Мерл Голдман
Мерл Голдман | |
---|---|
Рожденный | Мерл Дороти Розенблатт 12 марта 1931 г. Нью-Хейвен, Коннектикут , США |
Умер | 16 ноября 2023 г. Кембридж, Массачусетс , США | (92 года)
Другие имена | Китайский : Голдман Пиньинь : Ге вчера |
Альма-матер | Гарвардский университет Рэдклифф Колледж Колледж Сары Лоуренс |
Известный | Истории китайских интеллектуалов и демократии |
Супруг | |
Дети | 4 |
Научная карьера | |
Учреждения | Бостонский университет Уэлсли Колледж |
Научные консультанты | Бенджамин И. Шварц Джон Кинг Фэрбенк |
Мерл Дороти Розенблатт Голдман (12 марта 1931 — 16 ноября 2023) — американский историк и китаевед современного Китая. Она была профессором истории в Бостонском университете , особенно известной серией исследований о роли интеллектуалов при правлении Мао Цзэдуна и о возможностях демократии и политических прав в современном Китае.
Фон
[ редактировать ]Мерл Дороти Розенблатт родилась в Нью-Хейвене, штат Коннектикут , в 1931 году. [1] Ее мать и отец были еврейскими иммигрантами из Беларуси и Румынии соответственно. [2] Она окончила колледж Сары Лоуренс в 1953 году, затем получила степень магистра в колледже Рэдклифф в 1957 году. Затем она защитила докторскую диссертацию. в Гарвардском университете , который она получила в 1964 году по специальности «История и дальневосточные языки», обучаясь у Бенджамина И. Шварца и Джона Кинга Фэрбенка . Позже она вспоминала, что Фэрбенк поддерживал ее в ее собственных интересах, которые сильно отличались от его. [3]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1953 году она вышла замуж за экономиста Маршалла Голдмана ; у них было четверо детей, и они были женаты до его смерти в 2017 году. [2]
Голдман умерла от рака клеток Меркеля в своем доме в Кембридже, штат Массачусетс , 16 ноября 2023 года в возрасте 92 лет. [1] [4]
Карьера
[ редактировать ]Голдман работала преподавателем в колледже Уэлсли в 1963–1964 годах, затем преподавала на историческом факультете Бостонского университета с 1972 года до выхода на пенсию в 2001 году . Asian Research в Гарвардском университете, стал членом Исполнительного комитета в 1967 году и работает по настоящее время. [5]
Среди ее наград, грантов и членства - Медаль Рэдклиффа для выпускников за выдающиеся достижения, июнь 1981 года; Стипендия Мемориального фонда Гуггенхайма , 1987–1988 годы; [6] Американский совет научных обществ ; Совет социальных наук по исследованиям ; Постдокторская стипендия Института Ванга по китаеведению, 1984–85. Она была членом делегации США в Комиссии ООН по правам человека (1993–94); Редакционная коллегия China Quarterly . [5]
Научные вклады
[ редактировать ]Голдман, как отмечает историк Перри Линк , начал с изучения враждебных отношений между писателями и партийным руководством, оба из которых считали, что «литература, мораль и политика тесно переплетены - на самом деле не более чем разные аспекты одного и того же. " [7] Докторская диссертация Гольдман, которая стала ее первой книгой « Литературное инакомыслие в коммунистическом Китае» , посвящена периоду становления, когда Коммунистическая партия Китая под руководством Мао Цзэдуна была сосредоточена в Яньани в 1940-х годах. Политика партии в отношении интеллектуалов определялась « Переговорами на форуме Яньань » Мао, которые требовали от интеллектуалов «служить народу», а не заниматься «искусством ради искусства». В книге описывается становление Чжоу Яна как партийного бюрократа, занимающегося культурой и интеллектуальной жизнью. Чжоу организовал кампании, которые установили контроль над интеллектуалами . В их число входили Дин Лин , женщина-писательница, которую в конечном итоге простили за ее откровенные описания жестокого обращения партии с женщинами, и Ван Шивэй , которую обвинили в заговоре с целью свержения партии, поскольку она не допускала свободы выражения мнения, и который в конечном итоге был казнен. Книга Гольдмана получила широкую оценку и широко цитировалась. [8] но некоторые также отметили, что в нем «мало признается» «зачастую сильные разногласия между писателями» и что «полное внимание было сосредоточено на негативном влиянии попыток партии контролировать литературу». «Все, что имело значение, — сказал один критик, — это то, что писатели искали свободу, а ей отказывали». [9]
Значение слова «инакомыслие», а также роль интеллектуалов и государства изменились в следующих книгах Гольдман, когда она и ее коллеги исследовали преемственность между интеллектуалами 20-го века и имперским прошлым. Энтони Кейн пришел к выводу, что название ее книги «Интеллектуалы Китая: советы и несогласие» 1986 года указывает на это изменение. Ранние работы, по словам Кейна, были посвящены «негативу», то есть инакомыслящим как «творческим духам западного стиля, восстающим против партийного контроля». Новая работа расширила концепцию инакомыслия, включив в нее «активную консультативную роль, которую [интеллектуалы] традиционно играли и все чаще играют снова», роль, которая вырастает из «литературной традиции цинъи (чистого мнения), восходящей к традиционному Китаю. " [10] Это исследование получило дальнейшее развитие в книге », которую Голдман редактировал совместно с Кэрол Хэмрин и Тимоти Чиком ( «Интеллектуалы Китая и государство 1986), в которой использовалась концепция «интеллектуального истеблишмента» Китая. «Интеллигент истеблишмента», как и учёный-бюрократ традиционного Китая, возражал правителям, чьи основные добрые намерения и легитимность они принимали.
