Сюй Гуанги
Сюй Гуанги | |||
---|---|---|---|
Сюй Гуанги | |||
![]() Портрет Сюй Гуанки | |||
Вице -министр обрядов | |||
В офисе 1629–1630 | |||
Предшествует | Ма Чжики | ||
Преуспевает | Ли Санчен | ||
Великий секретарь библиотеки Вениуан | |||
В офисе 1632–1633 | |||
Старший великий секретарь | Чжоу Тингру Вэнь Тирен | ||
Личные данные | |||
Рожденный | 24 апреля 1562 года Шанхайский графство , Сонгцзян , Южный Жили , Мин Империя [ 1 ] | ||
Умер | 8 ноября 1633 г. [ 2 ] Пекин , Шунтиан , Северный Жили , Мин Империя | (в возрасте 71 года) ||
Место отдыха | Парк Гуанки , Сюдзиахуи , округ Сюхуи , Шанхай , Китай | ||
Национальность | китайский | ||
Супруг | Ву [ 3 ] | ||
Отношения | Candida Xu (внучка) [ 4 ]
(Сюй Чжун) [ 4 ] (Сюй Махэ) [ 4 ] | ||
Дети | Сюй Джи (Сюй Джи) | ||
Родители) | Сюй Сингенг , отец | ||
Образование | Степень Джинши (1604) [ 5 ] | ||
Занятие | Официальный ученый ( министр обрядов и великого секретаря ), агроном, астроном, математика, писателя | ||
Известен для | Три столпа китайского католицизма Китайский перевод Евклида элементов Календарь Чончжэнь Полный трактат по сельскому хозяйству | ||
Крещение названием | Пол Сюй | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 徐光Сюй Гуанги | ||
Упрощенный китайский | 徐光Сюй Гуанги | ||
| |||
Предоставлено имя | |||
китайский | 子Ребенок | ||
| |||
Второе альтернативное китайское название | |||
китайский | Сюань Ху | ||
| |||
Третий альтернативный китайский название | |||
китайский | 文Пособие | ||
| |||
Четвертое альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Пол | ||
Упрощенный китайский | Пол | ||
Буквальное значение | Пол | ||
| |||
Сюй Гуанги | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 24 апреля 1562 года Шанхай, Китай |
Умер | 8 ноября 1633 года Пекин, Китай |
Сюй Гуанки или Хсу Куан-Чи (24 апреля 1562 года -8 ноября 1633 г.), также известный под его именем крещения Пол или Пол Сиу , был китайским агрономом, астроном, математиком, политиком и писателем во время династии Мин . [ 6 ] Сюй был назначен китайским императором в 1629 году лидером реформы Шиксианской календаря , которую он приступил с помощью иезуитов. [ 7 ] Сюй был коллегой и сотрудником итальянских иезуитов Маттео Риччи и Сабатино -де -Урсис помогал их переводу нескольких классических западных текстов в китайцы, включая часть Евклида элементов и . Он также был автором Nong Zheng Quan Shu , трактата о сельском хозяйстве.
