Культурная жизнь Терезиенштадтского гетто
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( сентябрь 2017 г. ) |


Первоначально Терезиенштадт считался образцовой общиной для евреев среднего класса из Германии, Чехословакии и Австрии. Многие образованные евреи были обитателями Терезиенштадта. В целях пропаганды, призванной обмануть западных союзников, нацисты рекламировали лагерь из-за его богатой культурной жизни. На самом деле, по словам пережившего Холокост , «в ранний период вообще не было [музыкальных] инструментов, и культурная жизнь начала развиваться только... когда все управление Терезиенштадта было направлено в организованный курс». [ 1 ]
Община Терезиенштадта старалась обеспечить, чтобы все дети, прошедшие через лагерь, продолжали свое образование. Нацисты требовали, чтобы все лагерные дети старше определенного возраста работали, но считали работу на сцене работой. Заключенные получали образование детей под видом работы или культурной деятельности. Ежедневно проводились занятия и спортивные мероприятия. Община издавала журнал «Ведем» . Историю журнала изучил и рассказал итальянский писатель Маттео Коррадини в своей книге La repubblica delle Farfalle ( «Республика бабочек »). Сэр Бен Кингсли прочитал этот роман, выступая 27 января 2015 года во время церемонии, состоявшейся в Терезиенштадте по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста . [ нужна ссылка ]
Ильзе Вебер , известная чешско-еврейская поэтесса, писательница и детская музыкальная группа, содержалась в лагере с февраля 1942 года и работала ночной медсестрой в детском лазарете лагеря. Она вызвалась присоединиться к транспортировке детей в Освенцим в ноябре 1944 года, где она, ее сын Томми и все дети вместе с ней были убиты в газовых камерах сразу по прибытии. [ нужна ссылка ]
Дирижер Рафаэль Шехтер был среди тех, кто содержался в лагере, и он сформировал хор взрослых. Он поставил его в исполнении масштабного и сложного Реквиема Верди Джузеппе . Шехтер провел еще 15 представлений этого произведения, прежде чем его депортировали в Освенцим-Биркенау. [ 2 ]
Скрипач Юлиус Ствертка, бывший ведущий член Бостонского симфонического оркестра и соруководитель Венской филармонии , был убит в лагере 17 декабря 1942 года. [ нужна ссылка ]
Пианистка Алиса Герц-Зоммер (со своим сыном Рафаэлем Зоммером) дала 100 концертов, находясь в заключении в Терезиенштадте. Она и Эдит Штайнер-Краус, ее подруга и коллега, пережили лагерь, после войны эмигрировали в Израиль и стали профессорами музыки: Герц-Зоммер в Иерусалимской музыкальной академии , а Штайнер-Краус в Тель-Авивской академии музыки. Музыка (ныне Музыкальная школа Бухмана-Мехты ). [ 3 ]
Мартин Роман и Коко Шуман входили в состав джаз-бэнда Ghetto Swingers . Художник и учитель рисования Фридл Дикер-Брандейс создала классы рисования для детей в гетто, среди которых была Хана Брэйди («Чемодан Ханы»). [ нужна ссылка ] Они сделали более 4000 рисунков, которые она спрятала в двух чемоданах перед тем, как ее депортировали в Освенцим при окончательной ликвидации. Коллекция сохранилась от разрушения и была обнаружена спустя десятилетие. Большую часть этих рисунков сейчас можно увидеть в Еврейском музее в Праге , чей архив раздела Холокоста управляет Архивной коллекцией Терезина. Другие выставлены в Яд Вашем в Иерусалиме. Дети лагеря также писали рассказы и стихи. Некоторые из них были сохранены и позже опубликованы в сборнике под названием « Я никогда не видел другой бабочки» , название которого взято из стихотворения молодого чешского еврейского поэта Павла Фридмана . Он прибыл в Терезин 26 апреля 1942 года и позже был убит в Освенциме.
