Военные трофеи (симпозиум)

« Трофеи войны — Вторая мировая война и ее последствия: потеря, новое появление и восстановление культурных ценностей» — международный симпозиум, проведенный в Нью-Йорке в 1995 году для обсуждения произведений искусства, культурных ценностей и исторических мест, поврежденных, утраченных, и разграблено в результате Второй мировой войны . [1] Трехдневное мероприятие было организовано Центром исследований декоративного искусства Барда в ознаменование 50-летия окончания войны. [2] Конференцию организовала Элизабет Симпсон , археолог и профессор Бардского аспирантского центра.
Интерес к этой теме во всем мире был вызван объявлениями в 1991 году о местонахождении предметов, конфискованных советскими трофейными бригадами с территории Германии в конце войны. [3] За объединением Германии в 1990 году и распадом Советского Союза в 1991 году последовал ряд соглашений доброй воли между Германией и странами бывшего СССР, а также начало официальных переговоров о репатриации. Именно этот дух открытости и сотрудничества сделал возможным проведение симпозиума в Нью-Йорке. За этим первоначальным собранием заинтересованных сторон последует серия конференций, инициатив, соглашений и репатриаций, которые продолжаются и по сей день.
Нью-Йоркская конференция и материалы
[ редактировать ]В программе приняли участие 48 известных спикеров — правительственные чиновники, дипломаты, журналисты, искусствоведы, археологи, юристы и независимые исследователи — из Польши, Нидерландов, Бельгии, Франции, России, Украины, Беларуси, Германии, Австрии, Венгрии, Австралии, Англии. и США. Совместное свидетельство обнажило еще одно ужасающее измерение человеческих страданий, вызванных Второй мировой войной .
Симпозиум был первым, на котором эта проблема рассматривалась на публичном форуме, и привел к многочисленным инициативам по исследованию происхождения со стороны участвующих правительств, а также музеев, библиотек и арт-дилеров по всему миру. В результате мир искусства изменился безвозвратно. Политика закупок была пересмотрена в музеях Европы и США, а организации были реструктурированы, чтобы облегчить идентификацию предметов искусства и культуры, которые были украдены или переданы незаконно во время и после войны. [4] В нескольких странах были налажены процедуры, позволяющие семьям требовать пропавшее имущество; [5] такие претензии привели к тому, что многие произведения были возвращены наследникам и потомкам законных владельцев. [6]

Материалы конференции были опубликованы в виде обширного тома под редакцией Элизабет Симпсон (Гарри Н. Абрамс, 1997). [7] В книгу вошли 17 договоров, конвенций и других официальных документов, касающихся защиты и возвращения культурных ценностей. Они начинаются с « Кодекса Либера » 1863 года и « Гаагской конвенции 1907 года » и продолжаются договорами, заключенными после Первой мировой войны, « Гаагской конвенцией и протоколом 1954 года » о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. , [8] « Конвенция ЮНЕСКО 1970 года » о предотвращении незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, [9] и Конвенция УНИДРУА об украденных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 года. [10]
Потери в результате Второй мировой войны
[ редактировать ]Элизабет Симпсон и адвокат Джанетт Гринфилд, автор книги «Возвращение культурных ценностей» , [11] предоставил вступительные комментарии по теме вместе с Линн Николас , автором книги «Похищение Европы» , [12] который обсуждал массовое перемещение произведений искусства и культурных ценностей, произошедшее во время Второй мировой войны. Отдельные страны подробно описали ущерб, нанесенный их национальному достоянию, а также потери, понесенные отдельными лицами. С докладом о еврейском церемониальном искусстве и частной собственности выступила Вивиан Манн, в то время заведующая кафедрой иудаики Еврейского музея в Нью-Йорке. За этими отчетами последовала серия статей о законах, директивах и конвенциях, действовавших в начале Второй мировой войны, директивах, действовавших в Германии во время войны, и законах, принятых союзниками для противодействия немецким ассигнованиям. Эти и все доклады конференции публикуются в сборнике материалов.
