Jump to content

Народная коммуна

Коллективная трапеза из Фотосборника, посвященного 10-летию КНР 1949-1959 гг.

Народная коммуна ( китайский : 人民公社 ; пиньинь : rénmin gōngshè ) была высшим из трёх административных уровней в сельской местности Китайской Народной Республики в период с 1958 по 1983 год, пока они не были заменены поселками . Коммуны — крупнейшие коллективные единицы — в свою очередь делились на производственные бригады и производственные бригады . Народная коммуна коллективизировала образ жизни и труда. Многие индивидуальные дома были упразднены в пользу коммунальных, многие дома разобраны и снесены. [ 1 ] Независимо от возраста и родства, многие мужчины и женщины жили отдельно, и часто несколько семей размещались в одном коммунальном доме. [ 1 ] [ 2 ] Земля, инструменты, ресурсы были объединены вместе, а рабочее время и методы ведения сельского хозяйства полностью диктовались КПК. [ 2 ]

Масштаб коммуны и ее способность извлекать доход из сельского населения позволили администрации коммуны инвестировать в крупномасштабную механизацию, инфраструктуру и промышленные проекты. Однако коммуны не достигли многих из своих долгосрочных целей, таких как содействие строительству полного коммунизма в сельской местности, полное освобождение женщин от работы по дому и создание устойчивых методов ведения сельского хозяйства в сельской местности. они также выполняли правительственные, политические и экономические функции Во время Культурной революции . Их число варьировалось от 50 000 до 90 000. [ 3 ]

Бывшая первая леди США Пэт Никсон в народной коммуне в Пекине во время визита Ричарда Никсона в Китай в 1972 году.

Прецеденты и коллективизация в ранней КНР

[ редактировать ]

До того, как были созданы народные коммуны, Коммунистическая партия Китая (КПК) экспериментировала и продвигала другие, меньшие формы коллективного сельского хозяйства. До 1949 года землевладельцы владели почти половиной земли в сельских районах Китая и сдавали ее в аренду фермерам-арендаторам. Многие фермы были относительно небольшими семейными предприятиями. Фермеры обычно переживали периоды занятости во время сезона сбора урожая и относительного бездействия в межсезонье. [ 4 ] В эпоху Гражданской войны и в первые годы существования Китайской Народной Республики КПК провела широкомасштабные земельные реформы , попыталась выявить и классифицировать сельское население, а также перераспределила землю от помещиков в пользу середняков и бедняков. произвести революцию в социальной структуре Китая . [ 5 ] После завершения земельной реформы отдельные семьи владели землей, которую обрабатывали, платили налоги как домохозяйства и продавали зерно по ценам, установленным государством. [ 6 ] : 109 

Сельская коллективизация началась вскоре после того, как КПК объявила в 1953 году «генеральную линию перехода к социализму». [ 7 ] В течение следующих шести лет коллективизация приняла несколько постепенно прогрессирующих форм: группы взаимопомощи, примитивные кооперативы и народные коммуны. [ 8 ]

При координации со стороны государства многие семьи — до 68 миллионов к 1954 году — присоединились к группам взаимопомощи. Эти группы взаимопомощи помогали фермерским семьям координировать обмен рабочей силой, сельскохозяйственными технологиями и другими ресурсами. Некоторые группы взаимопомощи также сформировали или были объединены в кооперативы сельскохозяйственных производителей (КПК), более крупные учреждения на уровне деревни или подсела, которые объединяли ресурсы и коллективно управляли землей.

В 1954–1955 годах фермеры во многих районах начали объединять свою землю, капитальные ресурсы и рабочую силу в кооперативы сельскохозяйственных производителей начального уровня. [ 6 ] : 109  В сложной системе кооперативов сельскохозяйственных производителей начального уровня фермеры получали долю урожая в зависимости от того, сколько труда и земли они внесли в кооператив. [ 6 ] : 109–110 

К июню 1956 года более 60% сельских домохозяйств были коллективизированы в кооперативы сельскохозяйственных производителей более высокого уровня, структура, которая была похожа на советское колхозное хозяйство через колхозы . [ 6 ] : 110  В этих кооперативах десятки хозяйств объединяли землю и рабочий скот. [ 6 ] : 110  Взрослым членам кооператива начислялись очки работы в зависимости от того, сколько труда они вложили в выполнение каких задач. [ 6 ] : 110  В конце года коллектив вычел налоги и продал государству по фиксированной цене, а кооператив сохранил семена на следующий год, а также некоторые инвестиционные и благотворительные фонды. [ 6 ] : 110  Затем коллектив раздал хозяйствам остаток урожая и часть денег, полученных от продажи государству. [ 6 ] : 110  Распределение основывалось частично на рабочих баллах, набранных взрослыми членами домохозяйства, а частично на стандартной ставке по возрасту и полу. [ 6 ] : 110  Эти кооперативы также ссужали небольшие участки земли индивидуально домохозяйствам, на которых они могли выращивать урожай для непосредственного потребления или продажи на рынке. [ 6 ] : 110–111  Помимо крупномасштабной коммунизации во время «большого скачка», коллективы сельскохозяйственных производителей более высокого уровня (HAPC) в целом были доминирующей формой сельской коллективизации в Китае. [ 6 ] : 111  Эти кооперативы также создали новые административные и экономические проблемы, но КПК продолжила процесс коллективизации. [ 9 ]

