Розенштрассе протест
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Протест Розенштрассе на считается значимым событием в истории Германии, поскольку это единственная массовая публичная демонстрация немцев в Третьем рейхе против депортации евреев. [1] Акция протеста на Розенштрассе («Аллея Роз») прошла в Берлине в феврале и марте 1943 года. Эта демонстрация была инициирована и поддержана нееврейскими женами и родственниками еврейских мужчин и мишлинге (лиц смешанного еврейского и арийского происхождения). . Их мужья были подвергнуты депортации на основании расовой политики нацистской Германии и содержались под стражей в доме еврейской общины на Розенштрассе. Протесты, продолжавшиеся в течение семи дней, продолжались до тех пор, пока задержанные не были освобождены гестапо . Протест женщин на Розенштрассе привел к освобождению около 1800 берлинских евреев.
Контекст
[ редактировать ]
С самого прихода к власти Гитлер полностью посвятил себя осуществлению своей идеи идеального правительства. По его мнению, образцовое правительство получило «сознательное согласие» благодаря силе трех столпов власти. [2] В «Майн кампф » он утверждает, что правительство, овладевшее популярностью, силой и социальными традициями, «может считаться непоколебимым». [3] Общественное признание было неотъемлемой частью сохранения власти нацистской партии. Прежде чем приступить к депортации евреев в рамках « Окончательного решения» , режим «провел пробную депортацию немецких евреев» и «внимательно изучил их немецких соседей», которые, в пользу режима, «почти не заметили» своих пропавших соседей. [4]
Многие немцы также охотно отправляли евреев в гестапо , нацистскую тайную полицию, часто ради очень небольшой личной выгоды. Частично это была «среда террора», подталкивавшая немцев к самоконтролю, однако большое количество немцев «вышло далеко за рамки того, что... требовало выживания, чтобы помочь режиму». [2] Законам, запрещающим немецко-еврейские отношения, принятым режимом, предшествовали сообщения граждан о том, что они считали антиобщественным или девиантным поведением. [2] В 1935 году, после множества донесений в гестапо в июле, Нюрнбергские расовые законы «исключают немецких евреев из гражданства Рейха и запрещают им вступать в брак или вступать в сексуальные отношения с лицами «немецкой или родственной немцам крови». » в любой момент в будущем. [5] Нюрнбергские законы, направленные на предотвращение дальнейшего расового смешения, не расторгали существующие браки «из уважения к социальной и религиозной святости и тайне брака». [4]
К декабрю 1942 года в Германии было зарегистрировано 27 744 евреев, состоящих в смешанных браках. [6] Первоначально немецкие женщины выходили замуж за мужчин-евреев чаще, чем за своих коллег-мужчин. После консолидации власти при Гитлере больше немецких мужчин развелось со своими партнерами, чем женщины, поэтому большинство смешанных браков было между женой-немкой и ее мужем-евреем. Эти женщины уже давно сталкивались с социальным давлением со стороны своих общин, вынуждавшим их развестись со своими мужьями, задолго до Холокоста. Поэтому, когда началась кампания против своих мужей, немки, вышедшие замуж за мужчин-евреев, уже сопротивлялись внешнему давлению. Поскольку немецкие женщины сталкивались со многими евреями в своей повседневной жизни, они не были восприимчивы к «абстрактным изображениям зла в пропаганде», что заставляло режим прибегать к силе. [4]
В Берлине большинство евреев, спасенных от депортации, составляли состоящие в смешанных браках или работавшие на оружейных заводах. С 1933 года эти смешанные браки рассматривались нацистами как свои «определённые жертвы», и режим всеми силами пытался от них избавиться. [7] Однако эти евреи, состоящие в смешанных браках, были тесно вплетены в свои общины, и режим, опасаясь «настроить противодействие немцев-неевреев и нанести ущерб общественной морали», медлил. [4]
Хронология
[ редактировать ]22 января 1943 года Геббельс и Гитлер согласились, что пришло время для последнего рывка по изгнанию последних евреев из Германии. [8] На этой встрече Гитлер и Геббельс согласились, что «не может быть никакой внутренней безопасности» до тех пор, пока последние евреи, живущие в Вене и Берлине, не будут депортированы «как можно быстрее». [9] в Берлине провозгласил политику « тотальной войны » 18 февраля 1943 года Геббельс в своей речи — он утверждал, что угроза второго « удара в спину ситуации с «внутренней безопасностью» Рейха . » требует улучшения . [10]
Сразу после поражения Германии в Сталинградской битве гестапо » арестовало последнего еврея в Берлине во время « Фабрикакциона . Около 1800 мужчин-евреев, почти все из которых были женаты на нееврейских женщинах (другие классифицировались как так называемые Geltungsjuden ), были отделены от остальных 10 000 арестованных и временно размещены в офисе социального обеспечения еврейской общины на Розенштрассе 2–4. расположен в центре Берлина. [11]
