Элиша бар Кузбай
Элиша бар Кузбай [ 1 ] ( ок . 450 — ок. 510/530) был герменевтом и апологетом Церкви Востока . Работая в Персии , он был вторым или третьим директором школы Нисибиса . Он много писал на сирийском языке , но сохранились лишь несколько фрагментов его произведений.
Жизнь
[ редактировать ]Значение фамилии Елисея неясно. [ 2 ] Возможно, оно происходит из деревни Кузбо в Марге в Бет-Арбайе . [ 3 ] По словам Бархадбшаббы Арбая , его фамилия была Арбая бар Кузбане. [ 2 ] В некоторых более поздних рукописях его имя искажено на Мар Корбейн. [ 3 ]
Согласно « Хроникам Сиирта» , Елисей был однокурсником Нарсая в школе Эдессы до 450 года. [ 2 ] Бархадбшабба из Хулвана утверждает, что он «обучился всем церковным и светским книгам». [ 3 ] В конце концов он преподавал библейское толкование в школе Нисибиса, где, согласно « Хроникам Арбелы» , он стал мпашшкана (главным переводчиком). [ 3 ] [ 2 ]
Согласно « Хроникам Сиирта» и историку Мари ибн Сулейману , персидский царь Кавад I приказал всем религиозным общинам Персии представить письменные описания своих верований. В ответ на это повеление католикос Акак поручил Елисею написать общий труд о христианстве, который католикос затем перевел на персидский язык и представил Каваду. Должно быть, это произошло между 488 годом (воцарение Кавада) и 496 годом (смерть Акака). [ 4 ] [ 5 ]
Согласно некоторым источникам, Элиша сменил Нарсая на посту директора школы примерно в 502 году. Бархадбшабба Арбая, однако, датирует начало своего срока на посту директора примерно 522 годом, после Авраама из Бет-Раббана . первого срока [ 2 ] В любом случае срок его правления был коротким: четыре года (по Бархадбшаббе) или семь (503–510, по Хроникам ). [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Елисей был автором нескольких апологетических, дидактических и разъяснительных работ на сирийском языке, но сохранились только два коротких отрывка из его комментария к Иову , цитируемые Ишодадом из Мерва . [ 2 ] [ 7 ] В « Хрониках Сиирта» записано, что он также написал комментарии к Иисусу Навину и Судьям и «закончил… по просьбе» комментарий Феодора Мопсуестийского к Самуилу . [ 2 ] [ 8 ] Этот последний комментарий может означать либо то, что он добавил окончание к незаконченной работе Феодора, либо просто завершил ее перевод на сирийский язык. [ 8 ] Хроники , вероятно , также приписывают ему книгу «значений» «Книг царей» толкование сложных отрывков, а не полный комментарий. [ 7 ] Там утверждается, что он написал комментарии ко всем посланиям Павла , но других свидетельств столь обширной работы нет. [ 7 ] Комментарии Нового Завета не упоминаются Бархадбшаббой из Хулвана, который утверждает, что Елисей написал комментарии ко всем книгам Ветхого Завета в соответствии с пешиттскими (сирийскими) версиями. Это утверждение также следует воспринимать как возможную гиперболу. [ 9 ] Написав столетия спустя, Абдишо бар Бриха знал только комментарии Елисея на Второе послание к Коринфянам и послания к Галатам , Ефесянам и Филиппийцам . [ 10 ]
Помимо экзегетических работ, Елисей написал множество богословских и исторических работ. В «Абдишо» и « Хрониках» записано, что он написал эллту (причину, объяснение) маутбы ( араб . аль -маутиб ), что, вероятно, означает академическую сессию в школе. [ 11 ] Абдишо также приписывает ему « эллту мучеников», «книгу благодарений», стихотворение, прославляющее Шемона Гермахинского, и комментарий к « Хроникону» Евсевия Кесарийского . [ 12 ] [ 13 ] По словам Бархадбшаббы, он написал защиту христианства от критики волхвов , которую он называет «объяснением вопросов магизма» (т. е. зороастризма ), в которой «решил [отрицал] вопросы, поднятые волхвами.. . против нас». [ 14 ] По словам Бархадбшаббы, он также написал защиту против «еретиков», под которыми подразумеваются монофизиты . [ 15 ]
Работа Елисея для Кавада описана в Хрониках Сиирта как охватывающая божественную сущность , Троицу , Шестимерон , сотворение ангелов , падение сатаны и Парусию . [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Выыбус 1965 , с. 122: Элиша бар Кузбайе; Беккер 2008 , с. 8: Элиша бар Козбайе.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван Ромпей 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д Выубус 1965 , стр. 122–123.
- ^ Беккер 2006 , с. 92.
- ^ Выубус 1965 , стр. 126–127.
- ^ Ван Ромпей 2011 ; Беккер 2008 , с. 76н; Рейнинк 1995 , с. 82н.
- ^ Jump up to: а б с Выубус 1965 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Выубус 1965 , с. 125.
- ^ Выубус 1965 , с. 124.
- ^ Барсук 1852 , с. 372. Выыбус 1965 , с. 126, читается как включающий комментарий к Первому посланию к Коринфянам .
- ^ Барсук 1852 , с. 372; Ван Ромпей 2011 . Согласно Рейнинку 1995 , с. 82n, Авраам из Бет-Раббана и Бархадбшабба из Хулвана написали «эллата» на ту же тему, но сохранился только последний.
- ^ Барсук 1852 , с. 372.
- ^ Беккер 2006 , с. 105.
- ^ Ввобус 1965 , с. 127, приписывая его Бархадбшаббе из Хулвана. По мнению Ван Ромпея (2011) , который приписывает это Бархадбшаббе Арбая, это может быть та же работа, что и работа, заказанная Акаком и представленная королю.
- ^ Jump up to: а б Выубус 1965 , с. 127.
Библиография
[ редактировать ]- Бэджер, врач общей практики , изд. (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Джозеф Мастерс.
- Беккер, Адам Х. (2006). Страх Божий и начало мудрости: школа Нисибиса и развитие схоластической культуры в позднеантичной Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета.
- Беккер, Адам Х., изд. (2008). Источники по истории школы Нисибиса . Издательство Ливерпульского университета.
- Рейнинк, Дж.Дж. (1995). « Эдесса померкла, а Нисибис засиял»: Школа Нисибиса на переходном этапе шестого – седьмого веков». В JW Drijvers; А. А. Макдональд (ред.). Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Э. Дж. Брилл. стр. 77–90. дои : 10.1163/9789004247154 . ISBN 9789004247154 .
- Ван Ромпей, Лукас (2011). «Елисей бар Кузбай» . У Себастьяна П. Брока ; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс.
- Ворбус, Артур (1965). История школы Нисибиса Секретариат по Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium.