История евреев в Норвегии
Общая численность населения | |
---|---|
770 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Осло , Тронхейм | |
Языки | |
Норвежский , Иврит , Идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Шведские евреи , финские евреи , датские евреи , другие евреи-ашкенази. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Часть серии о |
Культура Норвегии |
---|
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Часть серии о |
Скандинавия |
---|
История евреев в Норвегии восходит к 1400-м годам. Хотя весьма вероятно, что в средние века в Норвегию въезжали еврейские купцы, моряки и другие люди, никаких усилий по созданию еврейской общины предпринято не было. В период раннего Нового времени Норвегия , все еще опустошенная Черной смертью , находилась под властью Дании с 1536 по 1814 год, а затем Швеции до 1905 года. В 1687 году Кристиан V отменил все еврейские привилегии, в частности запретив евреям въезд в Норвегию, за исключением особых устроение. Евреев, оказавшихся в королевстве, сажали в тюрьмы и изгоняли, и этот запрет действовал до 1851 года. [2]
В 1814 году, когда Норвегия получила независимость от Дании, общий запрет на въезд евреев в страну был «продолжен» в новой конституции Норвегии. Сефарды были освобождены от запрета, но, похоже, лишь немногие обращались за разрешением на свободный проход. [2] После неустанных усилий поэта Хенрика Вергеланда , политика Педера Йенсена Фошальда , директора школы Ханса Холмбо и других, в 1851 году норвежский парламент ( Стортингет ) снял запрет с евреев и им были предоставлены религиозные права наравне с христианскими инакомыслящими . [2]
Первая еврейская община в Норвегии была основана в Осло в 1892 году. Община росла медленно до Второй мировой войны . В конце 1930-х годов оно было поддержано беженцами и достигло пика примерно в 2100 человек. [3] Население было опустошено во время Холокоста , в ходе которого значительная часть норвежской еврейской общины была уничтожена нацистской Германией . Евреи остаются одним из самых маленьких этнических и религиозных меньшинств Норвегии. [1]
Средний возраст
[ редактировать ]Первое упоминание о евреях в скандинавской литературе встречается в Постоле сёгуре в Исландии в 13 веке, где они упоминаются наряду с более общими язычниками . В литературе того времени евреи назывались gyðingar , juði или, в латинской форме, judeus . Евреи также упоминались в неблагоприятных терминах в последующих литературных исландских сагах , таких как «Сага о Gyðinga» («Сага о евреях»). [4]
Однако есть источники, которые оспаривают антисемитизм в Норвегии в средние века по той простой причине, что не было никаких доказательств присутствия евреев в стране. Например, всестороннее исследование документов того времени, таких как завещания, контракты и судебные дела, среди других первичных данных не упоминало евреев или еврейскую общину в Норвегии. [5] Ученые отмечают, что тех, кто упоминается в церковных документах, можно считать «виртуальными евреями» в том смысле, что цитаты были косвенными и что эти упоминания, вероятно, были символами нехристианского поведения. [6]
Реформация и Просвещение
[ редактировать ]В 1436 году и снова в 1438 году архиепископ Аслак Болт запретил праздновать день отдыха в субботу, чтобы христиане не копировали «путь евреев», и этот запрет был усилен несколькими последующими постановлениями, в том числе в Diplomatarium Norvegicum . [7] [8]
Первое известное поселение евреев на территории Норвегии было основано на королевском разрешении. официальных документах связано с допустимостью сефардов , испанских и португальских евреев , изгнанных Первое известное упоминание о евреях в из Испании в 1492 году и из Португалии в 1497 году. Некоторым из них было дано особое разрешение на въезд в Норвегию.
Хотя Норвегия была частью Датского королевства с 1536 по 1814 год, Дания ввела ряд религиозных ограничений как для поддержки протестантской Реформации в целом, так и против евреев в частности. В 1569 году Фредрик II приказал всем иностранцам в Дании подтвердить свою приверженность 25 догматам веры, центральным для лютеранства , под страхом депортации, конфискации всего имущества и смерти.
Самое раннее зарегистрированное прямое упоминание о евреях произошло в документах, опубликованных в 17 веке, когда группе португальских евреев было разрешено поселиться в Норвегии. Ограничения были сняты для евреев-сефардов, уже обосновавшихся в качестве торговцев в Альтоне , когда Кристиан IV захватил город. Кристиан также выдал первое письмо о безопасном проходе еврею (Альберту Дионису) в 1619 году, а 19 июня 1630 года была предоставлена всеобщая амнистия всем евреям, постоянно проживающим в Глюкштадте , включая право свободно путешествовать по всему королевству. [9]
В таких условиях существование антисемитизма можно считать незначительным, поскольку традиционные еврейские предрассудки часто проистекали из представления о том, что евреи контролируют экономическую, политическую и социальную сферы конкретного европейского общества. [10] Однако попытка этого аргумента преуменьшить антисемитизм внутренне противоречива, поскольку такое восприятие евреев само по себе является одним из наиболее ярких и устойчивых признаков антисемитизма.
