Международная ассоциация рабочих в Америке
Международная ассоциация рабочих | |
---|---|
![]() Логотип впервые использован испанской IWA . | |
Основан | 1864 год |
Растворенный | 1876 год |
Преемник | Рабочая партия США Второй Интернационал |
Идеология | марксизм лассаллизм бакунизм |
Политическая позиция | Левый |
Международная принадлежность | Международная ассоциация рабочих |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Социализм в Соединенных Штатах |
---|
![]() |
Международная ассоциация рабочих ( IWA ) в Соединенных Штатах Америки приняла форму разрозненной сети, состоящей примерно из 35 часто несогласных местных «секций», каждая из которых заявляла о своей преданности базирующейся в Лондоне IWA, широко известной как «Первый Интернационал». Эти секции были разделены географически и по языку, на котором говорили их члены, часто новые иммигранты в Америку, включая тех, кто говорил по-немецки, французскому, чешскому, а также ирландские и «американские» англоязычные группы.
Пиковое число членов различных секций Международной ассоциации рабочих в Соединенных Штатах оценивается по разным оценкам в пределах от 4000 до 5000 человек.
Организационная история
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Международная ассоциация рабочих (IWA), широко известная как Первый Интернационал, была основана в Лондоне в 1864 году. Первоначально организация имела строго европейский состав, включавший в себя видных английских, французских, немецких, польских и итальянских рабочих лидеров и политических активистов.
Интернационал проник на американскую землю в 1866 году, когда итальянский социалист Чезаре Орсини, брат покушавшегося на убийство Наполеона III , прибыл в Соединенные Штаты в 1866 году и попытался организовать американскую секцию. [ 1 ] Орсини удалось заручиться поддержкой горстки социалистов-эмигрантов в Нью-Йорке , а также получить сочувственное мнение со стороны нескольких видных политических деятелей, в том числе редактора газеты Хораса Грили , оратора-аболициониста Венделла Филлипса и радикального -республиканца сенатора Чарльза Самнера. . [ 1 ]
На момент своего создания Интернационал был далек от революционной организации, стремящейся, скорее, продвигать дело труда посредством международного сотрудничества организованных рабочих вокруг общей программы, основанной на понятиях свободы и справедливости. [ 2 ] Однако эта несколько нежная профсоюзная точка зрения не была универсальной среди ее членов, поскольку с самого начала в ней приняли участие немецкие эмигранты Карл Маркс и Фридрих Энгельс , а также многие их единомышленники, для которых целью IWA не было скромных целей. цели повышения заработной платы, сокращения рабочего времени и либерализации избирательного законодательства посредством международного сотрудничества, а скорее построение международной организации как инструмента завоевания государственной власти у буржуазии . [ 3 ]
В эту эпоху несовершенных трансатлантических коммуникаций послания IWA распространялись посредством личного общения, при этом возникали параллельные сети между Карлом Марксом и его соратниками, с одной стороны, и официальным «американским секретарем-корреспондентом» Генерального совета IWA в Лондоне. [ 4 ] По сути, эти параллельные каналы связи копировали фракционные подразделения европейской организации. [ 4 ] Напряженность между профсоюзно-реформистскими и революционными взглядами IWA нашла отражение в фракционной войне внутри организации в Америке. Эндрю Кэмерон был делегатом Национального рабочего союза , присутствовавшим на Базельском конгрессе (1869 г.) .
Раннее движение Нью-Йорка
[ редактировать ]В декабре 1867 года первый шаг к официальной организации Интернационала был сделан в Нью-Йорке, когда был объявлен призыв о встрече, которая должна была состояться в следующем месяце в зале собраний «Германия», расположенном в городском районе Бауэри . [ 5 ] На встречу собрались активисты немецко-американского рабочего движения. [ 5 ] Это мероприятие прошло успешно и послужило учредительным съездом независимой политической партии, известной как Социальная партия Нью-Йорка и окрестностей . [ 5 ]
Социальная партия приняла платформу, которая включала элементы как программы Интернационала, так и программы молодого Национального профсоюза (NLU), созданного менее чем двумя годами ранее Уильямом Х. Сильвисом . [ 5 ] Группа избрала параллельные исполнительные советы, по одному для немецкоязычных и англоязычных членов. [ 5 ] Эти два исполнительных органа сотрудничали при назначении и подаче заявок на городскую политическую должность на выборах 1868 года. [ 5 ] Однако эти усилия были встречены апатией избирателей, и первая кампания Социальной партии Нью-Йорка оказалась для нее последней. [ 5 ]

После провала выборов 1868 года Социальная партия Нью-Йорка распалась, а ее ведущие немецкоязычные члены учредили новую организацию под названием Allgemeiner Deutscher Arbeiterverein (Всеобщая немецкая ассоциация рабочих). [ 5 ] Эта группа имела беззастенчивую международную социалистическую ориентацию и, как позже вспоминал Фридрих Зорге , состояла «почти исключительно» из «простых наемных рабочих всех возможных профессий». [ 6 ]
В феврале 1869 года, вскоре после своего образования, Allgemeiner Deutscher Arbeiterverein был принят в Национальный профсоюз как «Профсоюз № 5 Нью-Йорка». [ 7 ] Группа отправила делегатов на национальные съезды NLU 1869 и 1870 годов, но вышла из организации сразу после конклава 1870 года. [ 7 ]
Раздел 1
[ редактировать ]Осенью 1869 года Allgemeiner Deutscher Arbeiterverein, также известный как Профсоюз № 5 Нью-Йорка, присоединился как группа к Международной ассоциации рабочих, став «Секцией № 1 Нью-Йорка». [ 7 ] Группа не только станет оплотом Интернационала в Америке, но в конечном итоге переживет сам Интернационал, прекратив свое существование только в 1874 году, через два года после смерти Интернационала. [ 7 ]
Секция 1 поддерживала контакты с различными профсоюзами в Нью-Йорке и по всей стране и сыграла важную роль в создании новых секций Интернационала. [ 7 ] В начале 1870 года в Нью-Йорке была создана франкоязычная секция, а осенью того же года — чешскоязычная секция. [ 7 ]
Связь между руководителем Интернационала в Лондоне и американским движением была фрагментированной: американские секции, говорящие на том или ином языке, напрямую общались с соответствующими секретарями на этом языке в Лондоне - ситуация, которая рассматривалась как способствующая фракционному соперничеству и личной вражде. [ 8 ] Было сочтено желательным, чтобы в Соединенных Штатах был создан единый Центральный комитет для облегчения передачи официальных сообщений в Лондон и из Лондона. [ 8 ] 2 октября 1870 года совместное заседание немецкой и французской частей Нью-Йорка проголосовало за принятие плана Лондонского совета. [ 9 ]
За этим в декабре 1870 года последовало официальное учреждение «Центрального комитета Международной ассоциации рабочих Северной Америки» немецкими, французскими и чешскими секциями. [ 10 ] В течение шести месяцев в этот орган войдут представители 10 секций Интернационала, в том числе 8 из Нью-Йорка и 2 из Чикаго. [ 11 ] Это будет формальный руководящий орган IWA в Америке.
