Вьетнамская керамика
Вьетнамская керамика относится к керамическому искусству и гончарному делу как к форме вьетнамского искусства и промышленности. Вьетнамская керамика и керамика имеют долгую историю, насчитывающую тысячи лет назад, в том числе задолго до китайского владычества , о чем свидетельствуют археологические данные.
Большая часть вьетнамской керамики и керамики после эпохи китайского доминирования находилась под сильным влиянием китайской керамики , но со временем стала явно вьетнамской. [1] Вьетнамские гончары сочетали в себе местные и китайские элементы. Они также экспериментировали как с оригинальными, так и с индивидуальными стилями, а также включали черты других культур, таких как Камбоджа , Индия и Чампа . [2]
Вьетнамская керамика была важной частью торговли между Вьетнамом и его соседями в досовременные времена на протяжении всех периодов.
История
[ редактировать ]неолит
[ редактировать ]Ранняя керамика Ло Юэ доминировала в аборигенных особенностях культуры Дунсон .
Китайское господство
[ редактировать ]В периоды китайского доминирования местная культура Донг Сон начала угасать. [3] и вьетнамская керамика находилась под влиянием китайской керамики .
Классический период
[ редактировать ]После восстановления независимости от Китая в 938 году вьетнамский мастер под суверенным королевским правлением начал проектировать и производить керамическую продукцию независимо от Китая. вьетнамского периода Ли-Трун Кремово-белая селадоновая и бело-коричневая керамика гом хоа нау имеют местные особенности и заметно отличаются от китайской керамики. Украшение и мотив дракона « Нага » стали обычным явлением в период Ли и появились на стелах, керамике вместе с Бодхи листом , лотосом , водой, макарой (मकर) и Буддой . [4] Чамское письмо было написано на терракотовых кирпичах, используемых для строительства религиозных зданий. [5]
Вьетнамцы начали экспортировать свою керамическую продукцию по крайней мере с конца 13 по 14 век. [6] Согласно археологическим находкам во Вьетнаме и других странах XIV века, некоторые вьетнамские керамические изделия и монеты, датированные 1330 годом, были обнаружены на стоянках в Японии, на Филиппинах и в Индонезии. [7]
Во время китайской оккупации Вьетнама в XV веке вьетнамские гончары с готовностью переняли кобальтовую подглазурную глазурь, которая уже завоевала популярность на экспортных рынках. Вьетнамские сине-белые изделия иногда содержали два типа кобальтового пигмента : кобальт с Ближнего Востока давал яркий синий цвет, но был дороже, чем более темный кобальт из Юньнани , Китай. [8]
В 15 веке около 80% керамических изделий Юго-Восточной Азии, импортированных в Тровулан , столицу империи Маджапахит, были вьетнамскими изделиями, а 20% - тайскими. [9] На Филиппинах вьетнамская керамика составляет 1,5–5% керамики, найденной на архипелаге, при этом на ее долю приходится 20–40% тайской керамики. [10] Вьетнамская керамика также составляла небольшое количество на рынке Западной Азии XV века . [10]
Современный
[ редактировать ]В то время как керамические изделия в традиционном стиле все еще производятся и пользуются популярностью, современная керамика все чаще производится на экспорт. Центры производства керамики включают Лай Тьеу на юге Вьетнама . [11] [12]
Одним из примечательных примеров современного керамического искусства является Ханойская керамическая мозаичная фреска , прикрепленная к стене системы дамб Ханоя. Керамическая дорога длиной около 4 км является одним из крупнейших проектов, разработанных по случаю тысячелетнего юбилея Ханоя .
Кот Тьен
[ редактировать ]Археологический объект Кат Тьен на юге Вьетнама находится на территории национального парка Кат Тьен . Этот объект, случайно обнаруженный в 1985 году, простирается от коммуны Куанг Нгай до коммуны Ок Фу, при этом основные археологические артефакты сосредоточены в Куанг Нгай, район Кат Тьен, провинция Лам Донг, южный Тай Нгуен. Неизвестная цивилизация, создавшая это место, населяла его между 4 и 9 веками нашей эры. На этом месте было найдено множество керамических изделий.