Аресты берлинских евреев, начавшиеся 27 февраля 1943 года, ознаменовали эскалацию усилий по разлучению этих еврейских членов семей со своими супругами и семьями. [12] Эти 1800 мужчин были так называемыми «привилегированными евреями», категорией, освобожденной от депортации и других антиеврейских мер по причине их брака с немецкими супругами или работы в качестве должностных лиц Reichsvereinigung der Juden в Германии , еврейской организации, официально признанной немецкое правительство с целью контроля над еврейским населением. [13] По словам Мордехая Палдиэля, пережившего Холокост и бывшего директора отдела программы «Праведники народов мира» в Яд Вашем , израильском органе по Холокосту: «Протест на Розенштрассе охватил сотни женщин на месте, где было интернировано большинство еврейских мужчин (в здание, которое ранее обслуживало еврейскую общину в Берлине), перед отправкой в лагеря... которые собирались каждый день и, столкнувшись с вооруженными солдатами Шуцштаффеля (СС), кричали: «Верните нам наших мужей!»» [14]
Несмотря на закрытие СМИ по приказу Геббельса, государство не могло арестовать такое большое количество людей в Берлине в течение одного дня так, чтобы люди этого не заметили. Сотни женщин собрались возле Розенштрассе, 2–4 и заявили, что не уйдут, пока их мужья не будут освобождены. [1] Несмотря на периодические угрозы расстрела на месте, если женщины не разгонят протест, женщины ненадолго разбегались, а затем возвращались на Розенштрассе 2–4, чтобы продолжить протест. [15] Эльза Хольцер, протестующая жена, позже заявила в интервью: «Мы ожидали, что наши мужья вернутся домой и их не отправят в лагеря. Мы действовали от души, и посмотрите, что произошло. Если бы нужно было посчитать Если бы вы принесли какую-нибудь пользу, протестуя, вы бы не пошли. Но мы действовали от всего сердца. Мы хотели показать, что не хотим их отпускать. То, на что способен человек, когда есть опасность, невозможно. повторюсь.Я не боец по натуре.Только когда надо.Я делала то,что мне давали.Когда муж нуждался в моей защите,я защищала его... И там всегда был поток людей. . Это не было организовано или спровоцировано. Все были такими же, как я.
Протесты были ненадолго прекращены в ночь на 1 марта 1943 года, когда британские Королевские ВВС (RAF) бомбили Берлин. Это был государственный праздник в честь Люфтваффе , который ВВС Великобритании решили отметить особо масштабным авианалетом на Берлин. [2] Урсула Браун, невеста одного из захороненных евреев, вспоминала смешанные чувства по поводу бомбардировки Берлина: «С одной стороны были ярость и ненависть к нацистам, которые заслужили нападение, а с другой стороны – ужасные страдания, вокруг каждого из нас – кричащие люди, адское пламя». [4] Одна еврейская женщина, Шарлотта Израэль, заявила: «Я всегда так боялась воздушных налетов. Но в ту ночь я подумала, что это им правильно! Я была в такой ярости. на коленях и молилась. Я могла бы презрительно рассмеяться! Но потом я подумала о своем муже, который был заперт на Розенштрассе, и я знала, что они не смогут выйти из здания». Иногда проходящие мимо люди присоединялись к протестам в пользу освобождения СС арестованных. [16]
РСХА выступало за расстрел всех женщин, протестующих на Розенштрассе, но на этот план наложил вето Геббельс, который утверждал, что протесты были аполитичными, попыткой женщин сохранить свои семьи , а не попыткой свергнуть нацистский режим. ни в коем случае режим не мог устроить резню тысяч безоружных женщин в центре Берлина и сохранить резню в секрете, а новости о резне еще больше подорвут моральный дух немцев, показав, что немецкий народ не весь объединен в Volksgemeinschaft для тотальной войны. [2] Американский историк и профессор доктор Натан Штольцфус утверждал, что необходимость сохранить внешний вид немецкого народа, объединенного в Volksgemeinschaft, может объяснить, почему сила не использовалась, но:
Тем не менее, если бы на Розенштрассе не было протеста, гестапо продолжало бы арестовывать и депортировать евреев до тех пор, пока, возможно, даже самые радикальные планы Эйхмана не были бы реализованы. Между офисом Эйхмана и руководством существовали разногласия по поводу важности сохранения социального спокойствия во время депортаций, но это не имело бы значения, если бы не возникли протесты во время «Заключительной сводки новостей». Властные игры, связанные с принятием решений в отношении смешанных евреев и смешанных браков, не столько объясняют выживание этих евреев, сколько указывают на страх режима перед волнениями. Не было бы никаких колебаний и конфликтов среди чиновников, если бы немцы, вступившие в смешанный брак, полностью сотрудничали с нацистскими расовыми целями... Именно непокорность немцев, состоящих в смешанных браках, создала реальную проблему из-за различий в позициях высшего руководства и РСХА по вопросу важность социального спокойствия в первую очередь, и именно их протест в 1943 году вскоре заставил Геббельса вернуться к позиции временной отсрочки решения этих проблемных дел. [17]
6 марта 1943 года Геббельс в качестве гауляйтера Берлина приказал освободить всех людей, заключенных в тюрьму на Розенштрассе, 2–4, написав: «Я поручу полиции безопасности не продолжать систематическую эвакуацию евреев во время такого рода событий. критическое время [отсылка к поражению в Сталинградской битве]. Мы хотим сохранить это для себя до тех пор, пока через несколько недель мы не сможем выполнить это гораздо более тщательно». Что касается протестов, Геббельс напал на РСХА, заявив: «Нужно вмешиваться повсюду, чтобы предотвратить ущерб. Усилиям некоторых офицеров настолько не хватает политической смекалки, что нельзя позволить им действовать самостоятельно в течение десяти минут». !". 1 апреля 1943 года американская миссия в Берне доложила Вашингтону: «Действия гестапо против еврейских жен и мужей... пришлось прекратить некоторое время назад из-за протеста, который вызвали такие действия».

