Хадат
арабский : красное событие | |
Альтернативное название | Иголка |
---|---|
Расположение | Турция |
Область | Провинция Кахраманмараш |
Координаты | 37 ° 42'25 "N 37 ° 27'36" E / 37,707 ° N 37,460 ° E |
Аль-Хадат аль-Хамра ( по-арабски «Хадат Красный») или Адата ( греч . Ἃδατα ) был городом и крепостью недалеко от гор Тавр (современная юго-восточная Турция ), сыгравшими важную роль в византийско-арабских войнах .
Расположение
[ редактировать ]Город располагался ок. Высота 1000 м, у южных подножий хребта Тавр - Антавр , недалеко от верхнего течения реки Аксу , в районе Гёлбашы . Его точное местоположение было потеряно, и его по-разному отождествляли с местами к северу или югу от озера Инекли . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Хадат стал важным в раннем средневековье из-за своего стратегического положения: он был расположен в укрепленной приграничной зоне Тугур , которая отделяла империи Омейядов и Аббасидов от Византийской империи . Город находился к юго-западу от важного перевала Хадат/Адата ( дарб аль-Хадат ), который вел через Тавр в Византийскую Анатолию , но также был расположен между двумя основными пограничными крепостями Мараш/Германикея (мод. Кахраманмараш ) и Малатья. /Мелитене и контролируемый проход из северной Месопотамии в западную Армению . Таким образом, он стал основной базой для частых мусульманских вторжений и набегов на византийские территории и часто подвергался ответным нападениям со стороны византийцев. [ 1 ] [ 3 ]

Он был завоеван арабами при Хабибе ибн Масламе во время правления халифа Умара (годы правления 634–644) и стал базой для ежегодных вторжений, предпринимавшихся против Византийской Анатолии под руководством халифа Муавии (годы правления 661–680). [ 1 ] Византийцы вернули себе город в 750-х годах, но не заняли его навсегда. В 778 году византийский полководец Михаил Лаханодракон разграбил город, но он был немедленно восстановлен халифом Аль-Махди (годы правления 775–785). По этому случаю Махди переименовал его в аль-Махдия или аль-Мухаммадия , но эти названия не прижились. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] Преемник Махди Аль-Хади в дальнейшем заселил город людьми из окрестностей, но зимой 786 года наводнение нанесло тяжелый ущерб городским стенам, которые были наспех восстановлены из высушенных на солнце кирпичей . Византийский стратег армян Никифор узнал об этом и разрушил город, сжег его дотла. [ 1 ] [ 5 ]
Он был полностью перестроен, укреплен и снабжен гарнизоном Харуном ар-Рашидом (годы правления 786–809), который сделал его одним из самых важных городов Тугура . Именно в этом воплощении город наиболее известен из литературных источников: его защищала крепость аль-Ухайдаб («Маленький Горбун»), построенная на холме, а сам город, как сообщается, был таким же большим, как Мараш. [ 1 ] [ 2 ] Хадат продолжал служить Аббасидам базой для набегов через границу, но византийцы также несколько раз нападали на город, разграбив его в 841 и 879 годах. [ 1 ] [ 6 ] Район вокруг города и особенно перевал были ареной частых и кровавых столкновений до такой степени, что арабы, как сообщается, переименовали его в Дарб ас-Салама («перевал мира») в попытке, как отмечает «Энциклопедия ислама »: чтобы изгнать злую судьбу, которая, казалось, была с ним связана». [ 1 ] В 949/950 году византийцы под предводительством Льва Фоки захватили город и сравняли его с землей. Он был восстановлен Хамданидов эмиром Сайф ад-Даулой в 954 году, но снова пал под властью византийцев под предводительством Никифора Фоки в 957 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] Византийцы сровняли и разрушили город, но к 970 году он был отстроен заново и стал центром новой небольшой фемы . [ 8 ]
После этого город погрузился в безвестность. В 1150 году он был захвачен Сельджуками , а позже Армянским Киликийским королевством . При армянах он стал базой для их набегов на окружающие мусульманские государства до 1272 года, когда мамлюкский султан Бейбарс (годы правления 1260–1277) разграбил его, вырезал жителей и сжег. Город продолжал существовать некоторое время, названный Гёйнюк турками и армянами Алханом («Сожженный») и местными курдами . Последний раз он упоминается в 1436 году, когда мамлюкский султан Барсбай (годы правления 1422–1438) использовал его в качестве своей базы для похода против тюркского бейлика Дулкадира . [ 1 ] [ 2 ]
Сирийские православные епископы Хадата
[ редактировать ]Хадат был важным центром Сирийской православной церкви , которая поддерживала епархию Хадат, базирующуюся в городе с восьмого по двенадцатый века. Четырнадцать якобитских епископов Хадата между восьмым и одиннадцатым веками упоминаются в списках Михаила Сирина. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ори (1971), стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хоутсма (1987), с. 187
- ^ Каэги (1995), с. 240
- ^ Тредголд (1997), с. 369
- ^ Тредголд (1997), с. 419
- ^ Тредголд (1997), стр. 443, 458.
- ^ Тредголд (1997), стр. 489, 492–493.
- ^ Ойкономидес (1972), с. 359
- ^ Михаил Сириец, Летопись , iii. 451–82 и 499
Источники
[ редактировать ]- Хоутсма, Мартин Теодор, изд. (1987). «Аль-Хадат» . Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том III . Лейден: БРИЛЛ. п. 187. ИСБН 90-04-08265-4 .
- Каеги, Уолтер Эмиль (1995). Византия и ранние исламские завоевания . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48455-8 .
- Ойкономидес, Николас (1972). Византийские списки старшинства IX и X веков (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ори, С. (1971). «Аль-Хадат » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 19–20. OCLC 495469525 .
- Тодт, Клаус-Питер; Вест, Бернд Андреас (2014). Tabula Imperii Byzantini, Том 15: Сирия (Сирия Проте, Сирия Дейтера, Сирия Евфратезия) (на немецком языке). Вена: Издательство Австрийской академии наук . ISBN 978-3-7001-7090-7 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Жан-Батист Шабо, Хроника Михаила Сирина, якобитского патриарха Антишского (1166-1199). Опубликовано впервые и переведено на французский язык I-IV (1899;1901;1905;1910; приложение к тому I, содержащее введение к Михаилу и его работам, исправления и указатель, было опубликовано в 1924 году. Переиздано в четырех томах). 1963, 2010).