Кайели люди
![]() Мужчины Кайели на берегу реки Лумаити в Буру , 1892 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
600 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Язык кайели (вымерший), языки Сула-Буру , индонезийский язык | |
Религия | |
Ислам (преимущественно), Язычество | |
Родственные этнические группы | |
Буру , Амбелау , Лисела |
Кайели ( индонезийский : Суку Кайели ) — этническая группа, в основном проживающая на южном побережье залива Кайели индонезийского острова Буру , в основном из залива Кайели. С этнографической точки зрения каели близки другим коренным народам Буру, таким как Лисела и Буру .
Сообщество Кайели сформировалось во время голландской колонизации современной территории Индонезии, а в период с 17 по 19 века голландцы занимали свое стратегическое положение по сравнению с другими жителями острова Буру . [ 2 ] С середины 20 века численность этой этнической группы быстро сокращалась, и к началу 21 века ее осталось около 800 человек. [ 3 ] [ 4 ] Что касается религии, большинство из них — мусульмане- сунниты с некоторыми остатками языческих верований. [ 3 ] Кайели утратили свой родной язык к концу 20-го века, когда они начали перенимать другие языки коренных народов Буру или индонезийский язык .
История
[ редактировать ]
Этногенез Кайели напрямую связан с колонизацией острова Буру Голландской Ост-Индской компанией в 17 веке. В 1658 году на южном берегу залива Кайели было построено первое постоянное голландское поселение и военный форт, и на протяжении двух столетий он был административным центром острова. Соответственно, тысячи коренных жителей были насильственно переселены в этот район из других частей острова, включая большую часть племенной знати, и вокруг форта было построено около тринадцати больших деревень. Переселение было призвано облегчить контроль над местным населением и предоставить рабочую силу для гвоздичных полей, которые голландцы засаживали в этой части острова. [ 4 ]
В результате на относительно небольшой территории вокруг форта было построено 13 деревень. Представители различных этнических групп острова были расселены рядом и объединены общей экономической деятельностью, что со временем создало условия, приведшие к многочисленным смешанным бракам. Именно таким путем, путем смешения народов разных этнических групп между собой, а также с небольшим коренным населением восточного побережья острова Буру , при этом в этой части острова произошло формирование новой этнической общности. [ 5 ] Этническая принадлежность кайели со своим языком сформировалась как смесь вновь прибывших поселенцев и коренного населения территории форта. [ 4 ] Уже к концу XVIII века значительная часть населения местных жителей идентифицировала себя не по этнической принадлежности своих предков, к которым они принадлежали, а как отдельную народную группу, собственное название которой было заимствовано от имени залив и крупнейшее поселение, основанное на том самом берегу. [ 5 ]
Наличие среди предков племенной аристократии и взаимодействие с голландской колониальной администрацией обусловили на протяжении последующих столетий особое положение Кайели, претендовавшего на роль коренной элиты острова. [ 5 ] Однако при постепенном смягчении колониальной системы; из-за постепенного снижения мировых цен на производимую здесь гвоздику народ каели начал терять свой привилегированный статус. К концу 19 века большая часть прибрежного населения залива Кайли; которые не потеряли этнических и культурных связей с родственниками, начали возвращаться в свои родовые дома и, как следствие, прекратили возможность формирования более крупной общности народа каели. [ 6 ]
Так в 1880-х годах вожди ( раджас ) Лелиали, Ваэ Сама и Фоги переселили значительную часть своих этнических групп назад; в начале 1900-х к ним присоединился Тагалиса. Таким образом, мусульманское (коренное) население форта Кайели сократилось с 1400 в 1850-х годах до 231 в 1907 году. Распад был ускорен уходом голландцев в 1950-х годах и образованием независимой Индонезии. Утрата поддержки со стороны колонистов, дополненная оставлением форта, привела к ускоренной ассимиляции большинства народа кайели с другими более крупными коренными народами острова. [ 7 ] [ 1 ] Хотя небольшая община кайели все еще остается в заливе Кайели, их язык, вероятно, утерян. [ 3 ]
Население и населенные пункты
[ редактировать ]
