Jump to content

Вьетнамская керамика

Чашка украшена хризантемами, покрытыми белой глазурью, корпус которой настолько тонкий, что пропускает свет. Изготовленный в 15 веке при династии Ле, он становится частью китайской императорской коллекции, и император Цяньлун ошибочно полагал, что он был выпущен в Китае во времена династии Мин . Сегодня это национальное достояние Китайской Республики , выставленное в Национальном дворцовом музее.
Фигура Нарасимхи, династия Ли, 11 век нашей эры.

Вьетнамская керамика относится к керамическому искусству и гончарному делу как к форме вьетнамского искусства и промышленности. Вьетнамская керамика и керамика имеют долгую историю, насчитывающую тысячи лет назад, в том числе задолго до китайского владычества , о чем свидетельствуют археологические данные.

Большая часть вьетнамской керамики и керамики после эпохи китайского доминирования находилась под сильным влиянием китайской керамики , но со временем стала явно вьетнамской. [1] Вьетнамские гончары сочетали в себе местные и китайские элементы. Они также экспериментировали как с оригинальными, так и с индивидуальными стилями, а также включали черты других культур, таких как Камбоджа , Индия и Чампа . [2]

Вьетнамская керамика была важной частью торговли между Вьетнамом и его соседями в досовременные времена на протяжении всех периодов.

Керамическая карнизная плитка с перевернутой надписью «vạn tuế» (долголетие), найденная на месте Дворца Королевства Наньюэ (ок. 207–111 до н.э.)

Ранняя керамика Ло Юэ доминировала в аборигенных особенностях культуры Дунсон .

Китайское господство

[ редактировать ]
Фарфор Юэ в Северном Вьетнаме, VII-IX века.
Бело-коричневый фарфор, 12-13 век.

В периоды китайского доминирования местная культура Донг Сон начала угасать. [3] и вьетнамская керамика находилась под влиянием китайской керамики .

Классический период

[ редактировать ]
Кремово-белый чайник из селадона, XI-XII века.

После восстановления независимости от Китая в 938 году вьетнамский мастер под суверенным королевским правлением начал проектировать и производить керамическую продукцию независимо от Китая. вьетнамского периода Ли-Трун Кремово-белая селадоновая и бело-коричневая керамика гом хоа нау имеют местные особенности и заметно отличаются от китайской керамики. Украшение и мотив дракона « Нага » стали обычным явлением в период Ли и появились на стелах, керамике вместе с Бодхи листом , лотосом , водой, макарой (मकर) и Буддой . [4] Чамское письмо было написано на терракотовых кирпичах, используемых для строительства религиозных зданий. [5]

Вьетнамский сине-белый кувшин из печи Чуду, 14 век.

Вьетнамцы начали экспортировать свою керамическую продукцию по крайней мере с конца 13 по 14 век. [6] Согласно археологическим находкам во Вьетнаме и других странах XIV века, некоторые вьетнамские керамические изделия и монеты, датированные 1330 годом, были обнаружены на стоянках в Японии, на Филиппинах и в Индонезии. [7]

Во время китайской оккупации Вьетнама в XV веке вьетнамские гончары с готовностью переняли кобальтовую подглазурную глазурь, которая уже завоевала популярность на экспортных рынках. Вьетнамские сине-белые изделия иногда содержали два типа кобальтового пигмента : кобальт с Ближнего Востока давал яркий синий цвет, но был дороже, чем более темный кобальт из Юньнани , Китай. [8]

В 15 веке около 80% керамических изделий Юго-Восточной Азии, импортированных в Тровулан , столицу империи Маджапахит, были вьетнамскими изделиями, а 20% - тайскими. [9] На Филиппинах вьетнамская керамика составляет 1,5–5% керамики, найденной на архипелаге, при этом на ее долю приходится 20–40% тайской керамики. [10] Вьетнамская керамика также составляла небольшое количество на рынке Западной Азии XV века . [10]

Современный

[ редактировать ]

В то время как керамические изделия в традиционном стиле все еще производятся и пользуются популярностью, современная керамика все чаще производится на экспорт. Центры производства керамики включают Лай Тьеу на юге Вьетнама . [11] [12]

Одним из примечательных примеров современного керамического искусства является Ханойская керамическая мозаичная фреска , прикрепленная к стене системы дамб Ханоя. Керамическая дорога длиной около 4 км является одним из крупнейших проектов, разработанных по случаю тысячелетнего юбилея Ханоя .

Кот Тьен

[ редактировать ]
Керамический погребальный кувшин , керамический погребальный кувшин из Каттьена на юге Вьетнама (4-9 века н. э.)

Археологический объект Кат Тьен на юге Вьетнама находится на территории национального парка Кат Тьен . Этот объект, случайно обнаруженный в 1985 году, простирается от коммуны Куанг Нгай до коммуны Ок Фу, при этом основные археологические артефакты сосредоточены в Куанг Нгай, район Кат Тьен, провинция Лам Донг, южный Тай Нгуен. Неизвестная цивилизация, создавшая это место, населяла его между 4 и 9 веками нашей эры. На этом месте было найдено множество керамических изделий.