Рост IWA в Америке
[ редактировать ]
IWA географически не ограничивалась Нью-Йорком и его окрестностями. Фактически первая официальная секция Интернационала была создана в городе Сан-Франциско на западном побережье в марте 1869 года. [ 12 ] В течение года сторонники Интернационала играли роль в движении за 8-часовой рабочий день в Сан-Франциско, Чикаго, Бостоне и Нью-Йорке. [ 12 ]
Росту IWA в Америке во многом способствовало создание Парижской коммуны 26 марта 1871 года. Очерненные консервативной прессой иконоборцы и радикалы всех мастей в Америке сплотились вокруг революционного городского правительства Парижа, которое было тесно связано с Международная ассоциация рабочих в общественном сознании, если не на практике. [ 13 ] Хотя парижские баррикады были захвачены защитниками старого режима в мае в ходе кровавой реакции, унесшей около 20 000 жизней, французские события, тем не менее, заняли мышление целого поколения во многом так же, как русская революция 1917 года. поляризующее и далеко идущее воздействие почти полвека спустя. [ 13 ]
В то время как большая часть американской прессы осуждала парижских революционеров, радикальные реформаторы подхватили революционное видение на страницах своих собственных журналов. [ 14 ] « Национальный стандарт по борьбе с рабством» регулярно отправлял сообщения из Парижа и информировал своих читателей о правовом и политическом возмездии, наложенном на лидеров Коммуны после неудавшегося восстания. [ 14 ] Бостонский журнал «Содружество», основанный министром-аболиционистом Юга, также защищал Коммуну на своих страницах. [ 15 ] То же самое сделал и радикальный аболиционист Уэнделл Филлипс, заявивший: «У Франции нет другой надежды, кроме красных». [ 16 ]
Помимо аболиционистского движения, дополнительным источником широкой поддержки целей и методов Парижской Коммуны стали различные газеты, связанные со спиритуалистическим движением. [ 17 ] Крупнейший спиритуалистический еженедельник « Знамя света » попытался объяснить своим читателям мотивы и действия коммунаров, заявив, что они «устали от рабства, которое практически сопровождает состояние заработной платы, когда ему отказывают в любом осуществлении политической власти». [ 18 ]
К сентябрю 1871 года в США существовало 19 секций Интернационала, из которых 3 были «американскими» и 16 неанглоязычными. [ 12 ] Еще восемь разделов были добавлены в следующем месяце и еще 7 в ноябре. [ 12 ] К концу 1871 года IWA в Америке насчитывала в общей сложности около 35 секций. [ 12 ] включая группы в Филадельфии , Вашингтоне, округ Колумбия , Сент-Луисе , Новом Орлеане , [ 12 ] Ньюарк, штат Нью-Джерси , и Спрингфилд, штат Массачусетс , среди других мест. [ 7 ]
Хотя точных данных о членстве не сохранилось, научные оценки общего числа американских участников обычно составляют около 5000 человек. [ 19 ] Сэмюэл Бернштейн , возможно, самый внимательный исследователь этого предмета, указывает, что общее число членов «скорее всего, не превышало 4000 после увеличения в первой половине 1872 года». [ 12 ]
Раздел 12
[ редактировать ]
События во Франции, похоже, также способствовали радикализации Виктории Вудхалл и ее сестры Теннесси Клафлин , редакторов в 1870 году эклектичного еженедельника Woodhull & Claflin's Weekly . [ 20 ] Вудхалл и Клафлин были дочерьми матери, религиозного возрожденца, и отца, которого современники считали мошенником; Виктория попыталась сбежать через брак в 15 лет, в то время как Теннесси эксплуатировали как предполагаемого целителя-экстрасенса и тезку самодельного шарлатанского лекарства, изобретенного ее родителями, «Жизненный эликсир мисс Теннесси Магнетио для улучшения цвета лица и очищения крови». [ 21 ]
После развода Виктории с ее пьяным и развратным первым мужем пара открыла магазин под названием «Теннесси Клафлин и Виктория Вудхалл, Ясновидящие» и сумела накопить значительную сумму денег от доверчивых верующих. [ 22 ] В список их довольных клиентов в конечном итоге вошел не кто иной, как Корнелиус Вандербильт , один из богатейших людей страны. [ 22 ]
Опираясь на деньги Вандербильта посредством молчаливого партнерства, в 1870 году сестры Вудхалл и Клафлин стали биржевыми маклерами , основав первую на тот момент брокерскую компанию, управляемую женщинами. [ 23 ] Именно на прибыли от Woodhull, Claflin & Co. журнал Woodhull and Claflin's Weekly . появился [ 23 ] Реформаторская политическая линия газеты была усилена и стала прибыльной благодаря сенсационному подходу и гиперболическому стилю письма. [ 23 ] Охватывая широкий спектр тем, от аболиционизма до феминизма, от трудовой реформы до спиритуализма, в 1871 году газета посвятила значительное внимание Парижской Коммуне и организации, которая, как считалось, стоит за ней, - IWA. [ 20 ]
Газета перепечатала официальные документы Интернационала и опубликовала интервью с самим Карлом Марксом, причем Маркс в ответ предоставил скандальным редакторам-женщинам рассказ из первых рук о своей дочери Дженни о ее изгнании из Франции. [ 20 ] Это было маловероятное средство социальной революции, и сестры-оппортунистки своим нетрадиционным образом жизни глубоко оттолкнули немецких интернациональных социалистов первой секции.
