Норвежская литература
Норвежские авторы |
Формы |
Жанры |
Критика и награды |
Самые посещаемые |
Ибсен - Весаас -
Гамсун |
Портал Норвегии |
Литературный портал |
Часть серии о |
Норвежцы |
---|
Культура |
Диаспора |
Другой |
Норвежский портал |
Норвежская литература — это литература, написанная в Норвегии или норвежцами . История норвежской литературы начинается с языческих эддических поэм и скальдических стихов 9-го и 10-го веков, написанных такими поэтами, как Браги Боддасон и Эйвиндр Скалдаспиллир . Приход христианства около 1000 года позволил Норвегии соприкоснуться с европейскими средневековыми знаниями, агиографией и историографией. В сочетании с местной устной традицией и исландским влиянием это привело к активному периоду создания литературы в конце XII - начале XIII веков. Основные работы этого периода включают Historia Norwegie , Thidreks Saga и Konungs skuggsjá .
Период с 14 по 19 век считается Темным веком в национальной литературе, хотя писатели норвежского происхождения, такие как Педер Клауссон Фриис , Дороте Энгельбретсдаттер и Людвиг Хольберг, внесли свой вклад в общую литературу Дании и Норвегии . С приходом национализма и борьбы за независимость в начале 19 в. наступил новый период национальной литературы. В потоке националистического романтизма возникла великая четверка : Хенрик Ибсен , Бьёрнстьерне Бьёрнсон , Александр Килланд и Йонас Ли . Драматург Хенрик Вергеланд был самым влиятельным автором того периода, а более поздние произведения Генрика Ибсена обеспечили Норвегии ключевое место в западноевропейской литературе.
Модернистская литература была представлена в Норвегии через литературу Кнута Гамсуна и Сигбьёрна Обстфельдера в 1890-х годах. В 1930-х годах Эмиль Бойсон , Гуннар Ларсен , Хокон Бугге Март , Рольф Стенерсен и Эдит Оберг были среди норвежских авторов, экспериментировавших с прозой модернизма. Литература первых лет после Второй мировой войны характеризовалась длинным рядом документальных сообщений людей, находившихся в немецких заключенных или участвовавших в сопротивлении во время оккупации. В число известных норвежских писателей 20-го века входят два автора, лауреаты Нобелевской премии, Кнут Гамсун и Сигрид Ундсет . Период после 1965 года ознаменовал резкое расширение рынка норвежской художественной литературы, а 1970-е годы привели как к политизации, так и к расширению прав и возможностей норвежских авторов. 1980-е годы в норвежской литературе были названы «десятилетием фэнтези».
Средневековая поэзия
[ редактировать ]Самыми ранними сохранившимися примерами древнескандинавской литературы являются эддические стихи , самые старые из которых, возможно, были написаны в начале 9-го века в Норвегии, опираясь на общегерманскую традицию аллитерационного стиха . В 9 веке первые примеры скальдической поэзии также появляются у скальдов Браги Боддасона , Одольфра из Хвинира и придворных поэтов Харальда Прекрасноволосого . Эта традиция продолжалась в X веке, когда главным норвежским поэтом был Эйвиндр Скалдаспиллир . К концу X века традиция скальдических стихов все больше распространялась в Исландию, и норвежские правители, такие как Эйрик Хаконарсон и Святой Олаф, нанимали в основном исландских поэтов.
Средневековая проза
[ редактировать ]В языческие времена рунический алфавит был единственным, который использовался в Норвегии. Сохранившиеся надписи того времени представляют собой в основном короткие памятные посвящения или магические формулы. Одна из самых длинных надписей находится на камне Эггджум 8-го века и содержит загадочные религиозные или магические намеки. Примерно между 1000 и 1030 годами в Норвегии утвердилось христианство, принесшее с собой латинский алфавит . Самые старые сохранившиеся норвежские прозаические произведения относятся к середине XII века, самыми ранними являются латинские агиографические и исторические тексты, такие как Passio Olavi , Acta Sanctorum in Selio , Historia Norwegie и Historia de Antiquitate Regum Norwagiensium . В конце XII века историческая письменность расширилась до народного языка с появлением «Агрипа аф Норегсконунгасогума» , за которым последовала « Легендарная сага о святом Олафе и Фагрскинне» .
