Альберт Брисбен
Альберт Брисбен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 22 августа 1809 г. Батавия, Нью-Йорк , США |
Умер | 1 мая 1890 г. Ричмонд, Вирджиния , США | ( 80 лет
Место отдыха | Батавское кладбище |
Образование | |
Супруги | Сара Уайт Ределия Бейтс |
Дети | 8, включая Артура Брисбена |
Родственники | Маргарет Хант Брисбен (внучка) |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Социализм в Соединенных Штатах |
---|
Альберт Брисбен (22 августа 1809 г. - 1 мая 1890 г.) [1] был американским социалистом-утопистом , которого помнят как главного популяризатора теории Шарля Фурье в Соединенных Штатах. [2] Брисбен был автором нескольких книг, в частности «Социальной судьбы человека» (1840), а также фурьеристского периодического журнала «Фаланга» . Он также основал Общество фурьеристов в Нью-Йорке в 1839 году и поддержал несколько других фаланговых коммун в 1840-х и 1850-х годах. Его сын, Артур Брисбен , стал одним из самых известных редакторов американских газет 20 века.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]
Альберт Брисбен родился 22 августа 1809 года в Батавии, штат Нью-Йорк. [3] Он был сыном Мэри Стивенс (умерла в 1889 г.) и Джеймса Брисбена (1776–1851 гг.), [4] богатый помещик. [5] В 1798 году Джеймс Брисбен вместе с Джозефом Элликоттом (1760–1826) и тремя другими отправился в Западный Нью-Йорк, чтобы обследовать территорию площадью 4 000 000 акров (1 600 000 га), купленную Holland Land Company у Роберта Морриса (1734–1806 ). ), один из первых сенаторов от Пенсильвании. Они открыли офис в Батавии, чтобы продавать землю участками и основывать поселения, в том числе город, который стал Буффало, штат Нью-Йорк . [5]
Мать Брисбена, Мэри, была англичанкой по происхождению, а его отец Джеймс, шотландец , покинул шотландскую пресвитерианскую церковь в знак протеста против ее регламентированных ритуалов. [6]
Образование
[ редактировать ]Брисбен развил тягу к знаниям в раннем возрасте и, будучи любознательным юношей, он освоил различные механические навыки в небольших столярных, кузнечных и седельных мастерских Батавии. [7] Неудовлетворенный качеством образования в Батавии и видением блестящего будущего своего сына, отец Брисбена отправил его в школу-интернат на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в возрасте пятнадцати лет. [8] Он ненадолго остался в школе, прежде чем переехать в Нью-Йорк и учиться у репетиторов, в том числе у Жана Манески . [9] За его обучением в Нью-Йорке в конечном итоге последовали шесть лет обучения за границей. [10] с Брисбеном изучал философию в Париже и Берлине. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися европейскими интеллектуалами и политическими деятелями. [3]
Интерес к социализму
[ редактировать ]В Берлине Брисбен заинтересовался идеями социализма , став защитником идей Анри де Сен-Симона . [11] Брисбен какое-то время очень активно продвигал идеи Сен-Симона, но разочаровался, когда движение раскололось между последователями Бартелеми Анфантена и Амана Базара и вообще вышло из движения Сен-Симона. [11] Позже Брисбен отверг доктрины Сен-Симона как «искусственные и в некоторых отношениях ложные». [12]

Преобразование в фурьеризм
[ редактировать ]В поисках новых идей Брисбен прочитал недавно опубликованную короткую работу философа Шарля Фурье (1772–1837) под названием «Трактат о домашних и сельскохозяйственных ассоциациях» и сразу же обратился к идеям писателя. Фурье, французский философ и писатель, посвятил большую часть своей жизни попыткам раскрыть универсальные законы, которые, по его мнению, управляли обществом, чтобы можно было реорганизовать производственное предприятие на рациональной основе, расширить производство и облегчить удовлетворение человеческих потребностей. [13] Фурье верил в фундаментальную гармонию Вселенной и предопределенную серию периодов, через которые обществам необходимо обязательно пройти путь от примитивного состояния к развитому, и считал себя научным первооткрывателем, родственным Исааку Ньютону . [14]