Леопольд Гуттерер , который был заместителем Геббельса в министерстве пропаганды, вспоминал, что Геббельс заявил, что если для подавления демонстраций будет применена сила, это вызовет более широкие протесты по всему Берлину, которые вскоре могут стать политическими и, возможно, даже привести к свержению правительства. Нацистский режим. Позже Гаттерер заявил в интервью: «Геббельс освободил евреев, чтобы уничтожить этот протест в мире. Это было самое простое решение: полностью искоренить причину протеста. Тогда протестовать больше не имело бы никакого смысла. что другие не извлекли урока [из протеста], поэтому другие не стали делать то же самое, причину [протеста] надо было устранить. Были волнения, и они могли перекинуться от квартала к кварталу. ... Почему Геббельсу пришлось арестовать их [протестующих]? Тогда у него было бы только еще больше волнений со стороны родственников этих недавно арестованных людей». Гаттерер также заявил: «Этот [протест] был возможен только в большом городе, где люди жили вместе, будь то евреи или нет. В Берлине были также представители международной прессы, которые немедленно ухватились за что-то подобное, чтобы громко заявить об этом. . Таким образом, новости о протесте передавались от одного человека к другому». Геббельс быстро понял, что применение силы против протестующих женщин на Розенштрассе подорвет утверждение о том, что все немцы едины в volksgemeinschaft. Применение силы против протестующих не только нанесло бы ущерб volksgemeinschaft , который обеспечивал внутреннее единство для поддержки войны, но также привлекло бы нежелательное внимание к «окончательному решению еврейского вопроса». Штольцфус писал: «Публичная дискуссия о судьбе депортированных евреев угрожала раскрыть окончательное решение и тем самым поставить под угрозу все военные усилия». [18]
Несмотря на закрытие новостей, навязанное Геббельсом, новости о протестах на Розенштрассе быстро распространились из уст в уста по всей Германии и за ее пределами; в Швейцарии до британских и американских дипломатов дошли слухи о протестах на Розенштрассе, а в первую неделю марта 1943 года британские и американские газеты сообщили о протестах в Берлине. Геббельс нанес ответный удар, заставив немецкие газеты заявить, что женщины на самом деле протестовали против британских бомбардировок Берлина, и volksgemeinschaft не только не раскололся, но был сильнее, чем когда-либо, заявив, что благотворительные пожертвования в Германии выросли на 70% за последний год. т.е. знак того, что volksgenossen или «национальные товарищи» заботятся друг о друге]. [19]
Несмотря на свое обещание Гитлеру, Геббельс не стал снова пытаться депортировать жителей Розенштрассе в Освенцим, заявив, что риск протеста слишком велик, и вместо этого приказал жителям Розенштрассе перестать носить желтые звезды Давида 18 апреля 1943 года. Сами того не зная, женщины, протестовавшие на Розенштрассе, также спасли жизни другим евреям. 21 мая 1943 года в ответ на вопрос начальника полиции безопасности в Париже Рольф Гюнтер, который был заместителем Адольфа Эйхмана в еврейском отделе РСХА, заявил, что французские евреи, состоящие в браке с неевреями, не могут быть депортированы. пока не был «прояснён» вопрос о немецких евреях в смешанных браках. Поскольку половина евреев, живших в смешанных браках в Рейхе , проживали в Берлине, вопрос не мог быть «прояснен» до тех пор, пока евреи, живущие в смешанных браках в Берлине, не были депортированы, что, таким образом, побудило Гюнтера запретить депортацию французских евреев, состоящих в смешанных браках. в настоящий момент. 21 мая 1943 года Эрнст Кальтенбруннер из РСХА издал меморандум, предписывающий освободить всех немецких евреев, состоящих в смешанных браках, из концентрационных лагерей, за исключением осужденных за уголовные преступления. В той же записке перечислены четыре категории евреев, которые до этого момента избежали депортации, в том числе те, которых военная промышленность считала «незаменимыми»; В меморандуме предписывалось депортировать первые три категории, но пощадили четвертую, а именно тех, кто состоит в смешанных браках, поскольку в нем говорилось, что повторение протестов на Розенштрассе нежелательно. Мужчины, заключенные в тюрьму на Розенштрассе, пережили Холокост. Протесты на Розенштрассе были единственным случаем, когда протест против «окончательного решения» в нацистской Германии произошел против режима. [16]
Значение
[ редактировать ]Взгляды историка
[ редактировать ]Историки всего мира высказывают разные точки зрения на протест на Розенштрассе. В 2003 году немецкий историк Курт Петцольд частично объяснил суть вопроса: утверждение о том, что протест спас жизни евреев, «наносит удар в центр исторического восприятия характера нацистского режима и того, как он действовал, и влияет на суждения о возможностях за сопротивление». Другой немецкий историк Конрад Квит добавил, что «успешный исход этого позднего протеста позволяет предположить, что, если бы подобные действия на более раннем этапе были проведены по всей Германии, они могли бы остановить все более разрушительный курс немецкой антиеврейской политики». Вокруг этих перспектив возникает множество спорных вопросов, например: определял ли режим свой курс, издавал приказы и выполнял их во всех деталях, используя грубую силу, чтобы добиться своего в случае необходимости? Или это было тактически оппортунистическое решение, импровизированное в меняющихся обстоятельствах, чтобы максимизировать свое воздействие? В конечном счете, вопрос заключается в том, обязаны ли евреи, освобожденные после демонстрации на Розенштрассе, своей жизнью протесту, или, как писал другой немецкий историк, у них есть воля гестапо, чтобы «отблагодарить» за свое выживание.
