Сунь Юаньхуа
Сунь Юаньхуа | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Сунь Юаньхуа | ||
Упрощенный китайский | Сунь Юаньхуа | ||
|
Любезные имена | |||
---|---|---|---|
Чуян | |||
Традиционный китайский | 初первое солнце | ||
Упрощенный китайский | 初Чуян | ||
Буквальный смысл | Начальная солнечность | ||
| |||
Хуодун | |||
Традиционный китайский | 火Хуодун | ||
Упрощенный китайский | 火Хуодун | ||
Буквальный смысл | Огненный Восток Игнатий | ||
|
Сунь Юаньхуа (1581 или 1582 – 7 сентября 1632), также известный как Игнатий Сунь , [ а ] был китайским мандарином при покойном Мине . Обращенный католик в , он был протеже Пола Сюя (урожденного Сюй Гуанци). Как и его наставник, он выступал за отражение маньчжурского вторжения путем модернизации китайского вооружения и писал трактаты по геометрии и военной науке под влиянием европейских знаний иезуитов . он занимал должность губернатора Дэнглая и , округа Мин вокруг Дэнчжоу . Лайчжоу на севере Шаньдуна С 1630 по 1632 год Он был свергнут в результате мятежа Конг Юдэ и Гэн Чжунмина , после чего был арестован и казнен Мин за то, что не смог с достаточной жестокостью подавить их восстание.
Имена
[ редактировать ]Сунь Юаньхуа первоначально носил любезное имя Чуян . [ 1 ] После своего обращения он принял имя при крещении Игнатий. [ 1 ] ( Португальский : Инасиу ) [ 2 ] в честь святителя Игнатия , основателя ордена иезуитов . Затем он принял любезное имя Хуодун . [ 1 ] который в общих чертах переводит это.
Жизнь
[ редактировать ]
Сунь родился в Цзядине. [ 1 ] в провинции Южный Чжили (ныне в пределах Шанхая ) в 1581 году. [ 3 ] или 1582 [ 4 ] в эпоху позднего Мин . Южного Чжили Он сдал провинциальный экзамен и в 1612 году стал журэнем . [ 1 ] [ б ] Приняв католицизм . под влиянием китайской миссии иезуитов , он стал протеже Павла Сюя , который обучал его западной математике и обращению с огнестрельным оружием [ 5 ]
Сунь присоединился к Сюй и его соратникам-обращенцам Лео Ли и Майклу Янгу в написании мемориалов в поддержку христианства в ответ на резко осуждающие мемориалы, опубликованные Шэнь Цюэ ( 沈 㴶 ) в 1616 и 1617 годах после того, как он стал заместителем министра Департамента обрядов в Нанкине. . В конце концов император Ваньли встал на сторону Шэня: несколько новообращенных китайцев были заключены в тюрьму; Альфонсо Ваньони и Альваро де Семедо , лидеры иезуитов в Нанкине, были заключены в тюрьму, а затем изгнаны; а католические здания в Нанкине были снесены. [ 6 ]
После захвата Гуаннина для (ныне Бэйчжэнь в Ляонине ) маньчжурам Сунь Юаньхуа опубликовал два мемориала, пропагандирующие использование пушек европейского типа защиты столицы, а также северо-восточных границ и перевалов. Он утверждал, что «на данном этапе армия напугана врагом. Если мы не будем под прикрытием гарнизонов, наше состояние не будет стабильным [и,] если мы не будем использовать подзорные трубы и отличные пушки, чтобы нанести удар первыми с расстояния 10 ли и более, тогда враг не будет отбит». [ 7 ] Большинство таких военных мемориалов были составлены мандаринами , незнакомыми с войной, и состояли из общих банальностей и исторических анекдотов, часто относящихся ко времени Чжоу или ранее. Несмотря на общее чувство культурного превосходства и стремление к самодостаточности – что проявляется в том, что современная артиллерия стала широко известна как « красно-варварская пушка в Пекине » – и хотя Сунь провалил имперский экзамен в 1622 году, его мемориалы привлекли важное внимание военного министерства из-за сила его аргументов и важные и знакомые детали, которые он включил в отношении строительства и использования современных пушек и укреплений. [ 7 ] 15 марта 1622 года главный цензор Хоу Чжэньян , работавший в Управлении по проверке кадров, составил мемориал, восхваляющий талант Сунь: «Сунь Юаньхуа... следует срочно нанять для литья пушек и строительства гарнизонов... Пусть [его ] исследовать и измерить