В 1832 году Брисбен уехал в Париж, где пробыл два года, изучая систему Фурье, в том числе получая непосредственную опеку у самого 60-летнего теоретика. [11] Он познакомился с другими приверженцами идей Фурье на этом начальном этапе фурьеристского движения. [11] Он вернулся в Соединенные Штаты убежденным сторонником и прозелитистом идеи объединения Фурье и начал работу над книгой, в которой излагались идеи своего покойного учителя. [11] Первая и самая известная книга Брисбена « Социальная судьба человека» увидит свет в 1840 году. [11]
Идеи Брисбена
[ редактировать ]Брисбен принял идеи Фурье как вопрос веры, полагая, что «социальная судьба человека» является неизменной силой природы; По его мнению, как только законы этого развития будут выявлены и обнародованы, возрождение и преобразование мира будут быстрыми и эффективными. [15] Вслед за своей первой успешной книгой в 1843 году Брисбен опубликовал еще одну адаптацию Фурье к американским условиям, книгу под названием « Ассоциация: или краткое изложение практической части социальных наук Фурье». [15]
Брисбен утверждал, что лекарство от болезней общества заключается в принятии более эффективных форм производства, основанных на принципе гармонии владельцев капитала и тех, кто ими нанят. [16] Он не предполагал устранение роли капиталиста, а скорее регулирование распределения продукта труда между капиталистом и рабочим на более справедливой основе. [17] Первостепенное значение для увеличения производства, по мнению Брисбена, имела реорганизация общества на различные подразделения, называемые «группами», «сериями» и «священными легионами», основанными на естественном родстве их участников. [17] Эта реорганизация повысит производительность за счет повышения трудового энтузиазма и объединения людей с одинаковыми склонностями для выполнения общих задач. [17]
Вслед за Фурье Брисбен также стремился к революционизации семейной ячейки, провозглашая, что индивидуальный дом обладает «монотонностью», «антисоциальным духом» и «отсутствием соперничества», что, по его мнению, «ослабляет энергии души и вызывает апатию и интеллектуальную смерть». [17] В противовес этому «эгоизму» Брисбен выступал против общинного идеала объединения, проживания в коллективных жилищах и совместного использования общего стола. [18]
Брисбен оценил принятие системы Фурье с точки зрения тысячелетия, утверждая, что
«Объединение установит христианство практически на Земле. Оно сделает любовь к Богу и любовь к ближнему величайшим желанием и практикой всех людей. Искушение ко злу будет удалено с путей людей, и тысячи извращающих и унижающие достоинство обстоятельства и влияния будут удалены из социального мира». [19]
Брисбен в зените
[ редактировать ]
Книга Брисбена 1840 года была хорошо принята и сразу же имела успех, завоевав широкую читательскую аудиторию среди тех, кого интересовали проблемы общества, и помогла запустить фурьеристское движение в Соединенных Штатах. [20] Среди тех, кто прочитал книгу Брисбена и тем самым обратился к идеям социализма, был молодой издатель нью-йоркской газеты Хорас Грили , впоследствии избранный в Палату представителей США . [20] Грили окажет ценную услугу фурьеристскому движению, продвигая его идеи на страницах своей тогдашней газеты The New Yorker в течение 1840 и 1841 годов и предлагая Брисбену колонку в своем издании-преемнике New York Tribune с того времени. с момента его создания в марте 1842 года. [21]
Всплеск энтузиазма возник в результате освещения идей Ассоциации в газете «Нью-Йорк Трибьюн», и с 1843 по 1845 год более 30 фурьерских «Фаланкс» были созданы в ряде штатов севера и Среднего Запада. В 1844 году Брук-Фарм , уже состоявшаяся трансценденталистская аграрная община в Массачусетсе, официально объявила себя фурьеристской общиной, основанной на учении Брисбена.
