Фриц Тодт
Фриц Тодт | |
---|---|
![]() Тодт в 1940 году | |
Рейхсминистр вооружений и боеприпасов | |
В офисе 17 марта 1940 г. - 8 февраля 1942 г. | |
Лидер | Адольф Гитлер ( лидер ) |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Альберт Шпеер |
Генеральный инспектор по водным ресурсам и энергетике | |
В офисе 29 июля 1941 г. - 8 февраля 1942 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Альберт Шпеер |
Генеральный полномочный представитель по регулированию строительной индустрии | |
В офисе 9 декабря 1938 г. - 8 февраля 1942 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Альберт Шпеер |
Глава организации Тодт | |
В офисе Май 1938 г. - 8 февраля 1942 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Альберт Шпеер |
Генеральный инспектор немецких дорог | |
В офисе 5 июля 1933 г. - 8 февраля 1942 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Альберт Шпеер |
Личные данные | |
Рожденный | Пфорцхайм , Великое герцогство Баден , Германская империя (в современном Баден-Вюртемберге , Германия) | 4 сентября 1891 г.
Умер | 8 февраля 1942 г. недалеко от Растенбурга , Восточная Пруссия , нацистская Германия. (современный Кентшин , Польша ) | (50 лет)
Место отдыха | Кладбище Инвалидов , Берлин. |
Политическая партия | нацистская партия |
Родители) | Эмиль Тодт (отец) Элиза Унтерекер (мать) |
Образование | Технический университет Мюнхена Технологический институт Карлсруэ |
Профессия | Инженер-строитель |
Известный | Руководитель организации Тодт |
Кабинет | Кабинет Гитлера |
Гражданские награды | Немецкий Орден |
Военная служба | |
Верность | ![]() ![]() |
Филиал/служба | ВВС ВВС |
Лет службы | 1914–1918 1939–1942 |
Классифицировать | Лейтенант запаса Генерал-майор ВВС (Почетный). СА — обергруппенфюрер |
Битвы/войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Военные награды | Железный Крест |
Фриц Тодт ( [fʁɪt͡s toːt] ; 4 сентября 1891 — 8 февраля 1942) — немецкий инженер-строитель и высокопоставленный деятель нацистской партии . Он был основателем Организации Тодта (OT), военно-инженерной организации, которая снабжала немецкую промышленность принудительным трудом , и занимал должность рейхсминистра по вооружению и боеприпасам в нацистской Германии в начале Второй мировой войны , руководя всей военной экономикой Германии во время войны. эта позиция.
Инженер по образованию, Тодт служил в Luftstreitkräfte во время Первой мировой войны и был награжден Железным крестом . Он вступил в нацистскую партию в 1922 году и в Sturmabteilung (SA) в 1931 году. Постоянно поднимаясь по служебной лестнице, Тодт стал генеральным инспектором немецких дорог после того, как Адольф Гитлер пришел к власти. В этом качестве он отвечал за строительство немецких автобанов . В 1938 году он основал Организацию Тодта и руководил крупномасштабными инженерными проектами, такими как Западный вал (Линия Зигфрида) и Атлантический вал . В 1940 году он был назначен рейхсминистром вооружения и военного производства. до 800 000 рабочих с оккупированных немцами территорий Во время Второй мировой войны Тодт широко использовал принудительный труд: на службе его организации работало .
Тодт погиб в феврале 1942 года недалеко от Растенбурга , когда его самолет разбился вскоре после взлета. его сменил На посту рейхсминистра и главы ОТ Альберт Шпеер .
Молодость образование и
Тодт родился в Пфорцхайме в Великом герцогстве Баден (ныне Баден-Вюртемберг ) в семье Эмиля Тодта (1861–1909) и его жены Элизы, урожденной Унтерекер (1868–1935). Его отец владел небольшой фабрикой по производству колец.
