Jump to content

Транзит немецких войск через Финляндию и Швецию

Сторлиен , Швеция , 1940 год, немецкий транзитный трафик.
Сторлиен , Швеция , 1940 год, немецкий транзитный трафик, альпийские стрелки.

Вопрос о переброске немецких войск через Финляндию и Швецию во время Второй мировой войны был одним из наиболее противоречивых аспектов современной истории Северных стран, Финляндии наряду с участием в войне с нацистской Германией в войне-продолжении и экспортом шведской железной руды во время Второй мировой войны .

Уступка Швеции требованиям Германии во время и после немецкого вторжения в Норвегию в апреле – июне 1940 года часто рассматривается как серьезное нарушение предыдущей политики нейтралитета , которая пользовалась большим уважением во многих небольших европейских странах. После того, как они были публично признаны, Советский Союз немедленно запросил аналогичную, но более далеко идущую уступку у Финляндии, которая предложила Третьему Рейху обменять аналогичные права на транзит через Финляндию в обмен на оружие, которого у финнов не хватало. Это было первое существенное доказательство изменившейся, более благоприятной политики Германии по отношению к Финляндии, которая в конечном итоге поставила Финляндию в положение соучастника войны с нацистской Германией в войне-продолжении против Советского Союза (25 июня 1941 г. – 4 сентября 1944 г.).

Немецкие войска через Швецию

[ редактировать ]

После вторжения в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 года Швеция и другие оставшиеся страны Балтийского моря оказались в окружении нацистской Германии и Советского Союза , которые тогда находились в дружеских отношениях друг с другом, как это было официально закреплено в Пакте Молотова-Риббентропа . Длительные боевые действия в Норвегии привели к увеличению количества просьб Германии о косвенной помощи со стороны Швеции, требований, чтобы шведские дипломаты могли парировать, напоминая немцам о чувстве близости шведов к своим норвежским братьям. С завершением военных действий в Норвегии этот аргумент стал несостоятельным, что вынудило Кабинет министров уступить давлению Германии и разрешить непрерывное (безоружное) [ нужна ссылка ] транспортировка войск по шведским железным дорогам между Германией и Норвегией.

Масштабы этих перевозок держались в секрете, хотя распространяющиеся слухи вскоре вынудили премьер-министра Пера Альбина Ханссона признать их существование. Официально поезда перевозили раненых солдат и солдат в отпуске (permitt-tåg) , что все равно было бы нарушением провозглашенного Швецией нейтралитета .

Всего к моменту расторжения транзитного соглашения 15 августа 1943 года около 100 000 железнодорожных вагонов перевезли 1 004 158 военнослужащих в отпуске в Германию и 1 037 158 в Норвегию через Швецию. [ 1 ]

После вторжения Германии в Советский Союз в начале лета 1941 года и операции «Барбаросса » немцы 22 июня 1941 года попросили Швецию о некоторых военных уступках. Шведское правительство удовлетворило эти запросы на логистическую поддержку. Самой спорной уступкой стало решение разрешить переброску по железной дороге полностью вооруженной и боеспособной 163-й пехотной дивизии из Норвегии в Финляндию.

В Швеции политические дискуссии вокруг этого решения были названы «кризисом летнего солнцестояния». Однако исследование Карла-Густава Скотта утверждает, что «кризиса» никогда не было и что «кризис был создан в исторической ретроспективе, чтобы защитить политическое наследие Социал-демократической партии и ее лидера Пера Альбина Ханссона». [ 2 ]

Переброска советских войск через Финляндию

[ редактировать ]

Московский мирный договор , положивший конец Зимней войне в марте 1940 года, требовал от Финляндии разрешить советскому военно-морскому флоту создать военно-морскую базу на полуострове Ханко , у входа в Финский залив . Договор не содержал никаких положений о правах на переброску войск и материалов, и у руководства Финляндии сложилось впечатление, что Советский Союз будет снабжать базу морем.

9 июля, через два дня после того, как Швеция официально признала, что предоставила Германии права на перевозку, советский министр иностранных дел Молотов потребовал права на бесплатную перевозку через Финляндию с использованием Финских железных дорог . В ходе последовавших переговоров финны смогли ограничить количество советских поездов, одновременно находящихся в Финляндии, до трёх. Соглашение было подписано 6 сентября.

