Транзит немецких войск через Финляндию и Швецию
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2021 г. ) |
Вопрос о переброске немецких войск через Финляндию и Швецию во время Второй мировой войны был одним из наиболее противоречивых аспектов современной истории Северных стран, Финляндии наряду с участием в войне с нацистской Германией в войне-продолжении и экспортом шведской железной руды во время Второй мировой войны .
Уступка Швеции требованиям Германии во время и после немецкого вторжения в Норвегию в апреле – июне 1940 года часто рассматривается как серьезное нарушение предыдущей политики нейтралитета , которая пользовалась большим уважением во многих небольших европейских странах. После того, как они были публично признаны, Советский Союз немедленно запросил аналогичную, но более далеко идущую уступку у Финляндии, которая предложила Третьему Рейху обменять аналогичные права на транзит через Финляндию в обмен на оружие, которого у финнов не хватало. Это было первое существенное доказательство изменившейся, более благоприятной политики Германии по отношению к Финляндии, которая в конечном итоге поставила Финляндию в положение соучастника войны с нацистской Германией в войне-продолжении против Советского Союза (25 июня 1941 г. – 4 сентября 1944 г.).
Немецкие войска через Швецию
[ редактировать ]После вторжения в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 года Швеция и другие оставшиеся страны Балтийского моря оказались в окружении нацистской Германии и Советского Союза , которые тогда находились в дружеских отношениях друг с другом, как это было официально закреплено в Пакте Молотова-Риббентропа . Длительные боевые действия в Норвегии привели к увеличению количества просьб Германии о косвенной помощи со стороны Швеции, требований, чтобы шведские дипломаты могли парировать, напоминая немцам о чувстве близости шведов к своим норвежским братьям. С завершением военных действий в Норвегии этот аргумент стал несостоятельным, что вынудило Кабинет министров уступить давлению Германии и разрешить непрерывное (безоружное) [ нужна ссылка ] транспортировка войск по шведским железным дорогам между Германией и Норвегией.
Масштабы этих перевозок держались в секрете, хотя распространяющиеся слухи вскоре вынудили премьер-министра Пера Альбина Ханссона признать их существование. Официально поезда перевозили раненых солдат и солдат в отпуске (permitt-tåg) , что все равно было бы нарушением провозглашенного Швецией нейтралитета .
Всего к моменту расторжения транзитного соглашения 15 августа 1943 года около 100 000 железнодорожных вагонов перевезли 1 004 158 военнослужащих в отпуске в Германию и 1 037 158 в Норвегию через Швецию. [ 1 ]
После вторжения Германии в Советский Союз в начале лета 1941 года и операции «Барбаросса » немцы 22 июня 1941 года попросили Швецию о некоторых военных уступках. Шведское правительство удовлетворило эти запросы на логистическую поддержку. Самой спорной уступкой стало решение разрешить переброску по железной дороге полностью вооруженной и боеспособной 163-й пехотной дивизии из Норвегии в Финляндию.
В Швеции политические дискуссии вокруг этого решения были названы «кризисом летнего солнцестояния». Однако исследование Карла-Густава Скотта утверждает, что «кризиса» никогда не было и что «кризис был создан в исторической ретроспективе, чтобы защитить политическое наследие Социал-демократической партии и ее лидера Пера Альбина Ханссона». [ 2 ]
Переброска советских войск через Финляндию
[ редактировать ]Московский мирный договор , положивший конец Зимней войне в марте 1940 года, требовал от Финляндии разрешить советскому военно-морскому флоту создать военно-морскую базу на полуострове Ханко , у входа в Финский залив . Договор не содержал никаких положений о правах на переброску войск и материалов, и у руководства Финляндии сложилось впечатление, что Советский Союз будет снабжать базу морем.
9 июля, через два дня после того, как Швеция официально признала, что предоставила Германии права на перевозку, советский министр иностранных дел Молотов потребовал права на бесплатную перевозку через Финляндию с использованием Финских железных дорог . В ходе последовавших переговоров финны смогли ограничить количество советских поездов, одновременно находящихся в Финляндии, до трёх. Соглашение было подписано 6 сентября.
Переброска немецких войск через Финляндию
[ редактировать ]Летом 1940 года нацистской Германией выдвинула оккупация Норвегии на первый план необходимость переброски войск и боеприпасов не только по морю, но и через нейтральные страны Швецию и Финляндию. Самым удобным маршрутом в самую северную Норвегию была неровная дорога для грузовиков, проходящая через Финляндию. Дипломатические отношения между Финляндией и Третьим рейхом улучшились после Зимней войны , когда Германия встала на сторону Советского Союза. [ нужна ссылка ] а 18 августа было достигнуто соглашение, которое позволило Германии создать вспомогательные базы вдоль длинной арктической автомобильной дороги. Переговоры велись между финским военным руководством и Германа Геринга личным эмиссаром Йозефом Вельтьенсом . Соглашение держалось в секрете до тех пор, пока в порт Вааса 21 сентября не прибыли первые немецкие войска.