В 1958 году, после кампании «Сто цветов» и антиправой кампании , Мао Цзэдун сменил курс с акцента на экономическом росте на акцент на быстрое установление коммунизма. Достижение коммунизма, по мнению Мао, также требовало экономического роста, но в то же время должно было включать дальнейшую коллективизацию и ликвидацию старого (или феодального) образа жизни. Партийные пропагандистские органы рекламировали огромный коллектив в Сюшуе провинции Хэбэй как «коммуну», в которой «крестьянские» хозяйства уступили место общинной жизни, и людям не приходилось беспокоиться о деньгах и еде. Мао посетил Сюйшуй и подобные более крупные, предположительно очень производительные предприятия в провинции Хэнань и заявил: «Народные коммуны хороши». Мао и его союзники в руководстве КПК продолжали продвигать коммуны как в пропаганде, так и на партийных собраниях, и строительство коммун быстро стало линией партии и центральной опорой «Большого скачка». [ 10 ]

Когда начался «Большой скачок», государство объединило HAPC примерно в 26 000 коммун, каждая из которых включает в среднем 4 500 гектаров земли, 24 000 человек и 5 200 домохозяйств. [ 11 ] Размеры различных коммун сильно различались в разных регионах, но они всегда были намного больше, чем были HAPC, и коммуны включали в среднем от тридцати до ста HAPC. [ 12 ] Коммуны должны были сыграть важную роль в достижении цели КНР « превзойти Великобританию и догнать США » в производстве стали.

Идеологические и экономические мотивы

[ редактировать ]

Летом 1958 года коллективы сельхозпроизводителей были объединены в гораздо более крупные коллективы, насчитывавшие десятки тысяч человек, обычно охватывающие торговый город и окружающие его деревни. [ 6 ] : 123  Руководство КПК назвало эти гигантские административные и экономические регионы «Народными коммунами» (人民公社), что соответствует социалистической и коммунистической идее «коммуны». Этот термин «коммуна» восходит к Западной Европе и первоначально относился к автономным городам или поселкам. [ 13 ] Под влиянием Роберта Оуэна Фридрих Энгельс использовал этот термин для обозначения базовой единицы организации коммунистического общества рассматривал его , а Карл Маркс как форму управления пролетариатом. Под влиянием Маркса и Энгельса Мао считал народные коммуны основной ячейкой китайского общества, состоящей из рабочего класса и управляемой им. [ 13 ]

По мнению Мао, эти коммуны должны были характеризоваться своим размером и известностью. Он написал:

«Они называются народными коммунами, во-первых, потому, что они большие, а во-вторых, потому, что они общественные. Много людей, огромная площадь земли, большие масштабы производства, и все их дела делаются с размахом. Они объединяют государственную администрацию с управлением коммуной, создавая общественные столовые, а частные участки уничтожаются». [ 14 ]

В дополнение к этому, коммуны КПК определялись тремя основными факторами, особенно во время «Большого скачка»: во-первых, упор на индустриализацию и производительность; во-вторых, милитаризация общества, при которой членов коммуны мобилизовали посредством кампаний военного типа и призывали действовать с жесткой дисциплиной, преданностью и самоотверженностью; и, в-третьих, идеал самообеспеченности или местной автономии, при котором каждая коммуна могла бы производить большую часть материалов и технологий, необходимых для ее функционирования. [ 15 ]

Этот акцент на эффективном, независимом, организованном производстве и индустриализации был вызван желанием КПК продемонстрировать превосходство КНР над иностранными державами. В первые годы своего правления, в 1955–1956 годах, КПК была полна решимости «превзойти Великобританию и догнать Соединенные Штаты». [ 16 ] К 1958 году это конкурентное мышление распространилось и на Советский Союз. [ 17 ] Мао был оптимистичен в отношении того, что КНР достигнет истинного коммунистического общества раньше, чем это сделает Советский Союз, за ​​счет повышения производительности за счет изменения производственной системы. [ 17 ] Народные коммуны были средством достижения этой цели; ЦК КПК в «Резолюции о создании народных коммун в деревне» заявил, что Китай «должен активно применять метод народных коммун в поисках практического пути осуществления перехода к коммунизму сейчас». [ 18 ]

Как заявило Политбюро КПК на конференции в Бэйдахэ в 1958 году , коммуны должны были объединить все ключевые занятия и профессии в одно целое и, объединив их, осуществить «социалистическое строительство»: [ 14 ]

«Создание народных коммун со всесторонним управлением земледелием, лесным хозяйством, животноводством, поддельными профессиями и рыболовством, где промышленность (рабочий), земледелие (крестьянин), обмен (торговец), культура и образование (студент ), и военное дело (милиционер) сливаются в одно, есть основная политика, направляющая крестьянина на ускорение социалистического строительства, досрочное завершение строительства социализма, осуществление постепенного перехода к коммунизму». [ 19 ]

Под «социалистическим строительством» в резолюции подразумевался процесс, в ходе которого КНР должна была построить свою промышленность под руководством авангардной Коммунистической партии и посредством процесса индустриализации накопить достаточно капитала и власти для продвижения к полному коммунизму . [ 19 ] [ 20 ] [ 14 ] Это означало завершение двух переходов. Во-первых, переход от коллективной собственности к общенародной. Во-вторых, от распределения по способностям или труду к распределению по потребностям, при самоуправлении пролетариата (см. также: Первичная стадия социализма ). [ 21 ] [ 17 ]

Мао надеялся, что коммуны создадут из сельской местности «промышленную армию», по сути превратив сельскую рабочую силу в хорошо дисциплинированный двигатель производства. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Он считал, что эта милитаризация станет ключом к эффективному производству, учитывая предполагаемую простоту управления и контроля, а также ее потенциал для повышения мотивации крестьян и рабочего класса к труду. [ 24 ]

Другие члены руководства КПК более настороженно относились к плану Мао по быстрой модернизации сельского хозяйства и указывали на потенциально непомерно высокие затраты на этот процесс и ресурсы, которые для этого потребуются (такие как железо, сталь и нефть), и утверждали, что сельское хозяйство Модернизация может привести к безработице, поскольку сельские рабочие не обязательно смогут найти другую работу в деревне, а городская промышленность остается относительно небольшой. [ 25 ] Тем не менее фракция Мао победила.