Он один из « трех столпов китайского католицизма ». Римско -католическая церковь считает его слугой Божьим , [ 8 ] Один из этапов к формальной святости. [ 9 ] 15 апреля 2011 года представитель Vatican Federico Lombardi объявил о начале процесса беатификации Сюй Гуанки, [ 10 ] который остановился. [ 11 ]
Имя
[ редактировать ]Сюй Гуанки является пининейной романизацией китайского китайского произношения мандарина имени Сюй. Его имя написано Hsü Kuang-Ch'i с использованием системы Wade-Giles . Его вежливым звением было Зиксиан , а его Пенналом было Сюанху . В записях иезуитов это последнее, которое используется в качестве его китайского имени, в форме «Siù Hsven Hú». [ 12 ]
При обращении он принял имя крещения Пола ( латинская : Паулюс ). На китайском языке его транскрипция используется как своего рода имя вежливости (то есть Сюй Баолу), а иезуиты иногда называли его «siù pao lò» [ 12 ] Или вы дешевле . [ 13 ] Однако чаще они описывают его как «Доктор Пол» ( латынь : доктор Паулус ; [ 14 ] [ 12 ] Португальский : Доктор Паулу ), [ 15 ] «Наш Павел» ( латынь : ностер Паулюс ), или «Пол Сиу» [ 16 ] или "ciu". [ 13 ] [ 12 ] [ 17 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сюй Гуанки родился в Шанхае в южного Жили Сонгжиан префектуре 24 апреля 1562 года, [ 1 ] Под китайской династией Мин . В то время Шанхай был просто небольшим в местом округа старом квартале вокруг нынешнего города Юй . Его семья, в том числе старшая и младшая сестра, жила в тай -квартале в южной части города. Ответка Гуанки Клана Сюй была не связана с теми, кто сдал имперские экзамены Шанхая и присоединился к местному джентри . [ 18 ] Его отец Сюй Сючэн (умер в. 1607 ) [ 19 ] был осиротел в 5 лет и видел большую часть его наследства, потерянного для «японских» пиратских рейдов и неплатежеспособных друзей в 1550 -х годах. [ 18 ]
Во время рождения Гуанки его отец работал двадцать мю (1¼ га ) [ 20 ] или меньше к югу от городской стены. [ 21 ] Около половины этого было бы использовано для кормления семьи, [ 22 ] С остальными привыкли дополнять его доход от мелкой торговли. [ 18 ] К тому времени, когда Гуанчи было 6 лет, семья сэкономила достаточно, чтобы отправить его в местную школу, где более поздний агиограф записывает его жестку, чтобы они поднимали своих одноклассников, когда они говорили о желании использовать свое образование для богатства или мистической власти. Вместо этого он предположительно посоветовал: «Ни одна из этих вещей не стоит делать. Если вы хотите поговорить о том, кем вы хотите стать, то это должно быть установить себя и следовать пути . Принесите порядок в государство и Люди почитают православные и разоблачают Гетеродоксаль. [ 21 ] С 1569 по 1573 год семья отправила Гуанги в школу в буддийском монастыре в Лонгуа . [ 1 ] Это не зарегистрировано, но эта школа, вероятно, была отдельным светским и платным учреждением для семей, слишком бедных, чтобы нанимать частных преподавателей для своих сыновей. [ 21 ]
Его мать умерла 8 мая 1592 года, и он предпринял ритуал траурного периода в ее честь. [ 23 ] Его местонахождение в течение следующих нескольких лет неясно, но он, похоже, провалил провинциальный экзамен в Пекине в 1594 году, после того, как период траура закончился. [ 23 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1596 году он переехал в Сюнчжоу (ныне Гиппинг) в Гуанси, чтобы помочь его префекту Чжао Фенгю , уроженцу Шанхая, который сдал экзамены Юрена в 1555 году. [ 23 ] В следующем году он отправился в Пекин весной и сдал провинциальный экзамен , став Юреном . [ 23 ] Кажется, он остался там на имперском экзамене в следующем году, но не смог пройти. Затем он вернулся в Шанхай около апреля, обратив внимание на изучение военных и сельскохозяйственных предметов. [ 23 ] В следующем году он учился у Ченга Цзиуи . [ 23 ]
Сначала он встретил Маттео Риччи , итальянского иезуита , в Нанкине в марте или апреле 1600 года. [ 23 ] Он сотрудничал с Риччи в переводе нескольких классических западных текстов - в частности, первой части Евклида элементов - на китайском языке, а также несколько китайских конфуцианских текстов на латынь . [ 7 ] Влияние Риччи привело к тому, что Сюй был крещен как римско -католик в 1603 году. Его потомки остались католиками или протестантами в 21 -м веке. [ Цитация необходима ]