Права Германии на передачу нарушали дух, если не букву, российско-финляндского Московского мирного договора , а также российско-германского пакта Молотова-Риббентропа , но финны приветствовали это соглашение как баланс против растущего давления. из Советского Союза. Транзитная дорога через северную Финляндию имела большое символическое значение, но в транзитном объеме она имела меньшее значение до подготовки к операции «Барбаросса» , когда этот маршрут использовался для развертывания пяти дивизий Вермахта в северной Финляндии.
Хронология
[ редактировать ]- 9 апреля 1940 г.
- Германия вторгается в Данию и Норвегию.
- Швеция, как и раньше, принимает требования Германии об импорте и экспорте продукции в/из Норвегии, т. е. без военной техники.
- 16 апреля 1940 г.
- Запасы продовольствия и нефти позволили переправиться в северную Норвегию, чтобы «спасти население от голода» после того, как война опустошила резервы.
- Войскам, в том числе 40 «солдатам Красного Креста», было отказано в транзите.
- 18 апреля 1940 г.
- 40 «краснокрестцев» были приняты к транзиту вместе с поездом с санитарными материалами. Однако, когда выяснилось, что в нем содержится 90% продуктов питания, дальнейшие запросы на транзит «санитарных материалов» были отклонены, по данным шведской таможни.
- Апрель-июнь 1940 г.
- Норвегия протестует против того, что Швеция слишком серьезно относится к нейтралитету, ожидая большей поддержки Норвегии.
- Немецким гражданским морякам были выданы индивидуальные транзитные визы.
- Раненых солдат перевезли через Швецию, а еще 20 «солдатам Красного Креста» и врачу было разрешено пройти вместе с пятью фургонами с продовольствием.
- 18 июня 1940 г.
- Когда война в Норвегии завершилась, требования Германии о транзите повторились с еще большей настойчивостью. Шведский парламент официально изменил политику нейтралитета в соответствии с требованиями Германии. (Соединенное Королевство и Франция были проинформированы до дебатов в парламенте.)
- 7 июля 1940 г.
- Премьер-министр Швеции признал факт транзита в публичном выступлении в Людвике .
- 8 июля 1940 г.
- Шведское соглашение с нацистской Германией оформлено:
- 1 ежедневный поезд (500 человек) туда и обратно Треллеборг – Корнсё .
- 1 поезд в неделю (500 человек) туда и обратно Треллеборг – Нарвик .
- Позднее соглашение с Германией было расширено.
- Шведское соглашение с нацистской Германией оформлено:
- 9 июля 1940 г.
- Советский Союз требует права на переброску войск через Финляндию.
- 15 июля 1940 г.
- Протесты кабинета министров Норвегии в изгнании и правительства Соединенного Королевства против уступок Швеции требованиям Германии.
- август 1940 г.
- После советской оккупации Балтийских республик они были присоединены к Советскому Союзу, что сделало Советский Союз доминирующей державой на Балтийском море рядом с Третьим Рейхом.
- 18 августа 1940 г.
- Немецкий посол согласовал права на переброску войск с руководством Финляндии:
- Вермахту использование предоставлены права на
- железнодорожные линии из портов в Юлиторнио и Рованиеми .
- дороги из Юлиторнио и Рованиеми в северную Норвегию и создать вдоль дорог склады.
- Позднее соглашение было расширено и теперь включает порт Турку .
- Немецкий посол согласовал права на переброску войск с руководством Финляндии:
- 6 сентября 1940 г.
- Подписание договора о передаче войск между Финляндией и Советским Союзом:
- Советский Союз может использовать железнодорожные линии от советской границы до Ханко.
- В Финляндии одновременно могут находиться только три поезда.
- Подписание договора о передаче войск между Финляндией и Советским Союзом:
- апрель 1941 г.
- Поскольку шведское правительство серьезно восприняло планы Германии по нападению на Россию, между кабинетом министров и главнокомандующим обсуждалось, как Швеция может реагировать в случае войны между Германией, Финляндией и Россией.
- Главнокомандующий предупредил об опасности продолжения политики нейтралитета, которая может спровоцировать немецкий гнев и оккупацию. Были намечены планы сотрудничества с Германией и Финляндией.
- Отдельные члены кабинета министров рассматривали возможность сотрудничества с Советским Союзом, однако это было категорически отвергнуто подавляющим большинством кабинета министров.
- Поскольку шведское правительство серьезно восприняло планы Германии по нападению на Россию, между кабинетом министров и главнокомандующим обсуждалось, как Швеция может реагировать в случае войны между Германией, Финляндией и Россией.
- Середина лета 1941 года
- В связи с нападением Германии на Россию в Иванов день 1941 года в Швеции произошел самый серьезный кабинетный кризис:
- 22 июня 1941 года, с операции «Барбаросса», начинается немецкое вторжение в Советский Союз.
- Германия потребовала переправить полностью вооруженную дивизию Энгельбрехт (163-я пехотная дивизия) из Норвегии в Финляндию.
