Хрустальная ночь в Лейпциге
В Лейпциге, как и в других городах Германии, евреи и еврейские учреждения пострадали от нападений во время событий под названием «Хрустальная ночь» с 9 по 10 ноября 1938 года. «Хрустальная ночь» получила свое название из-за разбитых стекол разрушенных синагог, принадлежащих евреям магазинов, Дома, школы и принадлежащие евреям артефакты. [1] Насилие и разрушения осуществлялись членами Sturmabteilung (SA) , Schutzstaffel (SS) , гестапо , а также немецкими гражданскими лицами. [1] [2] Немецкие и нацистские чиновники, а также обычные гражданские лица наблюдали, как еврейская собственность в Лейпциге обратилась в пепел. Погром затронул еврейских мужчин , женщин и детей в Лейпциге и других частях Германии. В Лейпциге проживало больше евреев иностранного происхождения, чем в большинстве городов Германии, и это ухудшало условия жизни лейпцигских евреев. Из-за этого суровые условия по отношению к евреям в Лейпциге начались раньше, чем «Хрустальная ночь», и сделали «Хрустальную ночь» особенно вредной. [3] Хрустальная ночь разрушила большую часть еврейской жизни в Лейпциге. События Хрустальной ночи в Лейпциге описал консул США Дэвид Х. Буффум , который сообщил об увиденном в Государственный департамент и опубликовал свой 16-страничный отчет « Антисемитский натиск в Германии глазами из Лейпцига» вскоре после событий. Пятистраничный отрывок из его доклада был опубликован в документах Нюрнбергского процесса и впоследствии подробно цитировался в нескольких англоязычных сборниках источников по истории Германии. [4] [5]
Уничтожение огнем
[ редактировать ]Ранним утром 9 ноября 1938 года крейсляйтер нацистской партии Эрнст Веттенгель приказал Лейпцигской СА спровоцировать погром по приказу нацистской национальной партии. [3] К 3:51 того же дня члены СА, одетые в обычную одежду, подожгли синагогу Gemeinde в городе Готшедштрассе . [3]
Еще утром синагога Эз-Хаим , универмаг Бамбергер и Герц, универмаг Ури, Höhere Israelitische Schule и часовня на еврейском кладбище были осквернены пламенем. [2] [6] Пожарная служба Лейпцига назвала причины всех пожаров «неизвестными» и попыталась предотвратить распространение пожаров только для защиты собственности нееврейского происхождения. [7] Нацистские чиновники приказали пожарным и полиции заниматься только защитой собственности неевреев. [3] [6]
Во второй половине дня были совершены нападения на два еврейских кафе, но никто не пострадал, поскольку о них сообщили распространяющиеся слухи. [2]
Ночью были подожжены здания на земле нового еврейского кладбища на Деличшер Ландштрассе. [7] Три синагоги в Лейпциге пострадали от зажигательных бомб. Все священные артефакты и записи были осквернены и во многих случаях выброшены на улицу для сожжения. Жилые помещения были полностью разрушены, а большой и малый залы кладбища сожжены. [2] Черное пламя было одной из самых больших достопримечательностей озадаченной толпы в Лейпциге. [8] Хотя материальные потери были значительными, они были вторыми после уничтожения имущества.
Многие евреи были вынуждены устранять ущерб от сгоревших зданий. [2]
Уничтожение вручную
[ редактировать ]Участники погрома сотнями разбивали витрины еврейских магазинов. [10] Еврейские дома и синагоги также разрушались в поисках ценностей, и поэтому нацисты могли получить удовольствие от разрушения дома еврея. Налетчики синагог забрали папки и свитки, серебряные щиты Торы, а также несколько колоколов и монет. [7] Семьи сообщили о потере драгоценностей, серебра, украшений, мебели и денег из своих домов. [11] В одном из еврейских кварталов Лейпцига восемнадцатилетнего мальчика выбросили из собственной трехэтажной квартиры. Он приземлился на улице, наполненной горящей мебелью из его квартир и квартир соседей, и у него сломались обе ноги. Собаку еврейской семьи также выбросили из четырехэтажной квартиры и сломали ей позвоночник. [11] Нацистские офицеры извлекли десять трупов на еврейском кладбище в Деличшере и оставили их непогребенными, арестовав могильщиков и служителей кладбища. [8] В первую ночь Хрустальной ночи были разрушены 193 предприятия, 34 частных дома, 3 синагоги, 4 небольших храма, кладбищенская часовня и дом престарелых Ариовичей. [7] Ущерб Лейпцигу обошелся в несколько миллионов марок. [11]
Аресты
[ редактировать ]Нацистская пропаганда и антисемитские действия стали гораздо более частыми и жестокими во время и после «Хрустальной ночи». [12]
Аресты были обычным явлением. Они начались рано утром девятого числа. [2] Аресты производились сотрудниками гестапо и/или криминальной полиции . [2] Эти группы сотрудничали с СА и СС, но толпы неевреев в Лейпциге также вытаскивали мужчин-евреев из домов и доставляли их в полицию. [2] Мятежники разбивались на небольшие группы и маршировали по кварталам, стуча в двери еврейских домов с криками « Juden heraus! » («Уходите отсюда, евреи!») и « Raus ihr Judenschwein! » («Вон, еврейские свиньи!»). !"). [7] Они ломали многие двери домов и вытаскивали евреев, если они не выполняли приказы незамедлительно. Затем они продолжили издевательства над евреями на улицах. Делали это очень рано утром или поздно вечером в течение обоих дней Хрустальной ночи.