Эти дебаты, как и сами коммуны, были ориентированы на вопрос, стоявший перед китайской экономикой в ​​1950-х годах: как могла КНР развивать свою промышленную базу, когда большая часть населения оставалась привязанной к сельскохозяйственным работам и мелкому побочному производству для пропитания? [ 26 ] Коммуны потребуют значительной координации, а иногда и принуждения, но теоретически также смогут решить эту основную проблему. Заставляя людей переселяться в эти крупные единицы, руководство коммуны могло бы более эффективно координировать более крупные инфраструктурные и промышленные проекты, извлекать доход от жителей коммуны и распределять этот капитальный доход на более крупные проекты, что, в свою очередь, сделало бы коммуну более продуктивной и экономически эффективной. эффективно и высвободить рабочую силу для дальнейшего развития. [ 27 ] Таким образом, одной из целей народной коммуны было повышение производительности сельского хозяйства, чтобы меньшему количеству людей приходилось работать в сельском хозяйстве и вместо этого они могли использовать свою энергию и ресурсы для индустриализации.

Во время «большого скачка вперед»

[ редактировать ]

В первые несколько лет своего существования коммуны создали широкий спектр экономических, социальных и административных проблем и усугубили голод в рамках «Большого скачка». Затем руководство КПК провело серьезные реформы в структуре коммун после «Большого скачка» и в последующие десятилетия, чтобы сделать их более стабильными, продуктивными и эффективными. Однако, несмотря на заявленные цели коммун, экономика КНР в то время не была ориентирована на деревню. Большая часть производительной промышленности уже располагалась в городах, а городские жители — те, кто имел рабочие места на ключевых предприятиях и отраслях, — были самыми высокооплачиваемыми и хорошо питаемыми в стране. В результате коммуны существовали, прежде всего, для того, чтобы добывать зерно из сельской местности для поддержания как потребления, так и производства в городах, а также для трудоустройства избыточного населения, когда города становились слишком большими. [ 28 ]

Коммунизация проходила в основном на добровольной основе, избегая как насилия, так и саботажа, которые имели место во время советской коллективизации. [ 8 ] [ 29 ] : 46  По мнению академика Линь Чуня, коллективизация в Китае прошла гладко, потому что, в отличие от советского опыта, в деревне уже существовала сеть государственных учреждений. [ 8 ] Академик Кен Хаммонд объясняет сравнительно не вызывающий споров процесс коллективизации в Китае его постепенным процессом, в котором рост производительности, казалось, происходил на каждом этапе. [ 29 ] : 45 

После большого скачка вперед

[ редактировать ]

Коммуны также значительно изменили свою форму с течением времени. Чтобы устранить некоторые из первых недостатков, центральное руководство быстро провело крупные реформы. Во время «большого скачка» руководство снова превратило систему бесплатного снабжения в систему распределения, основанную на труде. [ 30 ] В конце 1960-х годов единица учета, посредством которой распределялась рабочая сила и доходы, была передана из народной коммуны в состав производственной бригады. [ 6 ] : 139  Во многих случаях эти бригады соответствовали кооперативам сельскохозяйственных производителей высокого уровня, предшествовавшим народным коммунам. [ 6 ] : 139 

В 1961 году средний размер коммун был сокращен до одной трети первоначального, а основная учетная единица (т. е. единица, в которой измерялась производительность и распределялись рабочие места) была передана от коммуны к бригаде, которая в 1961 г. 1962 год, производственный коллектив. [ 31 ] После «большого скачка вперед», когда Мао Цзэдун отказался от руководства экономическим курсом КНР, другие члены руководства провели дополнительные реформы в коммуне. Особенно важным было восстановление «трех свобод»: личных подсобных хозяйств, побочных производств и мелкого животноводства. Эти «свободы» позволяли жителям коммун поддерживать некоторые основные меры существования помимо своей работы в коммуне, и по мере того, как коммуны становились более эффективными, жители коммун получали все больше возможностей уделять больше времени разработке своих собственных проектов. [ 32 ] Вновь построенные коммуны не сохраняли коллективные условия проживания и допускали отдельные семейные пространства, даже если жители все еще жили в больших центральных комплексах. [ 33 ]

Производственный коллектив оставался расчетной единицей до полной деколлективизации сельского хозяйства в период с 1979 по 1982 год. [ 6 ] : 139 

Кухня в народной коммуне 1958 года во время приготовления еды.