Национальное движение «ассоциативистов» начало формироваться в 1843 и 1844 годах, когда 4–6 апреля 1844 года в Нью-Йорке состоялся учредительный съезд Генеральной ассоциации друзей ассоциации в Соединенных Штатах, на котором присутствовали делегаты от так далеко, как Мэн и Вирджиния. [22] Конвенция поставила перед собой задачу отказаться от причудливых, гипотетических аспектов сочинений Фурье, вместо этого одобрив конкретный план ассоциации, вытекающий из его сочинений, в дополнение к лежащей в его основе философской структуре. [22] Была проделана работа по созданию официального «Союза ассоциаций», который помогал бы координировать усилия множества возникающих малых фаланг, и собрание такой группы было запланировано на октябрь следующего года. [23]
В этот критический момент зарождения практического движения, когда 10 фаланг уже существовали, а другие находились на стадии планирования, Альберт Брисбен, неоспоримый лидер фурьеризма в Америке, принял судьбоносное решение отправиться во Францию, чтобы изучить там рукописи Фурье и поговорить с французскими ассоциационистами об их опыте. [23] Восьмимесячная поездка фактически отстранила командующего фурьеристской армией от участия в кампании в самый критический момент и характеризуется Карлом Дж. Гварнери, ведущим историком движения, как отражение «пожизненной неспособности Брисбена справиться с властью». и ответственность». [23] Без энергичного лидера, который мог бы заменить Брисбена, импульс движения быстро угас. [24]
Второй европейский период
[ редактировать ]В 1877 году, после его новой женитьбы на Ределии Бейтс, они вместе с его детьми переехали в Европу с целью дать последним образование. [25] Семья путешествовала по континенту два года, прежде чем поселиться в Париже. [26] Его здоровье ухудшалось, и он страдал от эпилепсии . Брисбен преследовал личные интеллектуальные занятия и пробовал свои силы в качестве изобретателя, сосредоточившись, в частности, на попытке создать печь, которая готовила бы в вакууме, тем самым позволяя выпекать хлеб и кондитерские изделия без использования дрожжи. [27]
В 1889 году семья вернулась в штат Нью-Йорк, якобы для того, чтобы Брисбен мог построить прототип вакуумной печи, которую он пытался усовершенствовать. [28]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1833 году Альберт вернулся из Европы вместе с Адель Лебрен. [29] которая якобы была графиней . Лебрен был католиком, что, как сообщается, беспокоило его родителей. [30] а пять лет спустя она вернулась в Италию с двумя маленькими детьми, которые, по мнению историков, вероятно, принадлежали Альберту; однако никаких записей о браке между ними обнаружено не было. [29] Одним из этих детей был Шарль Фурье Брисбен (1834–1867), которого Альберт привез обратно в США из Европы в 1851 году. [31]
В 1847 году Альберт завязал отношения с Лодойской Дюран (урожденной Манеской), дочерью Жана Манески. [32] которая развелась со своим предыдущим мужем в 1844 году, [33] которым позже правила гражданская жена, от которой у него было трое детей: [32] мальчик, умерший в младенчестве (1848–1849), Флора Манеска Брисбен (1857–1884) [34] и Розалия Брисбен, р. 1851. [35] Позже Лодойска, которая никогда не переставала считать себя вдовой Альберта Брисбена, называла своих пятерых умерших детей: [36] в который она могла бы включить Нину Дюран б. 1837. [37] После смерти сына Альберта Чарльза его дети Говард Паскаль Брисбен (1859-1922) и Адель Брисбен (р. 1861) жили со своим дедом Альбертом Брисбеном и Лодойской. [38]
В 1853 году Альберт женился на Саре Уайт, и у них родилось пятеро детей: [30]
- Алиса Брисбен (1859–1953), вышедшая замуж за Чарльза Р. Терсби, писателя, [39] и был написан Джоном Сингером Сарджентом в 1898 году. [40]