С 1607 по 1610 год Сюй был вынужден уйти в отставку с государственной должности и вернулся в свой дом в Шанхае. Именно в это время он экспериментировал с методами орошения в западном стиле. [ 24 ] Он также экспериментировал с выращиванием сладкого картофеля , хлопка и дерева Nu Zhen . [ 24 ] Его еще раз вызвали, чтобы служить китайской бюрократии, где он поднялся до высокого звания и стал известен в конце своей карьеры просто как «министр». [ 7 ] И все же он продолжал экспериментировать и узнавать о новых сельскохозяйственных практиках, пока он служил своему офису, способствуя использованию влажного риса в северо-восточном Китае . [ 24 ] С 1613 по 1620 год он часто посещал Тяньцзинь , где помогал организовать самодостаточные военные поселения ( тун-Тянь ). [ 24 ]
В 1629 году мемориалы Сюй успешно перенесли суд, чтобы разрешить португальскому капитану Гонсало Тейксейра-Корреа принести 10 артиллерийских произведений и 4 «превосходных бомбардировщиков» по всему Китаю в столицу, чтобы продемонстрировать эффективность западной артиллерии . [ 14 ] Более ранняя демонстрация в 1623 году пошла катастрофически, когда взрывающаяся пушка убила одного португальского артиллериста и трех китайских наблюдателей, но в этом случае произведения были приняты и направлены в Денчжоу (ныне Пенглай) в Шаньдун . [ 25 ] Христианский новообращенный Игнатий Сан , протеже Сюй, был губернатором там [ 26 ] и также был сильным сторонником модернизации военных Китая. Вместе с капитаном Тейкесирой и его переводчиком Жеоном Родригесом , Sun использовал части, чтобы обучить свои войска, чтобы противостоять продолжающемуся вторжению Манчу . Тем не менее, снисходительное лечение Солнца от мятежа 1632 года под руководством Конг Юд и Генга Чжунминг позволило им успешно захватить Денчжоу, захватить артиллерию и установить независимую энергетическую базу, которая в конечном итоге присоединилась к манчусу. [ 26 ] Мемориалы Сюй по помилованию были безуспешными, а солнце было военнослужащим и казнено. [ 16 ]
Он занимал должности министра обрядов ( 禮部尙書 ), наблюдая за государственными программами, связанными с культурой, образованием и иностранными делами, и заместителем старшего великого секретаря ( 內閣次輔 ), фактически заместителем премьер -министра имперского кабинета.
Иоганн Адам Шалл фон Белл остался с Сюй во время его последней болезни в 1633 году и курировал возвращение своего тела в свою семью в Шанхае. [ 27 ] Там это было публично выставлено на его вилле до 1641 года, когда она была похоронена «во время трудностей». [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Могила Сюй Гуанки остается центральной частью Шанхайского парка Гуанки на Нандан -роуд ( 南丹路 ), к югу от собора Сюдзиахуи .
350 -летие его смерти в 1983 году было отмечено очень публично, как с церемониями в Шанхае, так и с похвальной статьей в Пекинском обзоре . Вокальная коммунистическая поддержка этих мемориалов была рассматривалась как сигнальная поддержка Дэн Сяаопин политики в области открытия и модернизации Китая. [ 28 ] Однако большинство китайских процедур его жизни и наследия сосредоточены на его стремлении к научному, технологическому и политическому прогрессу и его влиянию на развитие Китая, тогда как западные методы практически повсеместно придают большое значение его христианскому обращению и идентичности. [ 28 ]
Работа
[ редактировать ]Военная наука
[ редактировать ]Сюй Гуанки написал книгу о военных методах и стратегиях под названием « Любительские наблюдения г -на Сюй в ответ на критику, с которыми он столкнулся за смелый обсуждение военных вопросов, несмотря на то, что он просто ученый». [ 29 ] Он часто процитировал Сюнзи и Гуанзи и использовал вознаграждения и наказания в соответствии с юристами , по крайней мере, в оказании помощи. [ 30 ]
Сюй Гуанки выдвинул концепцию «богатой страны и сильной армии» (富國強兵), которая будет принята Японией для ее модернизации в конце 19 -го века под именем Фукоку Кёхей .
