Жан Пети (теолог)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2024 г. ) |
Жан Пети (Jehan Petit, John Parvus) (род., скорее всего, в Браши , Ко , в Нормандии и, конечно же, в Руанской епархии , ок. 1360 — 15 июля 1411) — французский богослов и профессор Парижского университета . Он известен своей публичной защитой политического убийства как тираноубийства .
Жизнь
[ редактировать ]Некоторые историки ( Сезар-Эгас дю Буле , Люк Ваддинг ) говорят, что он был францисканцем , другие — что он был доминиканцем : по сути, он никогда не был членом какого-либо религиозного ордена. Своим образованием он был обязан щедрости герцога Бургундского , предоставившего ему пенсию. В первом дошедшем до нас документе, в котором записано его имя, он назван магистром искусств (16 августа 1385 г.). Два года спустя его имя появляется в списке, отправленном Парижским университетом (31 июля 1387 г.) Папе Клименту VII , рекомендуя своих магистров на вакантные бенефиции.
Он стал лиценциатом богословия в мае 1400 года и получил степень доктора до 1403 года, поскольку в тот год он упоминается в списке университета как активный член богословского факультета Парижа. В апреле 1407 года он вошел в состав посольства, посланного французским Карлом VI, чтобы убедить антипапу Бенедикта XIII и папу Григория XII отречься от престола и таким образом воссоединить христианский мир. Это посольство только что вернулось в Париж после бесплодного путешествия, когда произошло событие, принесшее Жану Пети большую известность в истории.
Оправдание политического убийства
[ редактировать ]
23 ноября 1407 года убийцы, наемные Иоанном Бесстрашным , герцогом Бургундским, убили Людовика I, герцога Орлеанского , брата психически больного Карла VI . Непопулярного герцога Орлеанского многие считали ответственным за общественные беспорядки и высокие произвольные налоги. Парижский университет резко выступил против него за то, что он возобновил повиновение авиньонскому антипапе Бенедикту XIII .
Герцог Бургундский, напротив, пользовался большой популярностью, считался другом простолюдинов и противником злоупотребления налогами, а университет поддерживал его в противостоянии авиньонскому антипапе. Исключенный из королевского совета после убийства, он удалился в свои поместья во Фландрии, собрал армию и призвал к себе нескольких университетских профессоров, в том числе Жана Пети, который в течение трех лет был прикреплен к его свите и получал пенсию. от него. При такой поддержке Жан Пети заявил, что поедет в Париж и оправдает себя. Королевский совет запретил ему въезжать в Париж, но он все равно приехал и был принят народом с одобрением. Он потребовал аудиенции у короля. Оно было предоставлено 8 марта 1408 года в отеле Сен-Поль , где обычно проживал двор.
Там предстали перед дофином король Сицилии, кардинал де Бар, герцоги Анжуйский, Беррийский, Бретанский, Барский и Лотарингский; ректор Парижского университета, а также многие графы, бароны, рыцари и граждане, Жан Пети выступил от имени своего клиента с речью, изобилующей предложениями, силлогизмами и библейскими цитатами. 1913 года Католическая энциклопедия резюмирует его аргументы следующим образом:
Всякий, кто виновен в государственной измене и становится тираном, заслуживает наказания смертью, тем более, когда он является близким родственником короля; и в этом случае естественные, моральные и божественные законы позволяют любому подданному, без какого-либо приказа или публичного разрешения, убить его или приказать убить его открыто или тайно; и чем ближе виновник убийства связан с королем, тем достойнее этот поступок. Итак, герцог Орлеанский — так гласило второстепенное положение — раб страсти жадности, источника всех зол, был виновен в государственной измене и был тираном; что было доказано признанием его виновным во всех мнимых преступлениях, в которых ему обвиняли народное воображение и сторонники герцога Бургундского. Таким образом, был сделан вывод, что герцога Бургундского не только не следует наказывать или обвинять за то, что сделали с герцогом Орлеанским, но, скорее, следует наградить.
Некоторым членам собрания этот тезис показался нелепым; [ ВОЗ? ] но герцог Бургундский присутствовал со своими войсками, готовый подавить любую попытку ответа, и, кроме того, он пользовался благосклонностью университета; поэтому ему не составило труда получить от короля письма о помиловании.
Что касается Жана Пети, который в своем обращении признался, что он получает и надеется еще получать пенсию от герцога Бургундского, то он счел более благоразумным покинуть Париж и удалиться в поместье герцога Бургундского в Эздене. , Артуа , где он умер в доме своего покровителя, сожалея, как говорят, о том, [ кем? ] что он когда-либо позволял себе защищать такое предложение.