Государственная политика по отношению к евреям менялась в течение следующих нескольких сотен лет. Короли в целом терпимо относились к еврейским купцам, инвесторам и банкирам, чей вклад в экономику Дании-Норвегии, с одной стороны, стремился ограничить их передвижение, проживание и присутствие в общественной жизни. Нескольким евреям, особенно из сефардской семьи Тейшейра, а также некоторым евреям ашкеназского происхождения, были выданы пропуска для посещения мест в Дании и Норвегии; но было также несколько случаев, когда евреи были арестованы, заключены в тюрьму, оштрафованы и депортированы за нарушение общего запрета на их присутствие, даже когда они заявляли об освобождении от уплаты налогов, предоставленном сефардам. [11] Кристиан IV из Дании и Норвегии предоставил евреям ограниченные права на передвижение по территории королевства, а в 1641 году евреям-ашкенази были предоставлены эквивалентные права. Кристиан V отменил эти привилегии в 1687 году, в частности, запретив евреям въезд в Норвегию, если им не было предоставлено специальное разрешение. Евреев, оказавшихся в королевстве, сажали в тюрьмы и изгоняли, и этот запрет действовал до 1851 года. [2]
Европейское Просвещение привело к умеренному смягчению ограничений для евреев в Дании и Норвегии, особенно в южных районах и городах Дании. Некоторые еврейские семьи, принявшие христианство, поселились в Норвегии. Писатели того времени увеличили свой интерес к еврейскому народу, в том числе Людвиг Хольберг , который изображал евреев комическими фигурами в большинстве своих пьес и в 1742 году написал «Еврейскую историю от начала мира, продолжавшуюся до наших дней» , представляя евреев некоторым распространяя традиционные, неблагоприятные стереотипы, но также поднимая вопрос о плохом обращении с евреями в Европе. [12] [13]
Следовательно, когда стереотипы против евреев начали проникать в сознание широкой общественности в эпоху Просвещения, были и те, кто восстал против некоторой, если не всей, скрытой враждебности. Лютеранский священник Нильс Герцберг был одним из тех, кто выступал против норвежских предрассудков, что в конечном итоге повлияло на более позднее голосование по поправке к конституции, позволяющей евреям селиться в Норвегии. [14]
Конституционный запрет
[ редактировать ]С 1687 года в Норвегии действовал полный запрет на присутствие евреев, за исключением особых случаев, а обнаруженные в королевстве евреи заключались в тюрьму и изгонялись. Запрет действовал до 1851 года. [2] Основываясь на недолговечных надеждах на то, что уступки Дании по Кильскому договору года 1814 позволят Норвегии получить независимость, было созвано учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года . Хотя Дания всего несколькими месяцами ранее полностью сняла все ограничения для евреев, Норвежское собрание после некоторых дебатов пошло другим путем, и евреи должны были «продолжать» быть исключенными из королевства в рамках пункта, который делал лютеранство официальной государственной религией, хотя и со свободным исповеданием религии в качестве общего правила. . Запрет касался евреев и иезуитов въезда в страну . Сефарды были освобождены от запрета, но, похоже, лишь немногие обращались за разрешением на свободный проход. [2] 4 ноября 1844 года министерство юстиции Норвегии заявило: «…предполагается, что так называемые португальские евреи, независимо от § 2 Конституции , имеют право жить в этой стране, что также дает [нашим] знание, то, что до сих пор предполагалось».
Некоторые из авторов сформулировали взгляды на евреев еще до начала съезда, в том числе Лауриц Вайдеманн , который написал, что «История еврейской нации доказывает, что этот народ всегда был мятежным и лживым, а его религиозные учения, надежда на новое возникновение как нация, так часто они приобретали какое-то замечательное состояние, приводили их к интригам и созданию государства в государстве. Для безопасности государства жизненно важно, чтобы в отношении них было сделано абсолютное исключение». [15]
Те, кто поддержал продолжающийся запрет, сделали это по нескольким причинам, в том числе по богословским предрассудкам. Николай Вергеланд [16] и Георг Свердруп считал, что честное обращение с христианами было бы несовместимо с иудаизмом, написав, что «ни один человек еврейской веры не может въезжать в пределы Норвегии, а тем более проживать там». Питер Моцфельд также поддержал запрет, но на несколько ином основании: еврейская идентичность была слишком сильна, чтобы обеспечить полное гражданство. Другие видные авторы, такие как Ганс Христиан Ульрик Мидельфарт, «прекрасно» выступили в защиту евреев, а также Йохан Каспар Герман Ведель-Ярлсберг выразил в более приглушенных выражениях отсталость этого предложения. [17]
Те, кто выступал против приема евреев, решительно одержали верх, когда вопрос был поставлен на голосование, и второй параграф конституции гласил: [18]
§ 2. Евангелическо-лютеранская религия остается публичной религией государства. Те жители, которые это исповедуют, обязаны так же воспитывать своих детей. Иезуиты и монашеские ордена недопустимы. Евреи по-прежнему исключены из допуска в королевство.
Это фактически поддерживало правовой статус-кво примерно с 1813 года, но поставило Норвегию в резкое противоречие с тенденциями как в Дании , так и в Швеции , где законы и указы в начале 19 века предоставляли евреям большие, а не более ограниченные свободы.
Тем временем небольшое количество евреев, принявших христианство, поселилось в Норвегии, некоторые из них приобрели известность. Среди них были Людвиг Марибо , Эдвард Исак Хамбро и Генрих Глогау. В 1817 году Глогау бросил вызов Кристиану Магнусу Фальсену , одному из сторонников запрета на евреев в конституционном собрании, по поводу значения запрета, спросив, должен ли он стыдиться своих предков или своей родины, когда рассказывает о своем наследии своим детям. [19] В ответ Фальзен заявил, что иудаизм «не несет в себе ничего, кроме насмешек и презрения к человеку, который его не исповедует… делая обязанностью каждого еврея уничтожить [все нации, которые его принимают]». [20]
Действительно, ряд евреев, оказавшихся в Норвегии, были оштрафованы и депортированы. Корабль, направлявшийся в Англию, затонул у западного побережья Норвегии в 1817 году, и одним из тех, кто выбился на берег, был Майкл Йонас, польский еврей. Его вывезли из страны под усиленной охраной. Такой жесткий подход вызвал ужас, и начальнику полиции Бергена было приказано лично оплатить расходы по депортации. Были также процедуры депортации подозреваемых евреев, которые не смогли предъявить свидетельство о крещении, в том числе певца Карла Фридриха Коппелло (псевдоним Мейер Маркус Коппель), оптиков Мартина Блюменбаха и Анри Лея, Морица Лихтенхайма и других. [21]
Отмена и первоначальная иммиграция
[ редактировать ]Депортация евреев, приехавших в Норвегию случайно или добросовестно, вызвала некоторое замешательство среди норвежцев. Первым, кто выступал за отмену, был поэт Андреас Мунк в 1836 году. Но именно Хенрик Вергеланд стал ведущим защитником евреев в Норвегии. [22] [23]
10-я сессия парламента, 1842 г.