местность, определить маршруты, по которым следует следовать, установить платформу [для пушек] на каждом перекрестке, а затем, используя стоимость одной платформы в качестве базы для остальных входы в перевалы будут безопасными!... Пусть Юаньхуа научит тактике генералов и командиров, [поскольку] только люди, которые на самом деле делают пушки, могут научить обращаться с пушками». [ 7 ] Хоу был уволен из-за мемориала против Шэнь Цюэ и « партии евнухов », но не раньше, чем его предложения относительно Сунь были претворены в жизнь. Военный министр и главный секретарь Сунь Чэнцзун предложил Сунь Юаньхуа место в аппарате министерства, но согласился с его требованиями взять на себя ответственность в зоне боевых действий, что сделало его «военным комиссаром, ответственным за вооружение на местах». [ 7 ] Однако общая программа модернизации была отложена, когда демонстрация иностранной артиллерии в Пекине в 1623 году пошла наперекосяк и орудие взорвалось, в результате чего погибли португальский артиллерист и трое китайцев. [ 8 ] Хотя официальный интерес был сдержанным, он продолжался: Юань Чунхуань начал поддерживать политику Сунь в 1626 году. [ 1 ]
Около 1627 года в поместье Сунь Цзядин состоялась важная встреча, на которой Андреа Палмейро , Сюй , Сунь, Ян и одиннадцать миссионеров-иезуитов планировали будущее христианской экспансии в Китае, включая статус китайских обрядов и то, какое китайское имя следует использовать для обозначения Христианский Бог . [ 9 ]
После Сюй и Ли в 1629 году мемориалов португальскому было разрешено перевезти десять артиллерийских орудий и четыре «отличных бомбардировщика» через Китай , капитану Гонсалу Тейшейре Корреа чтобы начать обучение войск Мин обращению с пушками европейского типа . [ 10 ] Дальнейшие подкрепления были отправлены обратно в Наньчан в провинции Цзянси . [ 11 ] из-за потока официальных жалоб , когда внезапная болезнь устранила угрозу нападения маньчжуров на Пекин . [ 12 ] Купцы в Гуанчжоу боялись, что их особая монополия на торговлю с Португалией будет ограничена. [ 12 ] но в мемориалах Сунь Лу Чжаолуна Юаньхуа особо осуждается из-за его чрезмерно нежного обращения с иностранцами. [ 13 ]
В 1630 году Сунь получил звание помощника комиссара по надзору Шаньдуна за «глубокое проникновение в лагерь противника». [ 14 ] Лян Тиндун , военный министр, предложил ему пост губернатора Дэнглая ( 登萊 t . , s 登莱 , Дэнглай ) на севере Шаньдуна , но Сунь колебался [ 14 ] Он составил мемориал, в котором говорилось
Я полагаю, что суд ранее превратил Дэнлай в своего рода комиссию, а острова Дунцзян в своего рода военный пост. Теперь вы хотите, чтобы ваш слуга заполнил эту вакансию, но если министерство кадров не обеспечивает полную оплату своим солдатам, министерство труда — необходимое оборудование, а военное министерство — лошадей, то с военной точки зрения все это бессмысленно. Более того, даже несмотря на непокорность генерала островов , выполнять приказы там непросто. Ваш слуга не смог бы принять эту должность, даже если бы он не был болен. Насколько хуже то, что он теперь болен, не может ни сидеть верхом на седле, ни держать кисть. [ 14 ]
Вместо того, чтобы развеять опасения Суня, ему в конечном итоге было приказано занять пост в Дэнчжоу (ныне Пэнлай). [ 8 ] численностью 8000 призывников из провинции Ляонин и португальских инструкторов. [ 14 ] Там Сунь работал с Гонсалу и его переводчиком, пожилым иезуитом Жуаном Родригешем , над обучением войск Мин для отражения продолжающегося маньчжурского вторжения. Он также начал производство собственных пушек в португальском стиле. [ 15 ] В докладе в столицу Сунь пожаловался на беженцев из Ляонина, которые сотнями тысяч бежали в его район. [ 3 ] что они «видели мало войн» и поэтому были «слабыми, лживыми и совершенно ненадежными». [ 3 ]