Художница Мальва Шалек (Мальвина Шалкова) была депортирована в Терезиенштадт в феврале 1942 года. Она написала более 100 рисунков и акварелей, изображающих жизнь в лагере. 18 мая 1944 года из-за отказа написать портрет врача-коллаборациониста ее депортировали в Освенцим, где и убили. [ 4 ]
Художник и архитектор Норберт Троллер создавал рисунки и акварели с изображением жизни внутри Терезиенштадта, которые затем контрабандой вывозились во внешний мир. Когда гестапо узнало об этом, он был арестован и депортирован в Освенцим, где был освобожден русскими в 1945 году. Его мемуары и два десятка его работ были опубликованы в 1991 году. [ 5 ]
Композитор Виктор Ульман был интернирован в сентябре 1942 года и убит в Освенциме в октябре 1944 года. Он написал около двадцати произведений в Терезиенштадте, в том числе одноактную оперу « Кайзер фон Атлантида» ( «Император Атлантиды или Отказ от смерти »). Его планировалось выступить в лагере, но нацисты отозвали разрешение, когда оно было на репетиции, вероятно, потому, что власти уловили его аллегорический смысл. Опера была впервые исполнена в 1975 году и полностью показана по телевидению BBC в Великобритании. Оно продолжает выполняться. [ нужна ссылка ]
Музыка, написанная сокамерниками, представлена в Terezín: The Music 1941–44 , наборе из двух компакт-дисков, выпущенном в 1991 году. [ 6 ] [ 7 ] В сборнике представлена музыка, написанная в основном в 1943 и 1944 годах Павлом Хаасом , Гидеоном Кляйном , Гансом Красой и Виктором Ульманном во время стажировки в Терезиенштадте. Хаас, Краса и Ульманн были убиты в концентрационном лагере Освенцим в 1944 году, а Кляйн был убит в Фюрстенгрубе в 1945 году. [ 8 ]
альбом Terezín – Theresienstadt выпустила В 2007 году шведская певица Анн Софи фон Оттер при содействии баритона Кристиана Герхера , пианистов и камерных музыкантов музыки, написанной в Терезиенштадте. В 2008 году Bridge Records выпустила концерт австрийского баритона Вольфганга Хольцмайра и американского пианиста Рассела Райана, в котором использовался другой набор песен.
Культура как выживание
[ редактировать ]Ученые интерпретировали акты культурного самовыражения через театр, музыку и искусство в Терезиенштадте как стратегию выживания депортированных туда депортированных. Гетто стало местом появления самых разных произведений искусства, использующих разные художественные средства, от лекций до рисунков, посвященных самым различным темам. [ 9 ] Поначалу культурная деятельность подавлялась нацистами, но когда в 1942 году функция гетто как модели стала яснее, эта деятельность была признана приемлемой. [ 10 ] Нацисты решили, что Терезиенштадт может служить уникальным местом для депортации представителей европейской культурной элиты. [ 11 ] В это время была создана Freizeitgestaltung (Ассоциация досуга), и нацисты разрешили культурную деятельность. Однако инструменты контрабандой ввозились в Терезиенштадт с 1941 года, и многие художники считали их одной из своих самых основных потребностей. [ 12 ] Дети в гетто выражали себя и свою реакцию на обстоятельства через рисунки на уроках, разрешенных нацистами. [ 10 ] С помощью этих средств люди пытались создать в гетто чувство надежды. [ 13 ]
В Терезиенштадте культурное производство процветало гораздо больше, чем в Протекторате . Искусство в гетто претерпело радикальное развитие, поскольку оно позволяло изображать и репрезентировать истинную жизнь Терезиенштадта. [ 10 ] Произведения искусства предоставили людям художественный выход, посредством которого они могли выразить свое чувство неповиновения. [ 14 ] Несмотря на постоянные депортации узников на Восток, жители гетто оставались полны решимости продолжать выступать и творить. Места в составах часто приходилось перераспределять, поскольку участников депортировали. [ 10 ] Люди по-прежнему были полны решимости творить, поскольку это помогало им сохранять надежду и вести более гуманную жизнь. [ 10 ] Рафаэль Шахтер был одним из пионеров культурной деятельности в Терезиенштадте. На заре культурной деятельности Терезиенштадта Шахтер включил в свой первый спектакль сатирический очерк. [ 15 ] Позже, во время своего пребывания в Терезиенштадте, Шахтер составил исполнение Верди Реквиема . В этой версии «Реквиема» Шахтер изменил финальные ноты, чтобы передать сигнал сопротивления. Адольф Эйхман и другие важные нацистские лидеры присутствовали на исполнении «Реквиема» Шахтера, и Эйхману особенно понравилась эта версия произведения. [ 16 ] Нацисты не поняли основного значения изменения « Реквиема» и многих других произведений, исполнявшихся в гетто. [ 17 ]