[ редактировать ]Хенрик Вергеланд был сыном Николая Вергеланда, одного из членов конституционного собрания, который наиболее решительно возражал против допуска евреев в страну. Младший Вергеланд долгое время питал предубеждения против евреев, но путешествия по Европе изменили его мнение. 26 августа 1841 года он опубликовал брошюру Indlæg i Jødesagen , в которой страстно выступал за отмену этого пункта. 19 февраля 1842 года его попытки поставить этот вопрос на голосование в норвежском парламенте увенчались успехом, когда предложение было передано в Конституционный комитет. 9 сентября 1842 года предложение об отмене получило простое большинство: 51 против 43, но, не набрав квалифицированного большинства (2/3), оно провалилось. [24]
26 октября 1842 года Вергеланд опубликовал свою книгу Jødesagen i det norske Storthing («Еврейский вопрос в норвежском парламенте»), которая не только аргументирует свою позицию, но и дает интересное представление о работе парламента в то время. [25]
Парламентские сессии 1845, 1848 и 1851 годов.
[ редактировать ]Вергеланд представил в парламент новое предложение позже, в тот же день, когда первая отмена не удалась. Он умер 12 июля 1845 года. Конституционный комитет вынес свою рекомендацию об отмене ровно через месяц после его смерти, 12 августа. На голосование было поставлено несколько версий, но самая популярная версия получила 52 голоса за отмену и только 47 за сохранение; хуже, чем последнее голосование.
В 1848 году предложение об отмене набрало от 59 до 43 голосов, что все еще не достигло необходимых 2/3. Наконец, в 1851 году этот пункт был отменен 93 голосами против 10. 10 сентября все оставшиеся законы, связанные с запретом, были отменены принятием «Lov om Ophævelse of det hidtil bestaaende Forbud mot at Jøder indfinde sig i Riget mv». («Закон об отмене до сих пор постоянного запрета в отношении евреев в королевстве и т. д.») [26]
СМИ, общественное мнение и политика начала 20 века
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Несмотря на опасения, что Норвегия будет захвачена еврейской иммиграцией после отмены, до 1870 года в Норвегию иммигрировали только около 25 евреев. Однако из-за погромов в царской России иммиграция несколько ускорилась в конце 19 - начале 20 веков. К 1910 году в Норвегии проживало около 1000 евреев. [27] [28]
Хотя меньшинство было небольшим и широко рассредоточенным, некоторые стереотипы о евреях получили распространение в норвежской прессе и популярной литературе в начале 20 века. В книгах широко читаемых авторов Рудольфа Мууса и Овре Рихтера Фриха евреи описываются как садисты и одержимые деньгами. Адвокат Эйвинд Сакслунд опубликовал в 1910 году брошюру Jøder og Gojim («Евреи и гои охарактеризовал как «антисемитскую непристойную »), которую в 1922 году писатель в Dagbladet литературу» . Сакслунд подал в суд за клевету и проиграл, но заслужил восхищение газета Nationen , которая похвалила Сакслунда за ведение «нашей расовой войны». [29] В 1920 году «Протоколы сионских мудрецов» [30] был опубликован в Норвегии под названием Den nye verdenskeiser («Император Нового Мира»). [31]
В 1916 году норвежский писатель Микал Зильтен издал антисемитское периодическое издание под названием «Nationalt Tidsskrift» . В 1917 году он начал использовать свастику в качестве своего символа, за несколько лет до Адольфа Гитлера . Периодическое издание носило расистский характер и публиковало антисемитские теории заговора . Это издание заявило о себе как о « единственном норвежском журнале, который глубоко изучает истинную связь евреев с событиями в мире и здесь, дома ». Начиная с 1925 года атташе под названием « Кто есть кто в еврейском мире» напечатал четыре издания. Эта брошюра содержала список евреев и предполагаемых евреев в Норвегии, отсортированный по роду занятий. Домохозяйки и дети были перечислены в разделе «Различные профессии» . [32] Силтена судили за сотрудничество с нацистами во время немецкой оккупации в ходе законной чистки в Норвегии после Второй мировой войны .
Споры о Шечите
[ редактировать ]Предубеждения против евреев стали центральной темой споров о законности шхиты , еврейской практики ритуального убийства. Первоначально этот вопрос был поднят в 1890-х годах, но муниципальный запрет на эту практику в 1913 году в Осло привлек внимание всей страны.
Ранняя оппозиция
[ редактировать ]Попытки запретить шхиту привели к тому, что активисты гуманного общества с благими намерениями вступили в союз с антисемитами. В частности, Йонас Сёр, высокопоставленный полицейский, проявил особый интерес и в конечном итоге поднялся до руководства Норвежской федерации защиты животных , одновременно выступая против приема еврейских беженцев во время Первой мировой войны. Защита прав животных использовалась как средство нападать не только на метод убоя, но и на само сообщество.
Среди противников запрета был Фритьоф Нансен , но разногласия по этому вопросу пересекали партийные линии во всех основных партиях, за исключением Аграрной партии (сегодня Центристская партия), которая была последовательной в своей оппозиции « шехите» . [33] В 1890-х годах в норвежской прессе были подняты протесты против практики шхиты на том основании, что она жестока по отношению к животным. Еврейская община ответила на эти возражения, заявив, что этот метод гуманен.
Комитет, созданный 11 февраля 1927 года, проконсультировался с многочисленными экспертами и посетил бойню в Копенгагене. Большинство высказалось за запрет и нашло поддержку в Министерстве сельского хозяйства и парламентском комитете по сельскому хозяйству. Те, кто выступал против запрета, говорили о религиозной толерантности, а также считали, что шечита не более бесчеловечна, чем другие методы убоя. [34] Ингвар Сванберг пишет, что многие аргументы против шхиты основывались «на недоверии к «иностранным» привычкам» и «часто содержали антисемитские элементы». [35] Си Джей Хамбро был одним из тех, кто больше всего был потрясен антисемитскими оскорблениями, отметив, что «там, где права животных защищаются в преувеличенной степени, это обычно делается с помощью человеческих жертвоприношений». [34]
запрет 1929 года
[ редактировать ]Споры продолжались до 1929 года, когда норвежский парламент запретил практику забоя животных, которые не были предварительно оглушены или парализованы. Запрет остается в силе и сегодня. [36]
Никакие формы религиозной бойни не названы запрещенными в норвежском законодательстве. [37] Норвежский закон требует, чтобы животные были оглушены перед убоем, за исключением религиозных обрядов, что несовместимо с шхитой . [38] [39] [40] Норвежский исламский совет , с другой стороны, обнаружил, что седация совместима с правилами халяль при условии, что сердце животного все еще бьется во время убоя. [41]
Продолжение дебатов
[ редактировать ]Бывший главный раввин Норвегии Михаэль Мельхиор утверждал, что антисемитизм является одним из мотивов запретов: «Я не скажу, что это единственная мотивация, но это, конечно, не совпадение, что одной из первых вещей, запрещенных нацистской Германией, был кошерный убой. Я также знаю, что во время первых дебатов по этому вопросу в Норвегии, где шехита запрещена с 1930 года, один из парламентариев прямо сказал: «Если им это не нравится, пусть живут где-нибудь еще». [42]
Представители как мусульманской, так и еврейской общины, ссылаясь на научные исследования, оспаривают утверждение о том, что традиционные халяльные и кошерные методы убоя приводят к ненужным страданиям животных. Принятие Норвегией охоты, китобойного и тюленьего промысла также было выдвинуто как доказательство предполагаемого лицемерия норвежской позиции. Министр сельского хозяйства Ларс Педер Брекк из Центристской партии (которая всегда отвергала шхиту , см. выше) отверг это сравнение. [40] [43]
Сторонники продолжающегося запрета, в том числе чиновники Норвежского управления по безопасности пищевых продуктов, утверждали, что животные, забитые согласно шхите, находились в сознании в течение «несколько минут» после того, как их забили, а писатель и фермер Торе Стубберуд утверждал, что животные в иудаизме «не имеют морального статуса». ...чистые предметы для... архаичных, религиозных нужд», и задавался вопросом, стал ли ЕС, допустив такую бойню, «чисто банком без ценностей». [44]
Чтобы обойти запрет, в страну пришлось импортировать кошерное мясо. В июне 2019 года было предложено распространить запрет на импорт кошерного мяса. Это предложение также было названо антисемитским. [45]
Холокост
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2013 г. ) |
Нильс Кристиан Дитлефф был норвежским дипломатом, которого в конце 1930-х годов направили в Варшаву , Польша . Весной 1939 года Дитлефф организовал в Варшаве транзитную станцию для еврейских беженцев из Чехословакии , отправленных туда при поддержке «Нансенхельпена» . Дитлефф организовал для беженцев еду, одежду и транспорт до Гдыни (Польша), где они сели на корабли, направлявшиеся в Норвегию. [46] Nansenhjelpen — норвежская гуманитарная организация, основанная Оддом Нансеном в 1936 году для предоставления убежища и помощи в Норвегии еврейским беженцам из районов Европы, находящихся под контролем нацистов. Святилище в Норвегии просуществовало недолго.
Нацистская Германия вторглась в Норвегию 9 апреля 1940 года, и несколько норвежцев были немедленно арестованы, а два месяца спустя оккупационные силы основали первый лагерь для заключенных в Ульвене , недалеко от Бергена . Многие евреи, которые могли, бежали из страны. «Почти две трети евреев Норвегии бежали из Норвегии». [47] Из них около 900 евреев были тайно вывезены из страны норвежским движением сопротивления , в основном в Швецию, но некоторые также в Великобританию . [48] В 1942 году, до начала депортаций, в Норвегии проживало не менее 2173 евреев. Из них 1643 были гражданами Норвегии, 240 - иностранными гражданами и 290 - лицами без гражданства. По меньшей мере 765 евреев погибли от рук немцев; [49] более половины норвежцев погибли. [50] Лишь от 28 до 34 из депортированных выжили. [51] их продолжающееся заключение в лагерях (после депортации) – и около 25 (из них) вернулись в Норвегию после войны. [48]
Во время войны гражданская норвежская полиция ( politiet ) во многих случаях помогала немецким оккупантам арестовывать тех евреев, которые не смогли вовремя бежать. В разгар оккупации Норвегии нацистской Германией в Норвегии проживало не менее 2173 евреев. [3] Записи показывают, что во время Холокоста 758 норвежских евреев были убиты нацистами – в основном в Освенциме . Кроме того, по меньшей мере 775 евреев были арестованы, задержаны и/или депортированы. Большинство выживших евреев бежали из страны, в основном в Швецию. [52] но некоторые также в Соединенное Королевство . Евреям, бежавшим в Швецию, во многих случаях помогало норвежское сопротивление , но иногда им приходилось платить проводникам . Некоторые также выжили в лагерях в Норвегии, в больницах или скрывались. К 27 ноября 1942 года все евреи в Норвегии были либо депортированы и убиты, либо заключены в тюрьму, либо бежали в Швецию, либо скрывались. Многие из евреев, бежавших во время войны, не вернулись, и в 1946 году осталось всего 559 евреев. в Норвегии. [52] Между 1947 и 1949 годами норвежское правительство дало разрешение на 500 перемещенным лицам проживание в стране , хотя многие позже уехали в Израиль , Канаду или США . [53] Около 800 норвежских евреев, бежавших в Швецию, вернулись. К середине 1950-х годов в Норвегии проживало около 1000 евреев, из которых 700 жили в Осло и 150 в Тронхейме.
Сорок один норвежец был признан Яд Вашем Праведником народов мира , а также норвежским движением сопротивления в целом. [54]
1990-е: реституция времен Второй мировой войны
[ редактировать ]В марте 1996 года норвежское правительство назначило комитет, «чтобы установить, что случилось с еврейской собственностью во время Второй мировой войны… и определить, в какой степени конфискованное имущество/имущество было восстановлено после войны». [55]
В июне 1997 года Комитет представил разделенный доклад, разделенный на большинство голосов. [52] и меньшинство: [56]
- По мнению большинства, непокрытые убытки составили 108 миллионов норвежских крон (крон), исходя из стоимости кроны в мае 1997 года (≈15 миллионов долларов США).
- По мнению меньшинства, непокрытые убытки оцениваются в 330 миллионов крон.
15 мая 1998 года премьер-министр Норвегии Хьелл Магне Бондевик предложил выделить 450 миллионов крон, покрывающих как «коллективную», так и «индивидуальную» реституцию. [57] 11 марта 1999 года Стортингет проголосовал за принятие предложения о выплате 450 миллионов крон. [58] Коллективная часть общей стоимостью 250 миллионов крон была разделена на три части: [59]
- Средства на поддержку еврейской общины в Норвегии (150 миллионов крон).
- Поддержка развития за пределами Норвегии традиций и культуры, которые нацисты хотели искоренить, будет распределяться фондом, члены исполнительного комитета которого будут назначаться по одному норвежским правительством, норвежским парламентом и еврейской общиной Норвегии. и Всемирный еврейский конгресс/Всемирная еврейская реституционная организация . Эли Визелю было предложено возглавить исполнительный комитет (60 миллионов крон).
- Создание национального музея толерантности, созданного как Норвежский центр изучения Холокоста и религиозных меньшинств (40 миллионов крон).
Общая сумма индивидуальной части оценивалась в не более 200 миллионов крон в качестве компенсации отдельным лицам и лицам, пережившим их, но не более 200 000 крон каждому. К 31 ноября 1999 года, последней дате подачи заявления о компенсации, 980 человек получили по 200 000 крон (≈26 000 долларов США) каждый, на общую сумму 196 миллионов крон (≈25 миллионов долларов США).
Однако норвежское законодательство о наследстве облагает налогом на наследство, передаваемое от умершего его/ее наследникам, в зависимости от отношений между ними. Этот налог увеличивался на каждом этапе наследования. Поскольку свидетельств о смерти евреев, убитых в немецких концентрационных лагерях, не было выдано, умершие числились пропавшими без вести. Их имущество находилось в завещании до момента объявления смерти, и им были предъявлены обвинения в административных расходах. Таким образом, к тому моменту, когда все эти факторы оказали свое влияние на оценку конфискованного имущества, от него осталось совсем немного. В общей сложности 7,8 миллиона крон было присуждено владельцам и наследникам еврейской собственности, конфискованной нацистами. Это было меньше, чем административные сборы, взимаемые государственными органами за завещание. В него не вошли конфискованные правительством активы, принадлежавшие ненорвежским гражданам, а также активы граждан, не оставивших законных наследников. Эта последняя категория была огромной, поскольку в ходе Холокоста было убито 230 целых еврейских семей.
Современная ситуация
[ редактировать ]По состоянию на 1 января 2012 г. [update]В целом по стране проживало около 1500 евреев. Число зарегистрированных членов религиозных еврейских общин в последние годы сокращается и в 2015 году составило 747 человек. [60] Большинство из них базировались в Осло. [60]
В Норвегии есть две синагоги: одна в Осло и одна в Тронхейме . В синагоге Осло имеется полный спектр услуг, включая детский сад и хедер . У них обоих также есть информационно-просветительская программа по сбору все еще действующих групп в Бергене и Ставангере . В июне 2004 года Хабад-Любавич установил постоянное присутствие в Осло, а также организовал деятельность в других частях Норвегии. В Осло также есть еврейский раввин-обновитель, который организует службы и мероприятия. В Осло существовало Общество прогрессивного иудаизма , которого больше не существует. Еврейскую общину Норвегии представляет организация Det Mosaiske Trossamfund («Мозаичная община»), связанная со Всемирным еврейским конгрессом . [61] Другие еврейские организации в Норвегии включают Бнай Брит, WIZO, Бней Акива, Керен Кайемет, Help the Jewish Home (Hjelp Jødene Hjem), «Кошерное питание на колесах», еврейские учебные кружки и дом для престарелых. В Тронхейме также есть еврейский общинный центр.
Норвежские евреи хорошо интегрированы в норвежское общество, и видными среди них были Йо Бенков , бывший президент Стортингета; Лео Эйтингер и Бертольд Грюнфельд , оба известные психиатры; Роберт Левин , пианист; писательница, актриса и театральный критик Мона Левин и Бенте Кахан , актриса и певица. Из них до сих пор живы только двое последних.