Научные и богословские ответы
[ редактировать ]Интерес, который это возбуждало, заключался в том, чтобы не умереть вместе с ним. Пока герцог Бургундский был всемогущим в Париже, этот аргумент не мог подвергаться публичной критике, но когда он был изгнан, Жан Жерсон в проповеди, произнесенной перед королем, решительно осудил семь предложений Жана Пети как еретические и скандальные. (1413). Вскоре после этого король попросил Жерара де Монтегю , епископа Парижа , и инквизитора Франции допросить их и предпринять любые действия, которые они сочтут целесообразными, не упоминая, однако, имени Жана Пети. Епископ и инквизитор с шестьюдесятью врачами собрались на так называемый «Собор веры». После нескольких заседаний речь Жана Пети и девять предложений, якобы извлеченных из нее, были осуждены (23 февраля 1414 г.) указом парижского епископа и инквизитора, а содержащая их книга была публично сожжена три дня спустя. .
В следующем марте герцог Бургундский подал апелляцию на решение парижского епископа антипапе Иоанну XXIII . Понтифик поручил расследование трем кардиналам. С другой стороны, Жерсон и послы короля Франции вынесли дело на рассмотрение Вселенского собора в Констанце . В этот момент Иоанн XXIII покинул Констанцию (20 марта 1415 г.) и вышел из совета, а король Франции и герцог Бургундский заключили мир по Аррасскому договору (22 февраля 1415 г.). Вслед за этим Карл VI приказал своим представителям не предпринимать никаких действий на совете против Жана Пети при условии, что герцог Бургундский также оставит этот вопрос в покое.
Жерсон нарушил соглашение, попытавшись добиться от совета заявления о том, что сочинения Жана Пети содержат многочисленные ошибки в вопросах веры. Герцог Бургундский ответил письмом, в котором, отрицая общие принципы, составлявшие главное положение аргументации Пети, он утверждал, что положения, осуждаемые епископом Парижа, не содержатся в дискурсе. После этого три кардинала, которым была поручена апелляция герцога, попросили епископа Парижского предстать перед ними, а поскольку он этого не сделал, они отменили его решение, заявив в то же время, что они не намерены тем самым одобрять предложения. осужден им, а лишь хотел отдать должное герцогу Бургундскому, который не был заслушан на суде.
С этого момента суд над Жаном Пети стал полем битвы послов Франции, герцога Бургундского и даже императора Сигизмунда . Совет не собирался передавать свою власть какой-либо политической партии и на своем пятнадцатом заседании 6 июля 1415 г. удовлетворился общим осуждением тираноубийства, поддержанным следующим предложением:
- «Тиран может быть законно и заслуженно и справедливо предан смерти любым вассалом или подданным, даже прибегая к тайным заговорам, лести и притворной дружбе, несмотря на любую клятву верности ему или заключенный с ним договор, без какого-либо судебного постановления. или закажи».
Но Жан Пети не был упомянут, и совет избегал говорить о том, что какое-либо подобное предложение содержалось в его обращении, и никакого дальнейшего решения по этому конкретному делу совет не вынес. Добившись осуждения Жана Пети в августе 1416 г., король Карл VI через два года отрекся от Жерсона и его сторонников (6 октября 1418 г.), а 3 ноября 1418 г. реабилитировал Жана Пети и отменил вынесенные против него приговоры. Положения, приписываемые ему его противниками, не содержатся в его рассуждениях в той форме, в которой они дошли до нас.
Другие работы
[ редактировать ]Карьера Пети пришлась на времена Западного раскола . Франция встала на сторону Папы Климента VII , но все жаждали воссоединения. Пети выразил это желание в своей «Жалобе на церковь» , стихотворении, обнаруженном в Национальной библиотеке Парижа . Это стихотворение из 322 стихов было сочинено в 1394 году. Он уже написал четыре других: « Диспут пастурелей» (1388), защищающий Непорочное зачатие ; » «Золотая книга ; Книга чудес Басквиля (1389 г.); и « Жизнь месье святого Леонара» примерно в то же время. Они предлагают нелестную картину общества того времени.
Ссылки
[ редактировать ]- Булеус , История Парижского университета (Париж, 1770);
- Jean Gerson , Opera , ed. Dupin , V (Antwerp, 1706);
- Амеде Эло , Дворяне и злодеи, чудо Басковью, по неопубликованным стихам Жана Пети (Париж, 1895);
- «Ле Вердье», «Золотая книга» и другие неопубликованные стихи Меня, Жана Ле Пети (Париж, 1896);
- Бесс, Об истории Констанцского собора, Исследования I, Церковная политика Франции и суд над Жаном Пети (Марбург, 1894 г.);
- Валуа, Франция и Великий западный раскол , III и IV (Париж, 1902 г.):
- Денифль , Chartulary Парижского университета , III и IV (Париж, 1893, 1897);
- Я остался , Сак. собрание советов , 27 (Венеция, 1784 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Иоанн Парвус ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.