Коммунальная жизнь

[ редактировать ]

Планировка и оказание услуг

[ редактировать ]

Народные коммуны были гораздо более общинными, чем влившиеся в них коллективы. [ 6 ] : 123  В самой амбициозной форме «Большого скачка» коммуны должны были сделать почти весь домашний труд (приготовление пищи, уход за детьми, образование, стирку и т. д.) общественным. На ранних этапах «большого скачка» коммуны предоставляли некоторые товары и услуги бесплатно, так что еда в общественных столовых была доступна всем, кто этого хотел, а не распределялась в зависимости от рабочих мест или личного домашнего имущества. Эта система была известна как «бесплатное снабжение». [ 34 ]

Мао также считал, что ополчения и организация военного типа необходимы для успеха коммун, и продвигал коммунизацию как процесс «милитаризации, борьбы и дисциплинации». [ 35 ] По мнению Мао, дух военизированной организации, самопожертвования, самоотверженности и самоотверженности позволит китайскому народу преодолеть узкие места производства посредством одних только усилий. [ 24 ] В каждой коммуне было «народное ополчение», группа членов коммуны, которые брали на себя военные функции, использовали военную терминологию и отвечали за организацию населения коммуны, защиту коммуны и обеспечение того, чтобы члены коммуны следовали директивам и поддерживали соответствующую политическую политику. поведение. [ 36 ] После «Большого скачка» пик милитаризации утих, но «народное ополчение» продолжало формировать жизнь и организацию общины и после этого, особенно во время Культурной революции. [ 37 ]

Во время «большого скачка» процесс объединения людей в коммуны, или коммунизации, успешно искоренил традиционные способы ведения сельского хозяйства и жизни, но зачастую не смог заменить их жизнеспособными или продуктивными альтернативами. Людям приходилось отказываться от своих личных вещей, в том числе предметов повседневного обихода, таких как сельскохозяйственные и кухонные инструменты, для выплавки в «сталеплавильных печах на заднем дворе». Предполагалось, что эти предметы будут бесполезным металлоломом, но руководители и другие ревностные члены общины поощряли людей жертвовать все больше и больше предметов, до такой степени, что некоторые общины переплавляли все свои кастрюли и сковородки. Полученная в результате сталь и железо были по большей части бесполезны, а люди, которым приходилось производить сталь, не могли проводить столько времени, работая в полях. Когда из-за множества структурных и экологических факторов (см. также: «Большой скачок» ) начался еще больший голод, этот переход от сельскохозяйственных работ к непроизводительному промышленному труду только ухудшил условия в коммунах. [ 38 ]

Некоторые коммуны, такие как коммуна Маченг в провинции Хубэй (которая считалась «образцовой коммуной» на национальном уровне, см. также: Маченг ), также снесли десятки тысяч частных домов, чтобы создать коллективные условия проживания и улучшить эффективность производства. Лидеры общины Маченг также уничтожили могилы, чтобы освободить больше земель для обработки. Такие разрушения, относительное отсутствие компенсаций и отсутствие фактического роста производства сделали процесс коммунизации невероятно разрушительным и даже смертельным. [ 39 ] В деревне Раоян в провинции Хэбэй процесс коммунизации также оттолкнул жителей деревни, поскольку кадры прекратили храмовую ярмарку, разрушили храмы, сократили традиционную оперу и вынудили местный рынок в основном закрыться, все это не позволяло жителям деревни участвовать в традиционных обрядах и праздниках. . В процессе обеспечения соблюдения этих новых правил некоторые руководители также злоупотребляли своей властью и нападали или унижали жителей деревни. [ 40 ]

Коммуны должны были рационализировать трудовую жизнь сельских жителей, например, равномерно распределяя новые жилые районы, а не придерживаясь традиционных границ деревни. С помощью этих новых пространственных планов администрации коммун стремились сократить время, необходимое фермерам для того, чтобы добраться до своих полей. [ 41 ] Но в бешеной и милитаризованной атмосфере «большого скачка» сельские жители были организованы в «производственные армии» и могли проводить большую часть своего времени, гуляя между рабочими местами, поскольку им было поручено одновременно выполнять слишком много различных несельскохозяйственных проектов. . [ 42 ]

Условия сильно различались от коммуны к коммуне. Самым непосредственным ограничением общинного «свободного предложения» было наличие ресурсов и готовность членов коммуны участвовать в новых коллективных институтах. У членов коммуны был ряд причин сопротивляться или выражать недовольство процессом коммунизации, в основном из-за недостатков и неэффективности самой системы коммун или разрушительного и разрушительного процесса, в ходе которого коммуны были впервые созданы. Некоторые проблемы, возникшие у членов коммуны, включали: чрезмерную работу над несельскохозяйственными проектами (за счет натурального хозяйства), неэффективные или контрпродуктивные инфраструктурные проекты (такие как печи на приусадебных участках ), нехватку еды в общественных столовых, халатное отношение к образованию. и услуги по уходу за детьми, которые создавали дополнительную нагрузку по дому для женщин, чрезмерные и обязательные занятия по политическим исследованиям и запутанные структуры стимулирования производства. [ 43 ] Кроме того, поскольку рынки были закрыты, а побочные производства запрещены, люди не могли обратиться к некоторым традиционным методам решения экономических и сельскохозяйственных трудностей.

