Идеология и организация в коммунистическом Китае
![]() | |
Автор | Франц Шурманн |
---|---|
Язык | Английский |
Опубликовано | 1966 |
Издатель | Пресса Калифорнийского университета |
Страницы | 642 |
ISBN | 9780520011519 |
«Идеология и организация в коммунистическом Китае» — это книга американского социолога и китаеведа Франца Шурмана, вышедшая в 1966 году и предлагающая социологический анализ китайской коммунистической революции. Впервые она была опубликована издательством University of California Press в 1966 году, затем в расширенных изданиях в 1968 и 1971 годах. Шурманн использовал социологические инструменты, разработанные Максом Вебером, для анализа Мао Цзэдуна «диалектической концепции китайского общества» и того, как Мао структурировал свой организационный подход к Коммунистической партии Китая и правительству.
Дэвид Стаффорд в статье для American Sociological Review назвал его «почти классическим, широко признанным научным и авторитетным». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Шурман бросил колледж, когда его призвали в армию во время Второй мировой войны, выучил японский язык в армейской языковой школе, а затем, не имея степени бакалавра, поступил в докторантуру Гарварда. Его докторская диссертация, представляющая собой аннотированный перевод финансовых разделов официальной истории династии Юань , была опубликована в книге «Экономическая структура династии Юань» (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1956). В конце концов он выучил дюжину языков. Он поехал в Стамбул, чтобы выучить турецкий и персидский языки, которые затем преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, прежде чем получить там должность на факультете социологии. [ 2 ]
Поскольку в 1950-х годах американцам не разрешалось въезжать в Китай, Шурманн провел большую часть своих исследований в Гонконге. Он проводил интервью с чиновниками низшего звена и местными чиновниками, которые приехали из Китая и читали правительственные документы, китайские газеты и журналы, недоступные в Соединенных Штатах. Он был одним из группы наблюдателей за Китаем , которые использовали эти источники, чтобы выйти за рамки официальных директив и национальной политики. [ 3 ]
«После того, как я закончил книгу, — добавил Шурманн, — я понял, что упустил важную область организации: армию». Более поздние издания включали лечение. [ 3 ]
Темы и аргументы
[ редактировать ]Во введении представлена историческая справка. Век войны и революции уничтожил класс дворянства , структурировавший общество в имперском Китае, и дискредитировал идеалы конфуцианства и патриархальную семейную систему. «Организация», утверждал Шурман, «теперь должна делать для общества то, что раньше делала социальная система», и Коммунистическая партия Китая заполнила пустоту, создав «Китай организации». [ 4 ] В книге утверждается, что «последовательная, но меняющаяся идеология» создала сеть организаций, которая охватила и пронизала все аспекты китайского общества, опираясь на идеи и практику, разработанные начиная с 1930-х годов. [ 5 ]
Глава первая, «Идеология», знакомит и объясняет ключевые понятия и их применение. «теория» ( лилунь ), или «чистая идеология», сочетается с «практикой» ( шицзянь »), которые вместе создают ( шестьян ), или «практическую идеологию». Джон К. Фэрбенк указывал, что в анализе Шурмана «теория — это неизменное мировоззрение класса, в то время как мысль возникает в результате действий в индивидуальных умах и продолжает меняться». Смысл различия Шурмана между теорией и мышлением, продолжает он, заключается в том, что создание марксистско-ленинской теории закончилось Сталиным, но мысль Мао продолжалась. «Идея Мао» сделала Китай независимым от преемников Сталина, и это различие также означает, что другие национально-освободительные движения могут использовать «Идея Мао» только как модель, а не свою собственную практическую идеологию, которую они должны развивать независимо. [ 6 ]
Главы «Партия», «Правительство» и «Менеджмент» объясняют колебания в ключевых областях политики. В 1950-х годах партия первоначально приняла, возможно, с неохотой, «систему ответственности» и «единое управление» советского образца, которые усилили централизованное планирование, особенно после чистки лидера Северо-Западного Китая Гао Гана , который был связан с Советами. Целью « Большого скачка вперед» было возрождение успеха, достигнутого до 1949 года, когда партия базировалась в Яньани , когда инициативу взяли на себя местные партийные кадры и местные подразделения. Но провал «Скачка» вернул партию к предоставлению менеджерам большего контроля, а центральным планировщикам — больше полномочий.
Затем главы посвящены «Контролю», «Городам» и «Деревням».
Мишель Оксенберг видит три темы, которые освещают основные проблемы Шурмана. Первым были отношения с Советским Союзом . До 1956 года лидеры моделировали большую часть своей организационной практики по сталинской модели, которая ценила центральный контроль и техническую экспертизу. Шурман обнаружил, что эта модель не соответствует китайским условиям или предпочтениям, отчасти потому, что в Китае не хватало хорошо подготовленных технических специалистов, отчасти потому, что ответственность в традиционных китайских организациях была размытой, а отчасти потому, что успех партии в приходе к власти зависел от партизан . которые, как правило, были крестьянами и неквалифицированными рабочими. Эти бывшие лидеры партизан были поставлены во главе местных подразделений. Реакция против советской модели достигла апогея во время « Большого скачка» 1957 года, в результате которого контроль оказался в руках местных партийных кадров, чей недостаток опыта и зависимость от политической лояльности привели к катастрофе. [ 7 ]
Вторая тема — преемственность и изменение традиционного Китая. Шурманн отметил, что, хотя традиционные формы контроля и организации были подорваны за несколько поколений до 1949 года, правительству приходилось терпеть их в сельской местности, где семейное фермерство все еще было сильным. Шурманн предсказал, что эти традиции будет трудно искоренить, но возникли две новые элиты: «красные» элиты, которые были политически революционными, и «эксперты», имевшие техническую подготовку. Третьей темой стала индустриализация, обострившая конфликт между «красными» и «экспертами».