В 1910 году он пошел добровольцем на годичную военную службу. С 1911 по 1914 год Тодт изучал инженерное дело в Высшей технической школе Мюнхена и Карлсруэ , окончив . последний со степенью инженера-строителя [1]
Во время Первой мировой войны он служил сначала в пехоте, а затем в качестве передового разведчика- наблюдателя в Luftstreitkräfte (ВВС Германии – DLSK), за что получил Железный крест . После войны он возобновил учебу и окончил ее в 1920 году. [1]
Карьера [ править ]
В 1921 году он сначала работал на гидроэлектростанциях в компании Grün & Bilfinger AG , Мангейм, а в том же году — в строительной компании Sager & Woerner , где работал до 1933 года. [1] В январе 1922 года он вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП) или нацистскую партию. В 1931 году он вступил в Sturmabteilung (SA), которым тогда командовал Эрнст Рем . Он неуклонно поднимался по служебной лестнице, получив звание обергруппенфюрера СА в сентябре 1938 года. В 1932 году Тодт защитил диссертацию в Высшей технической школе Мюнхена «Источники дефектов при строительстве асфальтированных и асфальтированных дорожных покрытий» и стал доктором технических наук. Инженерное дело ( доктор технических наук ). [1]

5 июля 1933 года, через пять месяцев после того, как Адольф Гитлер стал рейхсканцлером , Тодт был назначен генеральным инспектором немецких дорог . В ноябре этому государственному органу был повышен статус «Верховного органа Рейха» вне иерархии министерств Рейха; Тодт подчинялся непосредственно Гитлеру. [2] Алан С. Милвард охарактеризовал эту фазу следующим образом:«Его личные взгляды на вопросы бизнеса и, что более важно, успех проекта автострады удерживали Тодта в ближайшем окружении фюрера. борьба за власть, на долгое время спасла его от противников наиболее важных партийных лидеров». [3] : 44 Ему была поставлена задача организовать новую строительную компанию для автострад ( Reichsautobahnen ). [4] Он редактировал журнал Die Strasse , который был изданием его агентства с 1934 по 1942 год. [5] За свою работу на автобанах Тодт был отмечен Гитлером Национальной премией Германии в области искусства и науки , наряду с Эрнстом Хейнкелем , Фердинандом Порше и Вилли Мессершмиттом . [1] Гитлер вручил эту награду в 1937 году, задуманную как замену Нобелевской премии , которую Гитлер запретил немцам получать начиная с 1936 года. [ нужна ссылка ]
В декабре 1936 года он стал директором Главного инженерного управления Национального управления НСДАП , а в декабре 1938 года — уполномоченным по регулированию генеральным строительной отрасли) в четырёхлетнем плане . [6] В начале Второй мировой войны в Европе ему также было присвоено звание майора Люфтваффе генерал - . [1] В мае 1938 года он инициировал Организацию Тодта (ОТ), объединив государственные фирмы, частные компании и Reichsarbeitsdienst (Рейхскую службу труда). [1] ОТ использовала до 800 000 подневольных рабочих ( Zwangsarbeiter ) из стран, оккупированных Германией во время Второй мировой войны. [1] Тодт отвечал за строительство «Западной стены» ( обычно называют « линией Зигфрида в англоязычных странах ее ») для защиты территории Рейха .

17 марта 1940 года Тодт был назначен рейхсминистром по вооружению и боеприпасам, что означало, что он управлял всей военной экономикой. [1]
В октябре 1940 года Тодт сформировал колониальную рабочую группу, занимавшуюся строительством дорог в рамках подготовки к тому, что нацистские лидеры считали неминуемым возвращением африканских колоний Германии. Тодт хотел использовать империю фашистской Италии как модель для развития нацистской колониальной империи. [7]
После вторжения в Советский Союз в июне 1941 года Тодту было поручено руководить восстановлением там инфраструктуры. В конце июля 1941 года он был назначен Generalinspekteur für Wasser und Energie (генеральный инспектор по водным ресурсам и энергетике). В течение этого года он все больше отдалялся от командующих Вермахта , в частности от рейхсмаршала Германа Геринга , обербефельшабера Люфтваффе (главнокомандующего Люфтваффе ) . [1] После инспекционной поездки по Восточному фронту Тодт пожаловался Гитлеру, что без лучшего оборудования и снабжения для вооруженных сил было бы лучше закончить войну против Советского Союза . [1] Гитлер отверг такую оценку и продолжил наступление на Советы.