В начале 1631 г. [ 16 ] Корейский посетил Дэнчжоу во время путешествия в Пекин по морю, поскольку дипломат Чон Дювон война заблокировала обычный сухопутный путь из Сеула . [ 17 ] Сан познакомил его с Родригесом. [ 16 ] чьи интервью и подарки по этому случаю были приписаны появлению в Корее западной религии, науки, географии, огнестрельного оружия и юриспруденции. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
19 января 1632 года подчинённые губернатора Сунь Кун Юдэ и Гэн Чжунмин подняли мятеж. [ 1 ] Оба ранее служили вместе под командованием Мао Вэньлуна , генерала династии Мин, казненного за использование своего поста по надзору за Желтым морем для поддержки и проведения контрабанды по всему северному Китаю. Вместо того, чтобы немедленно атаковать Конга и Гэна, Сунь попытался договориться о мирном разрешении их разногласий. Это оказалось бесполезным [ 1 ] а 11 февраля их войска осадили Дэнчжоу. Когда чуть больше недели спустя город пал, капитан Корреа и 11 других португальцев были убиты в бою, 15 спаслись только с серьезными ранениями, а Родригеш выжил, только прыгнув с высокой городской стены в море. [ 8 ] Конг и Гэн пощадили Сунь за проявленную ранее снисходительность, но по той же причине он был затем осужден и арестован правительством Мин. [ 1 ] Сюй , несмотря на то, что сейчас он занимает одни из самых высоких постов в Китае за свою работу по реформированию календаря , не смог добиться помилования посредством мемориалов, оправдывающих Сунь за действия Конга и Гэна. Суня Военный трибунал приговорил его к смертной казни , и вскоре после этого, 7 сентября 1632 года, он был казнен. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Сунь помогал своему наставнику Полу Сюю в редактировании его учебника по тригонометрии « Принципы прямоугольных треугольников» ( t 典典 义 , . s 勾平典 义 , Gōugǔ Yì ) [ 5 ] Как и Сюй, Сунь также написал свои собственные трактаты по военной науке и геометрии , включив в них европейские знания, представленные их преподавателями -иезуитами . [ 1 ]
Математические по западному работы « Разное включали обучению » , s 几何用法, Jǐhé Yòngfǎ), and Western Calculation (太西算要, Tàixī Suànyāo( [ 5 ]
Одной из военных работ была его Цзинву Цюаньбянь . [ 5 ] Его шедевры в западном стиле 1632 года ( t 西西法 神机 , s 西西法 神机 , Xīfَ Shénjī ) [ 22 ] стал знаменитым, [ 4 ] пропагандируя использование модернизированных укреплений , а также огнестрельного оружия. Особое впечатление на Суня произвели наклонные бастионы ( t 銳角 , s 锐角 , ruìjiώo ) эпохи Возрождения Европы звездных фортов , написав, что «с помощью наклонного бастиона враг удерживается за стенами, и, когда он подвергается нашей атаке, нет такого места, куда наши орудия не смогут добраться, и у врага нет возможности приблизиться». [ 4 ] Однако его усилия по их строительству в 1620-х годах, по-видимому, были нейтрализованы фракционными распрями внутри правительства Мин и сменой ответственных чиновников, и они не получили широкого применения в Китае. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Кун и Гэн, рассмотрев свои варианты, связали свою судьбу с Маньчжурией и приобрели известность в рамках Империи Цин созданной ею . Маньчжуры приветствовали свою захваченную артиллерию: несмотря на то, что они продолжали называть их хунъипао имени , они изменили один из иероглифов , сделав их «пушками в красном мундире ». [ 23 ]
Семьи Сюй и Сунь оставались близкими. Племянница Сунь Юаньхуа госпожа Ван позже вышла замуж за внука Сюя Эрдоу. [ 5 ] [ с ] Подробная биография заместителя главного цензора Сунь была составлена Гуй Чжуаном (1613–1673). Гуй знал внука Сунь Юаньхуа, Сунь Чжими, и написал предисловие к своей книге «Цзянсин Заши» 1671 года . [ 24 ]
Сан — трагический главный герой [ 25 ] романа Лин Ли 1996 года « Цинчэн Цинго» . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Клык (1943) .
- ^ Броки (2014) , с. 231 .
- ^ Jump up to: а б с Агнью (2009) , с. 516.
- ^ Jump up to: а б с д Андраде (2016) , с. 212 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хуанг (2001) , с. 229 .
