Сигурд Хоэль
Сигурд Хоэль | |
---|---|
Рожденный | Норд-Одал , Норвегия | 14 декабря 1890 г.
Умер | 14 октября 1960 г. Осло , Норвегия | ( 69 лет
Занятие | Автор |
Супруги |
Сигурд Хоэль (14 декабря 1890 — 14 октября 1960) — норвежский писатель и консультант по издательскому делу, родился в Норд-Одале . Плодовитый писатель и критик, во время Второй мировой войны он был членом норвежского движения сопротивления .
В ранние годы Хоэль глубоко интересовался психоанализом , в течение нескольких лет был преданным последователем Зигмунда Фрейда , но после 1932 года сблизился с Вильгельмом Райхом, который глубоко повлиял на последующие работы и взгляды Хоэля.
Как писатель он дебютировал со сборником рассказов Veien vi gaar («Путь, который мы идем») в 1922 году. Его прорывом стал роман Syndere i sommersol был снят («Грешники летом», 1927), по которому в 1932 и 2002 годах фильм. .
Проза Хоэля во многом автобиографична. В своих книгах он размышляет о влиянии детства на взрослую жизнь и характер человека в целом, а также о защитных механизмах психики в результате детской травмы. Романы Хоэла поднимают вопросы морали и сексуальной свободы , а также темы предательства и вины.
Жизнь
[ редактировать ]Детство и образование
[ редактировать ]Сигурд Хоэль родился в Норд-Одале , Норвегия, в 1890 году. Он был сыном учителя Ларса Антона и Элизы Доротеи Хоэл и вырос в Одалене . Ларс Антон был сельским учителем и пел в церковном хоре. Хотя Сигурд получил довольно мягкое по меркам того времени воспитание, его отец был строгим, авторитарным и эмоционально отстраненным. Детство Сигурда в строго патриархальной семье и суровое, зачастую несправедливое отношение отца оказали сильное влияние на будущего писателя и стали одной из центральных тем его произведений: чувства вины и стыда, которые надолго прививались ему. ребенок, не только сделал детство Хоэля несчастливым периодом в его жизни, но и определил его последующее течение. [ 1 ]
После начальной школы Хоэл был принят в Рагны Нильсена школу в Осло, где показал себя умным и способным учеником. Однако, когда он закончил школу в 1909 году, он не мог позволить себе сразу поступить в колледж. Некоторое время он работал продавцом страховых услуг, прежде чем смог начать учебу в 1910 году, в течение этого времени он зарабатывал преподавательской работой. Хотя Хоэл был рад выбраться из деревни, жизнь в большом городе стала для него потрясением, и он долгое время чувствовал себя очень неуверенно перед своими городскими сверстниками. Постепенно ему удалось интегрироваться и найти друзей среди студентов, в 1913 году он начал работать преподавателем в латинской школе Рагны Нильсена . [ 1 ]
Во время учебы в колледже он был редактором журнала «Минерва» . Его литературная карьера началась с рассказа « Идиотен » («Идиот») 1918 года, который он написал за один день для писательского конкурса. В том же году он стал сотрудником «Социалдемократена» в качестве литературного и театрального критика. В 1919 году у Хоэля родился внебрачный ребенок, которого отдали на усыновление. [ 1 ] [ 2 ]
написал комедию Den Enes Død В 1920 году Хоэль вместе со своим другом Финном Бё . Харальд Григ устроил его консультантом в Gyldendal Norsk Forlag , а Эрлинг Фальк назначил его редактором Mot Dag . В то же время была опубликована первая независимая публикация Хоэля: эссе под названием «Слово о Кнуте Гамсуне». Гамсун был литературным кумиром Хоэля, который, хотя и не разделял его политических взглядов и осуждал многие его действия, но ценил поэтический дар Гамсуна. В 1922 году вышел первый сборник рассказов Хоэля, находившийся под сильным влиянием немецких экспрессионистов и главным образом Яльмара Сёдерберга . [ 1 ] [ 2 ]
В 1924 совершил свою первую зарубежную поездку, побывал в Праге , Вене и Берлине . В Берлине Хоэль изучал социализм и там написал свой первый роман «Сювстьернен» («Семь звезд»). Также в молодые годы Хоэль был радикалом, как и почти все его друзья, и симпатизировал большевикам, уже в 1920-е годы он критически комментировал курс молодого правительства СССР . В 1924 году он покинул Мот Даг из-за разногласий с Эрлингом Фальком. [ 1 ] [ 2 ]