Переброска немецких войск через Финляндию

[ редактировать ]

Летом 1940 года нацистской Германией выдвинула оккупация Норвегии на первый план необходимость переброски войск и боеприпасов не только по морю, но и через нейтральные страны Швецию и Финляндию. Самым удобным маршрутом в самую северную Норвегию была неровная дорога для грузовиков, проходящая через Финляндию. Дипломатические отношения между Финляндией и Третьим рейхом улучшились после Зимней войны , когда Германия встала на сторону Советского Союза. [ нужна ссылка ] а 18 августа было достигнуто соглашение, которое позволило Германии создать вспомогательные базы вдоль длинной арктической автомобильной дороги. Переговоры велись между финским военным руководством и Германа Геринга личным эмиссаром Йозефом Вельтьенсом . Соглашение держалось в секрете до тех пор, пока в порт Вааса 21 сентября не прибыли первые немецкие войска.

Права Германии на передачу нарушали дух, если не букву, российско-финляндского Московского мирного договора , а также российско-германского пакта Молотова-Риббентропа , но финны приветствовали это соглашение как баланс против растущего давления. из Советского Союза. Транзитная дорога через северную Финляндию имела большое символическое значение, но в транзитном объеме она имела меньшее значение до подготовки к операции «Барбаросса» , когда этот маршрут использовался для развертывания пяти дивизий Вермахта в северной Финляндии.

Хронология

[ редактировать ]
  • 9 апреля 1940 г.
    • Германия вторгается в Данию и Норвегию.
    • Швеция, как и раньше, принимает требования Германии об импорте и экспорте продукции в/из Норвегии, т. е. без военной техники.
  • 16 апреля 1940 г.
    • Запасы продовольствия и нефти позволили переправиться в северную Норвегию, чтобы «спасти население от голода» после того, как война опустошила резервы.
    • Войскам, в том числе 40 «солдатам Красного Креста», было отказано в транзите.
  • 18 апреля 1940 г.
    • 40 «краснокрестцев» были приняты к транзиту вместе с поездом с санитарными материалами. Однако, когда выяснилось, что в нем содержится 90% продуктов питания, дальнейшие запросы на транзит «санитарных материалов» были отклонены, по данным шведской таможни.
  • Апрель-июнь 1940 г.
    • Норвегия протестует против того, что Швеция слишком серьезно относится к нейтралитету, ожидая большей поддержки Норвегии.
    • Немецким гражданским морякам были выданы индивидуальные транзитные визы.
    • Раненых солдат перевезли через Швецию, а еще 20 «солдатам Красного Креста» и врачу было разрешено пройти вместе с пятью фургонами с продовольствием.
  • 18 июня 1940 г.
    • Когда война в Норвегии завершилась, требования Германии о транзите повторились с еще большей настойчивостью. Шведский парламент официально изменил политику нейтралитета в соответствии с требованиями Германии. (Соединенное Королевство и Франция были проинформированы до дебатов в парламенте.)
  • 7 июля 1940 г.
    • Премьер-министр Швеции признал факт транзита в публичном выступлении в Людвике .
  • 8 июля 1940 г.
    • Шведское соглашение с нацистской Германией оформлено:
    Позднее соглашение с Германией было расширено.
  • 9 июля 1940 г.
    • Советский Союз требует права на переброску войск через Финляндию.
  • 15 июля 1940 г.
  • август 1940 г.
  • 18 августа 1940 г.
  • 6 сентября 1940 г.
    • Подписание договора о передаче войск между Финляндией и Советским Союзом:
      • Советский Союз может использовать железнодорожные линии от советской границы до Ханко.
      • В Финляндии одновременно могут находиться только три поезда.
  • апрель 1941 г.
    • Поскольку шведское правительство серьезно восприняло планы Германии по нападению на Россию, между кабинетом министров и главнокомандующим обсуждалось, как Швеция может реагировать в случае войны между Германией, Финляндией и Россией.
      • Главнокомандующий предупредил об опасности продолжения политики нейтралитета, которая может спровоцировать немецкий гнев и оккупацию. Были намечены планы сотрудничества с Германией и Финляндией.
      • Отдельные члены кабинета министров рассматривали возможность сотрудничества с Советским Союзом, однако это было категорически отвергнуто подавляющим большинством кабинета министров.
  • Середина лета 1941 года
    • В связи с нападением Германии на Россию в Иванов день 1941 года в Швеции произошел самый серьезный кабинетный кризис:
      • 22 июня 1941 года, с операции «Барбаросса», начинается немецкое вторжение в Советский Союз.
        • Германия потребовала переправить полностью вооруженную дивизию Энгельбрехт (163-я пехотная дивизия) из Норвегии в Финляндию.
      • 23 июня 1941 г.
        • Кабинет министров обсуждает запрошенный транзит одной вооруженной дивизии (дивизии Энгельбрехт) из северной Норвегии в северную Финляндию. Аграрии, либералы и правые поддержали удовлетворение объединенного финско-немецкого запроса. Некоторые социал-демократы выступили против.
        • Король заявил, что «не будет стороной, дающей отрицательный ответ на запрос Финляндии и Германии», что было тактически аргументировано премьер-министром угрозой отречения. Не было убедительно показано, была ли интерпретация премьер-министра чисто тактической, или он действительно уловил честное намерение рассмотреть вопрос об отречении со стороны короля, но послужной список и личность премьер-министра говорят в пользу тактической теории.
      • 24 июня 1941 г.
        • Парламентская фракция социал-демократов решает 72 голосами против 59 попытаться убедить другие партии отклонить предложение, но согласиться, если они будут настаивать.
        • Другие партии, похоже, были готовы расколоть кабинет министров.
      • 25 июня 1941 г.
        • Шведское правительство принимает транзит дивизии Энгельбрехт.
  • 25 июня 1941 г.
    • Советский Союз проводит крупную воздушную атаку с участием 460 самолетов на финские цели.
    • Финское правительство выступило с заявлением о том, что Финляндия находится в состоянии войны, позже получившей название « Война-продолжение» .
  • 9 июля 1941 г.
  • 11 июля 1941 г.
  • последующие недели июля 1941 г.
    • Отношение общественности Швеции к требованиям Финляндии и Германии становилось все менее благосклонным.
    • Транзит войск предлагается в шведских водах вдоль шведского побережья под шведским эскортом.
  • осень 1941 года
    • Осенью следующего года несколько запросов на экспорт и транзит, нарушающие нейтралитет, будут отклонены.