Несмотря на эти случаи сопротивления, крупномасштабных восстаний против общинной системы в целом не произошло. Такие ученые, как Джошуа Эйзенман, утверждали, что отсутствие массового сопротивления указывает на то, что система коммун с ее изменениями после «Большого скачка» в конечном итоге служила основным целям: во-первых, накормить сельскую местность и, во-вторых, получить достаточный доход от сельских жителей для финансирования проектов модернизации и высвобождения рабочей силы. [ 44 ] Однако ограничения на мобильность людей чрезвычайно затруднили бы потенциальным диссидентам координацию сопротивления коммунам на региональном или провинциальном уровне, а Антиправое движение серьезно подорвало готовность людей открыто критиковать партию. [ 45 ]

Условия в коммунах значительно различались в зависимости от географического положения. Различные провинциальные администрации в той или иной степени ревностно занимались коммунизацией. Различные провинции также не имели в своем распоряжении одинаковых ресурсов для коммунизации, и серьезность голода «Большого скачка» зависела от местной погоды, добычи зерна на экспорт (или реквизиции для внутренней торговли), а также реакции или ее отсутствия со стороны местных властей. [ 46 ] На уровне коммуны вариации могут также зависеть от местной географии или планировки, которую предпочли организаторы коммуны. Например, некоторые коммуны, такие как народная коммуна Паньюй в провинции Гуандун, были организованы вокруг центральной пространственной оси, такой как главная дорога или горный хребет, а жилые дома строились рядом с основными производственными объектами. [ 47 ] Вместо этого были построены другие коммуны с упором на общественные объекты, такие как столовые, концертные залы и общественные центры. Эти различия в пространственной организации могут затем повлиять на повседневную жизнь жителей коммуны, поскольку они могут проводить больше времени, работая над промышленными проектами, а не на политических или культурных встречах, или, в зависимости от планировки их коммуны, они могут проводить дополнительное время в пути. между ними двумя. [ 48 ]

Городские коммуны

[ редактировать ]

Во время «большого скачка» центральное руководство КПК также подталкивало города к созданию собственных коммун по образцу той, которая была создана в Чжэнчжоу, Хэнань. Как и в случае с сельскими коммунами, городские коммуны должны были улучшить производство и социальную сплоченность путем: коллективизации жилищных условий и социализации домашнего труда (т. е. превращения домашнего труда в коллективный, чтобы высвободить женский труд для другой работы); объединение множества различных социальных, экономических, культурных и политических институтов в одном пространстве (т. е. в коммуне); и тем самым подтолкнуть КНР вперед по пути к социализму. Как заявил ЦК КПК:

Городская народная коммуна будет инструментом преобразования старых городов в новые социалистические города, организатором производства, обмена, распределения и благосостояния в жизни людей, а также социальной организацией, объединяющей промышленные, сельскохозяйственные, военные, образовательные и торговые круги. и в конечном итоге объединить государственное управление с управлением коммуной. [ 49 ]

Производство и труд, особенно женский труд, были необходимы для этих «социалистических городов», как ясно указывалось в первом уставе коммуны Чжэнчжоу: коммуна «[будет продвигать] ликвидацию частной собственности и полное освобождение производительных сил, в частности женщин. производительная сила». [ 50 ] Чтобы рассматривать коммуны как освободительные, руководство КПК должно было предположить, что труд женщин, уже выполняемый внутри и вне дома, не был достаточно продуктивным и значимо продуктивным, и что работа на фабриках или других промышленных проектах освободит женщин от патриархальных структур домашнего хозяйства. . [ 51 ]

Городские коммуны действительно создали новые коммунальные институты, и эти институты приобрели некоторую популярность, но главным результатом городских коммун в краткосрочной перспективе были (помимо новых услуг) беспорядок, неэффективность и разочарование. По данным официальной статистики 1960, в городских коммунах создано: 53 тыс. общественных столовых, 50 тыс. детских садов и 55 тыс. пунктов обслуживания, обеспечивающих другие повседневные нужды (например, стирку, ремонт, уборку). [ 52 ] Границы между рабочими и менеджерами были ослаблены, а социальные льготы, связанные с рабочим подразделением ( данвэй ), были распространены на мигрантов и женщин посредством масштабной программы занятости. Такие изменения представляли собой огромное расширение городских социальных пособий, в отличие от относительно ограниченной политики социального обеспечения, которую проводила КНР до и после этого периода. [ 53 ]

Коммуны и государство в целом не смогли выдержать такого расширения ни в финансовом, ни в организационном отношении. В то же время члены коммун, как и в деревне, были мобилизованы для достижения огромных норм производства и другого политического и физического труда. Городские коммуны были относительно продуктивными, даже с некоторыми растратами и перепроизводством, но в таких городах, как Пекин и Шанхай , люди начали жаловаться, что коммунальные службы были некачественными или некомпетентными, а работа была чрезмерной (особенно для женщин, которым часто приходилось выполнять работу по дому), а расходы на социальное обеспечение сделали коммуны в целом убыточными. [ 54 ] К концу 1961 года многие люди в этих городах перестали пользоваться коммунальными услугами, и коммуны закрыли некоторые из своих удобств. В конечном итоге, хотя коммуны были экономически неустойчивыми и социально разрушительными, некоторые жители города жаловались на их закрытие, поскольку они предоставили рабочие места или удобства, которых не могла обеспечить существующая, более ограниченная система социального обеспечения. [ 55 ]