Недавно некоторые немецкие историки поместили протест в контекст левого сопротивления, выживания еврейского подполья и нацистской политики принудительного труда и депортации. Некоторые утверждают, что, хотя партнеры-неевреи подвергались преследованиям, преследованиям и предназначались для интернирования, фактическая депортация не была целью в начале 1943 года. Вольф Грюнер [20] утверждал, что в это время гестапо исключало из высылки евреев, имеющих арийских партнеров, и исправляло берлинских чиновников, которые пытались их выдворить. Немецкий историк Диана Шюлле резюмирует эту точку зрения в своем эссе «Принудительный труд»: «Грюнер… предполагает, что, несмотря на протесты, депортация партнеров по смешанным бракам никогда не была частью плана. [21] Аресты мишлинге ["полуевреев"] и евреев, живущих в смешанных браках, были предприняты с целью, отличной от депортации: регистрации». [21] Грюнер настаивает на том, что нацистские директивы того времени запрещали гестапо депортировать немецких евреев, состоящих в браке с неевреями. Таким образом, по мнению Грюнера, протест не оказал никакого влияния на гестапо, поскольку депортация не была их целью. В качестве доказательства Грюнер приводит то, что 20 февраля 1943 года Главное управление имперской безопасности Гиммлера (РСХА) приказало «временно» освободить евреев, состоящих в смешанных браках, от депортации. Четыре дня спустя приказ гестапо из города Франкфурт-на-Одере предписывал агентам гестапо не привлекать внимание к смешанным евреям. Вместо этого им было предложено арестовать этих евреев по другим обвинениям, включая «дерзость», прежде чем отправить их в концентрационный лагерь. Согласно этому приказу, Грюнер писал, что «многое будет зависеть от произвола офицеров в каждом пункте».
Когда гауляйтер Йозеф Геббельс решил к марту 1943 года сделать Берлин юденфраем, вытеснив всех людей, носящих звезду, одновременно из лагеря Освенцим-Буна произошел вывоз рабов-рабочих, как показал Иоахим Неандер. В феврале, опасаясь, что 6000 польских рабочих в Буне компании IG Farben восстанут, были разработаны планы рассредоточить их по другим лагерям к середине марта 1943 года. рабочую силу в объеме, обещанном оберштурмбаннфюрером СС Герхардом Маурером, начальником отдела D II «Трудоустройство заключенных» Главного управления экономики СС. . [22] [23]
Артур Либехеншель, также из Экономического СС, дал понять, что эти подневольные рабочие придут из депортированных берлинских евреев, и что он ожидает, что Освенцим примет не 9 000, а 15 000 рабочих.
Предоставление рабов, здоровье которых необходимо было поддерживать, было первоочередной задачей Экономических СС.
К концу февраля депортации сократили число евреев, занятых в берлинской военной промышленности, примерно до 11 000. Чтобы отправить в Освенцим хотя бы 9 000 берлинских евреев, «годных к работе», не говоря уже об обещанных 15 000, значительное число должно было быть из смешанных евреев. большинство из 11 000 еврейских рабочих-оружейников, проживавших в Берлине к концу февраля 1943 года, жили в «смешанных браках». . [22] [23]
Неандер подсчитал, что для поставки в Освенцим-Буна 11 000 еврейских рабов к середине марта 1943 года потребовалось бы включение семи тысяч евреев, состоящих в смешанных браках, из Берлина. Для этих 7000 «временное» освобождение гестапо смешанных евреев от депортации закончилось бы. «Временное» освобождение уже подошло к концу для сотен немецких евреев, состоящих в смешанных браках и погибших во время Холокоста. В отчете Герхарда Лефельдта, состоящего в смешанных браках и имеющего надежные источники, от марта 1943 года говорится, что 9000 берлинских евреев должны были быть отправлены на принудительные работы. . [22] [23]
Однако факторы в Берлине, в первую очередь уличные протесты против депортации евреев, заключенных в тюрьму на Розенштрассе, изменили расстановку интересов в депортации смешанных евреев. Берлинский гауляйтер Геббельс имел как власть, так и мотивацию влиять на свой подход к смешанным евреям в Берлине. Геббельс под своим руководством пытался реструктурировать немецкий тыл для тотальной войны. Он видел, что его позиция и планы по мобилизации немецкого народа на тотальную войну предполагали еще большие жертвы, и что они были поставлены под угрозу протестом на Розенштрассе. Он вмешался, чтобы освободить берлинских евреев, состоящих в смешанных браках, арестованных в ходе массовых арестов, начавшихся 27 февраля 1943 года, которые Гиммлер назвал акцией по уничтожению евреев с территории Рейха. Но только временно — он рассматривал это как очередную «временную» отсрочку казни:
-Дневник Геббельса, 6 марта 1943 года.