Трое арийских профессоров Йенского университета были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря за то, что выразили неодобрение происходящим событиям. [11]
Немецкие евреи в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет, а также евреи-мужчины без гражданства были отправлены в концентрационные лагеря в Германии. Таких арестов было несколько тысяч. [10]
Пытка
[ редактировать ]Из первых арестованных в тот день людей некоторые были доставлены в судебную тюрьму, а некоторые - в местный приют для бездомных. [2] Лейтенант работ пытал обитателей приюта для бездомных. [2] Их заставили все время стоять и устроили в зале длинную полосу препятствий. Даже арестованных пожилых мужчин заставляли участвовать, но у тех, кто, очевидно, не смог пройти курс, была другая задача. Им было приказано встать в круг и спеть колыбельную вроде: «Знаешь ли ты, сколько здесь звезд?». [2] Мужчин словесно оскорбляли и называли сутенерами, мошенниками, талмудом, мошенниками и другими. [13] Эсэсовцы пытались подшутить и поговорить с заключенными, и каждый молчаливый ответ заключенного приводил к ударам прикладом винтовки. Почти все заключенные истекали кровью. [13] Другим, арестованным в Лейпциге во время «Хрустальной ночи», эсэсовцы прикажут пройти в изогнутый туннель тюрьмы и выстроиться в очередь, а затем эсэсовцы прикажут провести военные учения; и все это время их избивали, оскорбляли и бросали в спину бритвы. [13] В районе зоопарка Лейпцига людей преследовали до Парты и заставляли зайти в воду. [2] Заключенные были плотно сбиты в реке. Некоторым из этих заключенных разрешили вернуться в свои дома позже в тот же день, но большинство было переведено в концентрационный лагерь. Другую группу заключенных заставили четырнадцать часов идти в концлагерь по тропе без еды. [13] Когда они добрались до лагеря, условия были ужасными. Вода была непригодна для питья. Для воды была построена импровизированная река, но пить из нее могли только умирающие или психически больные. [13] В концентрационных лагерях эсэсовцы устроили надворную постройку, но это была просто яма с парой решеток над ней. Несколько человек утонули в туалетах, упав туда или будучи толкнутыми членами СС. [13] В концентрационном лагере Бухенвальд находилось 12 тысяч человек из разных районов Германии, арестованных в первый день Хрустальной ночи. Тысяча из этих заключенных были из Лейпцига. В группе, как сообщается, было 250 заключенных, 26 во время Хрустальной ночи, 17 из-за холода. [13]
Женщины и дети
[ редактировать ]Во время «Хрустальной ночи» в Лейпциге женщины и дети не подвергались арестам, как евреи призывного возраста, но они были затронуты. Охранники СС и нацистские штурмовики совершали набеги на еврейские дома и жестоко обращались с присутствовавшими женщинами и детьми. [1] В городе Ойтрич в Лейпциге женщин первыми забрали из домов в первый день Хрустальной ночи. Позже они воссоединились с мужчинами на городской площади. У них отобрали вещи, но отпустили позже в тот же день. [2] Многие женщины и дети были депортированы из Лейпцига. Многие дети младшего возраста умерли от холода и плохого питания во время транспортировки. [14]
Последствия
[ редактировать ]Сообщение от 10 ноября 1938 г.
[ редактировать ]Последствия «Хрустальной ночи» сохранились и после 10 ноября. Продолжались аресты немецких евреев-мужчин в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет и евреев-мужчин без гражданства. [15] Многие евреи полностью покинули Лейпциг. Те, кто остался, столкнулись со многими проблемами. Поскольку их дома были разрушены, многие были вынуждены искать новое место для жизни. Мужчин продолжали арестовывать, и, чтобы избежать преследований, семьи разделялись и жили отдельно с друзьями и соседями нееврейского происхождения. [15] Многие евреи были уволены с работы в «арийских» учреждениях, а с разрушением такого количества еврейских учреждений стало чрезвычайно трудно найти работу. Особенно остро эта проблема стояла для еврейских мужчин, которые не могли найти тех же возможностей, которые еще доступны женщинам. Например, женщины по-прежнему могли найти работу учителями в еврейских школах, социальными работниками, медсестрами и канцелярскими работниками в еврейских общинах и гетто. [15]
Возрождение
[ редактировать ]Хотя после Второй мировой войны в Лейпциге произошло скромное еврейское культурное возрождение, еврейская община там так и не обрела свою жизненную силу, существовавшую до «Хрустальной ночи».