- ^ Ляньчжэ (1976) , стр. 1177 .
- ^ Jump up to: а б с д Хуанг (2001) , с. 230 .
- ^ Jump up to: а б с Чан (1976) , с. 1147 .
- ^ Синий (2001) , стр. 42 .
- ^ Синий (2001) , с. 44 .
- ^ Купер (1974) , с. 345.
- ^ Jump up to: а б Купер (1974) , с. 346.
- ^ Хуан (2001) , с. 241 .
- ^ Jump up to: а б с д Хуанг (2001) , с. 243 .
- ^ Агнью (2009) , с. 535.
- ^ Jump up to: а б Нидэм и др. (1986) , с. 175 .
- ^ Парк (2000) , с. 33.
- ^ Чой (1981) .
- ^ Чой (1989) , с. 4.
- ^ Парк (2000) , с. 32.
- ^ Ха (2001) .
- ^ Солнце (1632 г.) .
- ^ Андраде (2016) , с. 201 .
- ^ Хуан (2001) , с. 229–30 .
- ^ Цянь (2016) , с. 241 .
- ^ Линг (1996) .
Библиография
[ редактировать ]- Агнью, Кристофер С. (2009), «Мигранты и мятежники: восстание Конг Юде и Северо-Восточная Азия семнадцатого века», Журнал экономической и социальной истории Востока , том. 52, стр. 505–541, doi : 10.1163/156852009x458232 .
- Андраде, Тонио (2016), Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории , Принстон: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-13597-7 .
- Блу, Грегори (2001), «Сюй Гуанци на Западе: ранние иезуитские источники и построение идентичности» , Управление государством и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , Sinica Leidensia , Том. 50, Лейден: Брилл, стр. 19–71 , ISBN. 9004120580 .
- Броки, Лиам Мэтью (2014), Посетитель: Андре Палмейро и иезуиты в Азии , Кембридж : издательство Гарвардского университета, ISBN 9780674744752 .
- Чан, Альберт (1976), «Жоао Родригес» , Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том. II: M – Z , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 1145–47 , ISBN. 9780231038331 .
- Чхве, Чонгко (1981), «О восприятии западного права в Корее», Корейский журнал сравнительного правоведения , том. 141 .
- Чой, Чонгко (1989), «Традиционное корейское право и его модернизация» , Труды Королевского азиатского общества, Корейское отделение , том. 64, стр. 1–17, заархивировано из оригинала 29 августа 2016 г. , получено 23 мая 2017 г.
- Купер, Майкл (1974), Родригес-переводчик: ранний иезуит в Японии и Китае , Уэзерхилл .
- Фан Чжаоин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 686. . В
- Гудрич, Л. Кэррингтон (1976), «Франческо Самбиаси» , Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том. II: M – Z , издательство Колумбийского университета, стр. 1150–1 , ISBN. 9780231038331 .
- Хуан И-лонг (2001), «Военная реформа Сунь Юаньхуа и Сюй Гуанци» , Государственное управление и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , BRILL, стр. 225–262 , ISBN 9004120580 .
- Ха, Нам Джин (декабрь 2001 г.), «Два аспекта практического обучения:... случай Хон Тэ Ёна», Сеульский журнал корееведения , том. 14, стр. 203–31 .
- Ляньчжэ Дуфан (1976), «Шэнь Чюэ» , Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том. II: M – Z , издательство Колумбийского университета, стр. 1177–9 , ISBN. 9780231038331 .
- Лин Ли (1996), Цинчэн Цинго , Пекин: Пекин Шиюэ Вэньи Чубанше . (на китайском языке)
- Нидэм, Джозеф ; и др. (1986), Зал небесных рекордов: корейские астрономические инструменты и часы 1380–1780 гг ., Кембридж : Cambridge University Press, ISBN 9780521616980 .
- Пак, Сонрэ (2000), «Внедрение западной науки в Корее: сравнительный взгляд на примеры Китая и Японии» (PDF) , «Исследования Северо-Восточной Азии» , том. 4, стр. 31–43 .
- Цянь Кунь (2016), Имперский порядок – время: литература, интеллектуальная история и путь Китая к империи , Лейден: Брилл, ISBN 9789004309302 .
- Сунь Юаньхуа (1632 г.), 西法神机 [ Шедевры в западном стиле ] . (на китайском языке)