Терминология
[ редактировать ]Хотя массовые аресты берлинских евреев, начавшиеся 27 февраля 1943 года, широко известны как «Фабрикактион» или «Фабричная акция», гестапо никогда не использовало этот термин, а вместо этого он был изобретен после войны. Кодовыми названиями гестапо для этой акции были «Уничтожение евреев Германского рейха» и «Окончательная облава на евреев в Берлине». Использование условий гестапо важно, поскольку евреев арестовывали на заводах, дома, а людей, замеченных на улицах с еврейской звездой, преследовали и увозили для отправки из Берлина. В феврале 1943 года Геббельс решил воздержаться от депортации евреев, работающих на фабриках, а вместо этого сделать Берлинский Юденрейн «свободным от евреев», продемонстрировав свое намерение уничтожить любого, кто носит еврейскую звезду.
Отношение Германии к прошлому
[ редактировать ]В двух статьях в начале 2018 года в немецкой прессе были представлены противоположные интерпретации протеста на Розенштрассе по случаю его семьдесят пятой годовщины. В то время как газета Berliner Tagesspiegel от 27 февраля приписывала этот протест спасению двух тысяч евреев, Der Spiegel от 2 марта представлял учреждения и людей, которые резко не согласны с этим. В этой позиции следует похвалить «арийских» (неевреев) партнёров, выступавших за освобождение своих мужей, хотя их протест не имел никакого значения, поскольку их протест идеально совпадал с планами гестапо: «Указ Главного управления имперской безопасности Управление, однако, не предусматривало депортацию евреев, живущих в так называемом смешанном браке, а лишь вывоз с фабрик с целью их «захвата» [эрфассен], после чего они должны были быть отпущены обратно в свои дома..." [24]
Стандартным подтверждением этой позиции, на которое ссылаются редакторы Der Spiegel, является постановление гестапо Франкфурта-на-Одере, распространенное администратором округа Калау, от 25 февраля 1943 года в интерпретации Грюнера. В 1995 году Грюнер писал, что «мнения о том, что такие демонстрации могли помешать планам РСХА по депортации, вряд ли подтвердятся в историческом контексте». По мнению Грюнера, «интерпретация протеста на Розенштрассе как спасения евреев, состоящих в смешанных браках, несет в себе «опасность резкой недооценки власти режима доминировать (Herrschaft)». [25]
Доктор Натан Штольцфус ответил на комментарий Грюнера, что «диктатура, которая будет атаковать во всех направлениях при любом признаке оппозиции, будет значительно менее опасна, чем та, которая знает, как использовать силу и террор более инструментально. Гибкий злодей, способный вырабатывать стратегию, способен большего злодеяния, чем то, которое всегда должно действовать в соответствии с идеологией и заранее составленными планами». [26]
Газета «Франкфурт/Одер Эрласс» не предполагает, что гестапо не планировало депортировать кого-либо из смешанных евреев, которых оно арестовало в ходе общерейхской «Акции по выселению евреев с территории рейха», которая началась 27 февраля 1943 года. В частности, говорится: «Все евреи, все еще работающие, должны быть отстранены от предприятий с целью сбора [Erfassung]. Дерзкое поведение евреев в еще существующих смешанных браках должно быть наказано путем помещения их под охрану с просьбой за их помещение в концентрационный лагерь. Это [наказание] может осуществляться очень беспощадно, но следует избегать впечатления, что это действие в то же время принципиально решает проблему смешанных браков, если только нет причин, оправдывающих тюремное заключение. Евреев, живущих в смешанных браках, этих евреев следует отправить по домам». [24]
Этот местный порядок не мог иметь никакого влияния на судьбу евреев, заключенных в тюрьму на Розенштрассе в Берлине; конечно, это не стояло между Йозефом Геббельсом, гауляйтером Берлина, и его решимостью объявить свой город свободным от евреев к марту. (Дневник, 2 февраля 1943 г.). Его местный характер очевиден, например, в ссылках на конкретные трудовые лагеря в регионе. Он призывает Главное управление имперской безопасности (РСХА) изложить цель акции как задержание всех евреев «с целью сбора». Erfassung может означать либо «сбор», либо «регистрацию», но, что особенно важно для его интерпретации здесь, в Erlass это относится ко всем арестованным евреям, включая тех, кто был отправлен в Освенцим , а не только к евреям, состоящим в смешанных браках. [24]
День памяти
[ редактировать ]

Здание на Розенштрассе, недалеко от Александерплац , в котором содержались мужчины, было разрушено во время бомбардировки Берлина союзниками в конце войны. Первоначальное место Розенштрассе теперь отмечено розовой колонной Литфасс высотой 2–3 метра, посвященной демонстрации. Информация об этом событии размещена в рубрике Литфасс.