Помимо неспособности коммун предоставлять услуги, которые они намеревались коллективизировать, городские коммуны также столкнулись с экономическими проблемами, связанными с жилищным и городским строительством. Три события имели особенно важное значение: во-первых, во время «большого скачка» большая часть государственного финансирования была выделена на капитальное строительство (например, заводы, шахты), а не на жилищное строительство, и поэтому у городов было относительно мало денег для строительства новых, прочный корпус. Во-вторых, строительство жилья было особенно актуальным, поскольку «Большой скачок вперед» высвободил значительную часть сельской рабочей силы, которая могла переехать в города для работы в промышленности, что привело к шоку урбанизации. И в-третьих, планы городского строительства эпохи «большого скачка» были весьма амбициозными как по масштабам строительства, так и по методам экономии, на которые должны были полагаться строители, учитывая, что все больше ресурсов направлялось на промышленные проекты. Таким образом, политика «большого скачка» обострила спрос на новое городское жилье, но не обеспечила финансирование для удовлетворения этого спроса и вместо этого подтолкнула строительные проекты к использованию непромышленных материалов (таких как кирпич) и вторичной переработке материалов, полученных либо из снесенных зданий, либо из материалов, полученных из снесенных зданий. остатки от других проектов. [ 56 ] Идея о том, что городские коммуны будут стимулировать производство и реорганизовывать жизненное пространство в рамках одних и тех же институтов, столкнулась с экономическим противоречием, а именно с тем, что политика «большого скачка» обеспечивала ресурсы для первого (производства), но не для второго (жизненного пространства). Следовательно, когда центральное руководство решило заняться экономическим кризисом, одним из основных шагов, которые они предприняли для снижения затрат на социальное обеспечение, было увольнение городских рабочих и ускорение процесса «рурализации», отправив этих рабочих в сельскую местность. [ 57 ]

В отличие от сельских коммун, городские не просуществовали после «большого скачка». [ 58 ] Однако городские коммуны по-прежнему оказывали долгосрочное влияние на городское планирование, как, например, городской план Пекина 1958 года. Этот план предусматривал радикальные изменения городского ландшафта, включая упор на коммунальное строительство и разрушение стен, а также Хотя центральное руководство никогда официально не одобряло этот план, градостроители продолжали полагаться на него вплоть до Культурной революции. [ 59 ] Городские коммуны также представляли собой вершину городского благосостояния КНР, и экономическая несостоятельность этой системы побудила руководство КПК принять политику, усиливающую и обостряющую разрыв между деревней и городом. [ 60 ]

В народной коммуне многое делилось. Частные кухни стали ненужными, и в некоторых округах предметы частной кухни, такие как столы, стулья, кухонная утварь и кастрюли, были переданы на кухню коммуны. Частное приготовление пищи не поощрялось [ 61 ] и вытеснено общественным питанием.

Сельское кооперативное движение заменило деревенские властные структуры, находящиеся под влиянием родственных и общинных элит, формальной административной системой. [ 62 ] : 66  Этот процесс связал семьи и отдельных лиц с национальной политикой, создав то, что академик Цай Сян называет новым социальным пространством. [ 62 ] : 66 

Коллективный труд дал женщинам возможность покинуть дом и повысить свою личную и экономическую независимость. [ 62 ] : 297 

Во время «большого скачка вперед» коммуны способствовали широко распространенному голоду, поскольку коммуны перегружали своих жителей работой, конфисковывали необходимые предметы повседневного обихода и неправильно распределяли рабочую силу и ресурсы на непроизводительные проекты вместо основных продуктов питания. Однако изменения, внесенные в коммуны после «большого скачка», действительно способствовали относительно существенному росту производительности сельского хозяйства КНР в оставшиеся годы до деколлективизации. [ 63 ] Система рабочих баллов не всегда обеспечивала четкую структуру стимулов для общинных рабочих, но стоимость рабочих очков рассчитывалась таким образом, что коммуна забирала примерно половину дохода рабочих, прежде чем они превращали рабочие очки в материальные блага. Используя этот добытый капитал, коммуны смогли инвестировать в механизацию, инфраструктуру, ирригацию, мелиорацию почв и другие крупномасштабные проекты, требовавшие больших инвестиций и рабочей силы. Более того, коммуны продолжали предоставлять некоторые базовые услуги, такие как образование и здравоохранение, а промышленные проекты, построенные на базе некоторых коммун, давали членам коммун технические навыки, которые они иначе не получили бы.

Коммуны также имели длительные негативные последствия. Опыт, связанный с коммунизацией и «большим скачком вперед», нанес неизгладимые травмы целым сообществам, и особенно женщинам, которые несли ответственность за дополнительную работу и часто были первыми в семье, которые голодали. [ 64 ] Разрушение могил мешало семьям продолжать формы поклонения предкам, которые они практиковали на протяжении веков, даже после окончания «Большого скачка». [ 65 ] Некоторые из проектов мелиорации и ирригации успешно сделали сельскохозяйственные земли более продуктивными, но нисходящий характер структуры коммуны часто означал, что руководство коммуны или бригады определяло эти проекты, не консультируясь с членами коммуны о том, были ли эти проекты для них полезны. [ 66 ] Более того, некоторые из проектов, которые общины предпринимали для повышения продуктивности своей земли, такие как использование пестицидов и химические эксперименты, также могли иметь пагубные долгосрочные последствия для окружающей среды и местного населения. [ 67 ]

За годы между окончанием «большого скачка» и деколлективизацией в начале 1980-х годов производительность сельского хозяйства КНР, охват сельскими школами, уровень детской смертности и продолжительность жизни улучшились. [ 68 ] Коллективизация земли посредством общинной системы также способствовала быстрой индустриализации Китая благодаря государственному контролю над производством и закупками продуктов питания. [ 69 ] Это позволило государству ускорить процесс накопления капитала , в конечном итоге заложив успешную основу физического и человеческого капитала Китая для экономического роста реформ и открытости . [ 69 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Янни, Ван; Мундштейн, Саша; Маки, Роберт (1 января 2011 г.), Введение в азы коммунизации: пример округа Маченг , University of British Columbia Press, стр. 150–153, doi : 10.59962/9780774817288-009 , ISBN  978-0-7748-1728-8
  2. ^ Перейти обратно: а б Ричи Хоган (31 января 2016 г.). Китай. Век революции 1949-1976 гг . Проверено 2 июня 2024 г. - через YouTube.
  3. ^ Габриэль, Сатья Дж. (1998). «Политическая экономия большого скачка: перманентная революция и государственные феодальные коммуны» . Колледж Маунт-Холиок . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года.
  4. ^ Джошуа Эйзенман, Зеленая революция Красного Китая: технологические инновации, институциональные изменения и экономическое развитие в условиях коммуны (Columbia University Press, 2018), 32.
  5. ^ ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . стр. 18–19, 93, 162. ISBN.  978-1-5036-0952-5 . OCLC   1083673008 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  978-0-295-75171-9 .
  7. ^ Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . стр. 78–79. ISBN  978-0-8223-3785-0 . OCLC   63178961 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 79. ИСБН  978-0-8223-3785-0 . OCLC   63178961 .
  9. ^ Эйзенман, 34.
  10. ^ Эдвард Фридман и др., Китайская деревня, Социалистическое государство (издательство Йельского университета, 1991), 217-218.
  11. ^ Эйзенман, Зеленая революция Красного Китая , 35-37.
  12. ^ Эйзенман, 37.
  13. ^ Перейти обратно: а б Янни, Ван; Мундштейн, Саша; Маки, Роберт (1 января 2011 г.), Введение в азы коммунизации: пример округа Маченг , University of British Columbia Press, стр. 163, номер домена : 10.59962/9780774817288-009 , ISBN  978-0-7748-1728-8
  14. ^ Перейти обратно: а б с Чик, Тимоти (2002), «Переговоры на конференции в Бэйдайхэ в августе 1958 года» , Мао Цзэдун и китайские революции , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 162, номер домена : 10.1007/978-1-137-08687-7_9 , ISBN  978-1-349-63485-9
  15. ^ См. главу 6 и главу 9 книги «Рискин, политическая экономия Китая» .
  16. ^ Бо Ибо, Руоган чжундао цзюэце ю шицзянь де хуйи [Размышления о некоторых важных политических решениях и событиях] (Пекин: Чжунъян Дансяо Чубанше, 1991), стр. 692.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Шен, Чжихуа; Ся, Яфэн (ноябрь 2011 г.). «Большой скачок вперед, Народная коммуна и советско-китайский раскол» . Журнал современного Китая . 20 (72): 867. doi : 10.1080/10670564.2011.604505 . ISSN   1067-0564 - через SSH Библиотеки Тейлора и Фрэнсиса - CRKN.
  18. ^ Цзянго илай чжуняо вэньсянь сюаньбянь [Избранные важные документы со времени основания КНР] (Пекин: Чжунъян Вэньсянь Чубанше, 1995), том 11, стр. 450.
  19. ^ Перейти обратно: а б Карл Рискин, Политическая экономия Китая: В поисках развития с 1949 года , Экономика мира (Оксфорд: Oxford University Press, 1987), 124.
  20. ^ Пэн, Люй (2023), «Глава седьмая 1958–1978: От большого скачка вперед к Великой культурной революции» , История Китая в 20-м веке , Сингапур: Springer Nature Singapore, стр. 896, номер домена : 10.1007/978-981-99-0734-2_9 , ISBN  978-981-99-0733-5
  21. Цзиньлинь шэн данъаньгуань [Архив провинции Цзилинь], 1–14 января 71 г., стр. 6–11.
  22. ^ Чжунгун чжунъян вэньсянь яньцзюши, изд. Цзянго илай чжуняо вэньсянь сюаньбянь [Избранные важные документы со времени основания Китайской Народной Республики] (Пекин: Чжунгун чжунъян вэньсянь чубанше, 1996), 11:618.
  23. ^ Чжунгун чжунян Вэньсянь Яньцзюши, изд. Цзянго илай Мао Цзэдун вэнгао, 7:573.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Ван, «Азбука коммунизации», 164–165.
  25. ^ Эйзенман, Зеленая революция Красного Китая , 37.
  26. ^ Рискин, Политическая экономия Китая , 114-116.
  27. ^ Эйзенман, Зеленая революция Красного Китая, 34.
  28. ^ Феликс Вемхойер, Политика голода в маоистском Китае и Советском Союзе , Серия Йельских аграрных исследований (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014), 43-46.
  29. ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, Кен (2023). Китайская революция и поиски социалистического будущего . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги 1804 г. ISBN  9781736850084 .
  30. ^ Синь И, 140.
  31. ^ Рискин, 123-124.
  32. ^ Эйзенман, 133-138.
  33. ^ Ченг и Джейкоби, 29.
