Йиндрих Хонцль
Йиндрих Хонцль | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 14 мая 1894 г. |
Умер | 20 апреля 1953 г. | (58 лет)
Подпись | |
![]() |
Йиндржих Хонзл (14 мая 1894 – 20 апреля 1953) был чешским теоретиком театра, режиссером кино и театра и педагогом, ведущим представителем чешского современного театра.
Биография
[ редактировать ]Хонцль родился 14 мая 1894 года в Гумполце в семье портного и фабричного рабочего. В 1914 году окончил педагогические курсы в Праге. С 1914 по 1927 год преподавал химию и физику в школах Праги. После окончания Первой мировой войны он стал активно заниматься политикой и культурой, писал статьи в социал-демократической прессе. В родном городе его интерес к театру стимулировали любительские спектакли рабочего объединения в трактире «На Кучаржове», где выступала его мать. [ 1 ]
С 1921 член Коммунистической партии Чехословакии .
Он посвятил себя театру в Дедрасборе (Рабочий драматический хор), который был пролетарским любительским театральным движением под влиянием Пролеткульта , и особенно в Девециле , в антологии которого он смог опубликовать свои теоретические статьи, которые обычно воспринимаются как начало чешского театрального авангарда. [ 2 ]
Уже в 1926 году вместе с Иржи Фрейкой и Эмилем Франтишеком Бурианом он открыл экспериментальный театр Osvobozené divadlo . Сначала они представляли постановки французских и чешских авторов, а год спустя, в 1927 году, приняли Иржи Восковца и Яна Вериха с их успешной пьесой «Вест карманное ревю» , давшей начало чешскому авангардному театру. [ 3 ]
С 1929 по 1931 год работал драматургом и режиссером Губернского театра в Брно. С 1931 по 1938 год работал в Национальном театре и Городском театре в Пльзене. Хонцль также принимал участие в дискуссиях о Пражской школе, которая была основана в 1926 году как Пражский лингвистический кружок .
Во время немецкой оккупации Чехии в марте 1939 года такие режиссеры, как Эмиль Франтишек Буриан, Карел Достал и Иржи Фрейка, пытались показать публичные признаки сопротивления в свою сторону скрытыми намеками, акцентом и растяжкой в языке и одновременной мимикой и жестами, которые однако не осталось незамеченным информаторами. В 1939 г. Хонцль подвергся нападкам за свою работу со стороны коллаборационистской прессы, а в 1941 г. он выступил с протестом против ареста Буриана.
После Второй мировой войны он стал членом Национального театра . В период с июля 1945 по июль 1948 года, параллельно с работой в Национальном театре, он также руководил вновь созданной Студией Национального театра, которую он и основал. [ 4 ]
Ставил пьесы чешских авторов XIX века в современных театральных формах. и международные писатели, такие как Гийом Аполлинер , Жан Кокто и Альфред Жарри В 20 веке на сцену вышли . Государство требовало уделять больше внимания театральным постановкам современных советских авторов, а Хонцль обязывал проявлять умеренность. [ 2 ]
С 1945 по 1946 год читал лекции по актёрскому мастерству на кафедре эстетики (кафедра истории и теории театра) и философском факультете Карлова университета . После создания в университете кафедры театроведения возглавил академический семинар. С 1946 по 1953 год он был профессором театроведения театрального факультета Академии исполнительских искусств в Праге, а с 1951 по 1952 год занимал должность заведующего кафедрой театроведения и драматургии. Он также вел журнал «Советский театр» и работал в театральной секции Чехословацко-Советского института. [ 5 ]
Он ушел с поста директора весной 1950 года, а позже ушел со своих оставшихся постов. Хонцль умер 20 апреля 1953 года в Праге.
Работает
[ редактировать ]Хонцль писал тексты по театральной теории авангардного театра и первоначально находился под влиянием сюрреализма , конструктивизма и дадаизма . Он был ведущей фигурой левого чешского авангарда межвоенного периода. Как художник и теоретик он активно влиял на развитие театра социалистической направленности. В своей режиссёрской работе он опирался на специфическую актёрскую экспрессию и способствовал развитию широты его выразительных средств. Его теоретические работы заложили основу марксистской интерпретации театральной науки. После 1945 года способствовал распространению идеологических принципов советской театральной культуры в чешском театре. [ 6 ]
Теоретические работы
[ редактировать ]- Вращающаяся сцена , 1925 год.
- Возникновение современного русского театра , 1928 год.
- К новому смыслу искусства , 1956.
- Основы современной театральной практики , 1963.
Театральные постановки
[ редактировать ]
- Адриан Римский ( Вацлав Климент Кличпера , 1930)
- Алхимик ( Владислав Ванчура , 1932)
- Ян Гус ( Дж. К. Тил , 1936)
- Джульетта ( Богуслав Мартину , 1938)
- Пражский еврей (Й. Я. Колар – В. Ванчура, 1946)
- Национальный герой Юлиус Фучик (1946).
- Из жизни насекомых ( Карел Чапек и Йозеф Чапек , 1946),
- Файдра ( Жан Расин , 1947)
- Мариша (Алоис Мрштик и Вилем Мрштик, 1948)
- Мещане , ( Максим Горький , 1949)
- Жозефина (автор В. Ванчура, 1949)
Фильмография
[ редактировать ]- Порох и бензин , 1931 год.
- Деньги или жизнь , 1932 год.
- Хороший лидер , 1939 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гонцль, Йиндржих – Театральная энциклопедия» . энциклопедия.idu.cz . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Черный, Йиндржих (2007). Судьба чешского театра после Второй мировой войны: театр и общество 1945-1955 гг . Академия. ISBN 978-80-200-1502-0 . OCLC 470812194 .
- ^ Пелц, Яромир (1981). Межвоенный авангард и Освобожденный театр . Институт культурно-просветительской деятельности. ОСЛК 8930869 .
- ^ «Архив НД» . archive.narodni-divadlo.cz . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Коубская, Власта (2020). «О сотрудничестве Антонина Хейтума с Карлом Уго Хиларом и Карлом Досталем в Национальном театре» . Театралия (2): 109–142. дои : 10.5817/ty2020-2-7 . ISSN 1803-845X . S2CID 231053873 .
- ^ Дворжак, Антонин (1962). Йиндрих Плахта . Орбис. ОСЛК 45551981 .