В середине 1980-х годов Ингеборг Хунцингер , восточногерманский скульптор, создала мемориал тем женщинам, которые принимали участие в протесте на Розенштрассе. Мемориал под названием «Блок дер Фрауэн» (Блок женщин) был установлен в 1995 году в парке недалеко от места протеста. Скульптура изображает протестующих и скорбящих женщин, а надпись на обороте гласит: «Сила гражданского неповиновения , сила любви преодолевает насилие диктатуры; Верните нам наших мужчин; Здесь стояли женщины, побеждая смерть; Еврейские мужчины были бесплатно". Израильский историк Омер Бартов заметил, что мемориал на самом деле не объясняет, чем были протесты на Розенштрассе или чего они достигли, как будто многие немцы предпочли бы забыть о протестах, предположительно потому, что протестующие добились своих требований. [27]
События протестов на Розенштрассе были экранизированы в 2003 году Маргарет фон Тротта под названием Розенштрассе .
В 2018 году исполнилось 75 лет протесту. Консульство Германии в Нью-Йорке, США, отметило годовщину 24 февраля 2018 года. [28] Немецкий политик Петра Пау , вице-президент парламента и член социалистической партии Германии Die Linke , выступила с речью в Бундестаге по случаю годовщины. [29] [30] [31] сообщении В опубликованном газетой «Джерузалем Пост» по случаю 75-й годовщины протестов на Розенштрассе эти события сравнивались с недовольством, выраженным во время иранских протестов 2017–2018 годов . [28]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бартроп, Пол Р.; Дикерман, Майкл (2017). Холокост: Энциклопедия и сборник документов, версия 2 . Абк-Клио. п. 552. ИСБН 978-1440848322 .
- ^ Jump up to: а б с д и Геллатели, Роберт (2008). Гестапо и немецкое общество: проведение в жизнь расовой политики, 1933-1945 гг . Кларендон Пресс. OCLC 653244205 .
- ^ В., Вашингтон; Гитлер, Адольф; Мангейм, Ральф (1944). «Майн Кампф» . Книги за рубежом . 18 (3): 248. дои : 10.2307/40084637 . ISSN 0006-7431 . JSTOR 40084637 .
- ^ Jump up to: а б с д и Штольцфус, Натан (2001). Сопротивление сердца: смешанные браки и протест на Розенштрассе в нацистской Германии . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. п. 225. ИСБН 0-8135-2909-3 .
- ^ «Антисемитское законодательство 1933–1939» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ↑ Отчет статистика СС Рихарда Корхерра, 19 апреля 1943 г., ND NO-5193.
- ^ решатель. Как представитель расы . п. 268.
- ^ Геллатели, Роберт (1990). Гестапо и немецкое общество: проведение в жизнь расовой политики, 1933–1945 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 143. ИСБН 0198228694 . OCLC 20670549 .
- ^ Геллати Роберт, поддерживающий Гитлера: согласие и принуждение в нацистской Германии , Оксфорд: Oxford University Press, 2001, стр. 143.
- ^ Геллатели, Роберт (2001). Поддержка Гитлера: согласие и принуждение в нацистской Германии . Оксфорд. п. 143. ИСБН 0192802917 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Демонстрация на Розенштрассе, 1943 год» . Мемориальный музей Холокоста США . УШММ . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Штольцфус, Натан (2016). Компромиссы Гитлера: принуждение и консенсус в нацистской Германии . Издательство Йельского университета. п. 254. ИСБН 978-0-300-21750-6 .
- ^ Штольцфус, Натан (2016). Компромиссы Гитлера: принуждение и консенсус в нацистской Германии . Издательство Йельского университета. п. 254. ИСБН 978-0-300-21750-6 .
- ^ Палдиэль, Мордехай (2017). Спасение своих: еврейские спасатели во время Холокоста . Университет Небраски Пресс. стр. 23–25. ISBN 9780827612617 .
- ^ Штольцфус, Натан (2016). Компромиссы Гитлера: принуждение и консенсус в нацистской Германии . Издательство Йельского университета. п. 255. ИСБН 978-0-300-21750-6 .
- ^ Jump up to: а б Ричи, Александра (1998). Метрополис Фауста. История Берлина . Нью-Йорк: Кэрролл и Граф. п. 518. ИСБН 9780006376880 .
- ^ Штольцфус, Натан . Сопротивление сердца , Нью-Йорк: WW Norton, 1996, стр. 238.
- ^ Штольцфус, Натан . Сопротивление сердца , Нью-Йорк: WW Norton, 1996, стр. 245.