Антисемитизм в современной Норвегии
[ редактировать ]Основная политическая среда Норвегии решительно приняла платформу, отвергающую антисемитизм . Однако в частном порядке люди часто придерживаются антисемитских взглядов. [62] [63]
Были случаи вандализма в синагоге Осло. [64] В июле 2006 года, во время войны в Ливане 2006 года , община выпустила рекомендательное предупреждение евреям не носить кипу или другие идентифицирующие предметы в общественных местах, опасаясь преследований или нападений. [65]
17 сентября 2006 года синагога Осло подверглась нападению с применением автоматического оружия . [66] всего через несколько дней после того, как стало известно, что это здание было запланированной целью алжирской террористической группы GSPC , которая планировала бомбардировку норвежской столицы. [67] 2 июня 2008 года Арфан Кадир Бхатти был признан виновным в нападении с применением огнестрельного оружия и приговорен к восьми годам превентивного заключения за серьёзный вандализм . Судья городского суда Осло не смог найти достаточных доказательств того, что выстрелы по синагоге представляли собой террористический акт. [68] Синагога в Осло сейчас находится под постоянным наблюдением и защищена барьерами.
В августе 2006 года писатель Йостейн Гордер статью опубликовал в Aftenposten под названием « Богоизбранный народ» . Он резко критиковал Израиль, а также иудаизм как религию. Обвинения в антисемитизме и интенсивные общественные дебаты привели к разногласиям вокруг Йостейна Гордера .
В декабре 2008 года Имре Херц подал жалобу в Норвежскую комиссию по жалобам на прессу против Отто Йесперсена , комика, высмеивавшего Холокост, но коллеги-комиксы и его телеканал поддержали исполнителя. Йесперсен пошутил по национальному телевидению в своей еженедельной программе: «Я хотел бы воспользоваться возможностью вспомнить все миллиарды блох и вшей, которые погибли в немецких газовых камерах, не сделав при этом ничего плохого, кроме как сосредоточившись на людях еврейского происхождения. " Йесперсен также представил сатирический монолог об антисемитизме, который закончился словами: «Наконец, я хотел бы пожелать всем норвежским евреям счастливого Рождества – нет, что я говорю! Вы не празднуете Рождество, не так ли!? Это вы распяли Иисус» 4 декабря. [69] Йесперсен подвергся критике за несколько своих нападок на социальные и этнические группы, а также на членов королевской семьи , политиков и знаменитостей, и в защиту монолога TV 2 отметил, что Джесперсен атакует во всех направлениях, и что «если вам следует принять [монолог] серьезно, не только евреи должны чувствовать себя обиженными». [70]
В 2010 году Норвежская радиовещательная корпорация распространен антисемитизм сообщила, что среди норвежских мусульман . Учителя в школах с большой долей мусульман сообщали, что ученики-мусульмане часто «хвалят или восхищаются Адольфом Гитлером за его убийство евреев», что «ненависть к евреям законна в огромных группах учеников-мусульман» и что «мусульмане смеются или командуют [учителями] прекратить попытки рассказать о Холокосте». Один еврейский отец также рассказал, как мусульманская толпа забрала его ребенка после школы, «чтобы вывести его в лес и повесить , потому что он был евреем». (Ребенок убежал.) [71] Однако в феврале 2015 года группа молодых мусульман организовала 1500 человек, чтобы сформировать два «кольца мира» вокруг синагог в Осло и Бергене в ответ на недавние террористические атаки на еврейские центры в Европе. [72] [73] [74] [75]
В августе 2014 года антисемитские граффити, не связанные с норвежскими мусульманами, были распылены на школе и спортивном комплексе в Шиене . [76] Позже в том же году свастика была вырезана на стеклянных дверях театра Трёнделаг , на следующий день после премьеры спектакля еврейского кукольного театра. [77] В октябре 2014 года еврейское кладбище в Тронхейме подверглось вандализму: на часовне были нарисованы брызги и слово «Фюрер». [78]
В статье, опубликованной Иерусалимским центром по связям с общественностью, говорится, что антисемитизм в Норвегии исходит в основном от руководства – политиков, лидеров организаций, церковных лидеров и высокопоставленных журналистов. Несмотря на разные мнения, в нем утверждается, что антисемитизм в Европе возник в результате мусульманской иммиграции. Это эссе обвиняет европейско-христианское руководство в антисемитизме, который начался около 1000 года нашей эры, за столетия до того, как евреи пришли в Норвегию. Еще один вопрос, вытекающий из статьи, — публикация антисемитских карикатур. С 1970-х годов множество пропалестинских в норвежских СМИ было опубликовано карикатур. Но сравнение этих изображений с антисемитскими карикатурами времен нацизма показывает некоторое сходство. Общие мотивы, такие как «Евреи злы и бесчеловечны», «Евреи правят миром и эксплуатируют его» и «Евреи ненавидят мир и разжигают войны», повторяются в недавно опубликованных рисунках, а также в антисемитских зарисовках начала двадцатого века. . [79]
Согласно телефонному опросу 501 человека, проведенному ADL , 15% (+/-4,4%) взрослого населения Норвегии питают антисемитские настроения, а 40% населения согласны с утверждением: «Евреи более лояльны к Израилю, чем к Норвегии». , а 31% считают, что «евреи до сих пор слишком много говорят о том, что случилось с ними во время Холокоста». [80] Однако это исследование подверглось критике за неоправданное упрощение классификации «укрывательства антисемитских настроений». [81]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Религиозные общины» . Центральное статистическое бюро Норвегии. 25 ноября 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Норвегия первой открыла ворота евреям в 1851 году» (на норвежском языке) . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая еврейская иммиграция» (на норвежском языке) . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 9–10.
- ^ Адамс, Джонатан; Хесс, Корделия (2018). Средневековые корни антисемитизма: преемственность и преемственность от средневековья до наших дней . Лондон: Рутледж. ISBN 9781351120807 . [ нужна страница ]
- ^ Адамс и Хесс, 2018.
- ^ Мендельсон 1969 , с. 10.
- ^ Якобсен (2006) «…, ok ær theth løgurdax helg, som Juda oc hædhninga plega hal, æn æy cristne, ...» со ссылкой на устав Болта о субботних праздниках и молитве.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 11–13.