Математика
[ редактировать ]В 1607 году Сюй и Риччи перевели первые части Евклида элементов (трактат по математике, геометрии и логике) на китайский. Некоторые китайские ученые считают, что «начал просветление Китая». [ 7 ]
Астрономия
[ редактировать ]После того, как последователи Сюй и Риччи публично предсказали солнечное затмение в 1629 году, Император был назначен Сюй -лидером по реформированию китайского календаря . Реформа, которая стала первым крупным сотрудничеством между учеными из Европы и с Дальнего Востока, была завершена после его смерти и стала известной как календарь Чонгжэнь . [ 7 ] Это примечательно для систематического представления концепций и развития европейской математики и астрономии в Китай в первый раз, включая обширные переводы и ссылки на элементы Евклида и работы Николауса Коперника , Йоханнес Кеплер , Галилея Галилеи и Тайчо , чья тихоническая система была система использовал свою основную теоретическую основу. [ 31 ] [ 32 ]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]
Сюй Гуанки написал полный трактат по сельскому хозяйству , выдающийся сельскохозяйственный трактат, который последовал в традиции таких, как Ван Чжэнь (написал Ван Чжэнь Нонг Шу из 1313 г. н.э.) и Цзя Шия (написал Чи Мин Яо Шу из 535 г. н.э.). [ 33 ] Как Ван Чжэнь, Сюй жил в беспокойные времена, и был посвящен патриоту помощи сельским фермерам Китая. [ 24 ] Его основные интересы были в ирригации , удобрениях , голоде , экономических культурах и эмпирических наблюдениях с ранними представлениями о химии . [ 24 ] Это была огромная письменная работа, около 700 000 письменных китайских иероглифов , что делает ее в 7 раз больше, чем работа Цзя Шия и Ван Чжэнь. [ 34 ] Хотя его окончательный проект был незакончен Сюй Гуанки к моменту его смерти в 1633 году, знаменитый ученый Цзянган Чен Зилонг собрал группу ученых для редактирования проекта, опубликовав его в 1639 году. [ 34 ]
Темы, охватываемые его книгой, следующие: [ 34 ]
- Основы сельского хозяйства ( Nong Ben ): цитаты из классики о важности поощрения сельского хозяйства
- Полевая система ( Tian Zhi ): распределение земли, управление полевым
- Сельскохозяйственные задачи ( Нонг Ши ): очистка земли, типилка; Также подробная экспозиция схемы урегулирования
- Управление водой ( Shui Li ): Различные методы орошения, типы ирригационного оборудования и две последние главы, посвященные новым ирригационным оборудованию в западном стиле
- Иллюстрированный трактат о сельскохозяйственных орудиях ( Nong Chi Tu Pu ): в основном основанная на книге Ван Чжэнь 1313 г. н.э.
- Садоводство ( шии ): овощи и фрукты
- Серикультура ( может петь ): производство шелка
- Дальнейшие текстильные культуры ( Can Sang Guang Lei ): хлопок, конопля и т. Д.