Средневековая норвежская литература тесно связана со средневековой исландской литературой , и вместе они считаются древнескандинавской литературой . Величайшим норвежским писателем 13 века был исландец Снорри Стурлусон . Он записал скандинавскую мифологию в форме « Прозаической Эдды» , книги поэтического языка, дающей важное понимание скандинавской культуры до христианства. Он также был автором « Хеймскринглы» , подробной истории норвежских королей, которая начинается в легендарной саге об Инглингах и продолжает документировать большую часть ранней норвежской истории.
Период общей древнескандинавской литературы продолжался вплоть до 13 века благодаря норвежским вкладам, таким как сага о Тидрексе и Konungs skuggsjá, но к 14 веку написание саг больше не культивировалось в Норвегии, и исландская литература становилась все более изолированной.
«Четыреста лет тьмы»
[ редактировать ]Реформации Литература эпохи |
---|
Норвежская литература практически не существовала в период Скандинавского союза и последующего датско-норвежского союза (1387–1814). Ибсен охарактеризовал этот период как «Четыреста лет тьмы». В период союза с Данией датский заменил норвежский. Университетом и культурным центром Дании-Норвегии стал Копенгаген, куда молодые люди отправились учиться. [ 1 ]
Реформация была навязана Норвегии в 1537 году, и датско-норвежские правители использовали ее для навязывания датской культуры; это осуществлялось как с кафедры, так и посредством письменных записей, поскольку пасторы обучались в Копенгагене. Таким образом, письменный норвежский язык стал тесно связан с датским, в результате чего литература стала по существу датской. Гебле Педерссон ( ок. 1490–1557) был первым лютеранским епископом Бергена и человеком широких гуманистических взглядов; его приемный сын Абсалон Педерссон Бейер (1528–1575) пошел по его стопам как гуманист и националист, написав важный исторический труд «О Королевстве Норвегия» (1567). Педер Клауссон Фриис (1545–1615) также был гуманистом, который возродил Хеймскринглу , переведя ее на язык того времени, и написал первую естественную историю Норвегии, а также важное топографическое исследование Норвегии. [ 1 ]
Семнадцатый век был периодом скудной литературной деятельности в Норвегии, но вклад был значительный. Петтер Дасс (1647–1707) написал «Нордландс Тромпет» («Труба Нордланда»), в котором в графических стихах описаны пейзаж, образ жизни, условия и характер северного норвежского народа. Два других автора заслуживают упоминания. Дороте Энгельбретсдоттер (1634–1713) была первой признанной женщиной-писателем в Норвегии, написавшей яркую религиозную поэзию. Ее первая работа, Siælens Sang-offer , была опубликована в 1678 году. Taare-Offer было ее вторым собранием сочинений и впервые было опубликовано в 1685 году. Еще одним одаренным поэтом был Андерс Арребо , который перевел Псалмы на норвежский язык и написал стихотворение о творении: Гексамерон . [ 1 ]
Норвегия также внесла значительный вклад в совместную литературу Дании и Норвегии. Одно из первых имен в датской литературе, Педер Клауссон Фриис (1545–1614), был норвежцем по происхождению. Среди других важных норвежских по происхождению «датских» авторов того периода были Людвиг Хольберг (Берген, 1684–1754), Кристиан Туллин (Христиания, 1728–1765) и Йохан Герман Вессель (1742–1785). [ 1 ]
Возрождение
[ редактировать ]Два крупных события ускорили серьезное возрождение норвежской литературы. В 1811 году в Христиании (позже переименованной в Осло) был основан норвежский университет. Охваченные революционным духом после Американской и Французской революций, а также обузданные в результате насильственного отделения от Дании и подчинения Швеции после наполеоновских войн, норвежцы подписали свою первую конституцию в 1814 году. именно Норвегия родила ряд сильных авторов, признанных сначала в Скандинавии, а затем и во всем мире.
Хенрик Вергеланд общепризнан как отец новой норвежской литературы. Восторженный национализм Вергеланда и его молодых последователей привел к конфликту с истеблишментом, который не желал воспринимать все как хорошее просто потому, что он был норвежским.
В этот период также был собран сборник норвежских народных сказок Питера Асбьёрнсена и епископа Йоргена Мо . Эта коллекция, аналогичная коллекциям братьев Гримм в Германии и Ганса Христиана Андерсена в Дании, представляет собой важный обзор народной культуры гор и фьордов.