Взрослые годы
[ редактировать ]Он продолжил путь в Париж , где встретил Ника Ваала , на котором женился в Норвегии в 1927 году. В том же году была опубликована книга «Грешники летом», положившая начало литературной славе Хоэля. Ник Ваал позже сказал, что Хоэл «раскрыла в этой книге все свое поколение». Действительно, главные герои — восемь молодых людей, обсуждающих феминизм, новую мораль и психоанализ — во многом основаны на молодых фрейдистках, Ваал и ее окружении. [ 1 ] [ 2 ]
В 1931 году, после смерти Карла Нерупа, Хоэл стал ведущим консультантом издательства Gyldendal Publishers. Он руководил «Желтой серией» — серией современной зарубежной прозы, которая вскоре стала знаковой для издательства и стала «окном» в международную литературу. «Желтая серия пользовалась популярностью не только в Норвегии, но и в соседних странах. Хоэль зарекомендовал себя как беспристрастный критик, не испытывающий влияния собственных литературных вкусов, хотя и испытывавший определенную долю скептицизма по отношению к модернизму и экспериментальной прозе. Для каждой из 101 книги серии Хоэл написал вступительную статью. Эти статьи позже были опубликованы двумя отдельными изданиями. [ 1 ] [ 3 ] До 1960 года Хоэл был самым влиятельным литературным критиком Норвегии. [ 4 ] [ 5 ]
Ваал и Хоэль расстались в 1932 году, в 1936 году развод был оформлен, и в том же году Хоэл снова женился, на этот раз на Аде Иван. У пары было двое детей, оба умерли в младенчестве. [ 6 ]
В 1932 году в Берлине Хоэль познакомился с Вильгельмом Райхом . Когда Райх переехал в Норвегию в 1934 году, Хоэль начал изучать с ним психоанализ. Они также много сотрудничали, и ранние идеи и теории Райха значительно повлияли на Хоэля: например, о том, что личность ребенка, сформированная в детстве, остается практически неизменной на протяжении всей жизни, и что все последующие события представляют собой лишь повторение детских сценариев. Идея «защитного барьера», вырабатываемая ребенком под влиянием постоянно внушаемых ему родителями вины и стыда, объясняет дальнейшее поведение невротика , использующего эту «броню» для подавления своей внутренней тревоги и его желания. Положительные взгляды Райха на сексуальную свободу также были чрезвычайно важны для Хоэля. [ 1 ] С января 1934 года Хоэль проходил тренинг по анализу у Райха, но объем его собственной терапевтической практики ограничивался четырьмя пациентами. [ 7 ] Хоэль сотрудничал с немецкоязычным периодическим изданием Райха «Журнал политической психологии и сексуальной экономики» и был главным редактором выпусков №№. с 13 до 15. [ 8 ] Одно из его главных эссе посвящено Московскому процессу . [ 9 ]
Во время Второй мировой войны Хоэл и его жена вернулись на Одален. Он присоединился к норвежскому движению сопротивления и писал для нелегальной оппозиционной прессы, опубликовав не менее 50 статей. Журналисты нацистской Германии называли Хоэля «злым духом» норвежских интеллектуалов, и его оскорбляли на немецком радио. [ 10 ] Ему постоянно грозила угроза ареста, но когда в 1943 году опасность стала слишком велика, он был вынужден бежать в Швецию. Война потрясла Хоэля, и в течение многих лет после этого он размышлял о коллаборационизме и предательстве, пытаясь понять, как такое значительное количество норвежцев, включая величайшего норвежского писателя Кнута Гамсуна , могло поддерживать нацизм. [ 11 ] [ 12 ] Темы вины и предательства стали центральными в его прозе 1950-х годов. [ 1 ] [ 2 ]
Хоэл имел короткое отношение к движению ландсмола , но позже сыграл активную роль в кампании риксмола . Он был среди основателей Forfatterforeningen av 1952 («Авторская ассоциация 1952 года») и был председателем Общества риксмол с 1956 по 1959 год. Он умер от сердечного приступа в возрасте 69 лет в Осло. [ 1 ]
Основная часть работы
[ редактировать ]Его роман 1931 года « Октябрьский день» принес ему вторую премию в области скандинавской литературы издательства Gyldendal Norsk Forlag, а консервативные критики окрестили книгу «канализационной литературой». Роман критикует типичную буржуазную семью: в нем рассказывается история нескольких пар, живущих в одном доме в Осло, каждая из которых несчастлива по-своему. Большинство персонажей показаны эгоцентрически невротичными: критики отмечают, что ни в одной другой работе Хоэля нет такого количества ядовито описанных, злых и истеричных женских персонажей. во многом основанный на его собственном кризисе в браке с Ником Ваалом, «Октябрьский день», демонстрирует влияние американской прозы. Книга нашла широкий отклик в обществе и вызвала оживленное обсуждение психоанализа, став одной из первых стран, представивших его в Норвегии. [ 1 ]
Опубликованная в 1933 году книга «Дорога на край света» ( Veien til verdens ende ) представляет собой детский образ жизни на ферме. Книга, во многом основанная на детстве Хоэля, демонстрирует сильное влияние Зигмунда Фрейда и Вильгельма Райха. [ 13 ] [ 1 ] [ 2 ]
В 1935 году, переживая кризис среднего возраста, Хоэл опубликовал роман « 14 дней до морозных ночей » (Fjorten dager for Frosnettene). На основе собственной жизни автора оно еще раз демонстрирует значительное влияние теорий Райха: главный герой, известный врач, в свой 40-летний юбилей оглядывается назад и пытается оценить прожитые годы. Хотя его жизнь кажется образцом успеха, эмоциональная сторона ее оказывается катастрофой: он не способен ни любить себя, ни принимать чувства других. Воспоминания о его детстве и юности показаны как причина его дальнейших неудач в жизни, а главной темой является вкус предательства и горечь собственных ошибок. У героя есть любовница, но в конце концов он возвращается к жене, преследуемый ощущением постоянного хождения по кругу. Обманутая любовь и украденное счастье становятся главными чертами портрета напрасно прожитой жизни. [ 1 ]
В 1947 году он выпустил роман « Встреча на Вехе» ( Møte ved Milepelen ). Основная тема романа – предательство. Вновь опираясь на события собственной жизни и развивая тему сексуальной свободы и ранних идей Райха, автор ставит героя на место самого себя в молодости. Когда юная возлюбленная сообщает ему, что ждет ребенка, на лице героя отражаются все его мысли. Он считает, что они молоды и бедны и «жениться нет смысла». Целую минуту он ничего не говорит, только предательство отражается на его лице, в его глазах. Хотя через минуту ему удается преодолеть свою трусость, сказать возлюбленной слова любви и пообещать ей хранить верность, она все равно уходит из его жизни. Спустя годы, будучи борцом норвежского сопротивления, герой встречает своего сына, нациста , последователя Квислинга и коллаборациониста, который возглавляет арест его отца. [ 14 ] [ 11 ]
В качестве главного консультанта по норвежской и переводной литературе издательства Gyldendal Хоэл произвел впечатление на целое поколение норвежских литературоведов. С 1929 по 1959 год Хоэл был редактором издательской «Золотой серии», куда он представил ряд иностранных авторов, часто с поразительным предвидением того, какие произведения останутся. В серию вошла 101 книга, включая произведения таких авторов, как Эрнест Хемингуэй , Ф. Скотт Фицджеральд и Франц Кафка . Хоэл написал предисловия ко всем книгам, а предпочтения собраны в книгах «50 золотых» (1939) и «Последнее 51 золото» (1959).
Хоэл исследует тему вины в своем последнем романе «Круг троллей» , опубликованном в 1958 году. Автор анализирует психологию норвежской деревни средних лет девятнадцатого века и показывает корни пороков — гнева, недоверия, ограниченности — которые становятся плодотворной почвой для тоталитарной идеологии. [ 1 ] [ 2 ] [ 15 ]
Работает
[ редактировать ]- Кнут Гамсун , О. Норлис, 1920 г.
- Veien vi gaar , Гильдендал , 1922. Рассказы.
- Сювстьернен , Гильдендаль, 1924. Роман.
- Грешники под летним солнцем , Гильдендаль, 1927. Роман.
- Ничего , Гильдендаль, 1929. Роман.
- Мот мюрен , Гильдендаль, 1930. Драма.
- Дон Жуан , Гильдендаль, 1930. Драма, написанная совместно с Хельге Крогом .
- Октябрьский день , Гильдендал, 1931. Роман.
- Дорога на край света , Гильдендаль, 1933. Роман.
- Четырнадцать дней до морозных ночей , Гильдендаль, 1935. Роман.