- ^ Геббельс, Йозеф. Дневники Геббельса .
- ^ Грюнер, Вольф (2003). «Фабричная акция и события на Розенштрассе в Берлине: факты и вымыслы о 27 февраля 1943 года: шестьдесят лет спустя» . Центральноевропейская история . 36 (2): 179–208. дои : 10.1163/156916103770866112 . JSTOR 4547298 . S2CID 146326322 .
- ^ Jump up to: а б Шулле, «Принудительный труд», Евреи в нацистском Берлине: от Хрустальной ночи к освобождению в Беате Мейер, Герман Симон, Хана Шютц, ред. (Чикагский университет Press, 2009, 166–6)
- ^ Jump up to: а б с Крис Осмар и Натан Штольцфус, «Спасение через вмешательство в процесс принятия решений нацистами: протест в геббельсовском Берлине» в книге «Женщины, бросающие вызов Гитлеру: спасение и сопротивление при нацистах». Под редакцией Натана Штольцфуса, Мордехая Палдиэля и Джудит Тайдор Баумель-Шварц. Лондон;: Bloomsbury Academic, 2021.
- ^ Jump up to: а б с Иоахим Неандер, «Освенцим, «Фабрик-Акция», Розенштрассе — призыв к изменению точки зрения» в книге «Протест в гитлеровском «национальном сообществе»: народные волнения и реакция нацистов» под ред. Штольцфус, Натан и Майер-Каткин, Биргит Нью-Йорк, Оксфорд: Berghahn Books, 2015. https://doi.org/10.1515/9781782388258
- ^ Jump up to: а б с Протест в «национальном сообществе» Гитлера: народные волнения и ответ нацистов . Штольцфус, Натан, Майер-Каткин, Биргит, 1962-. Нью-Йорк. 2016. ISBN 9781782388241 . OCLC 898529574 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вольф Грюнер, H-Немецкий форум на Розенштрассе, 14 сентября 2004 г., http://h-net.msu.edu/cgi-bin/logbrowse.pl?trx=vx&list=HDeutscher&month=0409&week=b&msg=UMAIiJE0RcI%2bCD0y5xkAyA&user= &pw=
- ^ Натан Штольцфус, H-Немецкий форум на Розенштрассе, 23 сентября 2004 г., https://web.archive.org/web/20060831135758/http://h-net.msu.edu/cgi-bin/logbrowse.pl? trx=vx&list=H-Немецкий&месяц=0409&week=d&msg=xcSwqBWaTwMa%2bf0Y%2bz4HTg&user=&pw=
- ^ Бартов, Омер «Определение врагов, создание жертв: немцы, евреи и Холокост», страницы 771-816 из The American Historical Review , том 103, выпуск № 3, июнь 1998 г., стр. 797.
- ^ Jump up to: а б «Розенштрассе, 75» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Поттер, Хилари (2020). « Ответственности не избежать: вспоминая Розенштрассе семьдесят пять лет спустя» . Немецкая жизнь и письма . 73 (3). Уайли: 383–400. дои : 10.1111/глал.12273 . ISSN 0016-8777 .
- ^ Ланг, Питер (30 мая 2019 г.). «Вспоминаем? Об использовании юбилеев — Блог издательства Питера Ланга» . Середина . Проверено 13 августа 2020 г.
- ^ Редакция (12.06.2018). «От ответственности не уйти; память о заводской акции, Берлин, 27 февраля 2018 года» . www.petrapau.de (на немецком языке) . Проверено 13 августа 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Иоахим Неандер , Его жизнь, его песни, его долина , Ассоциация издательской прессы Евангелической церкви в Рейнской области (1980).
- Моника Рихарц , Еврейская жизнь в Германии: личные свидетельства по социальной истории , том. 3, 1918–1945, Штутгарт: Dt Verlag-Anst. (1982): 64.
- Хельмут Эшвеге и Конрад Квит , Самоутверждение и сопротивление немецких евреев в борьбе за существование и человеческое достоинство 1933-1945, Гамбург: Христиане (1984): 43.
- Конрад Квит , Самоутверждение и сопротивление: немецкие евреи в борьбе за существование и человеческое достоинство, 1933-1945 , Христиане (1984). ISBN 978-3767208506
- Гельмут Эшвеге, Чужой среди себе подобных: Воспоминания дрезденского еврея , Гл. 1-е издание (1991 г.). ISBN 978-3861530237
- Антония Лойгерс, Против стены епископского молчания: Комитет по делам порядка и его концепция сопротивления с 1941 по 1945 год , Verlag J. Knecht (1996).
- Кристоф Диппер, Трудности с сопротивлением, история и общество 22 (1996): 409–416.
- Хайнц Боберах, Эмтер, Сокращения, Действия нацистского государства, Мюнхен: Саур (1997): 379.
- Эрик А. Джонсон , Нацистский террор: гестапо, евреи и обычные немцы, Нью-Йорк: Basic Books (1999): 25.
- Мэрион А. Каплан, Достоинство и отчаяние , Oxford University Press : (1999): 193.