Не менее важными для создания норвежской литературы были усилия по внедрению чистого норвежского языка, основанного на диалектах, на которых говорили в районах, более изолированных от столицы. Гений Ивара Осена (1813–1898) был в центре этих усилий. Аасен, лингвист-самоучка и филолог, задокументировал письменную грамматику и словарь разговорного норвежского народного языка, который стал нюнорск (новый норвежский) - «речь страны» в отличие от официального языка, в основном импортированного из Дании. Нюнорск по сей день является одной из двух официальных письменных норм норвежского языка.
Национальный романтический период
[ редактировать ]К концу 19-го века, в потоке националистического романтизма, возникла великая четверка : Хенрик Ибсен , Бьёрнстьерне Бьёрнсон , Александр Килланд и Йонас Ли . Весь период пронизывает единство целей: создание национальной культуры, основанной на почти забытом и, конечно, забытом прошлом, а также прославление облигаций или норвежской фермерской культуры. Реализм Килланда (например, «Шкипер Уорс» ) уступил место романтическому и националистическому духу, охватившему Европу и возродившему интерес норвежцев к их славному прошлому викингов » Ибсена (например, «Викинги в Хельгеланде ), борьбе Средневековья ( например, Ибсена «Леди Ингер из Эстераада» Бьёрнсона ), крестьянские истории (например, «Счастливый мальчик» ) и чудеса мифов и народные сказки о горах (например, «Пер Гюнт » Ибсена ) и море (например, «Провидец» Лия ).
Переход к реализму
[ редактировать ]внес большой вклад в ранний норвежский романтизм, Хотя Хенрик Ибсен он, пожалуй, наиболее известен как влиятельный норвежский драматург, который во многом способствовал популярности современной реалистической драмы в Европе с такими пьесами, как «Дикая утка» и «Кукольный дом» . В этом он опирается на тему, впервые проявившуюся в Норвегии в таких пьесах, как «En Fallit » Бьёрнсона («Банкротство»).
Эмиграционная литература
[ редактировать ]Хотя это и второстепенное направление в норвежской литературе, литература, документирующая опыт норвежских эмигрантов в Америке, так же важна, как норвежские иммигранты стали для растущей Америки XIX века. В этом жанре известны три автора; Оле Рёлвааг писал об иммигрантах, а Йохан Бойер и Ингеборг Рефлинг Хаген писали об эмигрантах. Оле Е. Рёлвааг, иммигрировавший в Америку, познавший жизнь в прериях и доросший до профессора норвежского языка в колледже Св. Олафа в Нортфилде, штат Миннесота , подробно описал радости и боли иммигранта, адаптировавшегося к суровым условиям. реалии и создание новой жизни в дикой новой стране. Норвежский писатель Йохан Бойер представил зеркальное отражение, изображающее борьбу и процессы, которые привели к решению эмигрировать. Ингеборг Рефлинг Хаген, имевшая в США двух братьев и сестру, запечатлела тоску эмигранта по дому и его суровую борьбу «там» в известном сборнике эмигрантских стихов 1935 года.
Модернизм в Норвегии
[ редактировать ]Модернистская литература была представлена в Норвегии через литературу Кнута Гамсуна и Сигбьёрна Обстфельдера в 1890-х годах. В 1930-е годы Эмиль Бойсон , Гуннар Ларсен , Хокон Бугге Март , Рольф Стенерсен и Эдит Оберг были среди норвежских авторов, экспериментировавших с прозой модернизма. Книги 1930-х годов не получили такого же признания, как модернистские произведения после войны. В 1947 году Тарьей Весаас опубликовал сборник стихов Leiken og lynet , который вызвал серьезные споры о форме и ритме норвежской поэзии. Дальнейшее развитие это получило в 1950-х годах. Рольф Якобсен добился признания как поэт модерна после войны. Кристофер Уппдал также получил признание за свою работу.
Двадцатый век
[ редактировать ]После смерти великой четверки и Амалии Скрам наступил новый период норвежской литературы. 1905 год, когда Норвегия вышла из союза со Швецией, знаменует собой новый период в истории норвежской литературы. В XX веке три норвежских писателя получили Нобелевскую премию по литературе. Первым был Бьёрнстьерне Бьёрнсон , чья премия отражала работы прошлого столетия. Вторую награду получил Кнут Гамсун за идеалистический роман «Маркенс Грёде» ( «Рост почвы» , 1917) в 1920 году. Третьей — Сигрид Ундсет за трилогию Кристин Лаврансдаттер и две книги Олава Аудунссона в 1927 году.