Смерть [ править ]
8 февраля 1942 года, вскоре после взлета с аэродрома Вольфшанце (« Волчье логово ») под Растенбургом , в Восточной Пруссии , самолет Тодта Heinkel He 111 разбился, и он погиб. [1] Похоронен на Кладбище инвалидов на Шарнхорст-штрассе в Берлине . Посмертно он стал первым кавалером вновь созданного Deutscher Orden (« Немецкого ордена »). [1] [8] [9]
Было высказано предположение, что Тодт стал жертвой убийства, организованного Гитлером, но это так и не было подтверждено. [10] [11] Возможным мотивом убийства Тодта было то, что он прилетел в Волчье логово, чтобы рекомендовать Гитлеру подать в суд на мир с Россией. Производственные показатели Тодта свидетельствовали о том, что немецкая экономика не была в состоянии поддержать поражение России, и к февралю стало очевидно, что план Гитлера по быстрому подчинению России посредством блицкрига не увенчался успехом. [12]
Преемником Тодта на посту рейхсминистра стал Альберт Шпеер , которому Гитлер наградил кольцо Орг.Тодта в мае 1943 года. Шпеер должен был находиться на одном уровне с Тодтом. В своей автобиографии Шпеер упомянул расследование авиакатастрофы, проведенное министерством авиации Рейха, которое, по его словам, закончилось фразой: «Возможность диверсии исключена. Поэтому дальнейшие меры не являются ни необходимыми, ни намеренными». Шпеер, который присутствовал при этом, но отказался лететь тем же рейсом, потому что накануне вечером его задержали допоздна во время разговора с Гитлером, [13] посчитал формулировку «любопытной». [14] : 279
Наследие [ править ]

8 февраля 1944 года, во вторую годовщину смерти Тодта, Гитлер наградил Доктора-Фрица-Тодта-Прейса почетным знаком нацистской партии за «новаторские достижения, которые имеют большое значение для народного сообщества из-за улучшения своего оружия, боеприпасов и военной техники, а также экономия труда, сырья и энергии». «Знак Почета» сопровождался материальной премией и удостоверением, вручался в виде медали из золота, серебра или стали. Золотая награда Почета была вручена Гитлером лично по предложению ответственного гауляйтера , по совместному предложению Роберта Лея , директора соответствующего Немецкого арбайтсфронта и лидеров НСДАП, а также директора «Главного управления технологий в НСДАП». ", Альберт Шпеер. [15]
Основные награды [ править ]
- 1918 года Железный крест
- 1937 Кольцо Вернера фон Сименса
- Национальная премия Германии 1938 года в области искусства и науки. [16]
- 1939 Большой крест ордена Короны Италии. [17]
- 1942 Немецкий орден
См. также [ править ]



- Экономика нацистской Германии
- Принудительный труд под властью Германии во время Второй мировой войны
- Нацистская архитектура
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Немецкий исторический музей Стефана Куна Фрица Тодта онлайн, 17 сентября 2015 г. (на немецком языке)
- ^ Центнер, Кристиан; Нуждающийся, Фридеманн (1997). Энциклопедия Третьего Рейха . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. п. 320. ИСБН 0-306-80793-9 .
- ^ Алан С. Милвард : Фриц Тодт в качестве министра вооружений и боеприпасов . В: Ежеквартальные выпуски современной истории 14, 1966, выпуск 1, с. 40-58).
- ^ Стивенсон, Чарльз (2006). Нормандские острова 1941–45: неприступная крепость Гитлера . Издательство Оспри. п. 16. ISBN 978-1-84176-921-9 .
- ^ Реестр Р. Варенкампа "Die Strasse". для Кассельского университета
- ^ Зентнер и Ниди 1997 , с. 958.
- ^ Бернхард, Патрик (11 октября 2013 г.). «Заимствования у Муссолини: колониальные устремления нацистской Германии в тени итальянского экспансионизма» . Журнал истории Империи и Содружества . 41 (4): 617–643. дои : 10.1080/03086534.2013.836358 . S2CID 159508872 . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Анголия, Джон (1978). За фюрера и Отечество: политические и гражданские награды Третьего рейха (1-е изд.). Издательство Р. Джеймса Бендера. п. 229. ИСБН 978-0912138169 .
- ^ Анголия, Джон (1978). За фюрера и Отечество: политические и гражданские награды Третьего рейха (1-е изд.). Издательство Р. Джеймса Бендера. п. 225. ИСБН 978-0912138169 .
- ^ Киркхэм, Джеймс Ф.; Леви, Шелдон Г.; Кротти, Уильям Дж. (1969). Убийства и политическое насилие . Том. 8. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная комиссия по причинам и предотвращению насилия . п. 493. ИСБН 0-87754-281-3 . OCLC 19993393 .
- ^ Тейлор, Блейн (16 декабря 2018 г.). «Таинственная смерть доктора Фрица Тодта, нацистского инженера» . Сеть истории войн . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Фолькер Ульрих (2020) [2018]. Гитлер: Падение: 1939-1945 гг . Кнопка. п. 233. ИСБН 978-1101874004 .
- ^ «Эта неделя в истории: нацистский чиновник погиб в авиакатастрофе» . Новости Дезерета . 12 февраля 2015 года . Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Автобиография Альберта Шпеера: воспоминания . Ульштейн, Берлин, 1969 г., ISBN 3-549-07184-1 .
- ^ Питер Кобланк. Лучшее из Кобланка . Постановление Геринга-Шпеера. Закон о изобретениях сотрудников в Третьем рейхе / Премия доктора Фрица Тодта. ЭВРИКА импульс 12/2012, с. 2.
- ↑ Тодт, Фриц, tracesofwar.com, STIWOT, дата обращения 14 июля 2017 г.
- ^ Немецкий строитель, 12 декабря 1939 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кронер, Бернхард Р. , Рольф-Дитер Мюллер и Ханс Умбрейт, ред. Германия и Вторая мировая война: Том 5: Организация и мобилизация немецкой сферы силы. Часть I: Военное управление, экономика и людские ресурсы, 1939–1941 Oxford University Press, (2000)
- Овери, Ричард Дж. (1988). «Мобилизация для тотальной войны в Германии 1939-1941 гг.». ". English Historical Review . 103 (408): 613–639. doi : 10.1093/ehr/CIII.CCCCVIII.613 . JSTOR 572694 .
- Тейлор, Блейн. Инженеры Гитлера: Фриц Тодт и Альберт Шпеер - главные строители Третьего рейха (Casemate Publishers, 2010)
- Буш, Андреас: История строительства автомагистралей в Германии до 1945 года . Кресло-камень, Бад-Лангенсальца, 2002 г., ISBN 3-936030-40-5 .
- Миллер, Майкл Д.; Шульц, Андреас (2017). Лидеры штурмовых отрядов . Том. 2. Солихалл, Англия: Helion & Company. ISBN 978-1-910777-84-8 .
- Шёнлебен, Эдуард : Фриц Тодт, человек, инженер, национал-социалист. Отчет о жизни и работе. Герхард Столлинг, Ольденбург, 1943 г.
- Шютц, Эрхард , Экхард Грубер: Миф Reichsautobahn . 2-е издание. Слева, Берлин 2000 г., ISBN 3-86153-117-8 .
- Франц В. Зайдлер : Фриц Тодт. Архитектор Третьего Рейха. Ульштайн, Франкфурт-на-Майне/Берлин, 1988 г., ISBN 3-548-33095-9,419 стр.
- Адам Туз : Экономика разрушения. История экономики при национал-социализме . Поселенцы, Мюнхен, 2006 г. (немецкий язык, 2007 г.), ISBN 978-3-88680-857-1 . Новое издание: Серия изданий Федерального агентства по гражданскому образованию . 663, ISBN 978-3-89331-822-3 . Опять: Пантеон, Мюнхен, 2008 г. ISBN 978-3-570-55056-4 .
Внешние ссылки [ править ]
- Посвящение Фрицу Тодту. Сюжет RG-60.3910, ID фильма: 2691 . Немецкая кинохроника февраля 1942 года (на немецком языке). Продолжительность 8:35 мин. Архив фильмов и видео Стивена Спилберга, USHMM . Похороны Фрица Тодта в 01:05:12.
- Вырезки из газет о Фрице Тодте в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- 1891 рождений
- 1942 смертей
- Люди из Пфорцхайма
- Люди из Великого герцогства Баден
- Немецкие архитекторы 20 века.
- немецкие инженеры-строители
- Персонал ВВС
- Офицеры штормового отдела
- Виновные в Холокосте
- Архитекторы нацистской партии
- Министры правительства нацистской Германии
- Представители нацистской партии
- Генерал-майоры Люфтваффе
- Захоронения на Кладбище Инвалидов
- Выпускники Мюнхенского технического университета
- Личный состав прусской армии
- Кавалеры Железного креста (1914 г.)
- Кавалеры немецкого ордена (награда)
- Инженеры из Баден-Вюртемберга
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1942 г.
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Польше
- Лауреаты Ринга Вернера фон Сименса
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Военная логистика нацистской Германии