Имперское министерство народного просвещения и пропаганды
Имперское министерство народного просвещения и пропаганды ( нем .) | |
Министр пропаганды Йозеф Геббельс в 1942 году. | |
Обзор министерства | |
---|---|
Сформированный | 14 марта 1933 г. |
Растворенный | 2 мая 1945 г. [ 1 ] |
Юрисдикция | Правительство нацистской Германии |
Штаб-квартира | Орденспалес Вильгельмплац 8/9, Берлин - Митте 52 ° 30'45 "N 13 ° 23'1" E / 52,51250 ° N 13,38361 ° E |
Сотрудники | 2,000 (1939) |
Годовой бюджет | 14 миллионов ℛℳ (1933) (65 миллионов евро в 2021 году) 187 миллионов ℛℳ (1941) (803 миллиона евро в 2021 году) |
Ответственные министры | |
Дочерние агентства |
Имперское министерство общественного просвещения и пропаганды ( Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda , RMVP ), также известное просто как Министерство пропаганды ( Propagandaministerium ), контролировало содержание прессы, литературы, изобразительного искусства, кино, театра, музыки и радио в Нацистская Германия .
Министерство было создано как центральное учреждение нацистской пропаганды вскоре после захвата партии власти в стране в январе 1933 года. В кабинете Гитлера его возглавил министр пропаганды Йозеф Геббельс , который через свою министерство и Имперская палата культуры ( Reichskulturkammer ), созданная осенью 1933 года.
Создание и функции
[ редактировать ]Вскоре после выборов в Рейхстаг в марте 1933 года Адольф Гитлер представил своему кабинету министров проект резолюции о создании министерства. Несмотря на скептицизм некоторых министров, не являвшихся национал-социалистами, Гитлер добился принятия резолюции. [ 2 ] 13 марта 1933 года рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург издал указ о создании Имперского министерства общественного просвещения и пропаганды (RMVP). [ 3 ] В то время немецкое слово «Пропаганда» имело нейтральное значение. Говоря сегодняшними терминами, можно понимать, что это министерство имело название, которое примерно означало «министерство культуры, средств массовой информации и связей с общественностью». [ 4 ]
XVIII века Министерство переехало в здание Ordenspalais напротив рейхсканцелярии в Берлине. [ 5 ] затем использовался Управлением объединенной прессы правительства Рейха ( Vereinigten Presseabteilung der Reichsregierung ). Он отвечал за координацию официальных пресс-релизов Веймарской республики, но к тому времени был включен в состав нацистского государства. 25 марта 1933 года Геббельс объяснил директорам радиовещательных компаний будущую функцию Министерства пропаганды:
«Министерство имеет задачу провести интеллектуальную мобилизацию в Германии. В области духа оно, таким образом, то же самое, что и Министерство обороны в области безопасности. [...] Духовная мобилизация [является] столь же необходимой , возможно, даже более необходимо, чем дать людям возможность материально защитить себя». [ 6 ]
Министерство было создано специально для Йозефа Геббельса , который был руководителем имперской пропаганды нацистской партии с апреля 1930 года. Декретом от 30 июня 1933 года многочисленные функции других министерств были переданы в ведение нового министерства. Роль нового министерства заключалась в централизации нацистского контроля над всеми аспектами немецкой культурной, средств массовой информации и интеллектуальной жизни страны. [ 5 ] [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]RMVP неуклонно рос. Все началось в 1933 году с пятью отделами и 350 сотрудниками. В первом плане распределения обязанностей от 1 октября 1933 года было перечислено семь отделов: администрации и права (I), пропаганды (II), радиовещания (III), прессы (IV), кино (V), театра, музыки и искусства (VI). ) и Безопасность (VII, с подзаголовком «Защита от лжи внутри страны и за рубежом»). [ 8 ] [ 2 ] К 1939 году в 17 отделах работало 2000 сотрудников. С 1933 по 1941 год бюджет РМВП увеличился с 14 до 187 миллионов рейхсмарок. Рейхсминистр Геббельс в конечном итоге отвечал за трех государственных секретарей и возглавляемые ими департаменты:
- Статс-секретарь I - Вальтер Функ (1933–1937), Отто Дитрих (1937–1945): немецкая пресса, зарубежная пресса, периодическая пресса.
- Государственный секретарь II - Карл Ханке (1937–1940), Леопольд Гуттерер (1941–1944), Вернер Науман (1944–1945): бюджет, закон, пропаганда, радиовещание, кино, персонал, национальная оборона, иностранные дела, театр, музыка, Литература, Изобразительное искусство
- Государственный секретарь III – Герман Эссер (1935–1945): Туризм.
Киноотдел
[ редактировать ]С созданием Департамента V (кино) Министерство пропаганды стало важнейшим органом немецкой киноиндустрии наряду с Имперской палатой культуры и Имперской кинопалатой . Первоначально после основания RMVP в формальной структуре немецкой киноцензуры мало что изменилось. Отделения инспекции и проверки, существовавшие с 1920 года (в частности, центральное управление кинопросмотра), были включены в состав Департамента кино RMVP, который возглавлял статс-секретарь ( министериалрат ) Эрнст Зегер, который возглавлял Имперское управление кинематографии Веймарской республики в министерстве. министр внутренних дел с 1919 года. Фриц Хипплер , режиссер антисемитского нацистского пропагандистского фильма 1940 года «Вечный еврей» , последовал за ним в 1939 году, а затем в апреле 1944 года за ним последовал Ганс Хинкель.
В состав кафедры входило пять отделов: кино и кинематографического права, киноиндустрии, кино за рубежом, кинохроники и кинодраматургии. В 1938 году в качестве дополнительного факультета была добавлена Немецкая киноакадемия в Бабельсберге , первый государственный немецкий учебный центр для кинохудожников. Руководитель киноотдела также взял на себя ответственность за производство некоторых полнометражных документальных фильмов и курировал киножурнал Deutsche Wochenschau ( Немецкое еженедельное обозрение ). Он руководил завершением кинохроники и следил за тем, чтобы ее выгодно размещали в программах кино.
Влияние на прессу, кино и радиовещание
[ редактировать ]Пресс-конференции Рейха
[ редактировать ]Главным инструментом контроля над прессой была пресс-конференция Рейха. Один проводился ежедневно в RMVP с 1 июля 1933 года; количество пресс-релизов, выпущенных в период с 1933 по 1945 год, составляет от 80 000 до 100 000. Отдельные представители прессы часто получали очень подробные инструкции относительно того, какие отчеты следует публиковать и в какой форме. Указания касались всех частей репортажа, а иногда касались довольно банальных событий. Запреты и явные языковые правила поначалу издавались редко, чтобы избежать полного единообразия в содержании ежедневной прессы. Вместо этого контроль RMVP над прессой был основан на принципе косвенной предварительной цензуры и прямой цензуры после публикации. После рассмотрения соответствующих статей министерство либо похвалило, либо порицало.
Участники пресс-конференции рейха были обязаны уничтожить данные им инструкции после их выполнения. Газеты, не имевшие корреспондентов в Берлине, получили письменное указание как «Конфиденциальная информация». Deutsche Allgemeine Zeitung , Berliner Tageblatt и Frankfurter Zeitung несут ответственность за наибольшее количество нарушений диктата RMVP. Журналист Вальтер Швердтфегер был заключен в тюрьму за государственную измену до 1945 года за то, что передал инструкции РМВП иностранной прессе. Сотрудники Frankfurter Zeitung и редакции национальных ежедневных газет, тем не менее, воспротивились этому приказу и спрятали свои записи. Некоторые из них до сих пор хранятся в Федеральных архивах Германии.
Были дополнительные пресс-конференции по другим темам, таким как культура и бизнес. Пресс-конференции для корреспондентов иностранной прессы после марта 1938 года проводились два раза в день РМВП и один раз в день министерством иностранных дел.
Цензура фильмов
[ редактировать ]9 февраля 1934 года в своей речи перед Профессиональной киногруппой Рейха ( Reichsfachschaft Film ) Геббельс назвал кино «одним из самых современных и далеко идущих средств воздействия на массы». [ 9 ]
Глава киноотдела, как и сам Геббельс, мог предлагать идеи и темы, заказывать сценарии и всеми доступными ему средствами поддерживать фильмы, которые служили, например, военным или внешнеполитическим интересам. Он и Геббельс также имели право исправлять «ошибки вкуса» и «художественные ошибки» и вообще остановить непопулярные кинопроекты. После пересмотра Закона Рейха о кино в 1934 году «нарушение национал-социалистических, моральных или художественных чувств» было включено в качестве причины для запрета. Каждый кинопроект должен был быть одобрен до начала съемок, после того как кинодраматург Рейха . сценарий проверял [ нужна ссылка ]
Немецкая кинохроника
[ редактировать ]Отдел кино RMVP также отвечал за Deutsche Wochenschau ( Немецкое еженедельное обозрение ), которое к 1940 году начало превосходить прессу по своему влиянию на общественное сознание. Более 300 кинорепортеров, некоторые из них были членами так называемых пропагандистских компаний, были задействованы по поручению Верховного командования Вермахта в армии, флоте и военно-воздушных силах, а также в Ваффен-СС . Их материал был централизованно отредактирован и положен на музыку RMVP. Помимо репортажей о войне, «Вохеншау» в пропагандистской манере представлял текущие политические и культурные события.
Тщательно поставленные кинорепортажи были хорошо приняты кинозрителями и имели значительный пропагандистский эффект. В 1942 году «Вохеншау» был показан почти во всех кинотеатрах Германии как 20-минутный сборник различных репортажей о фильмах перед основным фильмом и собрал 20 миллионов кинозрителей в неделю.
Радио
[ редактировать ]Декретом от 30 июня 1933 года региональные радиовещательные корпорации были насильственно скоординированы и включены в состав Имперской радиовещательной корпорации , подчинявшейся РМВП. По инициативе Геббельса 1 января 1939 года оно было переименовано в Великое немецкое радиовещание ( Großdeutscher Rundfunk ). С июня 1940 года оно транслировало единую программу для Рейха. [ 10 ]
Перекрывающиеся сферы ответственности
[ редактировать ]Многочисленные задачи Министерства пропаганды пересекались с юрисдикцией других организаций, которые были связаны между собой сложной сетью кадров и также частично находились под руководством Геббельса. Как профессиональная организация, Имперская палата культуры контролировала и контролировала творческих работников театра, радио, кино и прессы. На уровне нацистской партии существовало три лидера рейха с юрисдикцией СМИ, чьи сферы ответственности пересекались: лидер пропаганды рейха Йозеф Геббельс, руководитель прессы рейха Макс Аманн и руководитель прессы рейха Отто Дитрих . Последний, будучи вице-президентом Имперской палаты печати, в свою очередь был подчинен Геббельсу в роли президента Имперской палаты культуры. Из-за борьбы за власть, личной вражды и взаимной зависимости различные ведомства иногда издавали противоречивые директивы. За проведение летних Олимпийских игр 1936 года прямая ответственность лежала на Министерстве внутренних дел Рейха, отвечавшем за спорт. Однако, поскольку Геббельс встретился с председателем оргкомитета Теодор Левальд через три дня после вступления в должность достиг далеко идущих соглашений с ним и смог принять участие на всех уровнях. В фильме «Олимпия» Лени Рифеншталь все еще можно увидеть силу пропаганды. [ 11 ]
Острые споры возникли по поводу ответственности за зарубежную пропаганду, на общую компетенцию которой претендовало министерство иностранных дел Рейха. [ 12 ] Например, влияние на внутреннюю итальянскую отчетность оставалось полностью в руках министерства иностранных дел, поскольку в отношениях с партнером Германии по оси Оси требовался дипломатический такт. Поскольку правила и запреты были неуместны, когда они были направлены против суверенного государства, министерство иностранных дел вместо этого наводнило итальянское министерство пропаганды готовыми новостями со всего мира - новостями, которые были более подробными и актуальными, чем материалы итальянских корреспондентов. и поэтому его часто освещали в газетах и на радио. [ 13 ] Хотя директива Гитлера от 8 сентября 1939 г. четко установила ведущую роль министерства иностранных дел во внешней пропаганде, [ 12 ] Геббельс и его министерство продолжали вмешиваться в ситуацию в этом районе до конца войны.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Секретный Четвертый Рейх — Заговор Круга Науманна» . Ютуб . Марк Фелтон Продакшнс . 18 марта 2024 г. Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бенц, Вольфганг (2012). Справочник по антисемитизму. Том 5: Организации, учреждения, движения [ Справочник по антисемитизму. Том 5: Организации, учреждения, движения ] (на немецком языке). Берлин: Де Грюйтер. п. 525. ИСБН 978-3598240782 .
- ^ «Декрет об учреждении имперского министерства народного просвещения и пропаганды от 13 марта 1933 года ». Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Хейбер, Гельмут (1965). Йозеф Геббельс (на немецком языке). Западный Берлин: Коллоквиум. стр. 127 ISBN . 978-3423002714 .
- ^ Перейти обратно: а б Лонгерих, 2015 , стр. 212–213.
- ^ Сивоттек, Ютта (1976). Мобилизация для тотальной войны. Пропагандистская подготовка немецкого населения ко Второй мировой войне [ Мобилизация для тотальной войны. Пропагандистская подготовка немецкого населения ко Второй мировой войне ] (на немецком языке). Висбаден: Издательство социальных наук VS. п. 23. ISBN 978-3531050638 .
- ^ Манвелл и Френкель 2010 , стр. 140–141.
- ^ Мюленфельд, Даниэль (2006). «От комиссариата к министерству. К истории основания имперского министерства народного просвещения и пропаганды» [От комиссариата к министерству. К истории основания имперского министерства народного просвещения и пропаганды. В Хахтманне, Рюдигере; Милый, Винфрид (ред.). Гитлеровские комиссары (на немецком языке). Геттинген: Вальштайн Геттинген. п. 82. ИСБН 978-3-8353-0086-6 .
- ^ Скриба, Арнульф (13 августа 2015 г.). «НС Искусство и культура; Бытовая и зрелищная культура» [НС Искусство и культура; Бытовая и развлекательная культура. Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Фриче, Ганс (10 сентября 2014 г.). «Радио в Total War» ( PDF) (на немецком языке). Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2014 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Крюгер, Арнд (1998). «Министерство народного просвещения и пропаганды и нацистская Олимпиада 1936 года». В Барни, РК; Вамсли, КБ (ред.). Глобальная и культурная критика: проблематизация Олимпийских игр. (4-й Международный симпозиум олимпийских исследований) . Лондон, Онтарио: Университет Западного Онтарио. стр. 33–48. ISBN 9780771421181 .
- ^ Перейти обратно: а б Лонгерих, Питер (1987). Пропагандисты на войне. Пресс-отдел министерства иностранных дел при Риббентропе [ Пропагандисты на войне. Отдел печати министерства иностранных дел при Риббентропе ] (на немецком языке). Мюнхен: Вальтер де Грюйтер. стр. 126–148. ISBN 9783486541113 .
- ^ Король, Мальте (2007). Кооперация как борьба за власть. Фашистский альянс стран Оси Берлин-Рим в войне 1940/41 года [ Сотрудничество как борьба за власть. Альянс фашистской оси Берлин-Рим в войне 1940/41 года (на немецком языке). Кельн: SH-Verlag. стр. 149–176. ISBN 978-3894981754 .
Библиография
[ редактировать ]- Лонгерих, Питер (2015). Геббельс: Биография . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 978-1400067510 .
- Мэнвелл, Роджер ; Френкель, Генрих (2010) [1960]. Доктор Геббельс: его жизнь и смерть . Нью-Йорк : Скайхорс. ISBN 978-1-61608-029-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кершоу, Ян (2008). Гитлер: Биография . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-06757-6 .
- Маккензи, Александр Джонстон (1938). Пропагандистский бум . Лондон: Джон Гиффорд.