Jump to content

Элиша бар Кузбай

Элиша бар Кузбай [ 1 ] ( ок . 450 — ок. 510/530) был герменевтом и апологетом Церкви Востока . Работая в Персии , он был вторым или третьим директором школы Нисибиса . Он много писал на сирийском языке , но сохранились лишь несколько фрагментов его произведений.

Значение фамилии Елисея неясно. [ 2 ] Возможно, оно происходит из деревни Кузбо в Марге в Бет-Арбайе . [ 3 ] По словам Бархадбшаббы Арбая , его фамилия была Арбая бар Кузбане. [ 2 ] В некоторых более поздних рукописях его имя искажено на Мар Корбейн. [ 3 ]

Согласно « Хроникам Сиирта» , Елисей был однокурсником Нарсая в школе Эдессы до 450 года. [ 2 ] Бархадбшабба из Хулвана утверждает, что он «обучился всем церковным и светским книгам». [ 3 ] В конце концов он преподавал библейское толкование в школе Нисибиса, где, согласно « Хроникам Арбелы» , он стал мпашшкана (главным переводчиком). [ 3 ] [ 2 ]

Согласно « Хроникам Сиирта» и историку Мари ибн Сулейману , персидский царь Кавад I приказал всем религиозным общинам Персии представить письменные описания своих верований. В ответ на это повеление католикос Акак поручил Елисею написать общий труд о христианстве, который католикос затем перевел на персидский язык и представил Каваду. Должно быть, это произошло между 488 годом (воцарение Кавада) и 496 годом (смерть Акака). [ 4 ] [ 5 ]

Согласно некоторым источникам, Элиша сменил Нарсая на посту директора школы примерно в 502 году. Бархадбшабба Арбая, однако, датирует начало своего срока на посту директора примерно 522 годом, после Авраама из Бет-Раббана . первого срока [ 2 ] В любом случае срок его правления был коротким: четыре года (по Бархадбшаббе) или семь (503–510, по Хроникам ). [ 6 ]

Работает

[ редактировать ]

Елисей был автором нескольких апологетических, дидактических и разъяснительных работ на сирийском языке, но сохранились только два коротких отрывка из его комментария к Иову , цитируемые Ишодадом из Мерва . [ 2 ] [ 7 ] В « Хрониках Сиирта» записано, что он также написал комментарии к Иисусу Навину и Судьям и «закончил… по просьбе» комментарий Феодора Мопсуестийского к Самуилу . [ 2 ] [ 8 ] Этот последний комментарий может означать либо то, что он добавил окончание к незаконченной работе Феодора, либо просто завершил ее перевод на сирийский язык. [ 8 ] Хроники , вероятно , также приписывают ему книгу «значений» «Книг царей» толкование сложных отрывков, а не полный комментарий. [ 7 ] Там утверждается, что он написал комментарии ко всем посланиям Павла , но других свидетельств столь обширной работы нет. [ 7 ] Комментарии Нового Завета не упоминаются Бархадбшаббой из Хулвана, который утверждает, что Елисей написал комментарии ко всем книгам Ветхого Завета в соответствии с пешиттскими (сирийскими) версиями. Это утверждение также следует воспринимать как возможную гиперболу. [ 9 ] Написав столетия спустя, Абдишо бар Бриха знал только комментарии Елисея на Второе послание к Коринфянам и послания к Галатам , Ефесянам и Филиппийцам . [ 10 ]

Помимо экзегетических работ, Елисей написал множество богословских и исторических работ. В «Абдишо» и « Хрониках» записано, что он написал эллту (причину, объяснение) маутбы ( араб . аль -маутиб ), что, вероятно, означает академическую сессию в школе. [ 11 ] Абдишо также приписывает ему « эллту мучеников», «книгу благодарений», стихотворение, прославляющее Шемона Гермахинского, и комментарий к « Хроникону» Евсевия Кесарийского . [ 12 ] [ 13 ] По словам Бархадбшаббы, он написал защиту христианства от критики волхвов , которую он называет «объяснением вопросов магизма» (т. е. зороастризма ), в которой «решил [отрицал] вопросы, поднятые волхвами.. . против нас». [ 14 ] По словам Бархадбшаббы, он также написал защиту против «еретиков», под которыми подразумеваются монофизиты . [ 15 ]

Работа Елисея для Кавада описана в Хрониках Сиирта как охватывающая божественную сущность , Троицу , Шестимерон , сотворение ангелов , падение сатаны и Парусию . [ 15 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Выыбус 1965 , с. 122: Элиша бар Кузбайе; Беккер 2008 , с. 8: Элиша бар Козбайе.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван Ромпей 2011 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Выубус 1965 , стр. 122–123.
  4. ^ Беккер 2006 , с. 92.
  5. ^ Выубус 1965 , стр. 126–127.
  6. ^ Ван Ромпей 2011 ; Беккер 2008 , с. 76н; Рейнинк 1995 , с. 82н.
  7. ^ Jump up to: а б с Выубус 1965 , с. 126.
  8. ^ Jump up to: а б Выубус 1965 , с. 125.
  9. ^ Выубус 1965 , с. 124.
  10. ^ Барсук 1852 , с. 372. Выыбус 1965 , с. 126, читается как включающий комментарий к Первому посланию к Коринфянам .
  11. ^ Барсук 1852 , с. 372; Ван Ромпей 2011 . Согласно Рейнинку 1995 , с. 82n, Авраам из Бет-Раббана и Бархадбшабба из Хулвана написали «эллата» на ту же тему, но сохранился только последний.
  12. ^ Барсук 1852 , с. 372.
  13. ^ Беккер 2006 , с. 105.
  14. ^ Ввобус 1965 , с. 127, приписывая его Бархадбшаббе из Хулвана. По мнению Ван Ромпея (2011) , который приписывает это Бархадбшаббе Арбая, это может быть та же работа, что и работа, заказанная Акаком и представленная королю.
  15. ^ Jump up to: а б Выубус 1965 , с. 127.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бэджер, врач общей практики , изд. (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Джозеф Мастерс.
  • Беккер, Адам Х. (2006). Страх Божий и начало мудрости: школа Нисибиса и развитие схоластической культуры в позднеантичной Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета.
  • Беккер, Адам Х., изд. (2008). Источники по истории школы Нисибиса . Издательство Ливерпульского университета.
  • Рейнинк, Дж.Дж. (1995). « Эдесса померкла, а Нисибис засиял»: Школа Нисибиса на переходном этапе шестого – седьмого веков». В JW Drijvers; А. А. Макдональд (ред.). Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Э. Дж. Брилл. стр. 77–90. дои : 10.1163/9789004247154 . ISBN  9789004247154 .
  • Ван Ромпей, Лукас (2011). «Елисей бар Кузбай» . У Себастьяна П. Брока ; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс.
  • Ворбус, Артур (1965). История школы Нисибиса Секретариат по Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f95719725b01f89d8e3ab10e24f99043__1705237380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/43/f95719725b01f89d8e3ab10e24f99043.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elishaʿ bar Quzbaye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)