В 1943 году, когда перспективы Германии начали ухудшаться, шведское общественное мнение отвернулось от соглашения, а давление со стороны Великобритании и США усилилось, 29 июня 1943 года шведский кабинет заявил, что транзиты должны быть прекращены до октября 1943 года. официально объявил, что транзиты должны быть прекращены. [ 3 ]

[ редактировать ]

Attentatet i Pålsjö skog альтернативный исторический роман Ганса Альфредсона 1996 года . В книге группа шведских коммунистов взорвала немецкий поезд, проходящий через Швецию, убив Еву Браун находившуюся на борту . Гитлер в ярости и вторгается в Швецию, которая сдается 12 мая 1941 года.

Песня Euskfeurat «Konjak & nazister» («Коньяк и нацисты») рассказывает историю диверсии в немецком поезде в Абиско , где они просверлили дыру в днище товарного вагона, чтобы добраться до большой бочки с коньяком. там.

Карл Герхард исполнил песню- ревю «Den ökända hästen från Troja» («Печально известный троянский конь») в 1940 году, которая позже была запрещена. В песне использовалась мелодия Исаака Дунаевского с новыми словами на шведском языке Лилль Брор Сёдерлунд . Когда песня исполнялась, на сцену вывели большую далекарлийскую лошадь , но вместо ног у нее были колонны . Там также открылась пятая колонна , из которой вышел Карл Герхард.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Военная готовность Швеции 1939–1945 [ Шведская военная готовность 1939–1945 ] (на шведском языке). Королевский Кафедра военной истории Военного университета. 1982. стр. 498. ISBN.  91-85266-20-5 .
  2. ^ Из аннотации: Карл-Густав Скотт, «Шведский летний кризис 1941 года: кризис, которого никогда не было», Journal of Contemporary History, Vol. 37, № 3, 371–394 (2002) ( SAGE JOURNALS ONLINE )
  3. ^ «Транзит» (на норвежском языке). NorgesLexi.com. http://mediabase1.uib.no/krigslex/t/t3.html#transittering. Архивировано 5 января 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 30 августа 2008 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уэбершер, Герд Р. (1998). «Стратегия и политика в Северной Европе». В Буге, Хорст; Фёрстер, Юрген; Хоффманн, Иоахим; Клинк, Эрнст; Мюллер, Рольф Дитер; Уэбершер, Герд Р. (ред.). Нападение на Советский Союз . Том IV. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд; Уиллмот, Луиза. Бюро военно- исторических исследований (Германия) . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 941–1020. ISBN  0-19-822886-4 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2731ec8dda0e21e6e395db206d69c1b2__1717479660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/b2/2731ec8dda0e21e6e395db206d69c1b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transit of German troops through Finland and Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)