Кнута Гамсуна особенно критиковали из-за его симпатий к Насьонал Самлинг норвежской нацистской партии « » во время Второй мировой войны.
Среди других важных норвежских писателей: Трюгве Гулбранссен , Йенс Бьернебое , Агнар Микле , Олав Дуун , Кора Сандел , Кьяртан Флёгстад , Арне Гарборг , Аксель Сандемос , Тарьей Весаас , Ларс Саабье Кристенсен , Кьель Аскильдсен , Йохан Борген , Даг Солстад , Хербьёрг Вас да , Джон Фоссе , Ханс Хербьорнсруд , Ян Эрик Вольд , Рой Якобсен , Бергльот Хобек Хафф , Ханс Э. Кинк , Олав Х. Хауге , Рольф Якобсен , Гунвор Хофмо , Арнульф Оверланд , Сигбьёрн Обстфельдер , Олаф Булл , Осмунд Олавссон Винье , Тор Ульвен , Торборг Н Эдреас , Штайн Мерен , Ян Кьерстад , Георг Йоханнесен , Кристофер Уппдал , Аслауг Ваа , Халлдис Морен Весаас , Сигурд Хоэль , Йохан Фалькбергет , Ханс Бёрли и Аксель Йенсен .
Послевоенный период (1945–1965).
[ редактировать ]Литература первых лет после Второй мировой войны характеризовалась большим количеством документальных сообщений людей, находившихся в немецких заключенных или участвовавших в сопротивлении во время оккупации. Самыми известными среди них были Лизы Бёрсумс , «Клык и Равенсбрюк» « Одда Нансена ( Fra dag til dag» «Из дня в день») и посмертно опубликованный «Дневник Петтера Моэна» ( Петтера Моэна « Дневник »). Несколько лет спустя появились биографии героев сопротивления, таких как Фритьофа Селена » « Шетландские острова-Ларсен , о Лейфе Андреасе Ларсене и «Нилив» Дэвида Армина Ховарта. Historien om Jan Baalsrud (Девять жизней - история Яна Баальсруда ) имела большой издательский успех.
Художественная литература того периода также была сосредоточена на войне. Сигурда Эвенсмо » « Englandsfarere (опубликовано на английском языке как «Лодка для Англии») о группе бойцов сопротивления, попавших в плен. Тарьей Весаас символически обратился к опыту войны в «Huset i mørkret» («Дом в темноте»). Значительная часть послевоенной литературы была посвящена вопросу о том, почему одни остались добрыми норвежскими патриотами, а другие, казалось бы, обычные люди, служили врагу. Примеры этого включают Сигурда Хоэля 1947 « Møte ved milepelen» года, Коре Холта 1949 «Det store veiskillet» («Большая вилка») («Оборотень») Акселя Сандемоза 1958 года и «Varulven» года, которые дают психологические объяснения сотрудничеству .
Поэзия, написанная во время войны, которая либо транслировалась из Лондона, либо распространялась нелегально, была опубликована в виде сборников весной 1945 года и пользовалась такой популярностью, какой норвежская поэзия не видела ни до, ни после. В частности, Арнульфа Оверланда ( были хорошо приняты «Vi overlever alt» Нордаля Грига «Мы переживем все») и «Friheten» («Свобода»). Некоторые из тех, кто был молод во время войны, обнаружили, что традиционных лирических форм недостаточно, чтобы выразить ужасы войны, атомных бомб и надвигающейся холодной войны. Гунвор Хофмо , лично пострадавший от войны, представил замечательные сборники Jeg vil hjem til menneskene («Я хочу вернуться домой к людям») и Fra en annen virkelighet («Из альтернативной реальности»).