- Хьюго Брисбен (1862–1871) [41]
- Альберт Брисбен [30]
- Артур Брисбен (1863–1936), женившийся на Фиби Кэри (1890–1967), дочери игрока в поло Сьюарда Кэри . [42]
- Фауэлл Брисбен (1866–1911) [41]
В 1877 году, через одиннадцать лет после смерти Сары, Брисбен женился на Ределии Бейтс (1842–1943), которая была на 30 лет моложе ее. [41] который был связан с Национальной ассоциацией избирательного права женщин . [43]
Обвинения в двоеженстве
[ редактировать ]Перепись населения США 1850 года показывает, что Альберт жил в округе Берген, штат Нью-Джерси, вместе с Лодойской. Однако перепись 1860 года сообщает, что Альберт жил в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк, с Сарой. Во время следующей переписи 1870 года Альберт жил в округе Юнион, штат Нью-Джерси , снова с Лодойской. Историки приходят к выводу, что из-за частичного совпадения рождений детей в этих двух отношениях и соответствующих записей переписи населения Альберт одновременно вел два отдельных домохозяйства с каждой женщиной. [30]
После женитьбы на Бейтсе в 1877 году брат Альберта, Джордж, был настолько возмущен, что написал гневное письмо, которое позже стало достоянием общественности, в котором обвинил пару в двоеженстве, поскольку Лодойска была еще жива и так и не получила развода, расторгающего их гражданский брак. В ответ Ределия подала против Джорджа иск о клевете , требуя возмещения ущерба в размере 50 000 долларов. В то же время Лодойска подала собственный иск с требованием о разводе и выплате алиментов от Альберта, который в итоге выиграла. [30] получая 25 долларов в неделю. [32] [44]
Смерть
[ редактировать ]
После своего возвращения в Соединенные Штаты в 1889 году Брисбен вскоре заболел и был вынужден искать смену климата, чтобы улучшить свое здоровье, отправившись в Северную Каролину , а затем во Флориду . той зимой направился на юг, [45] Вместе с Бейтсом Брисбен снова переехал на север, в Ричмонд, штат Вирджиния, в начале весны следующего года. [45] Однако хорошее здоровье не вернулось, и в конце апреля Брисбен оказался прикованным к постели и стал ожидать своей неминуемой смерти. [46]
Альберт Брисбен умер в Ричмонде рано утром 1 мая 1890 года. [47] Его тело было перевезено домой в Западный Нью-Йорк и где он был похоронен на Батавском кладбище в Батавии вместе со своими родителями и предыдущей женой Сарой. [48]
Потомки
[ редактировать ]Сын Брисбена, Артур Брисбен , стал одним из самых известных редакторов американских газет 20 века. [49] Документы отца и сына хранятся вместе в коллекции «Брисбенские семейные документы» Исследовательского центра специальных коллекций Сиракузского университета в Сиракузах, штат Нью-Йорк . [50] Материалы Альберта Брисбена помещены в одну архивную коробку и включают биографические материалы, переписку, микрофильмы его дневников 1830-х годов и 56-страничную автобиографию, датированную Лондоном 1881 года. [50]
Правнук Альберта, Артур С. Брисбен, был назначен общественным редактором The New York Times в июне 2010 года. [51]
См. также
[ редактировать ]- Фурьеизм
- Список фурьеристских ассоциаций в США
- Американский союз ассоциативистов
- Виктор Проспер Внимательный
Работает
[ редактировать ]- Социальная судьба человека, или Объединение и перестройка промышленности. Филадельфия, Пенсильвания: К. Ф. Столлмейер, 1840 г.
- Ассоциация: или краткое изложение практической части социальных наук Фурье. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Грили и МакЭлрат (и другие), 1843 г.
- Краткое изложение доктрины ассоциации: или план реорганизации общества. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дж. С. Редфилд, 1844 г.