23 сентября 1943 года в Терезиенштадте состоялся первый спектакль детского спектакля «Брундибар» . Спектакль был показан пятьдесят пять раз и стал самым успешным из всех представлений, когда-либо проводившихся в гетто. Актеры были заменены после депортации, но основные действия шоу оставались прежними на протяжении всего выступления. [ 18 ] Брундибара Оригинальный композитор Ганс Краса написал новую партитуру для шоу в Терезиенштадте, поскольку оригинальная партитура была утеряна, а спектакль был составлен Рудольфом Фройденфельдом под руководством и опекой Рафаэля Шахтера. [ 19 ] Для представлений спектакля в Терезиенштадте поэт Эмиль А. Саудек изменил финальные строки оригинальной версии, чтобы подчеркнуть политический смысл спектакля. Зрителям было ясно, что главный антагонист шоу представляет Гитлера , но сами нацисты не осознавали скрытого смысла Брундибара и даже представили шоу во время визита Красного Креста . [ 20 ] «Брудибар» был лучшим музыкальным представлением, когда-либо проводившимся в Терезиенштадте. [ 21 ]
«Император Атлантиды» - еще одна опера, поставленная в Терезиенштадте. Оперу создали Питер Кин и Виктор Ульманн , которые создали оперу в форме легенды, чтобы она могла включать в себя скрытый смысл, который был бы упущен нацистами. [ 22 ] Ульман стратегически использовал музыку, чтобы включить оттенки с подтекстом сопротивления, включая художественную манипуляцию с «Немецкой песней» , а вторичная версия нот, с менее прямыми последствиями, чем версия, которая была фактически репетирована, была передана нацистам. [ 23 ] В конечном итоге «Император Атлантиды» никогда не исполнялся в Терезиенштадте, хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, почему опера так и не была представлена. Спектакль мог закончиться до того, как его показали, потому что нацисты, контролировавшие гетто, увидели аллегорическую связь с Гитлером и нацистской Германией . в сюжетной линии оперы [ 24 ] С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что спектакль так и не был представлен из-за депортации в Освенцим . [ 25 ]
Мнения ученых различаются в зависимости от реакции нацистов на создание культурных произведений Терезиенштадта. Некоторые говорят, что нацисты остались равнодушны к произведениям, сочиненным и исполненным в гетто. [ 10 ] Другие говорят, что нацисты поощряли художественное творчество, поскольку СС считали, что ничто из Терезиенштадта никогда не выйдет за пределы гетто. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дэвид П. Бодер берет интервью у Фридриха Шлафрига» . Голоса Холокоста . Париж, Франция. 23 августа 1946 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Брет Маккейб (зима 2012 г.). «Пусть это коснется сердца» . Журнал Джонса Хопкинса . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Беркли, Джордж Э. (2002). Дар Гитлера: История Терезиенштадта . п. 262. ИСБН 978-0828320641 .
- ^ Шалек, Мальва. «Картины Терезиенштадта» . Архивировано из оригинала 12 июня 2010 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Троллер, Норберт (1991). Терезиенштадт: подарок Гитлера евреям . Издательство Университета Северной Каролины.
- ^ Кэмпбелл, РМ (11 ноября 1999 г.). «Музыканты Холокоста оставили мощное наследие» . Сиэтлский пост-разведчик . Сиэтл, Вашингтон. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Стернс, Дэвид Патрик (28 января 1995 г.). «Завещание Терезина» . Независимый . Лондон, Великобритания. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Терезин – Музыка 1941–44» . Чао . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Блодиг, Войтех и Уайт, Джозеф Роберт (2012). «Терезин» (PDF) . У Джеффри П. Мегарджи; Мартин Дин и Мел Хекер (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945 гг., Vol. II: Гетто в оккупированной немцами Восточной Европе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 180–184. ISBN 978-0-253-35599-7 . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хладкова, Людмила (2005). Терезинское гетто . Памятник Теразину. стр. 29–30. ISBN 8086758192 . OCLC 62324320 .
- ^ Ровит и Гольдфарб (1999) , с. 172.
- ^ Карас (1985) , стр. 13–15.
- ^ Ровит и Гольдфарб (1999) , с. 173.
- ^ Война (1985) , с. 18.
- ^ Карас (1985) , стр. 11–14.
- ^ Крамер (1998) , с. 17.
- ^ Крамер (1998) , с. 21.
- ^ Война (1985) , с. 100.
- ^ Ровит и Гольдфарб (1999) , стр. 193–194.
- ^ Ровит и Гольдфарб (1999) , стр. 197–198.
- ^ Война (1985) , с. 102.
- ^ Крамер (1998) , с. 19.
- ^ Крамер (1998) , стр. 20–21.
- ^ Крамер (1998) , с. 22.
- ^ Война (1985) , с. 35.
- ^ Крамер (1998) , стр. 15 и 17.
Библиография
[ редактировать ]- Карас, Джоза (1985). Музыка в Терезине 1941–1945 (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Бофорта. ISBN 0825302870 . OCLC 11468415 .
- Крамер, Аарон (1998). «Творческое неповиновение в лагере смерти». Журнал гуманистической психологии . 38 (1).
- Редлих, Гонда (1992). Фридман, Сол С. (ред.). Терезинский дневник Гонды Редлих . Пер. Лоуренс Катлер, предисловие Норы Левин. Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-1804-2 .
- Ровит, Ребекка; Гольдфарб, Элвин (1999). Театрализованное представление во время Холокоста: тексты, документы, мемуары . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0801861675 . OCLC 41173837 .
- Штайнер, Франтишек (2017). Футбол под желтой звездой: Лига Терезиенштадтского гетто 1943–44 (на немецком языке). Брилл Шенинг. ISBN 978-3-657-78626-8 .