Модернизм широко проявился в норвежской поэзии 1950-х годов. Это повлияло на тексты песен, спродюсированные Тарьеем Весаасом, Эрнстом Орвилом , Астрид Толлефсен и Олавом Х. Хауге . Среди молодых поэтов, таких как Астрид Йертенес Андерсен , Паал Брекке , Ханс Бёрли , Харальд Свердруп и Мари Таквам , свободный стих был предпочтительной формой. Паал Брекке был главным защитником модернизма против традиционалистов, таких как Арнульф Оверланд и Андре Бьерке , в широкомасштабной дискуссии о поэтических формах, которая признана дебатами о говорении на языках . Георга Йоханнесена Первая публикация «Дикт» («Поэзия») в 1959 году вызвала новый интерес к политическим и социальным ценностям, который не был особенно очевиден в 1950-е годы. В то же время известный поэт Рольф Якобсен придерживался более критического отношения к потребительскому менталитету и разрушению окружающей среды.
В прозе, прежде всего, именно Йенс Бьёрнебо возглавил атаку на истеблишмент в 1950-х годах. В «Джонасе и Den onde hyrde » («Злой пастырь») он нападает на школьную и тюремную системы, утверждая, что там правительство особенно ясно проявляет свои авторитарные аспекты. Одним из ярких произведений прозы 1950-х годов является трилогия Йохана Боргена « Лиллеллорд ». Для творчества Боргена характерен экспериментальный стиль прозы, который можно увидеть в нескольких сборниках рассказов, а также в экспериментальном романе «Ег (I)» 1959 года. Еще одним ярким событием в литературе 1950-х годов стали два противоречивых романа Агнара Микла о Спросите Бурлефота: Lasso rundt fru Luna (опубликовано на английском языке как «Лассо вокруг Луны») и Sangen om den røde Rubin ( «Песня о красном рубине »). Но в результате юридического вмешательства в отношении последней книги давление судебного дела и разногласия вокруг нее сделали Микла затворником, который впоследствии мало публиковался. Аксель Йенсен был еще одним свежим, новым голосом 1950-х годов. В своих дебютных романах Икарос и Лайн , молодой главный герой, приходят к соглашению с несоциалистическими членами социал-демократического государства всеобщего благосостояния. Йенсен также представил новую тему в норвежской литературе с публикацией Эппа в 1965 году; этот роман посвящен антиутопии будущего .
Помимо Йохана Боргена, Тарьей Весаас и Торборг Недреаас признание как выдающиеся писатели рассказов получили . В 1953 году Кьелл Аскильдсен дебютировал со сборником рассказов Heretter følger jeg deg helt hjem («Отныне я провожу тебя до самого дома»). С тех пор он продолжает работать в жанре короткой прозы и сегодня считается одним из лучших авторов рассказов норвежской литературы.
Политическое сознание и социальный реализм (1965–1980)
[ редактировать ]Период после 1965 года ознаменовал резкое расширение рынка норвежской художественной литературы. В 1965 году Норвегия ввела политику покупки новой литературы. Государство обязалось закупать 1000 экземпляров каждого нового издания норвежской литературы (при условии соответствия минимальным стандартам). Они были распределены по библиотекам страны. Это, в сочетании с созданием в 1976 году книжного клуба Bokklubben Nye Bøker («Новые книги»), привело к увеличению жизнеспособности литературного производства страны.
1970-е годы привели как к политизации, так и к расширению прав и возможностей норвежских авторов как группы, а также интеллектуалов в целом. Союз норвежских авторов стал ареной политической борьбы, а также борьбы за права академических авторов. В какой-то момент авторский союз раскололся на два лагеря. По всей стране авторы организовались в региональные авторские организации и основали ряд литературных журналов, в которых приветствовались статьи писателей-любителей.
Со временем «Профиль» стал самым известным литературным журналом. С 1965 года в нем публиковались произведения ряда молодых писателей, которые оставили свой особый след в литературе того периода. было Целью Профиля привести норвежскую литературу в один ряд с европейской литературой в целом. Чтобы добиться этого, они восстали против традиционного психологического развития романа . Вопрос об истинной идентичности современного государства был ключевым. Даг Солстад внес значительный вклад в развитие модернизма конца 1960-х годов своими статьями, эссе и литературными произведениями.
