Еврейская история
Gyðinga Saga («Сага о евреях») — это древнескандинавское повествование о еврейской истории, составленное на основе переводов ряда латинских текстов. Начиная с отчета о завоеваниях Александра Великого , он охватывает около 220 лет еврейской истории, начиная с воцарения Антиоха IV Эпифана в 175 г. до н.э. и заканчивая тем, что Понтий Пилат стал прокуратором Иудеи в 26 г. н.э. [ 1 ] [ 2 ] Основной рукописный источник саги о Гьдинге завершается эпилогом, в котором ее перевод на древнескандинавский язык приписывают Бранду Йонссону (ум. 1264), епископу Холара . В этой рукописи сага о Гьдинге следует за сагой об Александре , которая также приписывается Бранду Йонссону. [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ] Во всех рукописях сага не имеет названия; Название «Сага о Gyðinga», по-видимому, датируется XIX веком. Арни Магнуссон называл ее одновременно «Historia Judaica» и «Historia Macchabeorum ». [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Gyðinga — это древнескандинавский родительный падеж множественного числа от Gyðingr , который происходит от древнескандинавского слова guð («Бог») с суффиксом -ingr (суффикс существительного, используемый для обозначения людей, связанных с другим существительным). Таким образом, его можно буквально перевести как «Бог-люди» или «Бого-последователи».
Это источник современного исландского слова « еврей » gyðingur и фарерского слова gðingur .
Сохранность и авторство
[ редактировать ]Сага о Гьдинге сохранилась в пяти пергаментных рукописях и шестнадцати бумажных рукописях, семь из которых имеют самостоятельную ценность. [ 1 ] [ 2 ] Сага сохранилась в нетронутом виде в 226 году утра, в 1350–1360 годах. Однако сравнение с более старыми фрагментами AM 655 XXV 4to и AM 238 XVII fol показывает, что сага о Gyðinga изначально была длиннее, а версия в AM 226 fol была уменьшена в длине примерно на треть. [ 1 ] [ 5 ]
Сага о Гьдинге завершается следующим эпилогом:
Святой священник Иероним перевел эту книгу с иврита на латынь, но с латыни на норвежский ее перевел священник Бранд Йонссон, который позже был епископом Холара; и [Брандр] затем [перевел] Александра Великого по велению благородного лорда, лорда короля Магнуса, сына короля Хакона Старого. [ 4 ]
Поскольку Брандр умер в 1264 году, это было самое позднее время, когда сага могла быть первоначально составлена, если бы она действительно была написана им. Эту дату можно перенести на 1263 год, поскольку в эпилоге Бранд упоминается как «священник», а не «епископ»; он служил епископом Холара с 1263 года до своей смерти в следующем году. Магнус Хааконссон носил титул короля с 1257 года. Таким образом, авторство саги о Гьдинге датируется где-то между 1257 и 1263 годами, если атрибуция эпилога верна. [ 6 ]
Содержание
[ редактировать ]В 226 году утра сага о Гьдинге разделена на 39 глав; они делятся на 3 раздела на основе разных источников. Первые 21 глава основаны на 1-й книге Маккавеев с дополнительным материалом, взятым из 2-й книги Маккавеев и » Петра Коместора «Схоластической истории . Главы 22–32 основаны на Historia scholastica . Последний раздел, главы 33–38, основан на предшественнике « Якоба де Ворагина » Золотой легенды . [ 1 ] В этом последнем разделе представлен апокрифический рассказ о жизни Понтия Пилата и Иуды Искариота , а также краткая версия еврейской истории от того, как Калигула стал императором в 37 г. н. э., до смерти Ирода Агриппы в 44 г. н. э. [ 2 ] Ближе к концу саги часть ее содержания совпадает с содержанием саги о Ромверье . [ 7 ]
основана на библейских источниках, Несмотря на то, что «Сага о Гьдинге» она преуменьшает моральные и религиозные аспекты своих источников и представляет собой историографическое произведение. [ 8 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вольф, Кирстен (1995). Еврейская история . Фонд Арны Магнуссон в Исландии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кирстен, Вольф (1993). «Сага о Гьдинге». В Пульсиано, Филипп; Вольф, Кирстен (ред.). Средневековая Скандинавия: Энциклопедия . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 253–254. ISBN 0824047877 .
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Кирстен (1990). «Источники саги о Гьдинге» . Архив скандинавской филологии . 105 : 140.
- ^ «Стьорн мм. | Рукопись | Handrit.is» . Handrit.is . Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Вольф, Кирстен (1988). «Сага о Гюдинге, Сага об Александре и епископе Бранде Йонссоне». Скандинавские исследования . 60 (3): 371–400. ISSN 0036-5637 . JSTOR 40918962 .
- ^ Вольф, Кирстен (1990). «Источники саги о Гьдинге» . Архив скандинавской филологии . 105 : 141.
- ^ Вольф, Кирстен (1988). «Сага о Гюдинге, Сага об Александре и епископе Бранде Йонссоне». Скандинавские исследования . 60 (3): 371–372. ISSN 0036-5637 . JSTOR 40918962 .
- ^ Вюрт, Стефани (2005). «Историография и псевдоистория». В МакТёрке, Рори (ред.). Спутник древнескандинавско-исландской литературы и культуры . Молден, Оксфорд, Виктория: Blackwell Publishing. стр. 166 . ISBN 9780631235026 .
- ^ Вюрт, Стефани (2005). «Историография и псевдоистория». В МакТёрке, Рори (ред.). Спутник древнескандинавско-исландской литературы и культуры . Молден, Оксфорд, Виктория: Blackwell Publishing. стр. 167 . ISBN 9780631235026 .
- книги 1250-х годов
- книги 1260-х годов
- Книги по истории XIII века
- Древнескандинавская литература
- Саги
- Хасмонейское царство
- Евреи и иудаизм в Римской империи
- Книги по истории о евреях и иудаизме
- Культурные изображения Александра Македонского
- Антиох IV Эпифан
- Культурные изображения Понтия Пилата
- Культурные изображения Иуды Искариота
- Изображения Калигулы в литературе
- Ирод Агриппа