- Натан Штольцфус , Сопротивление сердца: смешанные браки и протест на Розенштрассе в нацистской Германии , издательство Rutgers University Press (март 2001 г.): мягкая обложка: 386 страниц. ISBN 0-8135-2909-3
- Кристоф Диппер, История Третьего рейха, как если бы люди имели значение , История и общество 26 , вып. 4 (2000). Джон Дж. Михальчик, Противостоять!: Сопротивление в нацистской Германии , Питер Ланг (издатель) , (2004): 8. ISBN 0820463175
- Вольф Грюнер, Сопротивление на Розенштрассе , Фишер в мягкой обложке Vlg . (2005). ISBN 978-3596168835
- Натан Штольцфус , Компромиссы Гитлера: принуждение и консенсус в нацистской Германии, издательство Йельского университета (2016). ISBN 978-0-300-21750-6
- Натан Штольцфус и Биргит Майер-Каткин, Протест в «национальном сообществе» Гитлера: народные волнения и реакция нацистов , Berghahn Books (2016). ISBN 978-1-78238-824-1
- Штольцфус, Натан; Палдиэль, Мордехай; Баумель-Шварц, ред. (2021). Женщины, бросающие вызов Гитлеру: спасение и сопротивление при нацистах . Академик Блумсбери. ISBN 9781350201545 .
- Штольцфус, Натан; Осмар, Кристофер (2021). Сила популизма и народа: сопротивление и протест в современном мире . Академик Блумсбери. ISBN 9781350202009 .
- Поттер, Хилари (2018). Вспоминая Розенштрассе: история, память и идентичность в современной Германии . Питер Лэнг Лимитед. ISBN 978-3-0343-1917-1 .
- Поттер, Хилари (2014). Динамика немецких воспоминаний: протест на Розенштрассе в исторических дебатах и культурной репрезентации (доктор философии). Университет Бата.
- Поттер, Хилари (2010). Нивен, Билл; Пейвер, Хлоя (ред.). «Розенштрассе: комплексный объект немецко-еврейской памяти», увековеченный в Германии с 1945 года . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 214–223.
- Грюнер, Вольф (2015). Сопротивление на Розенштрассе: Заводская акция и преследование «смешанных браков» 1943 г. (на немецком языке). ФИШЕР Цифровой. ISBN 978-3-10-560178-5 .
- Шулле, Диана (2009). «Протест на Розенштрассе». У Мейера, Беате; Саймон, Герман; Шютц, Хана (ред.). Евреи в нацистском Берлине: от Хрустальной ночи к освобождению . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-52159-6 .
- Энгельман, Уриан Цви (1940). «Смешанные браки среди евреев в Германии, СССР и Швейцарии». Еврейские социальные исследования . 2 (2): 157–178.
- Каплан, Томас П. (2012). «Евреи и смешанные браки в нацистской Австрии». Социальная история . 37 (3): 254–255. дои : 10.1080/03071022.2012.670777 . S2CID 144035883 .
- Ловенстиен, Стивен М. (2005). «Еврейские смешанные браки в Германии и Австрии». Современный иудаизм . 25 (1): 23–61. дои : 10.1093/mj/kji003 .
- Раггам-Блеш, Микаэла (2019). «Привилегированные» при нацистском правлении: судьба трех смешанных семей в Вене» . Журнал исследований геноцида . 21 (3): 378–397. дои : 10.1080/14623528.2019.1634908 . ПМК 6817312 . ПМИД 31708684 .
- Берган, Волкер Р.; Лассиг, Симона (2008). Биография Между структурой и агентством: жизнь Центральной Европы в международной историографии . Книги Бергана. ISBN 0857450492 .
- Коэн, Ари; Штайнахер, Джеральд Дж (2019). Невероятные герои: место спасателей Холокоста в исследованиях и преподавании . Издательство Университета Небраски. стр. 15–36. ISBN 9781496216328 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с протестом на Розенштрассе, на Викискладе?
- Женский протест на Розенштрассе в нацистском Берлине, Натан Штольцфус
- Сопротивление берлинских женщин против Геббельса (немецкий язык)
- Энциклопедия еврейских страданий , Рецензия на книгу « Евреи в нацистском Берлине: от Хрустальной ночи к освобождению». Под редакцией Беате Мейер, Германа Саймона и Ханы Шютц, Издательство Чикагского университета. Рецензия на книгу Александра Звиелли, «Джерузалем Пост» , 9 апреля 2010 г. «Захватывающий портрет военного Берлина раскрывает позор, унижение и разрушения, постигшие евреев города».
- Rosenstrasse: A Story of Love and Survival , ролевая игра Unruly Designs от Мойры Тёркингтон и Джессики Хаммер , в которой исследуется медленное разрушение гражданских свобод для семей, назначенных евреями, в 1933-1943 годах, а также сам протест.
- «Розенштрассе» — фильм 2003 года о протесте, снятый режиссёром Маргарет фон Тротта , с Марией Шрейдер и Катей Риман в главных ролях .
52 ° 31'18,5 "с.ш. 13 ° 24'16" в.д. / 52,521806 ° с.ш. 13,40444 ° в.д.