Поэзия уже демонстрировала модернистский стиль, который преобладал в 1950-х и начале 1960-х годов. Традиционалисты, которые все еще писали фиксированными формами строф, оказались в немилости. Молодые поэты стремились заменить символизм в стиле 1950-х годов, и Ян Эрик Вольд был в авангарде этого восстания. Профильная поэзия привнесла новую простоту, конкретность , использование повседневного языка. Паал Брекке был особенно известен продвижением современной европейской поэзии как поэт, так и критик. Он выступал за обновление норвежской поэзии и распространял знания о зарубежной литературе посредством переводов английских писателей-модернистов, таких как Т.С.Элиот . В середине 1950-х годов Брекке участвовал в дебатах о лирической форме и выступал против Андре Бьерке и Арнульфа Оверланда в так называемых о Глоссолалии дебатах . Среди признанных лиристов Олав Х. Хауге перешел к модернистской и конкретистской поэзии и пережил эпоху Возрождения, особенно благодаря своему сборнику под названием Dropar in austavind, который вдохновил других, более молодых норвежских поэтов, таких как Ян Эрик Вольд .
Спустя короткое время группа «Профиль» пошла разными путями, поскольку такие авторы, как Даг Солстад, Эспен Хаавардсхольм и Тор Обрестад, обратились к недавно сформированной партии «Рабочая коммунистическая партия» ( Arbeidernes kommunistparti или AKP) и стали участвовать в формулировании новой политической программы. это основано на том взгляде, что литература должна служить трудящимся и их восстанию против капитализма. Арильда Аснеса Солстада «1970» — ключевой роман для понимания желания современного интеллектуала соединиться с чем-то большим и более реалистичным — с трудящимися и делом.
Авторов ПСР было немного, но им удалось определить большую часть повестки дня норвежской художественной литературы на протяжении большей части 1970-х годов. Некоторые авторы начали писать романы и стихи на языке, предназначенном для того, чтобы люди могли узнавать себя, что часто называют литературой соцреализма . К известным произведениям этого жанра относятся «25 сентября» Солстада , «Сауда!» Обрестада ! Стрейк! Хаавардсхольма и Historiens kraftlinjer .
Несмотря на то, что меньшинство писало литературу на тему ПСР, существовала общая готовность более широкого сообщества авторов поддержать эту литературную направленность. Помимо классовой борьбы, существовало две области, которым была посвящена серьезная литература: феминизм и борьба против концентрации государственной власти в централизованном правительстве.
Термин «феминистская литература» или «женская литература» в этот период менялся. В то время как некоторые считали, что необходим специальный термин для литературы, написанной женщинами о женском опыте, другие были обеспокоены тем, что феминистская литература выводит женщин-писательниц и читательниц за пределы сообщества, в изолированный цикл. Несмотря на дебаты, важные вклады поступили от новых авторов-женщин о неудовлетворительной роли женщин в семье и обществе. Кёльцов Лучшее решение Лив над Лив и Унни? (Кто решает за Лив и Онни?) занимает центральное место в понимании новой женской литературы. Бьёрг Вик написал длинную серию сборников рассказов и пьесу « To akter for fem kvinner» («Два действия для пяти женщин»). Работы Кёльцова и Вика остались в реалистической традиции. Позже Сесилия Лёвейд и Элдрид Лунден создали работы с более бунтарским языком, представляющие новый жанр экспериментальной работы. Работа Лёвейд, в частности, направлена на поиск нового языка для новой женской роли.
За пределами соцреализма (1980–2000)
[ редактировать ]Десятилетие 1980-х во многом было ответом на соцреализм в литературе 1970-х. В 1983 году Кай Скаген опубликовал полемико-философский трактат под названием « Базаровский сарай » («Дети Базарова», отсылка к русскому вымышленному нигилисту Евгению Базарову ), в котором примирялись роли авторов, находившихся на периферии в 1970-е годы. Скаген выступал за более индивидуалистическую и идеалистическую литературу. Хотя неясно, отразила ли эта книга этот переход, создав или упростив его, многие авторы 1970-х годов в 1980-е годы перешли в новом направлении. Даг Солстад опубликовал два романа, представляющие собой ретроспективу Рабочей коммунистической партии. Эспен Хаавардсхольм написал роман под названием «Дрифт» , а Эдвард Хоэм — «Проветид» . Все эти работы ориентированы на мужчин среднего возраста, переживающих жизненные кризисы и пытающихся найти новую опору. Точно так же романы Кнута Фальдбаккена о смене мужских ролей во время женской революции 1970-х годов отражали новое направление.