- ^ Селверстоун, Харриетт (2007). Поощрение и поддержка студенческих исследований: исследование спорных вопросов . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Greenwood Publishing. п. 189. ИСБН 9780313096839 .
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 16–31.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 34–38.
- ^ Холм, Хельге Видар; Торгейр Скорген. «Слеп на один глаз» . Бергенс Тиденде (на норвежском языке). Берген, Норвегия . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 17 марта 2008 г.
Антисемитизм Людвига Хольберга так же неоспорим, как и его участие в датско-норвежской работорговле, а Иммануил Кант во многом поддерживает Хольберга своими смущающими расовыми теориями и антисемитскими высказываниями против евреев как нации.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 38–40.
- ^ «Jødeparagrafen – Kronologi 1814» (PDF) (на датском языке). Осло: Норвежский парламент . 15 мая 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2011 г. . Проверено 18 марта 2008 г.
- ↑ Сыном Николая Вергеланда был Хенрик Вергеланд, поэт, который позже сыграет решающую роль в изменении взглядов своего отца.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 43–44.
- ^ Национальное собрание (17 мая 1814 г.). «Конституция, подписанная в Эйдсволле 17 мая 1814 года» (на датском языке). Стортинг . Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2008 г.
§ 2. Евангелическо-лютеранская религия остается публичной религией государства. Подписавшиеся на него жители обязаны так же воспитывать своих детей. Нельзя мириться с иезуитами и монашескими орденами. Евреям по-прежнему запрещен въезд в Королевство.
- ^ «Разрешается ли еврею торговать в Норвегии...» . Страна возможностей? Иммиграция в Норвегию с 1500 по 2002 г. (на норвежском языке). Норвежский народный музей. Архивировано из оригинала 4 июля 2011 г. Проверено 31 марта 2008 г.
Мои дети норвежцы, что мне им сказать, поскольку я представляю им Конституцию их отечества? Позорить ли мне родителей или Конституцию?
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 54–56.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 56–57.
- ^ Мендельсон 1969 , с. 60.
- ^ «Хенрик Вергеланд ог «Йёдесакен» » (на норвежском языке). Национальный архив Норвегии. Архивировано из оригинала 25 марта 2008 года . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ «Jødeparagrafen – Kronologi 1842» (на норвежском языке). Норвежский парламент . 15 мая 2001 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2005 года . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ Хенрик Вергеланд (26 октября 1842 г.). «Еврейское дело в норвежском Стортинге» . Проект документации (на норвежском языке). Университеты в Осло, Тронхейме, Бергене и Тромсё . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ Мендельсон 1969 , стр. 218–275.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Норвегии» .
- ^ «Евреи в Норвегии» . Энциклопедия иудаики . 1971 г. - через geschichteinchronologie.com.
- ^ Сельбек, Вебьёрн (2001). Еврейская ненависть по-норвежски - От эйдсволлменов до мальчиков-сапог (на норвежском языке). Кадры: Хермон. п. 33. ISBN 82-7341-936-3 .
- ^ «Протоколы сионских мудрецов» .
- ^ «Ненависть к евреям в современных норвежских карикатурах» .
- ^ Кто есть кто в еврейском мире (3-е изд.). Национальный журнал. 1939. С. «Единственный норвежский журнал, который тщательно исследует истинное отношение евреев к событиям в мире, а также здесь, дома» задняя сторона обложки.
- ^ Йохансен 1984 , стр. 64–68.
- ^ Jump up to: а б Йохансен 1984 , стр. 69.
- ^ Ингварг Сванбер, «Скандинавские страны», Дэвид Вестерлунд, Ингвар Сванберг. Ислам за пределами арабского мира . Пэлгрейв Макмиллан. 1999. с. 395. ISBN 978-0-312-22691-6
- ^ Йохансен, Пер Ола (1984). «Корстогет Мот Шаххнинген». Ближе к себе (на норвежском языке). Осло: Gyldendal Norsk Forlag. п. 63. ИСБН 82-05-15062-1 .
- ^ Европейская конвенция по защите животных, предназначенных для убоя, пояснительный отчет, статья 1726.
- ^ Кей, Барбара (14 января 2009 г.). «За гуманитарной маской в Скандинавии» . Национальная почта . Проверено 20 января 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Правила по охране животных на бойнях. Глава IV. Фиксация, оглушение, умерщвление и обескровливание животных» .
- ^ Jump up to: а б Стэкпол Даль, Мириам (15 мая 2009 г.). «Борьба с кошерностью и халялем» . Новое Время . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Исламский совет Норвегии – Важные услуги для мусульман Норвегии» .
- ^ Аруц Шева : Даже после голосования в ЕС европейская Шечита все еще в опасности , 8 мая 2009 г.
- ^ Розен, Стюарт Д. (12 июня 2004 г.). «Физиологические сведения о Шечите» (PDF) . Ветеринарный журнал . 154 (24): 759–765. дои : 10.1136/vr.154.24.759 . ПМИД 15224598 . S2CID 14345257 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Торе Стубберуд (25 июля 2009 г.). «Rituell slakting i fri flyt» [Ритуальное заклание, протекающее свободно]. Афтенпостен (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года.
- ^ Кошерное и коровы - Религиозная борьба в Норвегии.
- ^ Коэн, Мейнард М. (1997). Противостояние тирании: норвежские врачи и нацисты . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 63–82. ISBN 081432603X .
- ↑ » изложена история Холокоста Комментарий: На обложке книги « Величайшее преступление – без нюансов]
- ^ Jump up to: а б Мемориальный музей Холокоста США, Норвегия, http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005460
- ^ В это число не входят советские и польские военнопленные-евреи, погибшие в плену в результате убийств или жестокого обращения в норвежских лагерях, а также еврейские солдаты союзников, убитые в боях в Норвегии. Военнопленных, оказавшихся евреями, выделяли и подвергали жестокому обращению. Мендельсон 1986 .