Вудхалл и Клафлин сыграли важную роль в организации второго англоязычного отделения International в Нью-Йорке, IWA Branch 12, используя офис газеты в качестве места для встреч. [ 20 ] Секция 12 привлекла широкий круг интеллектуалов-диссидентов, в том числе, в первую очередь, жестянщика и аболициониста Уильяма Уэста. [ 21 ] Также активным участником Секции 12 был Стивен Перл Эндрюс , аболиционист, который ранее основал неудавшееся утопическое социалистическое сообщество на Лонг-Айленде под названием «Новые времена». [ 24 ] Позже Эндрюс основал на Манхэттене коммуну под названием «Единый дом» и вместе со своей женой основал политическую группу под названием «Новая демократия», члены которой впоследствии помогли запустить секции 9 и 12 IWA в Нью-Йорке. [ 24 ]
Фракционная борьба
[ редактировать ]Возникла резкая разница во мнениях между убежденными централистами немецкоязычного отделения 1 Нью-Йорка и англоязычными отделениями 9, 12 и 26, в которых преобладал средний класс, - с отделением 12 в ведущей роли. [ 25 ] Эти последние были описаны историком Сэмюэлем Бернштейном как «американские автономисты», которые
«Из-за веры в свои соответствующие проекты того, какой должна быть Америка, они рассчитывали сначала на распространение просвещения и демократический процесс по очищению правительства от коррупции, а затем на смягчающие законы, которые направят нацию к их изначальной модели. Таким образом, граница разделила автономистов, но они объединились против централизованной власти». [ 25 ]
Секция 12 оспаривала полномочия Центрального комитета, в котором доминировала Секция 1, написав письмо Генеральному совету в Лондоне осенью 1871 года с призывом взять под контроль все американское движение. [ 26 ] У Секции 12 были свои друзья в Генеральном совете, в том числе генеральный секретарь Джон Хейлз и секретарь-корреспондент США Джордж Эккариус . [ 26 ] В 1872 году она выдвинула свою собственную программу эклектической социальной реформы, вызвав протест со стороны доктринеров-интернационалистов-социалистов Секции 1, которые потребовали отстранения от организации за идеологическую ересь своих бывших товарищей. [ 27 ]
Обеспечена борьба за контроль над американским движением: Секция 1 оказалась в меньшинстве, поддержана большинством немецкой и ирландской секций, а Секция 12 выиграла для своей программы американскую, две немецкие и большую часть французских секций. [ 27 ] В ответ Секция 1 и ее сторонники раскололи IWA, учредив новый руководящий орган под названием Федеральный совет. [ 27 ] И Раздел 12, и Раздел 1 обратились в Генеральный совет в Лондоне с просьбой разрешить спор. [ 27 ] В марте 1872 года Генеральный совет издал свое постановление, приостановив действие Секции 12 в организации и приказав двум конкурирующим исполнительным органам объединиться в единый временный комитет в ожидании официального решения на следующем национальном съезде. [ 27 ]
Секция 12 продолжала независимое существование, в конечном итоге созвав собственный съезд в театре «Аполло» в Нью-Йорке. [ 27 ] Это собрание выдвинуло кандидатом на пост президента Соединенных Штатов группу, возглавляемую Викторией Вудхалл. [ 28 ]
Основная часть IWA открыла свой 1-й Национальный съезд в Нью-Йорке 6 июля 1872 года, на котором присутствовали представители 22 секций. [ 29 ] Собрание приняло новое официальное название американской организации — Североамериканская федерация Международной ассоциации рабочих — а также разработало новый свод организационных положений. [ 29 ]
Битва между анархистами и социалистами
[ редактировать ]
