Муедоботонгджи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
Муедоботонгджи | |
![]() | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | Учебный центр боевых искусств |
Ханджа | Атлас боевых искусств |
Пересмотренная романизация | Муедоботонгджи |
МакКьюн-Рейшауэр | Муедоботонгджи |
Созданный в 1790 году королем Чонджо (годы правления 1740–1810), Муедоботонгджи ( корейский : 무예도보통지 ; букв. «Полное иллюстрированное руководство по боевым искусствам» ; Муе Добо Тонг Джи ) расширил восемнадцать систем вооружения, идентифицированных в Муесинбо 1758 года.
Написанная И Деонгму (이덕무, 1741–1793), Пак Че Га (박제가, 1750–1805) и Пэк Дон Су (백동수, 1743–1816) и опубликованная в четырех томах в 1795 году, она сохранила методы и практики предыдущей работы с добавлением тренировок по верховой езде . представляет собой не что иное, как полевое руководство для каталогизации необходимых навыков, оно Хотя «Муедоботонгджи» широко рассматривается как ресурс для понимания природы корейской военной науки в 18 веке.
Фон
[ редактировать ]В результате частых войн в Северо-Восточной Азии и, в частности, разрушительного характера большого количества вторжений на Корейский полуостров, большая часть любой документации о корейских боевых методах и боевых стилях была утеряна. Большая часть современных исследований связана с классическими или досовременными корейскими боевыми искусствами, в частности с теми, которые предшествовали монгольскому вторжению в Корею (во время которого корейские дворцы и библиотеки содержали множество документов, имеющих отношение к изучению боевых искусств и боевых искусств). самообороны были уничтожены), опирается на исследование «Самгук Саги» , составленного учёным Ким Бу-сиком , и «Самгук Юса», составленного буддийским монахом Ирёном . Обе работы предполагают, что воинственные отношения между тремя основными странами периода Корейского Троецарствия (37 г. до н.э. – 660 г. н.э.) привели к тому, что каждая нация создала учреждение для обучения своих воинов боевым искусствам и военным наукам. [ нужна ссылка ]
Конец вассального подчинения монгольской династии Юань в середине 1300-х годов не принес мира на Корейский полуостров. Уход/отступление монгольской гегемонии примерно совпало с крахом сёгуната Камакура в Японии; Возникшая в результате нестабильность и относительное отсутствие контроля со стороны последующего сёгуната Асикага привели к увеличению вторжений прибрежных рейдовых сил, в основном с японских островов. Эти пиратские нападения, а также набеги из неконтролируемых регионов южной Маньчжурии предоставили корейскому государству (сначалу Корё , а затем Чосон ) некоторое обоснование для восстановления корейских военных объектов и частей. [ нужна ссылка ] Однако в целом приход к власти династии Чосон в Корее в 1392 году и утверждение неоконфуцианства в качестве ее руководящей философии означали, что академические науки, гражданские занятия и культурные искусства в подавляющем большинстве уделялись особое внимание за счет боевых искусств и военных занятий. В результате многие национальные и местные структуры обороны, а также подготовка и практика вооруженного боя были ограничены и достаточны лишь для отражения мелких набегов и нападений племен. [ нужна ссылка ]
Японские кампании в Корее в 1592–1598 годах обнаружили самодовольную в военном отношении Корею, которая была крайне неготова к отражению крупного, организованного и крупномасштабного военного вторжения, подобного тому, которое приказал Тоётоми Хидэёси . Хотя представители корейского двора пытались обновить и иным образом оживить тусклые корейские военные ресурсы, им часто противостояли соперничающие группировки, и поэтому они не могли существенно улучшить корейскую национальную оборону в широком масштабе, пока японское вторжение не продемонстрировало необходимость такого вмешательства. акцент. В сентябре 1593 года, после того как первоначальное японское вторжение было остановлено и отброшено благодаря вмешательству китайцев династии Мин , король Сончжо учредил «Королевское агентство военной подготовки». После прекращения боевых действий и полного отступления японских войск в 1598 году корейское правительство стремилось записать все материалы, которые они сочли полезными. В результате в 1610 году был опубликован « Муе чжэбо» — 무예제보 (буквально «Иллюстрации боевых искусств»). Работа была составлена королевским военным офицером Хан Гё и состояла из шести боевых систем, основанных на оружии. К ним относятся Гон Банг (длинная палка), Дын Паэ (щит), Нанг Сон (копье с несколькими наконечниками), Чжан Чанг (длинное копье), Данг Па (копье с тремя наконечниками) и Ссанг Су До (двуручная сабля). Содержимое, связанное с рукопашным боем, не было включено в это руководство.