Общая численность населения кайели в начале XXI века составляет около 600 человек. [ 1 ] Есть источники, которые утверждают, что это 5000 человек, но они, очевидно, используют устаревшие данные. [ 8 ] В любом случае, народ каели имеет наименьшую численность среди коренных этнических групп острова Буру . Они составляют менее 0,5% современного населения острова (около 165 000 человек в 2012 году). В то же время, учитывая довольно быструю ассимиляцию народа каели, количество людей, относящих себя к этносу, продолжает быстро сокращаться. [ 1 ] [ 9 ]
Народ кайели относительно сконцентрирован в северо-восточной части острова Буру . Большинство из них расселено вдоль южного побережья залива Кайели, а оставшаяся небольшая часть — в долине реки Апо, впадающей в залив. [ 9 ] [ 10 ]
Религия
[ редактировать ]
Как и само происхождение народа кайели, особенности религиозной принадлежности этого народа напрямую связаны с колониальной деятельностью голландцев. С момента прихода на остров голландских колонистов в середине 17 века дворяне и значительная часть простых жителей острова Буру были обращены в суннитский ислам , включая общину, переселившуюся в 1658 году на побережье залива Кайели. тоже были мусульманами. Стремясь обеспечить лояльность новых поселенцев, администраторы Голландской Ост-Индской компании подписали с вождями племен контракт, гарантирующий им право исповедовать свою исламскую религию. В течение следующих столетий голландские колонисты в некоторой степени придерживались этого обязательства, несмотря на активную прозелитическую проповедь на острове Буру европейских католических и протестантских миссионеров, это не затронуло регион Кайели. [ 11 ] [ 12 ]
В результате народ каели представляет собой наиболее исламизированную этническую общину острова Буру . Среди них есть остатки доисламских языческих систем верований, но в гораздо меньшей степени, чем у других этнических народов острова. [ 9 ] [ 13 ] [ 11 ] [ 12 ]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]В первые два столетия голландского колониального правления абсолютное большинство народа кайели эксплуатировалось на плантациях гвоздик . После того как растение перестало быть основной сельскохозяйственной культурой острова Буру , экономическая деятельность народа кайели начала диверсифицироваться. Большая часть населения занимается выращиванием саговой пальмы и эвкалипта соответственно для производства саго и ароматического масла. Другое значительное развитие было получено в рыболовстве. [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Томас Рейтер, изд. (2006), Разделение Земли, Разделение Земли: Земля и территория в австронезийском мире (PDF) , Австралийский национальный университет, ISBN 1-920942-69-6
- Чарльз Э. Граймс (январь 1995 г.), В поисках корней языковой смерти в Восточной Индонезии: случаи Кайели и Хукумины (PDF) , Ежегодное собрание Лингвистического общества Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чарльз Э. Граймс (1995). В поисках корней языковой смерти в Восточной Индонезии . п. 2.
- ^ М. Джунаиди (2009). «История конфликтов и мира в Северном Малуку» (PDF) . Академика: Журнал социальных и политических наук. п. 245. ISSN 1411-3341 . Проверено 11.09.2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Этнолог : Языки мира. «Кайели: язык Индонезии (Малуку)» .
- ^ Jump up to: а б с Томас Рейтер, изд. (2006). Разделение Земли, Разделение Земли . стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с Томас Рейтер, изд. (2006). Разделение Земли, Разделение Земли . стр. 145–146.
- ^ Томас Рейтер, изд. (2006). Разделение Земли, Разделение Земли . п. 147.
- ^ Томас Рейтер, изд. (2006). Разделение Земли, Разделение Земли . стр. 147–149.
- ^ "Кайели" . Etnolog . Retrieved 2017-09-16 .
- ^ Jump up to: а б с «Каели» . Этнолог. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Чарльз Э. Граймс (1995). В поисках корней языковой смерти в Восточной Индонезии . стр. 2–4.
- ^ Jump up to: а б с Томас Рейтер, изд. (2006). Разделение Земли, Разделение Земли . п. 146.
- ^ Jump up to: а б с Чарльз Э. Граймс (1995). В поисках корней языковой смерти в Восточной Индонезии . п. 11.
- ^ «Язык Кайели» . Веб-цитата. Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 16 сентября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Граймс, Барбара Дикс (1994). Буру наизнанку. В: Виссер, Л.Е., изд. Хальмахера и далее . Лейден.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Льюис, М. Пол (ред.) (2009). Этнолог: Языки мира, Издание шестнадцатое . Даллас, Техас.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