В 1980-х и 1990-х годах, когда Голдман наконец смогла путешествовать по Китаю, она работала над поощрением там сил, выступающих за права человека и демократию, и вошла в совет директоров Human Rights Watch . [5] В своей рецензии на ее книгу 1994 года « Посев семян демократии в Китае: политическая реформа в десятилетие Дэн Сяопина», опубликованную в Sunday New York Times Book Review , Джонатан Мирски написал, что книга сосредоточена в первую очередь на «демократической элите», богатых слоях населения. образованные пекинские интеллектуалы с хорошими связями, являющиеся членами партии или дружественно настроенные по отношению к ней, но так или иначе ставшие ее жертвами. Когда Мао умер в 1976 году, они с нетерпением ждали реформ, которые принесли бы пользу им и Китаю (Мирский добавляет, что «китайские интеллектуалы склонны быть патриотами»). [11] Ху Яобан стал их защитником, но его отстранение от власти в 1987 году оставило их на милость партийных консерваторов. Голдман взял интервью у журналиста Лю Биняня , написавшего лояльную критику правительства, и драматурга Бай Хуа , написавшего сценарий к фильму 1981 года «Безответная любовь», за который его жестко раскритиковали. Она сообщила, что Бай сравнил свою ситуацию с древним поэтом Цюй Юанем , который безуспешно возражал своему правителю, а затем утопился, вместо того чтобы восстать. Эта группа оставалась в основном лояльной партии, даже критикуя ее. [12] Другая группа в книге моложе и политически активна, например, Ван Цзюньтао и Чэнь Цзымин . После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году партийные лидеры сочли их опасными, и каждый из них был приговорен к тюремному заключению на 13 лет. [13] Мирский комментирует, что подробное освещение и анализ Голдманом движения к демократии "заставляет слабые обнадеживающие заключительные слова... о том, что семена "когда-нибудь действительно могут расцвести", звучат действительно слабо". [11]
Голдман активно работала в своем сообществе и в мире Новой Англии и Китая. Ее поддержка молодых ученых была продемонстрирована энергией, которую она вкладывала в конференции, на которых были представлены их работы и результатом которых стали тома конференций, среди которых «Современная китайская литература в эпоху четвертого мая» (1977), «Интеллектуалы Китая и государство: в поисках нового». Отношения в Китайской Народной Республике (1987 г.), и в течение многих лет она организовывала Китайский семинар Новой Англии, на котором ученые обменивались работами и неформальными взглядами. [5] Коллеги из Центра Фэрбанка также вспоминали ее как первопроходца в то время, когда лишь немногие женщины выходили на поле деятельности в Китае. Например, будучи молодым ученым, она написала, что не сможет присутствовать на конференции, поскольку в этот день у нее должны были родить; Организатор, пожилой мужчина, ответил, что «рожать будет ваша жена, а не вы. Приходите на конференцию!» [14]
«Китай: Новая история» (1992) была последней книгой ее наставника Джона Кинга Фэрбенка, который закончил рукопись, но умер, не успев ее опубликовать. Работу отредактировал и увидел в прессе давний друг и коллега Голдмана Пол Коэн. [15] Когда пришло время выхода нового издания, Голдман сама добавила главу, посвященную событиям в Китае со времени выхода первого издания, и она указана в качестве соавтора. [16]
Избранные публикации
[ редактировать ]Публикации Голдмана включают более пятидесяти научных статей, а также статьи для широкой публики в New York Review of Books , New York Times Book Review , The New Republic и The Boston Globe .
- Монографии
- Литературное инакомыслие в коммунистическом Китае , издательство Гарвардского университета, 1967; Атенеум в мягкой обложке, 1970 г.
- —— (1981). Интеллектуалы Китая: советы и несогласие . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674119703 . «Известная книга», The New York Times.