Американцы были не единственным национальным подразделением Интернационала, ведущим фракционную войну за контроль над организацией. Генеральный совет, который долгое время был разделен между умеренными профсоюзными реформаторами и международными эсерами, становился объектом еще большей борьбы — битвы между анархистами и социалистами. [ 30 ] Эта борьба, выходившая за рамки идеологической битвы, также попала в сферу личной антипатии между основными лидерами двух крыльев, немецким эмигрантом Карлом Марксом и русским эмигрантом Михаилом Бакуниным . [ 30 ]
Маркс видел социалистическое будущее как неизбежный результат процесса экономического роста и развития, при котором революционные преобразования сделали возможным проведение этого процесса образованным и дисциплинированным рабочим классом во главе с политической партией. [ 30 ] По мнению Бакунина, новый мир возникнет в результате восстания бедных и угнетенных масс, как рабочих, так и крестьян-фермеров, страдающих под пятой эксплуататорской полуфеодальной экономической и политической структуры. [ 30 ] Бакунин презирал образованных промышленных рабочих, которых поддерживал Маркс, полагая, что они «заражены буржуазным мировоззрением», и вместо этого выступал за союз радикальных интеллектуалов, крестьянских масс, а также самых обедневших и немытых рабочих городов. [ 30 ]
Бакунин отверг скоординированные профсоюзные и политические действия, одобренные международными социалистами, вместо этого заявив о целесообразности и необходимости вооруженного восстания. [ 31 ] Он стремился к насильственному уничтожению государственной власти и замене ее тем, что историк Юилиус Браунталь охарактеризовал как «безгосударственную федерацию коммун, свободную от всякого внешнего принуждения и власти». [ 31 ] Маркс, с другой стороны, рассматривал длительный процесс образования и организации как необходимую предпосылку революционного свержения правящего класса, за которым последует «отмирание» принудительного государства в новом неэксплуататорском мире. [ 31 ] Короче говоря, Бакунин и Маркс мало в чем соглашались, отвергали фундаментальные идеи друг друга и считали себя антагонистическими соперниками, вовлеченными в непримиримый конфликт за контроль над молодой организацией IWA.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тимоти Мессер-Крузе, Янки Интернационал: марксизм и американская реформистская традиция, 1848-1876. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины, 1998; стр. 6.
- ^ Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 48.
- ^ Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 49.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моррис Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах. Нью-Йорк: Funk and Wagnalls Co., 1903; стр. 177.
- ^ Ф. А. Зорге, «Рабочее движение в Соединенных Штатах, 1867–1877», Neue Zeit, вып. 13 (1891–92), цитируется в Hillquit, History of Socialism in the United States, стр. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах, стр. 178.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэл Бернштейн, Первый Интернационал в Америке. Нью-Йорк: Огастес М. Келли, 1962; стр. 53.
- ^ Бернштейн, Первый Интернационал в Америке, стр. 53-54.
- ^ Бернштейн, Первый Интернационал в Америке, стр. 54.
- ^ Филип С. Фонер, История рабочего движения в Соединенных Штатах: Том 1: От колониальных времен до основания Американской федерации труда. Нью-Йорк: Международные издательства, 1947; стр. 417.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бернштейн, Первый Интернационал в Америке, стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 100.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 101.