Бат Транг

[ редактировать ]
Горшок с потрескавшейся полихромной глазурью из Бат Транга, династии Нгуен , 19 век. период

Фарфор и керамика Бат Транг — это вид керамики, изготовленный в деревне Бат Транг , которая сейчас объединена с пригородом Ханоя. Самое раннее упоминание о печах Бат Транг относится к 1352 году. [13] Деревня расположена в районе, богатом глиной, подходящей для изготовления прекрасной керамики. Керамика Бат Транг ценилась наряду с изделиями, конкурирующими с керамикой Чу Ду , а позже к ней присоединилась керамика из Онг Най , Фу Ланга и Нинь Тхуан . Историю гончарного производства в деревне можно проследить еще в 14 веке нашей эры, и в последующие века она была популярным промышленным продуктом, широко продаваемым местными купцами, а также европейскими торговыми судами по всей Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. В настоящее время Бат Транг продолжает производить миски, блюда и вазы не только для местного рынка, но и для экспорта в Японию, один из важных рынков вьетнамской керамики. Газовая печь становится все более популярной, чем электрическая или традиционная дровяная печь. Помимо традиционной техники декорирования кистью, в последнее время появляется техника декорирования с помощью трафаретной печати на рисовой бумаге. Новая технология применяется в основном для производства предметов религиозного назначения, таких как курильницы. Но все остальные процессы изготовления сосудов по-прежнему во многом выполняются вручную, что очень важно. Есть еще одна красивая вещь Бат Транга – старые семейные дома. Сохранилось всего два или три таких старых дома, которые до сих пор хранят дух старого Бат Транга, где можно найти большие вазы или чаши с украшениями 14 века, самого популярного периода керамики Бат Транг.

Первый частный музей деревни Бат Транг - Музей Бат Транг / Музей керамического искусства Ву Танга.

Сине-белое блюдо из печи Чу Дау, Ле Нхан Тонг, 1450–1460 гг.
Блюдо Чу Дау, украшенное гранатовым деревом и певчими птицами , датированное 15 веком.

Керамика Чу Доу в округе Нам Сач к востоку от Ханоя была обнаружена в 1983 году, что привело к серии раскопок, проводившихся там с 1986 по 1991 год. По оценкам, производство в деревне началось в 13 веке, достигнув пика в 13 веке. в 15-м и 16-м веках, а в 17-м веке пришел в упадок. [6] С 1436 по 1465 год китайская династия Мин внезапно прекратила торговлю с внешним миром, создав коммерческий вакуум, который позволил вьетнамской сине-белой керамике монополизировать рынки примерно на 150 лет. Вьетнамские изделия этой эпохи были найдены по всей Азии, от Японии, по всей Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины), до Ближнего Востока (аравийский порт Джульфар , Персия , Сирия, Турция, Египет) и Восточной Африки . ( Танзания ). [8]

Это место упоминается в знаменитой вазе, подписанной женщиной по имени Буи и датированной 1450 годом и хранящейся в Топкапы Сарай музее в Стамбуле . [14]

Керамику Чу Доу, экспортируемую в Японию, называли (Аннан) изделиями Аннама. Керамика Чу Доу также составила большую часть кораблекрушения в Хойане. [13]

Аннанская посуда в бело-голубых тонах

Торговля вьетнамской керамикой была подорвана из-за резкого падения торговли купцов Чам после вьетнамского вторжения в Чампу в 1471 году . [15] В XVI веке экспорт керамики из Вьетнама также пострадал из-за внутренней гражданской войны, вторжения Португалии и Испании в регион и завоевания португальцами Малакки, что вызвало расстройство торговой системы, в то время как карараки переправлялись из Малакки в Макао. торговля, которую вели португальцы, пришвартовалась в Брунее из-за хороших отношений между португальцами и Брунеем после того, как китайцы разрешили сдать Макао в аренду португальцам. [16]

В результате так называемой торговли Нанбан были найдены фрагменты вьетнамской керамики в XVI-XVII веках в северной части острова Кюсю . Среди них была деревянная табличка с иероглифом, указывающим дату 1330 года. Ходили ли японцы во Вьетнам или вьетнамские торговцы приходили в Японию, или все это шло через Китай, не совсем ясно. Записи истории Вьетнама показывают, что, когда лорд Нгуен Хоанг основал порт Хойан в начале 17 века, там уже жили сотни японских жителей.

Одним из наиболее известных предметов являются изделия Аннан (安南焼), которые экспортировались в Японию и использовались в японской чайной церемонии, хотя чаши на высоких ножках изначально использовались для еды. Чаши имели вывернутый бортик, высокую ножку, были подглазурованы кобальтовым растительным орнаментом, накладками над основанием, неглазурованными укладочными кольцами в колодце и коричневыми промывками по основанию. Диаметр может варьироваться от 9 до 15 сантиметров. Их производили в 16 и 17 веках.