Библиография
[ редактировать ]- Каплан, Мэрион А. Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Издательство Оксфордского университета, 1998. стр. 122–126.
- Ноукс, Джереми. Документы о нацизме, 1919-1945 гг . Jonathan Cape Ltd, 1974. стр. 473–475.
- Уиллингем II, Роберт Аллен. Евреи в Лейпциге: национальность и община в ХХ веке. Техасский университет в Остине, 2005. стр. 97–115.
- Йон Гуннар Мёлстре Симонсен. Идеальные мишени — антисемитизм и восточные евреи в Лейпциге, 1919–1923 гг . Ежегодник Института Лео Бека 51, 2006. стр. 81.
- Венская библиотека: Погром - ноябрь 1938 года: Свидетельства «Хрустальной ночи»: Обзор . Показания: Б.30, Б.193, Б.326.
- Рейсс, Эльза. Отчет 1938 года о Хрустальной ночи . Институт Лео Бека, 1986 г.
- Кац, Дэвид. В память о моих родителях. Освенцима, посвященного Холокосту 1942 года Информационный центр для учителей
- Рабинбах, Энсон и Гилман, Сандер Л. Справочник по Третьему Рейху. Беркли. Калифорнийский университет Press, 2013. стр. 96, 231–233.
- Гилберт, Мартин. Хрустальная ночь: прелюдия к разрушению . Первое издание Harper Perennial, 2007 г.
- Фицджеральд, Стефани. Хрустальная ночь, ночь разбитого стекла: разжигание нацистской войны против евреев. Книги по компасу, 2008 г.
- Стейнвайс, Алан Э. Хрустальная ночь 1938 года. Издательство Гарвардского университета, 2009 год.
- Яффе, Майя. Хрустальная ночь . Baltimore Jewish Times, 8 ноября 2013 г., стр. 20–23.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кац, Дэвид. «ПАМЯТИ ЛЮБИМЫХ РОДИТЕЛЕЙ» . Ресурсный центр для учителей Холокоста . Архивировано из оригинала 24 февраля 2018 г. Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Погром: ноябрь 1938 года. Свидетельства «Хрустальной ночи»: Б.326» . Винерская библиотека . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уиллингем II, Роберт (2011). Евреи в Лейпциге, Германия, при нацизме, коммунизме и демократии: политика и идентичность в 20 веке . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . п. 104. ИСБН 978-0773415140 .
- ^ Соединенные Штаты., Канцелярия главного юрисконсульта по преследованию преступников стран Оси (1946 год). Нюрнбергский международный военный процесс: нацистский заговор и агрессия . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. Том. 7, стр. 1037–1041.
- ^ Герсон, Джеки (март 2019 г.). «Биография неизвестна: хорошо цитируемый отчет Дэвида Баффума о Хрустальной ночи» . Проект UCSB «Очерки по истории Германии» Страница : 1–8. Архивировано из оригинала 26 марта 2019 г. Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уиллингем II, Роберт (2011). Евреи в Лейпциге, Германия, при нацизме, коммунизме и демократии: политика и идентичность в 20 веке . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . п. 105. ИСБН 978-0773415140 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллингем II, Роберт (2011). Евреи в Лейпциге, Германия, при нацизме, коммунизме и демократии: политика и идентичность в 20 веке . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс . п. 106. ИСБН 978-0773415140 .
- ^ Jump up to: а б Ноукс, Джереми (1974). Документы о нацизме, 1919-1945 гг . Нью-Йорк: Викинг Пресс. п. 475. ИСБН 0670275840 .
- ^ «Хрустальная ночь» . www.ushmm.org . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ноукс, Джереми (1974). Документы о нацизме, 1919-1945 гг . Нью-Йорк: Викинг Пресс. п. 473. ИСБН 0670275840 .
- ^ Jump up to: а б с д Ноукс, Джереми (1974). Документы о нацизме . Нью-Йорк: Викинг Пресс. п. 474. ИСБН 0670275840 .
- ^ Каплан, Мэрион А. (1998). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 122 . ISBN 0195130928 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиллер, Вилли. «Погром: ноябрь 1938 года. Свидетельства «Хрустальной ночи»: Б. 193» . Винерская библиотека . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 г.
- ^ Краков. «Погром: ноябрь 1938 года. Свидетельства «Хрустальной ночи»: Б. 30» . Винерская библиотека . Архивировано из оригинала 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Каплан, Мэрион А. (1998). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 126 . ISBN 0195130928 .