Бат Транг
[ редактировать ]Фарфор и керамика Бат Транг — это вид керамики, изготовленный в деревне Бат Транг , которая сейчас объединена с пригородом Ханоя. Самое раннее упоминание о печах Бат Транг относится к 1352 году. [13] Деревня расположена в районе, богатом глиной, подходящей для изготовления прекрасной керамики. Керамика Бат Транг ценилась наряду с изделиями, конкурирующими с керамикой Чу Ду , а позже к ней присоединилась керамика из Онг Най , Фу Ланга и Нинь Тхуан . Историю гончарного производства в деревне можно проследить еще в 14 веке нашей эры, и в последующие века она была популярным промышленным продуктом, широко продаваемым местными купцами, а также европейскими торговыми судами по всей Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. В настоящее время Бат Транг продолжает производить миски, блюда и вазы не только для местного рынка, но и для экспорта в Японию, один из важных рынков вьетнамской керамики. Газовая печь становится все более популярной, чем электрическая или традиционная дровяная печь. Помимо традиционной техники декорирования кистью, в последнее время появляется техника декорирования с помощью трафаретной печати на рисовой бумаге. Новая технология применяется в основном для производства предметов религиозного назначения, таких как курильницы. Но все остальные процессы изготовления сосудов по-прежнему во многом выполняются вручную, что очень важно. Есть еще одна красивая вещь Бат Транга – старые семейные дома. Сохранилось всего два или три таких старых дома, которые до сих пор хранят дух старого Бат Транга, где можно найти большие вазы или чаши с украшениями 14 века, самого популярного периода керамики Бат Транг.
Первый частный музей деревни Бат Транг - Музей Бат Транг / Музей керамического искусства Ву Танга.
Чу Дау
[ редактировать ]Керамика Чу Доу в округе Нам Сач к востоку от Ханоя была обнаружена в 1983 году, что привело к серии раскопок, проводившихся там с 1986 по 1991 год. По оценкам, производство в деревне началось в 13 веке, достигнув пика в 13 веке. в 15-м и 16-м веках, а в 17-м веке пришел в упадок. [6] С 1436 по 1465 год китайская династия Мин внезапно прекратила торговлю с внешним миром, создав коммерческий вакуум, который позволил вьетнамской сине-белой керамике монополизировать рынки примерно на 150 лет. Вьетнамские изделия этой эпохи были найдены по всей Азии, от Японии, по всей Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины), до Ближнего Востока (аравийский порт Джульфар , Персия , Сирия, Турция, Египет) и Восточной Африки . ( Танзания ). [8]
Это место упоминается в знаменитой вазе, подписанной женщиной по имени Буи и датированной 1450 годом и хранящейся в Топкапы Сарай музее в Стамбуле . [14]
Керамику Чу Доу, экспортируемую в Японию, называли (Аннан) изделиями Аннама. Керамика Чу Доу также составила большую часть кораблекрушения в Хойане. [13]
Внутри
[ редактировать ]Торговля вьетнамской керамикой была подорвана из-за резкого падения торговли купцов Чам после вьетнамского вторжения в Чампу в 1471 году . [15] В XVI веке экспорт керамики из Вьетнама также пострадал из-за внутренней гражданской войны, вторжения Португалии и Испании в регион и завоевания португальцами Малакки, что вызвало расстройство торговой системы, в то время как карараки переправлялись из Малакки в Макао. торговля, которую вели португальцы, пришвартовалась в Брунее из-за хороших отношений между португальцами и Брунеем после того, как китайцы разрешили сдать Макао в аренду португальцам. [16]
В результате так называемой торговли Нанбан были найдены фрагменты вьетнамской керамики в XVI-XVII веках в северной части острова Кюсю . Среди них была деревянная табличка с иероглифом, указывающим дату 1330 года. Ходили ли японцы во Вьетнам или вьетнамские торговцы приходили в Японию, или все это шло через Китай, не совсем ясно. Записи истории Вьетнама показывают, что, когда лорд Нгуен Хоанг основал порт Хойан в начале 17 века, там уже жили сотни японских жителей.
Одним из наиболее известных предметов являются изделия Аннан (安南焼), которые экспортировались в Японию и использовались в японской чайной церемонии, хотя чаши на высоких ножках изначально использовались для еды. Чаши имели вывернутый бортик, высокую ножку, были подглазурованы кобальтовым растительным орнаментом, накладками над основанием, неглазурованными укладочными кольцами в колодце и коричневыми промывками по основанию. Диаметр может варьироваться от 9 до 15 сантиметров. Их производили в 16 и 17 веках.