В 1980-е годы появилось несколько крупных романов, основная тема которых развивалась на протяжении десятилетий, сосредоточена на личности с сильным центральным персонажем и построена вокруг сельской среды или местного сообщества не слишком далекого прошлого. Примеры включают » Ларса Саабье Кристенсена , « Битлз « Туве Нильсена » Skyskraperengler («Ангелы небоскребов») Ингвара Амбьернсена , , «Hvite niggere» («Белые негры») Герда Брантенберга трилогию «Святой крест» Хербьёрга Вассмо , трилогию «Тора» и « Роя Якобсена ». с Зейеррен .
1980-е годы также называют «десятилетием фэнтези» в норвежской литературе. Ряд авторов, в том числе Кьяртан Флёгстад , Мари Осмундсен , Ханс Хербьёрнсруд , Арильд Нюквист , Ян Кьерстад и Рагнар Ховланд, создали произведения с магическими, фантастическими или невероятными элементами. Литература, написанная для детей и юношества, также содержала фантастические элементы; Тормод Хауген - наиболее заметный автор этого жанра.
Большое количество авторов 1980-х годов продемонстрировали высокую степень литературного сознания. Многие из новых авторов этого десятилетия получили формальное образование в области литературы, философии и других академических предметов во многих школах или институтах для писателей, созданных по всей Норвегии. Многие романы порождали внутренние конфликты с самим текстом или с другими текстами, а главные герои представлялись писателем, ученым или художником. Яна Кьерстада » « Homo Falsus , пожалуй, самый главный из этих метароманов 1980-х годов , а » Карин Мо — «KYKA/1984 еще один. Оле Роберт Сунде и Лив Нюстед также создали произведения в этом жанре. Еще одним следствием более академически ориентированных авторов стало большое количество сборников эссе, опубликованных в последние годы; они часто представляют собой авторские интерпретации других авторов или размышления о других формах искусства.
В этот период наблюдался рост интереса к криминальной литературе. Йон Мишле , Гуннар Стаалесен , Ким Смоге и Фредрик Скаген получили высокую оценку норвежских читателей. В 1990-е годы большой успех имели писательницы-криминалисты, такие как Карин Фоссум и Энн Холт : в произведениях последней фигурировала женщина-следователь. Интерес к криминалу нисколько не снизился с начала нового тысячелетия, и ряд писателей либо специализировались на криминале, либо чередовали криминал и другую прозу. Йо Несбё , Курт Ауст , Унни Линделл , Том Эгеланд , Том Кристенсен , Йорн Лиер Хорст , Стейн Мортен Лиер и Кьелл Ола Даль входят в число авторов этой категории. Поток переведенных преступлений, особенно из Швеции и Великобритании, оказал влияние на норвежских авторов этого жанра.
Еще одна явная тенденция — интерес к биографиям, особенно авторов и художников. Многие из ныне живущих писателей 1980-х годов написали одну или несколько биографий умершего художника или других коллег. Кроме того, было написано несколько значительных биографий. Падение Бога Солнца. Биография Кнута , написанная Йоргеном Хауганом и Ингаром Слеттеном Коллоеном, привлекла Гамсуна большое внимание. В этих современных биографиях, схожих с сегодняшним кино и в отличие от прошлого, наблюдается тенденция использовать исходный материал частного характера.
В области поэзии » Рольфа Якобсена было «Nattåpent продано почти 20 000 экземпляров, а Свердрупа » Харальда «Lysets øeblikk также был очень хорошо принят. Штейн Мерен , Тор Ульвен и Паал-Хельге Хауген также опубликовали значительные сборники стихов в течение этого десятилетия. Ян Эрик Вольд написал некоторые из своих самых политических стихов, напоминающих 1970-е годы, в 1990-е годы. Новая и появляющаяся поэзия демонстрирует большое разнообразие. Однако только редкие сборники стихов достигают значительных продаж или тиражей. Можно сказать, что поэзия находится в кризисном состоянии, в отличие от новых романов, которые часто издаются большими тиражами в качестве ежемесячных книг для книжных клубов.
Театральная публика проявляет умеренный интерес к новым норвежским пьесам. Таким образом, драма была отодвинута на второй план прозой и поэзией, за одним исключением: Джоном Фоссом. Фоссе на протяжении 1990-х годов и позже добился международного признания, которого не имел ни один другой норвежский драматург со времен Ибсена.