«Памятники мужчинам»
[ редактировать ]
Группа так называемых «людей-памятников» (в которую на самом деле входили несколько женщин) подробно рассказала из первых рук о работе офицеров-художников западных союзников. [13] Члены отдела памятников, изобразительного искусства и архивов Управления военного правительства США рассказали об обнаружении награбленных произведений искусства и слитков, спрятанных в немецких шахтах, бункерах, замках и церквях, а также о перераспределении и репатриации этих находок. через пункты сбора в Мюнхене и Висбадене. Из офицеров-ветеранов, выступавших на конференции в Нью-Йорке, — Джеймс С. Плаут (ум. 1996 г.), Уолтер И. Фармер (ум. 1997 г.), Эдит А. Стэнден (ум. 1998 г.), Крейг Хью Смит (ум. 2006 г.), С. Лейн Фэйсон (ум. 2006 г.) и Бернард Тейпер (ум. 2016 г.) - ни один из них не сохранился до наших дней.
Новое появление и восстановление
[ редактировать ]Другие репатриации произошли в конце войны, осуществленные Госдепартаментом США, СССР и другими странами. Тематические исследования включают увлекательные дискуссии о сокровищах Кведлинбургской церкви , советских секретных хранилищах, [14] а « Сокровище Приама », раскопанное Генрихом Шлиманом в Трое в 1873 году, нелегально вывезенное Шлиманом из Турции, оказалось в Берлине, переправленное в Москву советскими трофейными бригадами после падения Берлина и хранившееся в секрете в Пушкина, а наконец вывезена из секретного хранилища и выставлена в музее в 1996 году. [15] Несмотря на претензии Турции, Германии и Греции на право собственности на троянские сокровища, предметы остаются в Москве, а вопрос не решен.

Текущие проблемы и совместные усилия
[ редактировать ]Конференция завершилась серией презентаций о текущих и предлагаемых мерах по смягчению понесенных потерь. Линдел Протт , тогдашний руководитель отдела международных стандартов Отдела культурного наследия ЮНЕСКО , предложил список «Принципов разрешения споров относительно культурного наследия, перемещенного во время Второй мировой войны»:
- Культурные ценности, вывезенные с территории, оккупированной во время или сразу после военных действий во Второй мировой войне любой воюющей стороной, будут возвращены стране, из которой они были вывезены.
- В случае последовательных перемещений объекты будут возвращены на территорию, где они находились в момент начала боевых действий в 1939 году.
- Принцип 1 будет применяться независимо от того, приняла ли передача соответствующих культурных ценностей форму открытого грабежа или грабежа или сделок, очевидно законных по форме, даже если они якобы были совершены добровольно.
- Культурные ценности, изъятые с оккупированной территории, никогда не могут быть задержаны в качестве компенсации за военные действия.
- Если предметы культуры, перемещенные во время или сразу после военных действий во Второй мировой войне, перешли в руки третьих лиц, государство, ответственное за их вывоз из страны, где они находились в 1939 году, должно вновь приобрести их для возвращения государству, из которого они находились. они были получены путем выкупа, возмещения или другими соответствующими способами.
- Никакие временные ограничения не могут быть установлены.
- Репатриируемые предметы культуры должны сопровождаться соответствующей научной документацией, если таковая имеется.
- Реституция путем замены является доступным средством правовой защиты в случае уничтожения уникальных культурных ценностей.