- Теория функций человеческих страстей с последующим обзором фундаментальных принципов теории социальных наук Фурье. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Миллер, Ортон и Маллиган, 1856 г.
- «Философия денег: новая валюта и новая кредитная система», статья на симпозиуме неизвестного происхождения. 1863.
- Общее введение в социальные науки: Часть первая: Введение в теорию социальной организации Фурье. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: CP Somerby, 1876.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Американские контркультуры
- ^ Фрэнсис, Ричард (2007). Трансцендентальные утопии: личность и сообщество на ферме Брук, Фрутлендс и Уолдене . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801473807 .
- ^ Jump up to: а б Хиллквит 1910 , с. 79.
- ^ Гатри, Кристофер Э. (1 ноября 1994 г.). «Брисбен, Альберт (1809–1890)» . Справочник Техаса . Остин, Техас: Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ЖЕНЩИНА БУДУЩЕГО. ВЗГЛЯДЫ Г-НА АЛЬБЕРТА БРИСБЕНА НА БРАК И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ» . Нью-Йорк Таймс . 13 мая 1883 года . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Брисбен 1893 , с. 50.
- ^ Брисбен 1893 , с. 54.
- ^ «Брисбен, Альберт (1809-1890) | Хранилище Пфаффа» . pfaffs.web.lehigh.edu . Университет Лихай . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Брисбен 1893 , с. 56.
- ^ Брисбен 1893 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хиллквит 1910 , с. 80.
- ^ Хоугланд 1918 , с. 497.
- ^ Хоугланд 1918 , стр. 496–497.
- ^ Хоугланд 1918 , с. 496.
- ^ Jump up to: а б Хоугланд 1918 , с. 498.
- ^ Хоугланд 1918 , стр. 498–49.
- ^ Jump up to: а б с д Хоугланд 1918 , с. 499.
- ^ Хоугланд 1918 , с. 500.
- ^ Альберт Брисбен, Краткое изложение доктрины ассоциации: или план реорганизации общества. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дж. С. Редфилд, 1844 г.; стр. 2.
- ^ Jump up to: а б Хиллквит 1910 , с. 81.
- ^ Хоугланд 1918 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б Гварнери 1991 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б с Гварнери 1991 , с. 233.
- ^ Гварнери 1991 , с. 234.
- ^ Брисбен 1893 , с. 22.
- ^ Брисбен 1893 , с. 26.
- ^ Брисбен, 1893 , стр. 37–38.
- ^ Брисбен 1893 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б «ОБЛАКО НА НАЗВАНИЕ | КАК БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ АЛЬБЕРТА БРИСБЕНА БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СУД» . Нью-Йорк Таймс . 8 апреля 1885 года . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Барнс, Ларри Д. (18 июля 2008 г.). «БРИСБЕНЫ В БАТАВИИ | ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ УТОПИЧЕСКОГО МЕЧТАТЕЛЯ, ЖАДНОСТЬ, Двоеженство, БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО, ИСК О Клевете И ДЕСЯТИЛЕТИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ СУДЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ИЗ-ЗА СОБСТВЕННОСТИ». Город Батавия.
- ^ Брисбен, 2005 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с Гварнери 1991 , с. 426.
- ^ Акты Законодательного собрания штата Нью-Джерси . Государственный секретарь. 24 октября 1844 г. с. 67 . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Федеральная перепись населения США 1870 г.
- ^ Перепись штата Нью-Йорк \ u002C \ u002C 1855 г.
- ^ Федеральная перепись населения США 1900 года.
- ^ Перепись штата Нью-Йорк \ u002C 1855 г., Федеральная перепись населения США 1850 г.
- ^ Федеральная перепись 1870 года
- ^ Блог придворного
- ^ Delphi Полное собрание сочинений Джона Сингера Сарджента (иллюстрировано) . Делфи Классика. 26 сентября 2015 года . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Брисбен, 2005 г. , с. [ нужна страница ] .