Во время правления короля Ёнджо (годы правления 1724–1776) Муе чебо был пересмотрен и дополнен 12 дополнительными боевыми приемами наследным принцем Садо , который ввел термин «корабельный приятель ги» – 십팔기, 十八技 («Восемнадцать боевых приемов»). Хотя этот термин часто путают с одноименными китайскими практиками и практиками более позднего 20-го века, этот термин, придуманный принцем Садо, представляет собой сокращенную форму бана «бондзё муйе шип-пал» – 본조무예십팔반, 文章武藝十八般 («18 классов боевых искусств Династия И»), идентифицировал этот сборник из 18 боевых систем. Это руководство содержало шесть оригинальных систем муе чжэбо , а также разделы, посвященные джук чанг 죽창 (длинное бамбуковое копье), ги чанг 기창 (копье для флага), йе до 예도 (короткий меч), ваэ гым 왜검 (японский меч – предположительно, это имелось в виду катана ), гё чжон бо 교전보 (иллюстрации боя), джедок гым 제독검 (адмиральский меч), бон гук гым беоп 본국검법 (буквально «местные методы владения мечом»), ссанг гым 쌍검 (буквально «двойные мечи») . «- здесь подразумевалось владение в бою двумя идеально подобранными мечами, по одному в каждой руке), воль до 월도 (буквально «лунный меч» — это относится к корейскому эквиваленту японской нагинаты , но лезвие которого имело форму полумесяца, что делало его более похожим на китайский гуандао ), хёп до 협도 (меч-копье — тем лучше) известным японским аналогом будет изогнутый вариант яри ]), пхён гон 편곤 (цеп) и гвон беоп 권법 (рукопашный бой — обратите внимание, что ханджа 拳法 означает «бокс» так же, как гл. цюань-фу или яп. кэнпо ).
Муесинбо был пересмотрен во время правления короля Чонджо (годы правления 1776–1800). Добавленные 6 боевых навыков представляли собой, по сути, методы спешивания с таким оружием, как копье, меч и цеп, которые были описаны в предыдущих версиях для применения верхом на лошади. Материал GwonBeop также был модифицирован за счет добавления материала, исполненного между партнерами. Материал был предназначен для отражения боевого формата в соответствии с неоконфуцианской мыслью, когда партнеры использовали одинаковые методы, которые приводили только к «патовой ситуации», а не к победе одного партнера над другим. Хотя эта практика была идеологически удовлетворительной, она быстро вышла из употребления из-за отсутствия практической боевой эффективности. Это переработанное издание называется « Муедоботонгджи» («Всеобъемлющее иллюстрированное руководство по боевым искусствам») и было опубликовано в 1795 году.
С появлением огнестрельного оружия в качестве преобладающего метода вооруженного конфликта методы и приемы Муедоботонгджи в значительной степени стали относиться к справочным материалам. Многие копии были утеряны или уничтожены, а также большие знания и практика корейской военной науки и боевых искусств в последние годы правления династии Чосон, большая часть этого произошла во время японской оккупации Кореи в первой половине 20-го века.
Содержание
[ редактировать ]Тома с 1 по 3 посвящены главным образом древковому оружию и фехтованию . Четвертый том посвящен рукопашному бою ( gwonbeop «бокс»), тупому оружию ( посох и цеп ) и навыкам верховой езды .
Оригиналом Муедоботонгджи 1795 года являются шесть методов верхового боя : Кичанг (бой на копьях верхом), Масанг Ссангеом (парные мечи верхом на лошади), Масанг Вольдо (меч в форме полумесяца верхом на лошади), Масанг Пхёнгон (метод цепа верхом на лошади), Кёкгу (мяч ). игра на лошадях), Масанг Джэ (специальности верховой езды, такие как трюки, часто встречающиеся в цирковых представлениях).
Том 1
[ редактировать ]- Длинное копье или копье - Чан Чанг ( хангыль : 장창, ханджа : 長槍), копье длиной 13 футов (4,0 м), сделанное из древесины тиса. Его также можно сделать из такой же мягкой древесины, в том числе из бамбука, в подходящем климате. Оно считалось наиболее эффективным обычным оружием на поле боя благодаря своей гибкости и длине. Чанчан широко использовался в битве за крепость Пхеньян во время войны 1592 года между Чосуном (Корея) и Японией.
- Длинное бамбуковое копье - Джук чан чанг ( 죽장창 ; 竹長槍 ) Копье длиной 14 футов (4,3 м) с наконечником 4-дюймового лезвия, древко которого было сделано из бамбука, что обеспечивает большую гибкость.