Освещение в прессе и споры
[ редактировать ]
Симпозиум «Военные трофеи» широко освещался в международной прессе, включая статьи Associated Press. [16] и в «Нью-Йорк Таймс » [17] Нью-Йорк Ньюсдей , [18] «Уолл Стрит Джорнал» , [19] Христианский научный монитор , [20] Наблюдатель , [21] Вашингтон Пост , [22] Филадельфийский Инкуайерер , [23] Художественная газета , [24] Франкфуртер Альгемайне Цайтунг , [25] Зюддойче Цайтунг , [26] Время , [27] and Pravda . [28] The Forward опубликовал критику, появившуюся во время симпозиума; Вопрос заключался в том, придала ли конференция достаточное значение потерям евреев во время войны, поскольку эти потери были подробно описаны в более широком контексте Второй мировой войны и ущерба, понесенного народами многих вовлеченных в нее стран. [29]
Этот вопрос стал причиной проведения второй конференции в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1998 году. Спонсируемая Государственным департаментом США и Мемориальным музеем Холокоста США , «Вашингтонская конференция по активам эпохи Холокоста» [30] собрал участников симпозиума в Нью-Йорке вместе с другими, чтобы обсудить, в частности, еврейские потери, включая произведения искусства, книги и архивы, а также страховые претензии и другие виды активов. Результатом этого стал новый свод « Принципов в отношении произведений искусства, конфискованных нацистами ». [31] изложено организатором Стюартом Э. Эйзенстатом , а также «Декларациями Целевой группы по международному сотрудничеству в области образования, памяти и исследований Холокоста». [32]
Однако Нью-Йоркская конференция по-прежнему имела влияние благодаря своему более широкому охвату: она касалась потерь, произошедших по всей Европе, нанесенных не только немцами, но также Советами и западными союзниками, и затрагивала все те народы, которые пострадали в результате результате Второй мировой войны. [33] Объем материалов конференции широко освещался в публикациях в США и Европе, а также в газете «Джерузалем Пост» . [34] Новый век , [35] ИТАР-ТАСС , [36] и другие. Как единственное всеобъемлющее рассмотрение этой темы, ее часто цитируют и считают одной из самых важных книг о Второй мировой войне и ее последствиях, а также об утрате, новом появлении и восстановлении культурных ценностей, связанных с войной.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эстероу, Милтон. «Текущие проблемы и совместные усилия: Введение». В книге «Трофеи войны — Вторая мировая война и ее последствия: потеря, новое появление и восстановление культурных ценностей» . Под редакцией Элизабет Симпсон, 215. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс совместно с Центром выпускников Барда, 1997.
- ↑ 19–21 января 1995 г.
- ^ Акинша, Константин и Григорий Козлов. «Трофеи войны: скрытые сокровища искусства Советского Союза». АРТньюс, апрель 1991 г.
- ^ «Стандарты и практики | Ассоциация директоров художественных музеев» . Аамд.орг . Проверено 7 августа 2016 г.
- ^ «Добро пожаловать в» . Lootedart.com . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Например, произведения искусства, возвращенные семье Розенбергов, а также те, которые еще не найдены, см. «В поисках нацистской добычи, все еще на свободе», The New York Times, 1 ноября 2018 г.
- ^ Симпсон, Элизабет, изд. Трофеи войны - Вторая мировая война и ее последствия: потеря, новое появление и восстановление культурных ценностей . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс совместно с Бардским аспирантским центром, 1997. Клуб исторической книги, Клуб книги месяца, Международный клуб книги месяца, Клуб качественной книги в мягкой обложке.
- ^ «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта с правилами выполнения Конвенции» . Портал.unesco.org . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Конвенция о мерах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» . Портал.unesco.org . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Культурная собственность – Конвенция 1995 года – УНИДРУА – Международный институт унификации частного права – Международный институт для унификации частного права» . УНИДРУА . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Гринфилд, Жанетт. Возвращение культурных ценностей. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- ^ Николас, Линн. Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Нью-Йорк: Винтажные книги, 1994.
- ^ «Официальный сайт» . Памятники мужчинам . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Акинша, Константин, Григорий Козлов и Сильвия Хохфилд. Красивая добыча: Советское ограбление европейских художественных сокровищ , Нью-Йорк: Random House, 1995.
- ^ Толстиков, Владимир и Михаил Трейстер. Золото Трои: В поисках легендарного города Гомера . Москва и Нью-Йорк: Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина совместно с Гарри Н. Абрамсом, 1996.
- ^ "Изъятое искусство". Ассошиэйтед Пресс, 23 января 1995 г.
- ^ Блюменталь, Ральф. «Откровения и страдания по поводу конфискации произведений искусства советскими властями». The New York Times, 23 января 1995 г. Также «Скрытый чердак России: возвращение трофеев Второй мировой войны». «Нью-Йорк Таймс» , 1 февраля 1995 г.
- ^ Уоллах, Амей. «Россия, искусство и военные трофеи». Нью-Йорк Ньюсдей, 24 января 1995 г.
- ^ Лейвик, Лаура. «Верните произведения искусства, украденные во время войн, прямо сейчас». The Wall Street Journal, 16 февраля 1995 г.
- ^ Фостер, Кэтрин. «Украденное искусство как военная добыча: заложники или предвестники мира?» Christian Science Monitor, 8 февраля 1995 г.
- ^ Уотсон, Питер. «России приказали вернуть награбленные сокровища». The Observer, 22 января 1995 г.
- ^ Льюис, Джо Энн. «Сыщики искусства, добывшие золото: двое москвичей обнаруживают сокровища, которые украл Гитлер и разграбили русские». Вашингтон Пост, 20 января 1995 г.
- ^ Кляйн, Джулия. «Военное ограбление». The Philadelphia Inquirer, 25 января 1995 г.
- ^ Кауфман, Джейсон. «Международный симпозиум рассматривает вопросы, связанные с добычей времен Второй мировой войны: на нем должны присутствовать официальные лица со всей Европы, включая Россию». Художественная газета, январь 1995 г.
- ^ «Последние военнопленные: Возвращение культурных ценностей». Frankfurter Allgemeine Zeitung, 25 января 1995 г. Также «Последние военнопленные: Нью-йоркские дебаты о культурных ценностях, которые исчезли и были украдены во время мировой войны, а затем появились снова». Frankfurter Allgemeine Zeitung, 27 января 1995 г.
- ^ «Простое повторение старых аргументов: Нью-Йоркская конференция по возвращению произведений искусства, разграбленных во время Второй мировой войны». «Зюддойче Цайтунг», 24 января 1995 г.
- ^ «Война в мире? Разграбленная художественная конференция в Нью-Йорке». Die Zeit, 27 января 1995 г.
- ^ «Холодная война за музейными шторами: как российские искусствоведы сдают шедевры, оказавшиеся в России после победы над Германией в 1945 году». Правда, 19 марта 1995 г.
- ^ Чембалест, Робин. «Оставляя евреев вне поля зрения в Барде: Конференция по реституции опускает заявления о Холокосте». The Forward, 20 января 1995 г. Фактически, как показывают архивы симпозиума, The Forward был проинформирован о том, что во время планирования конференции связались с 18 еврейскими организациями и пригласили их принять участие. Культурные потери евреев в результате войны подчеркивались на протяжении всего заседания, а доктор Вивиан Манн, тогдашний руководитель отдела иудаики Еврейского музея в Нью-Йорке, выступила с докладом, посвященным конкретно еврейским притязаниям. См. Вивиан Манн, «Еврейское церемониальное искусство и частная собственность», в издании Элизабет Симпсон, « Военные трофеи», стр. 84–87.
- ^ «Вашингтонская конференция по активам эпохи Холокоста» . Fcit.usf.edu . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Принципы Вашингтонской конференции в отношении произведений искусства, конфискованных нацистами» . Государство.gov. 03.12.1998 . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Вашингтонская конференция по активам эпохи Холокоста» . Fcit.usf.edu . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ См. «Борис хочет эту книгу». Publishers Weekly, 14 апреля 1997 г.