- ^ Документы Уилла Роджерса
- ^ Сениза, Шерри (1992). «Женские письма Уолту Уитмену: некоторые исправления» . Ежеквартальный обзор Уолта Уитмена . 9 (3): 145–147. дои : 10.13008/2153-3695.1326 .
- ^ Петтит, Р. «Альберт Брисбен, апостол фурьеризма в Соединенных Штатах 1834-1890», доктор философии. Диссертация, Оксфорд, Огайо (1982).
- ^ Jump up to: а б Брисбен 1893 , с. 39.
- ^ Брисбен, 1893 , стр. 42–43.
- ^ Брисбен 1893 , с. 43.
- ↑ Роберт Т. Энглерт, «Национальный реестр регистрации исторических мест: кладбище Батавия», Архивировано 7 августа 2012 г. в Wayback Machine Управлении парков, отдыха и сохранения исторического наследия штата Нью-Йорк , август 2001 г.
- ^ EJS (14 апреля 1917 г.). Артур Брисбен . Редакторско-издательская компания . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б К.М., «Документы семьи Брисбена: опись документов Сиракузского университета», Центр исследования специальных коллекций, библиотеки Сиракузского университета, ноябрь 1991 г.
- ^ «Times выбирает общественного редактора, давая ему трехлетний срок». The New York Times , 22 июня 2010 г., стр. Б6.
Источники
[ редактировать ]- Брисбен, Альберт (2005). Меллен, Эбигейл; Столлсмит, Аллер Брисбен (ред.). Дневники европейских путешествий Альберта Брисбена, 1830-1832: открытие фурьеризма для Америки . Льюистон, Нью-Йорк: Меллен. ISBN 9780773460706 . ОСЛК 60590148 .
- Брисбен, Ределия (1893 г.). Альберт Брисбен: мысленная биография с исследованием характера его жены . Бостон, Массачусетс, США: Arena Publishing Co. OCLC 558039428 – через Интернет-архив.
- Гварнери, Карл Дж. (1991). Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 9781501725289 . OCLC 645707565 - через Интернет-архив.
- Хиллквит, Моррис (1910) [1900]. «Глава III: Фурьеристский период» . История социализма в США (5-е изд.). Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 70–91. OCLC 697792708 - через Интернет-архив.
- Хоугланд, Генри Э. (1918). «Часть IV Гуманитаризм (1840 1860), Глава II Объединение и сотрудничество» . В палате общин, Джон Р .; и др. (ред.). История труда в Соединенных Штатах . Том. т. 1. Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 493–521. OCLC 761856568 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Мэдисон, Чарльз Аллан (1947). «Альберт Брисбен: социальный мечтатель» . Критики и крестоносцы: столетие американского протеста . Х. Холт и Ко. hdl : 2027/mdp.39015026638950 . OCLC 557829102 , 1148605948 – через HathiTrust.
- Олсон, Роберт Карл (1964). Брисбен о фурьеризме в Америке (Массачусетс). Айова-Сити, Айова: Университет Айовы. OCLC 233123908 .
- Петтитт, Ричард Норман (1982). Альберт Брисбен: апостол фурьеризма в Соединенных Штатах, 1834–1890 (доктор философии). Оксфорд, Огайо: Университет Майами. OCLC 224267507 , 224267507 .
- Ролер, Ллойд Эрл (1977). Утопические убеждения Альберта Брисбена, первого апостола фурьеризма (доктор философии). Блумингтон, Индиана, США: Университет Индианы. OCLC 34674352 . ProQuest 302824538 – через ProQuest.
- 1809 рождений
- 1890 смертей
- Американские писатели-мужчины XIX века
- Редакторы американских газет XIX века
- Издатели американских газет XIX века (чел.)
- Американские журналисты-мужчины
- Американские политические писатели
- Американские социалисты
- фурьеристы
- Журналисты из Нью-Йорка (штат)
- Социалисты Нью-Йорка (штат)
- Люди из Батавии, Нью-Йорк
- Утопические социалисты
- Социалисты Вирджинии