Оценки и влияние
[ редактировать ]Гарри Хардинга о китайской политической науке на Западе, опубликованной в 1984 году, работа Шурмана названа одной из менее чем дюжины ключевых книг и статей первого поколения ученых. В обзорной статье [ 8 ] » отмечает Уильям Джозеф в своей книге «Политика в Китае: введение , что эта книга была «одним из самых влиятельных исследований политики в Китайской Народной Республике до Культурной революции» и что наблюдение Шурмана о том, что идеология, организация и отношения между ними являются «Ключ к пониманию того, что было уникальным и сопоставимым (особенно с Советским Союзом)... все еще актуален, несмотря на то, как много изменилось в китайской политике». [ 9 ]
Рецензенты также не соглашались, комментировали особенности или обращали внимание на недостатки. Мартин Бернал отметил в The New York Review of Books , что книга не затрагивает ни политического образования, ни образования в школьной системе, и что анализ в основном завершился до Культурной революции. [ 10 ] Ричард Х. Соломон написал в The China Quarterly , что это «основополагающая работа», которая «определенно будет стимулировать дальнейший систематический анализ», добавив, что «если читатель подойдет к этой книге с чувством силы духа, присущим автору… он [ sic] будет вознагражден многочисленными открытиями и гипотезами о коммунизме в Китае, которые заслуживают дальнейшей и более тщательной проверки...». Однако «величайшим разочарованием» является то, что «не существует сводного анализа того, как коммунисты в фактически объединяют идеологию с организацией» при формировании политики. Соломон попросил Шурмана объяснить, как было принято решение, например, о формировании народных коммун летом 1958 года. [ 11 ] Моррис Борнштейн отметил, что в области Китая создана лишь «скудная база» монографических работ для обобщений Шурмана, но «к счастью» Шурман не дождался этой базы, а написал «существенную работу», «оригинальное и творческое исследование», основанное на ограниченность доступной информации. [ 12 ]
Среди других известных рецензий - Мишель Оксенберг на первой полосе New York Times. воскресного рецензии на книгу [ 7 ] и 19-страничная обзорная статья Джанет Салафф в журнале Berkeley Journal of Sociology (1967). [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Бернал, Мартин (7 июля 1966 г.), «Противоречия» , New York Review of Books
- Борнштейн, Моррис (1968), «Коммунистическое китайское общество в советской перспективе (обзор: Франц Шурманн, Идеология и организация в коммунистическом Китае», Сравнительные исследования в обществе и истории , 10 (2): 221–222, doi : 10.1017/S0010417500004837 , S2CID 144765906
- Фэрбанк, Джон (1967). «Государство, которое построил Мао: идеология и организация в коммунистическом Китае» . Мировая политика . 19 (4): 664–677. дои : 10.2307/2009719 . JSTOR 2009719 . S2CID 154756191 .
- Хардинг, Гарри (1984). «Изучение китайской политики: к третьему поколению ученых» . Мировая политика . 36 (2): 284–307. дои : 10.2307/2010235 . JSTOR 2010235 . S2CID 147300556 .
- Сюэ, Чун-Ту. Политический журнал 29, вып. 2 (1967): 433–35. [1] .
- Инкелес, Алекс (1968) «Обзор идеологии и организации в коммунистическом Китае. Франц Шурманн», American Sociological Review 33.1: 147-148. https://doi.org/10.2307/2092264
- Оксенберг, Мишель (17 июля 1966 г.), «Акцентирование негатива», New York Times : раздел 7, стр. 1
- Салафф, Джанет (1967). « Идеология и организация в коммунистическом Китае»: диалектический анализ революционного общества Шурмана». Социологический журнал Беркли . 12 : 55–72. JSTOR 41035117 .
- Шурманн, Франц (1966). Идеология и организация в коммунистическом Китае . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. Расширенные издания 1968 , 1972 годов.
- Соломон, Ричард Х. (1966), «(Обзор)» , The China Quarterly (28): 133–36, doi : 10.1017/S0305741000028344 , JSTOR 651393 , S2CID 153490556
- Стаффорд, Дэвид Б. (1969). [Обзор идеологии и организации в коммунистическом Китае. Ф. Шурмана]. Американский социологический обзор, 34 (6), 984–986. https://doi.org/10.2307/2096022
- Уэйкман, Фредерик (1975). «Использование и злоупотребление идеологией в изучении современного Китая» . Китайский ежеквартальный журнал . 61 : 127–152. дои : 10.1017/S0305741000006810 . S2CID 145657005 . ; перепечатано в книге Фредерика Уэйкмана (Леа Уэйкман, ред.) «Рассказывая китайскую историю: подборка эссе» (University of California Press, 2009): стр. 285–314.
- Чжоу Гуанхуэй, « Идеология и организация в коммунистическом Китае », USCD Современная история Китая (29 января 2010 г.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Американский социологический обзор, том. 34 (декабрь 1969 г.), с. 984.
- ^ Эгелько, Боб. «Умер историк и эксперт по Китаю Франц Шурманн» , San Francisco Chronicle , 23 августа 2010 г. По состоянию на 27 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Шурманн (1966) , с. ?.
- ^ Шурманн (1966) , с. 7-8, iii.
- ^ Шурманн (1966) .
- ^ Фэрбанк (1967) , с. 669.
- ^ Jump up to: а б Оксенберг (1966) .
- ^ Хардинг (1984) .
- ^ Джозеф, Уильям (2014), Политика в Китае: Введение , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-938483-9 , с. 149 .
- ^ Бернал (1966) .
- ^ Соломон (1966) , с. 134.
- ^ Борнштейн (1968) , с. 228.
- ^ Салафф (1967) .