- ^ Генри, Мэрилин. «Изобразительное искусство грабежа». Международное издание «Джерузалем Пост», 19 июля 1997 г.
- ^ Устер, Селаль. «Дьявол взял его и унес…» Йени Юзыыл, 17 июля 1997 г.
- ^ Бережков, Алексей. «Книга по проблеме возвращения трофейных произведений искусства, изданных в США». ИТАР-ТАСС, 23 апреля 1997 г. Также "Перемещенное искусство: нужно ли возвращать военные трофеи?" ИТАР-ТАСС, 14-20 июня 1997 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акинша, Константин и Григорий Козлов. «Трофеи войны: скрытые сокровища искусства Советского Союза». АРТньюс , апрель 1991 г.
- Акинша, Константин, Григорий Козлов и Сильвия Хохфилд. Прекрасная добыча: Советское ограбление европейских художественных сокровищ . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1995.
- Антонова, Ирина. «Мы никому ничего не должны». Художественная газета , июль – сентябрь 1994 г.
- Бэррон, Стефани. «Дегенеративное искусство»: судьба авангарда в нацистской Германии . Нью-Йорк и Лос-Анджелес: Абрамс и Художественный музей округа Лос-Анджелес, 1991.
- Декер, Эндрю. «Наследие позора». АРТньюс , декабрь 1984 г.
- Де Ваал, Эдмунд. Заяц с янтарными глазами: скрытое наследство . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2010.
- Эдсел, Роберт. Люди-памятники: герои-союзники, нацистские воры и величайшая охота за сокровищами в истории . Нью-Йорк: Центральная улица, 2009.
- Фелисиано, Гектор. Затерянный музей: нацистский заговор с целью украсть величайшие произведения искусства мира . Нью-Йорк: Основные книги, 1998.
- Фланнер, Джанет. Мужчины и памятники . Нью-Йорк: Харпер, 1957.
- Гринфилд, Жанетт. Возвращение культурных ценностей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Хоффман, Барбара, изд. Искусство и культурное наследие: закон, политика и практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006.
- Николас, Линн. Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Нью-Йорк: Винтажные книги, 1994.
- Петерс, Олаф, изд. Дегенеративное искусство: атака на современное искусство в нацистской Германии . Нью-Йорк: Новая галерея, 2014.
- Петропулос, Джонатан. Искусство как политика в Третьем рейхе . Чапел-Хилл и Лондон: University of North Carolina Press, 1996.
- Скотт-Кларк, Кэтрин и Адриан Леви. Янтарная комната: судьба величайшего потерянного сокровища в мире . Нью-Йорк: Уокер, 2004.
- Смит, Крейг. Репатриация произведений искусства из пункта сбора в Мюнхене после Второй мировой войны . Маарссен и Гаага: Гэри Шварц и SDU Publishers, 1988.
- Толстиков Владимир и Михаил Трейстер. Золото Трои: В поисках легендарного города Гомера . Москва и Нью-Йорк: Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина совместно с Гарри Н. Абрамсом, 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дешмук, Мэрион; Симпсон, Элизабет (1999). «Трофеи войны» . Обзор немецких исследований . 22 (2): 322. дои : 10.2307/1432106 . JSTOR 1432106 .
- «Бардовский аспирантский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура» . Bgc.bard.edu . 22 февраля 2015 г. Проверено 7 августа 2016 г.
- «Конвенции» . Портал.unesco.org . Проверено 7 августа 2016 г.
- «Культурная собственность – Конвенция 1995 года – УНИДРУА – Международный институт унификации частного права – Международный институт для унификации частного права» . Unidroit.org . Проверено 7 августа 2016 г.
- «Официальный сайт» . Памятники мужчинам . Проверено 7 августа 2016 г.
- «Добро пожаловать в» . Lootedart.com . Проверено 7 августа 2016 г.