- 23 июня 1941 г.
- Кабинет министров обсуждает запрошенный транзит одной вооруженной дивизии (дивизии Энгельбрехт) из северной Норвегии в северную Финляндию. Аграрии, либералы и правые поддержали удовлетворение объединенного финско-немецкого запроса. Некоторые социал-демократы выступили против.
- Король заявил, что «не будет стороной, дающей отрицательный ответ на запрос Финляндии и Германии», что было тактически аргументировано премьер-министром угрозой отречения. Не было убедительно показано, была ли интерпретация премьер-министра чисто тактической, или он действительно уловил честное намерение рассмотреть вопрос об отречении со стороны короля, но послужной список и личность премьер-министра говорят в пользу тактической теории.
- 24 июня 1941 г.
- Парламентская фракция социал-демократов решает 72 голосами против 59 попытаться убедить другие партии отклонить предложение, но согласиться, если они будут настаивать.
- Другие партии, похоже, были готовы расколоть кабинет министров.
- 25 июня 1941 г.
- Шведское правительство принимает транзит дивизии Энгельбрехт.
- 22 июня 1941 года, с операции «Барбаросса», начинается немецкое вторжение в Советский Союз.
- В связи с нападением Германии на Россию в Иванов день 1941 года в Швеции произошел самый серьезный кабинетный кризис:
- 25 июня 1941 г.
- Советский Союз проводит крупную воздушную атаку с участием 460 самолетов на финские цели.
- Финское правительство выступило с заявлением о том, что Финляндия находится в состоянии войны, позже получившей название « Война-продолжение» .
- 9 июля 1941 г.
- Немецкие транспорты с войсками «Танненберг» , «Пройссен » и «Хансестадт Данциг» потоплены шведскими минами в шведских водах за пределами южного острова Эланд . 200 немцев утонули.
- 11 июля 1941 г.
- Официальные амбиции Финляндии по созданию Великой Финляндии стали известны за рубежом после публикации Приказа Маннергейма от 10 июля, так называемой Декларации о ножнах меча .
- Новые требования о транзите вооруженной дивизии из Треллеборга в Торнио.
- последующие недели июля 1941 г.
- Отношение общественности Швеции к требованиям Финляндии и Германии становилось все менее благосклонным.
- Транзит войск предлагается в шведских водах вдоль шведского побережья под шведским эскортом.
- осень 1941 года
- Осенью следующего года несколько запросов на экспорт и транзит, нарушающие нейтралитет, будут отклонены.
В 1943 году, когда перспективы Германии начали ухудшаться, шведское общественное мнение отвернулось от соглашения, а давление со стороны Великобритании и США усилилось, 29 июня 1943 года шведский кабинет заявил, что транзиты должны быть прекращены до октября 1943 года. официально объявил, что транзиты должны быть прекращены. [ 3 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Attentatet i Pålsjö skog — альтернативный исторический роман Ганса Альфредсона 1996 года . В книге группа шведских коммунистов взорвала немецкий поезд, проходящий через Швецию, убив Еву Браун находившуюся на борту . Гитлер в ярости и вторгается в Швецию, которая сдается 12 мая 1941 года.
Песня Euskfeurat «Konjak & nazister» («Коньяк и нацисты») рассказывает историю диверсии в немецком поезде в Абиско , где они просверлили дыру в днище товарного вагона, чтобы добраться до большой бочки с коньяком. там.
Карл Герхард исполнил песню- ревю «Den ökända hästen från Troja» («Печально известный троянский конь») в 1940 году, которая позже была запрещена. В песне использовалась мелодия Исаака Дунаевского с новыми словами на шведском языке Лилль Брор Сёдерлунд . Когда песня исполнялась, на сцену вывели большую далекарлийскую лошадь , но вместо ног у нее были колонны . Там также открылась пятая колонна , из которой вышел Карл Герхард.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Военная готовность Швеции 1939–1945 [ Шведская военная готовность 1939–1945 ] (на шведском языке). Королевский Кафедра военной истории Военного университета. 1982. стр. 498. ISBN. 91-85266-20-5 .
- ^ Из аннотации: Карл-Густав Скотт, «Шведский летний кризис 1941 года: кризис, которого никогда не было», Journal of Contemporary History, Vol. 37, № 3, 371–394 (2002) ( SAGE JOURNALS ONLINE )
- ^ «Транзит» (на норвежском языке). NorgesLexi.com. http://mediabase1.uib.no/krigslex/t/t3.html#transittering. Архивировано 5 января 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 30 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уэбершер, Герд Р. (1998). «Стратегия и политика в Северной Европе». В Буге, Хорст; Фёрстер, Юрген; Хоффманн, Иоахим; Клинк, Эрнст; Мюллер, Рольф Дитер; Уэбершер, Герд Р. (ред.). Нападение на Советский Союз . Том IV. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд; Уиллмот, Луиза. Бюро военно- исторических исследований (Германия) . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 941–1020. ISBN 0-19-822886-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )