истоки холодной войны , Stanford University Press, 1995, ISBN   0804724156 , стр.90
  24. ^ «MIĘDZY MODERNZACJĄ A MARNOTRAWSTWEM» (на польском языке). Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 21 марта 2005 г. См. также другие копии в Интернете. Архивировано 26 апреля 2007 г. на Wayback Machine.
  25. ^ «КРАСНАЯ АРМИЯ В НИЖНЕЙ СИЛЕЗИИ» (на польском языке). Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 21 марта 2005 г.
  26. ^ Норман Дэвис , Божья площадка , История Польши , издательство Колумбийского университета, 1982, ISBN   0231053525 , стр.558
  27. ^ "ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Первоисточники ]-- Приказы народного комиссара обороны СССР (1943-1945)" . militera.lib.ru . Retrieved 2015-05-11 .
  28. ^ «ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ» . www.polska-armna.pl . Проверено 11 мая 2015 г.
  29. ^ "Самое большое ограбление в истории Померании и Куявии - Экспресс Быдгоски - Быдгощ, Куявы и Поморье - новости, информация, статьи, события" . express.bydgoski.pl . 17 июня 2005 года . Проверено 11 мая 2015 г.
  30. ^ «Ненавистная Красная Армия в Лодзи — Dzienniklodzki.pl» . www.dzienniklodzki.pl . 26 февраля 2012 года . Проверено 11 мая 2015 г.
  31. ^ «Россия должна нам 54 миллиарда долларов. Узнайте правду о том, как Советы ограбили Польшу» . Исторические курьезы . Проверено 11 мая 2015 г.
  32. ^ «Ревиндикация доброй культуры» . Msz.gov.pl. 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 3 октября 2012 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б «Деятельность Министерства иностранных дел в сфере реституции культурных ценностей» . Msz.gov.pl. ​Проверено 3 октября 2012 г.
  34. ^ «Восстановленные произведения искусства» . Msz.gov.pl. ​Проверено 3 октября 2012 г.
  35. ^ Конрад Ничинский (март 2011 г.). «Александр Герымский «Еврейка с апельсинами» » . Culture.pl Институт Адама Мицкевича . Проверено 22 октября 2012 г.
  36. ^ «Вновь открыт «Портрет молодого человека» Рафаэля» . Панармениан.Нет . Проверено 1 августа 2012 г.
  37. ^ Фрай, Мэдди (01 апреля 2014 г.). «Германия возвращает украденное польское искусство 1939 года» . Время.com . Проверено 3 августа 2017 г.
  38. ^ (на польском языке) Россияне возвращают украденные произведения искусства , Gazeta Wyborcza, 14 октября 2007 г.
  39. ^ Рп.пл (26 сентября 2011 г.). «Рукопись Словацкого, найденная в России» . рп.пл. ​Проверено 3 октября 2012 г.
  40. ^ «Россия готова вернуть Польше архивы, захваченные во время Второй мировой войны» . Онет.пл. ​Проверено 3 октября 2012 г.
  41. ^ "Русские не будут возвращать украденные произведения искусства. Но будут сотрудничать - WPROST" . Wprost.pl. 23 февраля 2012 г. Проверено 3 октября 2012 г.
  42. ^ Имя *. «Восстановление памятников | Пшеглёндский еженедельник » . Przeglad-tygodnik.pl . Проверено 3 октября 2012 г.
  43. ^ Патрисия Кеннеди Гримстед (осень 2002 г.). «Возвращение военных трофеев: реституция США разграбленных нацистами культурных ценностей СССР, 1945–1959 гг., Часть 1» . Пролог . 34 (3).
  • Мадайчик, Чеслав (1970), Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Том II (Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, Часть вторая) (на польском языке), Państwowe Wydawnictwo Naukowe

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Из Смитсоновского института избранной библиографии о происхождении награбленных произведений искусства :
    • Эстрайхер, Кароль [ pl ] . Культурные потери Польши: Индекс польских культурных потерь во время немецкой оккупации. Лондон, 1944 год.
    • Голос, Ежи и Агнешка Каспшак-Милер, ред. Потери во время войны: исторические колокола, потерянные между 1939 и 1945 годами в границах Польши после 1945 года. Познань, Министерство культуры и искусства, 2000 г.
    • Кудельски, Дж. Роберт. Тайны грабежа нацистами коллекций польского искусства. Варшава: Tower Graphics, 2004.
    • Ласкажевская, Ханна, изд. На память: Варшавские научные библиотеки во время оккупации, 1939–1945 гг. Варшава, Издательство Национальной библиотеки, 2004.
    • Pro Memoria - исследовательские библиотеки Варшавы во время оккупации - 1939–1945 гг. Варшава: Национальная библиотека, 2004.
    • Романовская-Задрожна, Мария и Тадеуш Задрожны [ pl ] . Потери военного времени: зарубежная живопись: картины маслом, пастелью, акварелью, утраченные между 1939 и 1945 годами в границах Польши после 1945 года, за исключением западных и северных территорий). Познань, Министерство культуры и искусства, 2000 г.
  • Дариуш Мательски [ pl ] , Судьба польских культурных ценностей в России и СССР, Познань, 2003 г.
  • Дариуш Мательски, Политика Германии в отношении польских культурных ценностей в 20 веке, Торунь, 2005 г. (2-е изд., Торунь, 2007 г.).
[ редактировать ]

СМИ, связанные с искусством, потерянным в Польше во время Второй мировой войны, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bc0da0116909ee3b035ac52dcd3ba63__1716498420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/63/9bc0da0116909ee3b035ac52dcd3ba63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Looting of Poland in World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)