- Флагкопье - Ги чанг ( 기창 ; 旗槍 ) Посох длиной 9 футов (2,7 м) с лезвием длиной 9 дюймов (230 мм) на конце.
- Трезубец – Данг па ( 당파 ; 鐺鈀 ) Трезубец. Среднее копье было длиннее для более глубокого проникновения. Его длина составляет от семи футов шести дюймов до восемнадцати футов, а наконечник имеет либо железный, либо деревянный наконечник.
- Копье верхом на лошади – Гичан ( 기창 ; 騎槍 ) Использование копья (обычно Гичан ) верхом на лошади.
- Несколько сбивает с толку из-за одинакового звучания слов, обратите внимание, что ханджа различаются: в 기창 или копье с флагом используется 旗 ( маленький флаг или вымпел ), который закреплен «квадратным» радикалом (方), а в 기창 или копье на лошади используется 騎( конный солдат или кавалерия ), закрепленный на «лошадином» радикале (馬). Хотя Ма Сан (馬上; буквально «на вершине лошади») мог использоваться, как и в случае с другим конным оружием в списке, корейцы очень ценят каламбуры , поскольку многие слова в их языке произносятся одинаково.
- Колючее копье - Нанг сон ( 낭선 ; 狼先 ) Копье с девятью-одиннадцатью ветвями или шипами, выходящими из основного древка, каждое из которых усеяно небольшими металлическими крючками. Эти шипы обычно окунали в яд .
Том 2
[ редактировать ]- Длинный меч – Ссанг су до ( 쌍수도 ; 雙手刀 ) Меч, которым нужно было держаться обеими руками.
- Длинный меч владеют обеими руками. Эти пугающе большие и тяжелые мечи первоначально назывались «длинными мечами» ( чжан до , 장도), иногда «прикладным мечом» ( ён геом , 용검) или «простым мечом» ( пхён геом , 평검). Мечи этого типа стали известны во время вторжений в Китай, поскольку их использовали японские пираты, вторгавшиеся в прибрежные районы Китая. Владея этими мечами, японские пираты были способны одним ударом разрубить длинные копья или даже вражеских солдат пополам. Поэтому навыки владения длинным мечом были внедрены в Корею, чтобы подготовить ее войска к борьбе с японскими пиратами.
- Острый меч – Йедо ( 예도 ; 銳刀 ). Также известен как дандо (?) или хвандо ( 환도 ; 環刀 ). «Хван» на языке хвандо переводится как обруч, петля или кольцо, а также было средством описания кольчужного доспеха . Поскольку едо или «острый меч» использовался в дополнение к хвандо , можно с уверенностью предположить, что этот термин означал, что им можно прорезать кольчугу , в отличие от обозначения абордажной сабли с кольцами вдоль задней стороны меча, т.е. напротив режущей кромки (таким мечом является палаш с 9 кольцами, распространенный в китайском оружии ушу ). Для ясности обоюдоострый меч назывался геом ( 劍 ) , а однолезвийный - до ( 刀 ).
- Японский меч – Ваэ геом ( 왜검 ; 倭劍 ). В этой главе описывается использование японских мечей. Их использование изучалось во времена Имджин Ваэрана .
- Боевой бой - Гё чжон ( 교전 ; 交戰 ) Японский метод тренировки фехтования с партнером по тренировкам.
Том 3
[ редактировать ]- Командирский меч – Джедок геом ( 제독검 ; 提督劍 ). Носится на поясе, как Эдо. Этот меч обязан своим названием полководцу Ли Русуну .
- Корейский меч - Бонгук геом ( 본국검 ; 本國劍 ), также известный как син геом ; 신검 (объединяет первый слог от Силла [Син-Ра; 신라; 新羅], который подвергается ассимиляции в обычном контексте , и меч [Геом; 검; 劍]). В этом разделе представлены мечи, которыми пользовались хваранги династии Силла . Он очень напоминал обоюдоострый меч Восточной Хань.
- Двойной меч – Ссанг геом ( 쌍검 ; 雙劍 ) Набор мечей одинакового размера.
- Боевой навык с использованием двух мечей, по одному в каждой руке. Это был один из самых сложных навыков в освоении. Парные мечи на конях требовали еще большего мастерства. Боец мог одновременно атаковать и защищаться, используя два меча. Для этой техники обычно использовались мечи меньшего размера, размером с сабу, с круглыми наручами (хвандо). Фехтовальщик держал пару мечей, один из которых назывался мужским (или ян ), а другой — женским (или эм ), в одних ножнах, чтобы быстро их вытащить (обратите внимание, что обозначение эм/ян также применимо к левому и янскому мечам). верно ). известный народный танец с двойными мечами ( Ссангеомму ). На основе этого искусства произошел
- Двойной меч верхом на лошади – Масанг ссанг геом ( 마상쌍검 ; 馬上雙劍 ) В этой главе описывается использование ссанг геом верхом на лошади.