- ^ Мишле, Марта (15 ноября 2014 г.). «Просто деталь» .
- ^ Оттосен, Кристиан (1994). «Приложение 1». В такую ночь; история депортации евреев из Норвегии (на норвежском языке). Осло: Ашехог. стр. 334–360. ISBN 82-03-26049-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Резюме большинства – Отчет комитета, который установил, что случилось с еврейской собственностью в Норвегии во время Второй мировой войны и послевоенного урегулирования NOU 1997 22» . regjeringen.no . Осло: Министерство юстиции Норвегии. Июнь 1997 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Еврейская община Осло» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
- ↑ Норвежские Праведники народов мира. Архивировано 22 марта 2016 г. на Wayback Machine , Яд Вашем. веб-сайт
- ^ «Конфискация еврейской собственности в Норвегии во время Второй мировой войны» . regjeringen.no (на норвежском языке). Осло: Министерство юстиции Норвегии. 19 июня 1997 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Краткое изложение мнений меньшинства Комитета по расследованию - Отчет комитета, который установил, что случилось с еврейской собственностью в Норвегии во время Второй мировой войны и послевоенного урегулирования NOU 1997 22» . regjeringen.no . Осло: Министерство юстиции Норвегии. Июнь 1997 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Историческое и моральное урегулирование с учетом в Норвегии финансовой ликвидации еврейского меньшинства во время Второй мировой войны / 5. Финансовая реализация урегулирования» . Ст.прп. № 82 (1997–98) (на норвежском языке). Осло: Правительство Норвегии. 1998 год . Проверено 12 февраля 2009 г.
- ^ «Рекомендация Комитета юстиции по историческому и моральному урегулированию ситуации в Норвегии с финансовой ликвидацией еврейского меньшинства во время Второй мировой войны» . 4 марта 1999 г.
- ^ "Иннст.С.№108 (1998-1999)" . Архивировано из оригинала 23 марта 2007 г. Проверено 7 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Моафи, Хосейн (4 декабря 2013 г.). «Религиозные сообщества и сообщества жизненных позиций, 1 января 2013 г.» . Статистическое управление Норвегии . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ Всемирный еврейский конгресс - Норвегия
- ^ Отчет Института Стивена Рота об антисемитизме в Норвегии. Архивировано 11 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Одд Бьёрн Фуре: Антисемитизм в Норвегии - Справочный документ
- ↑ Газета Aftenposten: «Синагога подверглась вандализму». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Газета Aftenposten: «Евреи предостерегают от преследований». Архивировано 22 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ Газета Aftenposten: «Стрельба в синагоге побуждает к усилению безопасности». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Газета Aftenposten: «Синагога была целью террора». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Бхатти оправдан в терроризме, осужден по другим обвинениям. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine , Афтенпостен, 3 июня 2008 г.
- ^ http://fr.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1228728269544&pagename=JPost/JPArticle/ShowFull [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Конечно, у вас возникают фантомные боли в крайней плоти – Культура – Dagbladet.no» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г.
- ^ «Евреи подстрекаются» . NRK Субботнее ревю . 13 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2010 г. . Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ «Мусульмане образуют «кольцо мира», чтобы защитить синагогу Осло» . «Дейли телеграф» . Лондон. 22 февраля 2015 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ «1300 человек сформировали «Кольцо мира» возле синагоги Осло по инициативе молодых мусульман» . 21 февраля 2015 г.
- ^ «Кольцо мира в Бергене» . НТБ . Берген. 21 февраля 2015 года . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ «Молодые мусульмане провели марш в Бергене» . БА . Берген. 21 февраля 2015 года . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ «Антисемитские граффити» . Координационный форум по противодействию антисемитизму . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Свастика, вырезанная на двери театра» . ЦФКА . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ «Еврейское кладбище, склонное к вандализму» . Норвегия сегодня . 26 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 г. Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Уриэли, Эрез. «Ненависть к евреям в современных норвежских карикатурах» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ «ADL Global 100: Норвегия» . АДЛ Глобал 100 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Сингал, Джесси (14 мая 2014 г.). «Обзор ошибочного антисемитизма, проведенный АДЛ» . Нью-Йоркский журнал «Наука о нас» . Проверено 18 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мендельсон, Оскар (1969). История евреев в Норвегии через 300 лет: Том 1, 1660–1940 (на норвежском языке). Том 1. Университетское издательство. ISBN 82-00-02523-3 .
- Мендельсон, Оскар (1986). История евреев в Норвегии через 300 лет: Том 2, 1940–1985 (на норвежском языке). Том 2. Университетское издательство. ISBN 978-82-0002524-5 .
- Саа, Энн, изд. (2003). Еврейская жизнь и культура в Норвегии: наследие Вергеланда . Нью-Йорк: Абель Абрамсен. ISBN 0-9744601-0-9 .
- Вестли, Бьорн : Поселение: В тени Холокоста . 2002 г. (История комиссии 1997 г.)
- Рейтан, Джон (2005). Евреи из Тронхейма (на норвежском языке). Тронхейм: Академическое издательство Тапир. ISBN 82-519-2044-2 .
- Райзель, Миха, изд. (1992). Вы должны рассказать это своим детям: Религиозная община «Мозаика» в Осло, 1892–1992 гг. (на норвежском языке). Осло: Религиозная община «Мозаика» в Осло. ISBN 82-992611-0-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская община в Осло
- Религиозные общины, Центральное статистическое бюро Норвегии
- Антисемитизм в Норвегии, 2012 г., Европейский центр Вергеланда.
- Два публичных документа о дискуссии 1997–1999 годов о реституции активов, конфискованных у евреев во время Второй мировой войны. [ постоянная мертвая ссылка ]