- —— (1994). Посев семян демократии в Китае: политическая реформа в десятилетие Дэн Сяопина . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674830073 .
- От товарища к гражданину: борьба за политические права в Китае , издательство Гарвардского университета, 2007.
- Фэрбенк, Джон Кинг; Гольдман, Мерл (2006). Китай: новая история . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0674018281 .
- Отредактированные тома
- Современная китайская литература в эпоху четвертого мая , издательство Гарвардского университета, 1977; мягкая обложка, 1985 г.
- Интеллектуалы Китая и государство: в поисках новых отношений в Китайской Народной Республике , отредактировано с введением «Неопределенные изменения», Совет по публикациям Восточной Азии, Гарвардский университет, 1987 г.
- Соредактор журнала «Наука и технологии в Китае после Мао» , Совет по исследованиям Восточной Азии, Гарвардский университет, 1989 г.
- Идеи в разных культурах, Очерки китайской мысли в честь Бенджамина Шварца , написанные совместно с Полом Коэном , издательство Гарвардского университета, 1990 г.
- Вспомнил Фэрбанк , под редакцией Пола Коэна, Центр восточноазиатских исследований Фэрбанка, 1992 г.
- Парадокс реформ Китая , под редакцией Родерика Макфаркуара , издательство Гарвардского университета, 1999 г.
- Исторические перспективы современной Восточной Азии , под совместной редакцией, издательство Гарвардского университета, 2000 г.
- Интеллектуальная история современного Китая , под редакцией Лео Оу-фана Ли , Cambridge University Press, 2002 г.
- Изменение значений гражданства в современном Китае , совместно под редакцией, издательство Гарвардского университета, 2002 г.
- Китайские интеллектуалы между государством и рынком , под совместной редакцией (Лондон; Нью-Йорк: Routledge, 2005). ISBN 1134341784 )
- Массовая политическая реформа в современном Китае , под редакцией Элизабет Перри , издательство Гарвардского университета, 2007 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мерл Голдман, известный исследователь китайского интеллектуального инакомыслия, умер в возрасте 92 лет» . Вашингтон Пост . 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ризен, Клей (15 декабря 2023 г.). «Мерл Голдман, ведущий эксперт по коммунистическому Китаю, умер в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ ScanlonCosner (1996) , с. 96.
- ^ «Некролог Мерла Голдмана» . Таймс . 4 декабря 2023 г. . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Резюме
- ^ Мемориальный фонд Гуггенхайма
- ^ Ссылка (2000) , с. 10 .
- ^ Литературное инакомыслие в коммунистическом Китае
- ^ Кейн (1993) , с. 68 .
- ^ Кейн (1993) , с. 73-74 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мирский (1994) .
- ^ Голдман (1994) , с. 88 .
- ^ Голдман (1994) , с. 351 .
- ^ HearstFewsmith (2023) .
- ^ Джон Кинг Фэрбанк, Китай: Новая история (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1992), стр. 491.
- ^ FairbankGoldman (2006) , с. 491.
Ссылки
[ редактировать ]- Херст, Нэнси; Фьюсмит, Джозеф (24 ноября 2023 г.), Вспоминая Мерла Голдмана: гиганта среди ученых, давнего друга Центра Фэрбенка , Центра китайских исследований Фэрбенка , получено 30 ноября 2023 г.
- Исторический факультет Бостонского университета
- Линк, Э. Перри (2000). Использование литературы: жизнь в социалистической китайской литературной системе . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691001979 .
- Кейн, Энтони Дж. (1993), «Гуманитарные науки в современном Китае: неудобная традиция», в Шамбо Дэвиде Л. (ред.), Американские исследования современного Китая , Вашингтон; Армонк, Нью-Йорк: Пресса Центра Вудро Вильсона; М.Э. Шарп, стр. 65–81, ISBN. 1563242664
- Мирский, Джонатан (24 апреля 1994 г.), «Безответная любовь» , воскресное рецензия на книгу New York Times.
- «Мерл Голдман» в Скэнлон, Дженнифер; Коснер, Шаарон (1996). Американские женщины-историки, 1700-1990-е годы: Биографический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0313296642 . , стр. 91-92
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мерла Голдмана WorldCat Авторитетная страница
- 1931 рождений
- 2023 смерти
- Американские евреи 20-го века
- Американские историки XX века
- Американские писательницы XX века
- Американские евреи XXI века
- Американские историки XXI века
- Американские писательницы XXI века
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американский народ румынско-еврейского происхождения
- Американские китаеведы
- Американские женщины-историки
- Преподаватели Бостонского университета
- Смертность от рака Меркеля
- Смертность от рака в Массачусетсе
- Американские историки-евреи
- Выпускники Рэдклифф-колледжа
- Выпускники колледжа Сары Лоуренс
- Писатели из Нью-Хейвена, Коннектикут