  34. ^ Синь И, «О системе распределения крупных народных коммун», в книге « Поедание горечи: новые перспективы большого скачка вперед и голода в Китае» , изд. Феликс Вемхойер и Кимберли Энс Мэннинг (Ванкувер: UBC Press, 2011), 142.
  35. ^ Фридман и др., Китайская деревня, Социалистическое государство , 219.
  36. ^ Фридман и др., 256; Эйзенман, «Зеленая революция красного Китая» , 167–169.
  37. ^ Эйзенман, 169.
  38. ^ Фридман и др., 227-228; Вемхойер, Политика голода в маоистском Китае и Советском Союзе , 21.
  39. ^ Ван, «Азбука коммунизации», 150–157; см. также: Синь И, «О системе распределения крупных народных коммун», 142.
  40. ^ Фридман и др., 238.
  41. ^ Ченг Цзинжу, «Пространственный дизайн как политический манифест - проектное предложение для китайских народных коммун с 1958 по 1960 год», Новая архитектура, № 05 (2018): 29–33.
  42. ^ Ван, «Азбука коммунизации», 161.
  43. ^ Рискин, 123; Эйзенман, 40–41, 96–97; Синь И, 140–142; Гейл Хершаттер, Гендер памяти: сельские женщины и коллективное прошлое Китая (Беркли: University of California Press, 2011), глава 7.
  44. ^ Эйзенман, 97.
  45. ^ Эйзенманн, 76 лет; Фридман и др., 240; Вемхойер, 73.
  46. ^ Синь И, «О системе распределения крупных коммун»; Крис Брэмалл, Экономическое развитие Китая (Абингдон: Routledge, 2009), 126–132.
  47. ^ Сэм Джейкоби и Цзинру (Сиан) Ченг, «Коллективные формы в Китае: архитектурный анализ народной коммуны, Данвэй и Сяоцюй», в книге « Социально-пространственный дизайн сообщества и управления: междисциплинарный городской дизайн в Китае» , изд. Сэм Джейкоби и Джингру (Сиан) Ченг (Сингапур: Springer, 2020), 20–26.
  48. ^ См.: Чэн Цзинжу, «Пространственное проектирование как политический манифест — проектное предложение для китайских народных коммун в 1958-1960 годах».
  49. ^ Чжан Цзе и Ван Тао, «Большой скачок вперед» и перестройка: поиск пути к саморазвитию (1958–1965)», в книге «Современное городское жилье в Китае: 1840–2000» , изд. Лу Цзюньхуа, Питер Г. Роу и Чжан Цзе (Мюнхен: Престель, 2001), 163.
  50. ^ Фабио Ланца, «В поисках социалистической повседневной жизни: городские коммуны», в « Справочнике революционного Китая» Routledge (Routledge, 2019), 76.
  51. ^ Ланца, 76.
  52. ^ Коллектив Чуанга, «Сорго и сталь: режим социалистического развития и формирование Китая», Чуан , вып. 1 (2016): 98.
  53. ^ Чуанг, 98-99; Нара Диллон, Радикальное неравенство: революционное государство всеобщего благосостояния Китая в сравнительной перспективе (Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета, 2015), 244–251.
  54. ^ Ланца, «К социалистической повседневной жизни», 79–80; Диллон, Радикальные неравенства , 251–255.
  55. ^ Ланца, 82-83. Сравните с: Диллон, 255.
  56. ^ Чжан Цзе и Ван Тао, «Большой скачок вперед» и перестройка: поиск пути к саморазвитию (1958–1965)», в книге «Современное городское жилье в Китае: 1840–2000» , изд. Лу Цзюньхуа, Питер Г. Роу и Чжан Цзе (Мюнхен: Престель, 2001), 152–174; см. также: Ван Цзюнь, Пекинская запись: физическая и политическая история планирования современного Пекина , Иллюстрированное издание (Сингапур: World Scientific Publishing Company, 2011), 387.
  57. ^ Диллон, 255-258.
  58. ^ Рискин, 125.
  59. ^ Ван Цзюнь, Beijing Record , 322.
  60. ^ Диллон, 233–237, 257–258, 263–267.
  61. ^ Дикоттер, Фрэнк (2010). Великий голод Мао . Нью-Йорк: Walker & Co., стр. 54, 60, 286, 311. ISBN.  978-0-8027-7768-3 .
  62. ^ Перейти обратно: а б с Цай, Сян; 蔡翔 (2016). Революция и ее повествования: социалистические литературные и культурные фантазии Китая (1949-1966) . Ребекка Э. Карл, Сюэпин Чжун, 钟雪萍. Дарем: Издательство Университета Дьюка . ISBN  978-0-8223-7461-9 . OCLC   932368688 .
  63. ^ Эйзенман, 21-24.
  64. ^ Хершаттер, Пол памяти , 210-235.
  65. ^ Ван, «Азбука коммунизации», 160–162.
  66. ^ Мика С. Мусколино, «Противоречия охраны природы: борьба с эрозией в Китае эпохи Мао, 1953–66», История окружающей среды 25, вып. 2 (1 апреля 2020 г.): 246–258.
  67. ^ Эйзенман, 92-93.
  68. ^ Эйзенман, 128-141; Рискованный, 138; Брэмолл, 154, 220–226, 236–239; Чуанг, 114.
  69. ^ Перейти обратно: а б Пик, Фрэнк Н; Хофман, Берт, ред. (2022). Фьючерсы КТК Новая эра социализма с китайской спецификой . Сингапур: Издательство Национального университета Сингапура . п. 55. дои : 10.56159/eai.52060 . ISBN  978-981-18-5206-0 . OCLC   1354535847 .

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ян, Дали. Бедствие и реформы в Китае: государство, сельское общество и институциональные изменения после голода «большого скачка» . Издательство Стэнфордского университета, 1996.
  • Шурманн, Франц (1966). Идеология и организация в коммунистическом Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520011519 .

Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bb533f892ff7ede8340ab723437bf64__1723990140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/64/2bb533f892ff7ede8340ab723437bf64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
People's commune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)