Хойан, затонувший корабль

[ редактировать ]
Сине-белый керамический светильник и кувшины в форме феникса, относящиеся к династии Позднего Ле , 15 век. Провенанс Печь Чу Доу , провинция Хойдонг

Затонувший корабль «Хойан» находится в 22 милях от побережья центрального Вьетнама в Южно-Китайском море. Корабль перевозил большой груз вьетнамской керамики середины-конца 15 века. Происхождением предметов было известно как печи в дельте Красной реки (такие как Чуду ), поскольку раскопки в этом регионе продолжались с момента их открытия в 1983 году. расплавились, разрушились или взорвались в процессе стрельбы). Неповрежденные образцы произведенной продукции были редки, поскольку все они шли на экспорт. Когда затонувший корабль был найден, коллекционеры и археологи были в восторге, поскольку это обещало первый груз, состоящий исключительно из вьетнамских товаров.

В 1996 году было обнаружено более 250 000 неповрежденных образцов вьетнамской керамики. 10% уникальных изделий правительство оставило для национальных музеев, а остальную часть разрешили продать с аукциона для оплаты затрат на восстановление.

Чамские печи (керамика Го Сан)

[ редактировать ]
Керамический кувшин в стиле Чам, 15-16 век.

Чамские печи, расположенные в Го Сане, провинция Бинь Динь , современный центральный Вьетнам , недалеко от старой столицы Чам Виджая , представляли собой 20 известных печей Чампа , которые использовались для производства керамических кувшинов с коричневой глазурью, особенно в стиле Чам. Печи неоднократно перестраивались, что свидетельствует о достаточно длительном сроке использования. [17] Керамика Го Саня была найдена на Борнео , Филиппинах и на затонувших кораблях, таких как Панданан. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эволюция вьетнамской керамики: ThingsAsian. Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  2. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 59. ИСБН  978-1-904832-77-5 .
  3. ^ Микшич 2009 , с. 58.
  4. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 432–433.
  5. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 435.
  6. ^ Jump up to: а б Микшич 2009 , с. 59.
  7. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 490.
  8. ^ Jump up to: а б Гессерт, Ричард (15 февраля 2022 г.). «Больше видов синего» . Институт искусств Чикаго.
  9. ^ Микшич 2019 , с. 10.
  10. ^ Jump up to: а б Микшич 2019 , с. 13.
  11. ^ Тран 2001 , с. 165.
  12. ^ Труонг 2000 , с. 104.
  13. ^ Jump up to: а б Микшич 2009 , с. 60.
  14. ^ Керамика Чу Дау
  15. ^ Ли 2006 , с. 138.
  16. ^ Буи и Нгуен 2001 , с. 176.
  17. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 494.
  18. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 495.

Источники

[ редактировать ]
  • Стивенсон, Джон; Гай, Джон (1997). Вьетнамская керамика: отдельная традиция . Арт-медиа-ресурсы. ISBN  978-1-878529-22-0 .
  • Труонг, Филипп (2008). Слон и лотос: вьетнамская керамика в Музее изящных искусств, Бостон . Публикации МИД. п. 272. ИСБН  978-0-87846-717-4 .
  • Труонг, Хан (2000). Вьетнамский музей изобразительных искусств . Издательство «Изобразительное искусство».
  • Буи, Мин Чи; Нгуен, Керри Лонг (2001). Вьетнамская сине-белая керамика . Социальные науки.
  • Хонда, Хирому; Симадзу, Норики (1993). Вьетнамская и китайская керамика, используемая в японской чайной церемонии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 240. ИСБН  978-0-19-588607-8 .
  • Тран, Кхань Чуонг (2001). Гом Вьетнам . Издательский мир.
  • Тран, Кхань Чуонг (2005). Вьетнамская керамика . Ханой: Издательство Gioi.
  • Янг, Кэрол (1982). Вьетнамская керамика . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Ли, Тана (2006), «Взлет и падение океанского региона Цзяочжи», в Шоттенхаммере, Анджела; Птак, Родерих (ред.), «Восприятие морского пространства в традиционных китайских источниках» , Отто Харрасовиц Верлаг, стр. 125–141.
  • Микшич, Джон (2009), Керамика Юго-Восточной Азии: новый взгляд на старую керамику , Общество керамиков Юго-Восточной Азии.
  • Микшич, Джон Норман; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
  • Микшич, Джон (2019), Сандхтакаланинг Маджапахит: изучение динамики Маджапахита как великой силы Нусантары , Университет Эйрлангга
[ редактировать ]

СМИ, связанные с керамикой Вьетнама, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a42456c73aa38c364efb6bb8a8d28e12__1715530260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/12/a42456c73aa38c364efb6bb8a8d28e12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vietnamese ceramics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)