21 век
[ редактировать ]Карл Уве Кнаусгорд добился мирового успеха благодаря своей шеститомной серии автобиографических романов под названием «Моя борьба» ( Min kamp по-норвежски) и был описан Wall Street Journal как «одна из величайших литературных сенсаций XXI века». Кнаусгорд также является автором романов ( «Ute av verden» , «En tid for alt» , «Morgenstjernen» ), автобиографического «Квартета времен года» и сборников эссе. [ 2 ]
Комиксы
[ редактировать ]В Норвегии есть особая культура комиксов и однопанельных комиксов, которую она разделяет со Швецией .
В послевоенные годы были популярны сюжетные комиксы на местную тематику, в том числе «Вангсгутане» , «Йенс фон Бустеншельд» и «Сморбукк» . Однако постепенно они потеряли популярность, что привело к тому, что в течение нескольких десятилетий не было крупных комиксов местного производства (за частичным исключением « Пайтона »). Начиная с начала 1990-х годов, большое количество стриптиз-комиксов рождалось из местной шумихи, которая окружала такие американские стриптиз-комиксы, как Calvin & Hobbes , Piranha Club и Beetle Bailey . Значимые имена включают Фроде Оверли ( Pondus , Rutetid ), Ларса Лаувика ( Eon , Wildlife ), Мадса Эриксена ( M ), Лизе Мюре ( Nemi ), Ойвинда Сагосена ( Radio Gaga ) и дуэта Emberland & Sveen ( Sleivdal IL ).
Начиная с фарса, норвежские комиксы с конца 2000-х постепенно стали больше фокусироваться на отношениях и семейной жизни, что привело к созданию дополнительных комиксов, созданных такими именами, как Ханне Сигбьёрнсен ( Тегнеханне ) и Нильс Аксель Кантен ( Хьялмар ). .
Электронная литература
[ редактировать ]Книга Ханса Кристиана Рустада «Цифровая литература» (2012) представляет собой обзор ранней норвежской электронной литературы . См. также Коллекцию электронной литературы Северных стран в Базе знаний электронной литературы ELMCIP. [ 3 ] Важными авторами являются Оттар Ормстад и Энн Банг Стейнсвик. [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бланкнер 1938.
- ^ На моем радаре: культурные события Карла Уве Кнаусгора The Guardian, 24 января 2021 г.
- ^ «Коллекция исследований электронной литературы стран Северной Европы | ELMCIP» . elmcip.net . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Рустад, Ганс Кристиан (22 марта 2009 г.). «Электронная литература в скандинавских странах: скандинавская гипертекстовая традиция в свете международной истории гипертекстовой художественной литературы» . K&K - Культура и класс (на датском языке). 36 (106): 190–217. дои : 10.7146/kok.v36i106.22030 . ISSN 2246-2589 .
- ^ Ормстад, Оттар (20 декабря 2012 г.). «От бетона к цифровой поэзии: ДВИЖЕНИЕ ПО ПУТИ НЕПРЕРЫВНОСТИ? Личный отчет из Норвегии» . Цифровая печать. Журнал цифрового медиа-искусства и культуры . 14 (2): 1–18. дои : 10.25969/mediarep/17756 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бланкнер, Фредерика (1938). История скандинавских литератур . Dial Press Inc., Нью-Йорк.
- Клаф, Этлин Т. (редактор) (1909). Норвежская жизнь . Читательский клуб Бэй Вью.
- Герсет, Кнут (1915). История норвежского народа . Макмиллан.
- Гриффитс, Тони (2004). Скандинавия; в войне с троллями . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1-4039-6776-8
- Грёндал, Карл Хенрик и Нина Тьомсланд (редакторы) (1978). Литературные мастера Норвегии с образцами их произведений . Танум-Норли, Осло.
- Ларсон, Карен (1948). История Норвегии . Издательство Принстонского университета.
- Нэсс, Харальд С. (1993). История норвежской литературы . Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3317-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Норвежская литература Статья в Колумбийской энциклопедии
- Норвежская литература Краткий обзор
- Тенденции современной норвежской литературы Статья Яннекена Оверланда
- Норвежская детская литература: игры слов, серьезность – разнообразие жанров и эксперимент в форме Статья Карин Беате Волд
- Культурный профиль Норвегии - национальный культурный портал Норвегии на английском языке.
- Фиске, Уиллард (1879). . Американская Циклопедия .
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). стр. 799–818, см. стр. 816.
Норвежская литература.