- Алебарда - Вольдо ( 월도 ; 月刀 ) Оружие, буквально «лунный нож», которое часто сравнивают с европейской алебардой, хотя оно больше напоминает глефу с большой головкой.
- Алебарда верхом на лошади – Масанг вольдо ( 마상월도 ; 馬上月刀 ) В этой главе описывается, как использовать вольдо верхом.
- Короткая алебарда – Хёпдо ( 협도 ; 挾刀 ) Укороченная версия вольдо.
- Щит – Дынгпэ ( 등패 ; 藤牌 ) Использование щита с метательным мечом или метательным копьем. В этой главе рассматриваются два отдельных метода.
Том 4
[ редактировать ]- Безоружный бой – Квонбеоп ( 권법 ; 拳法 ). Эта глава занимает примерно 20 страниц и не имеет заметных форм.
- Палка – Гон бонг ( 곤봉 ; 棍棒 ) В этой главе описывается, как использовать в бою длинную палку, похожую на китайский гун (посох) ).
- Техники посоха включают в себя удар, колющий удар, блок, парирование и т. д. Эти техники являются основой всех техник владения оружием. После освоения навыков посоха доступно изучение другого древкового оружия, такого как копье, меч, трезубец, лунный меч и т. д.
- Цеп – Пхёнгон ( 편곤 ; 鞭棍 ). Это оружие состоит из длинной и короткой палки, соединенной куском веревки или цепи. Вместо стального шара с шипами короткая палка действовала как цеп, снабженный стальной кожей со множеством болезненных выступов.
- Цеп верхом на лошади – Масанг пхён гон ( 마상편곤 ; 馬上鞭棍 ). В этой главе описывается, как использовать цеп во время езды на лошади.
- Корейское поло – Кёкгу ( 격구 ; 擊毬 ) Игра, напоминающая поло .
- Этот вид спорта, используемый для улучшения навыков верховой езды кавалерии, использовался кавалерией Когурё еще в 400 году нашей эры. Мяч должен быть забит в ворота, но игроки должны ехать, висеть или находиться в любом положении на лошади, не касаясь земли. Игрокам разрешено касаться мяча только клюшкой с туго загнутой петлей на одном конце. Они могут балансировать мяч на петле во время езды или бросать его (этот аспект игры больше похож на игру в лакросс , хотя и конную, чем на удары по мячу молотком, как это используется в поло ).
- Навыки верховой езды — Масанг Чже ( 마상재 ; 馬上才 ) Шесть навыков верховой езды, которыми должен овладеть кавалерист. Сюда входит принятие перевернутой позы на лошади, многократные прыжки с одной стороны лошади на другую, езда под лошадью, езда на двух лошадях одновременно и т. д. (в настоящее время такие навыки обычно называют «трюковой ездой» ).
Источники
[ редактировать ]Более ранние источники можно найти в китайского генерала Ци Цзигуана трактате о подготовке войск « Цзи Сяо Синь Шу» ( 기효신서 ; 紀效新書, «Новые книги эффективных методов» ). «Цзи Сяо Синь Шу» было написано в 1561 году. Авторы считали, что, хотя этот тип тренировок не имеет большого значения для крупномасштабного боя, он, тем не менее, полезен для тренировки гибкости тела, рефлексов, скорости рук, быстрой, но твердой работы ног и прыгучести. все это было очень ценно для воина.
Улучшения
[ редактировать ]В качестве руководства «Муедоботонгджи» было внесено несколько улучшений по сравнению с китайскими источниками, поскольку было добавлено множество практических комментариев по тренировкам и ценности описанных техник, а также показано влияние соседних китайских боевых традиций на Корейский полуостров.
В книге техники разделены на колющие, режущие и ударные техники, тогда как в более ранних книгах они были разделены на навыки владения длинным и коротким оружием. С развитием огнестрельного оружия от старого метода классификации пришлось отказаться. Ко времени написания книги длинное копье утратило свою функцию оружия дальнего действия. [ 1 ] Совершенно очевидно, что сначала лук и стрелы, а затем появление огнестрельного оружия сделали длинное копье устаревшим в этой роли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Издательство Университета Эхва, 2008, Сиппалги: Традиционные корейские боевые искусства, доктор Б.К. Чой.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пресс Sang H. Kim Muye Dobo Tongji Turtle, январь 2001 г.
- Делла Пиа, Джон. Корейский Муедоботонгджи. Журнал азиатских боевых искусств 3:2 (1994)