- Sesam sesam , Гильдендал, 1938. Роман.
- Принцесса на Стеклянной горе , Гильдендал, 1939. Рассказы.
- 50 гуле , Гильдендаль, 1939. Статьи.
- Арвестолет , Гильдендаль, 1941. Роман.
- Tanker i marktid , Гильдендал, 1945. Очерки.
- Встреча у верстового столба , Гильдендал, 1947. Роман.
- Мысли многих времен , Гильдендаль, 1948. Очерки.
- Я полюбил другой , Гильдендаль, 1951. Роман.
- Мысли между корой и деревом , Гильдендаль, 1952. Очерки.
- Встреча с забытыми годами , Гильдендаль, 1954. Роман.
- Мысли о норвежской поэзии , Гюльдендаль, 1955. Очерки.
- У подножия Вавилонской башни , Гильдендаль, 1956. Роман.
- Тролльринген , Гильдендаль, 1956. Роман.
- Последние 51 гуле , Гильдендаль, 1959. Статьи.
Посмертные произведения
[ редактировать ]- Эттертанкер , Гильдендал, 1980. Оставленные эссе и статьи, опубликованные Лейфом Лонгумом .
- Литературные очерки , Дрейер, 1990. Издатель Хельге Нордаль .
Переводы
[ редактировать ]- Анита Лоос , «Джентльмены предпочитают блондинок» , Гилдендал, 1926 год.
- Джозеф Конрад , «Негр с Нарцисса» , Гильдендал, 1928 год.
- Джозеф Конрад, «Сердце тьмы» , Гилдендал, 1929 год.
- Джозеф Конрад, лорд Джим , Гилдендал, 1932 год.
- Уильям Фолкнер , «Свет в августе» , Гильдендал, 1934 год.
- Артур Кестлер , «Прибытие и отъезд» , Гильдендал, 1946 год.
Награды и отличия
[ редактировать ]- Пожертвование Гильдендаля (Наследие Гильдендаля) 1940 г.
- Премия книготорговцев (Награда книготорговцев) 1948 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Роттем, Эйстейн (25 февраля 2020 г.), «Сигурд Хоэль» , Norsk biografisk lexikon (на норвежском букмоле), заархивировано из оригинала 17 декабря 2021 г. , получено 17 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Сигурд Хоэль» (на русском языке). Норвегия.ру. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Хоу и Россель 1998 , с. 90.
- ^ Сьявик 2006 , с. 46.
- ^ О'Лири 2010 , с. 114.
- ^ Люнгстад 1984 , стр. xv.
- ^ Гатланд, Ян Олав (2010). Слова и оргазм. Биография Олы Ракнеса [ Слова и оргазм. Биография Олы Ракнеса ] (на норвежском языке нюнорск). Осло, Норвегия: Det Norske Samlaget . стр. 125. ISBN 978-82-521-7561-5 .
- ^ «Журнал политической психологии и сексуальной экономики» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 30 ноября 2007 г.
- ↑ Московский процесс. Архивировано 13 октября 2006 г. в Wayback Machine (немецкий).
- ^ Люнгстад 1984 , с. 97-99.
- ^ Jump up to: а б Переводы о международных коммунистических событиях 1961 , с. 11-12.
- ^ Сьявик 2006 , с. 46, 283.
- ^ Сьовик 2006 , стр. 46, 75.
- ^ Носс 1993 , с. 256.
- ^ Носс 1993 , с. 257.
Литература
[ редактировать ]- Носс, Харальд С. (1993). История норвежской литературы . Университет Небраски. п. 256. ИСБН 0-8032-3317-5 .
- Хоу, П.; Россель, С.Х. (1998). Образы Америки в Скандинавии . Родопи. п. 90. ИСБН 9042006218 .
- Лингстад, С. (1984). Художественная литература Сигурда Хоэля: культурная критика и трагическое видение . Гринвуд Пресс. ISBN 9780313243431 .
- Сьявик, Дж. (2006). Исторический словарь скандинавской литературы и театра . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. стр. 44–283. ISBN 978-0-8108-5563-2 .
- Переводы о международных коммунистических событиях . Вашингтон. 1961. с. 12.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - О'Лири, Маргарет Хейфорд (2010). Культура и обычаи Норвегии . Гринвуд. п. 114. ИСБН 978-978-0-313-364 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сигурдом Хоэлем , на Викискладе?