Хойан, затонувший корабль
[ редактировать ]Затонувший корабль «Хойан» находится в 22 милях от побережья центрального Вьетнама в Южно-Китайском море. Корабль перевозил большой груз вьетнамской керамики середины-конца 15 века. Происхождением предметов было известно как печи в дельте Красной реки (такие как Чуду ), поскольку раскопки в этом регионе продолжались с момента их открытия в 1983 году. расплавились, разрушились или взорвались в процессе стрельбы). Неповрежденные образцы произведенной продукции были редки, поскольку все они шли на экспорт. Когда затонувший корабль был найден, коллекционеры и археологи были в восторге, поскольку это обещало первый груз, состоящий исключительно из вьетнамских товаров.
В 1996 году было обнаружено более 250 000 неповрежденных образцов вьетнамской керамики. 10% уникальных изделий правительство оставило для национальных музеев, а остальную часть разрешили продать с аукциона для оплаты затрат на восстановление.
Чамские печи (керамика Го Сан)
[ редактировать ]Чамские печи, расположенные в Го Сане, провинция Бинь Динь , современный центральный Вьетнам , недалеко от старой столицы Чам Виджая , представляли собой 20 известных печей Чампа , которые использовались для производства керамических кувшинов с коричневой глазурью, особенно в стиле Чам. Печи неоднократно перестраивались, что свидетельствует о достаточно длительном сроке использования. [17] Керамика Го Саня была найдена на Борнео , Филиппинах и на затонувших кораблях, таких как Панданан. [18]
Галерея
[ редактировать ]- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Ручная керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Керамика в Бат Транге, Вьетнам.
- Транспортировка керамики в Бат Транге, Вьетнам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эволюция вьетнамской керамики: ThingsAsian. Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 59. ИСБН 978-1-904832-77-5 .
- ^ Микшич 2009 , с. 58.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 432–433.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Микшич 2009 , с. 59.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 490.
- ^ Jump up to: а б Гессерт, Ричард (15 февраля 2022 г.). «Больше видов синего» . Институт искусств Чикаго.
- ^ Микшич 2019 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Микшич 2019 , с. 13.
- ^ Тран 2001 , с. 165.
- ^ Труонг 2000 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Микшич 2009 , с. 60.
- ^ Керамика Чу Дау
- ^ Ли 2006 , с. 138.
- ^ Буи и Нгуен 2001 , с. 176.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 494.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 495.
Источники
[ редактировать ]- Стивенсон, Джон; Гай, Джон (1997). Вьетнамская керамика: отдельная традиция . Арт-медиа-ресурсы. ISBN 978-1-878529-22-0 .
- Труонг, Филипп (2008). Слон и лотос: вьетнамская керамика в Музее изящных искусств, Бостон . Публикации МИД. п. 272. ИСБН 978-0-87846-717-4 .
- Труонг, Хан (2000). Вьетнамский музей изобразительных искусств . Издательство «Изобразительное искусство».
- Буи, Мин Чи; Нгуен, Керри Лонг (2001). Вьетнамская сине-белая керамика . Социальные науки.
- Хонда, Хирому; Симадзу, Норики (1993). Вьетнамская и китайская керамика, используемая в японской чайной церемонии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 240. ИСБН 978-0-19-588607-8 .
- Тран, Кхань Чуонг (2001). Гом Вьетнам . Издательский мир.
- Тран, Кхань Чуонг (2005). Вьетнамская керамика . Ханой: Издательство Gioi.
- Янг, Кэрол (1982). Вьетнамская керамика . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Ли, Тана (2006), «Взлет и падение океанского региона Цзяочжи», в Шоттенхаммере, Анджела; Птак, Родерих (ред.), «Восприятие морского пространства в традиционных китайских источниках» , Отто Харрасовиц Верлаг, стр. 125–141.
- Микшич, Джон (2009), Керамика Юго-Восточной Азии: новый взгляд на старую керамику , Общество керамиков Юго-Восточной Азии.
- Микшич, Джон Норман; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- Микшич, Джон (2019), Сандхтакаланинг Маджапахит: изучение динамики Маджапахита как великой силы Нусантары , Университет Эйрлангга
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с керамикой Вьетнама, на Викискладе?