- ^ Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 102.
- ^ Цитируется по Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 103.
- ^ Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 103.
- ↑ Знамя Света, 15 июля 1871 г., цитируется в Messer-Kruse, The Yankee International, стр. 103–104.
- ^ См., например: Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах, стр. 179; Фонер, История рабочего движения в Соединенных Штатах: Том 1, стр. 413; Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 106.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 107.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 108.
- ^ Jump up to: а б с Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 109.
- ^ Jump up to: а б Мессер-Крузе, The Yankee International, стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Бернштейн, Первый Интернационал в Америке, стр. 112.
- ^ Jump up to: а б Бернштейн, Первый Интернационал в Америке, стр. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах, стр. 180.
- ^ Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах, стр. 180-181.
- ^ Jump up to: а б Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах, стр. 181.
- ^ Jump up to: а б с д и Юлиус Браунталь, История Интернационала: Том 1, 1864–1914 [1961]. Генри Коллинз и Кеннет Митчелл, пер. Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1967; стр. 175.
- ^ Jump up to: а б с Браунталь, История Интернационала: Том 1, стр. 176.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниел Белл, Марксистский социализм в Соединенных Штатах (1952). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1967.
- Сэмюэл Бернштейн, Первый Интернационал в Америке. Нью-Йорк: Огастес М. Келли, 1962.
- Пол Буле, Марксизм в Соединенных Штатах: переосмысление истории американских левых. Лондон: Версо, 1987.
- Джон Р. Коммонс и др., История труда в Соединенных Штатах. В четырех томах. Нью-Йорк: Макмиллан, 1918–1935.
- Бернард А. Кук, «Раздел 15 IWA: Первый Интернационал в Новом Орлеане», История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы, том. 14, нет. 3 (лето 1973 г.), стр. 297–304. В JSTOR
- Филип С. Фонер, История рабочего движения в Соединенных Штатах: Том 1: От колониальных времен до основания Американской федерации труда. Нью-Йорк: Международные издательства, 1947.
- Филип С. Фонер и Брюстер Чемберлин (ред.), Рабочее движение Фридриха А. Зорге в Соединенных Штатах. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1977.
- Дэвид Херрешофф, Американские ученики Маркса: от эпохи Джексона до прогрессивной эпохи. Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна, 1967.
- Моррис Хиллквит, История социализма в Соединенных Штатах. Нью-Йорк: Funk and Wagnalls Co., 1903.
- Генрик Кац, Освобождение труда: история Первого Интернационала. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1992.
- Марк Лаузе, История гражданской войны тайного общества (Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 2011).
- Марк Лаузе, Американские радикалы и организованный марксизм: первоначальный опыт, 1868–1874, История труда, 33 (зима 1992 г.), 55–80.
- Марк Лаузе, Довоенный политический кризис и первые американские богемы (Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета, 2009).
- Марк Лаузе, Молодая Америка: земля, труд и республиканское сообщество (Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 2005).
- Брюс Левин, Дух 1848 года: немецкие иммигранты, трудовой конфликт и начало гражданской войны. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1992.
- Тимоти Мессер-Крузе, Янки Интернационал: марксизм и американская реформистская традиция, 1848-1876. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины, 1998.
- Карл Оберманн, Йозеф Вейдемейер: пионер американского социализма. Нью-Йорк: Международные издательства, 1947.
- Говард Х. Квинт, Формирование американского социализма: истоки современного движения. Индианаполис, Индиана: Bobbs-Merrill Co., 1953.
- Эмани Сакс, «Ужасная сирена», Виктория Вудхалл, 1838–1927 гг. Нью-Йорк: Харпер и братья, 1928.
- Герман Шлютер, Die Internationale в Америке. Чикаго: Социалистическая партия Соединенных Штатов, н.э. [ок. 1910].
- Герман Шлютер, Линкольн, Труд и рабство: глава социальной истории Америки. Нью-Йорк: Компания социалистической литературы, 1913.