- Сильвикультура ( Чонг Чи ): сохранение лесного хозяйства
- Животноводство (MU)
- Кулинарные препараты ( Zhi Zao )
- Контроль голода ( Хуан Чжэн ): административные меры, флора голода
Семья
[ редактировать ]Единственным сыном Сюй был Джон Сюй [ 16 ] ( TXU JI , SXU JI , , Xú Jì ) [ 3 ] чья дочь была Кандида Сюй ( 徐 甘第大 徐甘第大, Xú gāndìdà ; 1607–1680). Предварительный христианин, она была признана важным покровителем христианства в Цзянганне в раннюю эпоху Цин . Иезуитский Филипп Куплет , который тесно сотрудничал с ней, сочинила свою биографию на латыни. Это было опубликовано на французском переводе как история христианской леди Китая, Candide Hiu ( Histoire d'une Dame Chrétien de la Chine, Candide Hiu ) в 1688 году. [ 35 ] Ее сыном был Василий Сюй, который служил чиновником под Цином . [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Статус Сюджи в Сюдзиахуи , на Северной Каоксси -роуд
-
Гробница Сюй Шанхай в парке Гуанги
-
Введение в астрономию , перевод Сюй Гуанки
-
Португальский перевод письма «Доктор Пол» к королю Португалии
Смотрите также
[ редактировать ]- Сюй Гуанки Мемориальный зал
- Гробница Сюй Гуанки
- Римско -католицизм в Китае
- Шангхайский народ
- История сельского хозяйства
- Школа Ксавье в Сан -Хуане, Метро Манила, Филиппины
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Dudink (2001) , p. 399
- ^ Dudink (2001) , p. 409
- ^ Jump up to: а беременный Dudink (2001) , p. 400
- ^ Jump up to: а беременный в Броки (2008) , с. 140.
- ^ Броки (2008) , с. 59
- ^ Hummel, Arthur W. Sr. , ed. (1943). . Выдающийся китайский период периода Чина . Правительственная типография Соединенных Штатов .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Стоун (2007) .
- ^ Римско -католическая епархия Шанхая : процесс подготовки списка продуктов Сюй Гуанки
- ^ «В первую очередь, буйнократ и ученый династия Мин, и ученый Сюг Гуанки, чтобы быть избитыми» . Шанхайский . 5 мая 2018 года.
- ^ «Церковь, чтобы бить раннего Китая, конвертируя в Шанхае» . UCA News . 2011 год Получено 24 мая 2018 года .
- ^ «29-я Международная конференция Католической ассоциации США-Китая 2-4 августа 2024 г. Университет Деполя-кампус Линкольн Парк Чикаго, Иллинойс» . USCCA . Получено 10 августа 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Синий (2001) , с. 48
- ^ Jump up to: а беременный Синий (2001) , с. 33
- ^ Jump up to: а беременный Синий (2001) , с. 44
- ^ Vasconcelos (2012) , p. 163 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Синий (2001) , с. 45
- ^ Синий (2001) , с. 49
- ^ Jump up to: а беременный в Брук (2001) , с. 93
- ^ Синий (2001) , с. 35
- ^ Уилкинсон (2000) , с. 243 .
- ^ Jump up to: а беременный в Брук (2001) , с. 94
- ^ Clunas (1996) , p. 40
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Dudink (2001) , p. 402
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Needham (1984) , p. 65
- ^ Чан (1976) , с. 1147 .
- ^ Jump up to: а беременный Клык (1943) .
- ^ Blue (2001) , с. 42–3 .
- ^ Jump up to: а беременный Синий (2001) , с. 19
- ^ Сюй Гуанки Мемориальный зал Постоянная выставка
- ^ Смит (2009) , с. 252
- ^ версии Ming The Chongzhen» на китайском « Оригинальный ( . ) вид языке
- ^ Xu guangqihe "Альбом Чонген" Архивировал 2011-05-24 на машине Wayback
- ^ Needham (1984) , с. 64–5.
- ^ Jump up to: а беременный в Needham (1984) , p. 66
- ^ Мангл (1989) , стр. 253-254.
Источники
[ редактировать ]- Blue, Gregory (2001), «Сюй Гуанги на Западе: ранние источники иезуитов и строительство идентичности» , Статусное обновление и интеллектуальное обновление в позднем Китае Минг: межкультурный синтез Сюй Гуанки (1562–1633) , Синика Лейдензия Vol. 50, Лейден , Южная Голландия : Брилл , с. 19–71 , ISBN 9004120580 .
- Brockey, Liam Matthew (2008), «Путешествие на восток»: Миссия иезуитов в Китай, 1579–1724 , Кембридж, Массачусетс: издательство Belknap of Harvard University Press
- Brook, Timothy (2001), «Сюй Гуанги в его контексте: мир Шанхайского джентри», Стейткрафт и интеллектуальное обновление в позднем Китае Минг: межкультурный синтез Сюй Гуанки (1562–1633) , Брилл, ISBN 9004120580 .
- Chan, Albert (1976), , 1368–1644 Vol . II: M - Z , Нью -Йорк, Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета, стр. 1145–47 , ISBN 9780231038331 .
- Clunas, Craig (1996), Плодолюбивые места: садовая культура в династии Мин, Китай , предвидение Азии, Лондон, Англия: книги о рисковании, ISBN 9780948462887 .
- Dudink, Adrianus Cornelis (2001), «Карьера Сюй Гуанки: аннотированная хронология», Statecraft & Intellectualewal в позднем Ming China , Brill, ISBN 9004120580 .
- Wilkinson, Endymion Porter (2000), История Китая: руководство , Кембридж, Массачусетс : Азиатский центр Гарвардского университета , , ISBN ISBN 9780674002494 .
- Клык Чжаоинг (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающийся китайский период периода Чина . Правительственная типография Соединенных Штатов . п. 686. . В
- Mungello, David E. (1989), «Людимая земля: жилье иезуитов и происхождение сиинологии , Гонолулу: Университет Гавайской прессы, ISBN 0-8248-1219-0 .
- Needham, Joseph (1984), Наука и цивилизация в Китае, Vol. VI: Биология и биологические технологии, часть 2: сельское хозяйство , Кембридж, Англия: издательство Кембриджского университета .
- Смит, Джоанна Хандлин (2009), искусство делать добро: благотворительность в позднем Мин Китай .
- Стоун, Ричард (2007), «Ученые, отправленные в высший полимат Китая», Science , Vol. 318, с. 733, doi : 10.1126/science.318.5851.733 , ISSN 0036-8075 , PMID 17975042 , S2CID 162156995 .
- Vasconcelos de Saldanha, António ( . 2012 ) Империи . Канги 144–227 , ISBN 9781443838542 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нидхэм, Джозеф (1959). Наука и цивилизация в Китае: том 3, математика и науки о небесах и земле . Кембридж: издательство Кембриджского университета; Перепечатано: Тайбэй: Пещеры Книги, 1986. OCLC
- Чжао, Джикай, "Сюй Гуанки" . Энциклопедия Китая (Economics Edition), 1 -е изд.
- Мэй, Ронгжао, "Сюэ Гуанки" . Энциклопедия Китая (Mathematic Edition), 1 -е изд.
- Hummel, Arthur W. Sr. , ed. (1943). . Выдающийся китайский период периода Чина . Правительственная типография Соединенных Штатов .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- О'Коннор, Джон Дж.; Эдмунд , Робертсон MacTutor History of Mathematics Archive, Ф.
- Круглый стол Риччи в Университете Сан -Франциско
- В статье Техасского университета упоминается его
- Сюй Гуанки в Университете штата Мэн Архивировал 28 августа 2008 года на машине Wayback
- Сюй Гуанги
- 1562 Рождения
- 1633 Смерть
- Китайские астрономы 16-го века
- Китайские математики 16-го века
- Китайские астрономы 17-го века
- Китайские математики 17-го века
- Похороны в Шанхае
- Китайские римские католики
- Китайские агрономы
- Китайские технологические писатели
- Христианские апологеты
- Обращается в римско -католицизм
- Великие секретари Мин Дины
- Математики из Шанхая
- Мининастия классики
- Переводчики династии Мин
- Ученые династии Мин
- Правительственные чиновники династии Мин
- Политики из Шанхая
- Ученые из Шанхая
- Слуги Божьи
- Писатели из Шанхая
- 17-го века агрономисты
- Агрономисты 16-го века
- Китайские переводчики 17-го века
- Христиане династии Мин